Как и все остальные бабочки, она любила лакомиться сладкой пыльцой и пить цветочный нектар, играла с капельками росы и летала в потоках ветра. Жизнь ее текла весело и беззаботно, и маленькое создание не знало ни тревог, ни печалей.
Так все и шло, пока однажды, увлекшись необычайно сладким нектаром, отяжелевшая после еды Белянка не заснула прямо в цветке тюльпана, пропустив в тот день веселые летние игры с другими бабочками...
***
Уже наступила ночь, когда Белянка, безмятежно проспавшая весь день, наконец проснулась. Встряхнув крылышками, она высунула головку из лепестков цветка (который, как и все остальные цветы, закрылся на ночь), зевнула и вылезла. Покачиваясь на лепестке под легкими порывами ветра, она сонно пошевелила усиками и посмотрела вверх...
Огромное ночное небо раскинулось у нее над головой – бесконечное, безграничное, без очертаний, без рамок, без конца и начала. Небесный простор, переливавшийся всеми оттенками темно-синего и фиолетового, был словно проколот россыпями крупных сияющих звезд, среди которых на подушке из серебристого света нежилась полная луна.
Маленькая бабочка, тихонько покачиваясь на цветке, смотрела вверх, а в ее глазах двумя серебряными кружками отражалась сияющая в вышине луна. Заворожено глядя на нее – ведь она впервые в жизни видела ночь! - Белянка вполголоса спросила:
- Что это?
- Это ночь – услышала она рядом – луна и звезды. Разве ты никогда не видела звезд?
Белянка обернулась, но ответивший уже скрылся, и она так и не поняла, что за насекомое (пчела? жук? цикада? она так и не узнала этого, и мы тоже не узнаем...) пролетело рядом с ней. Глядя в ночное небо, бабочка тихо прошептала: «Звезды...»
На следующий день Белянка была необычно тиха и задумчива. «В чем дело? – спрашивали другие бабочки – ты совсем на себя не похожа.»
Белянка попробовала рассказать им о звездах, но бабочки только удивленно смотрели на нее. Ночью, как и положено дневным бабочкам, они спали, и никогда не видели ни звезд, ни луны, ни чернильно-фиолетового неба. В конце концов Белянка уговорила их дождаться ночи и вместе с ней полюбоваться на сияющие в вышине звезды и серебристый лунный свет.
День тянулся необычайно долго. Пылающее жаром солнце словно прилипло к ярко-голубому, без единого облака, небосводу. Белянка, сидевшая в тени на ветке дуба (сегодня ее не тянуло играть), смотрела, как остальные бабочки резвятся над лугом. Ей казалось, что вечер никогда не наступит.
Вздохнув, бабочка вспорхнула с ветки. Рассеянно глядя по сторонам, она летела вперед, пока не устала. Подумав, Белянка опустилась на подоконник ближайшего деревенского дома, чтобы немного передохнуть. Она заглянула в окно, но в комнате не оказалось ничего для нее интересного – только диван и шкафы с книгами.
На подоконнике стояла большая (по сравнению с бабочкой) и, на взгляд Белянки, громоздкая и непонятная штуковина. Потрогав ее усиками и облетев со всех сторон, бабочка хмыкнула: «Чего только не придумают люди!». Тут за дверью раздались шаги и голоса, и она поспешно спряталась за штору. В комнату вошли мальчик и девочка лет 12-13.
- Смотри! – сказала девочка, подходя к подоконнику – иди сюда, посмотри!
- Ух ты! – мальчик протянул руку и потрогал гладкий блестящий бок штуковины – телескоп! И в него правда видно звезды? Он настоящий?
- Да! Просто маленький...
- А мне можно будет в него посмотреть?
- Конечно! Приходи вечером.
- А ты уже смотрела в него?
- Еще вчера. Ты же знаешь, мне всегда нравились звезды.. а о телескопе я давно уже мечтала.
- Мне тоже нравятся звезды... хотя на самом деле огромные шары раскаленного газа... сияя во тьме, они словно хотят сказать нам, чтобы мы никогда не отчаивались, ведь даже в ночи есть свет. Это из твоей книги – рассмеялся мальчик – из той, про звезды и галактики.
- Кажется, мама звала... – девочка прислушалась – да, точно... пошли!
Дети вышли из комнаты. Едва их шаги затихли, бабочка выпорхнула из-за шторы. Теперь телескоп уже не казался ей громоздкой и непонятной штуковиной. Восхищенно облетев его со всех сторон, Белянка уселась на подоконник и, думая о звездах, незаметно для себя задремала.
Когда она открыла глаза, солнце уже клонилось к закату, а в воздухе «тянуло» вечерней прохладой. Встрепенувшись, Белянка взлетела и стрелой понеслась к лугу.
- Подождите! – крикнула она еще издали. Запыхавшись, она подлетела к бабочкам, которые уже разлетались на ночлег. – куда же вы? Разве вы забыли...
Зевая, бабочки стали разлетаться в разные стороны. «Давай потом» - сказала одна. «Я так хочу спать...» - зевнула другая. Третья заползла в трещину на стволе дерева... В считанные минуты поляна опустела.
Бабочка ухватила за лапку свою лучшую подругу, с которой чаще всего играла в догонялки.
- Жемчужница, хоть ты останься! – взмолилась она – мы же хотели на звезды посмотреть!
- Ладно, ладно... – зевая, Жемчужница вместе с Белянкой уселась на ветку дерева.
Быстро стемнело. На небе, словно маленькие огоньки, одна за другой стали загораться звезды.
- Смотри! – радостно воскликнула Белянка, посмотрела на подругу и осеклась: так крепко спала. Бабочка потрогала ее усиками, потормошила лапкой, но Жемчужница только пробормотала что-то во сне и даже не пошевелилась. Вздохнув, Белянка накрыла подругу лепестком цветка и медленно полетела над ночным лугом.
Полюбовавшись звездами, бабочка решила немного размяться, взмыла над лугом и направилась в сторону деревни. Через некоторое время она подлетела к большому двухэтажному коттеджу. Погруженная в свои мысли, она пролетела бы мимо, но ее внимание привлекли мелодичные звуки. На крыльце, спиной к открытой двери, из-за которой лился желтоватый свет, сидел темноволосый парень лет 20 и задумчиво перебирал пальцами струны гитары.
Заинтересованная, Белянка подлетела поближе и уселась неподалеку. Негромкие, мелодичные, словно легкий шум дождя, звуки очень понравились ей, и некоторое время она тихонько слушала, но тут парень остановился.
- Неужели я так бездарен? Или просто.. а, неважно! Наверно, я пытаюсь «откусить слишком большой кусок» – откладывая гитару, сказал он негромко. Прошелся по крыльцу, достал пачку с сигаретами, щелкнул зажигалкой, обжег палец и зашипел от боли. Раздраженно отшвырнув зажигалку, парень скрылся в доме. Удивленная Белянка услышала, как он горестно сказал «Похоже, мне не под силу научиться играть...», и дверь захлопнулась.
Бабочка покружила над гитарой, села на гриф. Коснулась лапкой струн, вздохнула. В этот момент облака на небе разошлись, и лунный луч осветил веранду. Белянка подняла голову и задумчиво посмотрела на далекие, мерцающие в небе огоньки. «Они словно хотят сказать нам, чтобы мы никогда не отчаивались - вспомнилось ей - ведь даже в ночи есть свет.»
И тут, неожиданно даже для нее самой, маленькой бабочке пришла в голову странная мысль: «Я хочу стать звездой». Белянка встряхнулась, потом рассмеялась: «О чем я только думаю? Разве может стать звездой крохотная бабочка?»
...Погруженная в свои мысли, бабочка летела над ночным лугом. Мысль о звездах не желала уходить, а посетившее ее странное желание пугало и удивляло, но продолжало манить и притягивать. В конце концов она уселась на ветку ели и, чтобы окончательно рассеять сомнения, громко сказала вслух: «Я – бабочка. Не звезда. Я..» Вдруг внизу послышались голоса. Белянка перепорхнула на нижнюю ветку и прислушалась.
- А теперь моя очередь!
- Ну хорошо, только недолго.. держи.
Белянка присмотрелась и узнала детей, которых видела днем. Весело переговариваясь, они сидели в высокой траве и по очереди смотрели в маленький телескоп.
- Вот бы увидеть, как вспыхивают звезды – говорила девочка
- Звезды рождаются, живут и умирают – глядя в телескоп, ответил мальчик – но мы это вряд ли увидим.. я читал, что звезда может вспыхнуть при столкновении..
- Как это?
- Ну, например, камешек или песчинка, несясь в пустоте, столкнется с другим камешком или еще чем-нибудь.. с пылинкой... с куском метеорита...
- В космосе?
- Ну да. И при большой скорости от такого столкновения может зажечься новая звезда.
- А это будет видно отсюда?
- Не знаю.. пошли-ка домой, родители, наверно, меня уже с собаками ищут!
Дети убежали, унеся с собой телескоп, а ошеломленная бабочка осталась сидеть на дереве.
Весь следующий день Белянка провела в лепестках цветка. Подруги звали ее играть, но бабочка только качала головой и продолжала о чем-то думать. Наконец, когда солнце стало клониться к закату, она облетела луг.
«Белянка, ты чего? – спросила Жемчужница – пошли спать. А нектар? ты почти не ела сегодня...» Белянка только улыбнулась и сказала загадочную (для других бабочек) фразу «Мой смысл не в этом...» «А в чем же?» - недоумевали бабочки. Но Белянка только покачала головой. Удивленно переглядываясь, бабочки разлетелись на ночлег.
Собравшись с духом, бабочка последний раз оглядела родной луг, глубоко вздохнула, загоняя страх на «задворки» сознания, и, решительно взмахнув крыльями, стала подниматься все выше и выше, пока не «превратилась» в крохотную точку, а потом и вовсе исчезла из виду.
Уже совсем стемнело, и небо покрылось россыпью бесконечного множества мерцающих звезд. Маленькие небесные "светлячки" таинственно сверкали в вышине. Крохотная бабочка летела к звёздам что есть сил... порой казалось, что ее хрупкие крылышки не выдержат чудовищного напряжения, и она сейчас сорвется и, кувыркаясь в воздухе, будет падать в эту иссиня-фиолетовую небесную бездну, пока не разобьется... но бабочка продолжала подниматься все выше и выше, преодолевая боль... она летела, летела и летела...
...Белянка даже не успела понять, что произошло – лишь на миг ощутила сильный удар и мгновенный всплеск боли, а потом ее ослепила вспышка белого света, и ее сознание померкло...
...- Не может быть! Это же... я мечтала увидеть такое... всю жизнь...– у девочки перехватило дыхание от восторга, широко раскрытыми глазами она смотрела в ночное небо, высунувшись из окна, потом выскочила на крыльцо. Мальчик (он жил в доме напротив) уже бежал к ней.
- Ты видела?! – кричал он – скорее неси телескоп!
Парень, сидящий на крыльце с гитарой на коленях, поднял голову и «застыл», не в силах произнести ни слова. Высоко-высоко в небе разгоралась огромная вспышка бело-голубого света, похожая на северное сияние, но во много, во много раз красочнее и ярче – она словно излучала надежду, рождая в душЕ радость и гармонию.
Лучи, протянувшиеся от света новой звезды, осветили все с такой силой, что вокруг стало светло, как днем. Парень долго смотрел вверх, не в силах отвести взгляд, потом посмотрел на свою гитару... вздохнул... и начал играть.
- Я хочу стать астрономом – сказала девочка, передавая мальчику телескоп – я приложу все силы, вот увидишь...
- Я тоже – сказал мальчик. Переглянувшись, дети улыбнулись и пожали друг другу руки.
- Мама, папа, смотрите! – маленький мальчик лет пяти изо всех сил тянул родителей за руки к окну. Его родители, восхищенно ахнув, долго смотрели в окно.
- Ты прости, ладно? Давай забудем эту глупую ссору – тихо сказал папа мальчика и обнял жену за плечи. Та улыбнулась и прильнула к нему.
...Внизу, на Земле, ученые торопливо отмечали время «рождения» нового небесного тела, люди еще долго (даже после угасания яркой вспышки) смотрели в небо, пораженные красотой и мощью открывшегося им зрелища, а молодая звезда, освещала Землю своими лучами, тихонько улыбалась и, думая о тех, кто остался там, внизу, на ее родной планете, вспыхивала еще ярче.
8 сентября 2010 года
Лилия