Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 421
Авторов: 0
Гостей: 421
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Ваш путеводитель по произведениям Главной страницы портала с 01 по 14 февраля

Как показала жизнь, произведения сыплются на Главную как из рога изобилия, прямо-таки "стремительным домкратом". За две недели таких работ набралось ровным счетом 63, и даже если вычесть два моих собственных, одно произведение на украинском языке и один очерк, которые я рецензировать не собираюсь – все равно остается (прописью) пятьдесят девять текстов, и откладывать написание очередного обзора до конца февраля никак нельзя: я не сверхчеловек, чтобы перелопатить такой объем "в промежутке между кориандровой и альб-де-десертом".
Итак – восемь прозаических произведений и 51 поэтическое, из который тексты неопределенного жанра – "лирика вообще" и "стихи, не вошедшие в рубрики" – составляют более трети. Отсюда и название моего сегодняшнего обзора, не имеющее никакого отношения к одноименной повести В.Аксёнова (любые совпадения случайны). Что ж, вперед, Макдуф!

1. Бродяга Эм, Горизонт - и выше

Возьму на себя смелость выбрать рубрику: это определенно лирика философская. Если и есть намёк на любовную – то исключительно в последних строках. В четком ритме, с неплохими рифмами – но несколько невнятно по содержанию и изобилующее заезженными штампами (бренная плоть, бесконечность неба) и неуклюжими выражениями ("давит в плечи" вместо "НА плечи", "осязаемая сердечно" вместо "сердцами" и др.)


2. Генчикмахер Марина, «Смерть и солнце не могут пристально взирать друг на друга» (Козьма Прутков)

Заявлено как "Баллада о поэте и любви", но по сути – лукавая побасенка и действительно ОЧЕНЬ в духе Козьмы Пруткова. По форме – упражнение в стихосложении: 14 пар строчек на одну и ту же пару рифм. Талантливо и забавно.


3. Александр Оберемок (Migov), Не исповедь

Виктория Гинзбург это имя уже до меня озвучила, но повторю: вот так бы писал, наверное, Сергей Есенин, случись ему закончить гимназиию с отличием...
Говорят, что Бог – это внутренний собеседник. В данном случае, впрочем, богиня:

          Так воспой же, богиня, гнев сына, почти что Пелеева!
          Успокой хоть на час, на минуту, на сладостный вздох,

Мучительная рефлексия лирического героя на обломках разбитой любви, в размеренном гекзаметре, с яркими образами
          Как безумный ребёнок бьёт палкой паршивого тузика.
и с нетривиальными рифмами типа "пошли меня – Шлимана".

4. Виктор Житарчук, влюбленность

Короткое, сентиментально-чувственное и очень "тютчеватое" по стилю стихотворение, в котором заявленная "любовная лирика" не выражена впрямую, но отчетливо угадывается.

5. Славицкий Илья (Oldboy), Музыка (Триптих)

Это стихотворение – о музыке. В нем есть отчетливая интонация, есть настроение... Но самой музыки внутри стиха, музыки самого стиха я не услышал. Разве что двухтактовая пауза (выпавшая стопа) в первой строке третьей части. Пара банальных рифм типа "страсти – власти", синкопы сдвинутых ударений ("включИт" вместо "вклЮчит").
Так что мы сегодня играем, маэстро – Генделя, Шнитке или Гершвина?


6. Сэр Генри О'Ким, Сны полковника

Мощно написано - рваный ритм с точно рассчитанными паузами, столкновение двух пластов реальности... Есть в этом что-то от Г. Маркеса. И образность зашкаливает.
Одно из лучших стихотворений подборки.


7. Валерий Панин, Нинка-Щедриха

"Сельская проза". Забавный сюжет, продуманная композиция, стилистически однородно и выдержано, открытый, хотя отчасти ожидаемый финал. Приятно читается
Хотя такая вот патологическая "абсолютная" ревность до смертоубийства, да еще и передающаяся по наследству... И явный переизбыток незаконнорожденных детей в одном отдельно взятом селе тоже несколько смущает.
Но это нисколько не умаляет, и т.д. Стоит прочесть.


8. Алла Рыженко, Кочующее пространство

Типичное дамское хохмо-фэнтези. Где-то смешно, где-то чересчур затянуто, складный слог выпускницы гуманитарного вуза, смех достигается столкновением простонародной лексики с высокоинтеллектуальными прибамбасами.
На "Самиздате" у Мошкова таких сотни, если не тысячи.


9. Алла Рыженко, Немного сказки...

Заявлено как "любовная лирика". Но к любовной я бы отнес лишь последнюю часть этого триптиха. А в целом – перебирание старых игрушек. Единственное, что запоминается – это последние строки:
          В королевстве кривых зеркал
          Быть не может «прямой» король.

Как нас Штрирлиц и учил.


10. Ян Бруштейн, На воздусях. Скоморошина

Отрадно видеть, что продолжатели есть и у Псоя Короленко – да возродится на Руси скоморошество! Хотя стилизация Яна Бруштейна показалась мне несколько простоватой и незатейливой.
Зато звучит и читается легко и ладно. А если еще и под жалейку с дудой...


11. Дмитрий Каршин, Каршин без головы

Фантасмагория-light.
Какое счастье, что "И рецензента не укусить..." ! А то приснятся мне в ближайшем сне острые зубы отсутствующей головы Дмитрия Каршина, вонзающиеся в мою глотку...


12. Коне Владислав (Kone*), Двое в комнате, я и - Каршин (поэма о стихи.ру 2000-го года)

Стилизация под Маяковского. Но довольно несамостоятельная и "для служебного пользования" – то есть в полном объеме понятная лишь тем, кто " в теме".
Вот объединить бы это вместе с предыдущим и выставить на Со-творение – проект поэтической переписки двух авторов! Мне кажется, заиграло бы гораздо интереснее.

13. Валерий Носуленко, Придумать...

"Шизофренический реализм" в чистом виде. Зарифмованный набор слабо связанных ассоциаций, к тому же довольно стандартный. И при этом "три стихотворения в одном флаконе".
"Врут, что время лечит" – пишет Валерий Носуленко. От желания писать – уж точно не лечит.


14. Беркович Григорий, Лев, который не умел рычать

Очаровательная сказка-юмореска, яркая и необычная по сюжету.
Особенно мышка запоминается, которая под землей на пианино Шопена играет.


15. Андриевская Лана (В), Все кончено

Иосиф Бродский написал когда-то ставшее уже классическим "Прощание с Родиной", в котором были строки
          "Все кончено, не стану возражать.
          Ладони бы пожать, и до свиданья.
          Я выздоровел, надо уезжать,
          Да-да, благодарю за расставанье..."

Лана Андриевская до этой высокой печали расставания, увы, не дотягивает. Очень простенько и местами косноязычно. Даже и не поймешь: с Родиной прощаемся, с любимым или с умершей кошкой...


16. Игорь Царев, Октябрьский огонь

Стихотворение Игоря Царева, пожалуй, в наибольшей степени соответствует названию моего обзора: тут и пейзажная лирика, и гражданская, и философская с религиозной на пару... Интересное осеннее настроение, переданное образными ассоциациями:
          И снова щенною волчицей
          Тоска с обвисшими сосками
          За нами будет волочиться.

и сочными колоритными красками
          Дымится кровью и железом
          Заката рана ножевая


17. Владимир Плющиков, Божьи коровки

И еще одна образная картина заката дня, соотнесенного с закатом судьбы. Катарсис на фоне заходящего солнца, с яркой и запоминающейся игрой слов:
          Великая честь превратиться в безликую часть…


18. Фёдор Назаров, Спасибо – Здравствуй

Щемящее послание к бывшей возлюбленной. Очень четко переданное ощущение опустошения души "на следующий день" – сужу по собственному опыту. Плюс редкий случай, когда "фрагментарное", разобраное на куски стихотворение (или цикл?") не распадается, но остается совершенно целостным в своей фрактальности.
Лучшие строки (соглашусь с Минь де Линь):
          За окном картинка ночного града -
          Натюрморт в оттенках немытой свёклы.


