Из жизненной нити судьбы кружева.
Она, кружевница, вплела в мою нить
Тихого Дону шеломом испить.
Из Новосибирска путь наш неблизкий
За переправу, под Верхне-Чирский.
Дивизией брызнули - кровью на пламень,
Под синюю косу кинули камень.
Эта коса, она ведь не спросит,
Она в неделю дивизию косит.
Окопчик в хлебе, добро б кусты,
А в дымном небе - одни кресты...
В двенадцатый день мы - дивизии тень.
Мы здесь - и не здесь: мы в земле - и в Кремле,
У Сталина мы на столе, на стреле,
На самом на синем её острие.
Нет-нет и оглянется Старый Солдат:
Что ж не подвозят патронов, гранат?
Как остановишь голой рукой
Танки, текущие чёрной рекой?
Чем загородишь путь по иному
Грязной лавине к Белому Дону?
Нет. Неизменен войны кровоток,
Дивизии силы текут на восток:
По мосту - реке и судьбе поперёк -
Раненых тонкий течёт ручеёк.
Тихая речка вдруг встала стеной:
Мост подорвали за нашей спиной!
Видно, штабы исполнить спешат
Суровый приказ "Ни шагу назад".
Уносит рекою все сны и мечты,
Когда за спиною взрывают мосты.
Что ж, моя жизнь, я не плачусь судьбе,
Держись, и последний патрон - не тебе.
В дыме и пламени славных побед
Выцвел от Эн-ской дивизии след.
* * *
В списке полка моё имя, в воронке,
В спешке сокрыто, от штаба в сторонке,
Глиной засыпано с плесенью трупной,
В сейфе зарыто в балке Трёхтрубной.
Правнуки тех вороватых ворон,
Тех, что держали "Хабаровский фронт",
Грязной рукою в сейфе блудя,
Ссыплют трухой, серебра не найдя.
18 февраля 2010 г.
Примечания:
1. Макошь - богиня славян.
2. Шелом - шлём. "...испити шеломом Дону..." ("Слово о полку Игореве"). Археологи не так давно установили: полк князя Игоря бился с половцами именно там, у впадения реки Чир в Дон. Там найдено сожжённое им половецкое городище на крутом берегу.
3. Синяя коса - немецкая операция Блау (Blaw - "голубой, голубое") .
4. Сибирская 112-я стрелковая пехотная дивизия, 385-й стрелковый пехотный полк (так и писалось в документах 1942-го года: "Стрелковая пехотная", наверно - в отличие от мотострелковой), в составе 64-й и 62-й армий. Второе формирование 112-й стрелковой дивизии проходило в городе Татарске Новосибирской области с декабря 1941 года по апрель 1942 года. (Дивизия первого формирования, из пермяков, погибла летом 1941-го, но знамя сохранила).
Старый Солдат, так его звали друзья и родня, Александр Григорьевич Давыдов, мой дед, родился в 1897-м в Новосибирске. Кузнец-котельщик, делал паровые котлы для фабрик и паровозов. Пулемётчик. Воевал ещё в "Германскую" войну, был ранен пулей в щёки навылет. В 1941-м воевал под Москвой. В 385-й полк попал, очевидно, после ранения.
Из тех документов, которые доступны: 112-я стрелковая пехотная дивизия начала тяжёлые бои 26 июля 1942 г. у станции Чир на хуторе Ново-Максимовском и у хутора Рычковского, обороняя железнодорожный мост через Дон (у хутора Рычковского) и автомобильный мост у хутора Верхне-Чирского. Сибиряки встали на пути частей немецкого 51-го корпуса, усиленного танками. Нередко одновременно наступало до 100 танков, а в полосе обороны сибиряков было всего лишь 10 боевых машин.
Танки и мотопехота южной группировки 6-й полевой армии вермахта прорвали оборону 229-й стрелковой дивизии (соседей 112-й слева) 64-й советской армии и устремились к реке Дон, выходя в стык 62-й и 64-й армиям. Из дневника боевых действий генерального штаба сухопутных войск вермахта: "27 июля, понедельник. Восточный фронт. Группа армий "Б" частью сил нанесла удар в восточном направлении, захватила плацдарм на р. Чир севернее Чирская и ведет здесь бой с противником, удерживающим позиции на западном берегу р. Дон". 27 июля в тяжёлом бою воины 112-й и 229-й стрелковой дивизии остановили массу немецкой пехоты и танков, которые стремились выйти к железнодорожному мосту через Дон. 31 июля полки 112-й и 229-й стрелковых дивизий при поддержке десяти танков и авиации перешли в контрнаступление и отбросили гитлеровцев за реку Чир. Немцы усилили ударную группировку, теперь на нашу 112-ю стрелковую дивизию шли немецкие 297, 76 и 71-я пехотные дивизии и 24-я танковая дивизия XXIV танкового корпуса. Просьбу командующего 62-й армией генерала Лопатина разрешить отвести войска за Дон из-за угрозы их окружения, командующий фронтом Гордов счёл необоснованной. 6-8 августа 112-я дивизия, понёсшая большие потери, была окружена.
5. Когда к мосту через Дон прорвались немецкие танки, командующий 64-й армией, генерал Чуйков приказал мост взорвать, с целью избежать его захвата противником. Мост был взорван в 14.00–14.30 8 августа 1942 г. Люди и техника 112-й стрелковой дивизии остались на правом берегу Дона за взорванной переправой. В 112-й стрелковой дивизии выжили только те, кто был на левом берегу Дона: тыловые службы. Они потом продолжали тяжёлые бои под Сталинградом (за Гумрак, за Сталинградский тракторный завод и Мамаев курган).
6. Приказ №227, "Ни шагу назад!" издан 28 июля 1942 г.
7. Офицеры штаба 385-го полка, попав в окружение, зарыли сейф с документами полка в балке Трёхтрубочной. Позже две оставшиеся копии списков полка погибли в Сталинграде: одна была залита нефтью из разбомбленного нефтехранилища, вторая пропала с писарем, попавшим в район прорыва немцев. В то время требовали строгого учёта всех бойцов, и имена погибших и пропавших без вести потом устанавливали опросом возвращавшихся из госпиталей и по письмам родственников. Сохранились документы, это подтверждающие.
8. Ворона - птица-мародёр. Пол-Интернета забито сайтами мародёров-металлоискателей, они хвалятся трофеями, продают их. Копают всё, что звенит (в металлоискателе). Роют старые кладбища, места боёв. Они продают и карты РККА, они ими пользуются. Запомнился один ублюдок: на поле боя выкопал сейф, разбил его, ничего кроме бумажной массы не нашёл, и вышвырнул её. Судьбу нескольких тысяч воинов.
9. Хабаровский фронт. Чаще его называют Ташкентским.