Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 327
Авторов: 0
Гостей: 327
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Елецкая икона Божией Матери ч. 4 (Очерк)

                                   ч.4
                      «Татаро-монгольское иго»  говорите?

         Со школьных  учебников  нам официальные историки вдалбливают в головы как  аксиому, вот такую «истину»! Что вот мол  «злые татары», в вперемешку с «дикими монголами»,  установили на тогда еще православной Киевской Руси  «Татаро-монгольское иго» и 300  лет мучили великий и могучий  русский народ!!!
     И я  как автор, неспроста поднял этот вопрос об «ИГЕ». Ведь он, напрямую связан с сюжетом  нашего повествования о Елецкой иконе Божией Матери, поскольку  тема нашего исторического расследования  «чудо» явления»  под г. Ельцом Божией матери, благодаря которой  было остановлено  наступление Тамерлана на  Московское княжество и потом  в память об этом событии написана особая икона носящая  название Елецкой Божией Матери!
      Но, теперь  давайте снова вернемся в средневековый Елец и  все таки  уточним  по  исторической карте  наш вопрос:    А был  ли г. Елец  «русским городом»  как об этом пишут  «русские летописи» и  входил ли он  хотя бы в одно из русских княжеств?
     И если верить карте построенной  на новейших  достижениях  российской исторической науки, то, как раз и нет!
      Город Елец  это территория  Золотой орды!
      И по карте хорошо видно, что сам город расположен на границе  между Великим литовским княжеством и русскими княжествами  на Севере, но территориально он входит в  подчинение только Золотой Орды!
      Теперь  разберемся  с самим  понятием «ИГА!! В том смысле кто же эго ввел в «исторический оборот»!
       Ну, кто ж  мог его ввести, подумает читатель! Конечно же, русские историки!
       Ведь именно русский народ, по официальной версии пострадали большем всего от татаро-монгол!!! И своей грудью  спас Европу от татаро-монгольского завоевания! А в последствии  он даже сумел их победить и подчинить!!!
       И если вы под влиянием советской школы  так подумали  уважаемый читатель, то Вы  ошиблись. А вот правильный ответ.
       «Монголо-татарское иго — система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов (до начала 60-х годов XIII века монгольских ханов, после — ханов Золотой Орды) в XIII—XV веках. Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237—1241 годах и происходило в течение двух десятилетий после него, в том числе и в не разорённых землях.
       В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года. В других русских землях ликвидировалось в XIV веке по мере поглощения их Великим княжеством Литовским и Польшей.
       И еще! Сам термин «иго», означающий власть Золотой Орды над Русью, в русских летописях не встречается!
       Он появился только  на стыке XV—XVI века в польской исторической литературе!
         Первыми его употребили хронист Ян Длугош («iugum barbarum», «iugum servitutis») в 1479 году и профессор Краковского университета Матвей Меховский в 1517г.». Тоесть через 100 лет как оно было ликвидировано в Московском княжестве!!!

      Ну,  а что же  русские то летописцы! «Птенцы  гнезда  Нестора», то былинного летописца!!!  Как же то они «проворонили» такое историческое событие как «ИГО»?
        Или, может не было, никакого «Ига»?
        Или  завоевание татаро-монголами  Северо-Восточной Руси  населением не воспринималось как «Иго», раз о нем молчат  такие правдивые  русские летописи??? На которых  построена вся древня истории  Путинской  Российской федерации.

            Но прежде чем мы перейдем к анализу  русских летописей  описывавших это самое «Иго», я хочу  еще раз напомнить читателю  самое  кульминационное место  «Повести о Темир Аксаке», где описывается  само «чудо».
             Чтобы  Читатель потом сам смог понять, как был неправ  неизвестный летописей и как  процесс  искажения российской истории был  заложен еще  в средние века!