19. Ширанкова Светлана, Внутреннее гетто


Цикл стенаний разочарованной женской души: "Прошла любовь, завяли помидоры". Очень складно и чисто написано, высокопрофессионально, в меру разнообразно, широкий ассоциативный ряд. Где-то с уклоном в городскую лирику ("Пла де ла Сеу. Вид справа.", "Гнезда химер"), где-то – едва ли не в куртуазный маньеризм ("Немного о вампирах").
Чего не хватает, на мой взгляд?
1. Внутренней структуры и композиции именно как цикла. Пока что это воспринимается как подборка стихотворений.
2. Не вижу того самого "лица необщего выражения". Так пишут многие и очень многие... дамы с высшим гуманитарным образованием в возрасте от аспирантского до пост-бальзаковского. Кто-то хуже, кто-то – как Светлана – лучше... Но сказать с первого взгляда, что это написала только Светлана Широкова и никто иной написать не мог, увы, не могу.

Лучшая строфа:
          Web сентябрьских паутинок -
          рвутся ниточки коннекта,
          Восьминогие админы
          В кратком отпуске до лета…


20. Ляля Беззубая (Гюльчатай), Прощание совсем не славянки


Пронзительный монолог обозной маркитантки. Была когда-то в средневековом католицизме концепция "священной проституции". "Прощание совсем не славянки"- как раз тот случай: самопожертвование и любовь к ближнему... в горизонтальной позиции.
          Безымянной подстилкой на куче травы
          Я прощалась с живыми последней из всех

Четкий ритм, четкие рифмы... – и не менее отчетливый итог:
          Я уже не нужна. Никого не спасла.


21. Виталий Молчанов, Скупо плакала осень


Я уже писал об этом произведении в одном из своих прошлых обзоров, но могу и повториться:
Очень образное стихотворение, прекрасно стилизованное под "кавказский" стиль с его велеречивостью, выспренными сравнениями и пафосом высоких страстей, слегка припорошенных пылью обыденности.


23. Kety Kornejeva, Хочу слона

Стихотворная сказка. Со счастливым концом, как водится. Но совершенно плоская, сюжет не раскрыт абсолютно.
Правдоподобия от сказки, конечно, никто не требует, но какая-то логическая увязка и детализация должны быть обязательно. Если уж Красная Шапочка идет в гости к бабушке, то нам нужно знать, что у нее в корзинке было: каравай хлеба, головка сыра, кусок масла или, как у Шарля Перро, бутылочка красного вина. А тут – пошли за слоном, и слон пришел.
"А из зала кричат: давай подробности!"


24. Галина Борина, Я когда-то была счастливой...

"И я была девушкой юной, сама не припомню когда..." Еще одно стихотворение об ушедшей юности. Мило, складно, но – ничего запоминающегося.


25. Тенигин Андрей, Я пропадал годами...

Списано с "Я входил вместо дикого зверя в клетку" Иосифа Бродского, чего сам автор и не скрывает. Тоже на собственное 40-летие написано?
Есть много неплохих находок, но откровенная вторичности стиха сильно мешает его восприятию.


26. Саша Бес, Кофейная колыбельная

Не знаю, как Саша Балакирева, для которой это написано, но мне это сказкой как-то не воспринимается. Единственное чудо – в  рецепте приготовления кофе:
          «…ложечку сахара, чуда, чуть-чуть корицы»
Сразу вспоминается Штрилиц из анекдота: "Назавтра чудо покраснело и опухло". А в целом – милая зарисовка интеллигентского быта после полуночи. Хотя сюжетный ход "Я приготовила тебе кофе, а ты к этому времени уже заснул(а)" обыгран в поэзии уже не раз и не два.


27. Алена Григорьева ( Е. Литинская), Неотправленное письмо 2

Душевный порыв автора письма ощущается отчетливо – тоска по возлюбленному, с которым пришлось расстаться. Но остаешься в недоумении: это что же за антихрист такой нашу лирическую героиню бросил-обидел?
          Он - смертью смерть поправ,
          а ты – жизнью жизнь разрушил.

И куда ушел-то – в землю (8-я строка), в небо (последние строки) или в интернет (первые строки)?


28. Дмитрий Фус (Dafus), Молитва

Везет сегодняшней подборке на сельскую прозу! В рассказе Дмитрия Фуса нет ни детективного сюжета, ни интриги, ни  какого-нибудь особенно броского финала...А просто - неторопливое повествование с массой характерных деталей в стиле "ретро". И на втором плане – о поиске Бога в себе и вокруг себя.


30. Майк Зиновкин, разминка

Я уже писал в прошлом обзоре о неформальном творческом объединении поэтов-ёрников, мастеров стёба и виртуозов словесной эквилибристики. (Аэль Дороро, Йегрес Вокашу, Ёж Лиру...) Теперь их полку прибыло: встречайте Майка Зиновкина -
          не плевать в лицо, не кормить с руки!


31. Балюк Игорь, Подземные песни о подводных браках.

Очень милое юмористическое стихотворение, отчасти в стиле Корнея Чуковского:
"Неужели в самом деле все сгорели карусели?"
Почти детское, но с легким намеком на философский и даже политический подтекст (о свободе выбора и свободе отказа от свободы).


32. Павел Голушко, Февральский дождь

Заявлено как верлибр. Вынужден огорчить Павла Голушко: рифмованных верлибров не бывает (надеюсь, наши теоретики подскажут мне, как эта форма называется, если рифма есть, а четкого ритма нет). А по содержанию – еще одно экзистенциальное самовыражение творческой личности. Мысль поэта блуждает по ассоциативному морю без руля и без ветрил, то взмывая на гребень поэтической волны, то зарываясь носом в лужи общих мест и неточностей...


33. Михаил Беликов, Памяти Гэри Мура - Gary Moore "Still Got The Blues"

Очень трудно оценивать стихотворный перевод текста песни, посколько совершенно неясно, по каким критериям оценивать. Пока я смотрю только на текст, все кажется очень ладным – и содержание передано, и рифма сохранена. Но если пробую подпеть перевод Михаила Беликова под фонограмму оригинала – увы, ничего не получается. Time after time – это совсем не то, что "за разом – раз", ударения не на тех местах.
Зато, если рассматривать работу Михаила не как русскую подтекстовку блюза, а как дань памяти выдающегося музыканта – очень и очень неплохо, на мой взгляд.


34. Беркович Григорий, И пришёл Человек...

Мудрая и неоднозначная философская притча, очень напоминающая те рассказы, которые взимались в качестве оплаты за переход в иные миры в "Спектре" Сергея Лукьяненко. Прокомментирую ритуальными словами Ключника, принимающего хороший рассказ:
"Ты развеял мою грусть, Григорий. Входи во Врата и начинай свой путь."


35. Елена Долгих, Попытка...

"Чернушный" рассказ, запоздавший лет так на 15-20. В годы горбачевской перестройки на страницы "Огонька" и прочих левых журналов хлынула целая волна подобных рассказов. Но сегодня по тематике это уже - прошлогодний снег, а особенных художественных достоинств я в данном конкретном тексте, увы, не углядел. А один лишь сюжет рассказа не делает.
Ну да, жалко девочку, конечно, кто же спорит. И героиню жалко. Очень жалко.


36. Ирина Янакова, Мой день

Протокол дня жизни, составленный из назывных предложений в одно слово каждое. Только существительные.
Могло бы показаться интересным, если бы не знакомство с прототипом пятидесятилетней давности (на 16-й странице "Литературной газеты" под названием "Человеческая комедия", хотя автора я Гуглем так и не нашел – sic transit gloria mundi).

          ... Сердце. Печень. Лишний вес.
          Возраст. Пенсия. Собес.
          Юбилей. Часы-награда.
          Речи. Памятник. Ограда.


37. Юлия Волкова Арсентьева, Вокализ

Стихотворение стоит читать под музыкальный фон того самого вокализа
Об уходе из жизни, добровольном или не очень.
Но в целом – очень мелодраматично и с массой неточных слов. На оригинальной странице стихотворения хватает вполне обоснованной критики, и причем не моей.


38. Лёзер Нина, Dementia

Молодец Нина! Деменция – болезнь страшная... А лучший способ всерьез говорить о страшном – это с юмором и доброй улыбкой.
Что у автора и получилось.


39. Валентина Криш, ergo

Пейзажная лирика, плавно переходящая в философскую. Можно написать тысячу страниц философских трактатов о том, что смысл жизни лишь в ней самой...
Но лучше – просто прочтите стихотворение Валентины Криш. Оно того стоит.


40. Гарри Ви, Неоскверненный сквер

Легкий и приятный в прочтении, хотя и слегка сусальный, типично святочный рассказ. С нежиданной моралью финала, который раскрывать не стану, чтобы не портить впечатление тем, кто захочет этот рассказ прочитать, хотя Рождество уже давно позади.


41. Артур Петрушин, Жить - хорошо!

Если у вас депрессия (как, например, у лирической героини Маргариты Ротко, см. ниже за № 56) – обязательно прочитайте этот рассказ. И вы непременно поймёте, что "жизнь-то налаживается".
Стоит ли читать остальным – не знаю. Кому-то понравится, кому-то нет.
Единственное, что по-настоящему запомнилось мне – это проходящий у Артура лейтмотивом образ собаки. Которая, как известно, "бывает кусачей только от жизни собачьей".


42. Надежда Сергеева (сударушка), "Сказ о Черном Истоке"

Есть надежда (Сергеева, разумеется), что дело Бажова – в надежных руках. Классический сказ, в самую пору для "Малахитовой шкатулки".


43. Ксения Александрова, День Валентина

И еще один набор "моментальных" картинок судьбы, от детства до старости, высвеченных одна за одной словно стробоскопом. Но на сей раз на линию жизни нанизан один святой Валентин и еще несколько несвятых.
Интересно по форме, в шестистрочных строфах с перекрестной рифмовкой ababab.


44. Александр Коковихин, Любовный треугольник

Простенькая и ненавязчивая пародия. В меру остроумная, в меру пошлая. На любителя.


45. Сергей Черкесский, Поймай невесту!

Разудалая казацкая песня. Гитара Александра Розенбаума так и просится в руки. Эх, стопку водки мне, шашку, и на коня!!!
          Кони мчат, презрев обычай,
          Стремя в стремя на закат.
          Рядом жинка - не добыча,
          А судьба для казака.

Где-то удачная стилизация, где-то фольклор, а где-то и "Кубанские казаки".


46. Клавдия Смирягина (Дмитриева), Города опустели...

Остроумно и технично написанные двенадцать строк – ни в таланте, ни в мастерстве Клавдии Смирнягиной не откажешь. Но, как и большинство "обороток", отдельно от оригинала (по моему мнению) имеет лишь весьма ограниченную художественную ценность.


47. Валентин Багинский, И в декабре горит свеча..

Должен прежде всего поправить Валентина Багинского: не "На мотив...", а по мотивам"...стихотворения «Зимняя ночь» Б. Л. Пастернака" – в исходном варианте это все-таки стихотворение, а не песня (хотя попыток положить – или облажать – это на музыку насчитываются десятки, если не сотни).
Ну шо сказать за стихотворение Валентина Багинского? "Таки не Ойстрах", как в известном одесском анекдоте. У Пастернака - лучше. И опять же, Борис Леонидович не передирал ни у кого ни размер, ни образы.
Хотя, по словам Козьмы Пруткова,"и терпентин на что-нибудь полезен".


48. Дмитрий Зотов (mirddin), Штуше-Кутуше

Я об этом стихотворении уже отзывал в одном из прошлых обзоров. Поэтому просто повторюсь:
"Стихи в альбом. Милое посвящение очаровательной (судя по портрету на Стихире) поэтессе.Но – сугубо для своих, "для служебного пользования", а постороннему читателю расскажет об "опортречиваемой" не так уж и много. Ну да, Питер и Бродский, а могли бы быть Коктебель и Волошин, например. Или вот – Леннон упомянут, А у Аэля Дороро и Анонимного Конкурсанта №1 – Doors и Queen. Ну и что?
Зато последние строчки оставят в совершеннейшем недоумении: это кто же такой черный, кем отражается у нас в зеркале Сергей Есенин? Уж не Пушкин ли, Александр свет Сергеич?
Что понравилось – так это
          Обронив монетку на прощанье,
          Расстоянья кутаются в свитер.

Вот это – образ, яркий и свежий. Но едва ли не единственный."


49. Бочаров Дмитрий С, Чужие миражи

Интересное и приятно написанное стихотворение. Лирический герой – этакий "психотерапевт от сохи" – не просто выслушивает исповедь случайного собеседника (таких сюжетов пруд пруди), но отчетливо понимает, что тому нужно, при этом вовсе не принимая рассказ незнакомца за чистую монету. Мне самому не раз доводилось попадать в такие ситуации, и вел я себя сообразно.
С технической стороны – написано чётко и чисто, с паузами в нужных местах и сочным звучанием стиха.


50. Со-творение, Гонка - она пройдет (Лала Тарапакина & Алексей Порошин)

Наиболее удачная из всех поэтических перекличек, что попадались мне на глаза к сегодняшнему дню. Рубленый рваный ритм в формате А4, афористичная манера изложения, очень чёткая раскладка диалога при поддержании общего стиля, ритма и размера.
А по содержанию... Ну, беседа психотерапевта с депрессивной пациенткой, постепенно переходящая в диалог двух равных собеседников (а может быть, и далее). Свершенно непрофессионально, зато предельно человечно.


51. Мигунова Людмила, ...все равно буду ждать…

Это могло бы быть песней Кончиты для "Юноны и Авось". Хотя образность в стихе Людмилы остается, как мне кажется, очень отстраненной и умозрительной. Чувство тоски безнадежного ожидания ощущается, но оно, на мой слух, чуть-чуть забалтывается общими неконкретными словами:
          Кружевами весенней листвы
          Мир надежд порастет.
          Нечет-чет ожиданий души
          До предела загружен...

Насколько ярче и конкретнее, например, у Васильева и Иващенко:
          И вот, когда беда покажет глаз совиный
          И безнадежный мрак застелет все вокруг,
          Когда приспустят флаг в порту до половины –
          Останется одно последнее "А вдруг?"

52. Лебедева Лана, ...мучаясь блюзом

В этом стихе есть отчетливое ощущение джаза. И ритм, и рифму обнаружить удаётся с превеликим трудом... но они там есть, надо только дать себе труд как следует вслушаться в мелодику стихотворения. И "влю-blue-бчивая гениальность" мне тоже понравилась.
Хорошо все-таки, когда голова поэта мучается блюзом, а не тараканами.


53. Шкодина Татьяна, Она поёт...

Мне понятен и близок гражданский пафос Татьяны Шкодиной, хотя очень не люблю, когда автор пытается учить меня жить и сам решает за меня, чего я могу знать и чего не могу. Пусть даже и столь изящными предложениями, перетекающими из строфы в строфу, в столь четком ритме и с такими приятными рифмами.
А женский алкоголизм, что и говорить, штука страшная – особенно на фоне одинокой старости.


54. Павел Голушко, Виртуальная любовь

Виртуальная любовь, как показывает опыт, очень редко выдерживает испытание реальностью – всё выглядит совсем не так, как на мониторе. И рифмовать любовь со скоростью света ("любви – си") оказывается не столь уж сподручно, и "Болеро" Равеля своим ритмом навряд ли сможет кого-нибудь закружить – это вовсе не венский вальс, и в анналы истории запишут скорее не царедворцев, а самих царей-самодержцев...
Впрочем, если Павел предпочитает к своему счастью снижаться, а не возвышаться до него– это его, Павла Голушко, авторский выбор.


55. Михаил Воронцов, В моей квартире поселилась грусть...

Очень приятное любовное стихотворение. На удивление нежное для автора-мужчины. Как там у Маяковского было? "Просто облако в штанах".


56. Маргарита Ротко, Не та

Не возжелай депрессии ближнего своего!
          ... возьмёшь себя в свои рабы и жёны,
пишет Маргарита Ротко, вторя десятой заповеди, только вот "и осла его" для полноты картины не хватает. Если вам нравятся Кафка, Хичкок и фильмы-катастрофы, если наряду с доктором Джекилом в вас живет и мистер Хайд, если вам близка антиэстетика в ее высших проявлениях – это стихотворение для вас!


57. Полина Закс, День святого Валентина

          Я босиком пройду по колким рифмам.
дважды повторяет в своем диптихе Полина Закс – сначала в первой части, а потом во второй. Лично мне для начала пришлось споткнуться на неровном ритме с лишней стопой во второй строке. А рифмы, кстати, оказались вовсе не такими уж колкими. Но к дню святого Валентина текст имеет весьма сомнительное отношение. "Уходящих" во второй строфе явно больше двух, и тот, кому лирическая героиня говорит
          Я захочу тебя увидеть вновь.
судя по всему, образ собирательный. Уж если кому и объясняются здесь в любви, если охватить взглядом всё стихотворение целиком  – то, кажется, самой Поэзии. А это не так уж мало, не правда ли?!


58. Славицкий Илья (Oldboy), Одиссея (Венок Сонетов №1)

"Планов громадьё" Ильи Славицкого просто повергает меня в благоговейное оцепенение: полный венок сонетов с дополнительным комментарием в тридцать строк – и это только лишь первый венок сонетов, за которым должны последовать другие!
Негоже мне, смиренной песчинке, судить гору. Внемлите и судите сами.


59. Галка Сороко-Вороно, Грустный осенний сонет.

Очень изящный и чисто написанный сонет – ах, как не хватало его на только что прошедшем конкурсе сонетов! Хорош не только формой, но и содержанием: второй катрен противопоставлен первому, терцеты прочерчивают параллель к новому образу, и заключительные строки подводят нравоучительный итог.


Ну вот и подошли к концу наши двухнедельные поиски жанра. Жанров в подборке оказалось действительно немало: и любовная лирика, и гражданская, и философская, и религиозная... Даже драма в стихах есть – редкая гостья на поэтических подмостках.
Также и по части прозы – помимо собственно расказов, еще и формально отнесенные к рассказам (-миниатюрам) фэнтези и сказка... Обильный урожай!

Что особенно понравилось, что бы я порекомендовал обязательно прочитать:


Сны полковника (Сэр Генри О'Ким)
Нинка-Щедриха (Валерий Панин)
Лев, который не умел рычать (Беркович Григорий)
Спасибо - Здравствуй (Фёдор Назаров)
Прощание совсем не славянки (Ляля Беззубая (Гюльчатай))
И пришёл Человек... (Беркович Григорий)
Чужие миражи (Бочаров Дмитрий С)
Гонка - она пройдет (Лала Тарапакина & Алексей Порошин) (Со-творение)
Грустный осенний сонет. (Галка Сороко-Вороно)

© Михаил Козловский, 15.02.2011 в 14:58
Свидетельство о публикации № 15022011145813-00203407
Читателей произведения за все время — 375, полученных рецензий — 6.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Генчикмахер Марина
Мишенька, огромное спасибо за дружелюбный отклик на мою балладу!
Преклоняюсь перед Вашим трудолюбием: меня одна идея перечесть 60 произведений на главной (а там и цииклы, и проза) привела бы в ужас. А уж все прокомментировать...
С теплом,
Марина
Михаил Козловский
Михаил Козловский, 16.02.2011 в 09:24
Спасибо за тёплые слова, Марина. А что касается трудолюбия... Ну, в этом есть определённый вызов: а потяну ли я? Между кориандровой и альб-де-десертом, как сказано. Или это было между первой и второй бутылкой кориандровой? :)))
Янушевский Дмитрий
Пошёл по "порекомендованному"... В основной массе - вполне читабельно,
только большей частью там одно и то же - потери, тоска, кровь, смерть...
"Во сне полковника" я так и не увидел "зашкаливающую" образность -
лишь предсказуемый сюжет с банальным финалом. Совершенно не понял
восторги по поводу "Грустного осеннего сонета", где рваное изложение
и явный избыток местоимения "он"...

Михаил Козловский
Михаил Козловский, 16.02.2011 в 13:35
Ну, значит у нас с вами разные эстетические принципы и концепции, Дмитрий. Еще раз перечитал "Сны полковника" и "Осенний сонет" - и остался при своем мнении. Дальше я могу подробно на восемнадцати страницах отстаивать свою точку зрения с разъяснениями и примерами, но, боюсь, мне вас не переубедить - равно как и вам меня.
Но если мы настолько противоположны в своих пристрастиях - может быть, вам понравятся как раз те произведения, которые абсолютно не понравились мне?
Янушевский Дмитрий
А в чём именно Вы обнаружили противоположность пристрастий?
Речь об отдельных стихах и их восприятии - не более того...

Михаил Козловский
Михаил Козловский, 16.02.2011 в 14:12
Ну, например, Дмитрий, вы не оценили "двухслойности" сюжета в "Полковнике", не находите образности в "тихой шахидской сапой", "стынет пустой подствольник" или "Полковник плавет по Гангу, катается на слоне"...
Равно как и требуемого от классического сонета развития в стихотворении Галки С.-В. (Расцвет листа в первом катрене - увядание во втором - параллель с красотой женщины  в терцетах и классический сонетный замòк последних двух строк с моралью почти по "Армянскому радио" о том, что тощая корова - совсем не то, что стройная газель) тоже не оценили. С другой стороны, меня не коробит троекратно повторенное "он" в этом сонете, хотя с точки зрения "чистоты жанра" вы совершенно правы.
Но это ни в коем случае не означает, что вы более правы, чем я - и обратного, впрочем, тоже.
В любом случае, огромное спасибо за комментарий и за высокую оценку моего терпения как критика.
Галка Сороко-Вороно
 Спасибо за высокую оценку и "заступничество".Ведь классический сонет не допускает повторного употребления значащих слов, а местоимения - это то немногое, что позволительно)))
 И спасибо за огромную работу - это ж сколько времени потрачено! У меня, только чтобы прочесть, заглядывая в первоисточники, ушло два часа (!).
 С уважением, Галина.
Михаил Козловский
Михаил Козловский, 16.02.2011 в 21:27
Да я, в общем-то, пишу эти обзоры именно для того, чтобы другие могли не тратить свое время на заглядывание ВО ВСЕ первоисточники, выбирая для себя только то, что может заинтересовать именно их.
"Рекомендательная библиография" называется.
И спасибо вам за тёплые слова, Галина.
Никола Важский
Никола Важский, 16.02.2011 в 22:47
Большое спасибо всем авторам и рецензенту!
Славицкий Илья (Oldboy)
Планов громадьё? Это уже давно не планы, а реальность. Вот тут Венок №2, если сил хватит :)

http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/48198/

Хотя, какие могут быть сомнения в Ваших читательских силах после такого труда :)

Спасибо
Олд

Михаил Козловский
Михаил Козловский, 17.02.2011 в 09:38
По поводу планов, Илья, я просто надеялся, что вы сами продолжите цитату из Маяковского:
"... Размаха шаги саженьи".
А за ссылку спасибо. Соберусь с духом и обязательно прочту. "Венок №3", надеюсь, уже в работе?
Лёзер Нина
Лёзер Нина, 18.02.2011 в 10:21
Колоссальную работу проделали, Михаил.
Респект!
Спасибо, что и меня помянули добрым словом.

Михаил Козловский
Михаил Козловский, 18.02.2011 в 12:36
Более того, Нина, ваше стихотворение было воспринято "на ура!" моими знакомыми - сотрудниками службы по уходу за престарелыми. Попросили сделать копию для них.
Лёзер Нина
Лёзер Нина, 18.02.2011 в 19:36
И будут товарисчи в инвалидных креслах развовозить мои цитаты далеко за пределами их обитания. )))

Это произведение рекомендуют