Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 467
Авторов: 0
Гостей: 467
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

[img size=350]http://www.towiki.ru/w/images/f/f1/DSC42698_Gerb_Vostok.jpg[/img]

Дозвольте мне, дорогие мои потомки, рассказать об истории тайной, семью печатями запечатанной указом царевым. Дело давнее, и думается мне, что старому человеку уже можно ничего не бояться. А письмо это я в шкатулку сложу, да долго не открывать прикажу. На том и порешу - быль сказать, что в давности со мной приключилось.

Когда был я молодым совсем, от роду третий десяток тогда мне шел, то служил в царевой службе тайной, сыск осуществляющей, да царевых неугодников в ссылку доставляющей.

И однажды, во 29 году от начала века нашего, осемнадцатого, по зиме послали меня в Сибири, указ доставить, да его исполнение проверить. Что в Указе было, то неведомо мне тогда совершенно было. И собравшись в дорогу, получив грамоты, да содержание служивое, отправился я в путь-дорогу. А предстояло мне прибыть в город дальний, Тобольск именуемый, столицей Сибири считаемый. А это – дальний край империи нашей огромной, холодный и лютый. И получив приказ, отправился я в дорогу.
[img size=350]http://ikeep.ws/uploads/posts/2010-03/thumbs/1269330831_tobolsk.jpeg[/img]
Долог путь мой был, и в дороге бывало не раз, что смерть рядом пролетала. То морозцем лютым, что жизнь не глядя отнимает - а то и посвистом ножа разбойничьего, что на путников нападают, живота их лишая, да добро забирая. Миновала меня участь злая, и прибыл я, куда положено было. А там уж и узнал, что привез.

А приказ был о доставке из земель дальних да в город Томск ссыльного вельможи, что крепость строил на границе китайской. Известный всем Абрам Петров, что Петра Великого любимый арап был, да в немилость впал после смерти патрона. Велено было искусному человеку у поручика Абрама Петрова, отобрать все обретающиеся при нем письма, которые хотя бы в каких малых и черных лоскутках были, да собрав оные в одно место, запечатать и к себе взять. А ежели у него, Абрама Петрова, есть какие книги, чертежи и инструменты инженерные, то, смотря - нет ли между ними каких писем, оставить оные при нем и потом его, Абрама Петрова, велено отправить оттуда, где его тот посланный офицер найдет, с пристойным конвоем в город Томск. Арапа мы, конечно же, полонили тайно, обыскали, и, собрав конвой надежный, в Томск повезли.
[img size=350]http://ikeep.ws/uploads/posts/2010-03/thumbs/1269330877_arap.jpg[/img]
Из Тобольска в Томск тракт хоженый, хороший, доехали с ветерком, коней на заставах меняя, себя не жалея. Приказ ведь.
В город мы прибыли ночью. Городишко так себе, деревянный, на горе построенный казаками пару веков назад. Стены высокие, ровные, видать хорошо службу несут, а, может, до сих пор набеги татарские помнят, хотя и привели тех к присяге давно, мир насадив. А под горой река широкая течет, серебрится в ночи. До сих пор помню. Вот и въехали мы, да сразу к монастырю Богородице-Алексеевскому, в который велено нам было арапа тайно поместить и в келье монашеской держать. Красивый монастырь, деревянный. Не как у нас, каменное все, а живым деревом вокруг пахнет. Настоятель тамошний сказывал, что горели они в начале века, да волею Божией и митрополита Лещинского была отстроена вновь Собор ихний. Потому и не старое все вокруг, живым теплом еще отдает. Узнавал я потом, когда вернулся, да зажил спокойной жизнью - горели они еще раз, и вот тогда решено было в камень все одеть. Говорят - красиво получилось.
[img size=350]http://ikeep.ws/uploads/posts/2010-03/1269331146_kazanskij-2.jpg[/img]
Значит, прибыли мы, да сразу арапа в келью и проводили. Ох и веселый человек был, не зря его великий Петр любил. Было за что. Хоть и двоеженец он всем известный. Отец местный накормил нас знатно, уважение оказав, и Абрама не обошел лаской своей. А тот нам песни спел красивые, что императору пел, вот человек!
Поутру, убедившись, что все справлено, как наказано было, стал я в обратный путь собираться. Только поначалу нужно было в городе визиты нанести, служебные.
С настоятелем обговорив дела все, отправился я по делам. Предстояло дойти мне до площади Соляной, что на Воскресенской горе располагалась. Там где город был когда-то заложен, первый острог деревянный.
[img size=350]http://ikeep.ws/uploads/posts/2010-03/1269331583_gora-ostrog.jpg[/img]
Гора конечно же – просто название, с десяток саженей всего над рекой. А река, значит, Томь зовется, от нее и город название взял.
Но чтобы туда добраться, нужно было к Базарной площади спуститься, да скрозь неё-то и на гору подняться. Площадь та у Томи самой, да в хитром месте – где маленькая, но быстрая речушка к ней пристает. Ушайка зовется, сказали – с самих Алтайских гор бежит, рыбы полна редкой. Ну и пошел я по улочкам-переулочкам. Деревянные дома там знатные, все резьбой украшенные, на крышах драконы головы вскинули, красота, а не дома.
[img size=350]http://ikeep.ws/uploads/posts/2010-03/thumbs/1269331785_derevyannoe.jpg[/img]
Так, не торопясь, и дошел до площади, узнав по пути, что улочка Ямской зовется, по которой спускался. А там базар раскинулся. Не зря же площадь базарной кличут, говорят, что летом там рыбу прямо с реки торгуют. Но и зимой хорошо торговля идет, много чего, что в Петербурге и не увидать нигде. Походил я там, побродил, диву подивился, да скоро-скоро дела свои побежал делать. Дошел до горы той, Воскресенской, а там по улочке извилистой, камнями уложенной, и поднялся до Соляной площади, где скоро свои дела и решил. А через денек по Сибирскому тракту, через Томь переправившись, и отправился до дому.
Такое вот у меня было приключение. Помяните пращура своего, да арапа Петрова.

_______________
Авторский блог >>>
_______________

Свидетельство о публикации № 29052010200349-00167096
Читателей произведения за все время — 106, полученных рецензий — 1.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Алекс Дауберт
Алекс Дауберт, 29.05.2010 в 20:07
+50... красиво и поучительно

Это произведение рекомендуют