ч.1
В феврале в Русской православной церкви Московского патриархата согласно с ее «календарем» памятных дат, «чтут» очередную «чудотворную» икону Божией матери, названной сразу двумя «именами собственными»: как «Отрада» и «Утешение».
Но, это двойное название, есть следствием только поголовной неграмотности представителей русского православия, в греческом языке. Поскольку слово «Парамифия», которое согласно слав. традиции переводится как «Отрада или «Утешение», в действительности означает в переводе с греческого «УВЕЩАНИЕ»!
В той же РПЦ МП об этой иконе распространяется следующая официальная информация поясняющая верующим и причину почитания и двойное название иконы.
Пример №1
«Во время сильной бури упал с корабля в море царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, и был поглощен волнами. Беда эта случилась в 395 году, неподалеку от монастыря на Афоне. Корабль пристал к берегу. ( то есть как бы утверждается, что монастырь там уже был!) Но читаем далее:
«Путники Аркадия тщетно искали в прибрежной полосе его бездыханное тело. Совсем уже отчаявшиеся, они хотели вернуться на корабль, но случайно подошли к одному из кустарников и увидели спокойно спящего Аркадия. Проснувшись, он рассказал, как был чудесным образом избавлен от смерти заступничеством Божией Матери.
Это первое благодеяние, оказанное Богородицей роду человеческому на этом месте Афонской горы.
Император Феодосий Великий помог созданию обители на месте чудесного спасения сына. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает "куст отрока".
В алтаре соборного храма поставили образ Пресвятой Богородицы и дали иконе имя "Отрада".
( А тут авторы «легенды» уже утверждает, что сам Феодосий помог созданию обители и одарил ее иконной с именем « Отрада»
Правда сразу же хочу отметить, что авторы «легенды» не знают или не хотят знать той правды, что император Феодосий умер 17 января 395г. после долгой и продолжительной болезни (водянка), что и что в связи с этим, будучи прикованным к постели, никак не мог быть занятый ни спасением своего сына, ни основанием нового монастыря на Афоне!)
Но читаем дальше:
«Через годы… « ( ничего себе через годы, ведь прошло почти 500 лет !!!) –«добавилось ещё одно слово – "Утешение".
Это случилось после того, как чудотворный образ спас Ватопедский монастырь от разбойников. В 807 году монастырь решила разграбить шайка разбойников, но Богородица явилась настоятелю обители и раскрыла ему вражий замысел. Икона "Отрада и Утешение" очень почитаема на Руси
(http://julia-style.narod.ru/otrada.htm)
Пример №2 (где более подробно описано « чудо» 807 года)
«Икона «ОТРАДА» или «УТЕШЕНИЕ» находится в Ватопедском монастыре на Афоне в храме Благовещения Пресвятой Богородице. История этого образа связана с событиями, происшедшими 21 января 807 года.
Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители.
В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря.
Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона Божьей матери была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой.
И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами:
«Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они, на кажутся за грехи свои».
Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова:
«Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».
Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы Божьей матери. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.
С тех пор Ватопедская икона стала называться «Отрада» или «Утешение», так на этой иконе лик Божией Матери ясно выражает сострадательную любовь, взор Её дышит милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка утешения. Лик же Богомладенца строг».
Эта первоначальная информация, не смотря на всю ее не совершенность, все же позволяет нам определиться с кругом поиска, в нашем независимом историческом расследовании.
А знаем мы, пока лишь только то, что оригинал нашей «иконы» находится в монастыре Ватопед, расположенного, на горе Афон, в Греции.
И, что ее появление там, связано «с чудесным спасением сына римского императора» в 395г., в ознаменование чего и был заложен сам монастырь и туда тогда же передана Икона Божией Матери названная «Отрадой», а в дальнейшем икона в 807 г. «защитила» монастырь от нападения морских пиратов, получив при этом свое второе имя - «Утешение»!
Как видим, нам предстоит серьезное, и надеюсь, увлекательное расследование, в ходе которого мы выясним, как историю иконы, так и историю самого монастыря.
А так же разберемся, как и почему данную икону, стали почитать в Российской империи, откуда эта традиция и была перенесена в нынешние церковные календари.
Но, давайте сначала перенесемся в 395 год и припомним сами себе, кто такой этот «Феодосий Великий» и какое он «имел отношение» к созданию монастыря «Ватопед».
Справка: «Феодосий I Великий (Флавий Феодосий, 346—395 гг.) — последний император единой Римской империи.
