Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 286
Авторов: 0
Гостей: 286
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Икона Божьей Матери «МОДЕНСКАЯ» (Очерк)

                                  

       Среди  «чудотворных» икон Божьей Матери, что почитаются  в Русской православной церкви Московского Патриархата, есть одна  икона, которая, ну никак,  не вписывается  в церковный византийский канон, установленный православной церковью  для  икон Божьей Матери.
       И, тем не менее,  с 1717 года  с подачи  самого царя Петра Первого, эта икона  была помешена  в один их храмов  тогда подмосковного села Косино  (теперь это уже г. Москва) и стала  не  только почитаема, но и впоследствии  «чудотворной».
      А  речь  у нас  идет  об иконе  Божьей Матери «Моденская».
      Тут, сразу  встает и первый  вопрос:
     «Почему икона была названа «Моденской?»
      Быстрый поиск ответа на этот  вопрос  нам выдает информацию, что «Икона Божией Матери по одной версии «Моденская», по другой «Косинская» была привезена графом Борисом  Шереметевым в 1717 году из  итальянского  города Модены.
      В подмосковное село  Косино, эта икона в этом же году, пожертвована  царем Петром I.
      Как видим, полученная  информация  существенно расширяет и круг поиска, и круг лиц  причастных  к  истории  этой иконы.
      Поэтому и начнем  изучение  история  появления  Иконы Божьей Матери «Моденской» с  первого исторического лица: Бориса Петровича Шереметева
      Справка: Б.П. Шереметьев (25 апреля 1652 — 17 февраля 1719) — военный деятель, дипломат, генерал-фельдмаршал (1701), граф (1706).
       В 1697—1699 Шереметев совершил дипломатическое  путешествие по Западной Европе (был в Польше, Австрии, Италии, на острове Мальта). Из  Мальты Б. Шереметьев  вернулся в Россию в не только в немецком платье, а и кавалером Мальтийского ордена, а также  и  многими подарками,  в числе которых  была и картина   на религиозную тему написанная итальянским художником в г.Модена.
       О путешествии Б.П. Шереметьева одним из его спутников Пашковским Иоанном  — священником с Украины была написана даже  книга «Похождения в Мальтийский остров боярина Бориса Петровича Шереметева».
       Вот в этой  книге  и есть рассказ о посещении Б.П.Шереметьевым  итальянского города Модены.
       Справка: Модена — город в итальянском регионе Эмилия - Романья, административный центр одноимённой провинции.
       Расположен   северо-западнее Болоньи, между реками Секкия и Панаро.
       В 1288 г. захватила власть над Моденой ветвь дома Вельфов, семья Эсте, представители которой правили городом до самого Рисорджименто.
       Первым правителем,  из этой династии был Обицце Эсте; после смерти его наследника (1308) Модена ненадолго получила самостоятельность, но затем Эсте восстановили свою власть.
       В 1452 г. Фридрих III даровал Эсте титул герцогов Модены и Реджио. Столицей этой области был в то время город Феррара, впоследствии перешедший к папе римскому, который в 1510-27 гг. владел и самой  Моденой.
       Границы герцогства менялись: дому Эсте разными способами удалось присоединить княжество Мирандолу, герцогства Новеллару и Масса-Каррару.
    
      Как видно из справки,  на момент посещения  Модены,  Б.Щереметьевым,  это было  итальянское герцогство, вассально зависимое от Ватикана.
      Таким образом, на  основе собранных данных,  мы имеем достоверно установленный  факт, что царский посланник Б.П. Шереметьев, купил, для себя, в г. Модене  картину, выполненную  неизвестным итальянским мастером, на которой  была  изображена «Мадонна  с Младенцем».
       А вот и описание этой картины, ставшей в последствии « Моденской - Косинской иконой  Божией Матери», как оно подается на официальных сайтах  РПЦ МП.
      «Изображение Божией Матери во весь рост. На левой руке Богоматери сидящий Младенец.
       Правой рукой Он благословляет, в левой руке, держит свиток.
      Руки Богоматери подняты в знак молчаливого поклонения Сыну. Голова и плечи Божией Матери покрыты мафорием.
     Большое покрывало на голову, окутывающее почти всю фигуру, – древняя одежда сирийских женщин.]
      Икона  итальянского письма. Иконографический тип – «Заступница» («Агиосортисса»)».

      Но, тут у нас  есть редкий  случай, обратить внимание читателей на  грубую ошибку в определении иконографического типа  этой иконы.

      Основываясь на  информации (http://www.orthodoxworld.ru/ru/icona/9/index.htm) о том, что существует  только 5 иконографических образов Богоматери,  мы можем сделать вывод,  что  "Заступница" ("Агиосортисса")  из храма с. Косино  прозванная «Моденской» никак не подходит под тип «Заступницы», поскольку на иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, и  что особенно важно без Младенца, обращенной вправо иногда  со свитком в руке.
      В православных храмах этот образ находится на видном месте — слева от иконы "Спас в силах", главного изображения в иконостасе».

     Поэтому  мы  можем сделать и новый вывод -  картина  итальянского мастера купленная Б.П. Шереметьевым не является православной иконой !

      Привезя «картину» в Москву,  Б.П. Шереметьев подарил ее  царю Петру Первому, любившему  украшать свою московскую резиденцию  по-европейски!
     Так, у  нас появляется новый исторический персонаж - царь Петр Первый и нам надо теперь разобраться, как и почему  Петр Первый  попал в подмосковное село Косино и подарил храму  «картину-икону» привезенную Б. Шереметьевым из Италии.
        А эта история   началась  еще в 1688 году, когда  Петр Первый  однажды  в селе Измайлово, в амбаре   Льняного двора, нашёл английский  ботик,  подареный  еще его отцу, от имени английского короля.
     Тогда же Петр Первый поручил голландцу Карштену Брандту отремонтировать бот, вооружить и оснастить, а затем спустить на Яузу.
        Однако Яуза и Просяной пруд и другие окрестные  пруды, оказались тесными для корабля, поэтому Пётр отправился в Переславль-Залесский, к Плещееву озеру, где заложил первую верфь для строительства судов
       Но, вот  согласно местному преданию, царь Петр, увлекаясь плаванием, любил кататься на ботике заходить и  Косинское   Белое озеро.
       И,  что бывая здесь, он навещал усадьбу одного из  своих приближенных дворян - стольника Оружейной Палаты Василий Телепнева, владевшим с. Косиным.  
        А когда ему пришла мысль перевести свою флотилию на Переславское озеро, то в память о днях своего пребывания, в с. Косино он и подарил Косинской церкви икону Божией Матери.
        Ну, а раз сам  царь Петр Первый «пожаловал»  сельскому  храму  «икону»  то никто и не посмел, усомнится  в том, можно ли ее считать «иконой» и православной иконой  в том числе!
        Тем более, что Петр Первый был не только царем, но еще и единоличным главой Русской православной церкви!
        А раз мы  подошли к новому месту нахождения иконы  «Моденской», то тут самое время и место  рассказать и о Косинских озерах, и самом селе Косино и его  истории.

