ч.1
Явление Сицилийской иконы Божией матери в Московском царстве
В начале февраля (5 февраля) в Русской православной церкви, ежегодно чтут чудотворную икону Божией Матери, первоначально названной «Сицилийской».
(фото иконы)
Но, потом в конце XIX века, к этому наименованию было добавлено «второе имя» «Дивногорская», как более понятное простому русскому человеку окресных жителей, да и отвечающему названию места, где икона хранилась.
Но, прежде, чем мы приступим к изучению историю вышеуказанной иконы, я предлагаю читателю познакомится с ее, как бы «официальной версией» изложенной на одном из главных сайтов, представляющих РПЦ МП в Интернете (http://days.pravoslavie.ru/Life/life395.htm)
«Дивногорская - Сицилийская икона Божией Матери получила свое наименование по месту своего первоначального пребывания и прославления в Успенском Дивногорском монастыре, в бывшем Острогожском уезде, Воронежской губернии, а Сицилийской названа по месту своего происхождения, так как, по преданию, эта икона в Дивы (или Дивные горы) была принесена из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом.
Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца XV века.
Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны.
Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам.
Предполагают, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.
На иконе Сицилийской (Дивногорской) Божией Матери Богоматерь изображена сидящей на облаках.
В правой Ее руке - расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, Который восседает на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит цветок (лилию), а правой - благословляет.
Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми горе руками.
Над главой Богоматери - Святой Дух в виде голубя.
Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831 года, когда свирепствовала холера.
В Коротояке, находившемся от обители в 7 - 8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева (в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе) и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен.
Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась.
Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов».
(икона в окладе)
Вот такая наша исходная фабула.
И у нас есть два варианта.
Первый это принять все как есть, «за истину в последней инстанции», а второй самостоятельно попытаться разобраться во всей этой истории.
Но мы будем действовать исходя из принципа «доверяй но проверяй» и поэтому выбираем второй вариант.
И в первой части этой работы, попытаемся работаться, кто такие «старцы Ксенофонт и Иоасаф», когда и почему они пришли (и приходили ли вообще) из теплой и солнечной Сицилии, «голубой мечты» всех российских туристов» в глубь так называемого русского «Дикого поля».
И поскольку уже мало кто может, припомнит, что же это за место - «Дикое поле», да и по другому она сейчас называется, то небольшое лирическое отступление.
Справка: «Дикое Поле» историческое название южно - русских и украинских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны.
Принадлежащие Большой Орде земли, в том числе и территория современной Воронежской области, где разворачивается место нашего действия, по состоянию на конец XIV века оказались ничейными и отчасти пограничными.
Так же, хочу уведомить читателя, что официальная, т.е. признанная и одобренная в РПЦ МП история той или иной, чудотворной иконы Божией Матери, уже как бы «зафиксирована» в виде своего рода «канона», книги Е. Поселянина. «Сказания о чудотворных иконах Богоматери». (http://www.sedmitza.ru/text/440287.html).
Справка: Поселянин Е. (Погожев Евгений Николаевич) (1870-13.02.1931), русский публицист и духовный писатель.
Е. Н. Поселянин за свою деятельность и верность православию был репрессирован и трагически погиб в 1931.
И вот, что «собрал» для потомков в своей книге Е. Поселянин о предмете нашего исследования.
«Явление этой чудотворной иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии. Замечательно то обстоятельство, что этот образ Богоматери хотя и прославился в пределах западной церкви, однако, изображение его совершенно православное, т. е. он написан в греко - византийском, а не романском стиле.
В частности, Предвечный Младенец изображен сидящим на лоне Богоматери и, что особенно важно, благословляющим обеими руками именословно, чего не встречается в иконописи западной церкви.
Это обстоятельство объясняется тем, что в XI и XII веках в Сицилии и в Италии было немало православных христиан, отправлявших греческое богослужение. Немало греков переселялось на Запад и после от набегов и притеснений турок.
Таким образом, вместе с их переселением был перенесен в западные их колонии и византийский стиль иконописи.
Кем же и когда эта икона перенесена к нам в Россию?
Предание говорит, что «Сицилийская икона» принесена в Россию двумя благочестивыми иноками, старцами Ксенофонтом и Иоасафом, и уже после взятия Константинополя турками, т. е. в конце XIV века, после того как многие из греков покинули свою родину и переселились в Сицилию и Италию».
И все было бы хорошо, но вот ходе перепроверки вышеизложенной информации, выяснилось, что нет, никаких документально подтвержденных исторических данных, о «явления» на острове Сицилии в 1096 году, «чудотворной» иконы Божией Матери»! А все что «описал» Поселянин это «церковное предание» т.е. сборник мифов и легенд.
В то же время в ходе проверки было подтверждено, что христианство по православному обряду было распространено и на Сицилии. А раз так, то мы продолжим наше расследование, чтобы углубить свои познания в этом вопросе.
Так, по мнению современных историков «раннее христианство пришло на территорию современной Италии в римскую эпоху.
После постепенного размежевания христианский течений на восточные (православные) и западные (католические) после раздела империи на Восточную и Западную части в 395 году не затронул Южную Италию, которую Восточная Римская империя вернула под свой контроль уже во время завоеваний Юстиниана в начале VI века.
Восточный обряд в целом был преобладающей формой христианства в Южной Италии и Сицилии в VI-ХV веках, чему способствовало наличие там крупных районов концентрации собственно греческого населения с раннеантичных времён.
Несмотря на утрату Сицилии в IХ веке и её постепенную исламизацию в рамках Сицилийского эмирата, православные традиции продолжали поддерживаться на северо-западе острова в многочисленной грекоязычной среде, и даже, по-видимому сохраняли небольшой численный перевес на острове в целом.
Отдельные материковые регионы Южной Италии (например, Бари) продолжали контролироваться Византией до 1071, то есть их официальный православный статус был закреплён после раскола церквей1054 года.
Примечательно, что падение Сицилийского эмирата под ударами норманов в конце ХI века привело к релатинизации острова, которая в свою очередь повлекла за собой постепенный упадок как мусульманской, так и православной (восточно-христианской) культуры на острове, хотя последняя сохраняла присутствие до ХVI века.
После первого падения Константинополя в1204 году от ударов крестоносцев и венецианцев, православные традиции в Южной Италии временно утрачивают моральный ориентир.
С православием начинает интенсивно конкурировать и католичество.
Но второе падение Константинополя в 1453 году и постепенное завоевание турками Балкан в ХV-ХVI веках привели к мощному потоку балканской иммиграции в Италию.
Среди прибывших выделялись православные албанцы (арбереши) и греки, небольшие поселения которых на юге страны сохраняются до наших дней.
Они долгое время поддерживали давние православные традиции на юге страны, хотя со временем, учитывая давление со стороны католичества и общий конфликтный религиозный фон той эпохи, большинство их потомков, постепенно перешло в католичество.
Теперь давайте рассмотрим «оригинал» иконы» и ее современный список.
(оригинал иконы)
(современный список)
(размеры иконы)
И тут у нас, кроме описания самой Богородицы и Младенца Иисуса Христа должны заинтересовать те две фигуры, что нарисованы у подножья трона, на котором сидит Богородица.
«Официально» мы имеем как бы изображение двух ангелов.
Но, если присмотреться к их детально прописанным лицам, то легко обнаруживаются выписанные портреты двух людей (мужчин) из которых один старше, другой моложе по возрасту. А это свидетельствует о том, что тут изображены не ангелы с трафаретным ангельским обличием, а изображены лица являвшихся заказчики иконы их называли «донаторами».
В Средние века заказ священных образов считался одним из средств отпущения грехов и достижения спасения.
И раз это так, то на «оригинале» иконы мы можем видеть, очевидно, и самих легендарных старцев «Ксенофонта и Иосафа». И еще одно замечание. Роактика изображеия на иконах «донаторов» в иконописи распостранилась только в XIII веке, что дает нам новую точку отсчета «давности» иконы. Уже не X или XI века, а XIII век!
Теперь о размерах иконы. Икона большая! Очевидно это была одна из главных икон православного храма, для которого она была написана и ее размеры не предполагали ее постоянного перемещения, тем более по такому маршруту Сицилия-Византия, Киевская Русь-Московское царство и Дикое поле!
Как видно с вышеприведённой фотографии перенести икону могут только два человека.
А комфортно перенести могут только 4 человека.
(фото иконы)
Слово «оригинал иконы я беру в кавычки, потому как есть обоснованные сомнения в аутентичности сохранившегося образа, тому образу, что был «явлен» в 1096 году в Италии. Но, все доводы за и против, будут изложены в следующей части.
Теперь нам надо понять:
«Почему «старцы-иноки Ксенофонт и Иосаф» после 1453 г. не мигрировали как все остальные беженцы с Византии в Италию (на Сицилию), или хотя бы на святую гору Афон, (что было и ближе и безопаснее, да и с языком не было бы проблем), а «ушли» покинув захваченный турками Константинополь, в совершено необжитые и непригодные для жизни места - русское «Дикое поле»?
«Дикое Поле» как я уже отмечал это географическое место в южно-русских и украинских степях между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны.
Земли эти официально принадлежащие Золотой Орде, в том числе и территория современной Воронежской области, где разворачивается место нашего действия, оказались ничейными и пограничными.
Сама ж территория «Дикого поля» делилась на крымско - татарскую и на ногайскую части.
Постоянно жить здесь было крайне опасно, так как Крымское ханство почти ежегодно совершало грабительские набеги на русские земли с требованием выплаты «дани».
В связи с частыми набегами татар перед московскими царями остро встал вопрос об охране южных границ.
С этой целью в 1571 году на Диком поле была организована первая общегосударственная сторожевая служба, своего рода пограничные заставы.
Следует заметить, что 1571 год считается и временем вхождения той части «Дикого поля, « которое ныне занимает Воронежская область, в состав Московского царства.
Но каким же образом осуществлялась охрана южных границ тогдашней России?
Согласно установленному маршруту и в точное время на охрану границы выезжали конные отряды. В летнее время, когда набеги татар были белее частыми, организовывали сторожевые посты.
Для защиты границ принимаемых мер оказалось недостаточно, поэтому вскоре были воздвигнуты города-крепости Воронеж (1594 году) и Ливны (1586 году), возле них установлены дальние и ближние сторожевые посты.
То есть до 1594 года, ни о каком постоянном присутствии гражданского населения в пределах Дикого поля речь идти не могла.
Но и строительство крепостей не могло полностью пресечь набеги. Сложная обстановка тех лет вынуждала и дальше укреплять южные границы, зорко следить за происками врагов.
В 1635 году началось продолжавшееся два десятилетия строительство Белгородской защитной черты.
Ее общая длина составляла 798 километров. Она протянулась от города Ахтырка в Сумской области Украины до города Козлова (ныне Мичуринск) Тамбовской области.
На территории современной Воронежской области было построено несколько городов-крепостей, входивших в Белгородскую защитную черту.
Города-крепости должны были сдерживать натиск крымских и ногайских татар.
Но, как показал дальнейший ход событий, оказались малоэффективными как средство обороны.
И, тем не менее, именно существование Белгородской защитной линии все же способствовало колонизации этих «ничейных» земель.
Летом 1685 года на юге Воронежского края побывала военно-географическая экспедиция под руководством воеводы Ивана Жолобова. Ее цель изучить возможность строительства русской укрепленной линии по реке Битюг и соединения ее с Белгородской защитной чертой у города-крепости Коротояк, что на Дону,
Зная о бесконечных набегах татар, русские люди боялись селиться далеко за Белгородской защитной чертой.
В целом же земли «Дикого поля» продолжали стихийно осваивается, прежде всего, в XVI—XVII вв. беглыми крестьянами и холопами.
С 1786 официально земли Дикого поля (в своей большей части) называлась землёй Войска Донского, а с 1870—1920 — Областью Войска Донского. Центр — Черкасск, с 1806 — Новочеркасск.
Вышеизложенная информация свидетельствует, что до начала строительства Белгородской защитной линии, ни о каком постоянном месте жительстве или основании действующего монастырского скита на территории «Дикого поля» речь идти не могла.
И вот тут нам надо заняться арифметикой.
Нам известно, что икона Божией матери «Сицилийская» появилась на острове Сицилия в 1096 году.
Потом ее следы через примерно 400 лет отыскиваются в Константинополе.
Ибо именно оттуда в 1453 году она была выведена монахами Ксенофонтом и Иосафом!
Теперь зададимся еще одним вопросом.
Куда была вывезена икона?
И тут мы переходим к предыстории истории Дивногорского Успенского мужского монастыря в котором хранилась наша «Сицилийская» икона Божией Матери.
И вот, что нам известно об этом факте.
В среднем течении Дона, к югу от Воронежа по правому берегу реки тянется кряж меловых гор – Донское Белогорье.
Эта местность замечательна нерукотворными чудесами природы – дивами: огромными меловыми стопами.
И выше заданный вопрос о том, куда была вывезена с Константинополя, не так прост, как может показаться на первый взгляд.
Ведь между Константинополем и «Диким полем» мешала обширная и густо населённая людьми, исповедовавшим христианскую религию, территория под названием для одних Речь, Послитая для других Украина. Где константинопольские монахи-отшельники могли найти приют и защиту.
Но, сначала давайте посмотрим, что же собой представляет «Дивногорье»?
До сих пор, сам вопрос о происхождении «див» и сегодня остается открытым.
Одни ученые считают, что это наиболее твердые пласты горных слоев, образовавшиеся за счет выветривания и обсыпания.
Другие, что эти места находились на дне моря и дивы появились после отступления воды.
Под некоторыми из див были устроены пещерные храмы. Меловые пещеры – это достопримечательность Донского Белогорья.
В них располагались не только храмы, но и целые монастыри, например, Белогорский Воскресенский монастырь под Павловском.
По данным местных краеведов на территории Воронежской области насчитывается сегодня около 40 пещер, использовавшихся как храмы и как место жития православных подвижников.
В Лискинском районе, Воронежской области на правом берегу Дона выше впадения в него реки Тихой Сосны расположен и Дивногорский Успенский монастырь.
Красоту и своеобразие местности придают находящиеся здесь на береговом кряже две группы меловых столбов, которые называют Малыми и Большими Дивами.
Этот монастырь был основан в середине ХYII века.
То есть от взятия турками Константинополя до основания Дивногорского мужского монастыря прошло не менее 300 лет.
И если действительно монахи Ксенеофонт и Иосаф вывезли «Сицилианскую» икону с Византии, то они не могли прожить триста лет, чтобы прийти в Дивногорье в XVII веке и основать там монастырский скит и быть там похоронены!
А ведь их «могилы» показывают паломникам и сейчас!
А раз так, то значит, за них это сделали другие люди.Возможно некоторых их них ( из числа монахов) и могли звать Ксенофонтом и Иосафом, но это были уже совсем другие монахи…
В связи с этим у нас есть и новый вопрос:
Кто и когда основан «Дивногорский мужской монастырь»?
И по этому поводу есть вот такие мнения авторитетных российских историков.
Так историк Воронежского края Е. Болховитинов относил появление здесь первых отшельников к 1640 г.
Историк-краевед В.Н. Тевяшов называл наиболее вероятным временем возникновения монастыря 1651-1652 гг. И вот к его доводам нам стоит прислушаться!
В. Тевяшов основываясь на изучении исторических документов утверждает, что первые иноки пришли сюда с отрядом украинских казаков полковника И.Н. Дзиньковского, получившего разрешение на поселение в крепости Острогожске в целях охраны и колонизации края.
Вот тут, мы уважаемый читатель, наконец, из «темных дебрей средневековых веков» вышли, наконец, на пешеходную тропу, которая надеюсь, нас приведет к истине в нашем поиске!
А суть вопроса в том, что вместе с украинскими казаками в числе гражданского населения населением из числа беженцев, под Воронеж, прибыли и украинские православные священники, изгнанные поляками с Волыни!
