Энциклопедия пост советской жизни.
Поэма-эпос с приложением в четырёх частях.
(Посвящяется России 90-х годов 20 века.)
Оглавление.
1. Пролог. Сотворение мира.
2. «И мы, конечно же, зажили…»
3. «Гоня пургу, сгущая краски…»
4. Наука.
5. Телевидение.
6. Религия.
7. Терроризм.
8. Интернет.
9. Интеллигенция и власть.
10. Классика.
11. Пресса.
12. Демократия.
13. Детство.
14. Юриспруденция.
15. Язык.
16. Глобализация.
17. Экономика и бюджет.
18. Ростки оптимизма.
19. Движущие силы прогресса.
20. Эпилог. Апокалипсис.
21. Кода.
ЖИТИЁ
(Основная часть)
Телевидение.
70
Так вот, раз ты, читатель мой,
Прошёл весь путь со мною вместе,
То скажем, не кривя душой,
Друг другу скажем честь по чести:
Тем, что доселе обсуждали,
По горло сыты ты и я,
К тому ж продвинулись едва ли
В поисках смысла Бытия,
Вполне отдали дань чернухе
И всё бельё перетрясли,
Пересчитали все прорухи
Старухи-матушки Руси…
На свете тем других немало.
Поговорим о сериалах!
71
Если внимательно смотрели
В экран на протяженьи лет,
Наверняка поднаторели
В том, как предсказывать сюжет.
Герой номер один народный
В нём уголовник благородный.
Он борется неперестанно
Там с мафией с другого клана
За переделы сфер влиянья.
И льются слёзы состраданья
У обывателей из глаз
И в первый раз, и в сотый раз.
72
(Эй, сценарист, сюжет такой
придумать сможет и тупой.
Ты лучше обыграй проблему
На производственную тему,
Где место действия – завод,
Или же шахты и колхозы.
Чтоб интерес и смех, и слёзы
К тому, чем вся страна живёт.
Но чистым остаётся лист.
Слабо, товарищ сценарист.)
73
А номер два, тут спору нет,
Бессмертный Золушкин сюжет.
В нём деревенская простушка,
Что так наивно – простодушна,
Хоть малограмотна порой,
Но с неиспорченной душой.
Едва созрев, прочь от подруг
И до Москвы берёт билет.
Ведь развивается сюжет
Всегда в Москве, других то нет
Ещё в России городов,
Только Москва и Петербург.
Она там наломает дров
И перессорит высший свет.
И сливки общества тогда
Тут же прокиснут от стыда
За свою низкую мораль.
И телезрителю всех жаль!
(Приятно так или иначе
Смотреть, богатые как плачут.)
Поскачет замуж, выйдет срок,
Она за денежный мешок,
Пленённый чистою душой,
Наивностью и простотой.
74
Или ещё, как вариант,
Вдруг по сценарию и смете
У ней откроется талант,
Естественно, талант заметят,
Ссудят деньгами мал-помалу,
И засияет её слава!
И убегут менять бельё
Все злопыхатели её.
Поскачет замуж, выйдет срок,
Опять за денежный мешок.
(Замечу как бы просто так:
И здесь без спонсора никак.
Такого в жизни не бывало,
За то и любим сериалы.)
Попробуй, сценарист лихой,
Сюжетец заценить такой:
Она – богатая без меры,
Знакомств определённый круг,
А он работал инженером,
Случайно повстречались вдруг.
И она жертвует карьерой,
Чтоб жить с любимым инженером!!!
Вот это круто, это фишка,
Прикольно, точно говорю.
И эту чудную мыслишку
Бесплатно я тебе дарю!
Но чистым остаётся лист.
Слабо, товарищ сценарист!
Мораль здесь, скажем, на ночь глядя,
Что будь во лбу хоть семи пядей,
Коль нету спонсоров богатых,
Тебе с кайлом или лопатой
Среди лесов, полей и рек
Так суждено дожить свой век.
И как бы ни был крут запалом,
Бездарность всюду правит балом.
И в подтвержденье всех гипотез
И этот графоманский опус.
76
А третьим номером задача –
В моём романе, стало быть,
Всё популярно изложить
О кулинарных передачах.
Всё человечество давно
На свете жить обречено,
Мечтать, работать и творить,
Чтобы желудок ублажить.
Находим мы в который раз
Своим талантам примененье:
Сквозь цепь из перевоплощений
Спускаем через унитаз.
77
Ингредиентов экстремальных
Столько в рецептах этих есть,
И в таких диких сочетаньях,
Что эта ведьминская смесь
Бросает в пот, щекочет нервы,
Пускает в кровь адреналин!
Заполнен всем этим без меры
Наш кулинарный магазин.
78
Вот так и я, субъект простой,
Когда досуг свой коротая,
Смотрел в экран за чашкой чая,
Болел болезнию морской.
(Скажу и привирать не буду .
Мне по сердцу другие блюда:
Картошка с салом и селёдка,
Яишница на сковородке,
Желудку мир, душе услада.
Мне даже кетчупа не надо!
И по рецептам старины
Кисель, пельмени и блины,
Борщи, под яблоками утка
Привычней русскому желудку
Чем все варёные лягушки,
Анчоусы и трюфеля…
Кто знает, что же можно кушать,
Чтоб без вреда, здоровья для.)
79
Я вижу там стилистов модных,
Киноартистов и поп-звёзд,
Что побросали микрофоны,
Пришли на этот телемост,
Оставив дел привычный круг,
Пустив слезу, чтоб резать лук.
Кухаркам славу петь пора.
Ведь могут наши повара
Не только петь или плясать,
Но государством управлять.
80
(Вот так и я даю зарок,
Как вдоволь поживу на свете,
Когда иссякнет дар поэта,
Когда затупится перо,
Как кончатся запасы слов,
Как поскучнеют эпиграммы,
Всегда вести буду готов
Я кулинарную программу!)
81
Четвёртый пункт в нашем обзоре,
Что есть телепроектов море,
Где знают ты, она и он,
Как заработать миллион.
И мне то нравится вполне,
Что можем, сидя у экрана,
Оценивать неперестанно
Уровень грамоты в стране.
Давно уж показали фигу
Те времена наверняка,
Когда была редкая книга
Лучшим призом для «знатока».
Теперь с другими временами
Мы компромисс находим сами,
В них тягу к знаниям у нас
Приходится в который раз
Простимулировать деньгами.
82
(Я ж для себя решил давно:
Я в этой жизни всё равно
Самое слабое звено.
Мне от рожденья не дано
На это поле с чудесами
Таскать баллоны с огурцами.)
83
Пункт пятый в нашем списке будет:
Собрать десяток пауков
На дне стеклянного сосуда,
Шоу-реалити готов!
Как изумляюсь я порою
Настырности теле героев.
Чтобы приблизить свою цель,
Там и интриги, и постель,
Обманы, слёзы без вины…
На них равняться мы должны!
Считать довольно бесполезно,
Что так общаться бы могли
Простые жители Земли,
Скажем, соседи по подъезду.
Ведь как бы ни был ты удал
И крут как индивидуал,
Но в одиночку, стало быть,
Ни дом себе соорудить,
И мамонта не завалить.
На свете нет альтернативы
Ведущей силе коллектива.
84
По жизни каждый рад стараться
Помочь упавшему подняться.
Другое дело государства
Свои построят отношенья:
Политиканская возня,
Религиозная грызня,
Национальные волненья,
Война и передел границ,
Ещё коварство первых лиц…
И это шоу постоянно
Идёт и летом, и зимой
В нашем сосудике стеклянном
Размером с шар Земной.
И этот суперсериал
Находит в рынке свою нишу.
Кто ж его зрителями стал?
Кто ж для него сценарий пишет!?
85
Пункт номер шесть – самый занятный:
Алло! Мы ищем «фабрикантов»!
Всегда мы можем на ходу
Слепить стандартную звезду.
Собрать талантливых ребят
Из подавающих надежды,
Построить их в единый ряд,
Переодеть их в спецодежду,
Учить их в микрофон шептать,
Учить их строем танцевать…
(Но нет на свете знатоков
Педагогического дела,
Чтоб научить звезду сумел он
Связать хотя бы пару слов.)
Подобраны в угоду свету
Все их детали туалета.
И телезритель, возбуждённый
Всей вереницей звёздных лиц,
Он как ценитель утончённый
Вида накрашенных ресниц
И ног, грудей и ягодиц…
(Я заявить имею смелость,
Что всех стараний этих цель
В том, чтобы зрителю хотелось
Скорей тащить звезду в постель!)
Ну, в общем, имидж наведён,
И лишь талант ушёл в загон.
(Я, прогоняя суету,
Усталый прихожу с работы,
Поевши, лягу на тахту
И, лёжа в позе идиота,
Я представляю иногда,
Что я – эстрадная звезда.
Я будто бы какой-то хлам
Стою на сцене, неумытый,
Помятый и давно небритый,
Струится перхоть по плечам.
Концертный, драный мой пиджак
Я у бомжей занял обычных,
Неделовой, неэнергичный,
Толстый, юродивый чудак.
Мой вид совсем уж нездоров,
Меня средь женщин не прославит,
И желтизна моих зубов
Мне сексапильность не прибавит.
Мой вид напоминает чем-то
Хронического импотента.
И я пою без подтанцовки,
Сбежавшей в прочие тусовки,
И, так как вырубили свет,
То музыкантов тоже нет.
И если кто остался в зале
Чтоб моё шоу досмотреть,
То можно отрицать едва ли,
Что, в общем, я умею петь.)
86
Мораль простая, проще нету:
Ах, если б весь набор проблем,
Насущных, жизненных вопросов
Укладывался в рамках схем
Экранных, сыгранных сюжетов,
Как жить тогда бы было просто!
Пути для творческого роста
И для решения проблем
Открыты каждому и всем.
Легко все добрые дела
Творить тогда, когда ты знаешь
Все их отличия от зла,
И с лёгким сердцем умираешь.
87
Но в жизни всё не так, друг мой.
Не разорвать привычный круг
Обыденного окруженья,
Определённого судьбой.
И сколько б ты телодвижений
Не делал, сколько б мук
Не испытал, мой добрый друг,
Однообразье дней унылых
Заставит, стоя у могилы,
Подумать, прошлое кляня:
ВЕДЬ ЭТО БЫЛА ЖИЗНЬ МОЯ!