Потом наступил 1917 год . Пришла безбожная Власть Советов. Российская империя окончательно пала.
Царя Николая Второго и его семью, а так же всех братьев и членов их семей большевики расстреляли.
Само большевистское правительство во главе с Лениным -Троцким и Сталиным вскоре перебралось в Москву и закрылось в Кремле.
Поэтому доступ верующих в Константино -Еленинскую церковь был прекращен, а сама она закрыта.
Вскоре и сама Русская православная церковь была полностью разгромлена, а с о смертью последнего Патриарха Тихона и фактически перестала существовать, как единая церковная организация.
В 1928 году было принято решение о сносе Константино - Еленинской церкви и тогда все иконы, которые не представляли культурной и исторической ценности, большевиками, были розданы верующим для размещения их по другим храмам г. Москвы.
Икона Божьей Матери «Нечаянная радость» вначале Воскресенскую церковь в Сокольниках, тогда — один из центров обновленчества.
Обновленчество это очень интересное явление, в истории русской православной церкви, но старательно замалчиваемое нынешними богословами РПЦ МП. Все их аргументы сводятся к тому, что это «ересь» и нечего о ней говорить.
Есть ли «обновленчество» ересью или нет, то это вопрос сложный.
А вот тот факт, что «обновленцы» руками «большевиков» разгромили и обескровили Русскую православную церковь и сдали расправу и мученическую смерть, органам ВЧК, всех не примкнувшим к ним священнослужителей, то это бесспорный факт.
Как и тот неприятный факт, что никто из «обновленцев» не понес за свои невиданнее и неслыханные ранее в истории христианской церкви и христианской морали преступления, никакого наказания.
Мало того их снова, с распростертыми объятиями приняли в уже созданную распоряжением Политбюро ЦК КПСС и лично товарища Сталина Русскую православную церковь Московского Патриархата.
Поэтому я и подаю необходимую справку. Страна должна знать своих « героев», замаскировавшихся, потом под « блаженных», а некоторые даже « святых»…
«Обновленчество (также Обновленческий раскол, Живая Церковь, живоцерко;вничество; официальное самоназвание — Православная Российская Церковь; позднее — Православная Церковь в СССР) — движение в Русской православной церкви, возникшее после Февральской революции 1917.
Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения.
Выступало против руководства Церковью Патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований.
С 1922 по 1927 год движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией, в отдельные периоды пользовалось признанием некоторых других поместных Церквей.
29 мая 1922 года в Москве создается группа «Живая Церковь», которую 4 июля возглавляет протоиерей Владимир Красницкий.
В августе 1922 года епископ Антонин, председатель ВЦУ, организует отдельно «Союз церковного возрождения» (СЦВ). СЦВ, при этом, видел свою опору не в клире, а в мирянах — единственном элементе, способном «зарядить церковную жизнь революционно-религиозной энергией».
Устав СЦВ обещал своим последователям «самую широкую демократизацию Неба, самый широкий доступ к лону Отца Небесного».
Александр Введенский и Боярский, в свою очередь, организуют «Союз общин Древлеапостольской Церкви» (СОДАЦ). Появилось множество и иных, более мелких, церковно-реформаторских групп.
В 1922 году обновленцы получили негласную поддержку ГПУ НКВД РСФСР.
Ночью 12 мая 1922 протоиерей Александр Введенский с двумя своими единомышленниками священниками Боярским и Евгением Белковым в сопровождении сотрудников ОГПУ прибыл в Троицкое подворье на Самотеке, где тогда находился под домашним арестом Патриарх Тихон.
Обвинив его в опасной и необдуманной политике, приведшей к конфронтации Церкви с государством, Введенский потребовал, чтобы Тихон на время ареста отказался от своих полномочий.
По некотором размышлении Тихон подписал резолюцию о временной передачи церковной власти с 16 мая митрополиту Ярославскому Агафангелу.
14 мая 1922 в «Известиях» появляется «Воззвание верующим сынам Православной Церкви России», где содержалось требование суда над «виновниками церковной разрухи» и заявление о прекращении «гражданской войны Церкви против государства».
15 мая 1922 депутация обновленцев принята Председателем ВЦИК М. Калининым и на следующий день было объявлено об учреждении нового Высшего Церковного Управления (ВЦУ).
Последнее полностью состояло из сторонников обновленчества. Первым его руководителем стал епископ Антонин Грановский, возведенный обновленцами в сан митрополита. На следующий день власти, чтобы облегчить обновленцам задачу овладения властью, перевезли Патриарха Тихона в Донской монастырь в Москве, где он находился в строгой изоляции.
К концу 1922 года обновленцы смогли занять две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов.
16 июня 1922 года митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), Нижегородский архиепископ Евдоким (Мещерский) и Костромской архиепископ Серафим (Мещеряков) публично признали обновленческое ВЦУ единственной канонической церковной властью в так называемом «Меморандуме трёх».
«Второй Поместный Всероссийский Собор» (первый обновленческий) был открыт 29 апреля 1923 года в Москве, в храме Христа Спасителяпосле Божественной Литургии и торжественного молебна, совершённых Митрополитом Московским и всея России Антонином в сослужении 8 епископов и 18 протоиереев — делегатов Собора, чтением грамоты Высшего Церковного Управления об открытии Собора, приветствием Правительству Республики и личным приветствием Председателя Высшего Церковного Управления Митрополита Антонина [1].
3 мая Собор вынес резолюцию о поддержке советской власти и объявил о извержении из сана и лишении монашества «бывшего патриарха» Тихона[2]; решение не было признано Тихоном. 5 мая, по докладу митрополита Антонина, Собор постановил перейти на григорианский календарь с «12 июня текущего года»[3]; 7 мая отлучил всех участников Собора в Сремских Карловцах 1921 года(см. РПЦЗ)[4].
Собор также ввёл институт белого (женатого) епископата. ВЦУ было преобразовано в Высший Церковный Совет (ВЦС).
В августе 1923 года ВЦС был преобразован в «Священный Синод». Во главе его стал митрополит Евдоким (Мещерский), но фактическим руководителем и духовным вождём обновленцев оставался Александр Введенский. После освобождения в конце июня 1923 года из-под стражи Тихона и его возвращения к управлению верными ему приходами в обновленчестве сложилась кризисная ситуация.
10 — 18 июня 1924 года в Москве состоялось «Великое Предсоборное Совещание Российской Православной Церкви» (обновленцев), которое избрало своим почётным председателем Вселенского Патриарха Григория VII (тогда склонялся на сторону обновленцев под давлением кемалистов и был представлен в Москве архимандритом Василием Димопуло): предполагалось созвать в 1925 году в Иерусалиме вселенский собор для общеправославного решения назревших вопросов.
Совещание обратилось с петицией в СНК о предоставлении священнослужителям прав членов профсоюзов, разрешения обучения детей Закону Божию до 11 лет, ведения актов гражданского состояния, возвращения чудотворных икон и мощей, конфискованных в музеи; во всех просьбах было отказано.
1 — 10 октября 1925 года в московском храме Христа Спасителя обновленцы провели свой второй Собор («III Всероссийский Поместный Собор Православной Церкви на территории СССР»[5]), на котором рассчитывали примириться с «тихоновцами», лишившимися со смертью Патриарха своего лидера[6].
На Соборе присутствовали 90 архиереев, 109 клириков и 133 делегата-мирянина[5]; Собор избрал своим почётным Председателем Вселенского Патриарха Василия, который направил Собору приветственное послание[7].
На Соборе Александр Введенский огласил ложное письмо «епископа» Николая Соловья о том, что будто бы в мае 1924 года Патриарх Тихон и митрополит Петр (Полянский)послали с ним благословение в Париж Великому Князю Кириллу Владимировичу на занятие императорского престола.
Введенский обвинил Местоблюстителя в содружестве с белогвардейским политическим центром и этим отрезал возможность для переговоров. Большинство членов Собора, поверив услышанному, было потрясено таким сообщением и крушением надежд установить мир в Церкви. Собор своим постановлением от 5 октября дозволил, «принимая во внимание бытовые условия русской жизни, при коих немедленный переход на новый стиль вызывает часто неблагоприятные осложнения», использование, как нового, так и старого календарного стиля, «полагая, что авторитет предстоящего Вселенского Собора разрешит окончательно этот вопрос и установит единообразное церковное время счисление во всех Православных Церквах».
В период наибольшего влияния — в середине 1920-х годов — более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур.
К 1946 году самоликвидировалось, влившись в состав легализованного Московского Патриархата.
Ну а что наша икона Божьей Матери» "Нечаянная радость»? А ничего все эти годы, начиная с 1928 по 1944 о ней и ее почитании в Москве ничего не известно.
Когда же безбожная власть перестала поддерживать обновленцев, то тогда и в судьбе иконы наступил новый период.
Тогдашний настоятель московского храма «Ильи Обыденного» отец Александр Толгский испросил у патриарха Сергия благословения, и в 1944 году икона была перенесена на свое нынешнее место церковь во имя пророка Илии Обыденного в Втором Обыденском переулке, неподалеку от возрожденного храма Христа Спасителя..
Московский храм « Ильи Обыденного» тоже само по себе примечательное место.
Известна точная дата завершения строительства нынешнего каменного храма — 14 июня 1702 года. Он один из немногих православных храмов Москвы который не был никогда закрыт по распоряжению советских властей.
Поэтому вот сюда, к «Илье Обыденному» после окончания гражданской войны и всех ужасов революции 1917 года уже не стали стекается выжившие люди сначала из числа старой московской интеллигенция, потомков дворянских родов, те, кто уцелел и выжил, приспособившись к реалиям жизни в СССР. Потом их сменили их дети в внуки…
Формат статьи не позволяет рассказать о всех прихожанах и их молитвах перед иконой «Нечаянная радость». А она была не одна из чтимых икон этого храма. Там были и чтимые прихожанам, списки (копии) икон «Казанской» и « Милостивой» Божьей Матери.
Вот к примеру Марина Цветаева оставила нам память о чудотворном образе в своих стихах:
К Нечаянныя Радости в саду
Я гостя чужеземного cведу. –
Червонные возблещут купола,
Бессонные взгремят колокола,
И на тебя с багровых облаков
Уронит Богородица покров,
И встанешь ты, исполнен дивных сил…
– Ты не раскаешься, что ты меня любил.
Но, весь это ренессанс в истории храма «Ильи Обыденного» и естественно рост почитания иконы «Нечаянная радость» стал возможным уже после окончания Второй мировой войны, когда настоятелем храма в 1951 году был назначен священник новой формации –Александр Егоров.
Почему новой, станет понятно из его биографии, которую автор считает уместным тут разместить, как дань уважения за полувековой труд.
Будущий пастырь родился в Москве 23 августа 1927 года, в православной старомосковской рабочей семье,.
Отец его, , работал токарем на заводе "Красный богатырь", .На том же заводе работала и мать. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году 14-летний Александр Егоров становится тружеником тыла - работает на заводе "Красный богатырь" и одновременно продолжает обучение в школе рабочей молодежи.
На заводе будущий священнослужитель проработал до 1947 года, когда, успешно выдержав экзамены, поступил в Московскую Духовную семинарию и в 1951 году он успешно ее окончил .
19 сентября 1951 года, в день праздника Чуда Архистратига Михаила в Хонех, Высокопреосвященнейший Макарий, архиепископ Можайский, рукоположил Александра Егорова во диакона, а 21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Алексий I в Богоявленском Патриаршем кафедральном соборе, что в Елохове, рукоположил диакона Александра во пресвитера к храму святого пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке в Москве.
22 сентября 1951 года по благословению настоятеля храма протоиерея Александра Толгского отец Александр Егоров совершил свое первое богослужение в Обыденском храме, где с того момента трудился до самой кончины.
Дальнейшая информация о священике Александре Егорове взята отсюда ( http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/news/alexandr.html#obyden) и поэтому автором предается как есть с небольшими сокращениями текста…
«Горячие молитвы и поучительные проповеди и беседы отца Александра глубоко трогали человеческие души, сердца и умы, способствуя очищению и просвещению людей светом евангельского учения. Для нескольких поколений москвичей отец Александр являлся пастырем и наставником, молитвенником и советчиком, добрым священнослужителем, подающим пример православной веры и надежды, мудрости и любви.
Просто и трогательно напутствовал отец Александр в жизнь будущего века знаемых и незнаемых и поминал их в своих молитвах, бережно сохранял множество собственноручных поминальных записок своих усопших духовных чад и регулярно, особенно в родительские дни, вынимал из просфор частицы и молился за всех поминаемых в записках людей, порой оставаясь в храме после вечерней службы допоздна.
Отец Александр окормлял множество людей, воспитав из них верных чад Русской Православной Церкви. Среди них священнослужители и монашествующие, церковнослужители и работники церковных учреждений, несущие послушание в Обыденном храме и в Московской епархии, в России и за ее пределами.
("Окормление - духовное руководство. Связывается со словом корма, а не корм. Корма - место, где на корабле находилось кормило, руль. Окормлять - значит направлять"-автор.)
Многие из них по послушанию покинули стены родного Свято-Ильинского Обыденного храма и трудятся на различных поприщах на благо Церкви и Родины. Среди них миряне - ;научные работники и люди, далекие от науки, инженеры и рабочие, профессора и студенты, военнослужащие и домохозяйки, дети и педагоги, чиновники и торговые работники, служащие и предприниматели, жители города и сельской местности, люди разных профессий и занятий...
Есть среди них и преподаватели московских высших Духовных учебных заведений и почти все преподаватели Обыденской Свято-Ильинской церковноприходской школы. Батюшка всегда подчеркивал в беседах огромное значение духовного образования и самообразования, призывал прихожан к духовной учебе.
Для всех у отца Александра находились слова утешения и любви, всех он готов был поддержать в трудную минуту и предостеречь от ошибок.
Господь сподобил батюшку окормлять старинных прихожан Обыденного храма, прихожан храма Святителя Николая в Кленниках на Маросейке (духовных чад подвижников XX века - протоиереев Алексияи Сергия Мечевых), последних монахинь Зачатьевского монастыря и членов других разоренных приходов и церковных общин.
От них и от старшего духовенства нашего прихода и города отец Александр узнавал традиционные особенности приходской московской богослужебной жизни, о которых, в свою очередь, спешил сообщить молодому духовенству, щедро делясь с взращиваемой сменой своим ценнейшим богослужебным и жизненным опытом. Отец Александр являл молодому духовенству и прихожанам личный пример любви и послушания Священноначалию, пример христианской кротости, терпения и смирения.
Нет, пожалуй, дома вокруг Обыденного храма, нет в Москве микрорайона, больницы или православного кладбища, где бы отец Александр не молился, выполняя просьбы прихожан, совершая Таинства и требы.
Невзирая на собственную усталость и телесные немощи, незаметно для окружающих неся в своем чемоданчике "передвижную церковь", отец Александр шел к труждающимся и страждущим, чтобы исполнить свой священнический долг - Пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10, 11).
Его деятельнейшее участие и авторитет способствовали также возрождению звонницы и уставного колокольного звона (запрещенного при советской власти) в Обыденном Ильинском храме, возвращению приходу конфискованных после 1917 года строений и их восстановлению и множеству других приходских дел, в которых он принимал участие по благословению настоятелей храма.
Отец Александр мудро и деятельно реагировал на все заметные явления церковной и общественной жизни, бережно хранил и с непоколебимой твердостью защищал от посягательств православные вероучительные истины и традиции Русской Православной Церкви, в верности и преданности им воспитывал своих духовных чад.
Протоиерей Александр Егоров являл собой пример соединения христианской веры и благочестия с активной гражданской позицией верного сына своей Родины и народа, защитника обездоленных и помощника действительно нуждающимся.
За усердные труды на благо Святой Церкви Предстоятели Русской Православной Церкви неоднократно удостаивали отца Александра высоких церковных наград. Свою первую богослужебную награду - право ношения набедренника - отец Александр получил ко дню Святой Пасхи в 1955 году, а последнюю - право ношения митры - ко дню Святой Пасхи в 1988 году.
Первосвятителями Русской Церкви, под омофором которых проходило служение протоиерея Александра Егорова, - Святейшим Патриархом Алексием I (+ 1970), Святейшим Патриархом Пименом (+ 1990) и ныне окормляющим Русскую Православную Церковь Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II - протоиерей Александр Егоров был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени, орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени, орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени и тремя Патриаршими грамотами.
Трепетно относился батюшка к знакам любви и благодарности со стороны прихожан - особенно он выделял именной наперсный крест, преподнесенный ему от всего прихода в день тезоименитства и в связи с 45-летием его служения священником в Свято-Ильинском Обыденном храме. В своем почти полувековом непрерывном служении в Обыденном храме сам отец Александр видел милость Божию, заботу Священноначалия и плоды молитв прихожан и всех духовных чад и близких.
За работу на трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны и многолетний труд на благо Отечества Правительством нашей страны отец Александр был награжден государственными наградами».
Как видим Икона Божьей матери «Нечаянная радость» оказалась в надежном месте и в надежных руках.
На рост почитания этой иконы прихожанами обратили свое внимание и высшее руководство РПЦ МП.
Так на ризе чудотворной из храма во имя Ильи Обыденного можно найти надпись: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери “Нечаянная Радость” восстановлена риза в лето 1959 при настоятеле храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском».
Да и сам Патриарх Пимен особенно любил эту икону и потому считал себя прихожанином храма Ильи Обыденного, часто приезжая сюда к вечерней службе.
Причина такой любви Пимена к этой иконе по рассказам была в том, будто однажды он увидел этот образ во сне, а оказавшись, первый раз в храме Ильи пророка, тотчас узнал именно такой список «Нечаянной Радости».
Ну и про день сегодняшний….
Умер настоятель храма протоирей Александр Егоров, а такого второго в РПЦ МП не нашлось.
Говоря про «день сегодняшний» надо прямо сказать, после восстановления в Москве Храма Христа Спасителя, церковь Ильи Обыденного оказалась в его глубокой тени. В прямом и переносном смысле этого слова.
Да и времена и люди резко изменились. В начале 1990-х годов пришло время, которое потребовало переосмысления, казалось бы «вечных» всех жизненных ценностей.
Вот тогда и побежали в храм вчерашние правоверные коммунисты, и своей толпою оттеснили, вернее, вытеснили тех прихожан, которых окормлял священник Александр Егоров.
Церковь «Ильи Обыденного» по-прежнему действует, но ряды «московской интеллигенции» среди ее прихожан значительно поредели.
Автор сознательно взял в кавычки слова «московская интеллигенция» ибо сейчас это словосочетание скорее насмешка, чем правильное название.
Ибо те люди, которых можно было назвать этими словосочетанием «московская интеллигенция» - как обширную социальную прослойку людей, просто вымерло!
Сейчас это понятие заменили определения: элита, правящая элита, разный там бомонд и прочие новые русские. У которой есть только один из признаков «интеллигенции» - наличие высшего образования.
Ну а, возвращаясь к храму «Ильи Обыденного» и его святыням надо сказать, что в этом приходе сейчас действуют: воскресная школа для детей, есть довольно большая библиотека православной литературы и работает православный лекторий.
Но, скажите мне, кто в современной Москве, сейчас читает книги, а уж православную литературу в том числе? Правильно! Никто и КПД от этой «деятельности» почти нулевой.
Отсюда и печальный итог. Казалось бы, после крушения СССР и приобретением для многих его граждан возможности свободно исповедовать веру во Христа, должны были и вновь осветились новым светом древние святыни, в том числе и икона «Нечаянная радость», но оказалось, что все наоборот.
Потеряли и ту веру, что хоть и тайно, но имели, при богоборческой советской власти.
А в знак утешения для читателей, которых возможно заинтересовала история этой иконы, даю текст молитвы, составленный протоиреем Александром Егоровым. Может, кому и пригодится в жизни….
Молитва Божьей Матери перед иконой «Нечаянная Радость»
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, царствующаго града сего и святаго храма сего Покрове, всех сущих во гресех и скорбех, бедах же и болезнех верная Предстательнице и Заступнице!
Приими молебное пение сие, от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но нечаянную радость покаяния тому даровала еси, и усердным к Сыну Твоему ходатайством сего ко прощению грешника преклонила еси, тако и ныне не презри моления нас, недостойных раб Твоих, но умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением пред цельбоносным образом Твоим преклоняющимся, да коего ждо потребе нечаянную радость дарует.
Да вси на небеси и на земли ведают Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского, и сие ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со безначальным Его Отцем и единосущим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Все фото здесь http://h.ua/story/271347/#