И вот эти украинские священники или монахи и принесли с собой и нашу «Сицилианскую» икону Божией матери и вместе с ней и всю историческую легенду о ее явлении на Сицилии в 1096 году.
Скупые исторические факты свидетельствуют именно в поддержу этой версии.
Так в 1652 году на территории современной Воронежской области у впадения речки Острогощи в приток Дона Тихую Сосну был построен город Острогожск.
В том же году по приказу русского царя Алексея Михайловича Романова в крепости поселили 4 тысячи малороссийских казаков и других беженцев, которых привёл с Волыни полковник И.Н. Дзиньковский.
Они пришли из-за Днепра, с территории современной Западной Украины, из области, непосредственно граничащей с Польшей на западе и Белоруссией на севере, спасаясь от притеснений польского государства и католического духовенства, в пределы независимого русского государства.
Казаки полковника И.Н. Дзиньковского положили начало большому переселению украинцев в Придонские степи и их освоению.
Теперь надо бы рассказать о личности И. Дзиньковского, но сначала надо познакомить читателя с подлинным истерическим документом.
Челобитье Черниговского полковника Ивана Дзики (Дзинковского)
об отводе места для поселения
Царю и великому князю Алексею Михайловичу всие Русии.
Великий царь, мы ,холопы твои, которые целовали крестъ у Путивли имени твоему великому, я, Иван Дзика, полковник Чергиговский, посылаем двоих сотников, изо полной думы нашей, которые пришли на имя твое царское, дбы тобе, великий царю, ударили челом от усех нас.
Просим тебя, великие царь, князь Алексей Михайлович, помилуй нас холопов своих, дай нам где мешкать и як маем мешкать слободы, лет на килька не бы вольно было пиво варите и вино робот, ибо теперешнего часу….стравовались и не маемо, отколъ буде люду барзо много, который стоят над рубежом и ждут таким де способом, якъ и мы милостивого помилования: если нас , холопов своих помилуешь, то оные готови на твои имя.
Великий царь, князь Алексей Михайлович, помилуй нас , дай нам мешкать в городище Заводниское, бо если великие царь, где далеко даси, то все не заидут, бо бардзо есть худых много, которых мало мают на чом поихати, так теж жадаемомо и просимого милостивого помилования от тебя великий царь, князь Алексей Михайлович, посланцев наших не бавячи, отпустите, бо не диж, великий царь уже нам докичило стояти в дуброве: дети наши от зимкости малые не могут тепрети, умирают.
Теды утоли наши слезы, не хабы есмо великие цари, где нам укажет место, стали будуватись, добыж бодьше нужд не терпели.
С тым ся милостивому помилованию твоему витаем, великий царь князь Алесей Михайлович.
Писан у Белых берегах под Путивлем
Иван полковник холоп твои, со всеми холопами твоими»
По царскому указу украинским переселенцам было дано право сохранить всю организацию украинского казацкого полка.
Новосёлам были предоставлены льготы, позволявшие заниматься промыслами, владеть землями, угодьями, мельницами, рыбными ловлями, винокурением, виноторговлей, не платя податей и таможенных денег.
За это, они должны были оборонять южные границы России. К казакам полковника И.Н. Дзиньковского присоединилось немало выходцев из-за Днепра.
Они образовали Острогожский слободской полк, первый из слободских малороссийских посёлков, возникших на степных рубежах русского государства.
В 1672 году казаки Острогожского полка получили от царя Алексея Михайловича грамоту на владение землями по притоку Дона реке Чёрная Калитва, расположенными к югу от Тихой Сосны.
Началось освоение и заселение территорий, где стоят современные города Россошь, Ольховатка, Кантемировка, Богучар, Петропавловка, Калач и другие.
Дальнейшая судьба Ивана Дзиньковского выходит за предмет нашего исследования, поэтому мы с ним попрощаемся, а вот что было дальше читатель узнает из следующей части.
(конец ч.1)
Все фото и рисунки к работе находятся здесь:
http://narodna.pravda.com.ua/history/4d4c36ee51547/