Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Далеко от Лукоморья"
© Генчикмахер Марина

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 80
Авторов: 0
Гостей: 80
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Петр Петрович Петров ч.2 (Очерк)

                           ч.2
       Путь «арапа Абрама»  из Константинополя  в Москву

В этой части, мы уважаемый   читатель проследим на основе подлинных и недавно обнаруженных исторических документов  путь «арапа Абрама» из столицы  Османской империи г. Стамбула (Константинополя - как его продолжали  называть в Московском царстве)  в столицу  Московского царства  г. Москву.
         Это  путь занял   период времени с 1705 по 1706 года. И  за всем  этим « мероприятием» стол конкретный  человек. Он в российскую историю вошел как граф Сава Лукич Владиславович-Рагузинский!
        А вы уважаемый читатель,  даже если вы  искренний любитель российской истории, ранее  что ни будь, слышали об этом человеке? Думаю, что нет.
        Во-первых, потому, что перед нами  совсем не Сава Лукич Владиславович-Рагузинский. Он «им стал»  значительно позже, как и русским подданным  в том числе.
        И поэтому,  чтобы  читатель  ясно понимал  суть  тех исторических документов, что будут  приведены  ниже и  где прямо описаны все перипетии пути   « арапа Абрама»  в г. Москву мы начнем с выяснения биографии этого С.Л. Владиславовича Рагузинского по состоянии на 1704-1720 года.

      Справка: Савва Лукич Владиславич-Рагузинский  (1670 - 17.06.1738)

       Граф, тайный советник.  По национальности серб.
появился на свет в городе Херцег-Нови между 1664 и 1670 годом – точная дата неизвестна.  Он был подростком, когда бандиты напали на родовое имение и разорили его. Семья бежала в Дубровник, который в то время был вассалом Османской империи.
       Трагедия оставила глубокий след в душе юного Савы, и он на всю жизнь затаил ненависть к угнетателям сербского народа.
        Повзрослев, он уехал сначала в Венецию, затем в Испанию и Францию, где успешно изучал экономику.
        Завершив образование и получив от отца некоторую сумму, он отправляется в Царьград (так называли тогда нынешний Стамбул), где занялся коммерцией. Но, несмотря на отменный талант, главным делом его жизни станут совсем другие профессии.
        В Царьграде Сава становится Рагузинским – по имени Дубровника, который в Средние века звался Рагузой.
         В молодости занимался торговлей и вскоре оказался в Константинополе, где началась его дипломатическая  деятельность с выполнения неофициальных поручений В.В. Голицына и Е.И. Украинцева.
         Именно Е.И. Украинцеву иерусалимский патриарх Досифей,  Русской православной церкви на Ближнем Востоке, рекомендовал в негласные помощники молодого торговца Владиславича.
         Благополучный купец оказал Украинцеву неоценимую услугу, раздобыв тексты договоров Порты с Францией, Венецией, Англией и Австрией.
         Вскоре Пётр I отзывает Украинцева и назначает посланником Дмитрия Голицына. Однако турки встречают его враждебно и, что называется, с порога отвергают предложение рассмотреть вопрос о свободе плавания в Чёрном море, которое в то время практически было внутренним водоемом Османской империи.
        На смену Голицыну приходит Пётр Толстой – фигура непростая. Великолепный дипломат, умница, хитрец, готовый на все ради достижения цели, страдает всего одним недостатком: в ответственный момент он впадает в депрессию и не может отдавать необходимые указания (в итоге это стоило ему жизни: в 1730 году он скончался в тюремной камере, куда попал по велению Екатерины I).

         Но, в период пребывания в Царьграде его правой рукой становится Савва Рагузинский – уже в ранге российского дипломата.
         Прекрасный знаток внутренней и внешней турецкой политики, досконально изучивший дворцовые тайны и характеры османских правителей, затаивший в душе ненависть к разорителям родового гнезда, Савва организует в Высокой Порте, Венеции и Франции разветвленную торговую сеть, а по сути – первую русскую разведывательную сеть за рубежом! Внешняя разведка была крайне необходима России, только что вышедшей на берега Чёрного и Балтийского морей.
          Исполняя два дела зараз, он явился с товарами в Азове в 1702, как бы изучая торговый путь по Черному морю, а в 1703 посетил Москву.
           В Россию он привозит труд «Изучение дороги Чёрным морем в Москву», в котором подробно описывает порты, гарнизоны, их вооружение, места базирования флота, сообщает другие сведения разведывательного характера.
           В России он встречается с Петром Первым, который доверился письму Толстого: «Савва человек добр и до сего времени усердно в делах великого государя работал, и видится, что и впредь желание имеет служить верно».
           За «черноморскую разведку» Рагузинскому назначают пенсион в 325 рублей ежегодно, жалуют в Москве дом на Покровке и право беспошлинной торговли сроком на десять лет. Несколько позже «жалованная грамота» будет продлена на целый век!

         Петр I  так же выдал ему жалованную грамоту на десять лет, которой предоставлялись право свободно торговать в России с уплатой пошлины наравне с русскими купцами, монополия на продажу в течение трех лет лисьего меха из Сибирского приказа, право ввозить в Россию и вывозить из нее товары через Азов, как и открывать в нем и других местах торговые дома и лавки.
        Грамотой   повелевалось всем должностным лицам оказывать Рагузинскому всяческое содействие в его торговых делах.
        В 1705 Рагузинский   выхлопотал новую жалованную грамоту, расширяющую права ввозить и вывозить товары не только через Азов, но и через украинские города, а также другими путями.
        Обласканный Петром, Рагузинский возвращается в Царьград, где опять развивает бурную разведывательную деятельность. Но  попутно выполняя личные поручения Петра и его супруги Екатерины.
        Так, по просьбе царя в 1705 году он привёз в Петербург купленного в Царьграде маленького абиссинца Абрама (Ибрагима).
       С 1708 С.Л. Владиславович – Рагузинский  окончательно обосновался в Москве (получил двор на Покровке).
       Принял активное участие в Прутской кампании 1711.
       Ему принадлежала идея царского обращения к христианским народам Балкан с призывом поддержать Россию в войне с Турцией.
       По указанию Петра I он находился в ставке командующего российскими войсками графа Б.П. Шереметева в качестве консультанта «для советов в тамошних делах». Рагузинский участвовал в важнейших военных советах на Пруте.
      Через него поддерживались контакты с сербскими граничарскими полковниками в Австрийской монархии, готовыми содействовать русской армии, с российским полковником М. Милорадовичем, возглавившим антиосманское движение на Юго-Западе Балкан.
         Вначале 1711 г.  при посредничестве Рагузинского Петр I установил тайную связь с господарем Молдавии  Д. Кантемиром, выразившим стремление быть в союзе с Россией.
         Проявлял готовность к этому и господарь Валахии Бранковяну.
         Рагузинский участвовал во встрече Кантемира с Шереметевым на Пруте.
         Он внес свой вклад в обмен, подарками сторон, вручив Кантемиру 200 кошельков денег на первые расходы по набору молдавского войска и 300 кошельков для закупки рогатого скота для русской армии.
          Таким образом, была оказана материальная поддержка русско-молдавскому союзу. В тревожные годы российско-турецких отношений, последовавших за Прутским миром, Рагузинский поддерживал связи с Кантакузинами, высокопоставленными лицами Валахии. Они, помимо всего, играли посредническую роль в сношениях России с сербами.
           Рагузинский трезво оценивал ситуацию на юге и не был расположен к неоправданным жертвам.
           Когда, в начале 1713 в Москву прибыли представители сербского движения во главе с Милорадовичем и канцлер Головкин в связи с новым объявлением Турцией войны России решил вернуть их на Балканы для возобновления борьбы, Рагузинский воспротивился этому.
           Он считал, что движение было уже обескровлено. Сенат счел его доводы убедительными.
           В 1716-1717 совершил поездку в Венецию, Далмацию и Дубровник. По его просьбе ему были выданы рекомендательные грамоты за подписью Петра I, в которых он именовался «иллирийским графом Владиславичем».
           Как уже вошло в практику, он и на этот раз совмещал свои торговые дела с правительственными поручениями.
           Рагузинский выступал торговым и финансовым агентом России, по заданию царя занимался организацией практики молодых русских дворян, проходивших в Венецианской республике морскую службу.
           В Венеции и Далмации он вербовал славян для российского флота.
           В 1717 во время поездки Петра I во Францию Рагузинский состоял в его свите.
           В 1718-1722 Рагузинский продолжил пребывание в Италии.
           Он посетил Рим, где вел переговоры с папой об установлении письменной связи между Россией и Ватиканом.
           В связи с расширением дворцового строительства в Петербурге в задачу Рагузинского входила также закупка мраморных статуй. На него была также возложена царем обязанность опекать, русских гардемаринов, обучавшихся морской науке на галерах, а также живописцев Ивана и Романа Никитиных, находившихся во Флоренции
           Смерть папы Климента XI помешала заключению конкордата с Россией, и Рагузинский вернулся в Петербург.
    Полная его    биография  здесь: http://www.rusdiplomats.narod.ru/ambassadors/raguzinskiy-sl.html
           А вот теперь, когда читатель уяснил,  кто такой  С.Л. Владиславович-Рагузинский мы можем перейти и к цитированию найденных в российских архивах исторических документов.
         Честь их обнаружения и  предоставления для публикации принадлежит кандидатом исторических наук Т. А. Лаптевой

           № 1
Письмо русского посла в Константинополе П. А. Толстого главе Посольского приказа Ф. А. Головину

         1704 г., июля 22
Государь мой милостивой Федор Алексеевич, здравие тебе, государю моему, и всяких благ желаю во многие лета.
          Господин Сава Владиславич сказал мне, что милость твоя изволил ему приказать купить двух человек арапов.
         И по тому твоему, государя моего, повелению он, Сава, арапов двух человек купил, и я их с его Савиным человеком отпустил к милости твоей, государя моего, чрез Мутьянскую землю и дал им проезжей лист, чтоб им от Киева до Москвы давать подводы.
        А к господарям к мутьянскому и к волоскому и к господину стольнику мутьянскому писал от себя с прошением, чтоб оных управили безопасно довесть до Киева.
        И надеюсь, что при помощи божией до милости твоей, государя моего, оные довезены будут сохранно.
        А господин Сава отпущен от меня на одном бастименте [т.е. корабле.] в Азов, и с ним к милости твоей, государя моего, писано о всем довольно. Слуга милости твоей, государя моего,
Петр Толстой, челом бью
Из Константинополя, июля в 22 день 1704-го.
ЦГАДА. Ф.89. Сношения России с Турцией. Оп. 1. 1704. № 2. Л. 314 и об. Подлинник.

№ 2
Письмо С. Л. Владиславича-Рагузинского Ф. А. Головину 1704 г., апреля 21

        Сиятельнейший и превосходительнейший господине.

    Сие настоящее письмо для двух причин вкратце к вашему превосходительству пишю, дабы вы мною не гнушалися.
     Втораго дня, как я чаю, прежде даже сие до превосходительства вашего дойдет, там сам буду.
   Сего дня я путь свой восприемлю с судном, к Эсикулу назначенным. Я не сумневаюся, что все новины от благорожденного господина Петра Андреевича вашему превосходительству донесены будут. Настоящее писание до вашего превосходительства дойдет с слугою моим Андреем Георгиевым, которого я посылаю купно с тремя молодыми арапами.
    Сие есть 2 х вашему превосходительству, а 3-го послу вашему, которых я купил не без большого бедства и трудом и их благости урожденного господина Костянтина Кантакузина [Великий стольник княжества Валашского.] врученных отправлял и ему явно объявлял, что оны пред вами суть.
      Дай Бог, чтоб они во здравии и в целости дошли.
      Я чаю, что они вам приятны будут, для того что они зело черны и хороши суть, они не турки, необрезаны суть.
     Ваше превосходительство может содержать тех, которые вам полюбятца, а третей послу да оставится, для того он сам за всякого деньги заплатил.
Федор Тишанинов у меня есть, но мне жаль, что я в Синопе работных людей найтить не могу, в чем мне Бог свидетель да будет.
       Вашего превосходительства послушный слуга
       Н. Н.
Над текстом: «Перевод с письма, в Константинополе писанного апреля в 21 день 1704-го.»
ЦГАДА. Ф.89. Сношения России с Турцией. Оп. 1. 1704. № 2. Л. 179-180. Перевод, современный подлиннику.

      № 3
      Письмо торгового агента России в Константинополе С. Л. Владиславича-Рагузинского  к  Н. Спафарию  1704 г., июня 29
      «Хотя и господин посол будет писать об моих делах пространно, однакож и ты нижайший ему от мене поклон скажи и объяви, что бумага хлопчатая, которую приказано мне промыслить, также и полоненика окупленного по его приказу [промыслил].
      При сем и двух мальчиков арапов промыслил и чаю, что вскоре в Мултянскую землю пришлю их, и буде здравы, приедут, чаю, будут годны его превосходительству.
      Верь мне, друже  мой, что зело трудно сие делать и из Турецкой страны вытащити их.
      Как и сам я его превосходительству сказал, токмо бог и чистота сердечная в том мне способствовала.
      Пиши ко мне, как продаются на Москве кумачи и бумага красная и белая бумага хлопчатая, потому,  что в сих трех товарах вся торговля моя состоится.
      При сем еще будет у мене 30 или 40 бочек вина преизрядного, из Адриатского моря привезено. Пиши ко мне, где лучше продать, тамо ли или в Азове, и паки здравствуй.
Там же. Л. 11 об. Перевод, современный подлиннику.

№ 4
     Отписка киевского губернатора А. А. Гулица в Посольский приказ
1704 г., октября 31

      «Великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу холоп твой, Андрей Гулиц, челом бьет.
      В нынешнем 1704-м году октября в 8 день приехали в Киев из Царяграда торгового человека галацкого жителя Савы Владиславова люди ево, сербеня Андрей Васильев, Костянтин Янов, да с ними три человека арапов, и объявили мне, холопу твоему, проезжее письмо от твоего великого государя посла, ближнего стольника и наместника алаторского, от Петра Андреевича Толстова, пребывающего при дворе салтанова величества турского, за его печатью.
      А в письме его написано; когда они достигнут твоего великого государя Росийского государства богоспасаемого града Киева, приняти б их с любовным приветствованием, и дав им довольно подвод и от города до города проводников, отпустить безо всякого задержания к Москве, чтоб они до Москвы допроважены были со всяким опасением и хранением.
      И по твоему великого государя указу тех приезжих Савы Владиславова людей ево дву человек, да с ними трех человек арапов, дав им подводы и до Севска провожатого, киевского рейтара Юрью Островского, отпустил я, холоп твой, к тебе, великому государю, к Москве октября в 31 день нынешнего 1704-го году.
      А отписку велел я, холоп твой, подать в твоем государственном Посольском приказе ближнему боярину Федору Алексеевичю Головину с товарыщи.
На Л. 56 помета: «1704-го ноября в 13 день взять в книгу и приезжих Савиных людей допросить и написать для ведения в поход.»
ЦГАДА. Ф.89. Сношения России с Турцией. Оп. 1. 1704. № 5. Л. 56 и об. Подлинник.

        № 3
Проезжий лист, данный киевским губернатором А. А. Гулицем А. Васильеву и К. Янову
1704 г., октября 31
Милостию пресветлейшего и державнейшего великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великие и Малые и Белые Росии самодержца и многих государств и земель восточных и западных и северных отчича и дедича и наследника и государя и обладателя его царского величества генерал-майор и губернатор киевской Андрей Андреевич Гулиц.

         Великого государя нашего его царского величества отчины из богоспасаемого града Киева отпущены к Москве галацкого жителя Савы Владиславова люди ево, сербиня Андрей Васильев, Костянтин Янов, да с ними три человека арапов, которые едут к Москве из Цариграда от посла ближнего стольника и намесника Алаторского от Петра Андреевича Толстого, пребывающего при дворе салтанова величества турского.
         И великого государя нашего его царского величества в малороссийских городех подданного Войска Запарожского обоих сторон Днепра гетмана и славного чина святаго апостола  Андрея ковалера Ивана Степановича Мазепы рейменту ево полковником и ясаулом и сотником и отамоном и всяким урядником, где кому ведать надлежит, а в великоросейских городех воеводам и приказным людям велеть их, вышеписанных сербин, Андрея Васильева, Костентина Янова и трех человек арапов от Киева до Москвы пропущать и давать им четыре подводы с телеги и с хомуты и с проводники везде без задержания.
         А ехать им ис Киева на Чернигов да на Новгород Северской, не займуя Батурина и Королевца и Глухова.
        И едучи малороссийскими городами, подводы имать у полковников и в ратуши у войтов и у бурмистров, объявляя им сей подорожной лист, а самовольно нигде в городех в и на дорогах казацких и мещанских и крестьянских подвод не имать и никакова насилья и безчестия начальным людем и казаком не чинить и у казаков на дворех, кроме мещан, ни ставитца и кормов и питья себе у них не домогатца, а ставитца, где уряд поставит, и были б довольны тем кормом и питьем, что дадут добровольно в почесть из ратуши.
          Дан великого государя нашего его царского величества отчине в богоспасаемом граде Киеве, лета от Рождества Христова 1704 году октября в 31 в день.
На Л. 55 об.: «Дьяк Макарий Калашников. Смотрел Иван Колонтаев.»
ЦГАДА. Ф.89. Сношения России с Турцией. Оп. 1. 1704. № 5. Л. 55. Подлинник.

№ 4

Расспросные речи в Посольском приказе приехавшего из Константинополя грека А. Васильева 1704 г., ноября 13

     «Приезд из Константинополя грека Андрея Васильева, присланного от Савы Рагузинского с тремя малолетними арапами.
     1704 ноября в 13 день явился в Посольском приказе по проезжим посла Петра Толстого и киевского губернатора листам и по ево, киевского губернатора, отписке приезжей из Царяграда сербянин, венециянина Савы Рагузинского челядник, Андрей Васильев да товарищ его Костянтин Янов.
     А в роспросе сказал, что господин ево, Сава Рагузинской, взяв царского величества у посла, у Петра Толстого, помянутой проезжей лист, отпустил ево, Андрея, из Царяграда в нынешнем1704-м году в августе месяце сухим путем через Волоскую землю и послал с ним к Москве трех человек арапов, малых робят.
     И приехав, на Москве о тех арапах приказал он, Сава, ему, Андрею, объявить Посольского приказу переводчику Николаю Спофарию.
      А кому де те арапы надлежат, и про то ведает он, Николай. И писал де он, Сава, о том наперед сего к нему, Николаю, имянно.
       А с ним де, Андреем, к нему, Николаю, и ни х кому от него, Савы, ни о чем писем в присылке не было, кроме того, что только одно письмо прислано с ним в дом посла Петра Толстого.
       И тех де арапов трех человек к Москве привез он, Андрей, во всякой целости и стал с ними ныне в Богоявленском монастыре, что за ветошным рядом.
        А сколько де он, Андрей, на тех арапов в покупке лошадей на чем они до Киева ехали, и на харчи и на иные употребления издержал денег, и тому принесет он роспись.
       А как де он, Андрей, из Царяграда поехал, и господин ево Сава Рагузинский тогож дня, как он выехал, хотел ехать водяным путем к Азову.
        А где ныне тот Сава, про то он, Андрей, не ведает и не слыхал. А Посольского приказу толмача Кирила Македонского, посланного в Царьград, объехал он в Ясах августа в последних числех.
        А старца де Исайя, едучаго к Москве з греческими матросами, наехал он, Андрей, в Киеве.
        И ехал он, Андрей, с теми арапами до Москвы один.
       А тот старец Исайя ехал особо. А ведомостей де никаких он, Андрей, едучи через Волоскую землю, ни о чем не слыхал и не ведает.
         Только де как он, Андрей, с теми арапами приехал в Ясы и тамошней де волоской господарь, уведав  об нем и о тех арапах, его, Андрея, тотчас из Яс выслал с теми арапами на загородный двор, на котором живет человек его господарской, от Яс с милю, в деревне Татарам, для того что де в то время в Ясах в приезде были из розных мест для своих потреб многие турки.
          И естли б де он, господарь воложской, над ним так не помилосердствовал, и его б де, Андрея, с теми арапами турки поимали, понеже турки в вывозе из Турского государства в иные страны зело присмотривы и осторожны.

        И из тех арапов 2 человека, один крещеной Аврам, а другой некрещеной Абдул, оба они братья родные, отосланы на двор к боярину Федору Алексеевичу [«Головину.»
        Далее в тексте пропуск.], а третий арап по письму посла Петра Толстого отдан в дом его посольский.
        Над текстом в левом углу: «Роспрос Савы Рагузинского человека с приезжими арапы». ЦГАДА, Ф.52. Сношения России с Грецией. Оп. 1. 1708. N 23. Л. 1-3 об. Подлинник.

       Вот  такие  достоверные исторические свидетельства:
       Теперь выделим из них главные моменты:

       С.Л. Владиславович  - Рагузинский  в 1704 г. по царскому приказу  купил в г. Стамбуле  для него двух  «арапов» и еще одного для графа Толстого.
       Причем  «Арапы» это  трое  маленьких, темнокожих  мальчиков  от 8 -10 лет.

        Сделка  или покупка  трех «арапов»  была произведена не на невольничьем рынке, а  «тайно» и была  сопряжена  с опасностью  быть  пойманным турецкими властями.
     «Сие  есть  2 х вашему превосходительству, а 3-го послу вашему, которых я купил не без большого бедства и трудом и их благости урожденного господина Костянтина Кантакузина  [Великий стольник княжества Валашского.] врученных отправлял и ему явно объявлял, что оны пред вами суть».

       У этой  сделке  был причастен и  турецкий  наместник в Валахии (Румынии) Константин Кантакузин.
       Который,   обеспечил   скрытую транспортировку  трех «арапов»  через территорию под контрольную Османской империи.
     «Только де как он, Андрей, с теми арапами приехал в Ясы и тамошней де волоской господарь,  уведав   об нем и о тех арапах, его, Андрея, тотчас из Яс выслал с теми арапами на загородный двор, на котором живет человек его  господарской,  от Яс с милю, в деревне Татарам, для того что де в то время в Ясах в приезде были из розных мест для своих потреб многие турки.
       И если б де он, господарь воложской, над ним так не помилосердствовал, и его б де, Андрея, с теми арапами турки  поимали, понеже турки в вывозе из Турского государства в иные страны зело присмотривы и осторожны».

       Купленные для царя Петра Первого два «арапа» были не мусульманами и не иудеями, потому, что над ними не был совершен  обряд обрезания!

      «Я чаю, что они вам приятны будут, для того что они зело черны и хороши суть, они не турки, необрезаны  суть.
     Ваше превосходительство может содержать тех, которые вам  полюбятца, а третей послу да оставится,  для того он сам за всякого деньги заплатил».

         5. Когда  три молодых «арапа»  были доставлены  слугами С.Л. Владиславовича-Рагузинского  в г. Москву,  там они были взяты  властями под контроль и все обстоятельства  их прибытия,  были тщательно перепроверены!

         И открылись новые сенсационные  подробности, о том, что:
       «И из тех арапов 2 человека, один крещеной  Аврам, а другой некрещеной Абдул, оба они братья родные, отосланы на двор к боярину ФедоруАлексеевичу [«Головину.»
        Далее,  в тексте пропуск…., а третий арап по письму посла Петра Толстого отдан в дом его посольский.

           То есть настоящее имя  Абрама Петровича Ганнибала было Аврам, а не Абрам как его звали в Москве. А его родного  брата –Абдул.  
          Как звали  третьего из « арапов»  не известно, как и его дальнейшая судьба!

        6.   Из приведенных  выше документов  видно, что там нет нигде упоминания, что трое  молодых  «арапов» привезены в  Стамбул (Константинополь) с Абиссинии  или вообще с Африки?
       С.Л. Владиславович-Рагузинский  пишет только так:
       «При сем и двух мальчиков арапов промыслил…..» А вот, где и как  промыслил ни слова!
       И если бы это было так, то наверно он бы не преминул бы подчеркнуть особую  экзотичность подношения  царю!
       Еще  подрывает   версию  об африканском происхождении Абрама и его родного брата Абдула   тот факт, что  Аврам (Абрам)  на момент покупки его С.Л. Владиславовичем-Рагузинским был крещен?
      На вопросы: «Когда, где и кем  ответа нет!
      И мы можем только допустить, что возможно  Аврам (Абрам) был крещен в  Эфиопской (Абиссинская)  или Коптской  православных церквях.

      Справка:
      Эфиопская (Абиссинская) православная церковь— одна из «Древневосточных церквей». до 1959 часть Коптской православной церкви, а затем — автокефалия.
       При императоре Сусныйосе (1607—1632) вошла в унию с Римом, но следующий император, Фасиледэс (1632—1667), изгнал католиков из Эфиопии. Богослужения отличаются чрезвычайным богатством текстов, песнопений и изобилием праздников. Имеется много пустынных монастырей.
       В настоящее время эту Церковь возглавляет Патриарх Эфиопской Церкви Святейший Абуна Павлос  (резиденция в Аддис-Абебе), его признаёт Коптская церковь; за рубежом на главенство в церкви претендует экс-патриарх Меркариос (утверждающий, что его отречение в 1992 было сделано под давлением).

     Эфиопская православная церковь относится к Древневосточным православным церквам, и, как и Коптская и Сирийская православные церкви, а также Армянская апостольская церковь исповедует миафизитскую христологию, не признает постановлений Халкидонского Собора (451), признавая только три первых Вселенских Собора.
      Коптская православная церковь Александрии — официальное название христианской церкви в Египте, одна из древневосточных (дохалкидонских) церквей. Основана, по преданию, св. Евангелистом Марком († 63 Р. Х.) в Александрии, к епископской кафедре которой возводит свою  преемственность коптский патриарх. Собственно коптской единая церковь Египта становится после разделения (в период с 536 по 580 год) Александрийского  патриархата на две кафедры — греческой халкидонитской и коптской антихалкидонитской.  В богослужении использует коптский обряд.

      При самоназвании «Православная», Коптская церковь (как и все другие Древневосточные церкви), признавая решения только первых трёх Вселенских соборов, не входит в семью поместных православных церквей (византийской традиции); равным образом она не состоит в евхаристическом общении с католической церковью. Имеет евхаристическое общение с Армянской апостольской церковью, Сирийской православной церковью и другими ориентальными церквами.

      Разобравшись с приездом  трех арапов в Москву нам теперь надо выяснить, когда и как  двое из них Аврам и Абдул попали  в личное окружение  царя Петра Первого, если они вначале были отданы  на услужение в дом Ф. Головина
.
         И так: «Какова же была дальнейшая судьба «арапа Абрама»?
         В мае 1705 г. Петр I, задержавшийся в Москве из-за болезни, три недели провел в загородном доме Головина, где мог видеть арапа Абрама.
         В августе 1705 г. мать Головина умерла, а через год умер и сам Головин.
         И мы можем предположить, что именно тогда Петр изъявил желание видеть арапов Головина при своем дворе, где уже служили несколько других арапов.
         Есть и ряд других  документов, которые частично  подтверждающих данную версию. Они  сохранились в ЦГАДА в фонде  «Герольдмейстерская контора»,  где в списке высших военных чинов Петербурга указаны годы начала службы Ганнибала — в одном случае 1705, в другом — 1706.
        Более точно этот срок назван в челобитной лейтенанта бомбардиров Абрама Петрова от 23 ноября 1726 г. «о награждении к пропитанию», где он указывает, что служит «при доме Вашего величества» (Екатерины I) 22 года, т.е. с 1704 г.  То есть А.П. Ганнибал   считал свой  срок  службы  русским  правителям   с момента прибытия  в Москву.
       В  заключение этой части мы  теперь с полным основанием можем сказать, что  авторы большинства  изложенных в ч.1  «версий» о месте рождения  Абрама Петровича Ганнибала  в своих предположениях ошибались.
       Сразу отпали  предположения о  мусульманском  или иудейском происхождении Абрама Ганнибала.   Не нашли своего подтверждения: абхазская,  камерунская и азовские версии.
      Под вопросом  остаются Аббинско - эфиопская  версия.  Но, тут  бы  много помогла  установить экспертиза ДНК остатков  А.П. Ганнибала,  в ходе которой можно было проверить  его ДНК и ДНК  жителей  Эфиопии, в том числе и тех мест, на которые указывал сам Ганнибал  в своих  официальных  бумагах.
      Но пока этот вопрос  в научных кругах России не поднимается….
                               (конец ч.2)
Все фото к статье  здесь:http://www.narodnapravda.com.ua/history/4ca5fb7528aa8/

© Бровко Владимир, 01.10.2010 в 18:36
Свидетельство о публикации № 01102010183658-00183236
Читателей произведения за все время — 109, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют