Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 350
Авторов: 0
Гостей: 350
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Икона Божьей матери "Недремное око" ч.3 (Очерк)


                            ч.3
       Угличский   след иконы  Божией Матери «Недремное око»

       В связи с вынужденным и продолжительным  перерывом в публикации последней части этой работы напоминаю своим постоянным читателям   адреса первых двух частей  этой работы:
       http://h.ua/story/275265/
        http://h.ua/story/275328/
      Ну, а теперь  продолжим наши поиски  и мысленно перенесемся  из г. Рыбинска в старинный  русский город Углич.
      Но, нам нужен будет и опытный проводник в этом путешествии, а лучшим из авторитетных проводников по  старинному Угличу,  будет статья  об этом городе  из дореволюционной «Энциклопедии Брокгауза».
     «Углич - уездный город Ярославской губернии; расположен по обоим берегам Волги, преимущественно по правому; на левом не более 150 домов.
       Ширина Волги здесь 100 саж.; переправа производится паромами. Берега крутые, местность холмистая, весьма красивая и здоровая.
      С трех сторон город окружен хвойным лесом. Жит. 9964. Церквей 24, монастырей 2. Зданий 384 камен. и 1038 деревян.
     Бывший княжеский двор, теперь площадь с 3 церквами, 2 колокольнями, присутственными местами и городским садом.
    Главную историческую достопримечательность представляет дворец царевича Димитрия, построенный кн. Андреем Васильевичем около 1462 г., реставрированный в 1890-92 гг. и обращенный в музей.
     Близ дворца церковь царевича Димитрия, что на Крови.
      Здесь же стоит «ссыльный колокол»; на нем вычеканена надпись: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия, 1593 году прислан из г. Углича в Сибирь в ссылку во град Тобольск к церкви всемилостивого Спаса, что на торгу, а потом на софийской колокольне был часобитной, весу в нем 19 пд. 20 ф».
      Городской Преображенский собор, первоначально деревянный, построен в ХШ столетия кн. Романом Святым; нынешний каменные сооружен в царствование Петра I.

     В соборе 2 серебряные гробницы: в первой покоятся мощи св. кн. Романа, а во второй лежит покров царевича Димитрия, вынутый из его гроба при открытии его мощей.
      В Алексеевском м-ре есть древняя церковь прекрасной архитектуры XV в.; в Богоявленском женском сохранились  остатки крепости с древними чугунными пушками и пищалями и развалины обширных кожевенных заводов.
      В городе имеются. Учебные заведения: дух. Учил., женск. Прогимназия, гор. Трехклас. Учил., 2 начальных и 5 црк.-прих. Школ.
      Благотворительных учреждений 12. 3 больницы на 71 кровать, врачей 6, фельдшеров 7, акушерок 7.
      Фабрик и заводов 33 с производством на 776430 руб., при 559 рабоч. Главная  писчебумажная «Компании угличской писчебумажной фабрики» (410 рабоч., производство на 698000 р.).
     Торговля незначительна. В навигацию 1899 г. к У. прибыло 150 судов, отправлено 415 суд. Плотов прибыло 20, отправлено 80. Грузов прибыло 654000 пд. На 415 тыс. руб.; отправлено 444 тыс. пд. На 439 тыс. руб.
