Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 283
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 282
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Мой адрес, Советский Союз. (Рассказ)

Автор: yurshmel
                                                    


        
        Говорят, что иностранцы покупают плацкартный билет на поезд «Россия» следующий по маршруту «Москва – Владивосток» и едут, чтобы посмотреть из окна на нашу огромную страну. Более того, якобы организован специальный туристический поезд, следующий по этому маршруту с длительными остановками и экскурсиями по ходу следования. Это здорово. Билет, правда, говорят, стоит несусветных денег. Не по карману такое счастье, а то бы обязательно прокатился. Во первых, это очень интересно, мы живем в уникальной и великой стране, где поезд идет в один конец целую неделю. Во вторых, хотелось бы повторить путь, по которому однажды уже довелось проехаться. Было это в начале сентября 1964 года и прокатился я тогда через весь Советский Союз от Львова до Владивостока. И прокатился бесплатно для своего кошелька, за государственный счет. Поездка запомнилась на всю жизнь.
        «На дальней станции сойду, трава по пояс…». Кому из моих сверстников не знакомы эти слова из песни? Мне кажется, таких людей нет. Моя молодость пришлась на  период, когда слова: романтика, тайга, дальние края, звучали повсеместно и повседневно, буквально на каждом шагу. Особенно отличалась  радиостанция «Юность», которая работала на волне «Маяка». Да и на других радиостанциях также очень часто звучали лирические песни о дальних странствиях. Несомненным лидером, комсомольской, песенной романтики была А.Пахмутова. Об этом же постоянно писали и газеты, и журналы во главе с «Комсомольской правдой». О дальних краях, тайге и морозах писали стихи поэты, а молодые люди с упоением читали. Одним словом, романтикой были «заражены» многие советские граждане, особенно молодежь, всегда готовая к перемене мест. Конечно, не был сторонним наблюдателем и я. Мечта уехать в далекую дальность, туда, где вершится история нашего государства, где в суровых условиях возникают могучие электростанции, вырастают молодые города, где каждый день-подвиг, эта мечта всегда звала меня. Наконец, она стала приобретать реальные черты: на перроне ярославского вокзала  меня ждет скорый поезд №1 «Москва – Владивосток», фирменный поезд «Россия». Приветливые проводницы, очень похожие на стюардесс, с улыбкой проверяют билет и приглашают в вагон. Впереди семь суток пути через всю страну, а еду я из крайней точки СССР на западе, из города Борислав, в противоположную крайнюю точку, на востоке: город Большекаменск.
       Буквально, несколько часов назад на Киевском вокзале я вышел с поезда Львов – Москва на котором проехал через всю Украину и юго – западную часть российской федерации. Мой путь лежал на Дальний Восток, на ударную комсомольскую стройку. Маршрут нашего поезда проложен по северной ветке, то есть через Ярославль и Киров, на Свердловск, обходя, таким образом стороной мой родной Татарстан. Места, по которым мы едем, для меня совершенно новые и я, конечно, старался увидеть, как можно больше. К сожалению  сейчас мало что могу вспомнить, в памяти сохранились лишь отрывки, да некоторые эпизоды. Множество разных вокзалов и станций, бесконечное мелькание за окном вагона деревень, поселков, рек и речушек, полей, лесов и перелесков слилось в единый калейдоскоп. Сибирь, почему то запомнилась вареной картошкой. Ее продавали везде, на каждой станции. На перронах также продавали толстую вареную колбасу, типа любительской. Колбаса эта была горячей, продавщицы доставали ее из большой кастрюли, где она варилась в кипятке. Горячая колбаса, вареная картошка и хлеб были моим питанием на протяжении всей дороги по Сибири.
       Помню при приближении к Новосибирску все ждали, а затем с интересом смотрели на реку Обь и мост через нее. Какое впечатление это произвело на меня, не помню, но то, что ждали, помню. Главный объект Транссибирской магистрали, вне сомнения, озеро Байкал. И вот, наконец, после Иркутска, наш поезд стал приближаться к знаменитому озеру.  