В 379 году получил власть над восточной частью Римской империи как соправитель императора Грациана, в 394 году стал править всей Римской империей единолично. После его смерти в 395 империя окончательно разделилась на западную часть и восточную, получившую в современной историографии название Византия.
Феодосий выбрал и утвердил законом никейскую формулу христианства (чем прекратил господство арианства) в качестве единой государственной религии империи.
Он стал преследовать (правда, без жестоких репрессий) другие религиозные течения в христианстве (ереси) и запретил языческие культы, в результате чего после 393 года прекратилось празднование Олимпийских игр».
Которые как мы ныне живущие знаем, были впоследствии и вопреки всем запретам христианства, возобновлены в 1896 году и сейчас, поставленные на сугубо коммерческий фундамент, являются наряду с Чемпионатами мира по футболу, чуть ли не единственной панацей, при решении всех глобальных мировых проблем!!!
Но за что римского императора Феодосия «удостоили» в византийской версии христианства (православия) эпитета Великий».
Вот перечень «заслуг» Феодосия перед христианской церковью
1. Феодосий порвал с установленной императором Константином религиозной системой, которая в целом сохраняла нейтралитет государства по отношению к разнообразным культам и исповеданиям граждан империи.
2. Феодосий первым из римских императоров осознал необходимость в единой государственной религии для поддержания единства в многонациональной империи, раздираемой внутренними смутами и атакуемой извне варварским миром. При Феодосии догматы христианства начали фиксироваться не в результате свободного обсуждения в церковных кругах, а утверждались правительственными указами.
Так Феодосий 28 февраля 380 года, спустя год после провозглашения императором издал основополагающий эдикт de fide catholica.
Им была объявлена в качестве допустимой для подданных империи христианская вера, исключительно в форме, зафиксированной на Никейском соборе:
«В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день.
Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Петр, человек апостольской святости.
Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе».
3. В 392 христиане под руководством местного воинствующего епископа разрушили культовый центр Александрии Серапеум, включая храм бога Сераписа и библиотеку. Феодосий запретил изучение и преподавание математики, хотя и до его указа с конца III века эта дисциплина связывалась с магией и колдовством, и занятия ею жестоко карались.
4. В 393 году в последний раз отмечались Олимпийские игры, которые были главным спортивным праздником в Древней Греции на протяжении более чем 11 веков.
Но тут надо сделать важное уточнение. В литературе иногда связывают прекращение игр с указом Феодосия, но последний его известный эдикт по борьбе с язычеством датируется 392 годом и там нет указания на запрет Олимпийских игр.
Феодосий не запрещал состязания вообще (Сократ Схоластик заметил, что Феодосий скончался в день, когда проводились конские бега), но наложил определенные ограничения, которые и сделали невозможным проведение греческих Олимпиад.
Дети ФЕОДОСИЯ: будущие императоры Аркадий (род. ок. 377) и Гонорий (род. 384), а также умершая в детстве Пульхерия (род. 385).
Перед смертью, Феодосий успел осуществить мирный раздел наследия Римской империи между сыновьями.
Старшему Аркадию досталась Восточная часть со столицей в Константинополе, которая в современной историографии получила название Византия.
Младшему Гонорию отошла Западная часть Римской империи. 10-летнего императора Гонория.
Изучение биографий Аркадия и Гонория, не дало никаких данных о том, что один из них чудом спася во время шторма, причалив к берегу в районе горы Афон и что этому спасению поспособствовала сама Богородица!
А ведь такой факт официальные биографы обоих уже христианских римских императоров обязательно бы внесли в их жизнеописания, если бы этот факт имел место.
В связи с вышеизложенным у нас вызывает сомнение и сама дата основания монастыря «Ватопед» в 395 году от Рождества Христова!
И это наше сомнение углубляется еще больше если попытается перепроверить тот факт, когда же на горе Афон был основан первый монастырь?
И тут оказывается, вдруг, что превращение горы Афон и ее окрестностей в исключительно монашеское обиталище, произошло через более чем 300 лет, от описываемый в «легенде» об основании монастыря Ватопед событиях, уже после так называемого Трулльского Собора, постановившего в частности (Правила 18 и 42) в отношении скитающихся «пустынников»:
«Аще восхотят, то определяти их в монастырь, и причисляти к братиям. Аще же не пожелают сего, то совсем изгоняти их из градов, и жити им в пустынях, от коих и именование себе составили.»
Многие из таких скитальцев, которых было много по причине нашествия магометан особенно в Константинополе, устремились после собора, на гору Афон.
Справка: Трулльский собор, также Пято-шестой собор— собор Церкви в Константинополе в 691 — 692; созван императором Юстинианом II
Расцвет же монашества на Афоне произошёл во время царствования Василия Македонянина, вошедшего на престол в 867 году. Им было подтверждено исключительное право монахов на обитание на полуострове, дарованное ещё Константином Погонатом.
То есть мы имеем достоверные данные, что никаких монастырей на горе Афон в 395 году не существовало, а «информация» о чудесном спасении одного из сыновей императора Феодосия, есть только местная легенда, «присочиненная» как обычно в православии «задним числом», в оправдание легендарной «древности монастыря» и его святынь! В том числе и одной из чудотворных икон названной «Парамифия»!
В связи с этим, нам пора обратится к документальной доказанной истории монастыря Ватопед.
Полное название монастыря произносится как «Во имя Благовещения Пресв. Богородицы». И сам он есть общежительным муж. монастырем.
Расположен он на берегу небольшой бухты, находящейся примерно посередине сев.-вост. побережья п-ова Афон (Айон-Орос).
В настоящее время, монастырь возглавляет игумен - архим. Ефрем (с 1990).
Общее число братии - 141 чел. (116 монахов и 25 послушников). В монастыре проживают 74 монаха и 13 послушников, в кельях, приписанных к В.,- 42 монаха и 12 послушников.
Монастырь управляется игуменом, избираемым пожизненно! И на общем собрании братии.
Законодательную власть имеет герондия (духовный собор, совет старцев монастыря). Исполнительную власть игумен осуществляет совместно с комиссией (эпитропией) из 2 избираемых на год членов-эпитропов.
Монастырю Ватопед принадлежат так же 2 скита (вмч. Димитрия и ап. Андрея) и 27 отдельных келлий. В наст. время заселены скит ап. Андрея (11 монахов и 14 послушников) и 18 келлий.
Из них 8 келлий находится в Колицу: св. Бессребреников, прав. Анны, вмч. Георгия, св. Иоанна Предтечи, св. Архангелов, первомч. Стефана, Сретения Господня, Всех святых (из них 4 последних не имеют насельников); 5 - в Карее (из них заселены келлии Вознесения Господня, свт. Николая и св. Харалампия); 2 - в Гифтадике или Эгиптадике (свт. Николая и пустующая прор. Илии).
Ватопед имеет 2 метоха (подворья): в Порто-Лагос (действующий) и на о-ве Самос. На территории В. находится 29 параклисов (придел или отдельный малый храм с функциями придела): 21 - внутри и 8 - вне стен монастыря.
Что же касается самой даты основание монастыря, то греческие историки считают, что возник он, не на пустом и необжитом месте. Тут находился небольшой античный г. Дион или Харадрион.
По церковному же преданию, первая церковь в монастыре Ватопеде была основана имп. Константином I Великим (27 февраля 272, Нэсс, Мёзия — 22 мая 337, Никомедия), но разрушена при имп. Юлиане Отступнике и возобновлена в кон. IV в. имп. Феодосием I Великим!
Как видим «церковные историки» окончательно запутались в дате основании монастыря, даже не попытавшись при этом сопоставить между собой разные церковные легенды и данные собранные греческими историками и археологами, опровергающими церковные ленды.
Но так же надо для объективности сказать, что в научной литературе наряду с версией о чудесном спасении сына императора Феодосия, есть и другие данные подтверждённые историческими документами, о том что «чудо» произошло с неким Ватом, которого прп. Максим Грек называет испан. правителем и братом имп. Феодосия (Послание Максима Грека Василию III, 1518-1519), а Стефан Святогорец считает отрока племянником Феодосия Великого («Рай мысленный», 1512-1520).
Поэтому монастырь был назван ВАТОПЕД (от слов - купина, терновый куст и - отрок, дитя).
Однако и тут не все однозначно. Ведь в большинстве древнейших источников название монастыря пишется как ;;;;;;;;;;, что, по мнению исследователей, означает «терновая равнина».
О событиях дня 21 января 807 года, когда произошло «очередное чудо» в монастырских архивах не сохранилось никаких документов.
Но, это могло быть вызвано тем обстоятельством, что уже в 862 г. монастырь, не смотря на наличие в нем чудодейственных икон Божией Матери, уже спасшей монастырь от морских пиратов, все же был опустошен критскими арабами!
Но и тут, по одной из исторических версий зафиксированной в поздней церковной истории, не обошлось без «чуда»! Одному из монахов удалось спрятать в надежном месте главную святыню монастыря - икону Божией Матери.
Но, если читатель подумал, что тут речь идет о Иконе Божией Матери «Парамифия», подаренной Феодосием монастырю при его основании в 395 году, то он ошибся.
В этом эпизоде речь идет о совсем другой Иконе Божией Матери «Виматарисса»
«Виматарисса ( т. е. Алтарница или Ктиторская) названа так по месту ее нахождения на синфроне (горнее седалище) в виме (алтаре) соборного храма. По преданию, во время нападения на мон-рь арабов в Х в. один из монахов по имени Савва спрятал икону вместе с Крестом имп. Константина в колодце, к-рый находился под помостом алтаря, и оставил рядом горящую свечу. Инок был схвачен и продан в рабство на Крит.
В Ватопед он смог вернуться только через 70 лет. Он поведал игумену монастыря Николаю о месте, где была спрятана икона.
Плита алтарного помоста была поднята, и святыни обретены в колодце невредимыми, а оставленная иноком свеча горящей. С тех пор в память обретения иконы ватопедские монахи каждый понедельник за вечерней служат молебен иконе Божией Матери, а во вторник - торжественную литургию.
Празднование ей совершается 21 янв.
Но, вот что забавно, как эту историю с нападением морских пиратов в 807 году, описывают в русском богословии. (http://drevo-info.ru/articles/10716.html)
«В январе 807 года некий алжирский пират по имени Вардухан, обосновавшийся на острове Милос , на пятнадцати пиратских кораблях совершал набеги и опустошал острова Эгейского моря, побережья Фракии и Малой Азии. В тот месяц он решил напасть и на Святую Гору. Он подготовил десять кораблей, взял с собой двести пиратов и отправился к Ватопедскому монастырю. На рассвете 21 января разбойники пришвартовались в монастырской бухте, выстроились в боевом порядке и, затаившись, стали ждать утреннего открытия монастырских ворот.
Монахи, закончив утреню, расходились по своим кельям для краткого отдыха. В церкви остался один игумен, который продолжал молиться. Внезапно старец услышал исходящий от иконы Пресвятой Богородицы глас:
- Не открывайте сегодня ворот. Подымитесь на стены и прогоните пиратов.
Удивленный услышанным, старец повернулся и взглянул на икону Богородицы и оказалось, что лица Богородицы и Божественного Младенца чудесно ожили. Маленький Иисус простер руку, прикрывая ею рот Своей Пресвятой Матери, и, обратив к Ней Свое лицо, сказал:
- Нет, Мама, не говори этого! Оставь их, пусть они будут наказаны по заслугам!
Однако Богородица взяла руку Божественного Младенца, повернула лицо немного вправо и снова сказала:
- Не открывайте сегодня монастырских ворот!
Потрясенный игумен созвал братию и рассказал монахам обо всем увиденном и услышанном. Те со страхом убедились, что священные лица на иконе Богоматери изменили свое положение и выражение. После этого, поблагодарив Пресвятую Богородицу за Ее спасительный Промысл, иноки поднялись на стены.
Тем временем пираты с лестницами и топорами уже готовились к штурму монастыря. Игумен, стоя на бойнице, позволил им сначала приблизиться, а затем, возвышая Честный Крест, дал сигнал к отражению атаки. В одночасье десять пиратов пали замертво, многие были ранены, а остальные побежали на свои корабли и уплыли прочь.
Растроганные монахи спустились в храм и еще раз от всего сердца поблагодарили Богородицу.
С тех пор икона, сохраняемая и ныне в Ватопедском монастыре, стала называться «Парамифия» (т.е. «Утешение», «Отрада») и до сих пор остается видоизмененной, как напоминание о том удивительном происшествии.
В память чудесного избавления монастыря от разграбления пред иконой «Отрада» была возожжена неугасимая лампада и зажигается большая свеча. В том приделе, где находится икона, издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители и ежедневно поется молебен Божией Матери»!
Красивая, но, увы, неправдивая история! Правда куда там, до нее американской версии фильма «Пираты Карибского моря» с его симпатягой, капитаном Джеком Воробьем и его злоключениями!
Не тот размах!!! Не те книги читают американские сценаристы!!!
Что, же касается датировки написания Иконы Божией Матери «Парамифия», то согласно документам монастыря Ватопед, икона датируется XIV веком!
То есть более чем 1100 лет от «легендарной даты» основания монастыря Ватопед в 395 году!! И уж никак эта икона не могла защитить монастырь Ватопед в 807 году от морских пиратов!!!
В данное время оригинал иконы «Парамифия» находится в параклисе (придел или часовня - автор), названом в ее честь.
Что же касается иконы Божией Матери «Парамифия» как предмета иконописания, то она опять же по монастырским документам, выполнена необычным образом и представляет собой «Фреску XIV века»! (http://www.pravenc.ru/text/149927.html)
Справка: Фреска (от итал. affresco — свежий), aффреско — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.).
Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска». Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.
То есть икона выполнена не на доске и не в традициях византийского иконописания, классическим образцом, для которого являются иконы якобы написанные самим Святым Лукой!
Сама икона» Парамифия» изучалась и русскими искусствоведами, но там она обозначалась как "Ватопедская".
И, по мнению искусствоведов, сама икона принадлежит к наиболее распространенному в Византии типу - "Одигитрия", который восходит к древнему Константинопольскому образу, почитавшемуся в монастыре Одегон.
Само название "Одигитрия" (греч. – путеводительница) связывают как с чудесами прозрения слепых у образа, так и с происхождением иконы из монастыря Одегон.
Перевод можно объяснить догматическим содержанием образа, выраженным жестом руки Марии, указывающий на Христа как истинный путь спасения, чему соответствуют слова русской службы: "радуйся Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному".
Иконы Богоматери "Одигитрии" служили прообразом грядущих страданий Христа, поскольку Он представляется на них в виде Спаса Эммануила – емкого символа воплощения и искупительной жертвы Господа.
По поводу собственно предмета нашего исследования то искусствоведы пишут:
«Вероятно, первоначально Богоматерь на "Ватопедской" иконе была изображена именно в традиционном типе "Одигитрии", до того «момента, когда в 807 году при нападении на Ватопедский монастырь разбойников произошло чудо от иконы, о котором повествует сказание.
Игумен монастыря во время прочтения утреннего правила услышал от иконы Богоматери голос: "Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на монастырские стены и разгоните разбойников".
Настоятель в ужасе заметил, что лики Богоматери и Христа ожили. Младенец сказал: "Нет, Мати моя, пусть они будут наказаны." Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына, склонила лик от Него направо и повторила свои слова.
Игумен собрал братию и рассказал о случившемся. Тогда все с изумлением заметили, что лики Богоматери и Христа изменили свое положение на иконе.4 С той поры "Ватопедская" икона получила название "Отрада" или "Утешение" и положение ликов осталось в том виде, каким оно стало после чудесного знамения».
«Как видим, иконографические особенности "Ватопедского" образа, а именно, положение рук и ликов Богоматери и Христа, отображают историю чуда, произошедшего от иконы.
Вместе с тем, подобная иконография представляет Христа, как грозного Судию, "сменяющего праведный гнев на милость", благодаря молитвенному заступничеству Богоматери.
Подтверждением тому являются строки акафиста "Ватопедской" Богоматери: "Радуйся, своим предстательством праведный гнев Божий утоляющая; Радуйся, на милость Его, к нам приклоняющая" (4 икос акафиста).
Неслучайно, сдерживающая рука Богоматери выглядит монументально и весомо, тогда как десница Божественного Сына – маленькой и кроткой, не содержащей грозного жеста.
Как кажется, знаменательно и символично появление "Ватопедского" образа в наше тревожное время в России, в возрождающемся Новодевичьем монастыре.
Подчеркнуто эсхатолическое содержание "Ватопедской" иконы – свидетельство тому. Она одновременно есть и образ надежды и того истинного утешения, которыми не оставляет нас Богоматерь.
Отметим в заключении, что нимбы Марии и Христа имеют украшения, которые, с одной стороны, возможно, передает оклад того образца, с которого писалась икона, с другой – напоминает о райской символике».
Для нас в этом описании главное, что искусствоведы исследовавшие список (копию) Ватопедской иконы находящуюся в Новодевичьем монастыре в г. Москве, отметили, что «иконографические особенности "Ватопедского" образа, а именно, положение рук и ликов Богоматери и Христа, отображают историю чуда, произошедшего от иконы».
То есть сама икона "Одигитрия" Ватопедская, была написана, после мифических событий 807 года!
Вторичное основание монастыря после его разорения и полного разграбления в 829 году относится уже к сер. Х в.
Но эту историю мы рассмотрим в следующей части.
(конец ч.1)
Все фот о и рисунки к статье находятся здесь:
http://narodnapravda.com.ua/history/4d243b3388548/