Черная собака
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/179010/
Автор: Джон Маверик
Сразу скажу, для ясности, что «критик» я, в еще большей степени, чем «писатель» или «поэт» – совершенно непрофессиональный, из чего и прошу исходить в интерпретации моих грядущих опусов
Поскольку это моё первое появление в «Театре», позволю себе несколько слов в качестве само-представления.
По складу и профессии я – человек разума скорее, чем чувств, поэтому, в читаемом материале для меня всегда и всего более важна внутренняя логика, чем красивости и аппеляции к первичным чувствам и эмоциям. Хотя, романтизм и сентиментальность мне тоже не чужды. Люблю также хороший абсурд, т.е. полное (кажущееся конечно) отсутствие логики. Очень не люблю абсурд случайный, недоделанный. Люблю хороший литературный язык, даже старомодный. Не люблю новоязы в качестве «родного» языка АВТОРА, а не его соответствующих стилю героев.
Увидев заявку Джона, обрадовался. Он публикует последнее время много, и чаще всего (если не всегда), прочтение стоит потраченного времени. (Это не значит, конечно, что я читаю или прочёл все его публикации
Итак, ближе к телу...
Рассказ «Чёрная собака». Возможно, смысл названия (и основной сюжетной линии) восходит к каким-то известным автору и неизвестным мне аллюзиям. Если это так, то жаль, что мне они неизвестны, это бы позволило мне узнать еще больше при прочтении. Но автор и так обозначил смысл образа ЧЕРНОЙ СОБАКИ настолько четко и ясно, что аллюзии, возможно и не нужны.
Рассказ начинается неторопливо, с некоего «философического» экскурса, довольно банального и, на мой вкус, совершенно лишнего. Ничего бы не потерялось, начни автор сразу с абзаца втрого. Тоже неторопливо вводящего читателя в настроение сопереживания с главным героем. И здесь «псевдо-красивости» до слащавости в виде рассуждений о душе, состоящей из фотонов любви. Брррр! Пожалуй, если бы не имя автора, тут бы я и переключился на что-нибудь иное.
Но – еще шаг.
Третий абзац. «БОЙТЕСЬ ЧЕРНОЙ СОБАКИ». Дробь барабанов на фоне всё еще звучащего лирического Анданте. Камера от «эмпиреев предыдущих рассуждений» переходит в крупный план, потом скачок во времени и пространстве.
Что это? Мы уже начинаем догадываться, но еще не вполне уверены. Сглаз, Злая Судьба, Наговор, Черная Метка (ага, может вот она – аллюзия?), проклятие, даже – Фамильное Проклятие... Каждый может продолжить ряд.
Следуя известным законам жанра, автор ведёт нас далее по волнам жизни героя, вверх-вниз, плавный и трудный подъем – и падение в момент, когда счастье уже, кажется, рядом. Не буду останавливаться на конкретных деталях сюжета. Они выписаны неплохо, но, сами по себе, не столь важны. ИМХО, можно бы было заменить любую из них на что-нибудь иное, подходящее по длительности и сцепке с соседними эпизодами. Скажу более. Это всё мне напомнило классическую схему античных авторов, когда борьба Героя и Судьбы (в лице богов или еще чего-нибудь) важна в целом, а отдельные эпизоды в цепочке его одиссеи не очень важны. Их задача подвести героя в нужной кондиции к финалу, катарсису, разрешению коллизии.
Ради этого можно и новорожденного во сне укокошить, и отца-намолившего иконку и целую комнату вспомнить... А можно бы было под машину попасть или отравиться тухлой капустой и потом, в госпитале, встретить монаха-францисканца, подарившего герою нательный крест 15-го века, потерянный прапрадедушкой в Иерусалиме...
Это я не с целью «поёрничать», а просто в качестве примеров своей мысли. Автор вполне владеет пером, и его сюжет связен и читабелен, настолько, насколько позволяет выбранный жанр.
Кстати, о жанре, стиле и боковых аллюзиях. Возможно, это мои аллюзии, и у других читателеё будут другие, или никаких, но мне вспоминались во время чтения многие, начиная, конечно, от дедушки Фрейда, Кафки, и далее до Гессе и Кастанеды. Хотя, конечно элементы сюра здесь только обозначены, но не являются основой рассказа.
И вот, наконец, мы дочитали до финала. Хэппи энд? Вроде бы да. Так или иначе, герой победил Судьбу, сам (хотя, кажется, и не совсем сам, а с помощью отца-молельщика, осознавшего свой промах). И что дальше. В чём КАТАРСИС, ради которого мы плыли по волнам фантазии автора?
Перестань бояться завистливой и мстительной Черной Собаки? Полюби её, впусти в дом. Она сама – несчастная.
«Жалкая, промокшая под холодным дождем, воняющая псиной и отчаянием — мелкая завистница. Она не понимает главного: из осколков чужого счастья не склеить целого — своего.»
Стоп. Кого автор предлагает впустить и накормить? Судьбу, Проклятие, Зависть Черную (которая не есть Белая, кстати, еще одна аллюзия выплыла :) ?
Что-то не вяжется в моём понимании. Да, есть идеи всепрощения, христианской любви, толстовство етс. Но здесь уровень почти античной трагедии (хорошо, пусть – драмы) вдруг упал до банальности – нет ничего у меня, но я и этим с тобой поделюсь, только не завидуй. Зато – я духовно богат ( ) !!!
Как-то разочаровывает такой финал. И наводит на одну грустную мысь, которая посещает меня нередко при чтении сегодняшних, даже в целом и не плохих авторов, дерзнувших взятся за темы, выходящие за рамки банальной развлекухи в область если и не философскую, то где-то рядом. Чаще всего, авторы берясь за произведение не имеют собственной философской (или этической, моральной...) концепции, просто не задумываются об этом, а если и задумыаются, то своим произведением способны только обозначить тему, вопрос, но не подвести читателя к ответу, или тем более, дать внятный и убедительный СОБСТВЕННЫЙ ответ. Чаще всего, предлагаются наивные, достаточно беззубые ответы, следующие привычным канонам, предсказуемо бесцветные. И из-за этого желание читать авторов современных становится всё меньше и меньше. Увы.
Ну, и чтобы не на грустной ноте
Рассказ в целом мне понравился. Думаю, поработав, из него можно сделать и совсем неплохую вещицу. Как? Автору, конечно, виднее.
Удачи Вам, Джон.
Ваш Олд
ПС
Совершенно не сказал ничего о мелких технических деталях, типа лексики и грамматики. Можно это понимать так, что сильных ляпов я не увидел (впрочем, и не искал