К тому времени пассажиры поезда уже перезнакомились друг с другом, разбились на компании и компашки, вынужденный досуг проводили в меру своего разумения и возможностей. Иногда наш поезд даже напоминал мне большое общежитие. Первая станция на берегу Байкала – Слюдянка, выхожу из вагона и вижу, что вместо колбасы продают рыбу в разных видах, но все, почему то, спрашивают омуля. Оказывается, что это самая знаменитая байкальская рыба, но лов ее под запретом. Так и не удалось мне попробовать, что за чудо, этот омуль. Наш поезд идет вдоль береговой линии, красота неописуемая, что то подобное в нашей стране можно увидеть только на участке железной дороги от Туапсе до Сочи. Но на Байкале все таки, по - моему, главнее. Следующая станция на берегу озера – Танхой, на этой станции, мы со своей компанией решили набрать байкальской воды. Заранее приготовили стеклянные бутылки из под лимонада, дождались остановки и бегом побежали через рельсы к воде. Неуклюжим растяпой, я ни когда не был, поэтому трудно понять, как это я умудрился споткнуться о рельс. Но это произошло, и со всего размаху я упал на каменистую землю байкальского берега. Стеклянная бутылка разбилась в руке, повредив мне вену. Весь испачканный кровью, быстро вернулся в вагон, где с помощью проводницы и пассажиров, мне наложили жгут на руку и остановили кровь. Разрез оказался большим, требовалась медицинская помощь и все решили, что меня нужно везти в Улан – Удэ, где есть соответствующие условия и хирурги. От Танхоя до Улан-Уде, наш поезд должен, по расписанию, идти чуть более четырех часов. Без сомнения на этом перегоне я был в центре внимания и заботы, добровольные помощники следили за моей рукой, так как нельзя обескровливать руку более, чем на два часа и они регулярно пускали кровь, ослабляя жгут. Общими стараниями меня благополучно довезли до города, а там уже на вокзале ждала скорая помощь, которая отвезла  в больницу на операцию.
        Операция оказалась не сложной: почистили рану, наложили швы, забинтовали руку, повесили ее с помощью бинта в горизонтальном положении и отпустили восвояси. С чемоданом в руке и походной сумкой через плечо я пешком поплелся на вокзал. Больница была недалеко от вокзала и я довольно быстро добрался до него. На вокзале мне не понравилась, очень много, каких то подозрительных личностей и чуть ли не откровенных бандитов. Поэтому, не дожидаясь Владивостокского поезда, закомпостировал билет на ближайший, следующий лишь до Хабаровска. и поехал дальше. В Хабаровске мне пришлось делать пересадку. Железнодорожный вокзал здесь был современным и  большим, но что там творилось! Такого количества босяков и оборванцев, я не видел ни когда. На вокзале в распоряжении пассажиров два этажа: первый и полуподвальный. На первом этаже люди находятся в постоянном движении, кто то спешит на посадку, кто то сошел с поезда. В нижнем этаже, практически в подвале, люди лежали и сидели на скамейках, разложив свои пожитки, хлеб, еду и выпивку. Сразу видно, что это постояльцы местные, а не пассажиры. Их сообщество было похоже, на какое то сборище беспризорников, только не детей, а взрослых мужчин и женщин, некое подобие цыганского табора, только беспорядочного и не такого красочного. Эта публика демонстрировала, как нельзя лучше, что Хабаровск является транспортным узлом всей Восточной Сибири. Погуляв по вокзалу, я нашел в одном из помещений свободное местечко и продремал до утра. Утром, перед посадкой на поезд, зашел в медпункт, где мне обработали швы и сделали перевязку. Моя рана, как и положено, благополучно заживала, шел ведь уже третий день после операции.
      К полудню пришел мой поезд на Владивосток. С чувством облегчения я сел и поехал дальше по назначению. На следующее утро наш поезд приближался к столице Приморья, Владивостоку. Последняя станция перед ним, Угольная. Мне здесь выходить на пересадку. Выйдя из вагона, я сразу почувствовал неповторимый запах моря, хоть его и не видно было. Запах морского берега спутать нельзя ни с чем. На этой станции я должен пересесть в электричку и ехать до районного центра Шкотово и там уже на автобусе в город Большой Камень, конечный пункт моей Одиссеи. После обеда я был уже на месте, в строительном управлении. Предъявил свои документы и получил направление в общежитие, а также на работу.
           Итак, позади почти двенадцать тысяч километров пути. Я проехал из конца в конец всю нашу огромную страну, с громким названием Союз Советских Социалистических Республик. В дороге я встретил свой день рождения, мне исполнилось ровно двадцать лет, началась взрослая жизнь. Беззаботное время юности и удалой молодости ушло в безвозвратное прошлое.
                                                  

© yurshmel, 27.03.2011 в 08:24
Свидетельство о публикации № 27032011082414-00209631
Читателей произведения за все время — 44, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют