26.Те, кто идут по пути духовного совершенства, кто знает в себе Верховного Брахмана, освободившись от желаний и гнева, контролирующие ум, уверены, что достигнуь состояние нирваны (высшего мира в себе).
КОММЕНТАРИЙ.
Этот стих имеет отношение ко всем, кто еще в пути, независимо от выбранной йоги, но видит свою конечную цель в слиянии с Верховным Брахманом. Каждый, начавший духовный путь, следуя обещаниям Вед, ожидает для себя тот или иной результат, как свидетельство достижения высокой ступени реализации, поскольку оценить достигнутый уровень умозрительно невозможно. Многие идущие наперед знают, что впереди их ожидает нирвана. Однако, устремляясь к Божественным качествам, не следует ограничивать себя такого рода целью, ибо Бог приравнивает ее к мистической, что делает служение Богу, как и сам путь преданного служения нечистым. Непременно лучше главной целью иметь служение Богу и умение предаться Богу, поскольку эти два качества, когда у человека очищенные духовные устремления, развивает Сам Бог, считая их более значимыми. В этой связи, предавшись Богу, следует понимать, что Сам Бог определит и даст каждому свою ступень нирваны, но Лично, ибо у Бога достаточно путей, показывающих уровень достигнутой реализации человека, и только Один Бог знает, что на данный момент для человека убедительней, является им заслуженным или поощряет или дается авансом. Идущий же должен просто исполнят практику йоги (предпочтительнее из всех карма-йога, ибо она решает все вопросы), вручив себя Богу и посвящая любую свою деятельность Богу, как жертвоприношение. Тем не менее, у многих на примере других существует привязанность к состоянию нирваны, как к высшему показателю достижения совершенства, хотя об этом состоянии не имеют особого представления, но полагают, что оно быть обязано, и далее все цели достигнуты. Отнюдь. Путь к Богу бесконечен и духовных иллюзорных энергий в нем достаточно. Тем не менее, надо знать, что это состояние у каждого очень иддивидуально и основывается как на достигнутых качествах человека на данный период, так и на уникальности как предшествующего материального пути, так и особенности пути духовного, также зависит от кармических долгов, имеющих еще место и от которых человек, даже выходя из-под влияния трех гун материальной природы, никогда полностью не очищается. Даже на духовный план живые существа приходят в разной степени одухотворенные (в допускаемых границах) , имея долги перед Богом и свой индивидуальный путь развития. Поэтому любой, достигший состояния нирваны, не должен это афишировать. Это лично ему и только на этот небольшой отрезок времени, и не дает ему право считать себя ближе к Богу и достойнее многих других. Такой человек не может становиться для других примером, претендовать на роль духовного учителя, ибо показателем могут быть только достигнутые Божественные качества, которые также абсолютно известны толко Богу. Поэтому чужая нирвана не должна восприниматься, как лучший пример и духовное достижение для себя, но следует полностью доверится Богу, вручить себя Богу, ибо только к этому Бог призывает Арджуну, и в этом залог успеха. Надо также понимать, что блаженство в нирване непродолжительно, если ее понимать, как блаженство, и тот, кто хочет видеть нирвану, как постоянное свое состояние, заблуждается, ибо такой человек бесполезен для Бога, ибо из него плохой слуга Верховному Владыке (ибо он немногим отличается от материалиста, нацеленного на удовлетворение своих чувств. Пусть это также будет доверено Богу.
Бог более удовлетворен, когда под нирваной человек понимает мир в себе в результате состояния отречения, непривязанности, в результате постоянного единения с Богом, как абсолютное предание себя Богу, выражающееся в полном , но разумном бесстрашии, состоянии, в котором человек не опускает руки, трудится физически и духовно неустанно, находясь в мире с собой, руководствуясь только Мнениями Бога в себе, не знает границ в себе духовным откровениям и наслаждается этим, получая их и через многие потрясения и испытания, когда совершенные духовные знания для него есть Сам Бог и более нет места ни материальным привязанностям, ни качествам, ни желаниям. Когда человек не подсчитывает перед Богом свои заслуги, не гадает, сколько ему еще раз предстоит родиться в материальном мире, когда каждое мгновение именно этой данной жизни в этом мире использует на пользу, служа Богу, служа живым существам, развивая свои качества и черпая именно в этом наслаждение, шаг за шагом удаляясь от привязанностей, гордыни, зависти, гнева, ибо преодолеть эти качества очень и очень непросто. Ведь и погруженного в псевдонирвану человека Бог может легко вывести из себя, дать ему гнев и пристрастие, как и самонадеянность, как и зависть, немного изменив ситуацию, дав другое окружение или крайности. И никакая нирвана, увы, не помогает тому, кто еще не готов по качествам. Поэтому преданному лучше всего, даже устремляясь к нирване, допускать мыслью, что и это не то, что и это не показатель, но считать себя недостигшим, непреуспевшим, не лучше, чем другие. Никто не может доподлинно знать, подчинил ли он себе в достаточной мере свои чувства, ум, желания, а потому должен без остановок и передышек идти по пути реализации, до конца строго исполняя все предписания Вед и просить у Бога испытаний, как и доверится Богу, как и постигать Мнение Бога в себе и полностью Ему следовать, что есть постоянный труд. Правильное мышление йога всегда располагает Бога. И тот, кто не претендует, иногда от Бога получает нежданные дары самого разного порядка, иногда связанные с близкими родственниками или другими людьми, иногда в виде великолепных откровений, иногда в виде внутренних энергий наслаждения, иногда в четком слышании Бога в себе, слово в слово, иногда в самой практике йоги. Бог и наградит и всегда направит такого йога по лучшему пути, для развития духовного понимания может ввести в такие закоулки, где ни ум, ни чувства и даже желания еще не бывали и даст такие испытания, которые приоткроют очень дорогую Истину, бесценную тем, что человек начинает видеть еще точнее, понимать еще глубже, говорить еще убедительней. Только так трудясь человек может развивать в себе Божественные качества, трудясь не для нирваны, но для Бога, во имя Бога, во благо другим, ибо ставящие своей целью достижение нирваны более отдаляются от Бога, не видят Его замысел, Его Личную Волю, а свои заслуги, считая ее значимым показателем и последней инстанцией на пути к Богу на Земле, тем, однако, обуславливая свое рождение на Земле вновь и вновь, ибо не достает тех качеств, которые дали бы другое понимание. Претендующие на нирвану не видят, что она может и мешать, связывает руки, порождает и укрепляет эго и тем отклоняет с чистого духовного пути. Но будет прав тот, кто не устремится к наслаждению в нирване, как таковой, а нирваной назовет чисто духовное существование, в котором есть место беспристрастию, состоянию отрешенности, неприменно присутствует физический и духовный труд, посвященный Богу, как жертвоприношение. Но карма-йога – лучший путь, который все это дает человеку и более того. Однако, есть и другие йоги, которые существуют самостоятельно, созданы Богом для людей определенного уровня развития и понимания, которые также могут практиковаться и теми, кто занят карма-йогой. Речь идет о йогах, требующих физического отдаления от других, с целью погружения в себя, с целью достижения нирваны. Но такая йога, если она не имеет в себе цель преданного служения только Богу, опять же, погрузит в отчаянье.
Таким образом, человек, идущий к Богу, должен понимать, что для него в этом пути главное и что может послужить для него если не препятствием, то заблуждением. Иногда такого рода заблуждение и является необходимым, ибо и здесь человек развивается, и здесь достигает и только с этой ступени (в данном случае достижения нирваны) может идти дальше. Прямые пути к Богу бывают для того, кто уже в прошлом поплутал по всем лабиринтам, кто преодолел подводные рифы и все камни преткновений и кто извлек те качества и те совершенные духовные знания, которых достаточно, чтобы уже идти к Богу без отклонений. Поэтому, каждый идущий должен знать Мнение Бога на любой его выбор.
В следующем стихе Бог описывает элементы медитационной йоги, которая призвана достигать состояние нирваны. Если человек испытывает изнутри непреодолимое желание идти именно этим путем, значит, это желание дает ему Сам Бог и значит, есть что в этом направлении достичь или развить.
27-28.Объекты чувств держа, как внешние и ненужные, также, непременно, взгляд сосредоточив между бровей, воздух, двигающийся вверх и вниз, держа в подвешенном состоянии, вдыхая и выдыхая его через нос, контролируя чувства, ум и разум, мудрый, предназначая это для освобождения, как высшей своей цели, оставив желания, страх и гнев, исполняя это всегда, уже, непременно, освобожден.
КОММЕНТАРИЙ.
Как уже было сказано, есть много йог, ведущих к Богу и прямым и окольным путем. Бог неоднократно указывает на пути лучшие, прямые, абсолютно безошибочные и непременно ведущие за пределы рождений и смертей. Но, сколько бы ни было йог, все они даны только Богом, все они необходимы, ибо имеют своих последователей, являются наиболее подходящими для данной ступени развития человека на данный момент и никак не осуждаются Богом те, кто выбирает духовный путь по себе, по своим качествам и возможностям, тем более, что безрезультатного, неуспешного пути к Богу не бывает, есть только путь быстрые и в обход. Но никто не встанет на путь прямой, не поплутав по духовным лабиринтам и не приобретя там то, что бесценно в дальнейшем и более успешном направлении.
Многим, ищущим быстрый результат, желающим насладиться нирваной, насытиться духовными иллюзиями Бог и предлагает данный стих, как рекомендацию для тех, кто идет по пути медитацоинной йоги. Более подробное описание такой практики дает следующая глава и ею пренебрегать не следует, ибо, как человек должен знать все виды жертвоприношений, что Бог Арджуне настоятельно рекомендует, так он должен быть и знаком с разными видами йоги и зачастую не только теоретически, ибо желание человека идти строго по выбранному пути должно быть основанным на его выборе из многих других йог. Он должен или обжечься, или предпочесть. Каждый йог склонен проповедовать достоинства своей йоги и для этого у него должен быть неплохой багаж духовных результатов с приложением к нему веских, достаточно убедительных аргументов в пользу выбранного направления. Каждый йог есть слуга Бога и Волею Бога распространяет свою практику среди тех, кто также склонен идти, делая первые или не первые шаги в связующем процессе. Данный стих исчерпывает то состояние и поведение, при котором возможна данная практика. Но следует добавить, что этот связующий процесс должен иметь место в местах безлюдных, длиться более двух часов, непременно требуется владение совершенными духовными знаниями, параллельное изучение Вед и не исключена практика гйана-йоги, карма-йоги, бхакти-йоги. В этом случае такой путь, имеющий целью очищение (но не непременно достижение состояния нирваны), также считается путем успешным, и если присутствует практика преданного служения и сам процесс посвящен только Верховному Брахману, то и такая йога может вывести уже в этой жизни за пределы материальной вселенной. Вообще, на пути к Богу не существует строгих указателей, запретов, не налагаются жесткие табу, но всегда есть самая главная рекомендация – преданно служить Богу и посвящать только Ему плоды духовных результатов, не привязываясь к ним в значительной мере. И еще одно указание – постоянность, что не противоречит возможности другого выбора йоги и другой практики на пути к Богу.
Здесь тот случай, когда идя одним путем, через одну практику йоги, человек может достичь результаты другой, более прогрессивной и рекомендуемой йоги. Но начнем с того, что в описанном пути человек, практикуя описанный процесс йоги всегда, таким образом направляет все свои усилия на освобождение. Хорошо, если человек знает, что есть освобождение, какой в него смысл вкладывает Бог. Однако, стих имеет более широкое предназначение, обращен к более разнообразной аудитории (и возможно духовно не очень подготовленной, философски расположенной) , практика рекомендована и тем, кто пока понимают освобождение несколько материально, не связывая его с преданным служением и с Богом. В таком случае, поскольку в стихе не сказано ни слова о Боге, этот путь выглядит для многих, как самоцель или надуманная цель, как некое «освобождение» и непонятно от чего. Однако, и такие люди привлекаются таким Словом Бога далеко не случайно, пусть они не знают толком, куда идут и зачем. Но то, что они начали путь к Богу, - это несомненно. И несомненно и то, что будут поддержаны Богом, что бы они не мыслили и как бы себе не объясняли и кому бы не посвящали. Никакие усилия духовного порядка не удаляют от Бога. Однако, таким людям здесь нужны пояснения.
Поскольку описанный в данном стихе процесс не может быть непрерывным, то надо понимать, что этой практикой йоги человек может заниматься время от времени. Также, как было сказано, это должно быть в уединенном месте. Таким местом может быть комната в квартире, беседка, сад, опушка леса, берег реки…. Следует сесть удобно в позу лотоса (более подробно в следующей главе) и, согласно стиху:
1.Не обращать внимание на внешние объекты чувств.
2.Взгляд сосредоточить между бровей
3.Вдыхаемый и выдыхаемый воздух, контролируя себя, держать в подвешенном состоянии (т.е. полностью не вдыхая и не выдыхая, подсказка изнутри непременно последует)
4.Вдыхание и выдыхание производить носом достаточно медленно.
5.Контролировать чувства, т.е. быть внимательным к своему взгляду, слуху, осязанию и пр. и при необходимости эти чувства усмирять, посредством контроля ума своей духовной сущностью.
6.Контролировать ум, разум, память, эмоции, внутренние знергии от Бога, подаваемые Богом как для отвлечения, так и для наслаждения состояниями отрешенности, близкими к самадхи.
7.Быть постоянно сосредоточенным в себе.
8.Контролировать себя от проявления желаний, страха, гнева, отвлеченной мысли, обеспокоенности.
Ко всему перечисленному, что необходимо в указанной йоге, следует добавить начинающему, что он будет более успешен, если оставит свои материальные цели, но посвятит весь процесс практики йоги только Богу.
Стих утверждает, что исполняя это всегда и имея цель освобождения, человек может считаться уже освобожденным, поскольку попал в русло той речки, которая неизменно втекает в океан. Освобождение неминуемо, ибо, с кем Бог начал работу такого порядка, Он эту работу обязательно завершит. Но чтобы этот путь был более правильный, человек не должен медитировать и посвящать эту йогу освобождению, как своей цели, ибо этот вопрос не решается человеком, но только Богом, и в этом плане следует проявить терпение и смирение, всегда понимая, что путь к Богу необратим имеено ввиду того, что он и длителен и непрост.В процессе практики йоги внутренний взгляд должен быть обращен только к Верховной Божественной Личности с целью почувствовать, увидеть Бога в себе, осознанть свою извечную связь с Богом, что перевернет все внутренние понимания человека, сразу поставив его во всех смыслах на более высокую ступень. Но и медитация на освобождение тоже даст результат, но сначала человек испытает в таком пути, где освобождение самоцель, неудачу, разочарование. Далее Бог непременно направит такого человека, уже немало достигшего, на путь карма-йоги, где такая медитация будет осуществляться только на Бога, а освобождение станет автоматическим следствием. Далее последует только утверждение в карма-йоге, что сделает путь более активным, непрерывным, лучшим, позволяющим достичь истинно Божественные качества, поскольку без труда, посвященного Богу, без деятельности на благо всех живых существ, без истинного отречения, без постоянного контроля ума и чувств, а не только во время медитации, не добиться освобождение и не приблизиться к Богу. Поэтому данный стих говорит об еще одном пути к Богу, для человека, склонного к уединениям и медитации. Когда человек практически начинает этот путь согласно своим желаниям, он фактически заявляет Богу о своей готовности и к более строгому пути и духовной практике, и на этот путь человек будет выведен Богом через совершенные духовные знания и через тех, кто уже идет.
Описанный в данном стихе можно назвать переходным, подготавливающим к пути карма-йоги, который, воистину, принесет успех, но потребует от человека его всего, непрерывно. Поэтому, начавший путь практики описанной йоги уже потенциально освобожден, поскольку Бог не даст повернуть назад тому, кто уже контролирует свой ум, разум, чувства, освобожден от страха и гнева.
Также описанный в этом стихе путь может быть рассмотрен, как составляющая карма-йоги при условии, что он посвящается Богу, как жертвоприношение и где не следует привязываться к плодам, даже если это освобождение. Далее, человек может от такой деятельности и отказатся, занимаясь просто карма-йогой, ибо этот путь в Кали-йугу лучший и дает плоды всех йог в лучшем смысле.
В следующем стихе Бог подчеркивает, что прежде всего надо знать Бога, как Высшего Управляющего, ибо это даст человеку истинное удовлетворение, как и высший мир в себе.
29.Тот, кто знает Меня, как Высшего Наслаждающегося всеми жертвоприношениями и тапасьями, как Высшего Управляющего над всеми планетами и как Благодетеля всех живых существ, обретает высочайший мир.
КОММЕНТАРИЙ
В данном стихе Бог Говорит, каким надо знать Бога, чтобы постичь мир в себе, ибо такое состояние может свидетельствовать о достаточно высокой духовной ступени человека, дает ему самооценку и делает его материальное пребывание счастливым. Необходимо знать Бога, как Высшего Наслаждающегося всеми жертвоприношениями и тапасьями, как высшего Управляющего всем творением, как Благодетеля всех живых существ. Но так может знать Бога только тот, кто идет путем преданного служения, кто постигал Бога через материальные и духовные отношения, кто знает Жизнь и видит в ней полностью присутствие Бога и проявление Его Воли на каждом шагу в своей жизни и жизни всех других живых существ и во всей материальной природе Земли и за ее пределами.
Их всех йог именно путь карма-йоги дает лучшие знания о Боге, соединяет с Богом через посвящение Богу любой своей деятельности, как жертвоприношение, именно через этот связующий процесс человек учится претерпевать аскезы, связанные с ограничениями и отречениями от плодов своей деятельности, посвящать все Богу, зная в Нем высшего Ишвару, и надеяться только на Бога, видя в Нем Высшего Благодетеля всех живых существ. Данным стихом Бог подчеркивает преимущество карма-йоги, которая дает человеку через духовную практику эти совершенные духовные знания и практикой же их утверждает над тем путем, который описан в предыдущем стихе, если рассматривать его отдельно от практики преданного служения. Именно знание о Боге существенно и делает связующий процесс необратимым и ведущим к Богу через освобождение.
Т.о. какой бы путь, какую бы йогу человек не избрал, этот путь должен быть связан с Личностью Бога, должен давать знания о Боге, соединять с Богом каждый день, должен учить посвящать и жертвовать Богу, как и знать свое истинное положение перед Богом. Любой другой путь может оказаться более долгим, может ввергнуть в отчаяние, не принести видимый успех, пока человек не сделает его служением Богу.