Корреспондент (Далее – К.): Почему вы стали, что вас натолкнуло, а точнее – как вас угораздило стать юмористом вместо того, чтобы быть вокалистом или танцором?
Винокур (Далее – В.): Моя жена – балерина, дочь – тоже, так что я подумал, что, если и я пойду по этой стезе, то слишком много будет танцоров для одной семьи. Вокалистов же вообще очень много и без меня – как классических, так и, тем более, эстрадных. Что мне оставалось делать? А если серьёзно – то не я выбирал жанр, а жанр выбрал меня.
ЭПИГРАММА
В. Винокуру
На границе тучи ходят хмуро –
Им не слышно шуток Винокура.
Леонид ФРАНЦУЗОВ
(c) Леонид ФРАНЦУЗОВ
ИНТЕРВЬЮ С НАРОДНЫМ АРТИСТОМ РОССИИ ВЛАДИМИРОМ НАТАНОВИЧЕМ ВИНОКУРОМ
Корреспондент (Далее – К.): Почему вы стали, что вас натолкнуло, а точнее – как вас угораздило стать юмористом вместо того, чтобы быть вокалистом или танцором?
Винокур (Далее – В.): Моя жена – балерина, дочь – тоже, так что я подумал, что, если и я пойду по этой стезе, то слишком много будет танцоров для одной семьи. Вокалистов же вообще очень много и без меня – как классических, так и, тем более, эстрадных. Что мне оставалось делать? А если серьёзно – то не я выбирал жанр, а жанр выбрал меня.
К.: Судя по некоторым зрителям, а также по вашей книге «Артист – это навсегда», вы – политически дальновидный пародист. А кем вы себя считаете больше – сатириком или юмористом?
В.: Я считаю себя юмористом, а не сатириком, потому что сатира – это политика. Сегодня сатира сводится к политике. Я умышленно не занимаюсь политикой в своих программах. Сейчас всё политизировано, посмотрите – телевидение, пресса, новости. Люди давно уже устали от политики, которую им буквально отовсюду навязывают. Надо же дать людям возможность посмеяться. Они приходят ко мне отдохнуть, поэтому я делаю им лёгкую программу без социальных проблем. Я стремлюсь, чтобы люди, которые пришли ко мне, просто отдохнули.
К.: Где для вас лучше выступать – перед зрительным залом или телекамерой? И почему?
В.: Конечно, перед зрительным залом. Мне нужно чувствовать живую реакцию зрителей. Зритель – наш высший судья. Я могу выступать и перед телекамерой, но всё равно только с теми вещами, которые уже вызывали живую реакцию зала.
К.: А где приятнее выступать – в Москве, на гастролях в глубинке, на родине в Курске, за рубежом?
В.: Везде. Сейчас прийти на концерт, я считаю, – это просто гражданский подвиг. Повторюсь, что для меня все зрители равны и одинаково дороги, и раз уж они в наш непростой период нашли время и деньги на довольно дорогой билет и пришли ко мне в зал, то я обязан дать им возможность отвлечься, развлечься и отдохнуть.
К.: Каким вы видите своего зрителя?
В.: Я работаю для всех. Для меня непонятны те артисты, которые говорят – вот, мол, это не моя аудитория, я мол, выступаю с особенными номерами перед элитной аудиторией. Или – это не мой зритель, периферия меня не понимает. Сегодня нет и не может быть отдельных программ для деревни и города, для Москвы и Магадана. Сегодня нет «глубинки» - везде есть телевизор. А по нему – и концерты, и программы. Причём всевозможные – и классика, и эстрада. Мне кажется, что не аудитория виновата, если у артиста нет успеха. Наверное, ему надо пристальнее всмотреться в себя и попробовать поискать причины неудач внутри себя. Значит, что-то он делает неправильно. Видимо, где-то он не дотягивает. Я не делю аудиторию, в отличие от некоторых, на элитную и второсортную, на столичную и провинциальную. Для меня все зрители равны и одинаково дороги.
К.: Есть ли у вас враги или недоброжелатели? Что бы вы с ними сделали, обладая сверхъестественными способностями?
В.: Соратники не любят признавать успехи однополчан. Для них это – как острый нож к горлу. Но я всё-таки считаю себя народным артистом, потому что на моих выступлениях народ смеётся. А если бы я обладал сверхъестественными способностями, то они мне были бы нужны совсем для другого.
К.: Часто ли вы меняете репертуар в последние годы?
В.: Я не меняю спектакли полностью, а постепенно ввожу в них новые номера.
К.: Вы давно и активно работаете в жанре пародии. Как вы относитесь к пародиям на самого себя?
В.: Положительно. Значит, ещё не заржавел и кого-то до сих пор интересую. Просто пародия должна быть очень точной, и в этом – одна из главных сложностей этого непростого жанра.
К. Поговорим о телевидении. Несколько слов об «Аншлаге» и «Вино-шоу-кур».
В.: На мой взгляд, Регина Дубовицкая делает очень большое и полезное дело. Она популяризирует сатиру и юмор на эстраде и помогает стать известными новым эстрадным исполнителям. Передача пользуется заслуженным успехом у зрителей. Мы с Региной знакомы очень давно, 23 года, ещё когда она работала редактором радиопередачи «С добрым утром», и я впервые пошёл в национальный эфир именно в этой программе. Сейчас, благодаря «Аншлагу», я имею возможность два раза в неделю появляться на телеэкранах. Что касается «Вино-шоу-кур», то эта телепередача выполняла в значительной степени рекламные функции холдинга «Винокур». Холдинг «Винокур» был создан для производства и торговли товарами широкого потребления по приемлемым для народа ценам. Сейчас концепция передачи несколько меняется, и в сентябре (2000-го года) мы увидим обновлённую после перерыва передачу. Дело в том, что государство не выполняет своих обязательств по отношению к моему государственному театру пародии. Хотя он и является государственным, положенные дотации не поступают, поэтому на своё искусство приходится зарабатывать деньги самим.
К.: Что такое популярность?
В.: Это когда работник ГИБДД останавливает мою машину, наклоняется, видит меня и произносит: - Извините, пожалуйста. Больше не буду…
К.: Как Вы относитесь к Интернету? Не ухудшит ли он и без того нелёгкое финансовое положение культуры?
В.: Я отношусь к Интернету очень положительно. Хорошо, что есть сайт VINOKUR, где зритель может ознакомиться с отзывами, рецензиями, графиком гастролей, новинками репертуара. По-моему, совсем наоборот, ничего он не ухудшит – это только помощник в работе.
К.: Какой способ достижения успеха вам больше нравится – дурацкое везение или долгий упорный труд?
В.: Посмотрите на современную эстраду – сколько каждый месяц вспыхивает «звёзд», «звёздочек» и появляется новых «популярных» исполнителей! А потом спросите про них же через полгода, или, лучше того, через год. Их в лицо уже будет узнать невозможно, разве что по фамилии удастся вспомнить. Наверное, всё это замешано на очень больших деньгах, которые вкладываются в «раскрутку», только зрителю от этого приятнее не становится. Сейчас перепутались понятия «артист», «тусовщик» и «звезда». Стоит один раз мелькнуть по телевизору, как пресса шумит: «Новая звезда». А ведь решать, звезда ты или не звезда, должна решать не пресса и тем более не сам артист, а зритель. Только он имеет это почётное право – назвать артиста звездой. На эстраде, как и в любом деле, важно не подняться, а удержаться. История знает сотни успевших мелькнуть на один миг людей, но из этих сотен в ней остаются единицы. Дурацкое везение оно и даётся ненадолго – по-дурацки – а потом – бац! – и его больше не хватает.
К.: На что вы больше всего тратите?
В.: На авторов.
К.: Нет, я имею в виду затраты на личные нужды…
В.: Лично мне ничего не надо, у меня всё есть, поэтому больше всего я трачу на драматургов эстрады.
К.: Что вас больше всего удивляет в современной жизни?
В.: Равнодушие властей к культуре. Культура финансируется по остаточному принципу. Я не идеализирую прежние времена, при коммунистах – тогда тоже было очень много, но, по крайней мере, положенные дотации выплачивались, а материалы у моих авторов покупались. Сейчас мы только номинально числимся государственным театром – все деньги нам приходится зарабатывать самим.
К.: Чего бы Вам хотелось пожелать эстрадным драматургам?
В. Не исполнять своих произведений с эстрады. Иногда больно видеть, как хороший номер губится на сцене плохим авторским исполнением. Пусть лучше каждый занимается своим делом – писатели пишут, а артисты их исполняют. Ведь мы же не пытаемся писать сами!
Роль корреспондента в помещении Государственного театра пародии под бракованную фонограмму пародировал Сергей Лузан
Роль Народного артиста России действительно исполнял живьём без предварительной подготовки руководитель театра Владимир Винокур
От публикатора: интервью было дано в гостинице "Пекин", во время интервью заходил Лев Лещенко. Во время интервью магнитофоон стоял на кнопке "PAUSE", я это обнаружил только после, и спросил Винокура почти по-ленински: "Что теперь делать?" "Написать по памяти", - мгновенно ответил Винокур. Что я и сделал. Ему потом текст понравился.