AФОРИЗМЫ
ОТ ИСКАНДАРА АСАДУЛЛАЕВА
АФОРИЗМЫ
ПАРАДОКСЫ
САТИРА
ДИАЛОГИ
АБСУРД
ЭПИГРАММЫ
ДУШАНБЕ
«ЭЧОД»
2007
Асадуллаев И. К.
Афоризмы от Искандара Асадуллаева.
- Душанбе: 72 стр.
Вниманию читателей предлагается второе дополненное издание сборника мыслей, фраз, изречений, диалогов, парадоксов, сатиры и эпиграмм, пьесы, которые частично были написаны и опубликованы автором в разное время. Лаконичность мысли имеет то преимущество, что в сжатой форме вбирает в себя целые аспекты событий, процессов и характеров людей, - фрагменты чрезвычайно богатой окружающей нас жизни. Обобщенная законченная мысль раскрывает их с неожиданных сторон. Эту задачу и ставил Искандар Асадуллаев, доктор философских наук, автор многих научных работ по философии и политике, сатирической пьесы, рассказов и стихов.
Сборник будет интересен широкому читателю.
Рисунок на обложке автора
с copyright Асадуллаев И.К., 2008.
мы так похожи друг на друга
1
Голубь мира и демократии живет в танке и взлетает с авианосца геополитики.
2
Крокодил никогда не пятится, зато заставляет пятиться назад других. Но в политике бывает по-другому: часто пятясь назад, ты становишься крокодилом.
3
Чтобы смотреть на людей ясными и честными глазами, ты должен сначала обворовать их.
4
Волки ждут, пока человек ослабнет, и тогда набрасываются на него. Геополитики не только ждут, пока кто-то ослабнет, они в ожидании заверяют его в вечной любви, дружбе и стратегическом партнерстве, и уж потом разрывают его на части. Это относится и к Западу и Востоку.
5
Мир демократии часто проводит грязную политику, но есть огромный мир грязной политики, который не имеет никакого отношения к демократии.
6
Нравственность возникла сотни тысяч лет назад, но во время Авесты возникли самые низменные свойства и качества человека: хитрость, подлость, коварство, предательство, алчность, агрессия. Это было начало возникновения частной собственности и классового общества. Иначе, зачем было так упорно просвещать людей Заратуштре?! Он был первым коммунистом. Однако все продолжается, и низменные качества человека, и светлое чудо человечности, с трудом увлекающее сопротивляющегося ему человека.
7
Если у человека отобрать стул, дающий твердое положение, то у него может случиться жидкий стул.
8
Если ты мечтаешь и ждешь летающих тарелок из Космоса, то, перестав приносить деньги домой, жди летающих тарелок от жены с космической скоростью.
9
Отдать честь это означает не только приветствие, но иногда и начало политической деятельности.
10
Политик должен быть удавом или гранитом: если он не может проглотить другого политика, то должен сделать все, чтобы тот хотя бы подавился им.
11
Прекрасная солнечная страна. Гостю из Европы хозяева предлагают расчленить сваренную голову жертвенного барана и первым отведать мозгов. Европеец ловко извлекает этот восточный деликатес и пробует. Гость из другой солнечной страны Востока не выдерживает и шутит: «Господа! Мы, кажется, присутствуем при печальном процессе утечки мозгов в Европу!» Хозяева опешили, но, спохватившись, весело рассмеялись вместе со всеми.
12
Вам не должно быть горько оттого, что другой человек получает высокие должности и звания, потому что он вообще подслащивает жизнь человечества, сладко угождая нужным людям.
13
Не надо обострять чувство страха, надо, чтобы страх обострял интеллект.
14
Ее Величество Удача не любит парадности и часто выпрыгивает из-за угла.
15
Оптимальная политика проводится не при решении застарелых проблем, а когда, их решая, не создаются новые проблемы, невыносимые для общества.
16
Если политик получает наслаждение от того, как он успешно обманывает других, но при этом сам не обманывается, то в этой политической эротике его называют уже не проституткой, а плейбоем.
17
- Ты должен меня пригласить к себе на праздник, это славный обычай нашего народа.
- Кто спорит, но ты, ведь знаешь, что на праздники и дни рождения не приглашают, а сами не приходят!
18
- Давайте, одну проблему мы поставим мужу, а другую – жене. Как говорится, муж и жена – одна сатана.
- Не согласен. Правильно, им надо дать две разные проблемы, но муж и жена в данном случае – не одна сатана, а две сатаны!
Все оживились, настолько эта нечистая пара всех достала.
19
Подхалим очень похож на кенгуру: угодливые передние лапы балансируют и помогают огромным прыжкам на пути к власти.
20
Политик, который слишком сильно размахивает дубинкой законности, рискует ударить себя по тылу и вылететь из кресла лидера.
21
В политике часто гадкий утенок вырастает не в прекрасного лебедя, а в несносного ворона, мечтающего выклевать кому-нибудь глаз.
22
- Вы говорите, что это грязная и скользкая политика? Да, если у вас нет твердости. Между тем, грязь застывает от холодного расчета и становится твердой почвой на пути к успеху.
23
- Вы бедная маленькая страна, мы вам поможем, но вместе с нашей помощью примите и нашу стратегию для защиты от внешних угроз.
- Огромное спасибо за желание помочь. Но зачем нам ваша стратегия защиты от чужих угроз, если нам никто не угрожает?
- Нет проблем, примите нашу помощь и нашу стратегию, и вам обязательно будут угрожать!
24
Обычно вспоминают о величии нации в надежде вырваться из пропасти, в которой она находится. Между тем великие нации умеют смеяться над своим величием, спасая себя от пропасти самодовольства.
25
Элита это куда бы ты ни пришел, видишь одни и те же лица.
26
В недемократической стране, где осуществляется только одна допустимая и реальная возможность, конструктивный оппозиционер все же рассматривает все маловероятные и невероятные варианты. Так он выражает свою свободу. После чего как страус засовывает свою голову в песок и ждет.
27
Величайшая победа идей равенства в наши дни проявляется в крайнем лицемерии современных человеческих цивилизаций. Еще вчера они были однозначно превосходящими одна над другой, вопреки отдельным гениям. Сегодня же, с одной стороны, продолжают показывать свое превосходство, питая надменность и высокомерие, часто расистские или шовинистические чувства, скрывая их идеями самобытности и уникальности, а с другой стороны, объявляют себя средоточием человечности и идей равенства. В зависимости от ситуации выставляют то одни, то другие идеи. Эта лицемерность и хитрость стала политическим принципом всех великих культур, приспособившихся к современным условиям.
28
Почему мы не можем жить без культов, хотя бы разумных? Александр Македонский залил кровью Центральную Азию, но мы создали золотую легенду «Искандар-намэ», араб пришел с мечом, а мы гордо сегодня относим себя к роду арабов, пришли тюрки, но чтобы освободиться от русского гегемонизма таджики-пантюркисты подняли чужое знамя пантюркизма, пришли русские, и часть интеллигенции потеряла свой язык. Если становимся националистами, поклоняясь обычаям и традициям, то обязательно в культе нации мы больше всего поклоняемся патриархальному прошлому и косному мышлению. Здесь мы совершенно противоположны японцам, которые осваивают новое на основе традиций. Если же мы увлечены новыми технологиями, современными новациями в политике, экономике и науке, то непременно поклоняемся чужому – чужому языку, чужой культуре, чужой духовности. И это, несмотря на то, что культ косности и культ чужого принесли неисчислимые беды народу. Если таджики-руководители Средней Азии в 20-е годы были пантюркистами, то в 90-е годы – некоторые хотели религиозно-политического устройства, наподобие отдельных исламских стран. Сегодня же, отказываясь от культа чужого, провалились в культ коррупции, местничества и нового разделения таджиков - на «чистых и нечистых». Нас и так мало, зачем же снова нас делить? И это таджикская национальная идея и государственность?!
29
Проявляя пренебрежение к муравью, ты рискуешь сесть на муравейник. Так и политики, забывшие об интересах больших масс людей, могут угодить в цветную революцию.
30
Партийный функционер, словно тюлень, степенно переваливается на публике, но прекрасно маневрирует в коридорах власти и очень пластичен в кабинетах лидеров.
31
Счастье быть искренне любимыми, это истина для всех. Для политического деятеля достаточно и необходимо всего лишь публичных признаний в этом, таков механизм его авторитета. Парадокс в том, что иные начинают верить в искреннюю любовь других к себе. Это уже путь к несчастью.
32
На Востоке рога являются символом власти, вспомните рога Великого Искандера. В Европе рогоносцы вызывают ехидный смех. Но и там, и здесь не любят существа с рогами и хвостом, усердно доказывающего свою человеческую правду.
33
Что касается независимых газет, они действительно свободны, но сердце их редакторов принадлежит правительству. Так говорил замечательный писатель Михаил Шолохов: «Я свободен и пишу по велению сердца, но сердце мое принадлежит партии».
34
Из двух равносильных боксеров проигрывает тот, кто первым начинает понимать, что они равносильны.
35
Неумный политик разрушает общество так же, как давящий все вокруг себя слон, которому в ухо вошла заблудившаяся мышь.
36
- Мы обязательно должны придти с вами к единой позиции. Поэтому вы оставайтесь при своем мнении, а я останусь при своем.
37
- Мы должны опираться на великие страны демократии, они очень богаты и всегда помогут. Есть истина, гласящая: блажен, кто смолоду привяжет свой челнок к корме большого корабля.
- Вне всякого сомнения, корма мировой демократии солидная и привлекательная. Как тут уберечься от соблазнов демократизации?!
38
Сегодня популярны идеи гуманитарной демократической интервенции в нищие страны во имя счастья большинства, которое так и останется нищим. Нищий, но счастливый и свободный!
39
Друг-враг это чудище, во что иногда превращается друг юности. Поэтому по юности дружи, но знай, что друг это иногда будущий враг. В политике же нет постоянных друзей, есть постоянные интересы. С этим все согласны, но почти все, и политики, и страны, и деятели культуры, в один голос лицемерят, провозглашая вечную дружбу. Происходит это по причине того, что один и тот же человек, страна или политическая сила являются одновременно и источником радости и источником боли для других.
40
На вопрос «есть ли что важнее демократии?» ястребы отвечают: пусть исчезнет мир, но останется закон, пусть недемократические страны зальются кровью, но исчезнут авторитарные и тоталитарные режимы на Земле и будет повсеместно установлено благополучие. Недаром в древнем римском праве сказано: пусть исчезнет мир, но останется закон!
41
Деятели полагают, что они являются сценаристами и режиссерами, играя главные роли на политической сцене. Но часто бывает так, что они остаются только актерами, где сценарий и режиссура принадлежит неконтролируемым процессам. Самое худшее, когда внешние силы становятся кукловодами.
42
Иная оппозиция похожа на худощавого человека с широким плоским задом, позволяющим сидеть сразу на двух стульях. С одной стороны, она стремится быть привлекательной для мировой демократии, чтобы получать финансовую помощь, хотя бы в виде визитов и грантов для лидеров, а с другой – любезна с правительством, чтобы не осложнять свое положение.
43
Новый министр входит в кабинет бывшего министра и пораженный роскошной мебелью из красного дерева, привезенной из Малайзии, гневно приказывает:
- Какое безобразие! Немедленно уберите эту мебель, чтобы ее вообще не было в здании, чтоб я ее не видел!!!
В считанные минуты мебель погрузили в две грузовые машины
- Господин министр, мы погрузили эту мебель в грузовые машины, куда ее отправить?
Министр резко бросает: - Ко мне домой!
44
Или ты блюдолиз, тогда ты лев, или ты честен и отважен, тогда ты побитая собака.
Коррупция
45
В коррупции нельзя видеть только плохое, она, например, украшает города Центральной Азии новой архитектурой, строит пятизвездочные отели в Дубае, обогащает личные счета в банках Эмиратов, Кипра, Швейцарии, наполняя финансами кровеносные артерии мировой экономики.
46
В Америке «типсы» это чаевые, даваемые за услугу официантам. У нас же сформировались новые разновидности Гомо Сапиенса, которых по достоинству следует назвать «Типсоид» и «Гомо Коррупциус». «Типсоид» берет повсеместно и средне. А вот «Гомо Коррупциус» оказывает значительные услуги обществу тем, что берет «чаевые» у инвесторов, международных банков, кредиторов, разумеется, для процветания нации.
47
Казнокрад отличается от конокрада тем, что не скачет с места преступления, а скачет на месте преступления, гарцуя безнаказанно. Это молодецкая езда верхом на растоптанной честности большинства.
48
Как в борьбе против коррупции, так и в самой коррумпированности нашего общества мы достигли небывалых в мире высот. Коррупция это вечный двигатель нашей беззаветной борьбы против нее, свидетельствующий о нашей бесконечной демократизации. Коррупция и борьба с коррупцией кормит людей, создает их политический и экономический потенциал. Виват коррупция!
49
Если ты лоялен, то тебе многое прощается, и когда снимают с работы, не заводят уголовного дела. Только теперь ты в серой полосе жизни, но непременно тебя ждет светлое завтра, так как ты из золотого потенциала коррупционеров.
50
Руководитель учреждения поступает правильно, загружая черной работой своего заместителя, но он может крайне осложнить свою жизнь, если его заместитель становится казначеем для отмывания грязных денег. В этом случае заместитель нередко ведет себя как хозяин положения.
51
Если ты официальный центрально-азиатский демократ правящего режима и тебе перепадают жирные куски общественного пирога, то не можешь сказать, что у тебя нет царя в голове. Настоящий демократ всегда богат.
НАУКА
52
Мелкий ученый, облеченный высокой мантией науки, это обычно большой пакостник.
53
Во Франции академиков называют бессмертными. В Таджикистане часто академик это бессмертный еще не старый ученый, давно умерший для науки.
54
В свое время Французская Академия одолела интриги общества.
Таджикская Академия достала общество своими интригами.
55
Ученье - свет, неученье – тьма. Истина породила тьму ученых, которые впотьмах ищут истины, которые так же недоступны, как туманность Андромеды ловкому шулеру. Становятся кандидатами, докторами, академиками, 80-90 % из которых далеки от научных открытий. Однако они необходимы обществу для видимости науки, а видимость науки – для величия нации.
56
Если ты не смог построить себе царские палаты и жил всю жизнь в шалаше, это свидетельствует, что у тебя ума палата и ты выдающийся ученый из палаты № 6.
57
Когда ты знаешь, что ничего не знаешь, то это твоя последняя амбиция.
58
Василий Осипович Ключевский назвал восстание Декабристов в России исторической случайностью, которая обросла литературой. Согласно теориям Ильи Пригожина, нет ничего, свободного от случайности. При этом если учитывать, что настоящее есть всегда реализация одной из альтернатив вероятного будущего, то наша реальность совершенно случайна и невероятна.
59
Политики, не поддерживающие науку капиталами, не нуждаются в науке для создания своих капиталов.
60
Если смыкаются не крайности, а посредственности, то это торжество дурной бесконечности - союз во имя видимости науки, культуры и политики.
61
Ценность порядка постигается через осознание хаоса, который до этого измучил тебя.
62
Ученый, который клянет себя за лень, является самым трудолюбивым существом на свете, так как пока он пребывает в состоянии безделья, его мозг интенсивно работает, незаметно для него и других. Поэтому многие удивляются: как ему удаются открытия, если он все время валял дурака?!
63
- Уважаемый соискатель, в вашей докторской диссертации очень много грамматических и орфографических ошибок!
- Ну и что? Каждый имеет право на свои ошибки.
- Да, но этих ошибок очень и очень много!
- Ну, понимаете ли, у каждого свой стиль!
64
- Я верю, что количество перейдет в качество, и поэтому сделаю все, чтобы как можно больше защитились докторов и кандидатов наук.
- Зачем это вам нужно? Ведь, большинство из них липовые.
- Я хочу оставить след в науке!
- Да, но, ведь, вы все здорово наследили в науке!
65
Научные открытия и результаты требуют соответствующей формы в виде ученых степеней и званий. Если же нет научных открытий, тогда звания и ученые степени возникли в результате бездарного подобия труда, но талантливой интриги, лицемерия, местничества, угодничества. То есть того, что определяет политику видимости науки.
66
Историки философии подразделяются на две категории. На тех, кто занимается историей философии как историей и тех, кто занимается историей философии как философией. Первые видят в истории философии историю, вторые в истории философии находят потенциал для развития современной философии и постановки новых проблем вообще в науке.
67
- Ты чем занимаешься?
- Я ем тыквенные семечки.
- Но ты должен был заниматься научными делами.
- Я ими и занимаюсь, это очень помогает сосредотачиваться.
