АВТОР: Раввин Григорий Котляр
На протяжении столетий еврейские общины диаспоры выбирали себе раввинов демократическим путем. Доверие общины было той основой, на которой строился авторитет раввина. Назначение это, как правило, не было пожизненным. В большинстве общин раввину периодически приходилось вновь доказывать, что кредит доверия к нему не исчерпан. И сегодня раввины по-прежнему избираются во многих общинах стран Америки и Западной Европы, в том числе – в ортодоксальных. Более того, между раввином и общиной подписывается контракт, в котором оговариваются полномочия религиозного лидера, его права и условия работы.
Совсем иначе обстоят дела в Государстве Израиль. Здесь назначение раввинов городов и населенных пунктов не имеет ничего общего с демократией. Городского раввина избирает совет выборщиков, состоящий, как правило, из представителей местных религиозных организаций и институтов, а также муниципальных политиков, чей процентный вес совершенно ничтожен. Эта система доказала свою полную неэффективность, например, на выборах главного раввина Иерусалима, в ходе которых сторонам в течение нескольких месяцев не только не удалось выбрать городского раввина, но даже прийти к согласию относительно состава совета выборщиков. Логическое обоснование создания такой запутанной и недемократичной системы выборов заключалось в том, что религиозный авторитет, в идеале, не должен был зависеть от прихоти рядовых членов общины, но лишь от воли небес. Тогда его взгляды и решения были бы искренними и нелицеприятными.
Однако эти добрые намерения привели к прямо противоположным результатам. Сегодня главные раввины городов назначаются раз и на всю жизнь (как минимум, до 75 лет). Они независимы от местной общины, не переизбираются повторно, никому не дают отчета в своей деятельности, даже главному раввинату. Некоторые из них вообще придерживаются антисионистских взглядов, получая при этом от государства солидную пожизненную зарплату и все социальные условия. И сместить их с должности практически невозможно. Они же, в свою очередь, назначают раввинов кварталов и отдельных синагог, находящихся на вверенной им территории, зачастую без учета характера местной общины.
Приведу конкретный пример: главный ашкеназийский раввин города Кфар-Сабы несколько лет был прикован к постели по старости и болезни, тем не менее, продолжал занимать свою должность, получать зарплату, а его сын, которого никто не избирал и не назначал, подписывал документы от имени отца. Главный сефардский раввин – тоже очень пожилой человек, постоянно проживающий в Иерусалиме. В Кфар-Сабе проводит один–два дня в неделю. Местный раввинат тем временем практически бездействует: желающие зарегистрировать брак ожидают приема неделями, в отделе надзора за кашрутом обнаружены финансовые злоупотребления и прочее. Изменить ситуацию в рамках действующего закона вряд ли возможно.
Следует изменить законодательство в целом, демократизировав процесс назначения раввинов городов и населенных пунктов. Если раввины будут избираться самими жителями, то вряд ли найдется много городов, за исключением Бней-Брака и нескольких ультраортодоксальных поселков, где население согласится принять религиозного лидера с антисионистскими взглядами. Если раввины будут периодически переизбираться и «держать экзамен» перед гражданами, то они станут действовать в интересах возглавляемой ими общины, а не пославших их руководителей иешив, как это происходит сегодня. К сожалению, светская публика обычно равнодушно относится к происходящему в стенах раввината, а ведь каждому приходится обращаться туда хотя бы несколько раз в жизни. Какое отношение к себе мы там испытаем, зависит, в том числе, от нас.
От редакции: Раввин Григорий Котляр был избран в состав местного религиозного совета города Кфар-Сабы, однако его назначение не было утверждено министром по делам религий, представителем партии ШАС.
http://www.polosa.co.il/ravvinov-naznachayut-ne-s-nebes/Blogs/blogs_post.aspx?catid=20&tmpid=15&objid=40
Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер. Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего. Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться. С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём. И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8
"партитура" "Крысолов"
Новые избранные авторы
Новые избранные произведения
Реклама
Новые рецензированные произведения
Именинники
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 247
Авторов: 0 Гостей: 247
Поиск по порталу
|
Автор: Владимир Леви
© Владимир Леви, 15.11.2010 в 17:23
Свидетельство о публикации № 15112010172342-00189507
Читателей произведения за все время — 28, полученных рецензий — 0.
Оценки
Голосов еще нет
РецензииЭто произведение рекомендуют |