ч.4
ДОНАТИСТЫ
В этой части, мы уважаемый читатель продолжим анализ новых пунктов обвинения выдвинутых Римом в отношении Константипольской православной церкви и ее Патриарха Михаила.
В частности в 1054 г. папские легаты утверждали, что патриарх Михаил и починенные ему епископы:
«Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение».
А раз так, то что бы разобраться в этом вопросе, нам надо вначале понять:
«Кто же такие эти самые «ДОНАТИСТЫ»?
В исторической литературе утвердилось мнение, что «движение «донатистов» получило свое наименование от имени своего предводителя Доната из г. Casa Nigra, епископа Нумидийского.
Во время гонений императора Диоклетиана многие африканские христиане намеренно стремились к мученичеству».
Как видим поставленный вопрос, на первый взгляд кажущийся простым, но на самом деле таковым не является.
И нам, чтобы разобраться в нем, надо, как бы мысленно совершить подробный экскурс в мировую историю, вернувшись лет так на 700 назад, в Римскую империю времен правления там императора Диоклетиана.
Потому, что без рассмотрения, личности Диоклетиана, образа его правления нам не понять, кто такие «донатисты» и чего они добивались, вначале от римских императоров, а затем и от Папы Римского.
Итак, разрешите Вам представить:
Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (245 Далмация — 3 декабря 313) (имя при рождении — Диокл ) — римский император с 20 ноября 284 по 1 мая 305.
В официальной истории принято считать, что приход к власти Диоклетиана завершил кризис третьего века в Риме.
Что именно он, установил твёрдое правление и устранил в государственной власти ту его фикцию, согласно которой император был лишь первым из сенаторов и объявил себя полновластным правителем.
И действительно, путь к власти проделанный Диоклетианом, может стать прекрасной иллюстрацией того, что мы имеем классический вариант той самой «американской истории», когда человек из низов, самостоятельно пробивает себе путь на верх ! К успеху! Жаль, только, что в средней школе подробно не изучают жизнь и древнеримскую историю.
Родом Диоклетиан был из местечка Диоклеи (теперь Дукля, в Черногории), и происходил из самого низшего класса (отец его был вольноотпущенником).
Имя его было Диокл, которое, став императором, он сменил на имя Диоклетиан.
Поступив при императоре Галлиене простым солдатом на военную службу, он быстро поднимался по карьерной лестнице, а, совершая походы с одного конца Римской империи на другой, ознакомился с положением дела в государстве.
Затем с ним произошла одна мистическая история! Пребывая в Галлии со своим легионом, он, по преданию, получил от одной друидки предсказание, что станет императором, если убьёт кабана (лат. aper).
При императоре Пробе наш Диокл уже был наместником в Мёзии. А когда император Кар отправился на войну с персами, Диоклетиан сопровождал его в качестве начальника императорской лейб-гвардии.
Когда же Кар по ту сторону Тигра внезапно умер, а бывший с ним сын его, Нумериан, был коварно умерщвлён своим тестем, префектом преторианцев Аррием Апром, на берегу Босфора, в Халкидоне, солдаты заковали Апра в кандалы, а их начальники провозгласили императором Диоклетиана. (17 сентября 284 г.).
Вот так и сбылось предсказание! Первым актом нового императора было собственноручное, перед лицом войска, умерщвление Апра.
Вот как это событие запечатлели современники Диокла: «Когда весть об этом преступлении распространилась по войску, солдаты подняли на трибуну Диоклетиана и провозгласили его императором.
Но, видя, что единодушия среди легионеров не было: загадочная смерть Нумериана многих приводила в смущение.
Тогда Диоклетиан поклялся, что никакого отношения к убийству императора не имеет, извлек меч и, указав на Апра, поразил его со словами:
«Вот виновник убийства Нумериана!»
Своим друзьям Диоклетиан сказал:
«Наконец-то я убил назначенного роком кабана!» (Вописк: «Кар, Карин и Нумериан»; 13, 15)»
Второй своей победой, уже в статусе римского императора, над еще одним из своих соперников Карином, Диоклетиан сумел восстановить единство империи.
Но, не претендуя на власть единоличную, Диоклетиан с учетом обширности территории Римской империи взял себе в помощники старого своего боевого друга Максимиана, дав ему сначала титул Цезаря, а после подавления им крестьянского восстания багаудов в Галлии (285) — и титул Августа (286).
Пока Максимиан защищал Галлию от германцев, Диоклетиан был занят на Востоке; обеспечивая безопасность границ империи в Азии и в Европе.
Сначала из Никомедии, где он находился в конце 285 и в начале 286 гг. двинулся в Сирию, чтобы заключить мир с Персией, а потом повернул из Азии в Европу, чтобы укрепить линию Дуная от нападений сарматов.
Ему удалось отстоять прежнюю границу вдоль Дуная (Дакию) и обеспечить за Римом провинцию Ретию.
Победив сарацин (аравийских бедуинов), опустошавших границы Сирии, Диоклетиан снова вернулся в Европу (в конце 290 г.).
В начале 291 г. Диоклетиан, в виду необходимости повышения эффективности управления империей, принял решение избрать еще двух Цезарей, причём выбор пал на Констанция Хлора и Галерия Максимиана.
В итоге Римская империя была условно разделена на четыре части и это было вызвано стремлением облегчить труд Диоклетиана, в повседневном управления империей который осуществлял общее руководство трех остальных Цезарей (Кесарей).
Торжественный ввод двух новых кесарей к императорской власти произошло 1 марта 293 г.
Теперь надо рассказать как Диоклетиану удалось стабилизировать ситуацию в Римской империи. обеспечив боеспособность ее главной силы-римской армии.
Ведь, чтобы содержать это огромное войско, насчитывавшее не менее полумиллиона человек Диоклетиану пришлось повысить налоги с гражданского населения, подняв выплаты в деньгах и натурой до крайнего предела, какой еще мог вынести римский мир.
И все же он старался, чтобы эта ноша распределялась на всех как можно равномернее.
Одной из крупнейших мер, предпринятых для этого, был изданный в 301 г. указ, устанавливающий максимальные цены на все продаваемые товары и транспортные перевозки, а также единую по всей Империи максимальную заработную плату для всех наемных работников.
Этот указ, наиболее значительный из всех сохранившихся с античных времен экономических документов, представлял собой совершенно новое явление в истории императорского Рима, хотя аналогичные меры, но в гораздо меньших масштабах, предпринимались в некоторых греческих государствах.
Диоклетиан предпринял дальнейшие усилия для облегчения участи налогоплательщиков.
В предшествующие десятилетия они были сильно измучены непредсказуемостью поборов имперского казначейства.
Теперь весь процесс сбора налогов был коренным образом упорядочен: четыре префекта претория каждый год издавали новый, пересмотренный список податей. Как и прежде, основой налоговой системы служило сельское хозяйство. Но, новая, специально разработанная система налогообложения впервые стала учитывать размер урожая и плодородие почвы.
Таким образом, мало-помалу, был восстановлен как внутри, так и на границах государства мир и порядок, и современники Диоклетиана назвали это время как «возвращением золотого века».
Двадцать лет напряженных трудов давали ему право отпраздновать это двадцатилетие, для чего он и явился, наконец, в Рим; но скупость, обнаруженная им в данных избалованному римскому народу увеселениях, не доставила ему среди населения мировой столицы ничего, кроме насмешек.
Это заставило его поскорее бросить Рим и отправиться в свою любимую резиденцию, Никомедию, несмотря на дурное время года.
В дороге он заболел и счел нужным, по настоятельному совету Галерия, отказаться от власти, которую он сложил торжественно в Никомедии, 1 мая 305 г.
Галерий и Констанций получили титул августов, а в цезари были возведены Север и Максимин.
Доживать свой век, Диоклетиан отправился на родину, в Иллирию, и поселился в своем поместье в Салон, где прожил 8 лет в уединении.
Он умер при неизвестных обстоятельствах в 313 г.
Но, нас в истории жизни и деятельности Диоклетиана в первую очередь интересуют так называемые «гонения» в 303 и 304 годах на христиан и как эти события повлияли на появления и распространения новой христианской «ереси» -«донатистов».
А события развивались следующим образом.
В эти два года император Диоклетиан при поддержке своего цезаря, Галерия, возобновил преследования христиан, которые до того четыре десятилетия пребывали в состоянии неопределенности, хотя собственная жена Диоклетиана, Приска, принадлежала к их вере.
Целью начавшихся в 303 г. великих гонений, как никогда прежде, являлось полное искоренение христианства потому, что христианство вступило в непримиримое противоречие с прежней религией Рима и волнения среди христианских общин ставили их в глазах римских правителей на первое место в списке внутренних врагов империи.
Первый антихристианский указ Диоклетиана запрещал любые собрания христиан с целью отправления культа и постановлял разрушить их церкви и уничтожить священные книги.
Следующие два указа, действие которых распространялось и на восточные провинции, разрешал арест всех священников, за исключением тех, что служат языческим божествам.
Наконец, в 304 г. четвертый эдикт распространял действие трех предыдущих указов на всех христиан.
Суть первых указов Диоклетиана состояла в том, что в них, объявлялись лишенными чести все те, которые исповедовали христианскую религию; всякому было ведено возводить на них обвинения и предавать их мукам, какого бы звания и состояния они не были.
Христианские божественные книги было велено сжигать, а священников и всех христиан насильно заставлять приносить жертвы идолам . Гонения никого не щадили. Чиновники беспрерывно заседали в храмах и наблюдали за тем, как народ приносит жертвы.
Даже жену свою Приску и дочь Валерию Диоклетиан принудил публично принести жертвы. Всякий, кто отказывался от жертвоприношения, рисковал своим имуществом и жизнью.
Темницы были наполнены несчастными, вся вина которых заключалась в том, что они исповедовали христианство.
В событиях, связанных с гонениями на христиан на общем фоне выделились христиане, жившие в Северной Африке в районе г. Карфагена.
Они в отличие от других христиан, не скрывали свою веру, а как бы наоборот толпами собирались возле тюрем, где содержались их братья по вере, чем провоцировали все новые аресты.
Дошло до того, Карфагенский епископ Мензурий старался успокоить паству, призывая ее к благоразумию.
Его диакон Цецилиан по поручению своего епископа вынужден был силой разгонять верующих на тюремных дворах.
Это вызвало возмущение наиболее фанатичных христиан желавшими, во что бы то ни стало стать «мучениками» за веру.
Гонения на христиан постепенно сошли со временем на, нет. И Указом императора Константина в 313 г. была объявлена свобода вероисповедания для всех римских граждан.
Но, жители Северной Африки не успокаивались. Их движение приобрело, новое направление и у них появился новый лидер.
После смерти Мензурия епископом был избран Цецилиан (311).
Но его противники во главе с Донатом созвали церковный совет, на котором заявили, что не признают его епископом, поскольку Цецилиан был рукоположен епископом Феликсом, который якобы выдал во время гонений священные книги.
В 312 г. Донат образовал собственную общину, отделившуюся от Церкви, которая была объявлена "греховной".
Ее епископом стал Майорин, а после его смерти сам Донат. Вскоре раскол распространился по всей Африке.
Донатисты требовали повторного крещения для всех, кто вступал в их общину и избегали какого-либо общения с теми, кто не разделял их взглядов.
Последователи Доната также считали, что действительность таинств зависит от нравственного состояния совершающих их священнослужителей и их личной веры, поэтому они отрицали возможность совершения таинств грешными священниками.
Так, по довольно интересному даже и на день сегодняшний, мнению Доната, характеристический признак истинной церкви составляет святость, выражающаяся в личном совершенстве ее служителей, а таинства теряют свою силу, если совершены священнослужителями, провинившимися против церкви, или в церкви, сохраняющей связь с виновными.
Поэтому «донатисты» перекрещивали переходящих к ним даже и православных, ругались над православными церквами и их священниками.
Грешными же считались все, кто не принадлежал к общине донатистов.
И, даже после официального принятия христианства в Римской империи «донатисты» остались в оппозиции к Церкви и государству, считая невозможным какое-либо сотрудничество со светской властью.
А поскольку религиозная распря затянулась, а ряды «донатистов» все ширились ( так в 330 г. у них уже было 172 епископа!) и их жесткая оппозиционность по отношению к императорской власти не раз приводила к вооруженным столкновениям, то для разрешения споров Донатан и его последователи неоднократно обращались к императору Константину.
В итоге было созвано три церковных собора: в Риме, Карфагене и Арле.
На первых двух эпископы Феликс и Цецилиан были оправданы, а на третьем было постановлено не перекрещивать тех еретиков, которые были крещены во имя Пресв. Троицы (вопреки мнению донатистов).
Было также решено лишать сана только тех епископов, предательство которых было ясно доказано.
Недовольные решениями соборов, «донатисты» отвергли вмешательство светской власти в дела церкви и продолжали поступать по-прежнему, и этим вызвали уже преследования со стороны Константина.
Император издал эдикт, в силу которого у донатистов должны были быть отобраны церкви, а епископы их сосланы. Это побудило донатистов принять в свою среду циркумцеллионов.
Циркумцеллионами («вокруг сельских жилищ бродящие») назывались первоначально бродячие во имя Христа аскеты, называвшие себя воинами Христа и считавшие своей обязанностью вести борьбу против всякой неправды, защищая всех обиженных и угнетенных, грабя и убивая людей богатых и высокопоставленных.
Донатисты, как преследуемые, нашли в них поддержку, наложившую неизгладимое пятно на всю партию, хотя большинство ее не принимало участия в зверствах циркумцеллионов.
Константин, убедившись в бесполезности преследований, вскоре прекратил их, но при его преемниках донатисты несколько раз подвергались гонениям.
Донат был сослан и умер в ссылке.
Но император Юлиан из ненависти к христианской церкви покровительствовал донатистам.
После его смерти, гонения возобновились. Среди самих донатистов появилось множество партий, последователей отдельных лиц, как-то: рогатисты, урбанисты, клавдиане и др.
В то время как внутренние раздоры подрывали донатистов, православная церковь приобрела сильного защитника в лице блаженного Августина, который отстаивал объективное значение церкви и независимость действия благодати от святости служителя.
Усилившиеся неистовства донатистов и циркумцеллионов вызвали со стороны императора Гонория суровые меры: был издан эдикт об отобрании у донатистов всех церквей, но рядом с этим было объявлено помилование всем раскаявшимся.
В 411 году был собран собор в Карфагене, на который были приглашены представители донатистов; император Гонорий прислал трибуна Марцеллина, который должен был по окончании прений решить, на чьей стороне правда.
Августин одержал полную победу над донатистами.
Гонорий признал правоту учения православной церкви и потребовал от донатистов, чтобы они подчинились решению собора.
Когда донатисты отказались исполнить его требование, то им были воспрещены сборища под страхом смертной казни.
В исторической науке принято считать, что влияние донатистов сохранялось в IV и V в. и было подорвано только нашествием арабов.
Но, если это так, то опять у нас появляется временной разрыв в более чем 500 лет между задекларированным исчезновением ДОНАТИСТОВ и обвинениями «донатизме» Константинопольского патриарха Михаила в 1054 г.
Давайте еще раз перечитаем пункт обвинения.
«Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение».
Исходя из этого видно, что Константинопольские патриархи в силу своего стремления возглавить христиан всего тогдашнего мира, и опираясь на накопившихся к 1054 году различиям между византийцами и латинянами, вступили с начала в тайную, а затем и явную борьбу между собой.
. Пик этой борьбы как раз пришелся на время Константинопольского патриарха Михаила.
Ведь, именно с его «идеологической подачи», первыми «выстрели» объявили ему анафему латиняне во главе с Рымским Папой.
И ими и был взят в качестве иллюстрации нарушений церковных канонов византийцами, старая история епископа Доната и его сторонников во времена императора Диоклетиана.
А сами, различия между византийцами и латинянами, положенные в основу конфликта между западной и восточной христианскими церквями, сохраняющие свою актуальность и доныне, можно классифицировать следующим образом.И эта классификация нам еще пригодится в дальнейшей истории «Раскола»
I. Различия богослужебные и бытовые:
1) Латиняне постились по субботам, греки - нет.
Для франков византийский отказ от субботнего поста казался распущенностью; а византийцы, в свою очередь, обвиняли франков в иудаистических тенденциях.
2) Латиняне совершали евхаристию в Великий пост, что для греков было совершенно недопустимым.
3) На Западе было принято употреблять в пищу кровь. Византийцы видели в этом нарушение решений апостольского собора (Деян.15).
4) Византийцы, бывающие на Западе, часто могли видеть клириков с оружием в руках и даже клириков, принимающих участие в битвах. Представители восточных церквей видели в этом нарушение целого ряда канонов множества соборов, в том числе и Вселенских, запрещающих клирикам не только проливать кровь, но и вообще служить в армии и брать в руки оружие.
5) Восточные клирики носили бороды, западные - брились.
Вообще, на Востоке брадобритие ассоциировалось с желанием выглядеть женственно. Отсюда понятно, какие подозрения вызывали у восточных гладко выбритые западные епископы и священники.
6) На Западе и на Востоке были различные формы тонзуры для клириков: на Востоке лишь выбривали на затылке «гуменцо», а на Западе подбривали волосы и снизу, делая некое подобие тернового венца Христова.
7) На Востоке приходские священники были женатыми.
На Западе, настаивающем на целибате, это считалось грехом николаитизма.
8) По законам Византийской империи допускался развод, но не позволялось более трех последовательных браков.
На Западе развод исключался совершенно, зато количество последовательных браков в случае смерти одного из супругов не ограничивалось вовсе.
9) На Востоке по окончании Евхаристического канона в Чашу добавлялась теплота (зеон) - обычай, неизвестный на Западе.
10) В римской литургии отсутствовала эпиклеза - воззвание к Святому Духу после слов Христа при освящении Даров.
На Востоке эпиклеза считалась неотъемлемой частью Евхаристического канона.
11) На Западе после IX в. появился обычай использовать для Евхаристии опресноки.
К XI в. он уже повсеместно вошел в употребление. На Востоке, где использовался только квасной хлеб, западный обычай казался еще одной иудаистической тенденцией и, совместно с отсутствием эпиклезы и filioque, - недозволительным принижением роли Святого Духа.
II. Различия вероучительные:
1) Filioque.
2) Роль папы в Церкви.
В 1043 г. патриархом был избран Михаил Керуларий (1043-1058) - один из наиболее властных и политически активных людей, когда-либо занимавших патриаршую кафедру в Константинополе.
Михаил, чрезвычайно заинтересованный в росте влияния и престижа кафедры царствующего града, также начал униформизацию обычаев в границах Константинопольского патриархата.
Правда, его главным мотивом была борьба с армянским монофизитством в областях, недавно присоединенных к Империи, где так же, как и на Западе, употреблялись опресноки и так же не подливалась в чашу горячая вода.
Но, борясь с этими обычаями, он неизбежно вошел в конфликт с Римским папой из за приходов восточной церкви в Южной Италии, и самом Константинополе, где были латинские церкви для купцов, паломников и членов варяжской дружины, входившей в имперскую гвардию.
Церкви, отказавшиеся подчиниться и унифицировать свою богослужебную практику согласно восточным правилам, были закрыты.
Керуларий, подвел под свои действия и идейную базу, он заранее заручился поддержкой влиятельного архиепископа Охридского Льва, который выпустил даже полемический трактат против латинян.
На подобные действия Римский папа Лев IX отвечал резким ответом: «Никто не может отрицать того, что, как крюком управляется вся дверь, так Петром и его преемниками определяется порядок и устройство всей Церкви.
И как крюк водит и отводит дверь, сам оставаясь неподвижным, так и Петр и его преемники имеют право свободно произносить суд о всякой Церкви, и никто отнюдь не должен возмущать или колебать их состояния, ибо верховная кафедра не судится ни от кого».
В заключение письма папа рисовал Церковь Константинопольскую как Церковь заблуждающуюся, грешную, скандальную - как он уверяет, ей управляли даже женщины, - которую лишь по снисхождению, а не по заслугам Римская Церковь-мать удостоила второго места после себя.
Керуларий воспринял эти упреки как личное оскорбление. Но, сложившуюся ситуацию сильно запутало одно обстоятельство.
В апреле 1054 г., еще до того как переговорный процесс сколько-нибудь продвинулся вперед, Лев IX умер.
И, следовательно, по мнению Патриарха Михаила его легаты вообще утратили всякую легитимность.
По вопросам этих и многих других ошибок патриарх лично не обращал внимания на письма с предупреждениями от нашего господина папы Льва IX.
Более того, он отказался допустить в свое присутствие папских легатов и позволить им попытаться исправить его ошибки разумными доводами.
Он также запретил им совершать мессу в церквах, также как ранее он закрыл латинские церкви, придравшись к тому, что они используют пресный хлеб в евхаристии, и всячески преследуя их.
В такой ситуации патриарх Михаил Керуларий, отказался продолжать переговоры, которые, с его точки зрения, потеряли всякий смысл и превратились лишь в пустую трату времени.
Император Константин Мономах сделал робкую попытку что-то наладить, но его усилия были заведомо безнадежны.
Страсти все более накалялись. Кардинал Гумберт чувствовал себя смертельно обиженным, и в конце концов, решил действовать согласно полученным в Риме от Папы инструкциям.
Рано утром 16 июля 1054 г. легаты вошли в Святую Софию. Шла проскомидия. Отпихивая растерявшихся диаконов, легаты вошли в алтарь и положили на престол грамоту об отлучении от Церкви патриарха «Михаила Керулария и его последователей».
В ответ Патриарх Михаил дошел до невероятного!
Он анафематствовал Апостольский Римский Престол и провозгласил себя главным епископом над всеми церквами Востока и Запада.
А, что это если не прямое подтверждения выдвинутых обвинений в «донатаизме»?
Но, у нас остается еще один не рассмотренный вопрос.
«Византии и ее церковных проблем уже давно нет, а вот как обстоит дело с «донатизмом» в Русской православной церкви Московского патриархата?
Церкви считающей себя ее идейной наследницей Византийских христианских традиций и обрядов.
Чтобы прояснить этот непростой вопрос, я тут приведу только избранные цитаты высказанные православными иерархами в отношении католической церкви.
Свт. Марк Эфесский: «Итак, мы отвратились от них, как от еретиков, и поэтому отмежевались от них. Что же еще нужно?
- Ведь благочестивые законы говорят так: „Является еретиком и подлежит законом против еретиков, тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной Веры“.
Если же латиняне ничем не отклонились от правой Веры, то, по-видимому, мы напрасно их отсекаем; но если они совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого — величайшая из всех опасностей, то ясно — что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков. Почему же и миром мы помазываем их, которые от них приходят к нам? Не ясно ли — как еретиков? .. Отделили их и отсекли от общего Тела Церкви».
Преп. Феодосий Киево-Печерский: «Вере же латынской не приобщаться, не соблюдать их обычаев, и от причастия их отвращаться, и никакого учения их не слушать, и всех их обычаев и нравов гнушаться и блюстись. …
Вы, (латиняне), отринувши апостольские заповеди и предание святых отцов, приняли неправедное учение и веру развращенную, исполненную многой погибели. Потому и от нас отвержены. Потому и не подобает нам иметь с вами общения, ни к Божественным Тайнам сообща приступать, ни вам к нашей службе, ни нам к вашей, ибо на мертвом теле служите, будто мертвым Господа помышляюще. …
Мертвые вы, о латыняне, мертвую жертву совершаете».
Преп. Никодим Святогорец: «Латиняне — еретики, и мы отвращаемся от них как от еретиков, подобных арианам, савеллианам или духоборцам македонианам».
Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Папизм — так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. …
Благодать Божия отступила от папистов; они преданы сами себе и сатане — изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма».
Преп. Амвросий Оптинский: «Римская церковь, так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой Святой и Апостольской Церкви».
Прав. Иоанн Кронштадтский: «Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12.30). Католики, лютеране и реформаторы отпали от Церкви Христовой. … Они явно идут против Христа и Его Церкви».
Ну и раз такие учителя то и соответствующая позиция.
И Православная и Католические церкви почитают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский символ веры).
Официальное, я бы назвал его чисто дипломатическое отношение Католической церкви к Восточным церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:
« ….немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью.
Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном... Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе.
А Константинопольская православная церковь и вслед за ней и РПЦ МП им отвечают (смотри «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:
«Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений.
В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этноса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви».
Так, что, как видим, дело эпископа ДОНАТАНА живет и процветает во всей своей красе и до ныне!
И тут уместно будет еще раз привести слова Прав. Иоанн Кронштадтский:
«Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12.30).
Католики, лютеране и реформаторы отпали от Церкви Христовой. … Они явно идут против Христа и Его Церкви».
А вот еще интересная информация. Она свидетельствующая нам еще точнее указывает какая же христианская церковь уже из числа православных идет против Христа! И она свидетельствует нам о том, что РПЦ МП находится в длительном конфликте не только с Римо-Католической церковью, но и последние 100 лет ведет непримиримую борьбу и с первой в диптихе православных (восточных) церквей Константинопольской православной церковью!
(http://www.otechestvo.org.ua/statyi/varfolomey3.htm) Кирилл ФРОЛОВ, пресс-секретарь СПГ
Русская Православная Церковь - последняя крепость.
Русская Православная Церковь (РПЦ) является крупнейшей поместной Церковью мира и поэтому от ее судьбы зависит и судьба православия в мире. Кроме того, Русская Православная Церковь является единственной нерасчлененной структурой с центром в Москве на территории исторической России.
И таким образом, от сохранения ее целостности зависит судьба нашей расчлененной страны и разделенного русского народа. Противники Православия и России прекрасно понимают роль РПЦ и прилагают колоссальные усилия для ее компрометации, расчленения, ослабления.
До 20-х годов ХХ века константинопольские патриархи были блюстителями Православия и друзьями Российской империи. Очевидно, что крушение РОССИИ В1917 ГОДУ И УБИЙСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ИМПЕРАТОРА И НА МИСТИЧЕСКОМ, И НА ПОЛИТИЧЕСКОМ УРОВНЕ ПРИВЕЛО К КОЛЛОСАЛЬНОМУ ОСЛАБЛЕНИЮ ПРАВОСЛАВИЯ.
Свидетельство тому - падение Константинопольского Патриархата, превращение его в "троянского коня" Православного мира, возникновение в 20-е годы ереси экуменизма, обновленческого и автокефалистского расколов в России и на Украине, календарный раскол в Греции, Финляндии и Румынии. В 20-е годы путем внутрицерковного переворота при поддержке антицерковных сил к власти в Константинопольском патриархате приходит Мелетий (Метаксакис), поддерживаемый либеральными кругами.
Это был первый патриарх- экуменист и обновленец, который сделал все для разрушения как Константинопольской Поместной Церкви, так и для разрушения всего православного мира.
В итоге православные греки, окружив его резиденцию, заставили Мелетия покинуть Константинопольский престол.
Однако, силы, стоявшие за Мелетием, сохранили власть в Константинопольском Патриархате и продолжили политику Метаксакиса.
Мелетий ввел новый стиль, что вызвало колоссальный раскол в православном мире, подписал экуменическое послание , явно расходящееся с православной экклезиологией.
Он и его преемники помогали обновленцам в СССР-не только признали их, но и требовали от святителя Тихона , патриарха Всероссийского, уйти на покой.
В 20-е годы Финляндии Константинопольский Патриархат насильно сверг русского епископа и поставил туда своего протеже Германа (Аава), который разорил Финскую Церковь - устроил гонение на противников нового календаря, ныне Финская Церковь даже Пасху празднует по новому стилю, что строжайше запрещено канонами.
Все преемники Мелетия, в том числе и нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей являются продолжателями его курса.
Тот же самый Варфоломей пошел на беспрецедентное сближение с католиками, что вызывает огромный протест у афонских монахов.
Мало того, в 1995 году патриарх Варфоломей принял в общение без перерукоположения т.н. "Украинскую Православную Церковь" в США во главе с "митрополитом" Константином, а в марте 2000 года "митрополит" Константин, естественно, с ведома Патриарха Варфоломея, принял в общение и провозгласил себя "предстоятелем" т.н. Украинской Автокефальной Церкви во главе с "архиепископом" Игорем Исиченко.
Дело в том, что и УПЦ в США и УАПЦ являются частями "липковской" "украинской автокефальной церкви", самочинного сборища, созданного в 1920-е годы при поддержке петлюровцев, а затем большевиков, маргинальной группкой украинских сепаратистов во главе с запрещенным священником Василием Липковским» … и т.д. и т.п. до бесконечности в своем обличении….
(конец ч.4)
Все иллюстрации здесь:
http://narodna.pravda.com.ua/history/4cd297fa12fa6/