Всюду радость весеннего пробуждения, будто Флора, богиня весны и цветов сошла с картины Миньяра и рассыпала по полянкам множество желтых одуванчиков, милых лютиков, фиолетовой медуницы. Городские клумбы украсила разноцветными тюльпанами, нарциссами и голубыми незабудками. Майская земля, словно ситцевое покрывало, вся в цветах и цветочках.
На смену дурманяшего запаха черемухи, вековые кудрявые каштаны зажгли свои розовые “свечи”. А тонкая рябина, обычно рдеющая все лето гроздьями красных ягод, волновала белым цветом. Во всем городе, почти у каждого дома благоухала лиловая сирень и нельзя было пройти мимо ее буйно цветущих кустов. Остановишься, призадумаешься и отломав на память душистую веточку, целый день будешь ходить с ней по городу, пьянея лиловым запахом.
Цветы, цветы… куда ни глянь, везде цветы, смотрел бы на них и смотрел целый день.
Даже рекламный плакат, что на здании исторического музея приглашал тюльпанами да розами ознакомиться с экспозицией Западно-Европейской вышивки ХVI - начала ХХ века из собраний Эрмитажа.
С любопытством разглядываю красующийся цветами плакат и вдруг замечаю, что лепестки одного из тюльпанов ожили и прошелестели: “не проходи мимо и ты узнаешь, что такое высокое искусство вышивальщика”.
Замерев от неожиданности, оглядываюсь по сторонам, может показалось, но рядом никого не было, кроме веселого мая.
В освещенном люминесцентными лампами выставочном зале музея тоже царило благолепие цветов: лилий, тюльпанов, маргариток, сирени… Только цветы были вышитыми золотой нитью да серебряной, шелковой и простой. Узорные цветочки стелились все по бархату да по льну, по атласу с парчой да по шелковой ткани с батистом. Изысканно вышитые цветы в технике глади, крестика, рельефного настила и вприкреп, казалось источали дивный аромат прошлых веков.
И не верилось, что это тонкое пестрое рукоделье принадлежало вышивальщикам-мужчинам.
Бабушка моя, оставившая мне в наследство свои узорные рушники, поди и не слыхивала о таком деликатном мужском ремесле. Я на мгновение попыталась представить отца своего, столяра, вышивающим крестиком по канве на пяльцах, но как я не силилась, а перед глазами мелькали золотистые кольца древесных стружек, вылетающих из под его рубанка.
Бабушка Прасковья в девичестве навышивала белых льняных рушников и крестиком и гладью, сама плела для них кружева.
Потом с рушниками своими и замуж выходила.
“Хорошую невесту и на печи найдут - ”, гласит народная поговорка.
Без вышитых рушников, подзорников да наволочек невеста считалась на селе неработящей.
Старинная вышивка Италии, Франции, Германии, Испании и других стран Западной Европы просто завораживала. Нельзя было не восторгаться виртуозным мастерством вышивальщиков и высоким художественным вкусом, таившим в себе свой “голос”.
Роскошный плащ Евгения Богарне из темно-синего бархата, эффектно украшенный золотой вышивкой, будто сотканной из солнечного света с пчелами, символизирующими наполеоновскую империю, лавровыми венками, розетками-звездами поражал гармонией цвета и грациозным величием.
Бесконечно восхищаясь изысканной вышивкой по бархату металлическими нитями Пояса под саблю, который входил в комплект костюма для коронации Евгения Богарне, как вице-короля Италии, будто чувствуешь в самом себе глубокую силу творческого духа ушедшего времени. Того времени, которое оставило нам нежные цветочные мотивы вышивки мужских жилетов из шелковой ткани, репса, изящное рукоделие серебряными нитями по серебряному глазету камзола костюма Ордена Подвязки, высшего рыцарского ордена Великобритании.
Прельщают как радужные бабочки образцы шитья для камзолов с изображением листьев папоротника, метелок и цветов по бархату с узорной фактурой, по блестящей парче в технике глади, вприкреп, стебельчатым и узелковым швами.
Недаром профессиональные мастера вышивальщики наравне с живописцами были приписаны к гильдии Святого Луки.
Светским дамам времен Марии Антуанетты можно только позавидовать, что носили такие роскошные юбки, подол которых украшала чудная кайма круглящихся побегов, пышных цветов, колосков, тюльпанов и нежных роз, казалось, одень такую юбку, в вышивке которой использовались кусочки стекла, яркие и разнообразные по форме для мажорного звучания и стеклышки звонко запоют, словно певчие птички.
Жаль, что ныне не в моде такие юбки, равносильно как и прелестные чепчики детские и женские с широкой каймой расшитого узора, собранного из цветков, завитков и стилизованных растительных форм по малиновому полю.
Интересно, что чувствовали модницы прошлых веков, когда держали в руках столь дивные сумочки из голубого шелка, почти целиком расцвеченного вышивкой, а через розовую вставку из такой же ткани продета лента с лилией, изумляющей мелким стежком золоченной нити.
Скорее всего ими владели чувства романтичные и приятно благородные, что видимо не преминуло и обладательниц дамского аксессуара-носового платка из тончайшего батиста, щитого белой гладью и обрамленного ажурной каймой.
Выставка вышивки из собрания Эрмитажа, словно лирическое произведение вдохновляла своим узорно-пестрым искусством, легкостью орнаментальных форм, разноцветностью стекол, блесток, бисера, фольги и драгоценных камней, выполненных “с учетом стилистики времени”.
Вышивка, что и сама природа, не представляется без цветов, в расшитых цветах виделась красота человеческой души.
Особого внимания заслуживало церковное шитье, представленное в экспозиции узорами растительных побегов с цветами, животных, птиц, фигурок людей и ангелов.
Комплект церковного облачения: казулу и орарь, литургический головной убор митру, а так же пелеринку и платье для украшения скульптурных фигурок Младенца Христа, Мадонны и святых в алтарных композициях католических храмов воспринимаешь, будто тихую красоту Великого в малом, впрочем, как и все экспонаты выставки.
Декоративная вышивка из церковного интерьера, будто заключала в себе свершившееся событие.
Касается ли это подушечки для креста из темно-красной ткани, украшенной узорной каймой или покрова из грубого льна, заполненного полосами с вышивкой по прорези и по выдергу-типичного образца домашнего рукоделья, которые служили подношением в храм, а также покровца малинового щелка с изображением евангелиста Иоанна на медальоне, увенчанного вокруг крупными завитками и цветами, среди которых благоукрашались вызолоченные тюльпаны.
Ажурная вышивка белым по белому отличалась стройностью и полувоздушным изяществом, впечатляя скатертью, вышитой по филейной сетке льняными нитями со вставками из тончайшего полотна и пущенной по краям кружевной каймой, подзорником со сценой охоты и наволочками искусного белошвейного шитья.
Порой в эпоху пластмассы и интернета хочется уйти в мир фантазии, к изысканной красоте вещей. Взять да обновить стены своего скромного жилища обивкой из французского золотисто-желтого атласа с вышитыми цветами, обвитыми лентами и разбегающимися стебельками, не забыв при этом использовать в интерьере басонные кисти замысловатого плетения. Сидя в кресле, декорированном пышным узором в звучной цветовой гамме синих, розовых и охристых оттенков, явно посещали бы королевские мысли.
Блаженно погрузившись в богатую роскошь кресла, сидишь и с почтением перебираешь свои деловые бумаги, сложенные не в синтетические безликие папки, а в бювар синего бархата, украшенный вышивкой с милой пасторальной сценкой.
Моя приятельница любит копировать фламандскую живопись, в основном натюрморты с цветами и коллекционировать антикварные вещи.
Представляю ее великое удивление, если бы я предложила ей чашечку кофе на подносе с вышивкой букета цветов, исполненной в технике ”живопись иглой” по зеленовато-серому атласу, прикрытому стеклом в оригинальной рамке из соломки. Она, наверняка, загорелась бы желанием дополнить свою коллекцию этой уникальной вещью начала ХХ века.
Чем больше приглядываюсь на выставке к вышитым цветам, тем яснее ощущаю, что цветы тоже приглядываются ко мне, улыбаясь “ароматической нежностью”.
Даже дивные дамские шляпки, украшенные узорами из золоченной нити и блестками в высоком рельефе, благосклонно предлагали примерить их. У вышитой картины, где на полотне серого шелка был изображен пышный букет в вазе, я засмотрелась бледно-розоватым гордо выделяющимся среди них тюльпаном и услышала: “Ну, как я гляжусь на фоне всех цветов !” - упоительно прошелестел обаятельный цветок.
“Ах, эти тюльпаны, -грустно вздохнули остальные чудные цветы, -ах, ах, и за что только они пользуются обольстительным вниманием у людей, особенно у вышивальщиков, ах, ах… !”
Пребывая после выставки в благоговейном настроении, думалось о многоцветье вышитых цветов, о тюльпане…
А во сне приснился бабушкин дом, яркие узорные цветы ее рушников, кружевного подзорника с наволочками на кровати, васильковые цветы скатерти на столе и затейливое шитье белым по белому оконных занавесок.
Стою девчонкой с просветленным лицом среди вышитых бабушкой цветов и улыбаюсь, будто ангелы в душу заглянули.
Когда утро стало днем, я пошла к цветочницам и купила большой букет благоуханных тюльпанов. Поставила их в вазу и долго потом любовалась ими, будто хотела приблизить “золотое” время вышивальщиков, в искусстве которых эти необыкновенные цветы были особенно обожаемыми.
Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер. Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего. Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться. С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём. И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8
"партитура" "Крысолов"
Новые избранные авторы
Новые избранные произведения
Реклама
Новые рецензированные произведения
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 76
Авторов: 0 Гостей: 76
Поиск по порталу
|
Автор: Филистеева Л. П.
© Филистеева Л. П., 26.11.2010 в 17:57
Свидетельство о публикации № 26112010175706-00190917
Читателей произведения за все время — 260, полученных рецензий — 0.
Оценки
Голосов еще нет
РецензииЭто произведение рекомендуют |