Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 372
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 371
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Тайны Русской православной церкви Глава 2 ч.4 (Очерк)

                                       ч.4

                    Монах Авель в Тайной экспедиции

            В третей  части, этой работы мы  простились с расстриженным монахом Авелем, когда   казенная  почтовая тройка,   под  командой бравого прапорщика Масленникова,   унесла его в с заснеженной, февральской  Костромы  в далекий  и  не менее холодный   Санкт-Петербург!
           Вот,  давайте  уважаемый  читатель и остановимся на этом моменте.
           Путь то с Костромы  до Петербурга долгий. И  это ведь только сейчас,  начал ходить пассажирского поезда № 045М Кострома - Санкт-Петербург, а   по состоянию на 1796 г. поездка в Санкт-Петербург  было большой  проблемой.
           Но, ведь  ездили же люди  из Костромы  в Санкт-Петербург?
           А  вот как?
           Как раз в конце XVIII в. появляется важнейший для  российской почты документ - «Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей», на основе которого, почтовая  служба  организовывалась  в течение дальнейших 80 лет.
           Читатели, я надеюсь, так же помнят  повесть А. Пушкина «Станционный смотритель» или читали Н. Гоголя  с его «Мертвыми душами», где хорошо описана  почтовая  служба.
           Так вот, правила требовали, чтобы содержатели почтовых станов чинили построенные казной дома, конюшни и содержали все в исправном состоянии.
            Порядку скорой гоньбы было посвящено целых четыре пункта, в которых говорилось, что во избежание задержки почты на каждой станции должно было содержаться по 6 запряженных лошадей и по два почтальона, готовых к немедленному отъезду.
            Запрещалось задерживать курьеров и чемоданы с ординарной почтой более чем на 10 минут.
           Велись специальные записи времени прибытия и отправления почты, а также от кого она принята и с кем отпущена.
           Но, вот  чисто русским изобретением была именно сами  «Почтовая тройка».
          Это  особой образ упряжки в экипаж лошадей — впервые появился в первой половине XVIII века.
          До того времени лошадей на Руси запрягали и по одной, и по две, и по четыре, но именно «тройка» оказалась самой маневренной и быстрой: три лошади легче тянули почтовый фургон, чем две, а управлялись они куда легче четверки.
         Тогда же в качестве спец. сигнала для почтовой упряжки стали использовать поддужный колокольчик, который стал надежным и простым средством оповещения о приближении курьерских и ямских троек, чтобы смотритель успевал вовремя готовить смену уставшим лошадям.
        После многочисленных жалоб почтовых чиновников на любителей колокольного звона, Сенат издал указ, запрещающий использовать в упряжке колокольчики всем лицам, не имеющим отношение к почте.
          Вот так  донесла казенная почтовая  тройка нашего Авеля  в столицу  Российской империи Санкт-Петербург.
           Ну, вот, наконец, и Санкт-Петербург!
           И у нас встает следующий  вопрос, особо актуальный  в наше время!
           А где  эта «Тайная  экспедиция»? И, что  вообще нам известно об этом государственном  учреждении?
         Но при обращении к этой теме, оказывается, что    не смотря на прошедшие  более чем 200 лет, со дня  закрытия  «Тайной  экспедиции»,  ее тайны,  остаются до сих пор  за  семью печатями.
        Как  в Российской империи, так и в СССР,  и не говоря  уже про нынешнюю РФ где с приходом  к пожизненной власти  Владимира Путина, мы имеем как бы полную реинкарнацию  этой зловещей и таинственной, даже  для  тех далеких от нас,  современников описываемых событий -  «Тайной  экспедиции».
       Только вот возвратилась «Тайная канцелярия» уже,  в форме, бесконтрольной власти  ФСБ над той территорией, что отошла   РФ после распада СССР.
       Но, возвращаясь в 1796 год, мы  из открытых  источников  мы  можем узнать следующие  и довольно скудные сведения о деятельности  «Тайной  экспедиции».
         «ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ - центральное государственное учреждение России, орган политического розыска, действовавший при Сенате в 1762-1801 гг.
           Тайная экспедиция была учреждена по указу Екатерины II взамен Тайной канцелярии.
            Тайная экспедиция находилась в Петербурге, в Москве располагалось ее отделение.
            Руководил Тайной экспедицией генерал-прокурор Сената, его помощником и непосредственным распорядителем дел Тайной экспедицией был  обер-секретарь.
           Более 30 лет эту должность занимал С.И. Шешковский.
           Тайная экспедиция производила следствие и суд по важнейшим государственным делам.
           Некоторые приговоры утверждала Екатерина II,  например, по делам В.Я. Мировича, Е.И. Пугачева, А.Н. Радищева и др.
           Во время следствия часто применялись телесные наказания.
           В 1774 г. секретные распорядители Тайной экспедиции расправлялись с участниками пугачевщины,  на местах.
         После ликвидации  в 1801 году Тайной экспедиции ее функции были возложены на 1-й и 5-й департаменты Сената.
         А вот что пишет  о «Тайной канцелярии»  другой   источник:
         «Манифестом 1762 года была официально ликвидирована тайная полиция и канцелярия тайных розыскных дел.
         Однако на деле ее функции были возложены на третью экспедицию Сената.
         12 Манифестом Екатерины II 1762 года были внесены существенные изменения в организацию нового тайного ведомства.
         Согласно ее распоряжению, тайная экспедиция оказалась в подчинении одного генерал – прокурора.
          Передача тайной экспедиции в ведение генерал – прокурора  обеспечивала органам политического сыска максимальную централизацию, независимость от других учреждений и сохранение наиболее полной секретности расследований.
         Тайная экспедиция,  действовала в условиях нараставшего народного недовольства с первых дней своего существования развернула активную деятельность.
          Поводом для возбуждения политических дел в тайной экспедиции чаще всего служили доносы.
         Широко применялась пытка, которая была отменена лишь Александром I в 1801 году.
          Помимо широкого использования доносов, организовывалась слежка за радикально настроенными лицами. Во время следствия в тайной экспедиции отношение к подсудимым продолжало оставаться неодинаковым, в зависимости от их социальной принадлежности.
         Неравенств лиц перед законом внесено не только на характер допросов, но и на силу наказания, на условия содержания в тюрьме».
      Вот в такое место и попал  наш «пророк Авель».
      По прибытии в Санкт-Петербург, важного и особо опасного государственного преступника, крепостного крестьянина Василия Васильева  поместили в главную царскую тюрьму  -  Петропавловскую крепость.
      Точно не известно, в каком месте содержался Авель в Трубецком бастионе или Алексеевском равелине.
       Но и это не важно, ибо условия  содержания были одни и те же невыносимые…

       В самой «Тайной экспедиции» тоже и с нетерпением поджидали  появления  Василия Васильева (Авеля)!
        Ведь давно не секрет, что органы политического сыска, скажем,  в отличии   от криминальной  полиции, зачастую, сами создают  «заговоры» и сами потом их успешно  раскрывают!
         Чем заслуживаю и высокие награды, и оправдывают  своё  денежное содержание от своих патронов!
         Вот и в Санкт-Петербурге нашлись люди, искренне заинтересовавшиеся  «предсказаниями монаха Авеля» и  еще не видя Авеля, уже мысленно стали  примерять  к себе новые награды и  другие царские пожалования,  вследствие обезвреживания «опасного государственного преступника».
    
         Главным следователем по делу Авеля был назначен  Александр Макаров.
         И, не взирая  на весь свой опыт и приименные  к Авелю  изуверские пытки,  ни Макаров, ни его  шеф, генерал-прокурор Самойлов  не смогли сломить,  как им казалось  простодушного Авеля!

         Он   ни от одного своего слова не отказался,  наоборот утверждая, что мучился совестью девять лет, с 1787 года, со дня первого  видения.
        Он желал и боялся «об оном гласе сказать Ея Величеству». И вот в Бабаевском монастыре все же «записал» свои видения.

          Теперь давайте разберемся,  а кто такой генерал-прокурор Самойлов? О нем в отличии от Александра Макарова  известно больше.

          Вот, что писали Александр Звягинцев Юрий Орлов о нем в своей  книге:
         «От первого прокурора России до последнего прокурора Союза».

         Граф Александр Николаевич Самойлов родился в 1744 году. В 16-летнем возрасте вступил рядовым в лейб-гвардии Семеновский полк, в составе которого спустя несколько лет, будучи уже офицером, принимал участие в русско-турецкой войне.
         За «храбрые и мужественные дела при Силистрии» он получил свою первую награду — орден Св. Георгия 4-го класса. После войны положение молодого офицера при высочайшем дворе упрочилось.
           В 1775 году ему был пожалован чин камер-юнкера и почти одновременно с этим он получил новое престижное назначение правителя дел Совета при высочайшем дворе и в этой должности пребывал двенадцать лет, оставаясь в то же время на военной службе. Во второй (при Екатерине II) русско-турецкой войне А. Н. Самойлов участвовал уже в чине генерал-поручика.
            Воинская колонна, которой он командовал, в декабре 1788 года штурмовала Очаков. Во главе ее шел на приступ и Самойлов. За эту операцию Александр Николаевич был удостоен ордена Св. Георгия 2-го класса. Баталии, в которых принимал участие генерал-поручик Самойлов, следовали одна за другой.
             При взятии крепостей Каушаны, Килии и Бендеры он вновь отличился, за что получил орден Св. Александра Невского, а за штурм крепости Измаил 12 декабря 1790 года его грудь украсила очередная награда — орден Св. Владимира 1-й степени.
             В 1791 году, после смерти Г. А. Потемкина-Таврического, А. Н. Самойлов по поручению Екатерины II некоторое время вел (до прибытия графа А. А. Безбородко) мирные переговоры с турками в Яссах.
             В конце января 1792 года именно он привез Екатерине II известие о заключении выгодного для России мира.
            За это императрица лично «возложила» на его грудь орден Св. Андрея Первозванного и пожаловала ему 30 тысяч рублей.
            17 сентября 1792 года Екатерина II назначила А. Н. Самойлова на «короткое время» генерал-прокурором Сената вместо тяжело больного князя А. А. Вяземского, а затем (20 декабря) утвердила его в этой должности, поручив одновременно управлять казначейством и Ассигнационным банком.
             Самойлов занимал пост генерал-прокурора четыре года. Он пользовался благосклонностью императрицы, которая находила у него «равное усердие» с прежним генерал-прокурором.
              Однако к гражданским делам Самойлов привыкал с трудом.
              Ему гораздо легче было командовать войсками, вести солдат на штурм, нежели заниматься тягостной работой в Сенате. Многие высшие сановники недолюбливали его и поговаривали, что он вследствие некомпетентности «наделает много хлопот императрице».
             И они были недалеки от истины. Дела в Сенате обстояли не блестяще, хотя Самойлов и прилагал усилия к их исправлению. В результате, когда Самойлов покинул генерал-прокурорскую должность, в Сенате оказались целые «завалы» нерешенных дел, которые расчищали потом его преемники в течение нескольких лет.
              Деятельность Самойлова по осуществлению надзора за Сенатскими определениями протекала довольно бесцветно. В основном она заключалась в объявлении именных указов, решении конкретных дел и переписке с обер-прокурорами.

           Более энергично он руководил местными прокурорскими органами, направляя прокурорам коллегий и губерний свои «ордера», требуя от них отчеты по самым разнообразным вопросам и «приложения всемерного старания» к наведению порядка.
           Генерал-прокурор внимательно следил, чтобы подчиненные ему прокуроры беспрекословно выполняли свои обязанности и своевременно информировали его о всех выявленных ими нарушениях закона. Особое внимание всегда уделялось соблюдению казенных интересов.

           Генерал-прокурор А. Н. Самойлов постоянно докладывал императрице Екатерине II о количестве и характере дел, которые расследовались полицией и рассматривались суда ми.
           Для этого он истребовал соответствующие ведомости от нижестоящих прокуроров. Значительное внимание он уделял работе с прокурорскими кадрами.
           Все назначения, увольнения, перемещения прокуроров и стряпчих производились через него. Он предоставлял им отпуска, или, как тогда писали, «увольнения», обычно на 29 дней, а если требовалось лечение — то и на более длительный срок, представлял к награждению чинами и орденами, объявлял взыскания за нерадение и т. п.
           В качестве генерал-прокурора А. Н. Самойлов, как и его предшественники, стоял во главе политического сыска и руководил Тайной экспедицией. Делами этой экспедиции ему приходилось заниматься вплотную.
           После Великой французской революции в России резко обострилась обстановка. Вольнолюбивые мысли проникли во все слои населения. Создавались различные общества, печатались «крамольные» книги, все чаще и чаще звучала критика самодержавного правления, все громче раздавались призывы к уничтожению крепостной зависимости крестьян.
            В этих условиях была усилена карательная политика Екатерины II, проводником которой стал генерал-прокурор.
             После проведения процесса над А. Н. Радищевым, написавшем знаменитую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», которого Екатерина II назвала «бунтовщиком хуже Пугачева», заточения в крепость без всякого суда выдающегося русского просветителя Н. И. Новикова в Тайной экспедиции политические дела возникали одно за другим.
          Заниматься всеми ими приходилось А. Н. Самойлову, который глубоко вникал в их сущность, лично допрашивал арестованных вольнодумцев, докладывал о ходе расследования дел императрице.
        За свою службу он был удостоен многих российских орденов, а в январе 1775 года возведен в графское достоинство.
         После смерти Екатерины II император Павел I отправил Самойлова в отставку.
         Граф А. Н. Самойлов умер в 1814 году».


          Надеюсь, что читатель получил  хотя бы поверхностную,  характеристику одного из новых,  главных действующих  лица  этой  части.  Старого солдата, о котором очень хорошо сказано - « Ему гораздо легче было командовать войсками, вести солдат на штурм, нежели заниматься тягостной работой в Сенате.
          Многие высшие сановники недолюбливали его и поговаривали, что он вследствие некомпетентности «наделает много хлопот императрице»  и уже поняли, что и здесь, в последней  судебной инстанции Российской империи, монаху Авелю (Василию Васильеву)  не дождаться,  объективного разбирательства и справедливого решения.

         Генерал – прокурор Самойлов  получив данные о прибытии Авеля  в Петропавловскую крепостью, сам прибыл в «Тайную Экспедицию» и  долго  и не беспристрастно  беседовал  с доставленным туда  провидцем Авелем!
        По мере  многодневных,  с применением пыток  допросов Авеля,  Самойлов все больше склонялся  к  мысли, что перед ним  очередной  российский юродивый.
          Кто же такой  ЮРОДИВЫЙ.
           Справка: В Российской империи под юродивым понимали следующих лиц.

            «ЮРОДИВЫЙ, безумный, божевольный, дурачок,  отроду  сумасшедший;  народ  считает  юродивых  Божьими  людьми,  находя    нередко   в бессознательных поступках их глубокий смысл,  даже предчувствие или предведенье;  церковь  же признает и юродивых Христа ради, принявших на себя  смиренную личину юродства; но в церковном же значении. Юродивый иногда  глупый,  неразумный,  безрассудный:
          Пять же бе от них мудры, и пять юродивы,  Матф.  Ныне более произносят: юродивый.
          Юродивость ж. и юродство ср. состоянье юродивого;  безумие.
          Принимать на себя юродство, юродиться, юродствовать, напускать на себя дурь, прикидываться дурачком, как делывали встарь шуты;  шалить, дурить.
          Юродить кого, делать юродивым; юродеть, становиться таким, тупеть, глупеть, лишаться рассудка.
           Юродствованье, действие или состоянье по глаг. Юродственое житие. Юрод и юрод м. юродка ж. дурак, дура отроду, малоумный; | напустивший на себя дурь».
          
           Российские историки о встрече  Самойлова и Авеля пишут  следующее:
          «Он беседовал с Авелем «на высоких тонах», ударил по лицу, кричал на него:
          «Как ты, злая глава, смел писать такие слова, на земного бога?»
           Авель стоял на своем и только бубнил, утирая разбитый нос:
           «Меня научил секреты составлять Бог!»
              Но, это как бы  эмоции. А ведь говорят, что сохранились и  подлинные документы.

          Вот давайте вместе еще раз и перечитаем  эти документы: протоколы допросов в канцелярии Тайной Экспедиции.
            Правда  это как говорится копия из копий.
            Но  надеюсь, что сохранились и подлинные тексты  этих допросов и когда их  опубликуют мы сможем  проверить их на идентичность сказанного.

          Да и еще  уважаемый читатель, возможно, прежде чем читать далее  может Вам надо обновить свои познания,  в истории Российской империи,  начиная  с периода прихода к власти Екатерины Второй,  но если вы уверены в своих  школьных познаниях то  мы продолжим?
            Вот  допрос от 5 марта 1796 г.
            Вопрос. Что ты за человек, как тебя зовут, где ты родился, кто у тебя отец, чему обучен, женат или холост и если женат, то имеешь ли детей и сколько, где твой отец проживает и чем питается?
          Ответ. Крещен в веру греческого исповедания, которую содержа повинуется всем церковным преданиям и общественным положениям, женат, детей имеет троих сыновей; женат против воли и для того в своем селении и жил мало, а всегда шатался по разным городам.
        Вопрос. Когда ты говоришь, что женат против воли и хаживал по разным местам, то где именно и в чем ты упражнялся и какое имел пропитание, а домашним пособие?
        Ответ. Когда ему было еще 10 лет от роду, то и начал он мыслить об отсутствии из дому отца своего с тем, чтобы идти куда-либо в пустыню на службу Богу, а притом, слышав во Евангелии Христа Спасителя слово: «аще кто оставит отца своего и матерь, жену и чада и вся имени Моего ради, той сторицею вся примет и вселится в царствии небесном», он, внемля сему, вящше начал о том думать и искал случая о исполнении своего намерения.
       Будучи же 17 лет, тогда отец принудил его жениться; а по прошествии, несколько тому времени начал он обучаться российской грамоте, а потом учился он и плотничной работе.
        Поняв частию грамоте и того ремесла, ходил он по разным для работ городам и был с прочими в Кременчуге и Херсоне при строении кораблей.
        В Херсоне открылась заразительная болезнь, от которой многие люди, да и из его артели товарищи, начали умирать, чему и он был подвержен; то и давал он Богу обещание, ежели его Богу угодно будет исцелить, то он пойдет вечно Ему работать в преподобии и правде, почему он и выздоровел, однако ж и после того работал там год.
        По возвращении же в свой дом стал он проситься у своего отца и матери в монастырь, сказав им вину желания своего, они же, не разумев его к Богу обета его от себя не отпускали.
         Он же, будучи сим недоволен, помышлял, как бы ему к исполнению своего намерения уйти от них тайно, и через несколько времени взял он плакатный пашпорт под образом отшествия из дому для работы, пошел в 1785 году в Тулу, а оттуда через Алексин, Серпухов, Москву, пришел в Новгород, из коего водою доехал до Олонца, а потом пришел к острову Валааму, с коего и переехал в Валаамский монастырь, а из него в Валаамскую пустынь.
      Вопрос. В обоих сиих местах, как в монастыре, так и пустыне, начальники и братия какой жизни и поведения, и нет ли от них каких мирских соблазнов, и в чем ты там упражнялся?
     Ответ. Настоятели сих обителей жития честного и трудолюбивого, и никаких он ни от кого не видал мирских соблазнов, а он труждался в монастырском послушании.
     Вопрос. Какой тебе год и откуда был глас и в чем он состоял?
      Ответ. Когда он был в пустыни Валаамской, во едино время был ему из воздуха глас, яко боговидцу  Моисею пророку и якобы наречено ему тако: иди и скажи северной царице Екатерине Алексеевне, иди и рцы ей всю истину, еже аз тебе заповедую.
        1-е скажи ей, егда воцарится сын ея Павел Петрович, тогда будет покорена под ноги его вся земля Турецкая, и сам султан, и все греки, и будут они ему данники, а 2-е, скажи ей, егда сия покорена будет и вера их лживая истребится, тогда будет единая вера и един пастырь по всей земле, тако бо есть писано в Священном Писании.
         И еще рцы ей северной царице Екатерине: царствовать она будет 40 годов.
        Посем же иди и рцы смело Павлу Петровичу и двум его отрокам, Александру и Константину, что под ними будет покорена вся земля.
       Вопрос. Когда ты глас сей слышал?
        В какое время?
       И что ты о сем помышлял и кому о том сказывал ли и что кто тебе на то советовал и какое ты на то полагал намерение?
       Ответ. Сей глас слышан им был в 1787 году в марте месяце.
         Он при слышании сего весьма усумнился и поведал о том строителю и некоторым благоразумным братьям.
         Они же на это ему отвечали: ежели сие дело Божие, так будет тако и не разорится, а ежели не Божие дело, то разорится. Тут жил он без малого пять лет, изучался совершенно духовной жизни и письму полууставом.
        Вопрос. Отобранные у тебя тетрадки, писаные полууставом, кто их писал, сам ли ты, и если сам, то помнишь ли что написано, и если помнишь, то с каким ты намерением таковую нелепицу писал, которая не может ни с какими правилами быть согласна, а паче еще таковую дерзость, которая неминуемо налагает на тебя строжайшее по законам истязание?
        Кто тебя к сему наставил и что ты из сего себе быть чаял?
        Ответ. Ныне я вам скажу историю свою вкратце.
         Означенные полууставные книги писал я в пустыни, которая состоит в Костромских пределах близ села Колшева (помещика Исакова) и писал их наедине, и не было никого мне советников, но вся от своего разума выдумал. Из Валаама пришел в Невский монастырь.
         Тут сказывал я про воздушный глас трем старцам, от коих, как я слышал после, дошло и до сведения митрополита. Из Невского вышед, жил я по разным монастырям.
       Вопрос. Для чего и с каким намерением и где писал ты найденные у тебя пять тетрадей или книгу, состоящую из оных?
       Ответ. В каком смысле писал книгу, на сие говорю откровенно, что ежели что-нибудь в рассуждении сего солгу, то да накажет меня всемилостивейшая наша Государыня Екатерина Алексеевна, как ей угодно; а причины, по коим писал я оную, представляю следующие:
        1) уже тому девять лет как принуждала меня совесть всегда и непрестанно об оном гласе сказать Ея Величеству и их высочествам, чему хотя много противился, но не могши то преодолеть, начал помышлять, как бы мне дойти к Ея Величеству Екатерине II,
       2) указом велено меня не выпускать из монастыря и
       3) ежели мне так идти просто к Государыне, то никак неможно к ней дойти, почему я вздумал написать те тетради и первые две сочинил в Бабаевском монастыре в десять дней, а последние три в пустыни.
        Вопрос. Написав сказанные тетради, показывал ли ты их кому-либо? И что с тобою после воспоследовало за них?
       Ответ. Показывал я их одному из братии, именем Аркадию, который о сем тотчас известил строителя и братию.
        Строитель представил меня с тетрадями моими сперва в консисторию, а потом к епископу Павлу, а сей последний отослал меня и с книгою в наместническое правление, а из него в острог, куда приехали ко мне сам губернатор и наместник и спрашивали о роде моем и проч., а когда я им сказал: «ваше высокопревосходительство, я с вами говорить не могу, потому что косноязычен, но дайте мне бумаги, я вам все напишу», то они, просьбы моей не выполня, послали сюда в Петербург, где ныне содержусь в оковах.
          После таких «признаний»,  в  Авелю очевидно были промены пытки, поскольку иначе не возможно понять его  следующие слова:
        «Признаюсь по чистой совести, что совершенно по безумию такую сочинил книгу, и надлежит меня за сие дело предать смертной казни и тело мое сжечь».
         Следователь  казалось бы уверовавший, что он сломил волю Авеля  продолжает  его допрос.  Но, тут его поджидает и новый сюрприз.
        « Вопрос. Для чего внес в книгу свою  такие слова, которые особенно касаются Ея Величества и именно, акибы на ню сын восстанет и прочее, и как ты разумел их?
         Ответ. На сие ответствую, что восстание есть двоякое: иное делом, а иное словом и мыслию и утверждаю под смертною казнию, что я восстание в книге своей разумел словом и мыслию; признаюсь чистосердечно, что сии слова написал потому, что он, т.е. сын, есть человек подобострастен, как и мы; а человек различных свойств: один ищет славы и чести, а другой сего не желает, однако мало таковых, кто бы оного убегал, а великий наш князь Павел Петрович возжелает сего, когда ему придет время, время же сие наступит тогда, как процарствует мати его Екатерина Алексеевна, всемилостивейшая наша Государыня 40 лет: ибо  так мне открыл Бог.
          И ежели кто скажет, что это неправда и я лгу, то потому и все Священное Писание несправедливо.
        Дайте мне книгу Апокалипсис и всю Библию для истолкования, ибо в Священном Писании много , писано о наших князьях, то я скажу время, когда все сие сбудется; ибо я для того сюда и послан, чтобы возвестить вам всю сущую и истинную правду.
        Далее допрос продолжается, и Авель открывает все новые и новые  российские дворцовый тайны!
        Вопрос. Как осмелился ты сказать в книге своей, аки бы паде император Петр III от жены своей?
        Ответ. Сие я потому написал, что об оном есть в Апокалипсисе, и падеже разумею я свержение с престола, с которого он свержен за неправильные его дела, о коих слышал я еще в младенчестве в Туле от мужиков, и именно:
          1-е) якобы он оставил свою законную жену Екатерину Алексеевну и
         2-е) будто бы хотел искоренить православную веру и ввести другую, за что Бог и попустил на него таковое искушение.
         Что ж касается до сказанного мною о Павле Петровиче, то я и про него слышал, якобы он таков же нравом как и отец его, и слышал здесь в Петербурге, чему уже прошло семь лет, от старых солдат, служивших еще при Елизавете Петровне, которые мне о сем сказали, когда спрошу их, позвавши в кабак и поднесу в меру вина; однако я не утверждаю, правда ли сие или нет и не знаю, живы ли они или уже померли.
        Вопрос. Из показаний твоих и в сочиненной книге твоей усматривается дерзновенное прикосновение до высочайших императорских особ, о котором мнишь ты удостоверить, якобы то происходит от таинства, в Священном Писании содержимого и тебе чрез неизвестный глас открытого, а как таковые бредни твои заслуживают ни малейшего внимания и по испытанию тебя в Священном Писании оказалось, что ты не только о нем ни малого сведения, но и никакого понятия не имеешь, то, отложа сии неистовые нелепости и лжи, открыть тебе самую истину без малейшей утайки:
           1-е) где о падении или свержении императора Петра III-го от царствования узнал, от кого, когда, при каком случае и как?
          2-е) хотя ты и показываешь, что восстание государя цесаревича на ныне царствующую всемилостивейшую императрицу слышал ты от старых солдат, подчивая их в кабаке, но как и сие показание твое не имеет ни малого вида вероятности, то объявить тебе чистосердечно: где именно, как и через какие средства, при каком случае, от кого именно узнал и для какой причины спрашивал ты о свойствах Его Высочества, так как не касающегося до тебя дела, ибо в том только единое спасение твое зависит от приуготовляемого тебе жребия?
           Далее допрос Авеля  перешел, очевидно в  форму « душевной беседы» следователя с подследственным, и Авель воспользовался этой ситуацией, чтобы снова озадачить Макарова.
    Он задал вопрос своему  Александру Макарову :
   «Есть ли Бог и есть ли диавол, и признаются ли они Макаровым?» и  после этого Авель обещал сказать всю правду.
      Очень интересный поворот  ситуации. Он нам показывает, что Авель не сломлен ни пытками ни заключением в крепость и владея  ситуацией  сложившейся вокруг него  сам перешел в наступление!
          Несмотря на казалось бы сумасбродство бедного монаха, поставленного перед грозное судилище, было в речах его что-то необыкновенное, внушающее и обязующее. Это очевидно сильно  озадачило  А. Макарова, который  был явно смущен этою напряженностью воли, которая не знала страха перед пытками и повергла следователя своего - допросу. В то же время  Макарова искушала мысль и ответом на этот вопрос  добиться  полного признания обвиняемого!
           Макаров собрался с мыслями и дал ответ Авелю. Причем не на словах, а занес его в протокол  допроса!
         «Тебе хочется знать, есть ли Бог и есть ли Диавол, и признаются ли они от нас?
           На сие тебе ответствуется, что в Бога мы веруем и по Священному Писанию не отвергаем бытия и диавола; но таковы твои недельные вопросы, которых бы тебе делать отнюдь сметь не должно, удовлетворяются из одного снисхождения, в чаянии, что ты конечно благосклонностию будешь убежден и дашь ясное и точное на требуемое от тебя сведение и не напишешь такой пустоши, каковую ты присылал.
           Если же и за сим будешь ты притворствовать и отвечать не то, что от тебя спрашивают, то должен ты уже на самого себя пенять, когда жребий твой нынешний переменится в несноснейший и ты доведешь себя до изнурения и самого истязания».
          5 марта 1796. Коллежский советник и кавалер Александр Макаров».
         Как видим А.Макаров  ответил формально, и ожидал новых признаний от Авеля.
         И действительно, после этого объяснения между судьей и подсудимым о Боге и диаволе,  Авель дал ответы по предложенным ему еще  двум вопросам:

           1. О падении императора Петра III-го слышал он еще издетска, по народной молве, во время бывшего возмущения от Пугачева, и сие падение разные люди толковали, кто как разумел; а когда таковые же толки происходили и от воинских людей, то он начал с того самого времени помышлять о сей дерзкой истории; какие же именно люди о сем толковали и с каким намерениям, того в знании показать, с клятвою, отрицается.
       2. О восстании государя цесаревича на ныне царствующую всемилостивейшую императрицу говорит, что он сие восстание разумеет под тремя терминами:
         1) мысленное,
          2) словесное  
         3) и на самом деле.
          Мыслию - думать, словом - требовать, а делом - против воли усилием.
         Сих терминов заключение и пример взял он из Библии, которую читая делал по смыслу заключения и начал описывать.

         Тетради его как настоятелю, так и братии были противны, и они их жгли, а сочинителя настоятель за то сажал и на цепь.
          Но его тревожил все тот же слышанный глас, и он решился идти в Петербург.

          Здесь начал он искать, кто бы ему сказал о нраве его высочества.
          Под Невским монастырем попался ему старый солдат, коего он не знает, и этот солдат удовлетворил его желанию.

            В писании своем советников и помощников не имел и бывшее ему явление признает действием нечистого духа, что и утверждает клятвою, готовя себя не токмо жесточайшему мучению, но и смертной казни.
            Подписался: «Василий Васильев».

             Периодически на допросы  Макаровым Авеля  являлся и сам генерал-прокурор Самойлов.  Есть  даже известие, что Самойлову, дал ему три пощечины.
           «Отец же Авель стояше перед ним весь в благости, и весь в божественных действах».
           Так и ничего не добившись нового от Авеля, его следователи, после долгих сомнений решили все же доложить о предсказателе императрице  Екатерине Второй.

           Екатерине II, услышавшей дату собственной кончины, стало дурно.
           Поначалу она «за сие дерзновение и буйственность» хотела казнить монаха, как и предусматривалось законом.
            Но, все же решила проявить великодушие и указом от 17 марта 1796 года  «Ея Императорское Величество... указать соизволила оного Василия Васильева... посадить в Шлиссельбургскую крепость...
            А вышесказанные писанные им бумаги запечатать печатью генерал-прокурора, хранить в Тайной Экспедиции».

           Дословно  это решение состояло в следующем:
         «Поелику в Тайной Экспедиции по следствию оказалось, что крестьянин Василий Васильев неистовую книгу сочинял из самолюбия и мнимой похвалы   от простых людей, что в непросвещенных могло бы произвести колеблимость  и самое неустройство, а паче что осмелился он вместить тут дерзновеннейшия и самыя оскорбительныя слова, касающияся до пресветлейшей особы Ея Императорскаго Величества и высочайшаго Ея Величества дома, в чем и учинил собственноручное признание, а за сие дерзновение и буйственность, яко богохульник и оскорбитель высочайшей власти, по государственным законам, заслуживает смертную казнь,
        но ея Императорское Величество, облегчая строгость законных предписаний, указать соизволила оного Василия Васильева, вместо заслуженного ему наказания, посадить в Шлиссельбургскую крепость, вследствие чего и отправить при ордере к тамошнему коменданту полковнику  Колюбякину, за присмотром, с приказанием

         содержать его под крепчайшим караулом так, чтобы он ни с кем не сообщался, ни разговоров никаких не имел; на пишу же производить ему по десяти копеек в каждый день, а вышесказанныя, написанныя им бумаги, запечатав печатью генерал-прокурора, хранить в Тайной Экспедиции».

            9-го марта, в 5 часов утра, привезли Васильева в Шлиссельбург, и комендант дал ему самому распечатать конверт от генерал-прокурора, в котором написано было следующее увещание:
          «Помещенное тобою в книге твоей касательно до императора Петра III-го от кого ты взял сию нелепость?
         Кто именно сказывал тебе оную?
         Когда?
         В каком месте?
         При ком или наедине и по какому случаю?
         Ты должен объявить о всем чистосердечно.
         Также ты должен сказать и о том, почему ты включил в книгу следующие слова: «сын ея на ню еще не возста, а возстанет в самое то время, когда придет Сам Бог» и проч.

            Ежели ты хочешь преклонить на себя милосердие всемилостивейшей Государыни, то оставь упорство и обнажи душу свою: скажи, по каким причинам ты приступил к такому дерзкому вранью, сам ли собою или кем возбужден был к тому? Какое намерение у тебя было в сем случае, или тех, которые участвовали с тобою в безразсудности твоей?

       Единое чистосердечное признание твое во всем возможет тебя избавить от всех зол и бедствий, которыя готовит тебе правосудие законов.

         Открой также причину, для которой ты захотел сделаться святошей?
         Кого ты научал глупостям своим?
         Верили ли тебе кто ни есть, и где и в каком роде людей и более ты предуспел?

        Все что скажешь ты сходного  с истиною, послужит к твоему добру, напротив же того, ложность, притворство и двоякость в ответах обратят на тебя всю строгость законов, которые таковых деяний, каковы суть твои, не пощадят».

       Тоесть мы  видим что генерал – прокуор Самойлов  не  оставил  без внимание Авеля и в тюрьме и в надежде добиться от него полного раскаяниям и сопроводил его дело  этим  письмо-приказом коменданту.

        Авель, выслушав сие увещание два раза, отвечал:

       «Я более того, что в последнем г-ну советнику Макарову объяснении написано, сказать ничего не имею, что и утверждаю клятвою.
         Если я за то токмо преступление определяюсь к сему строжайшему и бедственному моему жребию, то приемлю с повиновением и буду сносить до конца жизни».
         В  шлиссельбургском  каземате (№22)  пробыл Авель десять месяцев и десять дней.
         В каземате он узнал и  новость, о которой ему давно было ведомо: 6 ноября 1796 года, в 9 часов утра, скоропостижно скончалась императрица Екатерина II.
          Скончалась точно день в день согласно предсказанию вещего монаха»

                      ( конец ч.4)
                    (продолжение следует)
Все фото  здесь:http://h.ua/story/286467/

© Бровко Владимир, 15.08.2010 в 12:15
Свидетельство о публикации № 15082010121531-00177065
Читателей произведения за все время — 203, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют