Новые избранные произведения
Новые рецензированные произведения
Сейчас на сайте
Всего: 214
Авторов: 0
Гостей: 214
|
…Delete… Монитор тускло мерцал равнодушным ликом. Медленно таяла голубоватая спираль сигаретного дыма. Марк откинулся в кресле и потер воспаленные глаза. Далеко за полночь, а критическая статья не готова, в голове полный раздрай… Стихи незрелые, рифмы бледные, размер не выдержан, автор не имеет ни малейшего понятия об основах стихосложения, но… что-то цепляет. Бесхитростность, наивность, непередаваемое послевкусие радости или Бог его знает что не позволяют разнести сборник начинающего автора в пух и прах. А ведь именно в критике видел Марк свое призвание. Разбирая чужие стихи (а позднее и прозу), препарируя чьё-то вдохновение, оценивая меру чужого таланта, он ощущал себя отточенным наконечником стрелы, летящей в цель. Он был одержим честолюбивыми амбициями, и грезил о том часе, когда, благодаря его критике, мир наводнят безупречные произведения. Картина, статуя, музыка, стихотворение или роман – все это должно волновать, возвышать, восторгать! А для того, чтобы стихи и проза сияли бриллиантами, им нужна тщательная огранка – Великий Критик, Абсолютный Критик. В роли Абсолютного Критика Марк видел себя. Но путь к вершинам мастерства был долог и труден, и нередко охватывали Марка тяжкие сомнения. Как сказать другу, что он бездарен? Как объявить любимой девушке, что ее романтические стихи – конфетно-цветочная штамповка? И часто острие стрелы не поражало цель, сбитое с курса жалостью, деликатностью, симпатией… Вот и сейчас он был слаб, жалок, переполнен презренными сантиментами… Марк принялся мерить комнату большими шагами. Для того, чтоб стать Великим Критиком, нужно быть бесстрастным. Необходимо подняться над эмоциями. Но как? Может, применить технику скульптора – отсечь все лишнее? Марк замер на миг, а потом забегал по комнате, что-то бормоча себе под нос и загибая пальцы. Лишь под утро его сморил тяжелый сон. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Ровно в полдень Марк вошел в вестибюль Института Реконструкции Генома Человека. Бледный и собранный, поднялся он по мраморной лестнице и постучал в дверь, украшенную скромной табличкой: Главный Генный Конструктор. Дверь распахнулась. Марк вошел в кабинет. Человек, сидящий в кресле, был стар. Седина выбелила его волосы, морщины изрезали лицо, но глаза смотрели ясно и приветливо. - Изложите свою просьбу, молодой человек, - доброжелательно предложил Конструктор. - Я – критик, - начал Марк. – Критика – мое призвание. Я много работаю, совершенствуюсь, но не могу достичь высот мастерства – мне мешают эмоции. Я должен быть бесстрастен и точен, как логарифмическая линейка. Вы можете представить себе логарифмическую линейку, которая подходит к вычислениям, исходя из симпатий? Я – нет. Я составил список эмоций, которые прошу заблокировать: в моей работе они лишние. Как только я избавлюсь от этих помех, я стану Абсолютным Критиком! Генный Конструктор задумчиво просмотрел список: Восхищение, Восторг, Жалость, Застенчивость, Нежность, Неловкость, Нетерпение, Печаль, Порыв, Предвкушение, Растерянность, Смущение, Смятение, Сожаление, Стеснительность, Страдание, Стыд, Удивление, Умиление, Эйфория, Экзальтация, Экстаз.- Не самые плохие эмоции,- заметил Генный Конструктор. - Лишние эмоции, - резко возразил Марк. Главный Генный Конструктор мог бы сказать Марку, что лишних эмоций не бывает; что лишив себя части эмоционального спектра, он просто искалечит свое восприятие окружающего мира; что его надежды – всего лишь заблуждения… Но Генный Конструктор смотрел в горящие предвкушением глаза молодого критика, и видел в них лишь грезы о тысячах рецензий под каждым произведением. Генный Конструктор был стар и мудр, он прожил долгую жизнь и пришел к простому и жестокому выводу: не стоит мешать другим делать глупости. Поэтому он ничего не сказал Марку. Молча положил он перед молодым критиком бланк с яркой голограммой. «Договор…» прочел Марк вверху бланка и возликовал: его мечта осуществится! Мельком проглядел он стандартные фразы о возможных последствиях, об отказе предъявлять претензии, о необратимости, о возмещении убытков… Все это было рутиной. Марк подписал договор. - Синтез препарата займет 24 часа. Жду вас завтра в полдень. Впрочем, вы можете передумать… - в голосе Генного Конструктора напрочь отсутствовала сердечность. Передумать?! Если б Марк был Богом, он бы сократил сутки до одного мгновения. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Блокиратор лишних эмоций оказался густой, маслянистой, горько-соленой жидкостью без запаха. Марк сделал глоток и передернулся. - Когда я почувствую эффект? - нетерпение снедало его. - В течение часа-двух, - ответил Главный Генный Конструктор и простился с Марком. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Сегодня в Литературном Клубе завершался большой поэтический конкурс. Марк являлся членом жюри, а среди участников было немало достойных поэтов. Он приготовился насладиться хорошими стихами и своими новыми возможностями. Конкурс начался. Поэты читали стихи, Марк ставил оценки и делал записи для будущего обзора. Он подмечал каждый промах, сбой ритма, его ухо улавливало малейшее отклонение рифмы. Вот только удовольствия не было. Стихи были скучны, как задачи по физике. Марк тяготился происходящим и не мог понять, чего так восторженно переговариваются и аплодируют сидящие в зале. - Батенька, что это вы лютуете? – обратился к нему председатель жюри, известный поэт, - Стихи прекрасные, публика в восторге, а ваши оценки просто верх неприличия! Первый холодок прозрения закрался в душу Марка. Сказавшись больным, он бежал домой. Там, в уютной тишине своего кабинета, открыл он книги любимых поэтов. Но строки, дарующие наслаждение и приводящие в восторг, сегодня звучали сухо и бессмысленно. Стихи стали пресными, обыденными, приевшимися вещами. Казалось, моль тоскливой скуки уже начала пожирать старые книги. Отчаяние Марка было подобно ледовой расщелине – холодное и бездонное. Его работа утратила смысл. Потерянно ходил он по дому, заполненному любимыми картинами – и видел мазки краски, положенные в определенном порядке, тщательно подобранные цвета, изящно выполненную композицию… А общего впечатления не было! Не было радости, восхищения, и… понимания. Теперь Марк не мог сказать, зачем художники рисовали такие простые или бессмысленные картины. Абсолютный Критик оказался абсолютным нулем, утратив целостность восприятия. Он вспомнил слышанную ранее фразу, зацепившую его когда-то своей парадоксальностью: специалист – это человек, который стремится узнать все больше о все меньшем, пока наконец он не узнает абсолютно все абсолютно ни о чем. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. Рано утром Марк сидел в кабинете Главного Генного Конструктора. Тот молча выслушал сбивчивый рассказ молодого человека, прерываемый рыданием и горячими мольбами , и достал давешний бланк договора. Сухой палец уткнулся в предпоследнюю строку текста: П.9. Я сознаю, что данные изменения являются необратимыми и не намерен отказываться от принятого решения. *Идея блокирования эмоций заимствована у Сергея Лукьяненко из романа "Геном"
Свидетельство о публикации № 07072010215417-00172186
Читателей произведения за все время — 262, полученных рецензий — 6.
Оценки
Рецензии
Ай, да Ира! Все по полочкам разложила:) Ну, пожалей его... дай хоть малейшую надежду... изобрети еще что-то - ты же всё можешь... (А еще рассказы будут?) с теплом, Надежда
Уф...Вздохнула с облегчением - он же проснется! И не боишься, что физики тебя побьют? :)))
Мой физик - не побьет, от остальных - отобьемся! :) Спасибо, Надюша! Для меня самой написание рассказа - полнейшая неожиданность. Опрос Лиса помог мне его завершить - заглянуть в себя.
За то, что задачки скучны? Не, я тоже не побью, Ир!:))) Физиково-физику, критиково-критику, фигово-, хреново-... но не всем же!;))) (сорри, целиком не прочёл - прозу почти не читаю, да в такую жару...)
Миш, да я прозу и не пишу - так, побаловалась))) Ну, физики добрые нынче!
Прочла с интересом. Новых удач! Л.Ю.
Спасибо, Лиля! Это вряд ли удача, но опыт я звлеку :)))
...от принятых решений никогда не отказывается... ну, или иногда уступает многочисленным (с достоверными комментариями) просьбам еще на стадии обдумывания самого решения. Предвкушение, восхищение и восторг думаю бы не стал убирать. Это приятно. Ну...сделал бы избирательнее что-ли. Хочется верить)))))))))Об остальном вполне вероятно.))) ...А еще я бы эту генетику по вене пускала, а не глотала...большая часть съеденного выводится, как ненужное...действие слабее. А по вене самое оно))))
Вика, ты о Нем? Я думаю, Он бы не стал убирать какие-либо эмоции - слишком простое решение. И глупое. А предвкушение, восхищение, восторг и еще экстаз с эйфорией - можно нам двойную дозу?:))) А по венам - можно, только не люблю я эти уколы... О,это коллоид, он на 98% всасывается в ротовой пролости!
О критике)))) Двойные дозы говоришь?) Согласна только на счет предвкушения, и то только в том случае, если оно потом оправдается, а иначе какой там восторг...разочарование двойное. Финал же может испортить все основательно, или поправить. Люблю я впечатляющие финалы))) А восторги всякие низзя двойной дозой - пусть стока, скока есть от природы останется. Ну вдруг всякая хрень вдохновлять и впечатлять начнет, а?? гипервозбудимый буит тогда...сверхчувствительный. не-не))) Коллоид гришь?ну-ну)))он у тебя сожрал его сразу, не дожидаясь всасывания))) Как нитроглицерин тогда уш надо было...под язык))). Но укол быстрее всего)))Чего их боятся)
А если уж о Нем ( привет Ему)))), то он трижды подумает, все рассчитает, спровоцирует кого-нить пару раз))), смоделирует реакцию может...но цели своей добьется)
Ну вот, а я же не о Нем, а благодаря Ему! ))) Нет у нас лишних эмоций, мы люди, нам все нужно. Вика, а можно критики поболе, а? Я уж извелась в ожидании разгрома )))
Ну, на счет разгрома и критики - это ты дождешься) Я тут ток вякнуть могу, что для прозы то ли мало, то ли обычно всё, то ли еще как...никак короче. И дело тут не в рассказе, а в том, что главный герой - критик))))). Просто сейчас бум критики на сайте, которой всегда мало. Но еще больше эмоциональных, чрезмерно даже эмоциональных отзывов на неё. И самостоятельно этот рассказ не воспринимается, сразу ощущение повторного пережевывания того, что еще проглотить не успели. Вот тебе и всё "про Него", или "благодаря Ему". Не важно про, благодаря или еще как...Пиар сделал своё дело. Вот это моё мнение.
Ну, согласна, что тут скажешь... Меня штырило, плющило и колбасило - не по детски весьма. И вот так переплавилось. Главное - в голове прояснилось.
Я думаю, что выслушаю всех, кого попросила не стеняться, и удалю. Мне больше сказки нравятся :)
тоже верно, своя голова дороже...С удалением это подумать лучше )))
Вика, думать в пятницу вечером? Все мысли блаженно вытянулись в прохладной тишине. Остались одни ощущения, а на улице гроза, и молнии такие...)))
Кроме Лукьяненко (не читал), я бы мог проследить здесь влияние Беляева. С одной стороны, это скучная сюжетная линия (не хочу затрагивать наполненность произведения - только само течение): желание-реализация-разочарование. Можно дополнить хеппи-эндовости, то есть вернуть персонажа в прежние координаты. Что, собственно, было бы в данном случае куда интересней, поскольку необратимость обрекает (если это не тавтология) - либо на смирение, либо на подвиги, либо на смерть. От этого и кажется, что рассказ незакончен. Другое дело - как вернуть персонажа в исходное состояние: например, сидя на конкурсе, он задремал, и всё повествование оказалось сном. С другой стороны, трудно впихнуть в рамки миниатюры отвлечённые, поверхностные линии. А почему чувства-эмоции идут в алфавитном порядке: "Восхищение, Восторг, Жалость, Застенчивость, Нежность, Неловкость, Нетерпение, Печаль, Порыв, Предвкушение, Растерянность, Смущение, Смятение, Сожаление, Стеснительность, Страдание, Стыд, Удивление, Умиление, Эйфория, Экзальтация, Экстаз" Неужели персонаж рылся в словаре, самолично не осознавая степень влияния той или иной эмоции. Не кажется ли Вам, что в этом списке переизбыток синонимов. Зачем эти дубликаты, надо быть компактней. Мне непонятно и чрезмерная расстановка точек между картинками.
Александр, персонаж очень основательно переработал список всех человеческих эмоций. Их расположение в алфавитном порядке - просто одна из косвенных характеристик ЛГ. Я не стала нумеровать эмоции тоже намеренно. А где Вы увидели синонимы? Хеппи-энда не хочу - глупость бывает необратимой. За мнение спасибо, это мой первый опыт. Первое разбивание яйца :)))
Восхищение, Восторг, Экзальтация. Думаю, Умиление, Эйфория, Экстаз - тоже можно отнести к синонимам по ситуативности. Застенчивость, Смущение, Стеснительность. В этот ряд легко располагается Неловкость, Смятение и Стыд. Нетерпение и Предвкушение - опять же схожи в определённых ситуациях. Жалость и Сожаление. Как пример: "мне жаль" и "я сожалею". В общем, если Вы этого не видите, мне будет трудно переубедить. Впрочем, я и не собираюсь этого делать. "расположение в алфавитном порядке - просто одна из косвенных характеристик" - смешно, особенно, зная, что лирический герой хочет избавиться от чувств, которые ему мешают (акцент на "ему" и "мешают"). Выходит, он даже не подозревал, что ему мешает. И только лазая по словарю - нашёл. А глядя на протяжённость списка - так вообще всё здорово...
Думаю, располагать надо не по алфавиту, но по влиянию на восприятие.
Ирина, значит, ничего больше не хотите услышать о списке? Ладно, зашёл к Вам последний раз, впредь обещаю выбирать менее гениальных слушателей. Во-первых, весь этот набор качеств не работает на генном уровне. Кто там говорил: "посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу"? То есть все перечисленные Вами чувства - приобретённые, и некоторые из них действуют сиюминутно, то есть при заданных условиях и в определённых ситуациях. Эти чувства - бдыщики, бдодинки и бододавки на теле характера. Во-вторых, Вы даже представить себе не можете, что получится за урод, обладай человек всеми этими качествами (а раз не обладает, зачем их изживать). Хотя Вы вроде как писали, что он нормальный критик и человек (и у него даже есть девушка). В-третьих, достаточно спорное утверждение, что для достижения абсолюта "необходимо взять камень и отсечь всё ненужное". Нормальный человек просто обязан понимать, что некая кастрация - только ограничит его в качественном восприятии и восприятии качества. Тем более что в нынешнее время в стремлении к абсолюту как раз таки накачивают тот самый камень: забуторивают силикон во все доступные места. В общем, список Шиндлера - в корзину. Всего. Всего гениального.
Александр, ну что Вы, в самом деле? Выходные же... Я бы не углублялась так в генетику. Я всего лишь хотела донести некоторые мысли, специально выделенные в тексте: 1. В человеке нет ничего лишнего. 2. Не стоит мешать другим делать глупрсти. 3. Об узости узких специалистов. И для меня это явилось своеобразной терапией, помогающей разобраться в своих ощущениях (в том числе, и благодаря Вам). Спасибо за критику, рассказик откровенно слабый и будет удален. И не сердитесь!))
Эх, ну не критикую я прозу))) Не разбираюсь совсем) Тем более в данном случае я даже не знаю, с каких позиций рассматривать - то ли с точки зрения реальной достоверности, то ли как обычную художественную правду) Попробую с обеих. В отношении реальности описанного ты, пожалуй, сама не предполагаешь, насколько близка к истине))) Вот только отчаяния там нет. И потерянности) И уж никак не склонности к рыданиям и мольбам)) Там и страх не такой, как обычно - он неописуемо, непредставимо рационален. "Холодок прозрения" - пожалуй, это близкое попадание. Впрочем, ты пишешь об избирательности выключения эмоций.. И финал у меня другой случился, к счастью) Да и к литературе я тогда не имел никакого отношения. А вот психологические эксперименты любил так же))))) Ну а если чисто художественно оценивать.. ну.. не Лукьяненко, естественно)))) Впечатление, что это первая (одна из первых) прозаических попыток. Я бы даже, скорее, сказал, что это попытка своего рода прозотерапии - с целью не столько создать нечто литературно-эстетическое, а высказать, оформить мысли, которые не дают покоя. Буквально на днях я советовал подобное решение личных проблем - "напиши об этом рассказ", это имеет примерно такой же эффект, как "поплакаться" подружке, но еще лучше - потому что в данном случае "подружка" - это сам же человек, который полностью согласен с самим собой и лучше всего себя понимает) И от этого удовлетворения потребности высказаться наступает облегчение и ясность мысли и собственного отношения к проблеме. Слабых мест в тексте достаточно.. ну, в первую очередь, это ощущение какой-то детскости, простоты, даже иной раз примитивности реализации идеи. Например, этот институт реконструкции.. понятно, что нужно было лишь средство для осуществления задуманной процедуры)) Но оно - где-то на уровне фантастики для младших школьников. Прям по-булычевски - "Главный Генный Конструктор"))) И подобная же примитивность, прямолинейность, что ли, просматривается и в других местах - в стандартных решениях сюжетной линии... Вообще, сюжет сильно страдает от того, что он совершенно предсказуем - т.е. где-то на первой трети и продолжение, и финал, и мораль стали уже ясны. Если бы не обстоятельство личной причастности - я бы гарантированно не дочитал до конца, тем более что техника изложения довольно слаба. Много штампованных конструкций и в отдельных образах и в целых частях повествования (а ведь в прозе, как и в стихах, банальности - это болезнь)) -навроде тускло мерцающего монитора, изрезанного морщинами лица, меряние комнаты шагами, взбегание по мраморной лестнице с последующим стуком в дверь с табличкой… и пр. стандартных мазков-фантиков. Сильно мечется стиль - из художественности часто скатывается в чистую публицистику (например, "Но путь к вершинам мастерства был долог и труден, и нередко охватывали Марка тяжкие сомнения." - это фраза из газетной передовицы о стахановцах, но в рассказе она чужеродна), в излишнюю патетику ("строки, дарующие наслаждение и приводящие в восторг") или в навязчиво-искусственное морализаторство, которое укрепляет впечатление "детскости" ("лишних эмоций не бывает; что лишив себя части эмоционального спектра, он просто искалечит свое восприятие окружающего мира" и пр. и пр., не перечисляю все примеры построчно). Поменьше топорной прямолинейности, побольше естественности и авторских деталей... вот чего хотелось бы. Проза ведь не стихи.. она _длинная_))) А значит должна держать читателя.. а значит, надо, чтобы было, ЧЕМ держать) Ну вот, где-то такое впечатление.. А на наличие или отсутствие посвящения разве влияет качество произведения? Оно лишь является маркером авторской мотивации. Если ты обиды боишься - то зря)) Меня можно разозлить, оскорбить, можно вызвать презрение, неприязнь, брезгливость.. но обидеть - это редкая прерогатива только исключительно близких людей)) А этот рассказ эмоций не задел. Ну, улыбка была, не более, и дальше пошел.
Ух! Спасибо! Самое неожиданное, что писалось под влиянием устроенного тобой шухера, но ни в коем случае не о тебе. Поэтому - странно. Ты не бесстрастен и не беспристрастен, ты весьма и весьма эмоционален. Просто витающие в воздухе портала идеи о строгом и лишенным излишней эмоциональности критике я довела до абсурда. По поводу потребности высказться и облегчиться - сижу, хихикаю... Представь себе, я по роду деятельности очень часто советую человеку изложить на бумаге, переписать историю. И ты прав, для меня это было некоторой терапией. Написание сего опуса и ответ на вопросы Лиса. Со всеми твоими замечаниями согласна, фантастику писать не умею и не собираюсь :) Люблю страшные сказки. А рассказик никакой получился - слабенький и примитивненький, и удален будет в ближайшее время. Мавр (то ишь, Марк) сделал свое дело, и далее по тексту. Еще раз спасибо! P.S. Все-таки, почему ты увидел себя?
Кошачья тематика... "Чует кошка, чье мясо съела"? "Конкурс начался. Поэты читали стихи, Марк ставил оценки и делал записи для будущего обзора". - оххх, Ириша, маханула же ты :))) "Со слуха" успеть записать что-то за короткий отрезок чтения вслух? Тут бы мысль успеть уловить :))
Дык он же Абсолютный :))))
Да потому что грю же, ты и сама не поняла, как удачно попала в один из моих экспериментов))) Да и не отождествить себя с героем на фоне всей нынешней войны с критикой тоже было бы странно.
Заинтриговал... Что же это было?
Да все то же))) Отключение эмоций))
Интересная вещь. Очень умно написано. Читаешь - как будто-то кого-то из фантастов: того же Беляева или Стругацких. Или Замятина. "Детскость" изложения можно лёгким движением руки преобразовать в авторский стиль. Упрощение с целью показать самую суть - чем не приём для рассказа? Не рОман же пишем ;) В целом, мне понравилось) Одна алогичность: >Тот молча выслушал сбивчивый рассказ молодого человека, прерываемый рыданием и горячими мольбами , и достал давешний бланк договора. Как, если ему "оттяпали" Сожаление? Тогда уж ему, скорее, было бы просто до лампочки...
Для меня этот рассказ являлся своеобразной психотерапией. Я для себя решала вопрос отношения к критике и критикующим. выплеснулось такое вот детское фантастически-идеалистическое нечто, меня отпустило))) Хотела удалить, да махнула рукой - это тоже "я".))) Спасибо!
Это произведение рекомендуют
|