либретто симфонической поэмы для оркестра, шумов и балета
ЛИЦА:
СТАРИК, РЫБА, МАЛЬЧИК.
КОРДЕБАЛЕТ:
ТУРИСТЫ, ПРОСТИТУТКИ, РЫБАКИ, ЗБЕЗДЫ, ВОЛНЫ, АКУЛЫ И ПР.
ШУМЫ:
I. ГОЛОС МОРЯ - постоянный в течении всего действия ритм океанского наката. Интенсивность в зависимости от развития действия. Ритм неизменнный, как ровное дыхание.
II. БЕЙСБОЛ - стадион, шаги, дыхание, удар биты по мячу, рев болельщиков и пр,
III. АКУЛЫ-РОКЕРЫ - мотоциклы без глушителя, хэви-металл, сирены и иже.
ПРОЛОГ: ДОМ СТАРИКА
Фонограмма моря при закрытом занавесе с момента входа зрителей в зал. Занавес открывается. Темнота. Музыка Сна Старика: берег Африки. Ирреальная солнечность, наложенная на ритм прибоя. Золотые блики в глубине зелени волны. Может быть ритм ударных отдаленным этнографическим намеком в плане перехода к Фр.Макомберу. Вкрадчивая кошачья поступь, сменяемая игривостью котенка. Все - только в звуке. Диссонансом врывается ритм фокстрота, чарльстона, тустепа, либо черт-те чего еще «цивилизованного» с вяканьем клаксонов и прочей фонетической атрибутикой.
КАРТИНА I
Улица. Темные провалы и яркие витрины, вспышки реклам.
По ней шатаются туристы - прожигатели жизни. Бесцельное, суматошное движение по всему пространству сцены. Из темноты выныривают проститутки, охотясь за клиентами- этакие вспархивающие, пританцовывающие румбово-эротические движения. Музыкально - то же. В толпе - Мальчик обезьяньи повторяет гуляк. В этой свистопляске появляется Старик. Он движется неспешно, прямолинейно, немного по старчески, но - мощно. Во всяком случае все перед ним расступаются, не решаясь застить его путь. В нем нет угрозы – отчужденность и именно мощь, не проявляемая почти внешне, но угадываемая безошибочно. Мальчик случайно оказывается в сфере пустоты вокруг Старика. Не наталкивается, именно в сфере, и сомнамбулически следует за Стариком. Медленное, почти рапидом, смешение цивилизованной толпы в одну кулису по мере такого же продвижения Старика к противоположной, и такое же нарастание Моря. Мальчик вытекает из толпы и следует за Стариком поодаль. В звуке это проявляется отголосками Сна: кошачьи шаги и робкая игривость.
Мальчик на распутьи. Гуляки и Старик ушли в кулисы. Он на сцене один. Потухает улица. Музыка толпы оборвалась. Мальчик бросается, решившись, за Стариком, но на ритм волн накладывается резкий скрип уключин. Старик ушел в море. Мальчик остается ждать.
КАРТИНА II
Море. На горизонте зарево города. Волны играют со Звездами. Ряд микроадажио одновременно. Волны направлены по горизонтали, Звезды же перемешаются в вертикали, переходя от уходящей Волны к набегающей. Музыкально - вариант Сна Старика, только лунно звездная интонация. Занято все пространство сцены. В нем, в направлении движения Волн - Старик. Его пластика одновременно и гармонична с танцем Звезд-Волн и несколько отстраненние. Он принимает эту гармонию как нечто само собой разумеющееся, настолько естественное, что ради этого не стоит отвлекаться от своего занятия. В этой игре возникает Рыба по периферии сцены, не пересекаясь со Стариком. Рассветает. По одной исчезают звезды, утихомириваются волны. С нарастанием света трансформируется музыкальное звучание, проходя через Сон (солнечный ) к жесткой слепящей безжалостной резкости. Зрительно - ярчайшие всполохи рыбьей чешуи. М.б. полный свет и стробоскоп на зрителя. В музыке котеночъи игры становятся хищными прыжками. На одном из этих прыжков -фонограмма - рев стадиона после удачного отбоя бейсбольного мяча. Пластика Старика становится хищно спортивной. он имитирует движения игрока в бейсбол. Во время этого отступления Рыба, сверкающая, появляется рядом со стариком. Тот из воображаемого бытия мгновенно возвращается в реальность. Рывок за мячом превращается в рывок Рыбы. Параллельное синхронное движение Старика и Рыбы. Они связаны невидимой леской, оба - воплощение мощи , но в силу своей связности довольно статичны. Связь еще не общая боль, - она станет таковой позже,- и даже пока еще не схватка. Просто Рыба стремится уплыть, Старик - удержать. В музыке напряжение и нюансы. Четко - два стремления, два начала, контрастные, но несущие в себе возможность синтеза в одно. Вообще, музыкальные характеристики Старика и Рыбы должны бы быть узнаваемы во всех трансформациях.
ПЕРЕХОД В КАРТИНУ III ( состояние III)
Ситуация конца II картины - зрительно. Риты моря ровный, м.б. чуть замедленный. Старик - Рыба - связь. По разным сторонам сцены. Синхронное напряжение. Свет мягчеет в предзакатный. Ровная череда Волн. Минидвижения Старика-Рыбы. Темнеет. Появляются звезды. Игра Звезд с Волнами - другой вариант, более резкий,тревожный. На втором уровне ( станок в арьере, прорыв в заднике ) кабачок. Сцена единоборства. Старик, его молодая ипостась, и кто-то мощнее, громоэдчей, грубее - противник. Локоть к локтю. Напряженная статика - покачивание - максимум движения. На ритм волн наплывает с нарастающей интенсивностью глухой ритм ударов пульса. Частый, частый - истинное мерило времени; взрёвы «цивилизованного» звукоряда,- все остро дерзко, дискретно. Все это на фоне Звезды-Волны и Старик-Рыба. Старик, молодая его ипостась, прижимает руку противника. Мгновенный рассвет. Звезды-Волны исчезли, Старик и Рыба - рядом. ( попробовать использовать эффект вспышки - временное ослепление)
КАРТИНА IV. БОРЬБА.
Схватка Старика с Рыбой. Красота Равенства. Сила против сноровки. Гармония. В музыке - синтез характеристик рыбы и Старика. Они-одно нераздельное. Победа Старика - пронзительно грустная мелодия -не торжествующая, не скорбная, - именно грустная. Пластически -Адажио с куклой.
КАРТИНА V. ВОЗВРАЩЕНИЕ.
Все зрительные ритмы, кроме волн, в обратном направлении. Старик, мертвая Рыба - против волн. Сумерки. Вместо звезд - проекция облаков, несущихся по заднику. Догоняют Акулы. Черная кожа и заклепхи-чешуя, как у металлистов. Рок - музыкально и РОК - неотвратимость.
Клубок борьбы. С мертвой Рыбы сдираются лоскуты сверкающей чешуи, оставляя ворох темных с кровавым багрецом лохмотьев.
Музыкально - Старик-Рыба. Он и есть в этой схватке Рыба. В пространстве - Акулы со всех сторон. Старик-Рыба четко выдерживает направление возврата.
В углу задника возникает зарево Города, которое по мере схватки все разрастается, пока не заливает всю сцену. Финальное адажио Старика с мертвой обезображенной акулами Рыбой. Безысходность.
КАРТИНА VI
Берег. Мальчик. Нарастает тема «цивилизации». Толпа на берегу окружает Старика,дивится на излохмаченную, но все еще поражающую воображение его добычу. Отбирают ее у Старика и - фантасмагория толпы с мертвой рыбой. Что-то от адажио, что-то от Акул и еще нивесть что.
Старик недвижно безучастен. Вступает Мальчик. Кошачья пластика, но уже не котенок, а очень юный, но лев. Отбирает рыбу и разгоняет толпу. Вариация Мальчика. Львиная тема сна Старика, переходящая в сон.
ЭПИЛОГ
Рыба. Старик. Над ними Мальчик .,