Над густым тростником равнины,
Жаркое лето пришло.
Где бы дерево мне найти,
В тени подышать прохладой?
Сайге
Заснеженное поле напоминает нагроможденные в беспорядке стопки листов: где горка повнушительнее, повыше, будто наспех набросанная, а где и в несколько страниц едва наберется... Так и открываются издали взору просевшие ложбинки с взъерошенными ветром складками, через которые бегут торопливым летучим почерком заячьи следы. Застрявшая в снегу тишина не спешит выбираться из сугробов; задумчиво поглядывает окрест на сонное царство и посмеивается добродушно...
Вдали, - в седой, почти призрачной дымке, - будто грифелем размазана жирная полоска леса. Размытые контуры проступают в морозной мгле и оттеняют блистающую белизну. Кажущаяся близость обманчива: лес не ближе, чем линия горизонта... Может быть, это всего лишь мираж? Зрительный обман, порожденный холодным дыханием зимы?..
Тяжелое небо в седом облачном саване над самой головой. В редкие прорехи видна густая, не разбавленная, слегка подмороженная синева. Невольно выскочивший из горла звук тут же либо увязнет в сугробе, либо разобьется о стеклянный купол, едва взлетев...
Холодно...
А ведь еще совсем недавно все было по-другому: никто не разбрасывал белых листов стопками, не пряталось небо в саван печали... И лес вдали не казался видением!
…Над головой спелыми колосьями свисали созвездия, ласково подмигивали из своих далеких колыбелей; сквозь звездное раздолье весело катилось чуть деформированное колесо луны, - зыбкая дорожка бежала по небу и скатывалась вниз, вызолотив шпили дремлющего леса… И где-то оттуда, с неба, звонко стрекотали цикады, радуясь растекавшейся струями прохладе… В густых травах дремно ворочался ветерок, ностальгично вздыхал… Сладкий, душистый запах поднимался над полем, дурманил и путал мысли…
Как только одно из искристых зернышек срывалось и стремительно летело вниз, прожигая в темном небосводе яркие борозды, и падало где-то глубоко в лесу, ночная панорама стремительно начинала меняться… Утонув в лесных дебрях, искорка тут же находила для себя благодатную почву, страстно набрасывалась, облизывая горячим языком… И вскоре над лесом быстро и радостно начинала расти алая радуга, разливая - поначалу - зыбкие дрожащие протоки; затем протоки буквально на глазах становились полноводными, густыми, и глядишь, уже пылает почти полнеба!..
…Светало быстро. Летний денек неуступчив ночи: не дает поцарствовать ей и побродить вволю по свежим травам!.. Гонит прочь пугливые тени, наполняет чашу безмолвия до краев звонкими радостными мелодиями!.. Созревают травы серебристой росою, хрустально позвякивают…
…И вот, сбивая звенящие хрусталики, будто скрытыми требушетами выстреленные, взмывают в небо серые трепыхающие комочки! Один за другим – сжигают утреннюю прохладцу горячими крылышками… уходят в небо, пока не уткнуться в тугой купол… А уж оттуда, с высоты, где открывается бескрайняя панорама, бросают вниз свои радостные песни!.. И дивишься невольно: вроде ничего особенного в них нет, в этих песнях, а так радуют… так веселят сердце, наполняют его под завязочку, что радости той до самых холодов хватает!..
Со стороны – одно загляденье! Горящее над лесом небо, выкатывающийся искристый обруч в багрянце, мягко шепчущий ветерок в травах… И льющаяся на тебя звонкая песня лета… Песня, придуманная еще многие века назад… и конца которой пока нету… Она входит в тебя стремительно, как стрела кочевника, и уже не отпустит никогда…
…Так и стоишь, очарованный, окаменевший, в светлые глаза нового дня заглядывающий… Над тобой – голубое шелковое небо, жаворонками одетое, к ногам склоняются травы в мечтательном реверансе, - разбуженные радостным ветерком… А восток уже доел свою малину и золотом выкрасился! Не хочется никуда уходить, о чем-то думать… Так бы и бродил по округе целую вечность беспечально!..
…А теперь над сонным полем тяжелый саван облаков, морозец колдует, за пазуху крадется… Не хочет он, чтоб кто-то бродил его заповедными тропками, ворошил чистые листы сугробов, портил живописную картину покоя… Так и быть… Все равно больше здесь делать нечего; нечего и слушать, разве что заунывные причитания ветра где-то неподалеку… Зимний ветер совсем не похож на летнего сородича, - нет в нем той звонкой радости, тех оглушительных нот, сыплющихся отовсюду… Он не умеет петь, потому и злиться!..
Уйдешь неспешно… вталкивая ноги в мягкие сугробы… и по дороге будешь радоваться этому неожиданному свиданию, этому дню – пусть и морозному, но… душевному… А за спиной обрадованный ветер уже довольно раскинул крылья, зашуршал страничками, затирая следы… Игривая поземка выскочила из сугробов и поспешно понеслась в пляс, слизывая остатки затерявшейся песни лета...
*Издательство "Квадрус" при участии "ГРИГ-пресс"; 2003г.
*регистрация ЧП "Бойко и партнеры"