Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 255
Авторов: 0
Гостей: 255
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Икона Божьей Матери «Нечаянная радость» ч.1 (Очерк)

    
                                              ч.1
   В мае Русская  православная  церковь Московского патриархата  ежегодно почитает  Икону Божьей Матери  «Нечаянная радость».
    Это, хотя и не древняя, но очень интересная икона.  И интересна  она,  как историей своего появления  в Российской империи  своим, так и последующей своей историей.
    В частности  сама   история   появления  иконы  отнюдь  не   является   продолжением  той  классической схемы «явления чудотворной иконы»!
     Когда в  обычном  «духе» - практике   русского православия: сама (икона) мол,  явилась  полоумному пастуху или маленькой девочка (сиротке) которая потом стала монахиней, либо эта одна из всех икон, что  уцелела  при  пожаре, либо, что еще  фантасмогоричнее,  как, к примеру,  то, что  икона  принесена  на  Русь из самого Царьграда  и  написанная  самым  апостолом  Лукой  и т.д.  и т.п.
       В случае с  этой иконой  «Нечаянная радость»   такого ничего нет.
         А  есть  так  раз все наоборот.  Своим появлением, эта икона не обязана, никаким «чудесам»,  а только  лишь   книге  «Руно Орошенное» написанной  примерно в 1708-1709 годах,  одним, из выдающихся  украинцев, своего времени: Даниилом Савичем Туптало,  который стал в последствие,  митрополитом  Русской православной церкви и одним из   ее  духовных  писателей,  известный  в русской православной церкви, как  Дмитрий Ростовский. В 1757 году Дмитрий Ростовский прославлен в лике святых  Православной Российской Церковью. А его труды  до сих пор  являются  одним из краеугольных   камней  философско -  богословского фундамента Русской православной церкви!
С учетом  вышеизложенного,  чтобы  разобраться  во всех хитросплетениях с появлением культа   Иконы Божьей Матери «Нечаянная радость»,  давайте начнем с изучения  биографии   Данила Савича Туптало.
          Туптало Даниил Савич, родился в декабре 1651 года в небольшом местечке на Киевщине  Макарове,  в  семье сотника Саввы Григорьевича и Марии Туптало.
          Отец его Сама Туптало был родом  из простых украинских казаков, но сумел дослужиться  до звания сотника у гетмана Дорошенко,  при смутных  обстоятельствах того времени, в поздние годы бодро нес бремя воинской службы и скончался свыше ста лет в Киеве, куда переселился с семейством.

            Последние дни он посвятил  служению Церкви в должности  ктитора  Кирилловского монастыря, где постригся впоследствии его сын и где сам возлег на вечный покой подле своей супруги. Более о них ничего неизвестно.
          Справка: Ктитор  (греч. ktítōr, буквально — основатель, создатель), лицо, на средства которого построен или заново убран (иконами, фресками) православный храм.
           Очевидно под влиянием своего отца, в 1662 г. его сын  Туплало  Данила  не пошел в казаки, а   был отдан  в  Киевское братское училище.
            По воспоминаниям современников, Даниил в школе  выделялся из своих сверстников.  Он чуждался товарищества и стремился к одиночеству, занимался чтением святых книг, часто посещал богослужения в противоположность другим воспитанникам.
            И это поведение не прошло даром. Ни  сотоварищи, ни  преподаватели не поняли Даниила, и  училища Даниил  так не закончил.
            В 1665 г. он ушел из школы и некоторое время жил в доме своих родителей.
            9 июля 1668 г. 18-летний Даниил в Киевском Кирилловском монастыре был пострижен в монашество с именем Димитрия. В этом монастыре он прожил около семи лет.
             И так бы он и оставался  безвестным монахом, если бы  в монастыре не сменилась верховная  власть . На  пост игумена.  был назначен  Мелетий Дзик (1658-677 гг.), переведенный сюда с должности ректора Киево - Могилянской коллегии. Который  поддержал  религиозного и  начитанного монаха.
            Но,  известность   к  монаху  Димитрию   начала приходить при   следующем игумене - Иннокентии Монастырском  (1681-697г.г.).
            При  игумене Иннокентии вновь были расширены земельные владения монастыря, а также особой грамотой 1687 г. удостоверялось подчинение Кирилловскому монастырю Ржищевского  Преображенского монастыря со всеми его угодьями. Пожалуй, только слава Киево - Печерской Лавры превосходила славу Кирилловской обители.
            В январе 1697 года игумен Иннокентий умер, но его   преемником стал монах Димитрий.   Как потом напишут  богословские писатели - "Звезда от Киева воссиявшая"
            Игумен Димитрий возглавлял обитель недолго - всего пять месяцев, но, несомненно, пример его высокой жизни в значительной степени повлиял на упрочение здесь искреннего благочестия.
             Уйдя с поста игумена Димитрий  внимательно следил за политической жизнью Украины. В это время он начал писать свой "Диарий" (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Если почитать эту книгу, то видно, что Димитрий болезненно переживал происходившие события.

             Весной  1669  г. он совершил поездку за границу в г. Канев!  Кажется  дико -  город Канев и заграница! Но Канев в то время   это уже Речь Посполитая!  Как и левый  берез  Днепра от Киева!

            В Каневе, т.е. вне юрисдикции Русской православной церкви,   митрополитом Иосифом,  Димитрий был рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 г. в Густынском Черниговском монастыре - во иеромонаха и назначен проповедником в г. Чернигов.
          В этой должности Димитрий трудился до 1677 г.
           Со временем  Димирий  все больше получал известность как богословский писатель.  
          В возрасте 25 лет он  уже читал  яркие проповеди в кафедральном соборе Чернигова.
         В Чернигове он начал писать свою первую книгу "Руно орошенное", в которой описал  чудеса, бывшие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре.  Писал он ее почти всю жизнь, но издана она была  перед самой его смертью. Эта Книга эта имела большой успех и несколько раз переиздавалась.
         Из Чернигова иером. Димитрий уехал в Литву в г. Вильно, где совершенствовался в составлении и произнесении проповедей.
            Пребывание в Литве имело для него важное значение. Скромный по природе Димитрий оказался в центре борьбы православной веры с униатами.
            После Вильно он попал в Слуцк, где православное население особенно терпело большие притеснения от униатов. В Слуцке Димитрий прожил почти год в Преображенском монастыре, где был избран братским проповедником. Так тихий и скромный иером. Димитрий оказался активным защитником Православия.
           По прибытии на Украину Димитрий в течение двух лет жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679-1681 гг.).
           10 августа 1681 г. иером. Димитрий был возведен в сан игумена и назначен в Спасский монастырь в г. Чернигове.
            1 марта 1682 г. он был переведен по желанию украинского гетмана, уважением которого пользовался, в Батуринский Никольский монастырь вблизи Киева.
             Немного жил здесь Димитрий. Его тяготило расположение гетмана.
            26 октября 1683 г. он отказался от игуменства в Батуринском монастыре и 23 апреля 1684 г., по приглашению архим. Варлаама, переехал в Киево-Печерскую Лавру.
            Здесь начался славный период в его жизни.
            На него было возложено послушание составлять жития святых.
             Димитрий с любовью принялся за порученное ему дело. Он приступил к работе 6 мая 1684 г. и в течение 20 лет нес безропотно благое послушание.
            За это время Димитрий проработал массу источников, написанных на разных языках, среди которых были и книги не православного происхождения (Димитрий собирал, дополнял, исправлял, писал жития и поучения, используя славянские, греческие и латинские источники). Поэтому к каждому источнику он подходил с исключительным вниманием.
         Эта работа  действительно является  большим трудом и иеромонаха Димитрия  можно назвать украинским  богословским энциклопедистом!
          Но в отличии скажет от Дидро и Вольтера  к его трудам  нужно относится с поправкой вот на такие обстоятельства.
            «Только богослужение, которое он никогда не пропускал, на малое время прерывало его занятия.
             Он мог просиживать над книгами целые ночи.
              Иногда в сонных видениях ему являлись те святые, о которых он писал, и указывали на неполноту описания их жития. Такие сны Димитрий запоминал до мельчайших подробностей».
            Но, тут в жизнь иеромонаха Димитрия  вмешалась та самая политика, от которой он так бежал в монастырские стены.
          В связи с принятием русского подданства Украина должна была подчиниться Московскому патриарху вместо Константинопольского, как было раньше.
           Димитрий вместе с большинством духовенства выступил противником такого подчинения.
         Несмотря на нежелание украинского духовенства, вновь избранный в 1685 г. Киевский митр. Гедеон (Четвертинский) был посвящен уже не в Константинополе, а в Москве, тем самым он подчинился Московскому патриарху со всей своей паствой.
          Новый митрополит вместе с  гетманом уговорили игумена Димитрия снова принять игуменство в Батуринском  монастыре, обещая ему всячески содействовать в продолжение его труда.
        По ходатайству гетмана Ивана Мазепы из Москвы для Димитрия были высланы Великие Минеи Четьи митр. Макария.
         Первая книга свт. Димитрия "Жития святых" за три месяца вышла в январе 1689 г.
        В 1690 г. была готова к напечатанию и вторая книга, но в связи со смертью Московского патриарха печатать ее было разрешено только спустя несколько месяцев при новом патриархе Адриане, который со вниманием отнесся к труду Димитрия и благословил его продолжать составление Четьи-Миней на весь год, поощряя его своей патриаршей грамотой и денежными подарками.

         В 1692 г. политическая обстановка на Украине снова обострилась. И Димитрий, желая скорее окончить свой труда, 14 февраля 1692 г. вновь отказался от игуменства, отдавшись всецело любимому делу.
         В 1695 г. вышла из печати вторая книга "Жития Святых". Во время печатания второй книги его назначили игуменом  Глуховского монастыря. Здесь он занялся благоустройством обители.
         В 1696 г. ему предложили занять место игумена в Кирилловском монастыре.      
           После небольшого колебания он принял игуменство в указанном монастыре, но 20 июня 1696 г. с возведением в сан архимандрита Димитрия направили в Елецкий Успенский монастырь, оставив за ним в течение трех лет управление и Глуховским монастырем.
            В 1700 г. архим. Димитрий закончил свою третью книгу "Жития святых".
            В 1701 г. архим. Димитрий был вызван в Москву для назначения его на Тобольскую  кафедру.
            23 марта 1701 г. он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири.
            Хиротонию совершали три митрополита: Крутицкий Трифилий, Нижегородский Исайя, Рязанский Стефан.
           Было ли это повышением или наоборот хитрой политической интригой по устранению  авторитетного церковного авторитете  из Украины,  историки от  богословия  РПЦ МП умалчивают. Но автор считает, что это была  своего рода почетная ссылка, в дикую Сибирь. Да и сам  Димитрий это прекрасно понимал, поскольку это хорошо видно из его поведения:
          «После посвящения митр. Димитрий в течение года жил в Москве в Чудовом монастыре, где находилось Сибирское подворье.
           Нежелание ехать в далекую суровую Сибирь, стремление закончить свой труд по составлению житий святых вызвали у митрополита Димитрия тоску и болезнь. По причине болезни поездка его в Сибирь была отменена.
           4 (2) января 1702 г. указом Петра I митр. Димитрий был назначен на Ростовскую кафедру.
            По приезде в  Ростов  митр.  Димитрий сразу же отслужил божественную литургию и обратился к пастве с приветственным словом. Состояние ростовской паствы и духовенства поразило святителя.
          И вот, что радует, что сами  богословские писатели отмечают: « Духовенство сплошь было неграмотным, невежественным, большинство заражено гнусным пороком пьянства.
            Богослужения совершались без всякого благоговения.
           Такое духовенство не только не могло быть хорошим помощником своему архипастырю в просвещении паствы, но и оказывало отрицательное влияние на религиозно-нравственное состояние народа.
          Много труда пришлось приложить митр. Димитрию, чтобы изменить существовавшее положение и насадить во вверенной ему епархии самые необходимые евангельские начала.
          В противоположность существовавшему тогда понятию, что архиерей не обязан заглядывать в народную толщу, святитель Димитрий сам принялся за обличение недостатков в среде духовенства и паствы.
          Он даже оставил свое желание писать летопись, направив все внимание на повышение уровня религиозно-нравственного состояния пасомых.
             Надежным средством воспитания благочестия в пастве он считал правильное, торжественное и благоговейное совершение богослужения. Пример такого богослужения подавал он сам и требовал этого от всех священников. Он вменил им в обязанность обучать прихожан за литургией основным молитвам.
              Большое внимание уделял митр. Димитрий проповеди, силе слова. "Злое слово и добрых злыми творит, доброе же слово и злых делает добрыми", - говорил он. Сам святитель настолько обладал даром слова, что еще при жизни его звали златоустым.
            Такие меры святители Димитрия по воспитанию вверенной ему паствы в сравнении с существовавшими тогда жестокостями выдвинули ростовского архипастыря из всех современных ему иерархов.
             Его можно назвать проповедником покаяния. Большинство его проповедей носили нравоучительный характер. В них видна одна определенная цель: возбудить высшие духовные запросы у слушателей и дать ответ на них, а также помочь пасомым возрастать в христианской жизни.
            Наряду с поучительными проповедями и беседами святитель Димитрий говорил и обличительные, в которых с особою силою обличал общие пороки паствы, обращаясь к людям всех сословий, состояний и положений. У него образно представлена живая картина, как Царствие Божие странствует по земле среди всех сословий, ища себе покоя и не может найти его.
         Однако в своих проповедях святитель не грозит наказанием за многочисленные преступления, но сам скорбит и плачет о своей обязанности обличать и карать. В своих обличениях святитель старался приблизиться к положению грешника, желал помочь ему, разъяснить его греховное состояние. В нем горела безграничная любовь к людям. Он беседовал со всеми как кроткий друг и добрый отец со своими детьми.
          Свои проповеди митр. Димитрий строил так, чтобы некоторые из них могли быть произнесены и священниками, которых он убеждал неослабно проповедовать если не словом, то жизнью своей.
          Большое значение митр. Димитрий придавал делу просвещения. Все возникавшие человеческие нестроения, например, раскол и другие заблуждения он считал следствием невежества. Похвалу разуму он воздавал уже в "Алфавите Духовном", написанном им еще на Украине. Он хвалил обычай посылать молодых людей для обучения за границу. "Что другое может вразумить человека, как не учение?" - говорил святитель. Поэтому он принимал все меры к тому, чтобы насадить школьное образование в своей епархии.
          В 1702 г. им была основана первая ростовская школа, в которую принимались дети всех сословий. Обучение для всех было бесплатное. Митр. Димитрий влагал в это дело всю свою душу.
        Воспитание детей отличалось разнообразием и широтою, им была представлена большая свобода.
          Школьники заменяли святителю семью и друзей.
           Расходы на школу покрывались из средств архиерейского дома. Но, к огорчению митр. Димитрия, школа просуществовала всего три года.
            Это объясняется тем, что период жизни и деятельности митр. Димитрия в Ростове, был периодом преобразования России на основе петровских реформ.
             Все средства были брошены на войну, на развитие военной техники. Изыскивались всевозможные источники для пополнения государственной казны.
             Одним из таких источников было лишение монастырей и архиерейских домов большей части их владений. Из-за недостатка средств на военные расходы было найдено излишним выдавать деньги на учителей и учеников. Поэтому первая ростовская школа так скоро прекратила свое существование.
          Несмотря на это, св. Димитрий не оставил дела просвещения. Он приказал священникам, чтобы они сами обучали своих детей грамоте. Впоследствии по примеру митр. Димитрия школы стали открываться и в других епархиях».
          Но дела делами, а  книга « Жития святых» требовала своего продолжения.
           И этот труд его самый  значительный  труд,  увенчался успехом. 9 февраля 1705 г. была закончена последняя книга "Жития святых".
          Несколько позже в качестве руководства по церковной истории св. Димитрием была написана книга "Летописец" и ряд других работ.
          Постоянные труды и заботы ослабили организм святителя, привели его к истощению. Перо, по его словам, выпадало у него из рук, но он, преодолевая временную слабость телесную, не прекращал своей деятельности.
          Вот  примеры: Он изнурял свое тело, как кающийся грешник, часто распростирался на земле крестом и по три часа лежал в таком положении, летом предоставляя свое тело комарам. До минимума сократил питание.
          На первой и Страстной седмицах  Великого поста ел раз в неделю - по четвергам.
         А так  долго не живут даже «святые». И, тем не менее, до самого дня кончины митр. Димитрий  сам совершал богослужения в храме. Последнюю литургию он отслужил в день своего Ангела 26 октября, за день до кончины, но был уже настолько слаб, что сам не смог произнести поучения.
          Следующий день - 27 октября 1709 г. - был последним днем его земной жизни.
        Этот день настанет для нас  всех и неизвестно как мы его встретим.
        А вот как это сделал митрополит Димитрий Ростовский.
       «Вечером в этот день он пригласил к себе певчих, и они по его желанию пели излюбленные канты. Затем всех отпустил, оставив при себе только одного любимого Савву Яковлева, который помогал ему всегда в переписке бумаг.
          Святитель начал рассказывать ему о себе, о своей юности, как он жил, как всегда прибегал к молитве.
          По окончании рассказа он сказал: "Вот и вы, дети, также молитесь!". Помолчав, он добавил: "Пора и тебе, дитя, иди домой!".
         Певчий подошел к нему на благословение. Проводив его до двери, Владыка вдруг низко, чуть не до земли, поклонился ему, благодаря за всегдашние труды и переписку. Певчий вздрогнул и смотрел в недоумении на Владыку. "Благодарю тебя, дитя!" - повторил св. Димитрий и закрыл за ним дверь кельи.
           Утром 28 октября 1709 г. вошедшие к нему в келью нашли святителя уже почившим в склоненном молитвенном положении на коленях.
           Далее началась официальная  церемония похорон.
          «После отпевания в Успенском соборе, тело Димитрия находилось в Спасской церкви. Погребение святителя отложили до приезда его друга митр. Стефана (Яворского). Такова была воля покойного.
            Он с Яворским договорился, что кто из них переживет другого, тот должен совершить погребение своего умершего друга.
            Справка: ЯВОРСКИЙ, СТЕФАН (1658-1722), русский церковный и государственный деятель, богослов. Учился в Киево-Могилянской академии и иезуитских богословских школах Львова и Вильно. Преподавал в Киево-Могилянской академии. Был митрополитом Рязанским и Муромским. С 1702 — местоблюститель патриаршего престола. В 1721 становится первым президентом Святейшего Синода.
       Взгляды Яворского представлены в философском курсе Философское состязание, прочитанном в Киево-Могилянской академии в 1693-1694. Сформулированные здесь принципы отвечали общему направлению развития католической мысли в эпоху Контрреформации (так называемая "вторая схоластика").
         В гораздо в большей степени, чем в классическом томизме, в лекциях Яворского признается "равноправие" материи и формы, последняя, в его трактовке, существует непосредственно в материи. В целом Яворский придерживался умеренного номинализма: "универсалии являются ничем или вторичным". Иерарх был сторонником концепции "двух истин" (богословской и философской). Уже после смерти Стефана Яворского был опубликован его основной труд Камень веры (1728). Сформулированные в этом сочинении принципы богословского образования оказали влияние на систему обучения в духовных школах России в 18 в. В общественно-политических воззрениях Яворский был верен идеалу абсолютной монархии, но монархии просвещенной, признающей и охраняющей права всех сословий.
Умер Стефан Яворский в Москве 27 ноября (8 декабря) 1722.
             Митрополита Стефана как местоблюстителя  патриаршего престола ждали в Ростов почти целый месяц. По приезде митр. Стефана жители просили его, чтобы почивший святитель был погребен в Ростове, но митр. Стефан, выполняя волю св. Димитрия, совершил погребение его в Зачатиевском Яковлевском монастыре.
           В день погребения, 25 ноября, Стефан (Яворский) совершил в соборе чин отпевания, после чего тело Димитрия было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в соборном храме обители.
           Из монастырского приказа было предписано устроить в юго-западном углу Зачатиевской церкви Яковлевского монастыря каменный склеп, сделать каменный гроб, но, вместо этого, в могиле был сооружен лишь деревянный сруб.
           Деревянный гроб Димитрия  был устлан черновиками его незаконченных произведений.

           Так, прошло почти 50 лет и  ростовчане стали забывать о своем  митрополите Димитрии. Но, тут случилось чудо!  С которого и начался процесс канонизации Димитрия как «святого».

                «В 1752 г. при ремонте храма, где был погребен митр. Димитрий, тело его было найдено нетленным.
               Открытие нетленных останков сопровождалось чудесными исцелениями, происходившими при них.
               Для временного хранения обретенных мощей на прежнем месте была устроена каменная гробница. Кроме того, во многих местах России исцеления происходили именем Димитрия, по молитве к нему.
               После проверки комиссией Св. Синода достоверности сведений о чудесах, бывших при гробе св. Димитрия, он был причислен к лику святых и день памяти его был установлен 28 апреля 1757 г.
              1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения - 21 сентября, также, как и день кончины владыки - 28 октября, назначались днями празднования святому Димитрию Ростовскому.
              Службу, посвященную св. Димитрию, Синод поручил составить Амвросию, епископу Переяславскому. Житие святителя написал Ростовский митрополит Арсений.
По свидетельству Е.Е. Голубинского, митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Более того, прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия.
                 Императрица Елизавета Петровна пожаловала св. Димитрию серебряную раку и облачение из золотой парчи.
               В торжествах, происходивших в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей св. Димитрия в новую раку присутствовала Екатерина II.
               23 мая императрица со свитой пешком пришла в Ростов. В церемонии переложения мощей участвовали виднейшие русские иерархи того времени».
              С 10 ноября 1991 г.  мощи святителя Димитрия пребывают в Иаковлевском храме г. Ростова, справа от царских врат.
                               (конец  ч.1)

© Бровко Владимир, 11.05.2010 в 22:41
Свидетельство о публикации № 11052010224133-00164773
Читателей произведения за все время — 85, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют