Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 270
Авторов: 0
Гостей: 270
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

                
                   ч.10
           Битва  за Тибет

       Наш рассказ о  причинах проникновения  организации «Аненербе»  в Тибет и установления с ним Германией официальных дипломатических, будет неполным  без рассказа о  противниках  Германии  по установлению  контроля  над Тибетом.
       А таких противников  было четыре: Российская империя, Англия Япония и Китай.  
       Но, первыми  свое внимание  на Тибет,  как перспективную страну  новом в мировом  геополитическом раскладе  обратили  русский власти.
        И для этого, как раз и  создались  необходимые условия. Девятнадцатый век стал временем конца  маньчжурской династии Цин, правившей Китаем с 1644 по 1911 г.
        И  Россия,  как и  другие страны, старались воспользоваться слабостью китайских властей, чтобы добиться территориальных уступок или выгодных условий для торговли. Так постепенно  у в МИД Российского правительства  пришли к мысли, что кроме Китая  есть еще и далекий Тибет.
       А  первым  вдохновителем   идеи о включении Тибета в сферу  влияния  России  стал   в 1893 г. бурятский врач Петр Бадмаев.
         Справка: Пётр Алекса;ндрович Бадма;ев (Жамсаран) (1851—1920) — врач тибетской медицины.

          П. А. Бадмаев по происхождению бурят. Его отец вёл кочевой образ жизни в Агинской степи Забайкалья. Пётр Бадмаев окончил гимназию в Иркутске. В 1871 поступил в Петербургский университет на восточный факультет.
           В 1875 году окончил его с отличием по монгольско-маньчжурскому разряду. В это же время был вольнослушателем в Военно-медицинской академии. С 1875 на службе в Азиатском департаменте МИД.
            После смерти своего старшего брата Сультима (Александра Александровича) возглавил организованную им аптеку тибетских лекарственных трав в Санкт-Петербурге. В 1877 году П. А. Бадмаев женился на русской дворянке Надежде Васильевой.
             После февральской революции П. А. Бадмаев был выслан в Хельсинки.
            Зимой 1919—1920 гг. находился в заключении в Петербургской городской тюрьме и в Чесменском лагере. Умер в июле 1920 года. Похоронен 1 августа 1920 г. на Шуваловском кладбище в Петрограде.

            Именно он первым представил императору Александру III план перехода под власть России  Внешней  и Внутренней  Монголию, а также Тибет.
             Для этого Бадмаев   предложил продлить Транссибирскую железнодорожную магистраль от Бурятии через Внешнюю и Внутреннюю Монголию до китайской провинции Ганьсу на границе с Тибетом.
           По завершении строительства железной дороги Бадмаев с помощью бурят планировал организовать в Тибете восстание, которое могло бы послужить поводом для вхождения Тибета в состав России. Бадмаевский план был поддержан графом  Витте, занимавшим пост министра финансов России с 1882 по 1903 г., но, увы, император Александр III их  отверг.
             После смерти ( убийства народовольцами) Александра III Бадмаев стал личным врачом его наследника — императора Николая II (1894–1917). И новый царь вскоре поддержал идею, но в виде  организации новой азиатской торговой компании.
           Однако деятельность компании преимущественно сосредоточилась на тихоокеанском побережье, где на южной оконечности Маньчжурии находился незамерзающий порт — Порт-Артур.
           По приказу царя Транссибирская магистраль прошла через Северную Маньчжурию и была доведена до Владивостока, соединив этот город с Порт-Артуром.
        Примерно в это же время в  России появился    бурятский  монах Агван Джорджиев (1854–1938).  
        Он был в сравнении с Бадмаевым  важной фигурой в Тибете.
        Справка: Агван Доржиев родился в 1854 году в селе Хаара – Шибирь Зоринской Степной Думы в семье бурята галзутского рода 11 хоринских  бурят.
         В 19 лет в 1872 году молодой Агван Доржиев покидает стены родного дома и отправляется паломником  сначала в Монголию г. Урге (ныне Улан-Батор), далее уже в Тибет в Лхасу.
          В Лхасе он обучался в знаменитом  Гоман дацане при монастыре  Дрепунг, который являлся одним из трех главных монастырей Лхасы.   Получил блестящее богословское образование, имел высшую философскую учёную степень хларампа (цаннид хамба ).
         Доржиев в числе семи высших учёных лам состоял при Далай –Ламе XIII, обучал его буддийской философии и литературе. Положение наставника-воспитателя Далай-Ламы позволило Доржиеву впоследствии стать одним из его ближайших советников и крупной фигурой в тибетском теократическом правительстве.
         Со временем Агван Доржиев приобрел большое влияние на Далай Ламу и стал его ближайшим доверенным лицом и другом. Он был инициатором сближения Тибета и России.  
         Ездил с дипломатическими поручениями между Россией, Тибетом, Монголией и другими странами. Побывал в Индии, на Цейлоне, в Японии, Германии, Италии, Великобритании, Франции.
        В начале 1898 Доржиев появился в Санкт-Петербурге с официальной целью сбора пожертвований на монастырскую школу.
       Здесь он познакомился с известным востокофилом Э.Э. Ухтомским, Николая II, ранее сопровождавшим будущего императора в путешествии на Восток. Ухтомский лично представил Агвана Доржиева императору.
       В 1901 году Доржиев с помощью Буды Рабдановича Рабданова, который являлся бурятским просветителем, российским журналистом, этнограф-востоковедом  и дипломатом, провел первое во Франции буддийское богослужение (хурал) и лекцию о буддизме в Музее востоковедения Гиме, во время открытия Всемирной выставки ( интернациональная выставка, которая является символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации технических и технологических достижений).
           На богослужении присутствовали Жорж Клемансо, будущая путешественница в Тибет Александра Давид-Неэль (французская путешественница, писательница и исследовательница Тибета), Иннокентий Анненский,  впоследствии написавший об этом стихи, которые вошли в «Кипарисовый ларец».
         По возвращении в Тибет Агван Доржиев был возведён в третий высший чин старшего кхенпо с правом голоса во всех вопросах политики и веры.
          В это время, будучи фактически первым министром двора Далай Ламы, Доржиев всюду его сопровождал, служил молебны, заведовал финансами страны.
          После  состоялась новая  встреча Агван Доржиева с императором Николаем II, на которой было получено высочайшее согласие на строительство буддийского храма в Санкт Петербурге.
         В 1913 году в храме прошла первая служба, посвященная 300-летию династии Романовых. Церемония освящения храма состоялась в 1915 году, на ней присутствовали представители правительств Николая II, Далай-ламы XIII, сиамского короля Рамы IV и монгольского Богдо-хана.
        После революции Агван Доржиев полностью отдает себя политической и религиозно-реформаторской деятельности в Советской России.
       Но в 1919 году храм подвергся разграблению красноармейцами: пропали сотни бронзовых и позолоченных бурханов, серебряные жертвенные чаши, вазы, мебель, дверные ручки, шпингалеты, драпировка из китайской парчи, личные вещи лам, разбита статуя Будды, сожжены уникальная библиотека тибетских манускриптов и огромный архив Агвана Доржиева, посвященный взаимоотношениям России, Тибета, Англии и Китая, собиравшийся на протяжении 30 лет.

         Доржиеву удалось реставрировать храм, не смотря на царившую в стране разруху. Как и до революции, он находился в постоянном диалоге с властью: С  В.Лениным с Луначарским.
        Речь шла все о том же: о свободе вероисповедания, культурном строительстве и их необходимости для процветания государства и его граждан.
           Но все усилия  Джорджаева  не привели ку консенсусу с совесткой властью и будистами.
            В 1929 году деятельность буддийской церкви Забайкалья была запрещена новым антирелигиозным законом.
           В ноябре 1937 года 85-летний Агван Доржиев был арестован в Бурятии. Он скончался в 1938 году в тюремной больнице города Улан-Удэ.

         Как видим, что  даже такому  выдающемуся  буддистскому  ученному, посвященному во многие эзотерические  тайны,  не  дано было знать как и где  закончит он свою  жизнь.
          А  политическая  ситуация  вокруг Тибета развивалась  следующим образом.

          В 1890 г. был установил британский протекторат над Сиккимом.(Соседним с Тибетом  княжеством)
           Тибетцы не признали этот договор и чувствовали себя неуютно, догадываясь о видах британцев и китайцев на их страну.
          И вот в 1899 г. Доржиев отправился в Россию, чтобы проверить, можно ли рассчитывать на помощь в отражении потенциальной агрессии.    
           От имени живших в Санкт - Петербурге бурят и калмыков Доржиев также испросил позволения построить в столице буддийский храм Калачакры.
          Хотя оба эти предложения вначале не заинтересовали российских официальных лиц, Доржиев направил Далай-ламе письмо с отчетом, в котором выражалась надежда на получение помощи от России.
           Сам же Джоржиев вернувшись в Лхасу,  убедил Далай-ламу снова обратиться к России за покровительством.
           Он заявил, что Россия — это и есть северное царство Шамбала, легендарная страна, хранящая учения Калачакры, и что император Николай II — перерождение Цонкапы, основателя традиции гелуг.
         Убежденный доводами Доржиева, Далай-лама вновь направил его в Россию в 1900 г.     Однако ему так и не удалось заручиться обещанием российской военной помощи для Тибета.
         Но с 1900 по 1902 г. по Тибету путешествовал японский дзенский монах Экаи Кавагучи, собиравший санскритские и тибетские буддийские тексты. Он, вернувшись в Индию сообщил индийскому шпиону Сарат Чандра Дасу, работавшему на англичан ложные сведения о российском военном присутствии в Тибете.
            Сведения, которые сообщил Кавагучи, а позднее и его книга стали широко известны среди британских официальных лиц в Индии.
         Англичане на основании  информации Кавагучи считали, что Доржиев склонил Далай-ламу на сторону России, что Россия контролирует и покровительствует Бурятии, как все больше русских принимают тибетский буддизм и о том, что, возможно, и сам царь примет эту веру.
             По распоряжению наместника Индии лорда Керзона,  было совершено  британское вторжение в Тибет — так называемую Экспедицию Янгхазбанда (1903–1904).
           В итоге Тринадцатый Далай-лама вместе с Доржиевым бежал в столицу Монголии Ургу (сейчас — Улан-Батор).
             Потерпев поражение в войне с Англией, регент Далай-ламы подписал в 1904 г. Лхасский договор, в котором признавался британский протекторат над Сиккимом и устанавливались торговые отношения с Британией.
          Для защиты своих торговых интересов Британия разместила в Лхасе дипломатический корпус и охраняющий его воинский контингент.
            Спустя несколько месяцев в Маньчжурии началась Русско-японская война (1904–1905), в которой царские войска потерпели поражение. Далай-лама по-прежнему находился в Монголии, поскольку в 1906 г.
           А  Англия  после 1906 г. воспользовавшись ослаблением России, подписала с Китаем  новый договор, подтверждающий власть Китая над Тибетом.
           Вот этот договор и  стал  тем предлогом для  Китая, чтобы  аннексировать Тибет.
           Далай-лама вновь послал Доржиева к императорскому двору России с просьбой о военной помощи.
           В 1907 г. Доржиев представил вице-президенту Российского географического общества П. П. Семенову-Тян-Шанскому доклад, озаглавленный «О сближении России, Монголии и Тибета».
          В этом докладе он призывал к объединению трех государств и созданию на их основе великой буддийской конфедерации.
          Российские официальные лица категорически отвергли этот проект. А затем пошли еще дальше. Был,  подписав англо-русский договор 1907 г.,  по которому Британия и Россия отказались от вмешательства во внутренние дела Тибета, обязавшись действовать лишь через посредство Китая.
          В конце 1909 г. Далай-лама ненадолго вернулся в Лхасу, но вскоре туда вошли китайские войска и он снова  бежал в Индию где и жил под британским покровительством.
          В 1911–1912 гг. правившая Китаем маньчжурская династия Цин пала.
          Новый президент Китайской Народной Республики Юань Ши-Кай призвал Далай-ламу воссоединиться с «Родиной».
         Далай-лама отверг это предложение, но революционные события в самом Китае  набирали свою силу и   китайские войска,  размещенные  в Тибете оставшись  без поддержки Пекина,  сдались тибетцам .
         В начале 1913 г., Далай-лама возвратился в Лхасу.
         В этом же  году  тибетцы продолжили искать политического и военного союза с Россией.
          Так  в санкт-петербургском храме Калачакры была совершена первая открытая служба — ритуал долгой жизни в ознаменование 300-летия Дома Романовых.

          А сам Далай-лама направил в Россию подарки и поздравления. В Санкт-Петербурге разошлась и новость о том, что он объявил цесаревича Алексея бодхисаттвой,  который просветит северных иноверцев.

          Но, Россия  готовилась к мировой войне и  по-прежнему реальной помощи Тибет  от Романовых не последовало. Тем более, что Англия уже фактически взявшая под контроль Тибет,   была  союзником России в  предстоящей  войне с Германией.
          Поэтому Далай лама и был вынужден   в 1914 г.  заключил с Британией, новый дипломатический  договор..
          По нему британская сторона гарантировала Тибету автономию при исключительно номинальном протекторате Китая. Британцы также обязались не захватывать Тибет и не позволять сделать это китайцам.
         Далай-лама в виду начавшейся в Европе  Первой мировой войны, оставленный один на один с Китаем  вынужден был  искать помощи в других местах.
         И тут Тибет впервые получает  реальную политическую поддержку и военную помощь от Японии.
         В выборе нового союзника Далай-ламу  заинтересовали реформы периода Мэйдзи и происходившие в Японии процессы модернизации, которые могли бы стать образцом для модернизации Тибета внутри буддийской культурной парадигмы.
         Поэтому Тибет обратился к Японии с официальной  просьбой о модернизации тибетской армии.
        Все отношения с Японией  взял на себя  тогдашний фаворит Далай-ламы Царонг, возглавлявший монетный двор и государственный арсенал Тибета.
         В Лхасу прибыл японский офицер, Ядзима Ясудзиро который  с 1913 по 1919 г. обучал тибетские войска и исполнял обязанности военного советника по обороне от Китая.
   К стати японцы  помогли, и разработать тибетцам свой флаг, добавив к традиционным тибетским символам изображение окруженного лучами восходящего солнца.
    Но затем, в 20-е годы, интересы Японии переключились на Маньчжурию и Монголию, а Тибет оставался предметом внимания лишь для ученых-буддологов.
     Последний японец покинул Тибет в 1923 году.
     Так прошли в относительном спокойствии 10 лет. Но в декабре 1933 г. Далай-лама скончался.  И у власти снова появился бывший первый министр Царонг,  удалённый от власти в последний год правления  Далай-ламы.
      Теперь Царонг выбрал Японию  как союзника в борьбе против распространения коммунизма впервой очередь со стороны Китая.

        А эта  угроза  уже полностью  захватившая с 1917-1920 года  территорию Российской империи  начала расширятся и на Запад и на Восток захватив  и Китай.
      Тем не менее, российские  коммунисты  и буддистские правители с Тибета,   первые  три года  пытались наладить между собой  политический  контакт.
Причин было несколько, но главной  была борьба за установления контроля над Монголией и ее населением, бывшими приверженцами буддисткой религии тибетского толка.
         Все началось  с того, что в конце 1919 г. князья нескольких монгольских племен объявили об отказе от автономного статуса Внешней Монголии и перешли под юрисдикцию Китая.
       Под предлогом защиты от Советского Союза в Монголию были введены китайские войска.
      В конце 1920 г. барон фон Унгерн-Штернберг — фанатичный противник большевиков — вторгся в Монголию с территории Бурятии, изгнал китайцев и вернул власть в стране ее традиционному буддийскому лидеру — Восьмому Джецун-дамбе.
      В 1921 г. монгольский революционер Сухэ-Батор провозгласил в Бурятии Временное коммунистическое правительство Монголии.
      В течение долгого времени в Монголии были популярны учения Калачакры.
      Воспользовавшись верой монголов в эти учения,  ставленник СССР Сухэ-Батор стал преподносить их в выгодном для него ключе.  Он говорил своим последователям, что если они будут сражаться за освобождение Монголии от угнетателей, то в будущей жизни переродятся воинами Шамбалы.
        Позднее, в 1921 г., Сухэ-Батор выбил войска Унгерна из Монголии с помощью Красной армии.
       Затем ограничил власть Джецун-дамбы и позволил Красной армии контролировать страну. Части Красной армии оставались на территории Монголии вплоть до смерти Джецун-дамбы в 1924 г. и последовавшего вскоре за этим провозглашения Монгольской Народной Республики.
           Как раз в это время  в Монголии  находился  ученый-парапсихолог Барченко, имевший определенные связи в советском политбюро. Там он изучая  быт и культуру  моголов  узнал об буддийском  учении Калачакры.

        Справка: Калачакра (санскр., «Колесо Времени») — идам (тантрическое божество), используемое в наиболее сложной системе тантр — Калачакре-тантре.
Калачакра тантра (санскр. «Тантра Колеса Времени») — тантра, в тибетской традиции считающаяся вершиной тайн Ваджраяны.
    Одна из идей «Калачакры» — доктрина единства бытия.
    Калачакра разделена на пять глав. Первая глава этой тантры посвящена космологии, астрономии, астрологии и теории календаря. Эти идеи «Калачакры» произвели такое впечатление на тибетцев, что они провели реформу календаря, введя систему шестидесятилетних циклов, принятую уже более тысячи лет в Китае.
   Причиной заимствования китайского календаря послужило то обстоятельство, что календарь «Калачакры» также основывается на шестидесятилетнем цикле, хотя и несколько ином, чем цикл китайского календаря.
   За точку календарного отсчета (первый год первого цикла — рабджуна) был взят 1027 г., когда, в соответствии с тибетской традицией, буддийский учитель Атиша принёс текст «Калачакры» из страны Шамбала.
   Вторая глава посвящена описанию человеческого организма, третья — подготовке к медитациям — этап инициации, четвертая — самим медитативным практикам, пятая — состоянию просветления.
   Калачакра мандала — мандала в виде круговой или пространственной схемы мироздания, используемая в тантрической системе Калачакры

     Вникнув  в учение, А. Барченко пришел к мысли о том, что учения Калачакра-тантры, подчеркивающие космогоническую роль частиц материи, а также описывающие циклы истории человечества и грядущую войну между воинством Шамбалы и захватчиками-варварами, предвосхищали учение диалектического материализма — официальной философии коммунистов!

         Он  вернувшись  в Москву, организовал группу по изучению Калачакры, в которую вошли некоторые высшие партийные функционеры. Среди них был и  Глеб Бокий — глава особого отдела Объединенного государственного политического управления (ОГПУ, предшественник КГБ).
          И пока в ОГПУ  изучали буддизм, в  коммунистической России  (уже ставшей СССР)   появились и  другие люди, которые  также считали, что коммунизм и буддизм вполне могут  мирно сосуществовать.
         Первым по значению был русский теософ Николай Рерих (1874–1947).
         Он  совершил несколько путешествий по Тибету, Монголии и Алтаю в поисках Шамбалы между 1925 и 1928 гг.
         Он полагал, что легендарная родина учений Калачакры — это земля вселенского мира.
          Из-за связей с Барченко и их общего интереса к Калачакре Рерих даже прервал свою экспедицию в 1926 г. и приехал в Москву.
         Там через советского министра иностранных дел Чичерина он предал огласке некое письмо  учителей- махатм к советскому народу.   В письме восхвалялась революция, покончившая, в числе прочего, со «злом частной собственности», и обещалась «поддержка в объединении Азии».
           В качестве подарка от махатм Рерих предъявил пригоршню тибетской земли, которую надлежало насыпать на могилу «нашего брата — махатмы Ленина».
           Кончилось все тем, что ОГПУ  заинтересовавшись идеями и личностью Н. Рериха, успевшего получить европейскую известность как теософ, завербовало его как своего агента.
           Эта информация,  до сих пор строго засекречена.  А появляющиеся  в открытой печати  данные, есть или намеренной утечкой информации,  или дезинформацией,  различных спецслужб, в их извечной войне друг с другом.
         Потому как Н. Рерих  был агентом не только ОГПУ, но и немецкой разведки,  а так же  контролировался дипломатической  службой  Тибетского правительства, как посвящённый Далай – ламой, в сокровенные тайны  тибетской политики.
       Миссия  Н. Рериха даже  после  удачно проведенной им «Центрально-азиатская экспедиция 1924-28 гг.», не имела успеха, и  он  был вынужден, в конце концов, вернутся  в Северную Индию.  
       Там  в июле 1928 года в Западных Гималаях, в долине Кулу Н. К. Рерих основывает «Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». где он и прожил  до самой своей смерти, занимаясь написание теософских трудов и рисованием картин.
            Тем не менее, власти СССР  разочаровавшись в Н. Рерихе,  сами  в 1928 гг. организовали  еще две экспедиции в Лхасу. Их возглавляли  офицеры Красной армии из -калмыков, переодетых  буддистскими паломниками.
          Основной целью этих экспедиций был сбор информации и исследование возможностей для дальнейшего распространения коммунистической идеологии в Центральной Азии, а также расширения сферы влияния Советского Союза.
           Посланники СССР,  предложили Тринадцатому Далай-ламе в обмен на сотрудничество с Советским Союзом гарантию независимости Тибета и защиту от Китая.
          Идею  нового союза Тибета и СССР  активно поддерживал и живший в СССР Джоржиев.
         Он направил Тринадцатому Далай-ламе письмо, восхваляющее советскую политику по отношению к национальным меньшинствам.
         В письме говорилось, что Будда фактически был основателем коммунизма, что Ленин был высокого мнения о Будде и был проникнут буддийским духом.
        Доржиев вновь пытался использовать свое влияние, чтобы склонить Далай-ламу к повороту в сторону Советского Союза.
          Может эти усилия и  принесли свои плоды, но  в СССР с приходом к власти И. Сталина,   отвергли  крамольную идею,  что Будда был первым в мире коммунистом и  там начались новые  гонения на буддизм, как и  другие религии вообще.
          В это время  СССР  приступил к осуществлению своей программы коллективизации и искоренения религии  было одним из условий успешного завершения этих планов..
          Его примеру  вскоре последовала и Монголия.
           В Монголии, как и крестяне в СССР  многие воспротивились коллективизации. И там под руководством буддистских монахов  началась Шамбалинская   война ( 1930–1932 гг.)
          В ответ на это восстание в  1932 г. Сталин ввел в Монголию части Советской армии, чтобы его подавить и заодно исправить «левацкий уклон» в Коммунистической партии Монголии.
          Получив от Доржиева информацию о подавлении буддизма в Советском Союзе и утверждении коммунистических идей  Монголии, тибетцы насторожились.
           Их также беспокоили так же и  планы, что строили китайцы относительно их собственной страны.
          Правительство Чан Кайши, оно по-прежнему считало Тибет и Монголию неотъемлемой частью Китая.
           Одним из первых декретов нового правительства стало учреждение комиссии по делам Монголии и Тибета.
          Новая власть в Китае также приняла сторону Девятого Панчен-ламы в его споре с тибетским правительством. Панчен-лама с 1924 г. жил в Китае.
         Поскольку не все знают, кто такой  этот Панчен-лама то подаю  необходимую справку.

          Панчен-лама (от пан, сокращение санскр. пандита — учёный, тибет. чен — великий и лама), титул второго (после Далай-ламы) иерарха ламаистской церкви в Тибете. Институт П.-л. существует с середины 17 в.
         10-й П.-л.— Лобсан Принлэлхунтруп Чхоки-гьэцэи (родился 1938); возведён в сан в 1949, с 1951 занимал ряд крупных постов в органах власти в автономном районе Тибет.
          В 1964 был репрессирован. Дальнейшая судьба его неизвестна.

          Но, тогда в 1928-30  годах  настаивал на своей относительной автономии от Лхасы, освобождении от налогов, праве иметь собственные вооруженные силы, а также требовал разрешения на возвращение в Тибет в сопровождении солдат китайской правительственной армии. Далай-лама отверг его требования.
         В период с 1930 по 1932 г. тибетцы и китайцы вели боевые действия, стараясь взять под свой контроль некоторые районы Кхама.
          Далай-лама попросил у Британии потребовать от Китая перемирия; Британия вступила в безрезультатные переговоры с Чан Кайши.
         И только когда Япония захватила Маньчжурию, а затем и Внутреннюю Монголию, образовав государство Маньчжоу-го, Китай объявил о прекращении огня в Кхаме, переключив свое внимание на северо-восточный фронт.
          В декабре 1933 г. Тринадцатый Далай-лама скончался; а  регентом на Тибете стал Ретинг Ринпоче.
          Китай направил в Тибет делегацию с щедрыми дарами, чтобы выяснить, согласен ли теперь Тибет войти в состав Китайской Республики.
          Правительство Тибета отвергло дары и вновь заявило о независимости Тибета.
          Но учитывая  неравность сил и возможностей Китая и Тибета Ретинг Ринпоче был согласен на компромисс с некоторыми из требований Панчен-ламы, но  отказался впустить в Тибет сопровождавших его китайских солдат.
         Британцы его просьбу о военной помощи в том случае, если вооруженные силы Китая все же перейдут границу пообещали потребовать от Китая вывода войск.
          В результате Чан Кайши решил игнорировать требования тибетской стороны.
          В начале 1936 г. Панчен-лама в сопровождении китайских войск направился в Тибет.
          В течение следующих месяцев вопрос Панчен-ламы стал предметом сложных переговоров между правительствами Тибета, Китая и Британии.
           В конце концов, Ретинг Ринпоче согласился на сопровождение Панчен-ламы китайскими солдатами, потребовав от Британии гарантий немедленного возвращения китайских военных сил через территорию Британской Индии.
          Китай заявил решительный протест против каких-либо гарантий со стороны иностранных держав.
          В 1937 г. Япония полностью оккупировала Внутреннюю Монголию и север Китая. Китай, теперь полностью погруженный в войну с Японией, предложил Панчен-ламе переждать на территории, контролируемой Китаем, что он и сделал.
         В конце того же года Панчен-лама заболел и умер, разрешив тем самым проблему.
            Однако весь этот инцидент породил в тибетском правительстве глубокое недоверие к китайцам и убеждение в полной несостоятельности Британии в качестве возможного источника помощи.
          И на повестке дня  снова встал вопрос  жизни и смерти. Поиска нового политического и военного союзника в борьбе против Китая.
           Да и   ситуация  в мире   стремительно менялась.  
           В 1933 г. в Германии пришел к власти А. Гитлер.
           Япония,  с которой в Тибета,  уже  были устойчивые  дипломатические отношения заключила  «Антикоминтерновский пакт»  с Германией.
            Пакт провозглашал обоюдную непримиримость стран-участниц к распространению коммунизма в мире. Германия и Япония обязались не вступать в политический союз с Советами, а в случае нападения Советского Союза на одну из сторон вместе решить, какие меры следует предпринять для защиты своих интересов.
           Действуй  в рамках  вышеназванного соглашения Япония  в  1937 г. заняла западную часть Внутренней Монголии и север Китая.  А Германия аннексировала Австрию и часть Чехословакии.
           Учитывая, что тогда сталинские чистки в среде  буддистского духовенства  оставшегося на территории СССР достигли своего апогея, а Китай  вновь навязывал Тибету свое военное присутствие, которое должно было стать первым шагом к присоединению Тибета,  в 1938 г. правительство Тибета, полностью контролируемое Ретингом  Ринпоче, возобновило контакты с Японией.
            Многие тибетцы с одобрением относились к Японии, как буддийской стране, ставшей уже мировой супердержавой и новым покровителем буддийского учения — в особенности на территории Внутренней Монголии.
          Тем более  тибетцы помнили, как   двадцать лет назад японцы помогали в обучении тибетской армии.
          Дружба и возможный военный  союз  с Японией  были надежными  условиями  защиты от территориальных претензий со стороны Китая и Англии.
          И тут,   в Тибете появляются  представители  еще одной, хотя и далекой, но   сильной европейской страны Германии.  
          Которых   тибетцы хорошо встречали, руководствуясь   не просто по  законам гостеприимства, а как своих новых,  возможных   союзников,  в борьбе против  СССР, Китая и Англии,  уже  реального готовившихся  в установлению своей  власти над Тибетом  и его народом.

             (конец ч.10)  
Все фото и схемы  здесь:http://h.ua/story/292625/

© Бровко Владимир, 22.09.2010 в 02:20
Свидетельство о публикации № 22092010022004-00182022
Читателей произведения за все время — 86, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют