Итоговые оценки:
(Голосовали Злой – Бочаров – Сирота – Зиновкин)
Согласно условиям конкурса (5 участников), присуждена одна премия.
Первое место занял Дмитрий Баро – 31 балл.
Второе (непризовое) место занял Everett Marm – 30,5 балла.
Третье (непризовое) место заняла Лиана Алавердова – 29 баллов
Поздравляем победителей.
Спасибо всем принявшим участие авторам и членам жюри.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ОБЗОР РАБОТ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
В 16-том туре было необходимо написать синквейн на тему Козьмы Пруткова: «Лучше скажи мало, но хорошо». Традиционный синквейн – пятистрочник, 2-4-6-8-2 слогов, обратный синквейн – пятистрочник с обратной последовательностью стихов (2-8-6-4-2), зеркальный синквейн – две пятистрочные строфы, где первая – это традиционный, а вторая – обратный синквейны, синквейн-бабочка –это девятистрочник со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2. Рифмовка во всех вариантах не предусмотрена, хотя и никем не запрещается.
Андрей Злой:
При чтении меня заинтересовало, что многие синквейны ощущаются просто как хитро покрошенные обычные фразы. Собственно «волнообразная» структура строфы при чтении съедается. Как в шуточном примере Сергея Гулевича –
Лучше
Скажи мало,
Но хорошо. Лучше
Скажи мало, но хорошо?
Лучше!
– и структура строфы «правильная», и тема идеальнейше совпала… – только синквейном называть не хочется. А когда форма выглядит насильственно навязанной тексту – магия стиха рушится: «искусство», как известно, не терпит «искусственности».
Как этого ощущения «неестественности» структуры текста избежать? Попробую в процессе обзора сообразить.
Любовь Сирота:
Говорить, казалось бы, почти не о чем: работ мало – удивительно мало при таком необычном и в общем-то занимательном задании. Но те участники, которые всё же решились, порадовали. С удовольствием всем ставила высокие оценки.
Лиана Алавердова
Трубка
Телефона
Лежала на столе,
Словно раненная в живот.
Конец.
Андрей Злой:
Форма и тема – ОК. Эффектный образ – понравился. Но – как я писал в начале – при чтении «синвейновая» структура ощущается привнесённой в стих насильно. Фигурно покрошенный верлибр. 7 баллов (скорее за образ трубки, чем за синквейн).
Любовь Сирота:
Коротко, не ритмизованно, не рифмовано – как сказано, рифмовка украшает, хотя и не является обязательной – но изумительно точно и образно. Бог с ними, с рифмовкой и ритмом. Хотя – может, и вправду украсили бы… 8 баллов.
Everett Marm
Гирлянда синквейнов.Проснись.
Ни сон, ни сонм
Фантасмагорий сна
Не студят голову теперь.
Не жаль.Карниз.
То стук, то звон
Текут в проём окна,
Колотят в грудь, колотят в дверь.
Февраль.Зима.
Но дальний звон -
То краткое "пора" -
Сбивает птиц с насеста "юг"
В клинà.Лиман.
Проталин сонм,
Их ледяной испуг
Тебе о чём-то говорят
Из сна?Обман -
Чуть слышный звук,
Тягучий долгий стон
Капелящего февраля.
Весна?..Проснись!
То стук, то звон,
То краткое "пора"
Тебе о чём-то говорят?
Весна.
Андрей Злой:
Хитрую конструкцию автор придумал: 5 синквейнов с «объединяющим» их 6-м. Действительно – «гирлянда» или «венок»…
Рифмовка есть, но в «переходной» третьей строфе автор явно не смог выбрать, с какой строфой её срифмовать («юг» повисло), рифмы в четвёртой – пятой чуть перетасованы. А в завершающем «магистрале» в принципе трудно ожидать вразумительной рифмовки с соседом (во всяком случае, это было бы верхом пасьянсного искусства).
В общем, идея красивая (не до конца, правда, продуманная), в исполнении довольно обременительная.
По форме – ОК. По теме – притянуть трудно, даже если засчитать сам стих за воплощение тезиса «скажи хорошо»: примером «скажи мало» он не является.
Здесь, в сумме, «синквейновость» строф ощущается. Этому помогают:
1) наличие простого ритма (хотя не радикально – при «сшивании» строк метр сохранился бы);
2) то, что строф несколько – моя «разпознавалка» успевает синхронизироваться с их структурой;
3) «ударные» первые строки строф – они являются отдельными предложениями или восклицаниями (вот если бы и концы – так же…) , да и прочие строки, по возможности, разрываются «по границе мысли»: переводы строки ощущаются осмысленными;
4) отчасти – рифмовка, но здесь она разделена 5-ю строками – достаточное расстояние, чтобы слабо ощущаться; только рифмовка двусложных строк «ударяет» всерьёз.
8 баллов.
Любовь Сирота:
Изящная работа. Вот тут – и рифмы, и ритм, и некая связующая идея «закольцовки», как в венковых циклах – понравилось. Немножко неловкой показалась строфа-синквейн с «клинАми». Но в целом, по-моему, здорово. 8,5 баллов.
Ирина Янакова
Бог дал
Вороне сыр,
Польстилась та на лесть.
Не надо разевать свой рот
Зазря.
Андрей Злой:
Структура – ОК. Смысл, при желании, притянуть можно: каркнула кратко и (для лисы…) хорошо.
Но ощущение постороннести, навязанности разбивки на строки есть – особенно в первых двух строках. 7 баллов.
Любовь Сирота:
И это понравилось. Забавная идея. Сюжет триста тысяч раз перепет и обыгран – но почему бы не обыграть его еще и ТАК? Коротко и остроумно. Понравилось. Снижаю оценку (по сравнению с высшей) только сообразно, так сказать, количеству вложенного труда. Один нерифмованный синквейн – это всё таки меньше, чем мАстерские изделия соперников. Как и у Лианы. У Лианы – поразительный образ, тут – ритм и юмор. Так что – столько же. 8 баллов.
Дмитрий Баро
Прости…
Я не сказал
Не смог произнести…
Везёт на аэровокзал
ТаксиДожди
И пустота
Сказать: - Не уходи!
Не смог. Текучка… Суета…
Лети…
Андрей Злой:
Вот здесь «синквейновость» распознаётся хорошо. Причины:
– легко воспринимаетмая рифмовка (не пунктирная – межстрофная, а обычная), естественно режущая текст на строки,
– смысловая разбивка строк,
– да и пара строф даёт возможность ощутить ритм лучше, чем одиночная…
Структура и тема – ОК.
9 баллов.
Любовь Сирота:
Это понравилось больше всех. Больше всех прочих убедило, что такая штука как синквейн может быть гармоничным явлением, способным прижиться на почве российской поэзии. 9 баллов.
Валерий Панин
СчастьеБыло..
Было давно –
Счастье билось волной.
Жаль, что это счастье жило
Давно…
Но оно же было, было!
В сердце било волной…
Андрей Злой:
Нестандартный синквейн (семистрочников не помню…). Но звучит очень похоже, идея та же. Только, на мой вкус, завершающее слово – «волной» – эффектнее было бы вынести в отдельную строчку.
Немного напрягает рифма «жило-было». :)
Наиболее эмоциональное из конкурсных. Короткие строки «ударяют» настроением: «Было…», «Давно…». Понравилось. В поэзии – на мой вкус – вообще важнее «эмоция», чем «повествование» (хотя нарочито туманные бессмыслицы раздражают). Забавно, что из-за эмоциональности «нарушение ритма» шестую строку не портит – восклицание здесь, стон, излом чувства и ритма… – крик и в реальности «выскакивает» из речи, гладкость ритма ведёт к «Не верю!».
(Да, кстати, – если почитать внимательно (здесь), то сама «изобретательница» синквейнов вовсе не стремилась строго следовать «2-4-6-8-2», там сохраняется только общая идея: «волна» нарастает, нарастает и – рушится, – бамс! – краткий итог.)
К сожалению, темы совсем не вижу (и, формально, есть нарушение структуры). 6 баллов (а жаль – выглядит заготовкой эффектного стиха).
Любовь Сирота:
Тоже хорошо. Только предпоследняя строчка, на мой взгляд, разрушила ритм. Звучала музыка паузного дактиля – и вдруг вторгся откуда ни возьмись то ли хорей, то ли вообще неясно что. Почему бы не изменить порядок слов: «Но было же, было оно!»? 7,5 баллов.
- - - - - - - - -
ВНЕ КОНКУРСА
Галка Сороко-Вороно (вне конкурса)
«Люблю»-
ты произнес.
Не надо лишних слов,
пусть мало сказано, зато:
«люблю»…А если симметрично, например: 2-4-6-8-6-4-2, или это уже не будет синквейном? Зато можно рифмовать.
«Люблю» -
ты произнес,
не надо лишних слов,
все и без слов понятно мне,
слова мешают тишине.
Ответ давно готов
на твой вопрос:
«Люблю»!
Андрей Злой:
Галка, хорошие стихи. Мне понравилось. И структура не выглядит «навязанной».
Любовь Сирота:
Почему бы и нет? Форма несколько искусственная, а значит, допускающая самые различные эксперименты. Жаль, что вне конкурса. Оценила бы высоко.
Ирина Янакова (вне конкурса)
Вчера
зал опустел,
когда свои стихи
на сцене с выраженьем ты
читал.
Андрей Злой:
Ну вот, хоть один участник нашёл силы улыбнуться.
Любовь Сирота:
Тут тоже – и ритм, и юмор. Неплохо. Но то, что на конкурс пошла «Ворона» – на мой взгляд, правильно.
_______________________________________________________ __ _ _ _ _
Андрей Злой:
Возвращаясь к высказанному в начале обзора. Как сделать, чтобы структура синквейна не выглядела посторонней стиху? Очевидные эвристики, похоже, таковы:
– практичнее зарифмовать строки (нормальной, «внутристрофной» рифмовкой) – рифма при чтении чётко выделит концы строк,
– ритм тоже желателен, из тех же соображений,
– дробите текст на «мысли» в соответствии с разбивкой на строки,
– начальную и конечную двусложные строки желательно делать эмоционально-«ударными»,
– лучше, если взволнованность, напряженность текста нарастает с нарастанием длины строки (примерно как во внеконкуросном пятистрочнике Галки Сороко-Вороно),
– несколько (не-единственность) строф тоже помогают настроиться на необычную структуру.