Иисус приходит на воды Иорданские к Иоанну Предтече, который через омовение людей в реке символично избавлял их от грехов. Но Сын Божий не нуждался в покаянии, а принять крещение он должен был для проявления Своего Божества. О святом Крещении повествуют все четыре Евангелиста, потому что в этом событии снова была явлена миру Святая Троица: Дух Божий в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца засвидетельствовал Божество воплощенного Сына.
Как мы знаем из Ветхого Завета, через Адама в людей и весь мир вошел грех: земля была проклята за непослушание его Богу. Но пришедший в мир Сын Божий, называемый Новым Адамом, не только избавил человечество от греха и погибели, но и освятил землю водами Иорданскими. Этим и замечательно сегодняшнее торжество, что в нем радость духовная становится доступной всему тварному миру, освящаемому обновленным водным естеством через Богочеловека.
Человечество наконец получило ту всеосвящающую благодать Божью, которая необходима нам как средство очищения души на пути к Творцу. Все живое сотворено благим Богом и не должно быть скверным, потому что несовместим грех со святостью Божьей. Но после грехопадения Адама, дьявол стал обретать власть над миром и через злых духов заражать его скверной. Господь пришел в мир за всеми своими созданиями, но в первую очередь – за падшим человеком. И вода, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, безсмертному,пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищается до глубин и вновь делается первичной, первобытной водой жизни, способной очистить и омыть грех, обновить человека, возвратить ему нетление, а через него и всей природе.
Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды, сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную, только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно и трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем благоговейно вкушать эти воды и приобщаться Божественной святости через них.
Слава Богу, обновляющему нас и наши судьбы, и весь мир в котором мы живем, дающему нам такие великие средства ко Спасению, как Таинства Церковные, приводящие нас к Творцу и Жизни вечной!
опубликовано в газете Маяк Арктики 18.01.2011 №4