24 сентября в Русской православной церкви Московского Патриархата чтят «чудотворную» икону Божией Матери «Каплуновская».
И действительно, если попытаться объективно разобраться в нагромождении исторических фактов о «явлении» очередной « чудотворной « иконы то оказывается, что она (история) крайне занимательна и поучительна. Причем как с точки зрения истории Украины вообще, так и реальных взаимоотношений украинского и русского народов, о дружбе которых так любят много говорить российские политики…
Но к этим, путь и запутанным, но все же историческим фактам, примешано столько псевдоисторических фантазий тех или иных авторов, что от этого вся история Иконы Божией Матери « Каплуновской», в ее подаче через официальные источники РПЦ МП ( что печатные, что через СМИ или интернет сайты) выглядит просто невероятной.
Так же надо сказать, что очередной «всплеск внимания» церковных историков к этой иконе, наблюдался в связи с приближением юбилея исторического события, вызвавшему очередное политическое противостояние между Украиной и Российской Федерацией, а именно –«О 300-и Полтавской битвы».
Читатель наверно и сам хорошо помнит 2009 год и все эти «марши и демарши» президентов, политиков, политологов, культурологов и прочих «деятелей» вокруг этой темы.
И поэтому мы о ней тоже вспомним, но только в общих чертах, да в нужном месте.
И в связи с вышеназванным юбилеем, на официальном сайте Московской патриархии 10.07.2009р. была размещена работа Т.Пономаревой (http://www.pravoslavie.ru/put/31123.htm) посвящённая истории этой иконы.
Вот ее то, мы уважаемый читатель и возьмём, за основу нашего исследования, как официальную версию РПЦ МП и следую предложенной нам канве повествования, самостоятельно попытаемся разобраться, где здесь, правда, а где вымысел.
ч.1
ПРЕДИСТОРИЯ
Т. Пономарева так начинает свою работу - «Каплуновская икона Божией Матери (день празднования 11/24 сентября) явлена была в селе Каплуновка Харьковской губернии».
И тут сразу возникает и первые вопросы:
А, что Украина уже в период 1688 -1702 г.г., была разделена на губернии?
Да и были ли в то время в Московском царстве губернии?
Перепроверка этих исторических фактов показала, что первым экспериментом царя Петра Первого, в административном делении стало учреждение им в 1708 году восьми губерний.
Однако, такие крупные территории оказались слабо управляемы, и в 1719 разделены на 11 губерний, причём 9 из них делились на 42 провинции. В дальнейшем административное деление много раз менялось.
Но, на Украину новое административное деление вначале не распространилось. Она по-прежнему, управлялась на основе полкового деления.
И только вот в 1765 г. Слобожанщина получила официальное название «Слободско-Украинской губернии» с центром в Харькове. То есть после примерно 77
лет от условной даты «явления» Каплуновской иконы Божией Матери!
Тут же, у нас тоже появляются и новые вопросы, имеющие отношения к теме нашего повествования:
А что означает термин «Слобожанщина» и когда и кем был основан г. Харьков?
Ответ будет такой. Слобожа́нщина или как правильно «Слободская Украина» (укр. Слобідська Україна, Слобожанщина) — историческая область на северо-востоке современной Украины и юго-востоке Черноземья в России.
Название региона, происходит от украинских казацких поселений, пользовавшихся большими вольностями, чем в глубине Российского государства, — слобод, название которых, в свою очередь, происходит от слова свобода.
В настоящее время термин «Слобожанщина» активно используется как неформальное название Харьковской и Сумской областей.
А вот в течение XV — первой половины XVI веков данная территория для Московского государства была «диким полем» то есть ничейной территорией!
По которой проходила условная граница Московии с Крымским ханством.
И через, « Слобаданщину» крымские, ни ногайские татары, вместе турками систематически совершали набеги в Московию.
Но, в XVII веке положение дел стало меняться. Московские цари с целью создания там опорных пунктов, стали вопреки мирным договоренностям с Крымским ханством с заселять эту территорию крестьянами и казаками, из числа беженцев с Украины, находившейся полностью по властью Речи Посполитой.
Селили здесь кроме украинцев московские цари и «коренных русских», но из числа осуждённых преступников, за те или иные преступления (политически неблагонадежных ссыльных, раскольников и прочий преступный элемент, нахождение которых в Московии было невозможным.
Но и предать их всех смерти было нереально.
Вот, в качестве примера, что утверждает по этому поводу член Белгородского общества краеведов Константин Битюгин.
«Действительно, в некоторых документах XVII в., посвященных расследованию дел о колдовстве, порче и так далее, имеются приговоры о высылке виновных в «украинные (т.е. окраинные) города (в числе которых был Белгород и другие города Белгородчины) на вечное житье».
Например, в 1684 г. такая участь постигла «стрельца Ваську Баранникова и отставного стрельца Левку Барана с женою Танькою», отправленных на окраину государства «за воровство и волшебство». Судя по всему, жители нашего города действительно умели ворожить и активно пользовались услугами тогдашних «экстрасенсов».
В 1648 г. белгородскому воеводе Тимофею Бутурлину была послана царская грамота, где говорилось, что «иные прелесники… в городех и в уездах бывают со многим чародейством и волхованием, и многих людей тем своим чародейством».
Для системы наказаний установленных в Московском царстве были характерны следующие признаки
1. Индивидуализация наказания. Жена и дети преступника не отвечали за совершённое им преступление. Тем не менее по политическим преступлениям ответственность нёс практически весь род. Пережитки архаической системы наказаний ещё не исчезли окончательно и выразились в сохранении института ответственности третьих лиц помещик, убивший чужого крестьянина, должен был передать понесшему ущерб помещику своего крестьянина сохранялась процедура правежа.
2. Сословный характер наказания. Он выражался в назначении различного наказания за одни и те же преступления представителям различных социальных групп (ст. 5 гл. X).
3. Некоторая неопределенность в установлении наказания. Этот признак прямо связан с целью наказания - устрашением.
В приговоре мог быть не указан вид наказания и использовались такие формулировки как государь укажет, по вине, наказать жестоко и др.
Если даже вид наказания был определён, не уточнялся способ его исполнения (наказать смертию) или мера (срок) наказания (бросить в тюрьму до государева указа). Принцип неопределённости дополнялся принципом множественности наказаний.
За одно и то же преступление могло быть установлено сразу несколько наказаний. Например, кража могла караться кнутом, урезанием левого уха, тюремным заключением на срок до двух лет с последующей ссылкой в украинные города (на юг страны).
Неопределённость в установлении наказания создавало дополнительное психологическое воздействие на преступника. Целям устрашения служил архаический принцип талиона, т.е. эквивалентного возмездия. Публичность казней свидетельствует о стремлении государства показать, к чему приводит совершение преступления, не только самому преступнику, но и другим людям. Кроме того, многие наказания (сожжение, утопление, колесование) служили как бы аналогом адских мук.
Виды наказаний Наиболее распространёнными видами наказаний являлись смертная казнь, телесные наказания, тюремное заключение, ссылка, конфискация имущества, отстранение от должности и разного рода штрафы.
Смертная казнь предполагается в Соборном Уложении в 39 случаях, а за расширения жестоких и нещадных наказаний - в 60 случаях.
Число квалифицированных видов смертной казни Уложение 1649 г. дополняет закапыванием мужеубийцы живой в землю по плечи.
К ней приставлялась стража для наблюдения, чтобы её никто не кормил, а собаки не отъели голову. Священник читал перед ей молитвы. Прохожие могли бросать монеты на расходы по похоронам. Смерть наступала обычно на второй или третий день. Статья запрещала освобождение убийцы даже в том случае, если об этом просили или близкие родственники убитого (ст. 14 гл. XXII).
Начиная с Судебника 1550 г., где торговая казнь применяется в 16 случаях, а в Уложении 1649 г. - в 140 случаях, она соединяется с другими видами наказания тюремным заключением, высылкой в украинные города, денежным штрафом, отстранением от должности и др., а также иногда предшествует смертной казни как позорящий элемент.
Вот эти –то, русские поселенцы основаны Белгород, Чугуев, Царёв-Борисов и др.
Основную же массу переселенцев составляли к украинские казаки, крестьяне, духовенство, которые убегали из Польши по причине религиозных преследований.
А сами поселения, которые учреждались переселенцами-украинцами, в отличии от поседений русских, назывались слободами, откуда и название «Слобожанщина».
В 1638 году, например, в Чугуеве поселилось около 1 тыс. участников национально-освободительного восстания во главе с гетманом Яковом Острянином.
В 1651 году казаки из Корсуня основали Краснокутск.
В 1652 году переселенцы из Черниговского и Нежинского полков во главе с полковником Иваном Дзинковским основали Острогожск и создали первый и самый большой на Слобожанжине Острогожский (Рибинский) полк.
В этом же году прибыли переселенцы из городка Ставище, Белоцерковского полка во главе с Герасимом Кондратьевым, основав Сумы и создали там Сумской полк.
В 1654 году переселенцы из Правобережной и Левобережной Украины, основав Ахтырку, сформировали Ахтырский полк и, основав Харьков, начали формировать Харьковский полк; в том же году строятся Змиёв, Печенеги, Хорошево.
В 1659 году — осадчим Иваном Семененко основан Салтов; в 60-х годах Яков Черниговец, основывает Балаклею.
Поселения продолжаются и во время Украинской Руины: в 1674 году запорожец Мартын Старочудный строит Волчанск.
На базе Балаклейского и части Харьковского полков в 1685 создан Изюмский полк.
Так для Московского царства, а затем и Российской империи территория «Слобожанщины» была продолжением «Засечной черты» как охрана южных границ царства от крымских и ногайских татар.
И именно поэтому, царское правительство освобождала «поселенцев» от уплаты налогов, разрешало винокурение и позволяло свободно заниматься промыслами.
Переселенцы безвозмездно владели определенным количеством свободной земли (право заимки), за ними сохранялись казацкие привилегии и самоуправление! Чего не было в Московии, где уже полностью была государственная монополия на винокурение, вся торговля была обложена податями, земля переделена между дворянами и установлено крепостное право!
А возвращаясь к теме «Харьковской губернии» надо отметить, что только 25 апреля 1780 года то есть примерно за 90-100 лет от условной аты появления «Каплунской иконы Божией матери» был подписан Указ императрицы Екатерины II «Об учреждении Харьковской Губернии и о составлении оной из 15 уездов».
Но и этим указом дело не ограничилось!
Губерния или Наместничество «составлялось» из следующих уездов: Харьковского, Чугуевского, Волчанского, Золочевского, Валковского, Ахтырского, Краснокутского, Богодуховского, Сумского, Миропольского, Белопольского, Лебединского, Недригайловского, Хотмыжского и Изюмского.
В 1796 все наместничества были упразднены, в связи, с чем на территории Харьковского наместничества было восстановлена Слободско - Украинская губерния, разделенная на 10 уездов: Харьковский, Ахтырский, Богодуховский, Валковский, Волчанский, Змиёвский, Изюмский, Купянский, Лебединский, Сумской.
В 1835 Слободско-Украинская губерния была повторно упразднена и на ее месте была создана Харьковская губерния, которая состояла из 11 уездов.
Окончательно административное деление сформировалось к 1856 году, когда в состав губернии входило 13 уездов.
В Харькове были сосредоточены судебная власть и военно-окружное управление для Харьковской, Курской, Воронежской, Орловской, Екатеринославской и Тамбовской губерний.
А теперь о самом городе Харькове.
Вот как описывается в российских исторических документах основание этого города.
Согласно книге «Описание городов и знатных местечек в провинциях Слободской губернии в 1767—1773 года».
«Начало населения сего города [Харькова] в 7138 [от сотворения мира, 1630 от Р. Х.] году, в котором первые начали собираться на поселение малороссияне из-за днепровских польских и малороссийских городов; первый из них был осадчий Иван Каркач, и городок был построен деревянный, с таким укреплением, каково в тогдашнее время служить могло единственно к убежищу от неприятельского татарского нападения».
В районе этой крепостцы в 1653г. (по другим данным — в 1651г., именно эта дата на знамени Харьковского казачьего полка, поселились переселенцы из Правобережной Украины и Надднепровья, которые бежали в пределы Московского государства от украинской руины времен, восстания Богдана Хмельницкого.
Первый харьковский острог
Справка: (ОСТРОГ — -1) деревянное укрепление в пограничной полосе древнерусских княжеств; известен с 12 в. В 14-17 вв. распространены на южных рубежах русского государства, с кон. 16 - нач. 17 вв. - в Сибири укрепленный пункт) перестраивали в харьковскую крепость под начальством первого воеводы города Воина Селифонтова.
Первоначально построен он был («неправильно», не по плану) в 1654-1656 годах, перестроен и расширен под его руководством до 1660 (1656-м годом датирован указ царя Алексея Михайловича чугуевскому воеводе Сухотину о постройке харьковской крепости).
В 1658 (по данным Н.Дьяченко — уже в 1655) году по именной описи в Харькове проживало 587 взрослых «душ мужеска пола», служивших в полку.
Тут мы видим, что еще не было никакого города. Была небольшая крепость с вооружённым гарнизоном!
И только около 1669 года получил название «полкового города Харьковского казачьего полка».
С момента учреждения Слободской губернии в 1765 году — губернский город.
И как сам, видит читатель с самого начала официального ( поскольку публикация прошла одобрение РПЦ МП) повествования о «Иконе Божией матери «Каплуновская» были допущены грубые искажения российской истории.
Но продолжим читать работу Т. Пономаревой дальше, где она описывает место обретения «Каплуновской иконы Божией Матери»:
«Место это раньше принадлежало полковнику Ивану Ивановичу Перекресту, стольнику Ахтырскому, который получил эти земли по жалованной грамоте и назвал образовавшееся здесь поселение черкасов по имени Осадчего Каплуна – Каплуновкой.
В 1688 году Иван Перекрест построил в этом селении храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а первым священником в нем был поставлен митрополитом Белгородским и Обоянским Авраамием (Юховым; † 1702) Иоанн Ильич Уманов († 1713), выходец из польских пределов, возможно из Умани.
При нем и явилась эта чудотворная икона».
Итак, мы видим, что у нас сразу появляются два новых действующих лица:
Казацкий полковник И.И. Перекрест
Сельский священник с Каплуновки И.И. Уманов.
Начнем нашу перепроверку с Ивана Ивановича Перекреста!
И тут оказывается, что зовут его вовсе не Перекрестом, а Перекрестовым и не стольник он ахтырского казачьего полка, а полковник!
Личность этого человека ранее хорошо изучил украинский историк, проф. Д. И. Багалей. Вот что он писал по этому поводу:
«Перекрестов Иван Иванович — полковник Ахтырского Слободского полка ( что в звания заведенных в Московском царстве часто соответствовало званию стольника) , видный деятель Слободской Украины конца XVII и начала XVIII века.
В характере П. ярко отразились черты века:
военные доблести в нем сочетались с такой страстью к стяжанию, которая приближает его к стяжателям левобережной Малороссии, талантливо очерченным в очерках А. М. Лазаревского.
И сходство здесь не случайное: одинаковые причины порождали одинаковые следствия.
Внутреннее (социально-экономическое) состояние Слободской Украйны в это время сильно напоминает нам такое же положение гетманской Малороссии; в частности, сходство распространяется и на полковничий режим; разница была только в том, что в Слободской Украине не было даже той высшей местной власти, которую представлял из себя в Малороссии гетман: она заменялась властью Белгородского воеводы, который, конечно, не мог вмешиваться во внутренние распорядки в такой мере, как гетман.
Выборное начало в Слободской Украине так же постепенно осложнялось, как и в гетманщине; влияние "полчан", т. е. рядовых казаков, отступило на задний план. В такое-то время пришлось действовать Ахтырскому полковнику Ивану Ивановичу Перекрестову, одаренному, по-видимому, значительными военными способностями и огромной энергией.
Благодаря им, он и возвысился до важного полковничьего ранга.
Отец его был, вероятно, таким же выходцем из Заднепровья, как и другие Слобожане; в актах 1665 и 1681 гг. упоминается черкашенин Иван Яковлевич Перекрестов; фамилия его свидетельствует о том, что он был выкрещенный еврей.
Сын его начал казацкую службу еще при Алексее Михайловиче и продолжал ее при царе Феодоре.
В начале 80-х годов XVII в. (в 1681 г.) мы видим его уже Ахтырским полковником.
Царская жалованная грамота 1686 г. велит ему быть по-прежнему полковником ахтырским по выбору всех полчан и в судных, и во всяких делах исправу чинить по старым казацким обыкновениям.
Грамота 1685 г. отмечает тот факт, что Ахтырский полковник постоянно оберегает границы своего полка от татарских набегов, сам чинит над ними промысл и посылает для наблюдения за татарами и поляками своих казаков в Заднепровье.
Перекрестов со своим полком принимал участие в неудачных крымских походах кн. В. В. Голицына; особенно пострадали его казаки во втором походе 1689 г.: из двух Слободских полков (Ахтырского и Сумского) после нападения на них татар у Черной долины осталось в живых всего 250 человек, а сам полковник ахтырский был ранен в плечо.
Деятельное участие Перекрестов принимал и в Великой Северной войне.
Царь Петр в награду за это сделал сына Ивана Ивановича Даниила помощником отцу по части полкового управления; это давало ему право надеяться занять впоследствии место отца. Но вышло совсем иначе.
В 1704 г. Ив. Ив. Перекрестов был отстранен по Высочайшему повелению от полковничьего уряда, а все огромные имения его были отобраны от него в казну».
( в том числе и с.Каплуновка!-автор)
« В 1714 г. он жил в загоне в своем небольшом хуторе.
В 1721 г. началось дело о расхищении описных перекрестовских маетностей, а вслед за тем и его самого потребовали к ответу по каким-то делам в Архангельск.
Он лежал в это время на смертном одре; об этом сообщили начальству, тем не менее велено было исполнить данный приказ — и старец скончался на пути.
Причины этих гонений не вполне ясны, но они, кажется, лежат в старательности самого Ив. Ив. Перекрестова.
Ахтырский полковник слишком быстро уже хотел нажиться и не пренебрегал никакими средствами для достижения своей цели.
Мы имеем обширную челобитную ахтырских полчан на обиды и притеснения Ив. Ив. Перекрестова (1692 г.).
Тут мы находим, между прочим, следующую жалобу и обвинение.
Он, по словам жалобщиков, отдал селение Певни с казаками в подданство своему родственнику, также перекресту (т. е. выкресту) Семену Бугаенку, который отягощал их несносными работами; затем следует 25 пунктов челобитной, в которых говорится о грабеже движимого имущества, захвате недвижимости, боях, вымогательствах и других аналогичных обидах.
Впрочем, нужно сознаться, что жалобы эти исходили от личных противников Перекрестова, желавших низвергнуть его из полковничьего уряда, главным образом, от бывшего наказного ахтырского полковника Андрея Прокофьева.
Претендентом на ахтырское полковничество являлся в это время сын сумского полковника Роман Герасимович. Борьба была очень напряженная.
В Московском Архиве Министорства Юстиции, мы нашли столбцы, заключающие в себе подробности этого столкновения двух выдающихся слободско-украинских фамилий.
Из прочтения их мы вынесли впечатление, что все дело было в личностях претендентов; полчане-масса играли тут роль орудия в руках той или другой сторопы.
По крайней мере, мы нашли две челобитные полчан — диаметрально противоположного содержания; в одной говорится о притеснениях Перекрестова, а в другой заявляется, что Ив. Перекрестов "к старшине и казакам держит ласку и привет и расправу чинит вправду" и "опричь его другого такого разумного человека нет".
Перевес в борьбе оказался на стороне Ив. Перекрестова, между прочим, и потому, что за него был Белгородский воевода Борис Петрович Шереметев.
Когда к Шереметеву явился Роман Кондратьев поздравить с праздником по своему черкасскому обыкновению, то он, по наговорам Перекрестова, начал его бить смертным боем, за волосы драл и топтал, раскровавил нос и рот и выбил ребро; и все это делалось слободскому полковнику в присутствии многих русских начальных людей и иноземцев, в том числе и самого Ив. Перекрестова.
Так велика была теперь уже власть Белгородского воеводы!
О причине благорасположения начальных людей к Перекрестову догадаться не трудно: он был очень богатый человек и мог, конечно, по обычаю того времени хорошенько их одаривать.
Роман же Кондратьев, по выражению акта, не имел даже в Ахтырке собственного двора и проживал "в соседях".
Теперь разберемся с священником И.Умановым и самымим с. Каплуновкой.
Вот что писал по этому поводу Филарет (Д.Г.Гумилевский) «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» ( напечат. в Харькове, в 1859 г) т.е. через 171 год от начала явления Каплуновской иконы Божией Матери!!!
КАПЛУНОВКА
В 86 верстах от Харькова и в 35 от Богодухова, на р. Хухре.
«Один из самых величественных храмов в епархии есть храм Каплуновский, и это же место ознаменовано любовию Богоматери.
Ныне существующий каменный храм Рождества Богоматери основан в 1788 и освящен в 1798 г.
Храм по первоначальной постройке его вполне достойный благодеяний Богоматери, но ныне к сожалению довольно много утративший из своей прежней славы.
Представьте себе храм с 20 окнами в главном куполе: размер громадный! Четыре малые купола стоят как бы на страже по сторонам большого купола; храм такой обширности, что в нем свободно могут помещаться до 2000 человек.
В нем ныне, кроме главного престола, два придельные: южный во имя Петра митрополита Киевского; северный в честь Пр. Иеремии и прав. Елисаветы; а прежде был еще престол во имя свят. Николая в верхней галерее, которая уничтожена по случаю оказавшейся трещины в боковых стенах храма.
Построение сего храма происходило под особенным наблюдением Св. Синода, который выдавал от себя книгу для сбора подаяний. Ахтырский протоиерей Максим Яновский определен был в попечители построения храма.
Тогдашний владелец Каплуновкн Еремей Васильевич Перекрестов-Осипов, (т.е. правнук И.И. Перекрестова- автор) а по смерти его супруга Елисавета Степановна, урожденная Коновницына, употребили значительный капитал на этот храм.
Первый храм в Каплуновке в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен был в 1688 г.
Строителем был Ахтырский полковник Иван Иванович Перекрестов, получивший пред тем по жалованной грамоте землю в 20 верстах от Ахтырки в вершине р. Хухры и назвавший образовавшееся здесь поселение черкасов по имени Осадчого Каплуна — Каплуновкой».
Для справки: слово КАПЛУН, немецкого Kapphahn]… происхождения и означает «кастрированный петух, откармливаемый на мясо».
«За год до построения храма явился к полковнику на службу из Польши Иван Ильич Уманов,— едва ли не выходец из Умани.
В следующем году Иван Ильич просил полковника исходатайствовать ему сан священства, и в 1688 г. посвящен он был во священника Каплуновской церкви Рождества Богородицы митрополитом Авраамием.
Сему то священнику Богоматерь указала на свой чудотворный образ».
Тут мы прервем текст книги архиепископа Филарета, поскольку нам надо сделать необходимые проверки и уточнения.
Начнем с села Каплуновки. Оно существует и сейчас. Во что о нем можно узнать из энциклопедических справочников:
В энциклопедии, изданной во времена СССР о с. Каплуновка пишут так.
Том Харьковская область, стр. 474
«Каплуновка — село, центр сельского Совета. Расположена в 20 км от районного центра и в 18 км от железнодорожной станции Гуты на линии Богодухов — Кириковка. Дворов — 517. Население —1194 человека. Сельсовету подчинено село Мойка.
В Каплуновке находится центральная усадьба колхоза им. Постышева, в состав которого входит два производственных участка, две тракторные бригады, две молочнотоварные фермы. За колхозом закреплено 3,8 тыс. га земли, в т. ч. 3093 га пахотной. Специализируется на выращивании зерновых и технических культур, развито молочное и мясное животноводство.
В селе есть 8-летняя школа, где обучается 143 учащихся и работает 11 учителей, дом культуры с залом на 320 мест, библиотека с книжным фондом 7,6 тыс. томов, фельдшерско-акушерский пункт, четыре магазина, отделение связи.
За трудовые успехи 62 жителя села награждены орденами и медалями, в т. ч. орденом Ленина — С. И. Лучко и К. Т. Ефименко.
В партийной организации колхоза на учете состоит 40 коммунистов, в комсомольской — 28 членов ВЛКСМ. Первая партийная ячейка в селе возникла в 1921 году, комсомольская — в 1920.
Каплуновка основана в 1688 году.
Во время революции 1905—1907 гг. крестьянин Н. Ф. Кисленко распространял в селе листовки, вел агитацию против помещиков. В этом ему помогали крестьяне-бедняки Н. М. Клыга и С. П. Процай.
Советская власть в Каплуновке установлена в январе 1918 года.
В 1928 году организован первый колхоз «Майський ранок». В коллективизации активное участие принимали комсомольцы.
В 1931 году кулаки убили комсомольца Д. В. Нестеренко. В годы Великой Отечественной войны около 700 жителей села с оружием в руках защищали Родину от захватчиков.
Из них 242 не вернулись с полей сражений. Орденами и медалями награждено 107 участников Великой Отечественной войны.
Звания Героя Советского Союза за мужество и отвагу, проявленные при прорыве вражеской обороны у с. Зеленый Гай Запорожской области в 1943 году, посмертно удостоен И. М. Нестеренко. 154 советских воина погибли, освобождая Каплуновку от фашистов. Они похоронены в братской могиле, на которой воздвигнут памятник».
Как видим никто ни в Каплуновке, ни в Украине во времена СССР, ничего не знал и не слышал ни об Иконе Божией Матери «Каплуновской», ни о том, что в селе были шведский король Карл XII и украинский гетман Иван Мазепа!
Да и самой, старой церкви «Рождества христова» которой так гордился в свое время архимандрит Филарет и сооруженной по проекту самого архитектора Растрелли, там уже тоже не было.
Ее взорвали и затем разобрали на кирпичи, все те самые каплуновцы и из числа коммунистов и комсомольцев и не только!
Сама ж икона была ими уничтожена в числе других икон, хранившихся в этом храме!
Хотя в искусствоведческих и церковных кругах, в таких случаях придумано вот такое понятие «икона была утрачена».
Это очень хитрое понятие.
А его главная хитрость состоит в том, что после утраты, вдруг в самом неожиданном месте, истинные православные верующие, пусть имеющиеся до сих пор, при себе билеты членов КПСС, как зачастую и сами настоятели православных храмов в СССР, служившие и Богу и бывшие агентами и сотрудниками КГБ СССР, и ожидавших в свое время, наступления не второго пришествия Иисуса Христа, а КОММУНИЗМА в 1980 году, вот ту самую, вчера еще считавшуюся « утраченной» иконой НАХОДЯТ!
Но, это так , для вступления, а развитие этой темы автором будет изложено далее.
С тех пор прошло более чем 90 лет, СССР распался, КПСС вроде бы тоже сама по себе, как любил говорит А. Кашпировский «рассосалась», хотя вчерашние коммунисты и комсомольцы никуда с Каплуновки не делись.
Да и куда им деться, как говорится с подводной лодки. Был колхоз им. Постышева, а стал ООО «Нептун»!
И вот, что интересно пишут в энциклопедических справочниках о с.Каплуновке сегодня:
«Каплуновка (укр. Каплунівка, англ. Kaplunivka), село, Каплуновский сельский совет, Краснокутский район, Харьковская область.
Код КОАТУУ — 6323581201. Население по переписи 2001 года составляет 855 (380/475 м/ж) человек.
Является административным центром Каплуновского сельского совета, в который, кроме того, входит село Мойка.
Село Каплуновка находится на реке Хухра, недалеко от её истоков. Ниже по течению на расстоянии в 1 км расположено село Мойка.
На расстоянии в 1 км расположено село Гаркавец. На реке сделано несколько запруд. К селу примыкает большой лесной массив.
История
1688 — дата основания.
1709 — во время войны шведский король Карл XII и гетман Мазепа были в Каплуновке и стояли в доме священника Уманова
(Источником этого утверждения, есть в се тот же архиепископ Филарет и его книга «Историко-статистическое описание Харьковской епархии».)
Экономика
Молочно-товарная ферма.
КСП «Каплуновское».
«Нептун», сельскохозяйственное ООО.
Объекты социальной сферы
Школа.
Достопримечательности
Братская могила советских воинов. Похоронено 159 воинов.
Могила Морозова В.Б., полковника. 1943 г.
Памятный знак Нестеренко И. М., Герой Советского Союза. 1943 г.
Религия
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Вот фото этой церкви. Видно, что это здание бывшего магазина построенного во времена СССР и наспех приспособленное под церковь!
А настоящая церковь выглядела вот так:
Да и сама история постройки церкви и всех связанных с ней исторических событий при изучении гос. архивов выглядит так:
«Владельцами Каплуновки были представители двух известных родов Перекрестовы-Осиповы и Коновницыны, находившиеся в родстве.
В 1786 году Санкт-Петербургский генерал-губернатор генерал-поручик Петр Петрович Коновницын подает прошение о строительстве новой каменной церкви в селе Каплуновка, так как старая деревянная обветшала.
Справка: Коновницын Петр Петрович (ск. ок. 1801), государственный деятель, потомок древнего рода.
С 1785 по 1792 был петербургским губернатором.
Известен следующий отзыв Екатерины II в 1788 о Коновницыне: «Здешний губернатор Петр Петрович Коновницын глуп». Однако пребывание Коновницына в должности губернатора в течение семи лет показывает, что государыня ценила его, а резкий отзыв о нем, вероятно, был сделан в минуту досады.
Впоследствии он был архангельским и олонецким генерал-губернатором. Коновницыну принадлежало в Слободской Украине с. Каплуновка, известное чудотворным образом Каплуновской Божией Матери.
Он построил здесь великолепную церковь.
Новая церковь была заложена 9 мая 1788 года (все даты указаны по старому стилю) по проекту подобному Покровской церкви в городе Ахтырка с внесением большого количества изменений.
Известно, что все доходы Каплуновского Рождество-Богородичного храма поступали в казну Старо-харьковского монастыря, а доходы эти были значительные, так как проходящие в Ахтырку и Киев богомольцы обязательно останавливались поклониться Каплуновской чудотворной иконе.
П.П. Коновницын добивался на время строительства храма не отдавать доходы в монастырь, а по окончании строительства монастырь на эти доходы уже не претендовал.
Церковь в Каплуновке освятили 29 июня 1798 года, украшения для нее П.П. Коновницын заказывал в Москве и Санкт-Петербурге.
В 1804 году считалось, что Каплуновский храм один из самых величественных и красивейших в Харьковской губернии.
Старую деревянную церковь перенесли на кладбище в Каплуновке, заменили все гнилое дерево, оставили даже иконостас, поражавший в свое время приезжих богомольцев.
Описание этого иконостаса за 1815 год сохранилось благодаря поиску недорогого, но приличного иконостаса для церкви в архиерейское училище [6].
В 1807 году владельцы Каплуновки были обеспокоены тем, что на северной и южной стенах церкви показались трещины.
По совету губернского архитектора П.А. Ярославского стены были укреплены и обеспечены железными связями.
Дело этим, однако, не закончилось, сказались изменения, внесенные П.П. Коновницыным во время строительства, например, он настоял на установке железных глав на куполах храма, которых на утвержденном плане не было.
В 1815 году храм осматривал губернский архитектор В. Лобачевский, он же составил план мероприятий по ремонту храма, которые были настолько кардинальны, что Е.С. Перекрестова-Осипова на решилась их исполнять, а пригласила освидетельствовать храм архитектора Н. Алферова, служившего в ведомстве Санкт-Петербургского губернатора.
Алферов рекомендовал разобрать полусводы и стены у дверей, переложить их с увеличением полусводов до целого кирпича, а стен у дверей до трех кирпичей.
Так же он советовал разобрать трещину на южной стене храма и переложить ее подножным кирпичом. Губернатор утвердил проект Алферова и до конца XIX века церковь простояла без существенных ремонтных работ.
После учреждения в 1843 году крестного хода с иконой Озерянской Божьей Матери, духовенство Богодуховского уезда неоднократно поднимало вопрос о учреждении крестного хода с Каплуновской иконой в город Богодухов.
А настоятельница Верхне-харьковского Николаевского женского монастыря Степанова в 1859 году подавала прошение в Синод о перенесении Каплуновской чудотворной иконы в ее монастырь навсегда.
Однако все предложения встречали сопротивление владельцев села Каплуновки П.Е. и Н.Е. Перекрестовых-Осиповых, Синод же шел им навстречу.
В 1863 году (26 и 27 октября в Богодухов, 26 и 27 ноября в Каплуновку) крестный ход из Каплуновки в Богодухов и обратно был учрежден, на это решение повлияло несколько факторов, среди которых немаловажную роль сыграла позиция предводителя дворянства Богодуховского уезда Д.Ф. Кованько.
Кроме того, имения Перекрестовых-Осиповых были заложены в СПб опекунский совет и они не могли выделять достаточное число денег необходимых для содержания такой огромной церкви.
Было принято решение, что половина всех пожертвований и сборов во время крестного хода будет поступать на нужды каплуновского храма.
После учреждения крестного хода в Богодухов многие населенные пункты, через которые проносили икону, стали подавать прошения об оставлении Каплуновской иконы у них на ночь, или о занесении иконы в новые населенные пункты, где ранее она не проходила .
В самом же Богодухове совершалось до восьми крестных ходов с Каплуновской иконой из одной церкви в другую, так как каждый храм Богодухова не плохо зарабатывал на молебнах, совершаемых по домам своих прихожан.
Это неоднократно выливалось в споры духовенства, жалобы друг на друга, особенно причтов Троицкой и Покровской церквей. Жаловались и богомольцы на долгое отсутствие иконы в Каплуновке, при этом говорилось и том, что и в Богодухове икону в храмах застать трудно, так как она постоянно ходит по рукам [11].
В свою очередь, и город Краснокутск с 1892 года стал подавать прошения об установлении отдельного крестного хода из Каплуновки с 13 по 26 августа [12].
Инициатором подачи прошений выступал городской староста купец Иван Зайцев. Синод отказал в учреждении отдельного крестного хода на том основании, что Каплуновская икона посещает Краснокутск во время возвращения ее из Богодухова в Каплуновку и пребывает в нем два дня.
Более поздние прошения из Краснокутска подавались с просьбой о продлении пребывания иконы в городе, так как многие прихожане не успевают приложиться к ней. С Краснокутском связано и одно из происшествий с Каплуновской иконой.
В ночь с 18 на 19 октября 1904 года во время пожара Николаевской церкви г. Краснокутска, рискуя собственной жизнью икону спас краснокутский мещанин Константин Александрович Форов].
В 1909 году по указу Синода Каплуновскую икону Божьей Матери должны были доставить в Полтаву для поднятия ее на торжества по случаю 200 летнего юбилея Полтавского сражения. 30 апреля на собрании прихожан села Каплуновка местным духовенством было предложено икону доставить в Полтаву не поездом, а крестным ходом.
Предложение поддержали все прихожане, которые обязались за свои средства сделать починку ризы и ковчега, которые были подарены Петром I Каплуновской иконе.
Синод подобное решение одобрил и 14 июня икона отправилась через Краснокутск, Колонтаев, Рублевку на Опошню, Гавронцы, Семеновку на поле Полтавской битвы [14].
Все время пребывания иконы на Полтавских торжествах ее сопровождал и. д. благочинного 2-го богодуховского округа священник Петр Федоровский, его описание крестного хода и торжеств было опубликовано в журнале «Вера и Разум» .
Последними документами, в которых упоминается икона Каплуновской Божьей Матери стали клировые ведомости Богодуховского уезда за 1917 год».
Ну а дальше Каплуновский храм советской властью руками безбожников, был взорван, а главная святыня церкви икона Божией Матери Каплуновская» была уничтожена, хотя и считается ,что мол «утеряна»!
Теперь о том, как Иван Ильич Уманов смог стать священником церкви с. Каплуновка.
Есть вот такие данные припысываеме архимандриту Филарету:
«За год до построения храма явился к полковнику на службу из Польши Иван Ильичь Уманов,— едва ли не выходец из Умани.*
В следующем году Иван Ильичь просил полковника исходатайствовать ему сан священства, и в 1688 г. посвящен он был во священника Каплуновской церкви Рождества Богородицы митрополитом Авраамием.
Сему то священнику Богоматерь указала на свой чудотворный образ»
Об этом Иване Ильиче Уммнском почти ничего не известно. Кроме догадки Филарера,что он происходил из г. Умани. Поэтому по московским порядкам и получил новую фамилию « Уманский».
Но в то же время данные о том, что И.И. Умаенский через год ( 1689 г.) был рукоположен во священики ( прествитеры) говорят нам о том, что он до прихода на «Слобожащину» на территорпии Речи Посполитой, он был православным диаконом!
Ибо только диакона модна посвятить ( рукополодить) в священики!
Вот тому подтверждение: Да 300 лет назад небыло видео,а теперь есть. Но вот обьряд посвязения в православной церкви не изменился за это время!
Уникальная видеосьемка! Посмотреть тут http://www.youtube.com/watch?v=xkl04X0CwAw
А прочитать здесь:
ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА (РУКОПОЛОЖЕНИЕ)
Священство есть таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово. (Православный катихизис)
Хотя таинство Священства совершается при общественном богослужении, само по себе, как совершаемое только над некоторыми лицами, оно относится к частному богослужению.
Степени церковной иерархии
Таинство Священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном Церковью, или принявшим монашеские обеты и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, пресвитера и епископа.
Это таинство называется также Рукоположением, или Хиротонией (греч. "хир" - рука, "тефими" - полагаю).
Диакон (греч. "диаконос" - служитель) - священнослужитель первой (младшей) степени, который, участвуя в общественном и частном богослужении, служит при таинствах, но не совершает ни одного из них. Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом, а принявший схиму-схииероди-аконом. Старший диакон в белом (женатом) духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве-архидиаконом (старшим диаконом).
Пресвитер (греч. "пресвйтерос" - старец), который иначе называется священником, или иереем (греч. "иерейс" - священник). священнослужитель, который может совершать шесть из семи таинств, за исключением таинства Хиротонии, и находится в подчинении епископа.
В сан пресвитера может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий).
Пресвитер, состоящий в монашеском чине, называется иеромонахом (греч. "иеромонахос"- священник-монах), а принявший схиму - схи-иеромонахом.
Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями, протопресвитерами, т. е. первыми иереями, первыми пресвитерами, а монашествующие - игуменами, т. е. вождями монашествующей братии, архимандритами, т. е. настоятелями монашеских обителей, принявшие схиму-схиигуменами и схиархимандритами.
Тут так же попутно для любознательного читателя будет упомянуть и о самом обряде посвящения.
Таинство священства, совершаемое в алтаре у престола при архиерейском служении литургии.
В диаконы и в священники посвящает один епископ, а посвящение в епископы совершается собором епископов. в диаконы бывает на литургии после освящения Даров, чем показывается, что диакон не получает права совершать Таинства; в священники посвящают на Литургии верных после Великого Входа, чтобы посвященный как получивший на то надлежащую благодать принял участие в освящении Даров; в епископы же посвящают во время Литургии оглашенных после Малого Входа, чем показывается, что епископу дается право посвящать других в разные священные степени.
Самое важное действие при посвящении есть архиерейское возложение рук с призыванием на посвящаемого благодати Св. Духа, и потому посвящение называется иначе рукоположением.
Рукополагаемый в диаконы или в священники вводится через Царские врата в алтарь.
По троекратном обхождении престола и целовании его углов он преклоняется пред ним. Архиерей покрывает его голову концом своего омофора, трижды осеняет ее крестным знамением и, возложив на нее свою руку, возглашает вслух, что этого человека "Божественная благодать... проручествует (т.е. производит через руковозложение) во диаконы (или же во пресвитера); помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа".
На клиросе поют по-гречески: "Кирие елеисон", что значит: "Господи, помилуй".
При возложении на рукоположенного священных одежд, усвоенных его сану, архиерей возглашает: "Аксиос!", т.е. достоин, и это "аксиос" повторяют все священнослужащие и певчие.
По облачении, священнослужащие той степени, к которой принадлежит рукоположенный, целуют его как своего собрата, и он вместе с ними принимает участие в службе».
Сын, внук и правнук священника Иоанна Уманова были также священниками при этой церкви, а более дальний его потомок – Владимир Васильевич Уманов-Каплуновский, родившийся в 1865 году, – был писателем
Справка: Уманов-Каплуновский (Владимир Васильевич) - писатель, родился в 1865 г.; окончил курс Санкт-Петербургского университета по юридическому факультету. Напечатанные им в разных журналах и газетах оригинальные и переводные стихотворения и повести вошли в изданные им сборники "Баян" (1888), "Славянская муза" (1892), "Незаметные драмы" и "Мысли и Впечатления" (1899).
ВЛАДИМИР УМАНОВ-КАПЛУНОВСКИЙ 1865 – 1939
Секретарь кружка поэтов «Вечера К. К. Случевского», коллекционер автографов; после переворота 1917 года – член Всероссийского союза писателей. Окончил юридический курс Санкт-Петербургского университета. Издал поэтические сборники «Мысли и впечатления» (1899) и т. д., а также поэтические антологии переложений из поэзии множества западнославянских народов – «Баян» (1888), «Славянская муза» (1892, сильно увеличенное «третье исправленное издание» – 1904); интересна также книга: Сент-Оган. «Старость Дон-Жуана».
Перевод с французского в стихах В. В. Уманова-Каплуновского. СПб, Тип. А. Суворина, 1905. Архив Каплуновского (подлинная фамилия поэта) сохранился, но разделен на множество частей (РГАЛИ, РНБ и т. д.).
Среди корреспондентов Уманова-Каплуновского отметим Николая Гумилева, которого интересовали «вечера Случевского»; известны посвященные ему шуточные стихи Инн. Анненского.
Наряду с Андреем Сиротининым, Сергеем Штейном и Н. Н. Бахтиным-Новичем Уманов-Каплуновский сделал достоянием русского читателя почти все западнославянские литературы».
(конец первой части)
Все фото и карты здесь:http://www.narodnapravda.com.ua/history/4c9d0de4b8acc/