- Смотри, чтобы в голове не выросла тыква.
- Она уже давно выросла во многих головах, разве ты это не чувствуешь по общей ситуации в науке?!
Ассорти
69
Политик, чтобы быть выдающимся, должен постоянно достигать высокого положения черной неблагодарностью всем, кто ему помогал и оказывал добро.
69
Горилле, как и начальнику, нельзя смотреть прямо в глаза: горилла может броситься на тебя, начальник же удалит тебя навсегда.
70
Преступление для упразднения преступления это не преступление, а демократическая законность в переходном обществе.
71
Политическая проститутка – это милосердное существо, отвечающее фальшивой любовью всем, кто немилосердно ее любит.
72
Фундаментальные реформы бывают настолько основательными, что ускорение их реализации приводит часто к потрясениям, когда трясущаяся гора рождает мышь.
73
Счастлив тот, кто любит и может в этом признаться. Несчастлив тот, кто не любит, но должен признаваться в любви и уважении из-за денег или власти. В последнем случае у него возникает мощная энергетика вымещения своего несчастья на других. В жизни никогда не иссякает этот источник ненависти.
74
От великого до смешного один шаг, и столько же наоборот. Но как ты пройдешь его, если у тебя нет признанного другими величия, но есть только способность смеяться над собой?
75
- Вы счастливы? - Да, несчастье покинуло меня, а вот вы, счастливы ли вы? - Я счастлив всегда, когда несчастье покидает других.
76
Из нашей беседы я так понял, что мы все великие, и я, и вы, и он, но, прошу вас, заберите у меня мое величие, я должен заняться делами.
77
Страны Центральной Азии не должны забывать, как много делают для них другие страны. Например, дают кредиты и тут же помогают растратить деньги в качестве оплаты технической помощи и советов специалистов и советников, которых посылают к нам. Потом списывают долги. И нам хорошо и им хорошо. Таким образом, укрепляется связь великих государств и международных структур с нашими странами.
78
Жираф это бывший политик, который думал, что видит далеко за горизонтом. Превратился он в жирафа потому, что вместо того, чтобы думать, вытягивал шею, заглядывая в чужое грязное белье.
79
Небо в розовом и голубом цвете открывается Атлантам, опирающимся на почву законов, в противном случае это небо в решетке. Однако если Атлант попирает закон, опираясь на партию, деньги или власть, то он небожитель.
80
- Нет, она не обиделась, зачем ей обижаться? Хотя если честно, то была толика обиды. Как же иначе? Ведь, от такого все обижаются, она на самом деле очень обиделась. Сказать по правде, она так сильно обиделась, что большей обиды и быть не может!
81
Слава, богатство и власть нужны человеку для счастья даже тогда, когда он наверняка знает, что не в них счастье.
82
- Ну, как? Ты видел его, врезал ему как следует, своему обидчику? – Как же?! Косая сажень в плечах, у него два метра роста. Это он мне врезал! Уже второй раз. При всем желании я ничего не мог поделать. – Молодец! Ты его не тронул, ты не хотел его тронуть! Это милосердие, ты очень порядочный человек!
83
Если у тебя море проблем, и ты тонешь в их бездне, попытайся решить самые трудные. Если не удается и ты в отчаянии, то, если можешь, дай решить их другим, и согласись с этим. Придет огромное облегчение. В этом случае море по колено.
84
Ковровые дорожки госучреждения – счастливая дорога для иного служащего, который готов, чтобы его завернули как египетскую мумию, но только бы чувствовать себя фараоном.
Абсурд и парадоксы
85
Выборы должны фальсифицироваться, если на основе свободных выборов могут реализоваться еще большие безобразия…
86
Чтобы сохранить и развивать демократию, надо сопротивляться ей.
87
Выборы – это лишение себя всякого выбора, которого у тебя нет.
88
В деспотическом обществе право выбора изначально делегировано тирану. В демократическом обществе человек снова и снова передает видимость своих прав владыке, хотя и демократическому, так как большинство никогда не обладает реальной властью.
89
Выборы это передача большинством своей воли меньшинству для создания больших проблем.
90
Авторитарную власть никто не избирает, она сама себя образует.
91
Выборы это акция, обесточивающая тебя.
92
Цветная революция – это радуга геополитики, создающая дугу антироссийской нестабильности.
93
Выборы – это добровольное возвышение тобой другого человека, который начинает распоряжаться твоей судьбой.
94
Надо всегда делать то, чего желает народ. Но сначала надо повести народ за собой.
95
Всякая победа человека над своей природой оборачивается новой трагедией для него (перифраз классика).
96
Нас в Центральной Азии нельзя оставлять одних с самим собой. Чтобы выжить и жить достойно, мы должны со всеми великими силами современности решать и свои проблемы, и, особенно, мировые. Чем больше мы будем заниматься мировыми проблемами, тем мельче будут наши проблемы, и мы их будем щелкать как орешки.
97
Выборы – это ограничение своей воли путем расширения воли другого. Другой это, как правило, тот, которого ты плохо знаешь и не особенно любишь.
98
Если ты знаешь о будущих злых кознях человека против тебя и скажешь ему прямо об этом, то он может получить шок от твоей наглой откровенности.
99
Есть много великих личностей с психическими отклонениями, и это вызывает восторг у проблемных людей, думающих, что великими становятся по причине болезни. При этом совершенно не обращают внимания на тот факт, что сотни тысяч психических больных не являются великими.
100
Неловко испытывать к себе любовь, когда ты неприятен для кого-либо. Приятно, когда ты отвратителен себе, но есть немногие, кому ты симпатичен. Счастье, когда есть кому ты дорог.
101
Слава Александра Македонского, разрушавшего страны, Тамерлана, оставившего после себя пирамиды из человеческих черепов, Наполеона с бесконечными кровавыми войнами говорит о бесславной человеческой природе, слепо поклоняющейся какой угодно силе, только бы она была торжествующей.
102
Демократия терпима, но не терпит нетерпимости других. В таких случаях она наносит удары, но только не по тем, кто может нанести ответные ощутимые удары. Демократия уважает недемократов, если они сильны, но не терпит всякую недемократическую мелочь, если у них нет сильных геополитических защитников. Эта политика демократии толкает недемократические режимы вооружаться ядерным оружием, но она, в конечном счете, покажет всем кузькину мать.
103
Гуманность великих держав в том, что они могут разгромить какую-то отдельную страну, разрушить ее мосты, экономические объекты, уничтожать людей и их жилища, но после разгрома будут давать ей деньги для восстановления. Поставить страну на колени, чтобы затем помочь ей распрямиться и освободиться от конфликта. Это человечный закон современной геополитики и глобальной политической культуры!
104
Современному студенту надо знать: в любой деятельности успеху помогают знания, даже аферисту. Аферист и в Африке – аферист! И в Японии, и в Англии, и в Америке. Их только там труднее заметить. Потому что знающий аферист!
105
Требование гуманизма сегодня заключается в том, что следует до конца искать и использовать мирные средства разрешения конфликтов. Надо всегда верить, что жизнь намного богаче твоего представления о ней. В жизни всегда есть гораздо больше возможностей мирного решения вопросов, чем ты можешь об этом думать и предполагать. Политическая культура требует от тебя настроя на мир. Но твое согласие на мир нельзя понимать как безысходное согласие жалкого существа, забитого в угол. Нет. Ты не имеешь права отказываться от своего достоинства, от своей позиции, если она соответствует разуму, а значит и демократии, то есть, миру и демократии.
106
В жизни всегда есть не раскрытые мирные резервы борьбы за свои идеалы, жизнь всегда богаче своими возможностями. Очень многое исходит из амбиций человека и в его упрямства. Люди – борцы за лучшие идеалы общества иногда боролись десятилетиями. Амбиция требует немедленного установления каких-то принципов или устройства, не оглядываясь ни на что. Каждый должен придерживаться правила: «Упаси Боже мне пожелать что-либо очень важное здесь и сейчас!». Иначе рождаются преступления.
107
В обществе люди готовы исподтишка нарушать законы, но не допускают нарушения закона по отношению к себе. Все борются друг против друга под знаменем укрепления законности. Одни кланы уничтожают или подавляют другие, одни люди расправляются с другими. Укрепление закона не спасает от ненависти, но, более того, является механизмом осуществления ненависти.
108
Есть, конечно, разделение на честных людей и нечестных. Но это явно неполная картина. Часто белое и черное проходит по самому человеку, хотя и в разной степени. Нет идеальных людей, люди грешат, нарушают правила общежития. Ведь только фанатичные люди могут сказать про себя, что у них не было нарушений человечности даже в мыслях. Человек иногда готов убить другого человека из-за хвоста селедки!
109
Наша планета утопает в море насилия. Это и гендерные проблемы устранения насилия в отношениях мужчин и женщин, взрослых и детей, насилие бюрократии и отдельных госчиновников, и психологический террор на службе, когда отчаянно цепляешься за рабочее место, чтобы не обречь семью на голод, и нарушение прав человека путем применения пыток в отдельных правоохранительных органах. Самая страшная пытка – это нищета и беспробудная бедность большинства людей в ряде стран, да и у нас. Где этот категорический императив гуманизма? Где политическая культура лучшей части человечества, провозгласившего строительство демократии и благополучия?!
110
Если ты представитель политической силы, борющейся против местничества в обществе и государстве, то должен задать себе вопрос: смогу ли я или сможем ли мы, придя к власти, устранить местничество или же сами будем заниматься тем же самым? Если поставить такой вопрос, то это уже шаг к политической культуре тебя самого.
111
- Вы никогда не думали о сочетаниях других слов со словом национальное?
- Национальное самосознание, национальный гений, национальная культура, национальная гордость, национальное достоинство…
- Национальное убожество, низость. Эти явления есть у каждого народа, люди просто не любят об этом говорить. В каждом народе есть люди недостойные, говорящие от имени нации, но замыкающиеся в ограниченных пределах своего болота.
112
Демократия это всегда самое лучшее и она всегда достигается в борьбе. А это значит, что жизнь не выделяет чистой демократии. Демократия – не особо чистый алюминий или кристаллическая решетка. Чистота ее содержания всегда разбавлена. Это «жгучий коктейль», но не «Коктейль Молотова»! Только мир и твердая вера в бесконечные возможности жизни для реального продвижения к демократии в условиях мира. Такова надежда на будущее и демократию в стране, где была гражданская война.
113
Ты от природы не агрессивен, но время от времени показываешь людям свои острые зубы, это значит, что у тебя просто заячья губа.
114
Если ты приходишь в ужас от того, что мог причинить другому боль и сердце готово разорваться при этой мысли, то ты еще что-то значишь и у тебя львиное сердце.
115
Хорошо быть человеком с большой буквы, в этом случае ты очеловечиваешь окружающий тебя мир. Но это надо успеть сделать до того, как ты станешь человечиной в глазах современных каннибалов.
116
Теперь ты в годах, но полон оптимизма, однако не принимай золотую осень своей жизни за «сад радостей земных» далекой юности.
117
Тебе много лет, у тебя ностальгия, и тебе кажется, что снова любишь как впервые. В этот миг ты жизнью разрушаешь смерть, превратив ее в груду костей. Жизнь дарует секунды, минуты, и ты готов по-своему воскликнуть: пусть на костях смерти ликует пир жизни!
118
Иногда, встречая молодую женщину или девушку, невольно любуешься ею, осанкой, гибкостью движений, одеждой, оттеняющей ее. Но все неожиданно прерывается, когда замечаешь что-то неприятное в мимике или слове, брошенном ею кому-то. В этот момент все в тебе восстает против явного диссонанса между плотью и духом. Дух ее явно слаборазвит, ты чувствуешь, что он не состоялся, она в плену у упрощенно понимаемой жизни и правил, и в этот момент она становится для тебя всего лишь носителем прекрасного тела.
Но здесь с тобой снова происходит метаморфоза, волшебная, тебя неожиданно осеняет поражающая мысль о чуде физического творения, о чуде молодости и молодого тела, лица, живых глаз, и ты отбрасываешь все иное и видишь только молодость, упругость играющих мышц. Она полна свободы ощущения своей силы и власти над собой, она являет свободную игру человеческих сущностных сил. Только одна сущностная сила ей недоступна, это высокий интеллект - культура интеллекта. Тебе сущностные силы даны, увы, не в молодости, ее уже нет, а в вихрях всевозможных идей и мучительно-радостного понимания «кудрявого порядка», говорю словами Осипа Мандельштама, так он двумя словами прекрасно назвал наш мир. Но ты в этот момент начинаешь слепнуть и уже не видишь примитивизма молодости, ты не хочешь видеть ее, перед тобой открывается торжествующая жизнь и молодость молодого варвара, она смеется, ее плоть прочно вписана в окружающие дома и улицы, деревья и воздух, в жизнь, воспринимаемую как замедленная съемка урагана природы.
119
Человек не живет без страха, но тотальный страх выживает из него человека.
120
Несправедливость всегда ищет и находит себе основание, именно потому, что люди не безгрешны, просто нет идеальных людей. Часто вина бывает недостаточной и она безмерно мала в глазах жертвы. То есть во многих случаях несправедливость и вина не существуют в чистом виде: несправедливость считает себя справедливой, а вина – недостаточной. Эта коллизия всем известна, и не стоило бы о ней говорить, если бы не одно обстоятельство: коллизия постоянно повторяется и у людей всегда есть основание для непримиримого конфликта, борьбы и ненависти.
121
Когда начальства нет в положенное время, то это не означает, что оно опаздывает или задерживается, это значит, что мероприятие переводится на другое время.
122
Ясная мысль опирается на сумерки подсознания, прорвавшееся подсознание приводит к сумеркам мысли, это хорошо известно. Но худшее в том, если человек постоянно верит в ясность своего мышления, не зная о темных его корнях.
123
Запад движется по пути неограниченного обнажения всего и вся. Когда-то это была сексуальная революция, поразившая шоком Восток. Принцип обнажения опирается на принцип свободы и демократии, это два принципа питают друг друга. Публичность, откровенность и прозрачность составляют важнейшую часть демократии. Христианство слабо сопротивляется принципу обнажения и вписывается в демократию. Этому принципу обнажения, главным образом, сопротивляется ислам, но принимает кардинальные формы. Самое тяжелое жить на границе этих двух миров – восточного и западного. Все болезненное происходит здесь. Между тем, временами западный принцип обнажения прорывается на Восток, а восточный принцип на Запад. Вспомните проблемы мусульманских меньшинств во Франции – требование посещать вузы в хиджабах или платках.
Дипломат и дипломатия
124
Известно, что дипломату язык дан для того, чтобы скрывать свои мысли. Но если ему не положено иметь своих мыслей? Тогда остается немыслимо интриговать против чужих мыслей.
125
Чтобы стать послом, не надо кончать дипломатических академий, для этого иногда достаточно быть соперником действующего лидера, который не может тебя устранить, но и не терпит на своей территории.
126
Бездарность, откупоривая бутылки на дипломатических приемах, никогда не станет дипломатом, если с тыла не влезет без мыла в большую чужую игру. Лезь без мыла в душу, чтобы не лезть в бутылку по поводу своей жизни. Тогда и бездарность - необыкновенный талант.
127
Дошлый дипломат, перешагивая через других, должен быть начеку и сразу понять, где его поднятая нога должна вернуться назад, чтобы лихо щелкнуть каблуками.
128
Дипломат не должен дрогнуть в самой критической ситуации, иначе «унесенный ветром» чужой игры, будет отозван и подвержен ветрогонному средству у себя на родине.
129
Превентивный дипломат сначала проглатывает своего соперника на закрытых саммитах, и лишь затем плачет крокодиловыми слезами на пресс-конференциях, искренне выражая любовь и вечную дружбу к тому, кто был проглочен, но сидит рядом.
130
Подготовленный дипломат коварен подобно айсбергу, видимая часть которого скрывает подлинные его масштабы, чтобы неожиданно разбить «Титаник» чужих аргументов и интересов.
ДАВНЫМ-ДАВНО В БУДУЩЕМ...
фантастический рассказ-эссе
2014 год. Шло время, происходили события, осуществлялись реформы в обществе и государстве, возникали новые партии, явления. Но органическое единство и борьба преступного и не преступного – правового и внеправового оставались главным принципом организации жизни человечества. Человек, как и тысячи лет назад, разрывался на части, совершая преступления и освобождаясь от преступности. Суды, диалоги, политические процессы, рыночная экономика, СМИ были ареной борьбы преступности и законности, лжи и обличения неправды в мягкой или скандальной форме.
Чем дальше продвигалась жизнь Таджикистана, тем пестрее и разнообразнее она была, как и словесное обрамление буйного многоцветия. Не надо было удивляться названиям новых учреждений и организаций, они расцвели пышным цветом за последние двадцать лет. И всему причиной был глобализм, соединяющий частные интересы отдельных людей со всей Вселенной. При этом, обращаясь к необъятной Вселенной, пытались удовлетворять частные интересы. Увы, такова метаморфоза глобализма наших дней.
Например, в 2009 году в Таджикистане возникла Партия содействия Лунному затмению, ее инициативой было создание министерства Лунного затмения. Партия и министерство глубоко верили в свою эффективность, верили в то, что затмение и просветление Луны обязательно происходят по желанию людей. Однако умнейшие люди страны считали их «лунатиками» по той простой причине, что они витали в облаках и только-только начали приземляться, осваивая такую захватывающую и подлинно земную область в практической жизни человечества, как поборы и получение взяток. В этом наблюдалось заметное отставание лунатиков от глобальных процессов не только по стране и СНГ, но и от других на всей планете.
Тем не менее, представители партии и соответствующего министерства были достойно представляемы на ежегодно созываемых Съездах Звезд Коррупции Таджикистана. Да, дорогой читатель, начиная с 2009 года, появились и такие съезды. Съезды Звезд Коррупции в Новых Независимых Государствах стали особым их вкладом в глобализацию, так как к этому времени коррупция была признана народами мира как неотвратимый глобальный процесс, требующий соответствующей поддержки на местах. Было особой честью участвовать в их работе, и все регионы и районы Таджикистана направляли в столицу достойных сыновей и дочерей – звезд местной коррупции. Но лучшими, конечно, были душанбинцы.
Историческим и незабываемым стал Международный Конгресс Звезд Коррупции Мира 2014 года в Токио, где было много делегатов из СНГ. Несколько слов о его работе, потому что он занял исключительное место в глобальном развитии коррумпированного человечества. События на Конгрессе развивались как в остросюжетном фильме, а участники его предлагали оригинальные предложения и судьбоносные решения.
Например, на его пленарном заседании Великий Магистр тайного масонского ложа коррумпированных чиновников Богатого Севера планеты предложил провести международный год коррупции. Однако представители Афро-Азиатского мира потребовали провести международное столетие или даже международное тысячелетие коррупции. «Мы - Бедный Юг планеты, - заявили самые богатые взяточники Афро-Азиатского мира, - и мы должны преодолеть отставание от Европы и стать Богатым Югом». Делегаты согласились с последним, назвав взяточничество магистральным путем обогащения и процветания человечества. С восторгом Архимеда, воскликнувшего «Эврика!», они заявили о новом научном открытии: «Выделение государством денег на образование и науку – это вредная догма и пережиток прошлого, оно уже не дает прогресса и процветания!».
В то же время исполнилась мечта золотой молодежи: от имени национального комитета было предложено отмечать Национальный День Коррупции Таджикистана, и этот замечательный праздничный день должен был по их замыслу совпасть со счастливым днем - Всемирным Днем Коррупции Человечества.
По предложению представителей из США для усиления глобализации Международный Конгресс принял неординарное решение учредить орден «Гений Коррупции с подвязкой» трех степеней и награждать им выдающихся коррупционеров мира, но почему-то, прежде всего, России и стран Центральной Азии. Награждение должно проходить в новой столице мира – Вашингтоне, называющимся теперь «Четвертым Римом» (для справки: «Москва - Третий Рим» добровольно отдала «Шапку Мономаха» и пальму первенства Вашингтону в Беловежской пуще. Теперь в «Шапке Мономаха» в Белом Доме сидит американский президент на фоне звездно-полосатого флага). При этом полные кавалеры ордена «Гений Коррупции» трех степеней должны иметь преимущество в том, чтобы брать второй, третьей или четвертой женой победительницу конкурса «Мисс Вселенной», избранную некоррумпированным жюри. Это очень понравилось всем, особенно таджикистанцам. Поскольку вторых и N-ных жен не хватило, было решено проводить конкурсы как можно чаще.
Увлеченные новыми формами глобализма видные коррупционеры мира предложили убедить выдающихся людей планеты и Нобелевский комитет давать Нобелевскую Премию по номинации «Виртуозы Коррупции Солнечной системы». Инициаторы были убеждены, что если есть высшие формы жизни на других планетах Солнечной системы, то это уже высокоорганизованная материя и она не может существовать без коррупции и взяток - материальной субстанции.
Отсюда Звезды Коррупции Мира сделали глубочайший научный вывод: самые простые взятки на заре возникновения человечества в виде лучших кусков мяса мамонта и нежной оленины способствовали прямохождению.
«Тот, кто берет взятки, прямо и гордо стоит на Земле!», - так было заявлено в резолюции Конгресса Коррупции гордецов планеты. По предложению России в резолюции была поставлена величественная задача, но почему-то опять-таки таджикским ученым – найти гены коррупции и доказать их решающую роль в исторических судьбах Таджикистана. В итоговом документе Международного Конгресса Звезд Коррупции Мира в Токио были выдвинуты и другие задачи, ставшие Программой наиболее ловких реалистов, то есть некоторых из тех, кто сегодня имеет отношение к власти, и тех, кто желает получить власть, но еще не знает (?!), что будет заниматься тем же самым. Горе фантазерам и романтикам!
Конгресс Звезд Коррупции Мира после бурных прений единогласно назвал взятки и коррупцию (в нее входит и казнокрадство) подлинным Философским камнем третьего тысячелетия, превращающим любую должность в золотые слитки. Во многих новых независимых странах нашли богатейшие россыпи материального субстрата Философского камня. Более того, в огромных количествах его создают искусственно с помощью Алхимии Откровенного Лицемерия и им украшают кресла чиновников. С особой торжественностью Токийский Конгресс принял решение о создании ООЗКМ – Организации Объединенных Звезд Коррупции Мира.
Конгресс 2014 года при этом резко осудил значительное вытеснение животворной коррупции из жизни передовых народов мира. Было горько с пафосом Левитана (советский диктор периода второй мировой войны) отмечено, что ограничение и вытеснение коррупции из жизни продвинутых народов противоречит природе вещей и ведет к истощению лучшей части человечества.
В то же время в выступлениях и дискуссиях приводились факты, радующие и веселящие сердца. Ведь в наиболее коррумпированных странах СНГ, в частности в Таджикистане, широко распространился преследуемый мировой демократией у себя дома, более совершенный вид высшего существа - Гомо Коррупциус. Так по-иностранному называют высший цвет мироздания. Гомо Коррупциус - Человек Коррумпированный успешно вытесняет Гомо Сапиенса - Человека Разумного - на всем Востоке. Гомо Коррупциус, ставший главным видом популяции в Центральной Азии и других странах СНГ, является незаменимым участником Великой Трансформации Содружества Независимых Государств в направлении к демократии.
Одновременно группа аналитиков Токийского Конгресса 2014 года предсказала возможность в будущем превращения Гомо Коррупциуса в такую его крупную разновидность, как Свинтус Грандиознус. «Пазвольте!, - возмутился председатель Конгресса, - со Свинтусом Грандиознусом человечество уже да-авно знакомо! И он никакого отношения не имеет к Гомо Коррупциусу! Гомо Коррупциус – добрый человек, он нежно влюблен в деньги и если надо - сам даст взятку». «Бросьте! – воскликнул с места самый ретивый турецкий аналитик Салим-паша, - все они имеют одни и те же гены и ДНК, не будьте расистом!». Этот спорный вопрос председатель и аналитики оставили на будущее.
На заключительном пленарном заседании докладчики отметили, что последние 200 лет становления демократии на Западе явились Золотым Веком его коррумпированной истории. При этом настолько коррупционеры Запада научились тонко и масштабно проделывать свои «делишки», что служат достойным и недосягаемым примером для всех стран мира в наши дни. Но почему-то обвиняют в коррумпированности именно Россию, страны СНГ и особенно Таджикистан. Звезды Коррупции Мира с прозорливостью Гомо Коррупциуса отметили, что тайно Запад, мировая демократия горячо и с радостью приняли широкую замену в странах СНГ одного вида человека на другой его более совершенный вид, главное, чтобы успешно осуществлялись сиюминутные геополитические интересы Запада. Великий Магистр сказал буквально следующее: «Новые инициативы и направления глобализации в СНГ веселят сердца наших друзей на Западе».
Одновременно прямоходящие гордецы планеты возликовали сердцем, отметив такую новую форму глобализации в СНГ, как повсеместное появление частной собственности, возникающей, мягко говоря, внеправовым путем, или, прямо говоря, путем всевозможных преступлений и нарушений закона. «Запад все видит и очень доволен собой!», – было радостно отмечено. Но ревизионисты и левоуклонисты Конгресса, да-да, читатель, и такие там были, грустно продолжили: «А ведь, демократия возникает на основе частной собственности в обществе, укрепляющем законность!». «Где вы это видели?!», - возражали прямоходящие гордецы и договорились до абсурда: «Демократия – это новые возможности для нарушения законов, сменяющие преступления тоталитаризма!». «Верую, ибо нелепо!», - воскликнул один из пламенных трибунов Планеты Взяточников.
Возвращаясь к родному краю, следует сказать, что глобализм нового тысячелетия затронул и карликовые партии Таджикистана. Например, в стране уже давно действовала такая необычная политическая организация, как карликовая Партия содействия вращению Галактики. Члены этой небольшой, но крепкой партии, а они, жуть, коренастые люди, были уверены в возможность ускорения вращения отечественной Галактики вокруг своей оси при помощи других, более передовых галактик. Или же в стране набирала силы созданная в 2011 году Партия легализации взяток во имя Процветания Нации. Есть же страны, легализующие продажу и употребление наркотиков!
20 сентября – 11 октября 2004 г.
(сокращенный вариант)
Эпиграммы
Гнет снова гнетущая критика -
Мы снова пластичны в политике,
Открылась нам новая страта –
Сразу три старших брата,
Мы очень любим братьев,
Всегда со своей родней,
Нас душат они в объятиях
И кормят своей стряпней.
Все воруй, но будь при этом
Благодетелем для всех,
Освяти дорогу светом
Смой с кармана светлый грех.
Сегодня всем шансы даны –
В карьеру идем без труда,
Мы новые люди страны!
Но зачем воровать, господа?!
Сосед нас любит, ищет повод
Свою любовь нам доказать,
И ремонтирует газопровод
Лишь начинает холодать.
Великий брат, мой старший брат,
Я счастлив, мы навеки братья,
Но брат, мой позвоночник смят
В твоих родительских объятьях. 1974 г.
Бывший старший брат в объятьях,
Равен он для нас сейчас,
Но беда, другие братья
Старшим быть хотят для нас. 1997 г.
Сегодня у многих харизма,
Считают, что это от Бога,
Но наша харизма без призмы
Исходит от первого слога!
АФОРИЗМЫ
ОТ
ИСКАНДАРА АСАДУЛЛАЕВА
734064, г. Душанбе, улица Исмоили Сомони 73/2 кв. 52
Факс: 51-04-04
Тел.: (992 37)235-16-59. E-mail: dr_asadullaev@mail.ru