ЛЕТО ГОСПОДНЕ - ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД (ЙОВЕЛЬ)
«И пришел в Нацерет (Назарет), где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.» (Лук. 4:16-20)
«И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.» (Лук. 4:21)
18 помазал - иврит: машах. От слова "машах" - машиах (помазанник). Помазанниками были цари, священники, пророки. Йешуа - и Царь, и Первосвященник, и Пророк. Он - Помазанник, Мессия, hа-Машиах.
благовествовать нищим - иврит: левасер анавим. Благовествовать смиренным
исцелять сокрушенных сердцем - иврит: лахавош ленишберей-лев. Букв.: перевязывать раны сокрушенным сердцем
19 лето Господне – иврит: шнат рацон л'Адонай. Юбилейный год (йовель), который завершал семь семилетних циклов. Он начинался в Йом-Кипур под звуки шофара:
«И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби в шофар (трубою) в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите в шофар (трубою) по всей земле вашей;» (Лев. 25:8-9)
Юбилейный год (йовель) был большим благословением для Израиля: объявлялась свобода на земле для всех жителей, не нужно было ни сеять, ни жать, объявлялcя возврат земельных наделов, освобождение рабов... Йовель назван священным:
«и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных [лоз] ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее. В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое.» (Лев. 25:10-13)
«Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, а [тогда] пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих,» (Лев. 25:39-41)
Таким образом, йовель - это год прощения и благословения.
"После создания золотого тельца, возникла необходимость в Йом Кипуре - чтобы дать евреям возможность снискать прощение Небес, очиститься от проступков. По той же причине возникла потребность и в йовеле. Юбилейный год — период духовного возрождения народа Израиля." (http://www.evrey.com/sitep/nedglav/arkhiv.php?zik=5&glav=behar)
Рав Ш.Р.Гирш в своем комментарии к Торе называет йовель "национальным Йом Кипуром".
"В этот год, как ни в какое другое время, людям становилось очевидно, что истинный хозяин земли - Всевышний. По Своей воле Он раздал уделы сынам Израиля, вышедшим из Египта, и никто не имел права отобрать их, сделав своей собственностью. Этот закон имел большое практическое значение для всего общества. Он не позволял отдельным лицам становиться владельцами больших земельных владений, постепенно превращая наемных рабочих в своих рабов. Невозможно отрицать, что экономические структуры влияют на морально-нравственное состояние людей. Вне всякого сомнения, этот закон на ранних этапах развития еврейского общества далеко не всегда соблюдался. В период Первого Храма пророки гневно изобличали тех, кто не возвращал землю и не освобождал своих рабов. Так, Йехезкель говорит, что несоблюдение этих законов является признаком "приближающегося конца" свободы народа. В период возвращения из Вавилонского пленения Эзра, увидев, что эти законы по-прежнему нарушаются, велел богатым людям простить долги бедняков." (Сончино http://machanaim.org/tanach/c-vaikra/indc09_1.htm)
Йешуа (Иисус) осуществил духовное освобождение от царства греха и беззакония, Он принес всем народам свободу, МЕССИАНСКИЙ ЙОВЕЛЬ (ЮБИЛЕЙ).
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.» (Ис. 53:5)
«Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира.» (1 Ин. 2:2)
«Седьмой год, время освобождения, олицетворяет «принятие бремени Царства Небесного» (Тамей а-мицвос Ле-а-Аризал, Беар). Оно происходит, когда человек подавляет свое «эго» во имя Всевышнего (битул а-еш) (Ликутей Тора, Беар, 42д). «Эго» все равно существует, но мы должны сдерживать его, лишая голоса. И все же каждый раз, чем ближе седьмой год, тем настойчивей этот голос: «Что же будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего?» (Ваикра, 25:20). И это несмотря на то, что «эго» всегда было свидетелем, как Б-г выполняет Свое обещание: «Я пошлю вам благословение Мое в шестой год, и он доставит урожай на три года» (там же, 21), – это «эго» вновь и вновь выказывает беспокойство.
С другой стороны, юбилей являет собой пример полного самоотречения во имя Б-га (битул би-мициус). «Эго» с его возражениями больше не существует. Теперь, не превозмогая себя, человек служит Всевышнему через понимание – настолько полное, что оно разрушает стену самообмана, отделяющую человека от Б-га. «Год свободы» означает свободу от сокрытия правды и от «эго», сковывающего своими цепями.» (http://www.lechaim.ru/ARHIV/110/rebe.htm)