    Торгово-промышленных заведений 313. Торговые обороты  2 млн. Две ярмарки, базары три раза в неделю.
    Городской общ. Банк. Из промыслов развиты шитье мешков для муки, вязанье крестьянских чулок, постройка мелких судов, колбасное производство (известна «угличская колбаса»), рыболовство.
      Город довольно опрятно содержится, санитарное состояние его удовлетворительно. Городу принадлежат 1926 дес. Земли.
        Городские доходы за 1896 г. 40032 руб., расходы 41883 руб., в том числе на гор. Управл. 7523 руб. и на учебн. Зав. 3955 руб.
       У. один из древнейших городов России. Название получил, по всей вероятности, от того, что Волга здесь делает поворот. Местные летописи подробно говорят о существовании У. во времена св. Ольги.
     Один из ее родственников, боярин Ян, объезжая Русь, был в У. и, пленившись красотою местности, построил себе здесь дом на крутом берегу Волги. До сих пор в городе существует местность (ныне застроенная), по преданию носившая название «Яново поле».
       Первое положительное летописное указание на У. относится к 1148 г., когда, по поводу похода Изяслава с новгородцами на кн. Суздальского Юрия Всеволодовича, летописец говорит:
     «Придоста к Кенятину и начаста городы его (Юрия) жечи и села… обаполь Волгы и поидоста оттоле на , и оттуда на устье Мологи».
     В XIII - XIV вв. У. являлся главным городом угличского удельного княжества, которым преемственно владели 23 князя.
      Двое из них, Роман Владимирович и Димитрий Иоаннович, причислены церковью к лику святых.
       До разорения поляками У., по словам летописцев, занимал пространство до 25 верст в окружности, имел 3 собора, 150 приход, церквей, 12 монастырей, до 17000 тяглых дворов и около 40000 жит.
       По писцовым книгам (1674), У. стоял на прав. Берегу Волги и разделялся на 3 части: крепость, или княжий город, земляной, или собственно город и стрелецкие слободы.
        Крепость была рубленая в 2 стены из тесаного соснового леса, покрыта тесом; около стены был ров, глубиной в 8 саж. И такой же ширины.
        О разорении У. Яном Сапегою в супоньевской летописи говорится:
     «Зде умыслих изчести всех убиенных окаянными папистами: во граде У. бысть убито разного звания 20000 чел.; священников, диаконов и церковнослужителей, по исчислении церквей, до 500 чел.; сожжено и истреблено 10 мужских монастырей и 2 женских, а в оных 2 архимандрита, 8 игуменов и 2 игуменьи, монахов 500, дев чистых и жен более 500.
      Церквей разорено и сожжено 150, мирских домов до 12000.
      Всего же, по исчислению убиенных, повешенных, потопленных и прочими смертями умученных, всякого звания, пола и возраста до 40000, им же всем за веру Христову умершим подаст Господь вечную память и покой».
       По мнению местного историка Ф. Кисселя,(написавшего книгу об истории Углича в 1844 году –автор) в летописи говорится не об одном городе, а считаются церкви и жители во всем угличском княжестве, именно при царевиче Димитрии».

  Тут самое  время  прервать  цитирование статьи об Угличе из энциклопедии,  и рассказать, о самом громком  историческом событии,  после которого Углич  прочно  вошел в русскую историю - о факте  убийства  царевича Дмитрия.
    Потому что репрессии по этому делу  коснулись всех жителей города. И вот как это событие  красочно описано  в «Новом Летописце»:

      «Об убиении царевича Дмитрия Ивановича и запустении града Углича.
         По преставлении царя Ивана Васильевича на восьмой год, Бог попустил ради грехов наших во многих знатнейших [людях] сугубую зависть, и гордость, и неправду, не только друг к другу, и ненавидели одни других, но и на самого государя помышляли смертным убийством и неправду творили.
       С ними же дьявол, искони ненавидящий род человеческий, видя братьев Федора и царевича Дмитрия, ни о чем же земном не радеющих, ни славы мира сего, ни богатства не желающих, и не мог ни в чем их упрекнуть, никому же зла [они] не желали.
       Вложил же дьявол в знатнейших не желание чести друг перед другом, не желание отеческого достояния чужого, но один из них мыслью тщился самодержавство восхитить и старейшиной хотел быть в Русском царстве.
      Из них же, знатнейших, был боярин Борис, называемый Федоровичем, Годунов, ненавидел братию свою бояр, и бояре его не любили, потому что многих людей [он] погубил напрасно.
    И вложил дьявол ему в мысль извести праведного своего государя царевича Дмитрия; и помышлял себе:
       “Если изведу царский корень, то буду сам властелин в Руси”, — как окаянный Святополк умышлял на братьев своих Бориса и Глеба: “Если перебью братьев свою, то буду один властелин в Руси”, — а не ведал того, что Бог власть кому хочет, тому дает.
    Сей же окаянный Святополк послал братьев своих убить, так же и Борис послал в Углич, чтобы сего праведного [царевича] отравить зельем.
        Ему же, праведному царевичу Дмитрию, давали смертоностное зелье, когда в еде, когда в питье, но Бог хранил праведника, не хотя втайне его праведную душу принять, а хотя его праведную душу и неповинную кровь объявить всему миру.
       Борис же, про то, услышав, что ему [царевичу] ничего не вредит, и, огорчившись тем, призвал братьев своих Годуновых и советников своих Андрея Клешнина с товарищами и поведал им, что [царевичу] ничего не вредит.
        Один же из них, Годунов Григорий Васильевич, к их совету не пристал и плакался о том горько; они же его к себе [более] не призывали и его чуждались. Сии же советники Борисовы замыслили кого-нибудь избрать и послать убить праведного. И избрали Владимира, называемого Загряжского, да Никифора Чепчугова и из них одного [решили] послать.
      И им же, Владимиру и Никифору, то известили; они же люди богобоязливые, не только что против него сделать, но и помыслить против своего государя не хотели. Возвестили о том Борису, что не хотят из них ни один ехать; он же сильно опечалился, что ничего из желаемого им не свершается. Советник же его Андрей Клешнин сказал ему: “Не скорби о том, есть у меня братья и друзья, будет твое желание исполнено”.
      Тем же Владимиру и Никифору, что их воли не совершили, многие беды и напасти содеяли.
       Тот же Андрей Клешнин пришел в дом свой и возвестил братьям своим и друзьям, но ни один из них на такое окаянство  не склонился. И вошел дьявол в одного из них, Михаила Битяговского.
      И как вошел сатана в Иуду Искариотского, и тот пошел к иудеям, говоря: “Что мне дадите, чтобы я вам предал Иисуса?”; они же поставили ему тридцать серебряников, и он начал выжидать, чтобы предать Иисуса, — так и сей окаянный Михаил, замыслив на своего государя, на такого чистого агнца, пошел к Андрею Клешнину и возвестил ему:
       “Я хочу волю вашу сотворить”. Андрей же обрадовался, и пошел к Борису, и возвестил ему все. Борис же того Михаила повелел привести с великой радостью, и обещал воздать ему большую честь, и, одарив его, отпустил в Углич, да с ним же отпустил сына его Данилку да Никитку Качалова, и велел им ведать в Угличе все.
      Они же пошли в Углич, как волки пыхающе на праведного, и пришли в Углич вскоре, и начали всем владеть.
       Царица же Марья Федоровна, видя их злокозненное умышление, начала его [царевича] беречь и никуда от себя из хором не выпускала.
        Они же, окаянные, посоветовавшись с мамкой его с Марией Волоховой да с сыном ее Данилкой и решили они его, праведного, убить в лето 7099 (1591), месяца мая в 15-й день.
       Мать же его, благоверная царица Марья, была у себя в хоромах; сия же окаянная мамка Волохова обратилась к праведному с лживой речью; как змия, прельстившая Евву, так же и сия окаянная обольстила мать его, и взяла его и повела на двор.

            Кормилица же его, воспитавшая его грудью своей, не хотела пустить его, но она, [Волохова] окаянная, едва ли не силою повела его на заклание; сия же кормилица его пошла с ним на нижнее крыльцо.
          Сии же окаянные [убийцы], как звери ярости исполненные, подошли к крыльцу. Тот же злодей Данилка Волохов, взяв праведного за руку, сказал ему: “Сие у тебя, государь, новое ожерельице?”
           Он же ему отвечал тихим голосом, подняв шею: “Сие есть старое ожерельице”. Он [Волохов] же, как змея жалит жалом, кольнул ножом праведного по шее и не достал ему до гортани.
          Сия же кормилица, видя погибель государя своего, упала над ним и начала кричать.
         Тот же окаянный Данилко бросил нож и побежал; союзники же его Данилко Битяговский да Никитка Качалов начали ее бить и едва живую оставили, праведного же у нее отняли и заклали, как чистого агнца, юнца восьмилетнего.
         Они же, окаянные, побежали; мать его, видя погибель сына своего, закричала над ним. О чудо праведное и ужасное, как мертвое тело трепетало долгое время, как голубь!
        Тотчас об убиении услышали в городе и на посаде по воротам, ездя, били и вопили: “Что сидите? Царя у вас нет”.
         Они же [горожане] выбежали за ворота, не видя же никого.
         В то время на государевом дворе не было никого, братия же его и дядья разошлись по домам, поскольку время [было] полуденное; один соборный пономарь, видя такую погибель, заперся на колокольне и начал бить в колокол; окаянные же к нему приступали, хотели его убить, и не смогли.
         Люди же его [царевича], и братия, и дядья, и все люди града Углича сбежались на его государев двор и увидели себе погибель: государя своего лежащего мертвого, мать его и кормилица тут же у тела лежали, как мертвые; они же над телом его вопили и сих убийц, Михаила Битяговского с женой и с их советниками, побили камнями.
       Те же окаянные Никитка и Данилко побежали, и пробежали двенадцать верст; кровь же праведного вопияла к Богу и не пустила их; они же, окаянные, возвратились назад.
           Горожане же и их побили камнями, и всех их, окаянных, побили двенадцать человек и бросили в яму псам на съедение.
            Тело же его [царевича] праведное положили во гроб и понесли в соборную церковь Преображения Спасова. К царю же Федору послали гонца возвестить, что убиен был брат его от рабов; гонца же привели в Москве к Борису, Борис же велел грамоты переписать, а писать повелел, что [царевич] одержим был недугом и сам себя зарезал небрежением Нагих, и [велел] донести грамоты до царя Федора.
            Царь же, слыша об убиении брата своего, долго плакал и не мог ничего сказать. И послал про то сыскать и тело его праведное похоронить боярина князя Василия Ивановича Шуйского да с ним Андрея Клешнина и властей; и тех Нагих ведено [было] привести в Москву.
            Князь же Василий с властями пришел вскоре в Углич и осмотрел тело праведного закланное и, помянув свои прегрешения, долго плакал горько и не мог говорить ни с кем, как немой стоял.
            Тело же его праведное погребли в соборной церкви Преображения Спасова. Князь же Василий начал расспрашивать всех людей града Углича, как небрежением Нагих [царевич] заклался сам.
        Они же вопили все единогласно, иноки и священники, мужи и жены, старые и юные, что убиен был от рабов своих, от Михаила Битяговского, по повелению Бориса  Годунова с его советниками. Князь же Василий пришел к Москву и сказал государю неправедно, что [царевич] сам себя заклал.
         Царь же Федор положил опалу на Нагих; Борис же с боярами пошел к пытке и Михаила Нагого и Андрея и других Нагих пытал крепко, чтобы они сказали, что [царевич] сам себя заклал.

    Они же никак того не говорили: то и говорили, что от рабов убиен был. Борис же разъярился, хотел и остальных погубить; царицу Марью повелел постричь и сослать в пустынное место за Белоозеро, а Нагих всех разослал по городам по темницам; город же Углич повелел разорить, за то, что убили тех окаянных и на него [как на убийцу] говорили.
       И иных казнили, иным языки вырезали, иных по темницам разослали; множество же людей отвели в Сибирь, и поставили град Пелым, и ими населили, и от того Углич запустел.
        Тех же окаянных убийц повелел хоронить и погрести их окаянное тело честно; ту же окаянную мамку Волохову и тех убийц жен устроил, подавал им жалование многое и вотчины».

      После этих всех разорений, и польских и русских, Углич поправлялся крайне медленно, страдая  еще и от сильных пожаров, и от моровой язвы.
       В 1777 г. Углич назначен уездным городом Ярославского наместничества, переименованного в 1796 г. в губернию.
      К концу  XIX века Углич снова  пришёл в сильный  упадок, поскольку отсутствие железных дорог мешало реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции, а Калязин  и  Кашин, в которых железная дорога была построена в 1890-е годы, оказались в более выгодном экономическом положении

         Но все это было до 1900 года, а сейчас у нас 2010 год. То есть прошло 110 лет, но вот город Углич  поменялся  крайне мало. И на то были свои объективные исторические причины.
      Безбожная «Советская власть»  была провозглашена в Угличе 12 декабря 1917 года.
      Новые хозяева начали с того, что снесли большую половину угличских храмов, делавших панораму города необычайно живописной.
      Конечно, город красив и  сейчас, но по старинным фотографиям можно судить, как это было раньше.

       Сильно пострадали и сохранившиеся храмы – многие лишились оград, колоколен, куполов. Сгорел и после пожара был разобран гигантский комплекс Торговых рядов на площади.
         А за время СССР цивилизация мало коснулась  Углича.
         В 1939 году создано Угличское водохранилище.
         В 1940 году построена тупиковая железнодорожная линия Калязин — Углич.
        В 1935—1950 гг. построена Угличская ГЭС
          В 1935-1940 годах была построена грандиозная Угличская ГЭС, полностью изменившая вид берегов Волги и уничтожившая древний Покровский монастырь.
        После Великой Отечественной войны,  правда, в Угличе открылись новые заводы, город сильно разросся вширь.
        Открылся знаменитый часовой завод «Чайка», работающий до сих пор.
        Понимание значения исторического облика и памятников Углича пришло не сразу, и только в 1952 году был создан реставрационный участок, сотрудники которого в буквальном смысле слова спасали памятники, находившиеся в аварийном состоянии.
        С 1960-х годов сохранившиеся памятники Углича тщательно оберегаются.
        В это же время Углич вошел в состав Золотого кольца, что тоже во многом способствовало сохранению его облика.
.  На день сегодняшний город Углич — в России, это городское поселение, административный центр Угличского района Ярославской области, Население — 34 972 человека  (1 января 2009).
         Но, как помнит читатель из предыдущих  глав, предмет нашего исследования вторая  из «Икон Божией Матери « Недремное  око»  находилась в Богоявленском  женском монастыре г. Углича.
      Поэтому  давайте  и заглянет в этот монастырь. Благо, большевики  не до конца  его разрушили.
      Вот что писалось об этом  монастыре в  «Энциклопедии Брокгаузапо состоянию на 1900 год.
       Богоявленский  монастырь (женский) ; в г. Угличе Ярославской губ., на Новой Ростовской улице.
      Это место занимает он с 1661 г., а раньше был расположен в городской крепости, где теперь общественный сад.
       О времени основания монастыря не сохранилось сведений, но в летописях значится, что в 1591 г. 20 ноября здесь совершилось пострижение царицы Марии Феодоровны, матери царевича Димитрия.
      
       Здесь она проживала до тех пор, пока не была отправлена в Никольский монастырь Череповского уезда.
        В 1609 г. Богоявленский монастырь был разорен поляками, а игуменья с инокинями перебиты.
        В 1628 году Богоявленская обитель была восстановлена матерью царя Михаила Федоровича, инокиней Марфой.
         До начала XVIII в. все строение монастыря было деревянное, только в 1700 г. была построена первая каменная церковь во имя Богоявления и с приделом Смоленской Б. Матери. Архитектура храма подходит к постройкам XVII века.
       Шатровая колокольня, составлявшая лучшее украшение этого храма, сломана в 1853 году. Да и вообще вся церковь перепорчена в течение последнего времени многократными благоукрашениями и переделками.
      Между древними иконами, оставшимися в этом храме, особенно замечательна Параскевы Пятницы, пожалованная государыней Марфой из села Парфеньева.
        Большая церковь Богоявления, выстроенная в 1853 г., имеет два придела и несколько замечательных икон, перенесенных из старинных церквей».


          Современные исследования  по истории Углича  расширили наши познания о  Богоявленском монастырю.
        «Богоявленский девичий монастырь основан в конце XIV века княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. Первоначально он располагался в Угличском кремле, в северо-западной части.        
         В 1661 году, при проведении работ по возведению новых укреплений кремля, монастырь был переведен на новое место, вблизи земляного рва на Ростовской дороге. Монастырь сначала был деревянным, в конце XVII — начале XVIII веков построена каменная Богоявленская (позднее Смоленская) церковь.
        Особенно масштабное строительство велось в начале XIX века, когда были построены братские корпуса, Федоровская церковь, ограда и в 1853 году завершилось строительство огромного Богоявленского собора.
       Смоленская церковь Постройка церкви закончена в 1700 году. Церковь имеет небольшие размеры. С северной и западной стороны к церкви пристроены придел, трапезная и галерея.
       На своде, перекрывающем церковь находятся пять глав. Шатровая колокольня не сохранилась. На южном фасаде храма сохранились наличники. Выразителен западный фасад. Три арки подклетного этажа лишены украшений. Выше над междуэтажным поясом аркада второго этажа и декоративный карниз с фронтоном. Сохранившиеся росписи относительно недавние и большой ценности не имеют. Реставрация проводилась в 1972-75 гг. Была разобрана юго-западная пристройка, восстановлены наличники и поливная зеленая черепица.
      Фёдоровская церковь. Храм Федоровской иконы Божией Матери посвящен иконе, подаренной монастырю инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича. Заложен 21 мая 1805 г, строительство храма завершилось в 1818 г. В 1822—1824 гг. храм был расписан Тимофеем Медведевым.
       В 1862 г. новые росписи выполнил ярославец Егор Дьяконов, фрески сохранились. План церкви необычен — центральный объём со всех четырех сторон окружен полукруглыми пристройками. Колонны портиков не удачны по пропорциям и рисунку. Храм отреставрирован в 1970 - 1980-е г. под руководством архитектора С. Е. Новикова.
       Богоявленский собор Постройка этого большого собора (по типовому проекту архитектора К. А. Тона) была завершена в 1853 году.
       Здание построено в русско-византийском стиле, свойственному данной эпохе. Строительство стоило 60000 рублей серебром. Это грузное, богато декорированное здание.
        Его основание связано с поэтической легендой. Место, где он поставлен, первоначально занимал фруктовый сад горожан Буториных. Весной, когда яблони стояли в цвету, вышедшая на крыльцо Прасковья Буторина увидела, что в сад опустились три лебедя. Так повторялось несколько лет.
       После продажи земли монастырю игуменья восприняла это событие как знамение, и алтари собора поместили на то место, где опускались лебеди.
        Собор – образец официального русско-византийского стиля – возвели по проекту архитектора К.Тона. Самым ярким элементом являются огромные голубые главы с золочёными звёздами.
         В 1920-е –30-е годы, после закрытия монастыря, храм сильно пострадал: лишился колокольни (после нее осталась изуродованная западная стена), очень повреждено внутренне убранство.
         Таким, после всех разрушений, использования под склад, он дожил до наших дней. В 2003 году было начато возрождение, уже в качестве приходского храма.
        Но  ознакомившись с историей монастыря, мы  так и не продвинулись  в исследовании нашего главного вопроса:
          «Когда в Монастыре появилась икона Божией Матери Недремное око» и почему она стала там почитаться как чудотворная?»
       Поэтому  давайте  снова раскроем  книгу Евгений Поселянина "Сказания о чудотворных иконах Богоматери". (1919г.) и обновим  наши знания  об этой  иконе.
      «В городе Рыбинске, в монастырской часовне, устроенной недалеко от вокзала Рыбинско-Бологовской железной дороги, находится древняя чудотворная икона, именуемая «Недремлющее око».
      Ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина, который питал к этой иконе особенное благоговение вследствие семейных преданий.
   Образ имеет 10 вершков в ширину и один аршин в высоту; писан он на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись его принадлежит к итальянскому стилю. Пресвятая Дева изображена в половину роста;
    Она сидит перед столом в комнате с подобранной на левой стороне занавесью темно-зеленого цвета. Глава Ее покрыта белым покрывалом, из-под коего виднеются волосы. Пречистое лицо Ее и печальный взор опущены долу и обращены к лежащему Богомладенцу. Левая рука Богоматери, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая спящего Богомладенца.
     Глаза Предвечного Младенца закрыты, а глава Его обращена в правую сторону; правая рука покоится на правой руке Богоматери, а левая на согнутом колене Его левой ноги; средняя часть тела покрыта белой тафтой. Внизу иконы находится следующая надпись: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песнь песней, V, 2).
     Эта надпись свидетельствует, что наименование иконы «Недремлющее око» имеет символическое значение: она указывает на то, что Спаситель и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении».
…..
     «Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборной монастырской церковью.
       Она пожертвована в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной. Икона имеет более аршина вышины и 3/4 аршина ширины и писана на доске итальянской живописью.
       Богородица изображена сидящей в комнате с окном на правой стороне. Глава Ее обращена в левую сторону и покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под которого выбиваются волосы.
     Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Предвечному Младенцу. Верхнее одеяние Ее голубого, а нижнее алого цвета.
       Спящий Богомладенец покоится на левом колене и левой руке Богоматери; глава Его обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленях и опущены вниз.
     Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену, один край которой поднят правой рукой Богоматери в уровень с Ее правым плечом.
     Икона украшена позолоченной ризой и венцами. Другие украшения на сей иконе — три серебряные изображения ног и два серебряных креста пожертвованы лицами, исцелившимися после молитвы перед сей иконой.

          После закрытия многих храмов и монастырей в 20-30 годы XX века эта  икона, как и многие другие святыни приволжских городов, хранилась в Толгском монастыре.
          В наши дни икона была перенесена из Введенского собора этого монастыря в Спасо-Преображенский собор города Рыбинска.
          Таким образом,  на сегодня оба  списка  иконы Божией матери «Недремное око» оказались в одном соборе. Который  сейчас находится на длительной капитальной реставрации.
            Но из двух икон наиболее почитаемой остается та, что принадлежала Родиону Путятину и которую лично доставил в собор Патриарх РПЦ Алексий Второй.
            И мы  видим, что  круг наших поисков   замкнулся, поскольку  все следы  привели  нас в  уже  знакомый нам  г. Рыбинск.
           В заключение,  читатель  должен уяснить для себя некоторые  важные для  нашего расследования  детали, о которых не было времени  рассказать в предыдущих частях.
          Иконы  название, в христианской церкви, живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющих священный характер и служащих предметами религиозного чествования в смысле образов, которые возводят мысль и чувство молящихся к изображаемому.
         В православной и римской церквах они составляют необходимую принадлежность храма и домашнего культа христианина, как и крест с изображением распятого на нем И. Хр. или без оного. Происхождение И. восходит к началу христианства.
          Со времени Константина Вел. Иконы входят во всеобщее открытое употребление в храмах и домах. Со времени VII вселенского собора Иконы становятся обязательной принадлежностью христианского культа, и получает обширное развитие иконопись.
         В более позднее время Византийской империи (VI и следующие века) мало-помалу устанавливаются общие типы иконописных изображений, а в еще более позднее время являются на Востоке так называемые  "иконописные подлинники", в качестве руководств для иконописцев, в которых подробно указываются внешние черты каждого святого и его иконописные аксессуары.
         Этой регламентацией иконописи установился около XII в. византийский иконописный стиль (см. Византия).
        В древней Руси, а позже и в Московском царстве  иконопись развивалась в строгой зависимости от визант. образцов.
        Озабочиваясь соответствием иконописного изображения священному достоинству иконописных предметов, русская церковь делала особые постановления по этому предмету на соборах: стоглавом (1667-1674), а также при самом начале синодального управления (1722), которыми вменялось в обязанность допускать до иконописания лишь людей искусных в художестве и отличающихся добрым поведением, предписывалось даже  наблюдать за нравственностью иконописцев, и самые иконы писать с древних образцов, "от своего же  смышления и по своим догадкам Божества не писать".

     Со времени Екатерины II в нашей иконописи получает широкое применение итальянский стиль живописи!  А ведь  наша  вторая  икона «Божией Матери « Недремное око» тоже «писана на доске итальянской живописью»!

     И, следовательно,   утверждения  ее  владелицы А.В. Лебедевой, что это  «древняя икона»  не соответствует  действительности,  ведь  Екатерина II правила в  России с (1762—1796)  и  до  передачи  иконы  в монастырь, прошло всего 50- 60 лет?
     Кроме того, русские художники получившие возможность писать иконы в итальянском стиле,  кроме стиля  стали активно переносить и  итальянские  сюжеты религиозной живописи, относящиеся  к типу картин « Мадонна с младенцем»!
     Вот и наша  вторая  икона « Недремное око», как и первая,  тоже,  по своей  сути, есть  русский вариант  итальянской  «Мадонны с младенцем».
    И эта  «новописанная» икона,  очевидно, украшала  жилище  русской дворянки А.В. Лебедевой, пока она  из каких-то своих соображений не передала  икону в дар  монастырю.

      Кстати  никто из  исследователей истории иконы Божией  Матери «Недремное око»  не провел  поиска  в гос. архивах Углича и Ярославля  сведений  и жизни смерти   дарительницы этой  иконы.
      А это  та последняя  частичка  мозаики, которой нахватает  нам  для  завершения нашего   исследования.
     Так, что автор  тщит себя  надеждой,  что  кто-нибудь из жителей  Углича или Ярославля  интересующихся местной историей,  проведут  поиск  сведений о жизни и деятельности  Лебедевой А.В. и  история  иконы Божией Матери «Недремное  око» будет закончена.

   P.S.  Автор так же настоятельно  рекомендует посмотреть эту работу  со всеми  иллюстрациями  вот по этой ссылке:http://h.ua/story/278544

© Бровко Владимир, 24.06.2010 в 22:01
Свидетельство о публикации № 24062010220114-00170698
Читателей произведения за все время — 102, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют