Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 288
Авторов: 0
Гостей: 288
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Странник с посохом в руках (Очерк)

(взгляд с выставки корневого искусства)


Апрель 2010
г. Калининград
Расцветает апрель буйным цветом, распевая дивными птичками.
Нынче в детской библиотеке, что в улице Черниговской, чудеса творятся да и только. Если не верите, спросите у болтливых любопытных ворон и они вам охотно прокаркают:
“Кра-кра! Там чудеса, там леший бродит! Там ”Лунный странник” с посохом в руках, ”Лягушка, возомнившая себя акулой ”, ”Морской котик”, ”Лешачок-пошлячок”, ”Чудик” с орущим ртом и дырявыми ногами, ”Летучая мышь”, да сама “Змея Горыновна” о трех головах. Разве только, среди них нет старухи болотницы, что вечно варит пиво на болоте на своем”.
Вся эта великолепная причудливая братия и многие другие, подобные ей образы, воплощенные в корневой скульптуре, расположилась в библиотеке рядом с лубяной избушкой, скромно стоящей в углу: “Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?.”
Эти чудные существа составили компанию затейливым поделкам ребят, красочным картинам, исполненных в стиле светлого весеннего наива и множеству книг с добрыми самобытными сказками.
А сказки-то все про лису да про волка, про Емелю-дурака с Царевной-Несмеяной да Бабу-Ягу с Аленушкой, про Золушку с прекрасными феями, про Дюймовочку да про Снежную Королеву... Замысловато закрученным корягам поди и во сне не снилось столько сказок, сколько здесь, в детской библиотеке.
Застыли коряги от  неожиданности в выразительной пластике. Детишкам любо на них глядеть, даже пытаются дотронуться руками-живые ли.
Автор экспонируемых декоративных фигур, сотворенных из своеобразного дерева-Александр Васильевич Савельев, художник по призванию, родом из старинного города Каменец-Подольска. Человек, влюбленный в природу, посвятил свою жизнь корневому искусству.
Любитель путешествовать, этот “странник с посохом в руках,” бродил по незнакомым лесным тропам, познавал жаркие пески Кара-Кума, слушал поющие барханы Туркменистана с соленым озером Голубое. Ему знакомы прибрежные места Охотского моря и берег залива Кара-Богаз-Гол (“Черная Пасть Дракона”).
Да мало ли где побывал Александр Савельев-непоседливый жизнелюбивый человек. И всюду, где бы он ни путешествовал по белу свету, везде отыскивал своим посохом  заветную корягу, сучок дерева, нарост березы, корень саксаула, “продутый ветрами насквозь так, что выдуло из него весь песок”, находил корень кизила, барбариса, изъеденный жучками.
Поистине, куда только не забрасывала судьба творческих людей: художников, писателей, скульпторов в поисках своего творческого идеала.
Ганс Христиан Андерсен любил ездить в теплую Италию, иначе мы может и не узнали бы его дивной сказки “Дюймовочка”.
А великого ваятеля Степана Эрьзю, что из глухого местечка Алатырь Мордовской республики, уподобило поехать в далекую Аргентину к субтропическим лесам, где и были им созданы из дерева с тяжелой твердой древесиной-квебрахо, великолепные образы: “Моисей”, “Отчаянье”, “Ужас” и многие другие скульптуры, которые сейчас находятся в экспозиции Мордовской картинной галереи г. Саранска.
Найденные коряги Александр Савельев, как он сам говорит, вываривал в соленом растворе, чтобы “получить нужную форму воображаемого образа”, а потом аккуратно снимал особыми инструментами лишнюю древесину.
Вот таким образом умелые руки мастера изваяли интересную фигуру - “Пылающий жираф”, с длинной шеей, поднятой ножкой и огненной гривой, сильно напоминающего жирафа, спина и шея которого объяты пламенем, изображенного на одноименной картине загадочно-мистического художника Сальвадора Дали.
То же самое можно сказать и о стройных, легких, будто лебяжий пух, длинноногих кентаврах Александра Савельева, заставляющих вспомнить тонконогого слона очередной  сюрреалистической  картины все того же испанского живописца Сальвадора Дали - “Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения”.

Кентавры
Во всех экзотических работах скульптора Савельева чувствуется внутреннее стилевое единство. Фантазия, переплетенная с реальностью, сочетается с виртуозной отточенностью художественных образов с пониманием композиции. И не удивительно, что издательство Мишуткина И. В. выпустило замечательную книгу под названием “Пластика корня”, освещающая творчество А. В. Савельева.
Любуясь представленной экспозицией корневого искусства в библиотеке, поневоле останавливаешь свой взгляд на романтичной работе “Странник” с посохом в руках. Эта фигура, словно олицетворение самого автора, вечно странствующего по необъятным просторам земли в поисках разнообразных коряг, чтобы воплотить в них свою тайную мечту, может быть мечту далекого детства. Этому произведению свойственно внутреннее спокойствие, пронизанного одухотворенностью, величием.
Завораживающий “ Странник ” - полная противоположность художественному произведению - “ Бегущий ” . “Бегущий” , как бы открывает серию работ , выставленных в детской библиотеке и помещен на самой обложке книги А.В.Савельева “Пластика корня”.
В подчеркнуто вытянутых пропорциях этой значимой динамичной фигуры “Бегущего” заключается упругая энергия , оромный энергетический заряд преодоления статики.
Фигура с выразительным жестом рук, словно символизирует прорыв человека вперед “к музе нового века”, новой весне.
Так и хочется воскликнуть прекрасными словами Г. Х. Андерсена: “Муза высоко поднимет дневной светоч поэзии, этот бездонный сосуд - человеческое сердце, в котором горит божественный огонь ”.
В удивительно закрученных заверченных работах Савельева
присутствует единение скульптурных форм и музыки, заставляющее любоваться, размышлять, открывать для себя нечто тайное.
Работы художника: “Одиночество”, “Торжествующая Ева”, вкусившая запретный плод, “Шаман” на троне, ”Чужой”, которому все чуждо и странно, “Призрак”, “Чудик” и все остальные скульптуры излучают свободу творческого духа.
“Великолепие руки или жажда жизни”-так назвал автор одно из своих произведений. Это не та ли “Рука Бога” из необычного музея скульптуры - сада Миллеса, что в Стокгольме в районе Лидингё, которая возносит человека над землей к лучезарному свету, ограждая его от лицемерия и пошлости, во все века соседствующие с благою совестью и добром.
Поет, расцветает месяц апрель, полный чудес.
И кто его знает, может чудные образы, сотворенные Александром Савельевым, наслушавшись сказок в детской библиотеке, пожелают познать большее, как и он сам, возьмут да пойдут блуждать по древнему городу, словно “лунные странники”. И никто из людей в красивых весенних одеждах и в светлых лицах не удивится. А что удивляться, если кругом весна поет-аукает, пташки серебристыми звонкими голосами-скворцы да синички с горихвостками в гости к себе зазывают “Чаю испить”и тут же сами себе отвечают:
“Ага, сейчас прийду,
ага, сейчас прийду”.
На каждом углу стоят в свадебных благоуханных нарядах алыча с вишнею, будто девы лесные с душистыми тюльпанами в руках, а в тюльпанах притаилась сказка.
Если не верите, спросите у вездесущих ворон и галок, они не обманут.

© Филистеева Л. П., 26.11.2010 в 18:00
Свидетельство о публикации № 26112010180012-00190919
Читателей произведения за все время — 49, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют