Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер. Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего. Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться. С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём. И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8
"партитура" "Крысолов"
Новые избранные авторы
Новые избранные произведения
Реклама
Новые рецензированные произведения
Именинники
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 419
Авторов: 0 Гостей: 419
Поиск по порталу
|
Автор: Эркюль де Савиньен
АЕФ,Алёна (Елена Асенчик) - белорусская поэтесса, пишущая на русском языке. По образованию филолог. Преподает в Гомельском государственном университете им. Ф. Скорины. Пробует себя в жанрах эссе и пародии, однако литературное кредо автора - лирика. Ее произведения глубоко психологичны, образны, их отличает прекрасная поэтическая техника и афористичность изложения. Алёна вошла в шорт-лист международного конкурса "Русский стиль-2008" в Штутгарте со стихотворением "Гуща тумана...". В 2006 году Алёна стала победителем конкурса "Прощальный сонет Цурэна" со стихотворением "От себя мне никуда не деться". Ее стихи отмечались организаторами проекта "Жемчужная нитка", для ее стихов четырежды предоставлял страницы виртуальный журнал "Годовые кольца". Алёна член редколлегии сетевого журнала Буквица , на страницах которого была размещена ее статья об истории русского языка. Стихи ее публиковались в Гомельских газетах, журналах 'Нёман', N'Маладосць', альманахе 'Литературный Брянск', коллективных сборниках ('Сила символа' и 'Вершы паэтау Гомельшчыны'). Серьезно занималась легкой атлетикой и музыкой. На сайте "Графоманов.нет" с 2008 года. Адрес ее странички: http://www.grafomanam.net/poems/author/avisa/ Т В О Р Ч Е С К И Й П О Р Т Р Е Т "Передним рядам легко предпочла галерку" эта фраза из стихотворения Алёны Асенчик - лаконичная и довольно точная ее автохарактеристика: в реальной жизни она стремится скрыться, затеряться в многоликости галерки. Яркий свет и пристальный взгляд, направленные на нее, воспринимает почти болезненно. С опаскою и сердце, и глаза я закрываю в света хороводе... Мне не пристало верить в чудеса: пусть происходит то, что происходит... По сути дела, каждое ее произведение - автопортрет, в котором она на мгновение выходит из тени и предстает перед читателем внезапно и неверно освещенной то прорвавшимся сквозь крону дерева лучом луны, то всполохом свечи, то движением конуса света от качнувшегося под порывом ветра светильника уличного фонаря. В ранних стихах Алёны свечи, звезды, лунные блики, ночной сумрак - постоянные спутники лирической героини. В этих стихах собраны все атрибуты грусти, сопутствующие неустроенности души - межсезонье, ночь (их она определяет как безвременье), чувство непонятости и одиночества, напрасности бытия, душевного томления от ощущения несостоявшегося. Но эта щемящая атмосфера - ее естественное состояние: в ней находит приют ее душа. Безвременье осенних вечеров, опавших листьев сонная усталость, молчание невысказанных слов - всё, что душе отчаянной осталось... В этом мире лирическая героиня Алёны обитает в одиночестве. Правда где-то там, вдали есть еще и он, однако лирический герой ее стихотворений - лишь ощущение, не имеющее реальных черт. Это даже не столько сам герой, сколько портрет героя. Часть антуража. Воспоминание о несбывшемся... Пусть я мираж - неверный, как стекло разбившееся, и не виновата в том, что письмо - без адреса - нашло единственного в мире адресата! Единственный в мире. Как и положено идеальному герою, он существует вне времени и пространства. Именно идеальный герой, благодаря своей реальной недоступности, является героем ее романа. Только он может претендовать на то, чтобы она думала о нем. Мы не видим его, мы видим только грустную улыбку, обращенную к нему. Все иные, встреченные, удостоены внимания лишь потому, что чем-то напомнили его. Но только он способен понять ее. Но мне твоей души не обмануть: В моих глазах, движениях, дыханье Ты так легко угадываешь суть Всех настроений и переживаний... И мне бывает страшно иногда: Ты знаешь то, за что теперь в ответе. А я - твоё единственное "да" В противовес всем "нет" на белом свете! И это тоже о нем: Я словно скрипка на твоем плече: Ты струн моих касаешься умело, И все, о чем Душа еще не пела, Рождается, как пламя на свече... И музыка, душою трепеща, Во всех сердцах безумьем заиграла!.. ...Как долго жизнь для этого Плеча - Единственную скрипку подбирала... Творчество Алёны - лирика в концентрированном виде. Только Я. Только личные переживания и только по поводу себя. Иногда отраженные в идеальном герое. В этом нет ни капли самовлюбленности - наоборот. Здесь скорее острое недовольство собой, своим несовершенством в несовершенном мире. И более того - недовольство этим недовольством. А я купила себе шоколад "Алёнка": гурманский способ типичного самоедства. С горькой иронией говорит она... А вот серьезно. Я печаль научилась скрывать за осанкою: выше голову, плечи расправить! А во сне, если страшно, по-прежнему "мамкаю", и на тумбочке - плюшевый заяц. Но вместе с тем, все свои переживания она переадресует лирической героине. Земная Алёна - не позволяет себе слабости. Она по неволе характерная, сильная, самодостаточная личность. Кто тебя остановит, кроме того, кто создал - такой, что ты сама себя сочиняешь да исправляешь: по ночам сквозь тучи и сны различаешь звёзды, любишь кофе и шоколад; вставать и ложиться поздно, каждый миг для тебя - желанен, пока не познан. Спокойная очень. Домашняя очень. И отчаянная такая ж! Спокойная и отчаянная. Уступчивая и упрямая. Нет, Алена не робка - она не суетна. Даже живя в суете. Вот как она говорит о соблазнах реального бытия: Судьба за тобою гонится, охая и потея. А тебе давать имена - пустая затея: ты давно научилась не отзываться. Не на них - отзываться. Это не столько позиция, сколько потребность души. В сегодня лишь физическая форма ее внутренней сути - ее лирической героини. "Моей натуре всей из себя вербальной", - сознается Алена в одном из стихотворений. Слово - вот что составляет суть ее. И если слова вдруг "ее подразнив, помучив, лимоном выжав" снова уходят в никуда, то ее "штормит" на "десять" по пятибальной". В сбившейся программе, отвечающей за творчество, она "бешено жмет на поиск, отыскивая СЛОВО". СЛОВО в основе всего. Вначале было СЛОВО. К кому же ей обращаться за помощью, как не к Нему, тому, кто лишь и способен дать СЛОВО... Приобщить к нему и отставить от него. И она обращается: "Прошу Тебя, помоги!...". Но вот какой получается парадокс. Лирический герой-мужчина в стихах Алены является нам, по сути дела, духовной субстанцией, возвышенным существом, не имеющим физических очертаний, в то время, как поэтическая ипостась Бога - фактурна, характерна, четко очерчена, приземлена. И если в повседневной жизни, по ее меткому определению: "... в суматохе дел любой из нас - лирический герой Его сюжета" то в ее сюжете лирическим героем становится Он. И к этому лирическому герою она обращается уже не так как к Тому, Кого он представляет: у них, как видно из стихов, вполне доверительные отношения. Ему приходится держать ответ за Того, к Которому должно обращаться лишь в молитвах. И она не дает ему покоя "трудными вопросами", хотя и делает это деликатно, уважительно. Я не спорю: мне ли! Прости неуместный выпад. Ты устал, наверно, от воинствующих таких... В этих словах столько мудрости, женского лукавства, благочестивого достоинства и сочувствия, что Он не прерывает этого разговора. И получает неудобный вопрос: Почему непокорных душ Ты караешь адом, если им тумаков хватает и по пути?.. Но это только начало! Вот он главный вопрос, заданный в продолжение какого-то их неизвестного нам разговора: Ты: "грешна!", я: "счастлива!" - в общем, опять о разном! Не сердись: Ты просто так и не рассказал, для чего придумал сладчайший момент соблазна, если видел (не мог не видеть!) его финал? Так и не рассказал... Не сумел? Не захотел? Не успел? И в ответ на его смущенное молчание, чтобы снять неловкую паузу, спешит утешить: Так, с людских ладоней райских путей изгибы и не вычеркнув даже - беспрекословно вымарав, не грусти, что, мол, это Твой неудачный выбор: Ты ведь сразу знал, что себе не оставишь выбора... Она и для Него находит слова утешения! Он не виноват в несовершенстве мира. Он хотел, как лучше... Увы, человеческое судьбы и высшие предписания записаны на разных скрижалях. Она грустит о том недопонимании, которое сложилось между ними, но благодарна Ему за дар слова и не сожалеет о том, что ей пришлось расплатиться за этот дар душевным спокойствием, мелкими радостями, которые так услаждают течение незамутненной грустью жизни. Она благодарна Ему, за все, что имеет, у нее только одно пожелание: Уберёг бы от бед, а всё остальное - пусть: надо так надо. Тем более, что Бог дает человеку все изначально. Авансом. В виде судьбы. "Жизнь - всего лишь кадр из длинного-длинного фильма, что отснят не нами, мы только вживались в роли, а менять сценарий оказывались бессильны. Нет, меняли, конечно, и верили - добровольно, а получалось, что все перемены - тоже давно задуманы и поданы, как идеи свыше..." Кроме того, жизнь земная еще далеко не все... Ее лирическая ипостась подбадривает Алёну: Не бойся, девочка! это всего лишь жизнь: немного вечности - в хрупкий бокал судьбы. Глотай не глядя... Есть глубинные понятия, соотносящиеся лишь с вечностью, поскольку являются вечными и абсолютными ценностями. В повседневности же они лишь приобретают различимые очертания, проявляясь в отношениях между людьми. Среди них главное для автора, как видно из стихов, любовь... И в узком смысле, как выражение душевной расположенности между возлюбленными, и в широком, общечеловеческом. Хочу научиться, как Ты, Господи: каждому рад; каждому мигу, человеку, ангелу в изголовье... Я ведь знаю, что жизнь - рай, потому как рай - всего лишь сад. Выращенный с любовью... Ее творчество - это полет. Не полет-аттракцион, не полет ради острых душевных ощущений - это форма существования души. Говорить о полете можно лишь в том случае, если техника пилотирования позволяет уверенно держаться на крыле, не зависеть от стихий, а подчинять их себе. Некоторые называют поэзией - эмоциональное трепыхание раненной души. Крик, рвущийся из сердца! Но можно ли назвать литературой неорганизованные в жесткую стихотворную форму всплески эмоций? Стихотворчество подразумевает умение ВЫСКАЗАТЬ, то, что томит и волнует на эмоциональном уровне. Алёна тонко чувствует и умеет выразить свои чувства словом, поскольку вполне владеет техникой стихосложения. Невозможно представить себе замечательную музыку в исполнении эмоционального, но плохо подготовленного музыканта. То же и в поэзии. Только согласованность ансамбль чуткой, неспокойной души и твердой, натренированной руки делают исполнителя музыкантом, а сочинителя поэтом. О душе сказано было выше, а вот несколько примеров замечательных формулировок и филигранно отточенных образов, наполняющих музыку ее стихов неповторимым звучанием. ... Так и живут - то в музыке печаль То переливы музыки в печали... ... И в час, когда с церковных колоколен взлетают в небо ангелы и птицы, и каждый звук - пронзительно бемолен... ... Так аккуратно трогает луна Открытые рояльные ладони, ... И знаешь, те, которые будут next-ы, в моей судьбе не отыщут пустого места. Тобою пустого. ... Вчерашним днём в углу домовой шуршит; Чуть слышно полночь скрипнула половицами и канула в вечность невыспавшейся души... ... И, наконец: Чистая магия голоса. Того, что неслышим. Вечен. Выплеснут в ощущения. Опустошён до сути. Что мир назовёт - молчанием. А Бог называет - речью. А я назвала бы ангелом - хранителем наших буден... Из бережной невесомости, почти что из снов, наверно, в мир, где любой проявленный измерен, описан, взвешен, приходит так неожиданно и так необыкновенно: его называя внутренним, мы знаем - насколько внешен. Блажен, ощутивший! Надо ли словами - не верить яви? И глупо судить поверхностью отчаянные глубины, а вдох измерять по выдоху и мучиться мыслью: "Я ли судьбой отражён и выражен в сюжете земной картины?" Но если боимся слово принять абсолютной мерой своих ощущений - значит, не будет желанней хлеба, что мир назовёт - поэзией, а Бог называет - верой в возможность испить из чаши словесной - молчанья неба... Точнее об Алене и ее творчестве не скажешь.
© Эркюль де Савиньен, 04.07.2010 в 13:07
Свидетельство о публикации № 04072010130719-00171795
Читателей произведения за все время — 318, полученных рецензий — 5.
Оценки
Голосов еще нет
Рецензии
фролова наталья, 04.07.2010 в 13:36
Надо, чтобы это прочло побольше народу!
Какой ты молодец! А Алена еще больший молодец!
Асенчик Алёна (АЕФ), 04.07.2010 в 15:34
Ой, а здесь-то я зачем?:)))
Спасибо, Володя!Но достйна ли я такого внимания?:)
Майк Зиновкин, 04.07.2010 в 16:20
очень выпуклый портрет!
достойный автор! спасибо, Эркюль! с уважением, Майк
Виктор Граф, 05.07.2010 в 06:07
Хорошо исполнено, Володь, и вообще - отличная идея такое знакомство со славным автором!) Почитаем-с)
Эркюль де Савиньен,
05.07.2010 в 09:17
Обзятельно почитай, ты что, Витя! Алена - прекрасная поэтесса:)
Natafey (Наталия Фейгина), 05.07.2010 в 12:27
Дорогой Эркюль, я в лёгком замешательстве.
Я с довольствием просмотрела... На портрет ведь смотрят, но просмотреть такой очерк я не могла :) Я у довольствием прочитала "Портрет"... Нет, опять не так :( На портрет ведь смотрят! Короче, я в очередной раз насладилась портретом Алёны, написанным рукой мастера! :))) +10
Эркюль де Савиньен,
05.07.2010 в 13:53
Милая, милая Наташа, а я буквально наслаждаюсь твоим откликом! Спасибо за добрые слова! :)
Natafey (Наталия Фейгина),
05.07.2010 в 14:30
Привет, Алёнушка :)
Рада тебя здесь видеть :) Володя, а тебе - всегда пожалуйста :) Приятную правду говорить легко и приятно :))) Это произведение рекомендуют |