         Начнем с озер. Белое озеро – самое большое из трех косинских озер. Озеро овальной формы с прозрачной водой пологими и сухими берегами, ровным песчаным дном. Площадь: 27,5 гектаров. Глубина: до 17-18 метров.
          Белое озеро, по мнению некоторых краеведов уникально.  Специалисты геологи предполагают, что появление Белого озера относится ко временам последнего  ледникового периода.
        На его берегах археологи так же обнаружили стоянки человека и погребальные курганы. Впервые озеро упоминается  в XV веке в духовной грамоте князя В.А.Серпуховского. С  XVII веке озеро входило в состав царских вотчин.
         Исторические документы  свидетельствуют, что местные жители почти круглый год пили из озера воду, которая обладала исключительной мягкостью и хорошим вкусом.
        Жители следили за озером, заботились о его чистоте и ежегодно чистили его весной. В озере было довольно много рыбы.
        Растительность Белого озера довольно разнообразна. Близ его западного берега растут мощные дубы и небольшие экземпляры черной ольхи. Кое-где посажены тополя гибридного происхождения. В озере и по его берегам зафиксировано 88 видов болотных сосудистых растений. Прибрежные деревья, кустарники и травы обыкновенны для средней полосы России
        Озеро Святое входит в природный комплекс "Косинских озер", происхождение которых связывают с ледниковым периодом. Подобные озера встречаются, в основном, в северо-западных и северных регионах России.
        Святое озеро имеет круглую форму. Вокруг озера метров на 200-250 трясина, заросшая камышом и небольшими деревьями.
        Вода в озере никогда не цветет, возможно, это объясняется наличием в воде большого количества йода, брома и серебра. Дно озера покрыто толстым слоем ила.
        Как место купания Святое озеро имеет один существенный недостаток - к воде можно подойти только в одном месте. Но чистая, для Подмосковья, вода и ее целебные свойства с успехом это компенсируют.
       Святое озеро – историко-культурный памятник Москвы. Берега озера заселялись еще с глубокой древности. Здесь археологи часто находили наконечники кремнёвых стрел, относящиеся к неолиту.
        Косинские озера издавна пользовались славой «священных» и посещались паломниками со всей Руси.
       Ну, и для  придания  дополнительного «авторитета»  этим местам, была придумана и легенда о церкви, когда-то находившейся на месте «Святого озера» и со временем опустившейся под воду, благодаря чему воды озера приобрели целебные свойства и всегда оставались чистейшими:
    "... которая повествует о старце, жившем и служившем на этом месте вместе с покаявшимся разбойником Вуколом.
         Однажды во время Херувимской песни эти двое людей увидели, как храм уходит под воду. Вукол, вышедший на твердую почву, был очевидцем того, как храм вместе со служащим Литургию священником погрузился на дно.
        По преданию священник в храме и поныне молится о нашем первопрестольном граде и о всех людях, а в конце времен храм вновь появится из воды".

         Но,  легенда легендой, а  первый деревянный  храм  в с. Косино  был построен только в 14 в.
        Нынешние  Успенский и Никольский каменные храмы были построены в 19 в. на средства владельца села Косина,  купца Дмитрия Лухманова.
        О нем известно, что был московским купцом первой гильдии, коммерции советником и почетным гражданином.

         Причем Храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1823 году, а   храм в честь святителя Николая   построен в 1826 году.
        Третий же, из  действующих в Косино храмов, деревянный храм в честь святителя Тихона, патриарха Московского в своем нынешнем виде был воссоздан в семидесятых годах двадцатого века.
        Разобравшись с  дореволюционной историей  «Моденской» иконы,  давайте и посмотрим, какие же  «чудеса» она  совершила!
         Факты « чудес» стали отмечаться за иконой  с 1808 года.
         Изобилие же  «чудес» породило у местного населения верование, что Косино находится под особым покровительством Богородицы. Вот самые известные «чудеса».

       1) В деревне Кожухове, близ Симонова монастыря (разрушен в 1933 году), около 1808 года одна девица страдала сильною болью в ногах и совершенно не могла ходить. Милосердная Помощница явилась больной во сне и повелела ей молиться пред Своею иконою в селе Косине и искупаться в Святом озере. Больная поспешила выполнить повеленное - отслужила молебен пред святою иконою, выкупалась в Святом озере и - получила исцеление.
          В благодарность за свое исцеление она устроила на икону медную вызолоченную ризу.
        2) Женщина Коломенского уезда страдала сильною головною болью. Услышав о чудотворениях от Моденской иконы в Косине, она отправилась туда, отслужила молебен, выкупалась в Святом озере, но при этом не окунала головы, боясь застудить.
       По приезде домой в ночном видении явилась ей Матерь Божия и сказала: "Обещалась, ходила, но почему же не искупалась вся? Где же вера? Немного получишь пользы". Вразумленная Самою Владычицей больная женщина с раскаянием и страхом возвратилась в Косино; с усердной молитвой и верой погрузилась в воды Святого озера и тотчас же получила совершенное исцеление.
        3) У мещанина Сергиева Посада ребенок сильно страдал от золотухи. Мать ребенка, услышав о чудотворной иконе Божией Матери в Косине, дала обещание помолиться у святыни и заметила, что ребенку стало легче. Когда же она исполнила обещание, прибыла в Косино, отслужила молебен перед Косинской (Моденской) иконой Божией Матери и искупала младенца в Святом озере, то ребенок, вскоре же по возвращении домой, выздоровел.
         4) В одной крестьянской семье долго не было детей, что составляло для мужа и жены большое горе. Они решились обратиться с молитвою к Царице Небесной и отправились в Косино на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Косинской.

        Усердно молились супруги перед святою иконою, и Владычица услышала их МОЛИТВУ. На другой год родители прибыли в Косино уже с младенцем, чтобы возблагодарить Божию Матерь за дарованную им радость и испросить благословения и покрова Царицы Небесной родившемуся дитяти.

         А в 1848 году, во время свирепствовавшей в Косине и окрестных селениях холеры, много раз приносили Косинскую чудотворную икону для общественного молебствия и заступлением Царицы Небесной болезни прекращались».

          Ну, и раз у нас  речь зашла о таком тяжелом  заболевании как холера, то надо для полноты  исследования  вопроса о «чудесах» исцеления, рассмотреть и этот вопрос. Чтобы  или  подтвердить, или опровергнуть эти  данные.
          Но, рассуждать о холере в России в 1848 году с позиции медицины дня сегодняшнего    будет необъективно. А  нам  надо, как бы вернуться  в тот же 1848 год и рассмотреть вопрос о холере,   с позиций  того, времени.
           И тут нам снова  поможет информация о холере в России из  «Энциклопедии Брокгауза  за 1900 год.    
         «Холера азиатская или индийская (cholera asiatica, ch. indica) - представляет острую заразную контагиозную болезнь.
         Как видно уже из названия, родиной X. является Азия; здесь она господствует эндемически в Бенгалии на низовьях Ганга и Брахмапутры; временами, ожесточаясь, она отсюда распространяется эпидемически на соседние части Индостана и Индокитая, проникает в Китай, Японию и в некоторые годы предпринимает пандемическое шествие по всем странам Старого и Нового Света.
       Но нигде до сих пор X. вне своей родины не свила себе гнезда навсегда, т. е. не стала эндемичной, хотя она, как, напр., в России, свирепствовала много лет подряд; всегда болезнь постепенно ослабевала и затем исчезала из пораженной местности на много лет с тем, чтобы снова вспыхнуть при новом заносе заразы из Индии
      Так в 1823 г. холера  проникла через Персию в русское Закавказье, в Тифлис и в Баку; а в сентябре того же года была занесена водным путем в Астрахань, где она прекратилась уже в октябре с наступлением холодов.
      Таким образом, первая пандемия X. длилась от 1817 до 1823 г.
        Во вторую пандемию (1826-37) X., поднявшись вверх по Гангу, охватила Афганистан, Хиву и Персию, была занесена киргизскими ордами в августе 1829 г. из Хивы в Оренбург; в то же время она проникла через Персию в Тифлис и Астрахань (1830).
       Из Оренбурга и Астрахани она в 1831 г. распространилась по России и в июне этого года появилась в первый раз в Петербурге, в котором унесла около 7000 чел.; панический страх, наведенный первым появлением X., повел к народному бунту 2 июня.
          В том же 1831 г. X. была занесена из России в Пруссию и Австрию, из Гамбурга и Риги в Англию, затем ирландскими эмигрантами в 1832 г. в Сев. Америку.
         В Европе X. продержалась еще до 1837 г. третьей пандемии (1846-61) предшествовала вспышка X. в Индии в 1841 г.; отсюда она была занесена английскими войсками в Китай, в 1846 г. попала в Персию, где сильно свирепствовала; затем она охватила прибрежье Аравии и в 1847 г. была занесена к берегам Каспийского моря, откуда распространилась на Европейскую Турцию, Европейскую Россию и Сибирь.
          В Россию X. В 1848 году  проникла двумя путями: во-1-х, со стороны Черного и Азовского морей, во-2-х, со стороны Турции, Дуная и Одессы, причем она к концу 1847 г. охватила весь юг России; в мае 1848 г. X. была уже в Москве, а в июне в Петербурге; в Московской губ. заболело в этот год 59000, умерло 27917; в  Петербургской губ. заболело 32326, умерло 16509».

          Но это статистика. А вот как рекомендовали в то время   бороться  с холерой  тогдашняя  медицина!
         В частности,  какие  меры  нужно принимать для личной профилактики.

         «Тут,  надо заметить, что при знакомстве со способами передачи холерной заразы и возможности выполнять вытекающие отсюда гигиено-диэтетические предписания можно почти с уверенностью избегнуть заболевания Х.
       Гигиено-диэтетические меры сводятся к избеганию всего того, что может занести в пищеварительный канал холерные зародыши, и всего того, что может повысить индивидуальное предрасположение к заболеванию Холерой.
        О том и другом была уже речь выше. Отметим некоторые более важные пункты личной профилактики.
        На первом плане стоит употребление чистой воды; при малейшем подозрении относительно чистоты ее лучше заготовлять ежедневно прокипяченную воду, как для питья, так и для хозяйственных надобностей.
        Все, что идет в пищу, должно быть проварено, прокипячено, прожарено; сырые фрукты и овощи надо тщательно очистить от кожи.
        Пищевые продукты и напитки следует держать в закрытых сосудах или предохранять от загрязнения насекомыми посредством стеклянных колпаков, металлических сеток.  
        Следует вести умеренный образ жизни, избегать всего того, что расстраивает пищеварение, что вызывает простуду, особенно ног и живота; не следует выходить из дома натощак; надо соблюдать опрятность во всем, особенно относительно рук, избегать касаться нечистыми руками рта, носа, пищи и напитков и т. д.
         Из спиртных напитков, водке следует предпочесть красное вино, которое можно также подмешивать к питьевой воде, так как содержащаяся в нем дубильная кислота останавливает размножение холерных палочек»

        Итак,  мы  видим, что кроме моления  перед иконой «Моденской», все чудесно излечившиеся как от холеры, так и других  заболеваний пили воду со Святого озера и   принимали там водные процедуры.
        Из этого следует и вполне закономерная версия:
        «Может «чудеса» совершает  вода Святого озера? «
        Ведь никто из современных российских ученных, не говоря уже о научных учреждениях,  не смотря на всю «славу» озера как «святого», даже не пытался провести  исследования  состава воды и  подземных  источников, питающих  это  озеро водой?

        Разобравшись с  косинскими озерами, мы  можем  продолжить  рассмотрение  дальнейшей истории  иконы «Моденская».
        После 1848 года  об иконе Божьей  Матери «Моденская»  в Российской империи  упоминалось  мало. Она была одной, из тысяч  чудотворных икон, так сказать «местного  значения».
        Но, вот настал 1917 год и все  в Российской империи круто перевернулось. Да так круто, что очевидно  и святые заступники Святой Руси  растерялись.
       Ведь  гонения и преследования  православной церкви в СССР,  превзошли все гонения и преследования  христиан  во всем мире,  от самого создания  христианской церкви в Римской империи. И, что особенно важно, свершали их не  какие-то  оккупанты-завоеватели, а  вчерашние  правоверные  православные! Которые, еще  в 1914 году  сотнями тысяч, с невиданным ранее  с религиозным  экстазом,  шли на войну с Германией! Естественно  род лозунгами «За Веру, Царя и Отечество»!
         Но постепенно  руки у большевиков  дошли и до  косинских храмов.
         В 1920 году  с иконы были сняты серебряная риза с драгоценными камнями.
         А, в 1940 году, все косинские храмы были закрыты, ценная церковная утварь разворована и большей частью  уничтожена, сама  чудотворная икона «Моденская» конфискована  государством и передана в музей религии и атеизма, бывший сначала в Москве, затем в Ленинграде.
         После окончания Великой Отечественной войны икона было передана в музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва, расположенного на территории Спасо - Андронникова монастыря в Москве.
         Но, это  произошло только потому, что  перед этим смотритель музея В.В. Кириченко  побывал в Ленинграде, в Музее истории религии и атеизма и  там обратил внимание на икону  XVII века.
         На обороте ее было написано – "Моденская». Так икона  попала в  руки специалистов. После того как, была признана искусствоведческая ценность этой  иконы, она в 1976 г. прошла реставрацию, которую выполнила сотрудница музея Ирина Ватагина.  После чего, обновленная икона,  в находилась в экспозиции Музея.
         Затем часы истории,  начали отсчитывать последние года  безбожной коммунистической  власти в СССР и сама Русская православная  церковь понемногу,  стала  поднимать среди населения  свой  былой авторитет.
        Тут, верховные иерархи из РПЦ МП и  вспомнили, про икону Божьей матери «Моденскую»!

         А вот, что было дальше,  мы   узнаем, опираясь на официальную информацию, поданную в СМИ   от имени РПЦ МП.

          «Второе обретение Косинской (Моденской) чудотворной иконы Божией Матери состоялось 2 июля 1991 года.
           В этот день по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на территорию Спасо - Андрониева монастыря прибыли Преосвященный Арсений, епископ Истринский, все благочинные города Москвы, духовенство Косинского прихода, духовенство других приходов, верующие люди.

           Чудотворную икону из запасников Музея торжественно перенесли во вновь открытый Собор Спаса Нерукотворного образа, где Преосвященный Арсений, епископ Истринский, в сослужении множества духовенства совершил молебен перед Косинской (Моденской) иконой Божией Матери и освятил ее.
            А затем состоялось торжественное перенесение чудотворного образа в Косинский приход.
        С южной окраины Косина крестным ходом, возглавляемым Преосвященным Арсением, епископом Истринским, при огромном стечении духовенства и православного люда, как из Москвы, так и со всей России, Косинская (Моденская) икона Божией Матери была внесена в ограду.

         В ограде храмов Преосвященным Арсением в сослужении многочисленного московского и подмосковного духовенства перед святыней был прочитан Акафист и отслужен водосвятный молебен, после чего чудотворная икона Божией Матери Косинская была внесена в Свято-Никольский храм и установлена на специальном постаменте.

         3 июля 1991 года, в Праздник обретения Косинской (Моденской) иконы Божией Матери, после 70-летнего перерыва, в Косинской церкви возобновилось Патриаршее служение.

         В этот праздничный день Божественную Литургию в Свято - Никольском храме в сослужении Преосвященного Арсения, епископа Истринского, и множества духовенства совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий П. 2 июля 1992 года, после возвращения приходу Свято-Успенского храма, чудотворный Косинский образ Божией Матери разместили в нем, где святыня пребывает и поныне.

         Празднование чудотворной Косинской (Моденской) иконы Божией Матери совершается дважды в год: 1-е воскресение после Праздника "Вознесения Господня" и 20 июня/ 3 июля».

        Вот, казалось бы,  мы и подошли к «счастливому»  концу  нашей  непростой истории. Но, у автора  и надеюсь, что и у читателя,  остается чувство неудовлетворенности.
       Потому  мы  видим все то же слепое повторение, чествование «иконы» подаренной  Пером Первым.  Хотя  это и  не икона. Или, во всяком случае, икона не православного «канона».
        И снова «Моденской» иконе, приписываются «чудеса» исцеления, хотя очень  давно  не было  никаких, научно  подтвержденных данных, о  чудесном исцелении, кого-либо  из паломников,  побывавших  после 1991 года в  Свято-Никольском храме бывшего с. Косино.
       Но, эти обстоятельства никого из иерархов  РПЦ МП  не смущает, ведь  при этом с каждого паломника, церковная  община Свято-Никольского храма  получает немалый  доход, львиную доля  которого, ежемесячно,  поступает в центральную казну той же РПЦ МП.

Все иллюстрации к статье находятся  здесь:http://h.ua/story/278898/

© Бровко Владимир, 27.06.2010 в 23:08
Свидетельство о публикации № 27062010230833-00171086
Читателей произведения за все время — 183, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют