6 октября Русская православная церковь Московского патриархата, чтит одну из своих «чудотворных» икон Божией Матери. Она получила собственное имя «Словенская».
На официальном сайте РПЦ МП «Православие. ру» (http://days.pravoslavie.ru/Life/life1592.htm об этом рассказано так:
«Словенская икона Божией Матери явилась 23 сентября 1635 года у села Словенки Костромской области. Один зверолов во время охоты случайно обнаружил маленькую шатровую церковь, поросшую мхом.
Он вошел внутрь и увидел, что церковная утварь вся истлела от времени, только запрестольная икона Божией Матери оказалась совершенно невредимой. Впоследствии на этом месте возникла обитель».
Но, вот какая это была монашеская обитель, в вышеназванной информации не сообщается. Может автор текста и сам не знал или по каким-то, неведомым нам причинам, не посчитал возможным упомянуть о ней не известно.
Но, тем не менее, речь в случае со «Словенской» Иконной Божией Матери по утверждению другого интернет-сайта принадлежащего РПЦ МП из г. Москвы (http://hram-vlad-butovo.ru/old/kalendar/10/6bm.html) идет о Макариево – Унженском женском монастыре.
Так ли это, мы проверим в дальнейшем, а пока, из уже вышеприведённой информации, совсем не ясно, в чем же состояла «чудотворность» найденного безвестным охотником образа Богоматери?
Но, ясно одно, что вести нам наш поиск придётся на Костромской земли которая имеет богатую и насыщенную событиями древнюю историю.
До XV века на её территории располагались два княжества — Костромское и Галичское. Галичские князья в XV веке спорили за первенство с московскими, но проиграли эту борьбу.
Во времена Московского царства были образованы Костромской и Галичский уезды.
В Смутное время как Кострома, так и Галич были страшно разорены польско-литовскими отрядами. Особенной жестокостью отличался отряд пана Лисовского.
В середине XVII века Кострома была четвёртым по значению посадом Российского государства.
Но, бесконечные войны, которая вела Россия, начиная с XVII по 20 века почти обескровили, когда то центров коренного русского народонаселения и сейчас это глубокая и почти забытая, нынешними властителями России провинция.
Вот некоторые статистические факты: Костромская область — субъект Российской Федерации, входит в Центральный федеральный округ.
Площадь: 60,2 тыс. км².
Население: 692 304 человек.
Граничит: на севере — с Вологодской областью, на юге — с Ивановской и Нижегородской областями, на западе — с Ярославской, на востоке — с Кировской областью.
Плотность населения — 11,5 человек на км² (2009), удельный вес городского населения: 67,7 % (2005).
Трудоспособное население составляет около 59,2 %, моложе трудоспособного — 17,7 %, старше трудоспособного — 23,1 %. Средний возраст населения — 37,8 года.
Занявшись, поиском недостающей информации о «Словенской» иконе Божией Матери я обнаружил вот такие дополнительные данные (http://www.2010.vpds.ru/icons1/sep23-ikona.html)
«Чудотворная Словенская икона Божией Матери была чудесным образом обретена 15 мая 1628 года неким Титом Гавриловым, жителем деревни Шерстнево Галичского уезда Костромской губернии.
Предание гласит о том, что явившись в видении тяжело болящему, расслабленному (парализованному) и ослепшему Титу, Пресвятая Богородица повелела ему идти к речке Словинке, протекавшей в Кусской волости и в обветшавшей, заброшенной церкви за престолом, под деревом, проросшим сквозь разрушенную кровлю храма, найти Ее святую икону.
Придя в себя, совершенно исцелившийся Тит, не медля ни минуты, вместе с местным священником Евдокимом отправился по пути, указанному в видении Божией Матерью.
В одной из деревень, встретившихся им на пути, – Доронино – жил и промышлял охотой некий зверолов по имени Иакинф.
Он-то и привел странников к древней церкви, которая уже более шести десятилетий стояла в запустении.
За престолом ветхого храма стоял прекрасный образ Божией Матери, излучавший ослепительный свет.
Чудесное обретение чудотворной иконы Тит Гаврилов почел знамением для себя, и, решив, не возвращаться домой, остался на месте явления иконы, а позднее принял монашество.
От образа Пресвятой Богородицы с той поры стали проистекать многочисленные чудеса.
По исследовании же чудес, произошедших от чудотворной Словенской иконы Божией Матери, повелением царя Михаила Феодоровича Романова и по благословению Патриарха Филарета, в 1635 году на месте чудесного явления святого образа был основан мужской монастырь – Словенская пустынь, просуществовавшая до 1764 года.
Чудотворная икона после упразднения монастыря была перенесена в сельский деревянный храм (ныне село Словинка Антроповского района Костромской области).
Точный список с образа находился и в с. Новоспасском Дмитровского уезда Московской губернии.
В 1806 году, рядом с деревянным был возведен каменный храм в честь чудотворной Словенской иконы Божией Матери, перестроенный в 1892 году в новый, с тремя престолами, освященными в честь Словенской иконы Пресвятой Богородицы, во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев.
И сегодня чудотворный Словенский образ, пребывающий в стенах этого храма, подает утешение и милосердное заступление всем верующим, обращающимся с горячими молитвами к Царице Небесной».
И так, уважаемый читатель у нас уже есть и повод и основания разобраться в меру своих сил и способностей с подлинной историей «Словенской» иконы Божией Матери!
А разбираться есть с чем. Мало того, что перед нами, если судить по вышеприведённым данным, почти готовый «голливудский» сценарий, из серии приключений об Индиане Джонсе искателе сокровищ, в заброшенных храмах!
Так еще имеется и явная нестыковка «информации» в двух, казалось бы, достоверных источников: нет единства в дате, месте обнаружения иконы, в ее названии, типе, в вопросе о времени основания на месте обнаружения иконы монастыря и других важных деталях.
Кроме того, нам, изучающим историю иконы с позиций дня сегодняшнего, трудно представить себе то время когда «явилась» икона и понять, почему ее явление было воспринято людьми как «чудотворное».
А чтобы, нам это попытаться понять, надо как сейчас принято писать «виртуально» погрузится в то время, между 1628 и 1635 годами, в котором события и происходили.
А время было лихое и тяжкое. Ведь в начале XVII века в Московском царстве начинается «Смута».
В сентябре 1609 г., воспользовавшись предложением некоторых бояр поставить на царство в Москве польского королевича Владислава, польский король Сигизмунд III осадил Смоленск.
Вышедшее весной 1610 года на выручку Смоленска войско, которым командовал князь Дмитрий Шуйский, было на пути атаковано и разбито у деревни Клушиной польскими войсками гетмана Жолкевского.
После этого Жолкевский двинулся к Москве; боярская дума вступила в переговоры с королем, соглашаясь признать своим царем Владислава, на условиях сохранения самостоятельности московского престола и принятия Владиславом православия. В ночь с 20 на 21 сентября Жолкевский занял Москву.
Смоленск также был взят поляками, после полуторагодичной осады.
В 1611 году донские казаки под предводительством князя Трубецкого двинулись к Москве и оттеснили поляков в Кремль, а в августе 1612 года появилось у Москвы нижегородское ополчение под начальством Пожарского; 22 и 24 августа были разбиты польско-литовские подкрепления, шедшие к Москве под начальством великого гетмана Ходкевича, который вынужден был отступить по смоленской дороге.
Последствием победы Пожарского была сдача в плен поляков, находившихся в Кремле.
В январе 1613 года в Москву съехались выборные от всех сословий, включая крестьян. Собор (то есть всесословное собрание) был один из самых многолюдных и наиболее полных: на нём были представители даже чёрных волостей, чего не бывало прежде.
Выставлено было четыре кандидата: Василий Шуйский, Иван Воротынский, Дмитрий Трубецкой и Михаил Романов. 7 февраля царем был избран Михаил Фёдорович Романов, чьи основные вотчины и были в Костромской земле.
С избранием царя Смута формально как бы закончилась. Но новому правительству предстояло выполнение сложных задач по преодолению анархии и восстановлению государства и государственного порядка.
В 1613 году у Польши были взяты обратно Дорогобуж, Вязьма, Белый и др., но попытка взять Смоленск окончилась неудачей; отряды поляков, запорожских казаков и литовцев разграбили Северскую область.
В 1617 королевич Владислав двинулся на Москву. Поляки заняли Дорогобуж, Вязьму, но в Калужской и Тверской областях одержали верх русские войска.
В 1618 поляки безуспешно старались овладеть Можайском, после чего двинулись на Москву, где к ним присоединились запорожские казаки, под начальством гетмана Сагайдачного.
После неудачного штурма Москвы и Троице-Сергиевой лавры, Владислав начал вести переговоры, которые привели к заключению Деулинского перемирия, на 14,5 лет; полякам были уступлены Смоленская, Черниговская и Северская области.
Срок перемирия истекал к 1(11) июня 1632 года. А начальной датой было 1 (11) декабря 1618 года.
После окончания договор не был продолжен, а был созван Земский Собор и была объявлена война Речи Посполитой. Конфликт вошел в историю как «Смоленская война».
«Смута» так же расшатала и до того не очень стройные ряды церковнослужителей и поэтому новому царю так же пришлось с помощью крутых мер приводить духовенство к порядку и повиновению, не говоря уже о «мерах по поднятии его морально-этического облика» в глазах прихожан Русской православной церкви.
Вот, что по этому поводу писал С.М. Соловьев в своей «История России с древнейших времен».
«Стремясь к чистоте вероучения, церковь должна была стараться и о восстановлении нравственной чистоты между вероучителями.
В 1636 году послана была от царя такая грамота в Соловецкий монастырь:
«Ведомо учинилось, что в Соловецкий монастырь с берегу привозят вино горячее и всякое красное немецкое питье и мед пресный, и держат это всякое питье старцы по кельям, а на погребе не ставят, келарей и казначеев выбирают без соборных старцев и без черного собора те старцы, которые пьяное питье пьют, на черных соборах они смуту чинят и выбирают потаковников, которые бы им молчали, в смиренье не посылали, на погребе беспрестанно квас поддельный давали; а которые старцы постриженники старые, житием искусны, предания великих чудотворцев Зосимы и Савватия хранят, тех старцев бесчестят и на соборе говорить им не дают;
Келари, казначеи и соборные старцы держат у себя учеников многих, а под начал священникам и рядовым старцам старым и житием добрым не отдают, живут в Соловецком монастыре кельями и заговором, старец помогает ученику своему, а ученик помогает старцу своему; в монастырские службы и по усольям посылают старцев простых, которые монастырской службы не оберегают и монастырю прибыли не ищут, а в монастыре их не считают, и от того монастырская казна пропадает; добрых старцев по промыслам не посылают, и которые молодые работники работают в огородах, тех кормят и зимою держат в монастыре с братиею вместе, за монастырем келий особых им не устроено и приставов у них, старцев и служебников добрых, не бывает; и другие многие статьи теперь в Соловецком монастыре делаются не по-прежнему, чего прежде не бывало и чему быть не годно».
В 1636 же году царь писал к строителю Павлова Обнорского монастыря:
«Ведомо нам учинилось, что в Павлове монастыре многое нестроение, пьянство и самовольство, в монастыре держат питье пьяное и табак, близ монастыря поделали харчевни, и бани, брагу продают; старцы в бани и харчевни и в волости к крестьянам по пирам и по братчинам к пиву ходят беспрестанно, бражничают и бесчинствуют, и всякое нестроение чинится»;
Царь приказывает строителю унимать монахов и прибавляет:
«Да и крестьяне пиво варили бы вовремя, когда пашни не пашут, и то понемногу с явкою, чтоб мужики не гуляли и не пропивались».
Мы видели обращение Логина с архимандритом Дионисием в Троицком Сергиеве монастыре; понятно, что строители незначительных монастырей могли подвергаться еще большим насилиям уже прямо вследствие отсутствия общественной безопасности:
Так, в 1613 году строитель Стародубо-Ряполовского Хотимльского монастыря бил челом, что приехал к нему в монастырь монах Гермоген; силою взял церковные ключи, потому что приехал со многими людьми, с своим родом и племенем, захватил монастырскую казну, вотчиною владеет, живет не по монастырскому чину, строителя бранит и бьет.
Если слабость общественного устройства допускала насилия, то мы не должны удивляться, встречая случаи самоуправства:
в 1628 году бил челом монах Лаврентий, что прислан он был в Шую от суздальского архиепископа Иосифа собирать пошлины, и велел взять дворника Троицкого монастыря, иконника Ивана Яковлева, в великом духовном деле; но троицкий слуга Горчаков, собравшись со многими незнаемыми людьми, пришел на архиепископский двор, архиепископа и его, монаха Лаврентия, бранил неподобною бранью, неудобь сказаемо, Ивана иконника у него отбил, пограбил пошлинные деньги, разрубил ларец топором, прибил самого Лаврентия и покинул замертво; ночью, после этого грабежа, Горчаков опять пришел к архиепископскому двору и стрелял из пищалей в окна.
Горчаков же в свою очередь бил челом, что Лаврентий, сказавши на иконника Ивана Яковлева духовное дело, посадил его в цепь да в железа и вымучил на нем 200 рублей; он, Горчаков, пришел к Лаврентию с упреками, зачем он так делает, а Лаврентий, собравшись со многими людьми незнаемыми, его, Горчакова, бил, увечил, топором изрубил и монастырских денег полтораста рублей отнял.
Кто из них оказался правым, кто виноватым - неизвестно; известно нам только, что Лаврентий был прислан от архиепископа Иосифа Курцевича, который был сослан в 1634 году в Сийский монастырь за бесчинство, за многие непристойные дела; к обвинениям в нравственных беспорядках были присоединены и обвинения политические.
Известно нам также, что шуяне были очень недовольны управлением этого Иосифа, как видно из челобитной их на попа Алексея Кузьмина и на сына его, дьякона Федора:
«Прислал к нам в Шую бывший Иосиф архиепископ, иноземец из Суздали этого попа Алексея и сына его Федора по мзде, по накупу; Алексей, стакавшись с архиепископскими наместниками, с иноземцами же, киевлянами, и с архиепископскими приказными людьми, умысля продать нас духовными делами и иными всякими бездельными составами, учинили нам налогу и тесноты и продажи многие.
Когда на место Иосифа поступил нынешний архиепископ Серапион, то он, сыскавши их безделье и бесчинства, из Шуи от церквей отослал; теперь они, Алексей с сыном, живут в Покровском Красном селе (в Москве) и берут на нас засыльные грамоты в поклепных всяких составных исках и на Москве придираются к тем из нас, которые туда приедут для своего промыслишка, сами пристают и бездельников нанимают приставать».
Преемник Филарета Никитича, патриарх Иоасаф, должен был вооружиться против беспорядков, происходивших в московских церквах:
«В царствующем граде Москве,- пишет патриарх,- в соборных и приходских церквах чинится мятеж, соблазн и нарушение вере, служба божия совершается очень скоро, говорят голосов в пять, и в шесть, и больше, со всяким небрежением; а мирские люди стоят в церквах с бесстрашием и со всяким небрежением, во время св. пения беседы творят неподобные с смехотворением, а иные священники и сами беседуют, бесчинствуют и мирские угодия творят, чревоугодию своему последуя и пьянству повинуясь, обедни служат без часов; во время великого поста службы совершают очень скоро; в воскресные дни и праздники заутрени поют поздно и скоро, учительные евангелия, апостолы, поучения св. отец и жития не читаются.
Пономари по церквам молодые без жен; поповы и мирских людей дети во время св. службы в алтаре бесчинствуют; во время же св. пения ходят по церквам шпыни, с бесстрашием, человек по десятку и больше, от них в церквах великая смута и мятеж, то они бранятся, то дерутся; другие, положив на блюда пелены да свечи, собирают на церковное строение; иные притворяются малоумными, а потом их видят целоумными; иные ходят в образе пустынническом, в одеждах черных и в веригах, растрепав волосы; иные во время св. пения в церквах ползают, писк творят и большой соблазн возбуждают в простых людях.
Также в праздники вместо духовного торжества и веселия затевают игры бесовские, приказывают медведчикам и скоморохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры творить, в бубны бить, в сурны реветь, в ладоши бить и плясать; по праздникам сходятся многие люди, не только молодые, но и старые, в толпы ставятся, а бывают бои кулачные великие до смертного убийства; в этих играх многие и без покаяния пропадают.
Всякие беззаконные дела умножились, еллинские блядословия, кощунства и игры бесовские; едят удавленину и по торгам продают; да еще друг друга бранят позорною бранью, отца и мать блудным позором и всякою бесстудною нечистотою языки свои и души оскверняют».
Но, если это все происходило в столице Московского царства Москве и ее окрестностях, то наверно все было еще хуже, в русских провинциях?
О том, как жилось костромскому духовенству в те времен, до нас дошло мало сведений, но среди костромских историков и краеведов существует неоднократно опубликованная версия, того, что писатель А. Островский свой роман « Гроза» написал как раз на основании своих наблюдений за жизнью тогдашней Костромы и костромичей. Так, что все учившиеся в средней школе припомнив историю бедной Катерины смогу легко себе представить жизнь и быт костромичей.
Но, вот о самой «чудотворной» «Словенской» Иконе Божией Матери был найден вот такой официальный документ:
«Сказание о явлении чудотворного образа Владычицы нашея
и Приснодевы Марии честнаго и славного Ея образа нарицаемыя Смоленския.
Как и положено «Сказанию» он рисует нам еще более приукрашенную историю « явления « Словенской» Иконы Божией Матери.
« В 1628 году 15 мая (28 нового стиля), при царствовании Христолюбивого Царя Михаила Феодоровича случилось явление чудотворного образа пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, называемом Смоленская в Костромском уезде, в пригородке Кадые, в Кусской веси.
Явился чудотворный образ некоему человеку именем Тит, сыну Гавриилову деревни Шерстнева Доровской и Шаритской волости Галичского уезда.
Муж Тит был одержим немощью. Ослабло все тело его, так что не мог ни рукой ничего взять, ни ногами ходить. От этой великой болезни он был в разслаблении два лета и шесть месяцев.
По прошествии тех двух лет и шести месяцев внезапно муж Тит начал громко молиться, говоря:
"О Пресвятая Госпоже Дево! Помоги мне рабу твоему". Жена и дети его удивились, что он так громогласно возопил говоря: "Госпоже Дево, помоги мне".
И оставивши свои домашние дела, подошли к кровати, на которой лежал разслабленный, и спрашивали его, что случилось?
Он же, увидев жену и своих детей, стоящих перед одром, встал совершенно здоровым, и повелел своей жене и чадам позвать своего духовного отца, священника по имени Евдоким Григорьев, которому и поведал следующее:
"Когда я лежал на своей постели, от великой скорби о болезни моей уснул, и вдруг увидел светолепную Жену, в блистающем одеянии, держащую на своих руках Младенца.
И говорит Она мне: "Тит, встань со одра своего, иди, и позови отца своего духовного, и пойди с ним в Костромской уезд, в Кусскую волость, и спрашивая, узнай о дороге, по которой ездят из Москвы ко граду Унже, и идя той дорогой, найдешь речку Якушку, и сойдя с этой дороги пойди по реке вниз, и найдешь другую речку Словинку. И от места слияния тех речек, пойди на запад, на гору.
И увидишь шатровую разваленную церковь, в которой растет береза, и войдя в церковь, найдешь под березой стоящий за престолом образ Мой Одигитрии Пресвятой Богородицы".
Его духовный отец Евдоким, слышав, от него такое повествование, начал, радуясь плакать, веруя всему слышанному от Тита.
Выйдя на унженскую дорогу, и немного пройдя по ней, нашли речку Якушку, и пребывая в поисках, не нашли указанное место. Пришедшей ночи, сотворив молитву, священник Евдоким и Тит легли спать.
Во сне явилась Титу Пресвятая Богородица, как и в первый раз, указуя перстом место и церковь.
Утром, пробудившись от сна, Тит все рассказал отцу своему духовному Евдокиму, как явилась ему Пресвятая Богородица, указывая ему место и церковь.
Священник Евдоким все слышав еще сильнее возгорелся духом, и сотворив на том месте молитву, возобновили поиски.
Но и на второй день не нашли ни церкви, ни иконы.
Уставши от поисков пришли в деревню, называемую Доронино, остановились на ночлег у богобоязненного мужа Иакинфа и рассказали ему подробно о всем, случившимся с ними. Иакинф же, слышав всё повествование, сказал им, что знает и место, и церковь.
Был же муж тот ловец птиц и зверей. Восстав утром, пошли вместе с Иакинфом, который указал им место и церковь.
Они же, увидев это место, весьма возрадовались радостию великой и от радости заплакали.
Поклонившись, вошли в церковь и увидели Пречистый образ, стоящий за престолом и перед ним горящую свечу и написанный канон Одигитрии Пресвятой Богородице. Церковь от образа была освещена как от солнца, и краски на иконе не потускнели, как вчера была написана, хоть церковь около 60 лет была в запустении.
Священник Евдоким начал петь молебен и по окончании молитвы благословил сына своего духовного.
Он же, не возвращаясь домой, начал строить часовню. С тех пор слава об иконе Божией Матери пошла повсюду, и многие приходили от многих градов и весей и получали исцеления, каким кто недугом был одержим.
Тит же постригся в монашеский чин, и многие люди приходили к нему и постригались.
И возвещено было о явлении Великому Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея России самодержцу и отцу его Филарету Святейшему Патриарху Московскому и всея России.
Они же, узнав о явлении и чудесах и получив свидетельства, дали книги и ризы на устроение Святых Божиих Церквей.
Весть прошла о явлении чудотворного образа и различных чудесах, от него происходящих во многих городах и весях. И приходили многие одержимые различными недугами, и молитвами перед образом Одигитрии Пресятой Богородицы получали исцеления.
Слепым прозрение; хромым хождение, расслабленным исправление. И с тех пор праздник начали праздновать радостно славяще Отца и Сына и Святого Духа и заступницу нашу Богородицу и Приснодеву Марию.
Прошли годы, и воспоминание об этом событии почти стерлось из памяти людской. Место явления пришло в запустение, поросло лесом. Перестали устраиваться молебствия и крестные ходы в день явления иконы.
Но Бог хранил явленный образ Своей Матери в селе Словинка. Многие прибегали к нему, получая исцеления от телесных и душевных немощей.
Два года назад была восстановлена часовня на месте явления Словенской иконы, устроена купальня.
И теперь, как и встарь, восстанавливается традиция крестных ходов к месту явления Словенской иконы Божией Матери».
© Опубликовал «Житие» Настоятель Геннадиевского прихода иерей Виталий Воскресенский, "Сельская Новь" № 58 (9665), 26 мая 2005 г.
Как видим, изучение этого документа внесло в наш поиск и дополнительные важные данные.
Нами, во-первых было установлено, что икона, которою назвали «Словенской» Иконной Божией Матери» было просто копией (списком) известной в Московском царстве Смоленской иконы Божией Матери.
История самой «Смоленская икона Божией Матери» подробно описана автором, а отдельной работе.
И он рекомендует любознательному читателю, посмотреть и ее, поскольку в этой работе содержится много дополнительных сведений о становлении иконописи в Московском царстве и установления культов той или иной «чудотворной иконы»
http://h.ua/story/119916/
http://h.ua/story/120271/
http://h.ua/story/120795/
http://h.ua/story/121193/
А не пожелавшим прочитать дополнительный материал, сообщаю, что существует пять основных типов изображений Божией Матери: это "Молящаяся", "Путеводительница", "Умиление", "Всемилостивая" и "Заступница".
«Словенскую» икону Божией Матери как мы видим, согласно, ее «Житию», относят к типу «Смоленской», а правильнее ее надо называть «Путеводительницей».
На этой иконе, мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке.
Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.
Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный — это путь ко Христу.
На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению.
Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке.
На Руси, из икон, этого типа, наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская.
Ну, а теперь давайте сравним изображения Смоленской и Словенской икон Божией Матери!
Как видим Словенскую икону только с большой натяжкой можно приписать к типу «Путеводительница», она ведь имеет сходство и с другим типом икон "Умиление" ("Елеуса")
О ней искусствоведы пишут: «На иконе "Умиление" мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.
Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту любви между Богом и человеком — ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.
Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его».
Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.
И поэтому в случае со «Смоленской» иконой Божией Матери мы имеем как бы промежуточный или смешанный тип икон между «Путеводительницей и «Умилением».
И этот, подтип икон, получил название «Муромских» Икон Божией Матери, от своего первого образца «Муромской иконы Божией Матери, (http://days.pravoslavie.ru/Life/life845.htm)ю история которой такова.
«Сама икона была принесена в Муром из Киева просветителем этого края святым благоверным князем Константином (+ 1129; память 21 мая).
Святой Константин убеждал язычников принять христианство, но они упорствовали и решили убить князя.
Узнав об этом, святой вышел к заговорщикам с иконой Божией Матери. Благодать, исходившая от Ее Лика, тронула сердца язычников. Они переменили свои намерения и сами стали просить совершить над ними Крещение.
С этой иконой Рязанский святитель Василий (память 3 июля) приплыл на своей мантии из Мурома в Рязань при следующих обстоятельствах!
«В конце XIII века в Муроме был епископом святитель Василий Рязанский (память 23 июня и 16 июля по новому стилю).
Народ, ослеплённый клеветой на своего епископа, заподозрил его в порочной жизни и хотел умертвить. Святитель попросил отсрочить его смерть до утра и всю ночь молился в храме святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Затем, совершив Литургию, пошёл в храм Благовещения и там пред иконою Божией Матери, которая была принесена из Киева князем Константином, отслужил молебен.
Затем он взял святую икону, пошёл на реку Оку и, сняв с себя мантию, распростер её по воде, встал с иконою в руках на мантию, и сильный ветер понес его против течения.
К девятому часу дня святитель Василий доплыл до места, называемого Старая Рязань, где жили князья Феодор и Константин. Князья с духовенством и народом вышли с крестным ходом навстречу дивному пловцу.
С тех пор упразднилась епископская кафедра в Муроме и учредилась в Рязани, где и осталась чудотворная икона, которую назвали ещё .
Через три года святитель Василий избрал для жительства новую Рязань, как место, более защищённое от монголов, и там утвердил в 1291 году свою кафедру. Туда же перенесли и Муромскую икону.
Впоследствии чудотворный образ был помещён над гробницей святителя Василия в рязанском кафедральном соборе Рождества Христова.
После революции собор был закрыт, Муромская икона Божией Матери пропала».
Так, что возможно «Словенская» икона Божией Матери является, наиболее ранним списком (копией) утраченной после 1917 года Муромской иконы Божией Матери?
Ведь сама «Словенская» икона ни разу не была в руках экспертов-искусствоведов.
И поэтому до сих пор не существует ни точного ее описания и научной установленной датировки написания и определения иконописной школы.
( конец ч.1)