Время Родиона Путятина
Из предыдущей части мы уважаемый читатель узнали, что предмет нашего исследования Икона Божией Матери «Недремное око» была одной из семейных икон (в том смысле, что она находилась в домашнем иконостасе) рыбинского протоирея Родиона Путятина, жившего в период с 1807-1869 года и уже после его смерти была передана дочерью на хранение в один из храмов г. Рыбинска.
С предыдущей части мы познакомились, хотя и бегло с историей города и отдельных его «знатных» горожан. Таким для Рыбинска является и личность Родиона Путятина.
Знакомство с жизнью и деятельностью Родиона Путятина мы начнем с выяснения вопроса важного вопроса о его чине в Русской православной церкви. Ведь не так просто было получить этот чин, особенно бедному сироте Родиону, да и современный читатель мало разбирается в церковной бюрократии.
Итак, Протоиере́й (греч.«первосвященник», из «первый» + «священник») — титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в православной Церкви.
Обычно бывает настоятелем храма. Посвящение в протоиерея происходит через хиротесию.
Хиротесия (греч. — рука и — полагать, класть, отсюда — возложение рук, руковозложение) — в христианстве возложение рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира в церковнослужители.
Право хиротесии принадлежит епископам, но в монастырях, согласно 14-му правилу Седьмого Вселенского собора, это также позволяется совершать их настоятелям (архимандритам и игуменам).[1]
Через хиротесию также осуществляется посвящение клириков в правительственные степени (то есть степени иерархии священноначалия).
Главным отличием хиротесии от хиротонии является то, что в ней посвящаемому не сообщается благодать священства (во время её совершения епископом не произносятся слова призывания благодати на посвящаемого). Также хиротесия, в отличие от хиротонии, совершается не в алтаре, а в самом храме.
В торжественной или официальной речи к протоиерею принято обращаться «Ваше высокоблагословение», однако, по католическому образцу, часто ошибочно обращаются «Ваше высокопреподобие».
При богослужениях (за исключением литургии) священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают фелонь(ризу) и епитрахиль.
Надо отметить, что Протоиерей рыбинского Спасо-Преображенского собора Родион Путятин был истинно народным проповедником: его поучения читались и слушались всеми сословиями – от малограмотных крестьян до будущего царя Николая Второго, настолько он был популярен и известен в России.
Но,владел Путятин не только устным словом он был и плодовитый церковный литератор. Полное собрание сочинений Родиона Путятина переиздавалось до революции 25 раз, переводилось на иностранные языки. Эту книгу читатель сам может легко прочитать, если перейдет на спец. сайт вот по этой ссылке. (http://www.wco.ru/biblio/books/putiatin1/Main.htm)
Рекомендую труды Р. Путятина всем тем, кто во первых пытается самостоятельно читать Библию.
Труды Путятина написаны отличным русским литературным языком, содержат минимум церковной казуистики и крайне интересны своим содержанием, даже нам всезнающим современникам.
В 2007 году исполнилось 200 лет со дня рождения Родиона Путятина и как это бывает в современной России местная, ярославская общественность вспомнила своего знаменитого в прошлом земляка. Ярославский журналист Анатолий Голиков написал и специальную юбилейную статью. (http://yarcenter.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=7419&pop=1&page=0)
Мы берем ее за основу изучения биографии Р. Путятина, но по мере необходимости будем дополнять автора и комментировать отдельные его утверждения.
Вот что о Р. Путятина собрал и написал этот автор….
«Рождённый, (в 1807 г) как значится в метрической записи, хранящейся в Рязанском областном архиве, в селе Путятине Сапожковского уезда, в семье дьякона церкви Воскресения Христова Тимофея Иванова и жены его Анны, он был крещён и наречён Иродионом. Отсюда – и мирское его имя Родион, и фамилия – Путятин.
В 1817 году осиротевший Родион поступает в Сапожковское училище, а в 1830-м уже заканчивает, при поддержке всего села, Рязанскую семинарию с более чем, лестной аттестацией:
«Успехи – очень хорошие; поведения весьма честного». И сразу же – учёба в стенах Свято-Троицкой лавры, в Московской духовной академии, дававшей блестящее по тем временам образование.
Во всех богословских, гражданских и естественных науках, включая общую и церковную словесность, греческий, еврейский, латинский, немецкий и французский языки, он успевает либо «не худо», либо «весьма хорошо».
Его усердие уже на первом курсе обучения позволило ему в числе четырёх однокашников занять вакансию письмоводителя при Академическом правлении с жалованьем «на первый раз по 200 руб. в год», в два с лишним раза больше штатного минимума, что стало добрым подспорьем бедному сироте.
И 14 августа 1834 года Путятина Родиона возводят в степень магистра богословия и определяют в Ярославскую духовную семинарию профессором словесности.
В январе 1835-го архиепископ Авраамий рукополагает его во священники ярославской Тихоновской церкви.
А 2 сентября 1837 года определяется он помощником инспектора семинарии.
Здесь, в Ярославле, молодой пастырь счастливо, но ненадолго сочетался законным браком и венчался с горячо и пожизненно обожаемой им Надеждой Ивановной, поскольку скоро остаётся вдовым с верой в сердце и Верушкой, младенцем-дочкой, на руках.
«Дай мне, Господи, терпение и утешение!» – взывает он в письме любезнейшему брату Георгию Тимофеевичу с супругой.
Весной 1840 года отца Родиону переводят в том же звании наставника в Ярославский кафедральный собор, а через четыре года – к церкви Сошествия Святого Духа и почти следом определяют увещевателем во всех присутственных местах Ярославля.
Ровно через год, 8 сентября 1845 года, архиепископ Евгений производит Родиона Путятина в протоиерея в город Рыбинск к соборной церкви Преображения Господня, определяет благочинным над градскими церквями.
Почти четверть века, 24 года, будет он предстоять пред братией своей и паствою во главе Спасо-Преображенского собора!
Его «отлично-усердная» служба Всемилостливейше будет отмечена и орденами Святой Анны 3-й и 2-й степени с императорскою короною.
Неизменными «и предметом забот, и источником утешений» были для отца Родиона сослужители его и прихожане.
«Бог соединил меня с вами, – говаривал он. – Вы теперь для моего духа всё».
Немало времени, сил и гибкости душевной употребил он, будучи протоиереем рыбинского Спасо-Преображенского собора на покупку и приведение в порядок дома напротив собора, дабы все священнослужители храма, включая его самого, поселились здесь семьями, жили соборно.
Благочинный над восемью церквями в городе и окрест, отец Родион успевал озаботиться не только нравственным, но и житейским состоянием подопечных.
300 рублей серебром пожертвовал он лично в пользу раненных на Крымской войне, вдов и сирот за что удостоился Высочайшей благодарности.
Отец Родион слыл не только благочестивым и мудрым наставником – он отличался незаурядными организаторскими и дипломатическими способностями, а главное, обладал непререкаемым моральным авторитетом.
В кругу его деятельных доброжелателей – цвет рыбинского купечества и мещанства, от неоднократно избиравшегося в градоначальники первого в Рыбинске Потомственного почётного гражданина России купца Ф. И. Тюменева до генерала П. Е. Червонного. Н. М. Журавлёв, И. А. Наумов, А. А. Попов... Репины, Хомутовы, Эльтековы.
(тот самый «цвет» что был Чекистами из числа прихожан Р. Путятина массово уничтожен -автор)
«ВАШИМ СПАСЕНИЕМИ Я СПАСАЮСЬ»
Отец Родион старался жить, как проповедовал, и проповедовать, как жил, – достойно и просто, доступно светлому уму и доброму сердцу. «Вашим спасением и я спасаюсь», – обращался он скорей к себе, чем к прихожанам.
Пожалуй, лучшее свидетельство тому – его объёмистый, не до конца ещё расшифрованный «Дневник».
По забытой ныне традиции любая запись начинается в нём не только с указания даты и времени суток, но и с обязательного описания погоды.
На редкость мягкий по характеру и не библейского отнюдь здоровья, отец Родион был весьма чувствителен к ненастью.
Но каким бы ни было самочувствие, в час урочный пастырь на месте своём – пред образом или алтарём, у аналоя или купели, над усопшим или могилой. Вершит обряды венчания, крещения, соборования... Освящает, исповедует, напутствует... Даёт уроки Закона Божьего в воскресных школах и на дому.
А между службами – иные заботы. В четверг 21 ноября 1857-го: «Понедельник, вторник ездил по сёлам, ревизовал церкви». В среду 12 декабря снова «ездил обозревать церкви», домой вернулся лишь к трем часам пополудни. Ведь Собор и благочиние – хозяйство сложное, обширное.
То, читаешь, пастыри «благословляли новое место за Черёмухой для новой церкви».
То прибыли на кладбище «закладывать дом там для священнослужителей».
То на собрании сообща «положили устроить богадельню на 20 человек» и приют «для 10 младенцев незаконнорожденных». Ко всему тому – учреждение при Соборе «кружки для пособия бедным». Встреча на Волге, пароходом, иконы Казанской Божьей Матери. А крестным ходом, у городской заставы – Рыбинской дружины.
«ЧЕМ БОГАТ, ТЕМ И РАД»
Чуткий к обстоятельствам и смыслу пастырского слова, в «Дневнике» отец Родион временами касается и этой очень важной для него темы. Тут он предельно требователен к себе. И, отслужив обедню, пишет: «Поучение записал и говорил; конечно, поучение и мало, и слабо. Но... чем богат, тем и рад». А богат духовно, щедр душевно был он в высшей степени своей.
Отцу Родиону было, что сказать своим пасомым – отличался он не только образованностью, а и широким кругом духовных интересов.
Знал мировую и любил отечественную историю, читал зарубежную и чтил русскую литературу. В «Дневнике» его то и дело встречаются имена Вальтера Скотта и Вольтера, Шекспира, Шиллера и Гёте, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова...
«Что такое поэзия?» – вопрошает он себя. И отвечает: «Это вино, нравственное, духовное вино... Ах, зачем я не поэт?»
Отец Родион был правдив и талантлив. Готовясь к проповеди и поучению, искал «начало» и в церковной хронологии, и в отечественной истории, и в периодической печати, до которой был большой охотник, и в быстротекущей жизни.
Стремился «сообщить и малому, наверное, давно известному результату, новую свежесть и даже важность», ибо «умное слово надобно уметь сказать».
К вышесказанному можно добавить, что прихожане (как граждане Рыбинска, так и сезонные бурлаки) отвечали своему пастырю благодарной любовью. По свидетельству современников, поучения протоиерея воспринимались как свод нравственных законов. Слово его имело почти такое значение, как слово Спасителя. «Протоиерей батюшка так сказал», и этого достаточно было для многих.
В июне 1863 года во время пребывания в Рыбинске наследника престола великого князя Николая Александровича в рыбинском соборе отец Родион произнес проповедь. Великий князь искренне поблагодарил протоиерея: «Она глубоко пала мне на сердце. Верьте, что вашей проповеди я никогда не забуду».
Умер протоиерей Родион Путятин 4 ноября 1869 года.
Ну и несколько слов о месте службы Р. Путятина о Спасо-Преображенском соборе г. Рыбинска.
Спасо-Преображенский собор, воздвигнутый в 1838-1851гг. по проекту группы петербургских архитекторов во главе с А. И. Мельниковым на месте одноимённой церкви XVII века Петра и Павла называли Красой Поволжья.
Существует мнение, что зодчий использовал в Рыбинске свой неосуществлённый проект Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Богатым было убранство храма. «Я побывал в раю земном, не знаю, лучше ли будет в раю небесном» - сказал Архиепископ ярославский и ростовский, посетив собор во II половине 19 века.
Сегодня Спасо-Преображенский собор воспринимается как единый архитектурный ансамбль, созданный по единому проекту. Однако пятиярусная колокольня построена на 50 лет раньше самого храма, предположительно по проекту костромского зодчего-самоучки Степана Воротилова.
Её архитектуре присуща и мягкая живописность барокко, и изящная сдержанность классицизма, в отличие от величавой архитектуры Собора. Позднее собор и колокольню соединила крытая галерея, гармонично завершившая ансамбль. Рядом с колокольней стоит крест над могилой соборного протоирея Родиона Путятина – одного из известнейших проповедников XIX века
Закончив рассказ о жизни и деятельности Р. Путятина, мы можем теперь вернуться к вопросу о том, как и когда он приобрел Икону Божией Матери «Недремное око».
Но вначале надо и описать эту икону. И такая возможность у нас есть, благодаря сведениям собранным в книге С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
«При монастыре больница. (речь идет о Богоявленском монастыре, 3 класса, в городе Угличе-автор)
Монастырю принадлежит часовня в городе Рыбинске близ вокзала. Здесь находится другая икона Божией Матери «Недремлющее Око».
Она пожертвована сюда в 1871 году дочерью протоиерея Рыбинского собора, знаменитого проповедника, отца Родиона Путятина (+1869 год), питающего к этой святой иконе особенное Благоговение вследствие семейных преданий.
Икона имеет 1 аршин высоты и 10 вершков ширины; писана на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись — итальянского стиля; Богоматерь изображена на ней в половину роста, сидящею перед столом; причистое лицо Ее, печальное, с очами, опущенными долу, обращено к лежащему Богомладенцу; левая рука Ее, покоящаяся локтем на столе, поддерживает главу Ее, а правая поддерживает спящего Богомладенца, покоющегося на подушке.
Глава Богомладенца обращена в правую сторону, очи Его закрыты; правая Его рука покоится на правой руке Богоматери, а левая — на согнутом колене Его ноги. Внизу изображения надпись: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (песнь песней, 5, 2).»
Из этого описания видно, что икона Божией Матери «Недремное око» выполнена не только не русскими иконописцами и не в строгих канонах византийской живописи ( а масляными красками, в виде «живописи итальянского стиля»).
Уже по этим признакам данная икона в то время не могла быть размещена в православном храме, а использовалась только в домашнем иконостасе.
Второе. Где мог приобрести эту икону Р. Путятин?
Ответ на это может быть только предположительный.
В данном случае, по мнению автора, мы имеем случай, когда русский неизвестный художник, используя как образец типы картин итальянских мастеров, на которых изображена « Мадонна с младенцем» самостоятельно изготовил свой вариант «Мадонны с младенцем».
Эта версия хорошо подтверждается, если сравнить нашу икону с итальянскими классическими образцами.
И эту скорее «картину», с религиозным содержанием, а не полноценную «икону» Р. Путятин мог приобрести за годы обучения в Москве или жительства в Ярославе, где началась его карьера священника.
Так же можно допустить, что икона, находившаяся у Р. Путятина была только списком (копией) той иконы « Недремное око» которая в 1848 г. была передана на хранение в Богоявленский монастырь г. Углича?
Но об этой иконе будет рассказано в следующей части.
Возвращаясь, же к рыбинской иконе «Недремное око» можно допустить, что она уже с Ярославля была перевезена Р. Путятиным и в заштатный, даже в сравнении с губернским Ярославлем, город Рыбинск.
Через два года после смерти Р. Путятина, его дочь передала в дар очевидно мало устроенной и бедной монастырской часовне у железнодорожного вокзала данную икону, как память о ее отце, некогда опекавшим и эту часовню.
Позднее, после закрытия часовни в 20-30 годах ХХ столетия, икона хранилась у архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского; 1899-1990) – уроженца Угличской земли, с 1964 по 1988 год управлявшего Костромской епархией.
Перед своей кончиной владыка Кассиан передал святой образ своему преемнику по кафедре архиепископу Костромскому и Галичскому Александру и завещал перенести икону в Спасо-Преображенский собор города Рыбинска, когда этот храм будет возвращен Церкви.
Процесс возрождения богослужебной жизни в стенах Преображенского собора начался в 1996 году.
22 августа 1997 года, во время визита в Рыбинск Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, архиепископ Александр согласно воле почившего архипастыря передал икону «Недремлющее Око» в этот храм.
На этом как бы известная история этой иконы заканчивается. Но мы видим, что икона ни разу не обследовалась музейными работниками, вследствие этого мы не располагаем исчерпывающей информацией от компетентных специалистов о дате ее написания, манере и прочих искусствоведческих тонкостях. Так что будущим историкам русского искусства есть еще над чем поработать.
На этом можно было бы и закончить рассказ о Рыбинске, его жителях и об их чудотворной иконе « Недремное око» если бы у нас не оставался нерешенным один вопрос.
Почему жители Рыбинска как ожесточились во время революции и гражданской войны?
В результате чего 90 процентов Рыбинского купечества и членов их семей были репрессированы, и имущество разграблено.
Ведь, не этому же учил своих прихожан великий русский проповедник и истинный православный подвижник Родион Путятин.
И если это так, то почему, через 40 лет после его смерти, вчерашние богомольные прихожане стали кровожадными волками?
Т.е. те дети, которых он крестил и обучал в церковно-приходских и иных учебных заведениях Рыбинска и окрестностей?
Неужели все разумное, доброе и вечное, что было посеяно Родионом Путятиным и не только им за эти годы было забыто и отброшено?
А жители Рыбинска обрели новую веру и нового БОГА!
Но, увы, на этот вопрос не только у автора нет ответа, но и вся богословская наука нынешней РПЦ МП не может дать на него вразумительного и точного ответа.
Сам же Рыбинск за годы безбожной власти изменился мало. Все та же Волга, те же дореволюционные постройки.
Тихий, районного масштаба городок. Летом это место привлекательно для туристов : большой исторический музей, храмы, сфера быта и развлечений!
Зимой же, город впадает в спячку, и окажись вы где-нибудь в стариной его части, занесенной снегом и с полным отсутствием уличного эл. освещения, то Вам может показаться, что Вы заблудились во времени и сейчас не 2010 год, а все тот же славный для Российской империи 1913 год, а то и время Родиона Путятина!
(конец ч.2)
Все фото к статье находятся здесь
http://h.ua/story/275328