            «Так по божьей благодати неизреченной милости, молитвами святой Богородицы, город наш Москва цел и невредим, остался, а Темир Аксак-царь возвратился назад, ушел в свою землю.
            Что за преславное чудо! Что за великое диво! Какое милосердие к народу христианскому!
             В тот самый день, как принесли икону Пречистой Богородицы из Владимира в Москву, - в тот же день Темир Аксак-царь испугался, и устрашился, и ужаснулся, и в смятение впал, и нашел на него страх и трепет, вторгся страх в сердце его и ужас в душу его, вошел трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю, и охватило его желание побыстрее отправиться в обратный путь, и скорей устремился в Орду, Руси тылы, показав, и повернул с соплеменниками своими восвояси; возвратились без успеха, впали в смятение и заколебались, как будто кто-то их гнал.
         Не мы ведь их гнали, но Бог изгнал их незримою силой своей и Пречистой своей матери, скорой заступницы нашей в бедах, и молитвой угодника его, боголюбивого преосвященного Петра, митрополита киевского и всея Руси, твердого заступника нашего города Москвы и молебника города нашего Москвы от находящих на нас бед; наслал на них страх и трепет, чтобы застыли на месте.
         Теперь отложив  «повесть» в сторону берем  в руки Свод русских летописей (Лаврентьевской летописи) , и там  под 1257 г. значится следующая заметка:
         «Toe же зимы бысть число и изочтоша всю землю Русскую, только не чтоша, кто служит церкви».
         В другом месте  сказано более подробнее:
        «Toe же зимы при-ехаши численици, исщетоша всю землю Суждальскую и Рязанскую и Муромскую и ставиша десятники, и сотники, и тысящники и темники и идоша в Ворду, толико не чтоша игуменов, черньцов, попов, клирошан, кто зрит на св. богородицу и на владыку».

      То есть мы имеем факт, что через17 лет после завоевание Киевской Руси ханом Батыем , в русские княжества пришла первая перепись  населения, проводимая  теми  самыми «дикими татаро-монголами» как их  описывают в современной российской исторической литературе.
        Но может они небыли дикими  раз в отличии от «русичей»  умели вести перепись населения,  с целью  установления впервые на Руси всеобщего и правильного (справедливого) налогообложения как это не покажется  нынешним российским нац. патриотам возглавляемых  бывшей шпионкой Анной Чепмен -???
      А не действовали как князь Игорь, собирая  по три раза  дань с одного и того же  княжества!?
      Ну а дальше как говорится больше! Или страшнее??
       Берем другую летопись и читаем,  кто же привел  в Северо-Восточную Русь  монгольских  переписчиков россиян!
     То есть  не к славянам, как это любит утверждать  официальная история (они большей частью остались на территориях нынешних  Украине, Белоруссии и Польше),  а  к мордве, чувашам и финно-уграм  с незначительной примесью   славян в основном  в Рязанском княжестве.
      Так вот  о летописи! «В этом году, — отмечает новгородский летописец, — «приде весть из Руси зла, яко хотять  татарове  тамгы и десятины на Новгороде, и смятошася люди черес все лето... Тоя ж зимы приехаша послы татарские с Олександром и почаша просити послы десятины и тамгы, и не яшася новгородци до то, даша дары цареви и отпустиша я с миром».  

        То есть у нас речь идет о Александре Невском.

           Справка:  Александр Ярославич Не;вский (май 1221[1], Переславль-Залесский — 14 ноября (21 ноября) 1263, Городец) — князь Новгородский (1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263).
           Канонизирован  Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

           Но,  ведь,  по сути,  князь Александра можно смело назвать колаборантом!
Он сознательно пошел на сговор с монголо-татарами, стал не только сотрудничать с ними, но и породнился с самим  ханом Батыем.
           Колаборант — лицо, которое сознательно сотрудничает с оккупационной властью во вред  своему государству.  
         Но,  для  Новгорода, да и всей  Северо-Восточной Руси  это было только начало.
          Через два года прибыли в Новгород татарские уполномоченные Беркай и Касачик с требованием дани.
         И сам «святой» Александр Невский дал  им стражу, так как новгородская городская и сельская масса встретила гостей неласково: «бысть мятеж велик в Новгороде и по волости», «чернь не хо-теша дати числа». Боярство готово было покориться и требовало покорности от меньших: «вятынии велят ся яти меншим по число, творяху бо бояре собе легко, а меншим зло».

       Вот и поучается у нас, что даже в Великом Новгороде непосредственно не подвергшемуся  военному  вторжению татаро-монгол, считали что «Иго» то меньшее зло, чем скажем  попасть под власть  немецких рыцарских орденов!

        То, что тогда можно сказать о настроениях тех  жителей  княжеств, что непосредственно  были завоеваны Батыем???
         Вот поэтому  только с  1257 г. мы и можем считать полное установление татарской власти над русской землей, которая  вскоре  вошла  в законченные формы. И что интересно эти формы  моноголо - татарской власти были новы и прогрессивны  для  населения Северо-Восточной Руси!!!  
       В раздробленных княжествах был установлен порядок в управлении, налажен сбор налогов и податей, создана новая  сеть сообщения, так называемая «ямская»  служба, православная  церковь признана духовной наставницей  русских и в связи с этим  полностью освобождена от всякого налогообложения и иных притеснений  со стороны  начальствующих лиц  Золотой Орды!

             И вот этому подтверждения. Под 1243 г. в  летописи читаем запись:
            «Великий князь Ярослав (брат Юрия Всеволодовича, убитого на реке Сити, и его преемник на Владимирском столе,— Б. Г.) поеха в татары к Батыеви, а сына своего Константина посла к Канови.
            Батый же почти Ярослава великою честью и мужи его и отпусти и рек ему: „Ярославе! буди ты старей всем князем в Русском языце". Ярослав же возвратися в свою землю с великою честью».2
Кроме Владимиро-Суздальской земли, за Ярославом был утвержден и Киев. Но сам Ярослав в Киев не ездил, а поставил там в качестве своего наместника боярина Дмитра Ейковича.
           И вот  важное  замечание! Завоеванные татарским войском русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды.
          Золотоордынские ханы рассматривали русские земли как политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находящиеся в зависимости от ханов и обязанные платить им дань — «выход». Русские феодальные княжества стали в вассальные отношения к хану.
          Зависимость от ханов выражалась в том, что русский великий князь садился на своем столе «пожалованием царевым». т. е. ханским.
          Это делалось от имени хана либо митрополитом русским, либо уполномоченным ханским. Посаженный на стол от имени хана князь ставился в то же время под контроль ханской власти. Это относится уже не только к великому князю, а и к другим князьям.        
          Контроль этот осуществляли баскаки.
          В повести о мучении князя Михаила Черниговского сказано, что Бату поставил наместников и властителей по всем городам русским.
       Но уже с конца XIII в., точнее — с первой половины XIV в., татарские баскаки исчезают.
         Сбор татарской дани возлагается на русских князей под ответственностью великого князя.
          Власть хана по отношению к этим вассальным князьям формально выражалась еще и в том, что эти князья утверждались на своих княжеских столах ханами через вручение им ярлыков.
         Старший среди князей, или великий князь, тоже получал особый ярлык на великое княжение.
       Татарский «выход» должны были платить все. С этой целью татары и производили переписи населения.
        Для первой переписи и сбора дани Бату послал баскаков.
         Об этой первой переписи мы имеем глухие намеки. В повести о князе Михаиле сказано, что население от батыевых полчищ разбежалось, а оставшихся в городе Киеве «сочтоша... в число и начата на них дань имати».
         Новая перепись была произведена, как мы видели, в 1257 г. при хане Берне, который прислал для этого уже специальных численников. Эти численники, согласно показанию Лаврентъевекой летописи, поставили десятников. сотников, тысяцких и темников.
Лица, производившие эти переписи, в летописях называются численниками. Известен также и другой термин «писец», отсюда «писать» («И почаша ездити оканьнии по улицам, пишюще-домы христъянскые»).
       Перепись  нужна  была,  чтобы собирать дань с Северо-восточных русских княжеств! И вот как это делалось!
     Тут мы имеем  два примечательных факта. Властью  хана Золотой Орды  в северо Восточной Руси впервые была проведена перепись населения   для его точного налогообложения. Кроме того монголы  создали  среди русских и первый привилегированный  класс!
       «Эти численники, согласно показанию Лаврентъевекой летописи, поставили десятников. сотников, тысяцких и темников»  из которых потом родилось  русское дворянство!.
          В ярлыке хана Менгу -Тимура российским митрополитам, писанном между 1270 и 1276 гг., мы имеем перечень повинностей. которые ложились на население завоеванных русских земель, но от которых избавлялось духовенство.
         Здесь написано«: «... и не надобе им (духовенству, — Б. Г.) дань и тамга и по-плужное ни ям ни подводы, ни корм».3 Тот же, только несколько расширенный перечень мы имеем и в ярлыке хана Узбека 1313 г. митрополиту Петру. Здесь дважды говорится о "поплужном".6 В ярлыке 1270—1276 гг. называются и сборщики поплужного, причем оказывается, что эти сборщики не ханские, а русских князей: «а кто возьмет баскацы наши и княжие писцы и поплужницы и тамож-ницы .. .».
         От «числа» и вытекающей из него обязанности платить дань избавлено было только духовенство. «Чингий царь, но том кто ни будет, дали есмя жаловальные грамоты русским митрополитом и церковным людей. . ., чтобы есте и последний цари по тому ж пути пожаловали попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за нас бога и за наше племя без печали и благославляют нас, и не надобе им дань, и тамга. . . во всех пошлинах не надобе им никоторая царева пошлина .. .».
          Такова была политика татарских ханов по отношению к церкви, которую ханы совершенно справедливо считали политической силой и использовали в своих интересах. И ханы в этом отношении не ошиблись: публичная молитва духовенства о ханах внедряла в массы мысль о необходимости подчинения татарской власти.
      И как тут Русской православной церкви не признать потом Александра Невского « святым»! Ну, и что сотрудничал с оккупантами, так  церковную казну то сохранил и приумножил!!!

      Кроме дани татары требовали от русского населения некоторых повинностей, без которых татары не могли осуществлять своей власти.
       А именно поставлять в их армии военные отряды  русичей! Так что немало русской  кровушки пролилось за ханов Золотой Орды!
      Для чего нужны были эти воины, в одном из ярлыков объяснено достаточно вразумительно: «егда на службу нашу с наших улусов повелим рать сбирати, где восхощем воевати, а от соборные церкви и от Петра митрополита никто же да не взимает к от их людей и от всего его причта...".1 Собирание воинов с покоренных народов — это обычный прием татарской власти. .

          Татары нуждались в средствах сообщения и естественно должны были обратить большое внимание на эту сторону дела.
        Русская знать за отдельными исключениями  полностью покорилась чужой власти.
Эта покорность русской знати татарам объясняется в значительной степени страхом перед татарами, которые, по словам арабского писателя Ибн-ал-Асира, «били и мучили только богатых»!
        
          Князья, бояре, купечество, церковь сравнительно скоро нашли общий язык с татарской властью. Народная масса, на которую пала главная тяжесть золотоордынских даней и других повинностей, под натиском соединенных сил завоевателей и старых своих господ, опиравшихся на сильное татарское войско, вынуждена была смириться.
        В столицу Орды, Сарай, отовсюду понаехало много русских.
        А так как здесь, на юго-востоке, на Азовском побережье и Северном Кавказе, с незапамятных времен жило много славян, то не удивительно, что в Сарае очень скоро, в 1261 г., была организована специальная православная Саранская епархия с первым епископом Митрофаном, поставленным русским митрополитом Кириллом III.
          В состав этой епархии кроме Сарая вошел и Переяславль Киевский; тогда глава этой епархии стал носить титул епископа саранского и переяславского.1
         Татарские ханы не случайно давали ярлыки на великое княжение самым богатым и владетельным русским князьям.
          Это условие было гарантией правильного поступления в Орду «выхода», но было бы ошибкой думать, что ханы руководствовались только одними этими соображениями.
           Их отношения к русским княжествам были гораздо сложнее, и для удержания своей власти над Русью они должны были внимательно следить за тем, что делалось в русской земле. Этому содействовали сами русские князья, которые, как мы видели, пользовались не раз татарской властью в сложных отношениях между собой.
    Вот небольшой пример:
    «В 1375 г. московское войско осаждает Тверь, наносит ей военный удар, и в то же время Дмитрий Иванович заключает с побежденным врагом знаменательное соглашение:
1) тверской князь должен был признать себя «младшим братом» Дмитрия Московского, т. е. стать к нему в подчиненное положение;
2) как подручный князь он обязался оказывать московскому князю военную помощь по требованию Москвы;
3) Кашинское удельное княжество, до сих пор входившее в состав Тверского княжества, делается независимым;
      «А жити нам, брате, по сей грамоте: с татары оже будет нам мир, по душе; а будеть нам дати выход, по душе же; а будеть не дати, по душе же.
        Дальше в русской истории идет знаменитый период Куликовской битвы  и поражения  Мамая!
       Но, как не странно само поле Куликовской битвы до сих пор не найдено. В связи, с чем  его описание в русских летописях вызывает  сомнения у всех независимых историков.

       Но, от условной даты  Куликовской  битвы прошло немного времени и воцарившись в Сарае, хан Золотой Орды Тохтамыш аннулировать значение Куликовской победы.
       Он поспешил отправить в Москву дружественное посольство с извещением об уничтожении их общего врага Мамая и о принятии им, Тохтамышем, власти над Золотой Ордой.
         Дмитрий принял этих послов с большой честью, отпустил их с дорогими подарками, но не поднимал вопроса о продолжении зависимых отношений к Орде. Молчанием ответила Москва и на требование покорности и дани, предъявленное ханом Дмитрию в следующем году.
      Тохтамыш решил двинуться на Москву. Наученный опытом, он уже не рискует на открытое нападение и держит свои   намерения   в   тайне.   Он  велел   захватить   и казнить  всех  русских  купцов,   бывших  тогда  в  Сарае, чтобы через них как-нибудь не дошла до Москвы весть о его приготовлениях.
        Рязанский князь Олег знал о наступлении Тохтамыша и помогал татарскому войску незаметно подойти к Москве. К рязанскому князю присоединился и нижегородский, выславший к Тохтамышу двух своих сыновей, Василия и Семена.
Когда Дмитрий узнал о приближении неприятеля, он ушел на север собирать войска. В городе оставались его жена и митрополит Кицриан.
        Московское начальство потеряло голову. Многие хотели бежать, но московские посадские люди сначала их не пускали, а затем решили выпустить митрополита и княгиню.
         Тохтамыш взял Кремль. Защитники города были перебиты.
          Татарское войско рассыпалось по Московской земле и разорило много московских городов.
         Князь Дмитрий с семейством укрылся в Костроме, митрополит — в Твери.
После ухода армии  Тохтамыша Дмитрий Донской явился в Москву и стал хоронить убитых.
         По одним данным, их оказалось двадцать четыре тысячи, по другим — двенадцать тысяч».
         Возвращаясь же к теме «ИГА»  хочу привести вот такие  примеры из мнений  историков по этому  вопросу:

         Так историк XVIII в. Болтин пишет:

          «Татары, завоевав удельные княжества одно по одному, наложили на порабощенных дани, оставили для взыскания сея своих баскаков и по городам войска, сами возвратилися во-свояси.
          При владычестве их управляемы были русские теми же законами, кои до владения их имели...
          Нравы, платье, язык, названия людей и стран осталися те же, какие были прежде...
          Все это доказывает, что разорение и опустошение России не столь было великое и повсеместное, как государств европейских»

       Другой  российский историк  по фамилии Сергеевич  пишет:

       «Нашествие татар, — пишет он, — впервые познакомило русские княжения с властью, с которой нельзя входить в соглашение, которой надо подчиняться, безусловно...
         «Хотя татары не остались в русской земле и властвовали издалека, тем не менее, господство их произвело глубокий переворот в нашей жизни». Князья и церковь признали власть ханов, но «расплачиваться за эту покорность приходилось народу». «Первые попытки политического объединения России были сделаны ханами, которые, в противоположность собственным своим интересам, подчиняли отдельных князей власти излюбленного ими великого князя».

         Историк М. Н, Покровский писал:
          «Татарский разгром одним ударом закончил тот процесс, который обозначился задолго до татар и возник в силу чисто местных экономических условий: процесс разложения городской Руси X—XII веков», «Татарщина шла не только па линии разложения старой Руси, а и по линии сложения Руси новой — удельно-московской».
        Кроме этого общего значения татарской власти M. H. Покровский указывает на ряд частных положительных ее сторон: будто бы «она организовала правильную систему раскладки (податей) которая на много веков пережила самих татар».
        Татары «внесли глубокие изменения в социальные отношения», уравняв городское и сельское население в платеже дани.

        Вот и верь теперь      исправленным в   Путинской Российской    федерации    учебникам  по  истории,   где так красочно отписывается это самое «монголо-татарское иго» и его разрушительные последствия  на  Северо-Восточнoй Руси, потом,  полностью поглощенной  Московским княжеством.

                           (конец ч.4)
Все фото и рисунки к статье здесь:

http://narodnapravda.com.ua/add-article/mode_preview/

© Бровко Владимир, 25.12.2010 в 21:35
Свидетельство о публикации № 25122010213559-00195014
Читателей произведения за все время — 91, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют