На днях ветеран израильской журналистики Дан Маргалит вспоминал о том, как сорок лет назад министр обороны Моше Даян грозился подать в отставку в знак протеста против того, что раввинат отказался женить солдата, признав его и его сестру мамзерами (незаконнорожденными). Он заявил, что не будет продолжать находиться в правительстве, которое не гарантирует солдатам армии обороны Израиля права жениться и выходить замуж.
Премьер-министр Голда Меир лично встречалась с солдатами, а либеральная фракция в Кнессете подала законопроект о гражданских браках. Тогда проблема была решена посредством личного вмешательства главного раввина Израиля Шломо Горена, который подписал под своим решением девять (!) судей верховного раввината. Раву Горену прикрепили охрану из-за угроз со стороны харедим, но это был смелый человек. Напомню, что речь шла о двух (!) солдатах. Сегодня же тысячи израильских солдат лишены возможности жениться в стране, за которую они проливают кровь. Раввины многих городов страны, в том числе таких русскоязычных центров как Ашдод и Ашкелон, отказываются признавать гиюры, проводимые ортодоксальным (!) армейским раввинатом, а министр обороны Барак, возглавляющий якобы социально ориентированную партию, не встает и не покидает правительство. Да у него и мыслей таких не возникает.
Главный сефардский раввин Шломо Амар объявляет о создании очередной комиссии, призванной проверить легитимность армейских гиюров, а правительство объявляет о замораживании соответствующего законопроекта вплоть до получения "галахического согласия" со стороны рава Амара. В то же время уже сейчас ясно, что никакого согласия не будет. Рав Амар не отличается отвагой своего предшественника рава Горена. Предыдущая комиссия, сформированная Амаром всего несколько недель назад, распалась сразу после создания, поскольку ни один из ее участников не был готов принять на себя ответственность за непопулярные решения. Если комиссия рекомендует не признавать армейские гиюры, ее члены подвергнутся уничтожительной критике со стороны гражданского общества.
Признать же она их не может, поскольку в таком случае рискует вызвать гнев лидеров ультраортодоксальной общины, а это для нынешних раввинов пострашнее общественного мнения и депутатских запросов. Вертикаль власти внутри ортодоксальной общины выстроена очень четко. Яркий тому пример – история депутата Амсалема. Этот человек говорит разумные вещи о том, что изучение математики и иностранных языков никак не может повредить религиозному мировоззрению учеников иешив, что можно совмещать учебу с работой, что следует облегчить гиюр членам еврейских семей. Уверен, что многие из рядовых избирателей вполне согласны с его программой. Но руководство ШАС считает иначе, и Амсалема фактически отлучают от родной партии, наглядно демонстрируя – так будет с каждым, кто осмелиться высказать либеральные взгляды.
Поэтому решение проблемы лежит в политической плоскости. Именно государство должно определять, кого считать евреем. Человек, прошедший армейский гиюр, получает свидетельство государственного образца. И всякий раввин, являющийся правительственным чиновником, обязан его признавать. Если указания духовных авторитетов, которым он подчиняется, не позволяют ему этого сделать, он должен покинуть свой пост и уступить его тому, кто будет признавать государственные документы. Не нужны никакие новые законопроекты о легализации армейских гиюров. Просто надо следить за тем, чтобы раввины-чиновники исполняли уже существующие правила и законы. А нерадивых чиновников – увольнять!
Адрес статьи http://www.polosa.co.il/prosto-soblyudajte-zakony/Blogs/blogs_post.aspx?catid=20&tmpid=15&objid=63