40.Не имеющая знаний (совершенных), а также сомневающаяся душа падает. Ни в этом мире, ни в следующей жизни нет счастья для сомневающегося.
КОММЕНТАРИЙ.
Бог, конечно, не объясняет Арджуне все тонкости, всю скрупулезность и осторожность в Своей работе над человеком (исходя из уровня ступени развития Арджуны на данный момент), когда ведет его к совершенным духовным знаниям. Этот стих лишь показывает видимое человеку следствие его невежества, за которым непременно следуют сомнения, являющиеся причиной страданий. Однако, следует знать и другое. На самом деле причины для сомнений человека всегда естественны, имеют глубокие корни, увязанные с личным путем каждого, и не являются основанием для Бога упрекать в этом человека, ибо рождаются естественно в пути духовного развития, и Волею Бога, как и Планом Бога, вместе с человеком преодолеваются, какого бы уровня они не были, как бы не проявлялись, как бы человек в глазах других не казался падшим или невежественным. Бог никогда не отступает от человека, не отличает его от других и ведет неумолимо и точно именно к совершенным знаниям, используя и давая сомнения, как необходимый атрибут постижения Истины, ибо сначала в человеке должно быть сомнение, имеющее реальное основание,, посеянное в нем Богом через мысль, дающее вопрос и направляющее к поиску ответа, что требует постижение знаний духовных, ибо вопрос всегда свидетельствует о том, что еще не полон багаж, чтобы этот вопрос исчерпать своими резервами, что есть опыт и знания.
К Высшим знаниям Вед, к преданному служению Бог ведет человека разными путями, не одну жизнь, то приближая, то удаляя от совершенных знаний. В одной из жизней будущий преданный может каснуться совершенных знаний едва, услышав их (маленькую толику Высшей Истины) от знакомого, друга, соседа-преданного, своего ребенка, родственника, кратковременного общения с преданными, и этим в этой жизни знакомство с этими знаниями заканчивается (ну, разве что на уровне мысли Бог напоминает через память или внешние события и средства информации), рождая в человеке определенное , положительное или отрацательное отношение к этим знаниям, но пока без глубокого переживания и проявленной в этом направлении активности. Порою человек всю жизнь как раз-таки бывает враждебно настроен к носителям этих знаний, и сам того не подозревая, даже мысля негативно, медитирует сознательно и неосознанно в этом направлении, будучи привлеченным Богом в соответствии со своими качествами и планом Бога на человека. В следующей жизни человек может Милостью Бога несколько глубже вникнуть в суть этих знаний, почувствовать для себя в них что-то родственное и привлекательное (ибо это чувство легко рождает медитация из прошлой жизни, пусть неосознанная и недружелюбная).
Бог сталкивает человека с совершенными знаниями в более приемлемой и подходящей обстановке, через преданное служение других, через наставления духовных учителей и чистых преданных, узнает регулирующие принцыпы данного направления религии, формы поклонения, начинает делать самостоятельные шаги в этом направлении. В следующей жизни человек уже может прочитать, скажем, всю Бхагавад-Гиту, Шримад-Бхагаватам, почувствовать интерес к изложенным здесь совершенным знаниям и начать попытки в чем-то себя ограничивать, называя себя другом преданных или преданным. В следующей жизни он может начать путь с регулярного посещения храма, пожертвований в храм, с вибрации Святых Имен Бога и даже с принятия духовного учителя, но имея свои сомнения, согласия и несогласия, что имеет место и для преданных достигших немалой реализации. И только в новой жизни, освоив азы этого религиозного направления и этих совершенных знаний, достигнув подходящие качества, человек может быть рожден и в достаточно благоприятных условиях, имея внутренние и внешние возможности начать осознанный и непростой путь преданного служения Богу Кришне.
Таким образом, пока человек идет к пути преданного служения, к пути, когда Бог станет давать ему совершенный духовные знания во всей полноте, когда качества и обстоятельства не будут ему препятствовать, он ни одну жизнь готовится Богом, развиваясь духовно через всевозможные другие религиозные конфессии, достигая необходимые качества и постоянно находясь в пути вопросов и ответов, сомнений и выбора, согласий и несогласий, таким образом касаясь совершенных знаний и отвергая их, и вновь и снова, проходя через немалый внутренний труд. И он будет сомневаться и через это взращивать те качества, без которых ум и строки не поймет и не приемлет в Бхагавад-Гите, основе совершенных знаний. Поэтому путь сомнений ни есть путь назад, но есть путь вперед, изначально. Сомнение ни есть отказ, даже если таковым выглядит, но есть самоконтроль своей готовности, автоматически требующий знаний и тяготеющий к ним. Сомнения – это также работа иллюзорной энергии Бога, дающей человеку понимание о его свободе выбора, ибо так понимая себя, человек более активен, заинтересован и устойчив в выборе (который за него на самом деле уже сделал Бог, ведя его). Несомненно, выбор будет верным, когда человек уже готов, когда вопросы поставленны, а разум указывает, что ответы только в совершенных знаниях. Поэтому Бог дает размышлять, выбирать, планировать, всегда при этом находясь во внутреннем диалоге с человеком и направляя его и в сомнения и вне, но средствами Божественными, что есть практика йоги.
Только так, шаг за шагом, через страдания и так называемые падения Бог раздвигает невидимый горизонт человека, наделяя его той мудростью и опытом, которые позволяют остановить разум на тех знаниях, которым духовная сущность человека перестает сопротивляться, ибо уже бесприкословно приемлет их своей ступенью и своими качествами.
Но а пока человек все еще колеблется, сомневается, он только в пути и Бог работает над ним. Путь его пока не направляем совершенными знаниями, дающими на все ответы, он еще не устранился от привязанностей, а потому автоматически является задолжником трех видов страданий, о чем и сказано в этом стихе. Это путь всех.
41.Тот, кто практикой йоги отказался от плодов кармической деятельности, отрезав знанием все сомнения, кто погружен в себя, его работа не связывает, о, Дхананьджая.
КОММЕНТАРИЙ.
Главная цель, которую должен ставить перед собой человек, начавший путь освобождения, это достижение независимости от любой исполняемой работы, непривязанности к плодам, исполнение ее как жертвоприношени Богу, исполнение ее так, как свою деятельность исполняет Сам Бог. Но сделать работу бездействием, акармой, будучи занятым в ней, возможно, как неоднократно выше указывалось, сжиганием ее огнем совершенных знаний. А этот процесс сжигания любой деятельности входит в практику карма-йоги, направленной на отречение от плодов и привязанностей в работе, посвящая ее Ягйе, как жертвоприношение.
Именно совершенные духовные знания могут направлять человека в этом пути, указывать конечную цель, как достижение отреченности, и средства, как огонь, сжигающий объекты чувств на огне чувств и чувства на огне ума, а также непременно направлять к исполнению избранного жертвоприношения, чтобы получить Милость Бога в виде утверждения в совершенных знаниях, что и влечет за собой практический результат, как успех в пути отречения, автоматически исключая какие бы то ни было сомнения.
Именно знания, которые заставляют человека постоянно самоуглубляться, позволяют изнутри видеть этот успех, чувствовать его в преображенном понимании и с радостью констатировать и оценивать в себе новую знергию отрешения, которой можно наслаждаться. Именно совершенные знания дают устойчивое чувство неподвластности материальному миру, свободу от него в любой ситуации, независимость своих чувств, ума, разума. Т.о. цель, состояние отреченности может быть достигнута только через знания, которые поясняют человеку, как надо исполнять избранную йогу, уничтожая сомнения через достигнутые результаты, изнутри позволяют человеку обозреть результат своего духовного пути, и только знание в итоге есть причина, которая делает человека несвязанным своей работой, а значит идущим путем отречения к освобождению. Но а цепочка результата выглядит так: совершенные духовные знания – практика йоги – погружение в себя – уничтожение сомнений – независимость от работы и любой деятельности – достижение состояние отреченности – освобождение. Таким образом, совершенные знания лежат во главе угла, решая многие вопросы на пути к Богу. Этот стих также играет подготовительную роль к более углубленному пониманию карма-йоги, которая будет рассмотрена в следующей главе, акцентрируя внимание на пути достижения совершенных знаний, которые единственные могут укреплять человека в его духовных намерениях и усилиях, постепенно сметая на нет все вопросы и сомнения, особенно на первых этапах пути, как отголоски невежества и влияния знаний материальных, как и материального опыта, которые уже свою роль отыграли, и которые теперь лишь могут являться для идущего камнями преткновения, т.к. человеку пора мыслить другими категориями, целями и идеями. Из этого стиха следует вынести первоочередную роль совершенных духовных знаний: отказ от плодов кармической деятельности, уничтожение сомнений, погружение в себя. Но все это происходит одновременно, постепенно, индивидуально и никогда не достигает результат на сто процентов, ибо это путь постижения Бога, который продолжается и за пределами материального мира и материальных отношений. Поэтому и сомнения в той или иной форме, но Бог дает живому существу даже относительно цели и средств, ибо это и есть также двигатель духовного развития и это надо понимать всегда. И именно благодаря сомнениям человек во многом извлекает опыт, идет путями разных йог и духовных практик и неизменно черпает ему предназначенное, и неизменно пробивает себе путь самыми разными направлениями и усилиями к карма-йоге. Поэтому любой сомневающийся не должен быть осмеян, какого бы уровня сомнение не овладевало им. Это – его путь, его поиск и индивидуальное, пусть неосознанное, сотрудничество с Богом, в котором Сам Бог привлечет тех, кто разъяснит, но в нужном месте и в нужное время и подходящим человеком. Это надо понимать, тем расширяя мысль до Божественной, и тем доверяя Богу.
Однако, с Арджуной Бог говорит без особых пояснений, более разграничивая в его сознании вещи, как подходящие и не подходящие, ибо при слабых уровнях сознания тонкости Божественной работы человеку невозможно понять, отводят от Божественной цели, ибо уводит человека в иные размышления, не делая акценты на главном. А главное на данный момент для Арджуны – увидеть в сомнениях «зло», т.е. то, с чем надо бороться, а в совершенных знаниях – «добро», само средство. Но современный человек может мыслить гибче, а потому глубже и шире и через это развиваться. Поэтому очень многие стихи, звучащие для Арджуны однозначно, волею Бога здесь рассматриваются в более широком аспекте, т.о. несколько вовлекая человека в Божественную мастерскую, которую пора и приоткрывать.
42.Поэтому, рожденным из невежества, расположенным в сердце оружием знания души, отрежь все эти сомнения и, будучи расположенным в йоге (имеется ввиду карма-йога, как деятельность, здесь посвящающая Богу плоды сражения, и посвящающая это сражение Только Богу, как Ягйе), поднимись и сражайся, о, Бхарата.
КОММЕНТАРИЙ.
Здесь речь идет о совершенных духовных знаниях, которые Бог уже поведал Арджуне и, несомненно, о тех знаниях, которые ему еще предстояло услышать. Знания, сообщенные Богом в этой главе, указывают конкретно и не один раз, как должен мыслить и понимать Арджуна, куда направлять свои усилия и что брать в себе за основу. Это есть базовые (уже духовные) знания, то, из чего будут далее произрастать новые знания и практические действия каждого, идущего путем освобождения, как и те знания, к восприятию которых подготовил именно мир материальный, как и материальные знания, как и материальный опыт.
В этой главе Бог объяснил Божественность Своих рождений и деяний, рекомендовал Арджуне следовать путем, указанным Богом, а также предаться Богу и так получить Божественное благословение. Бог также указал ( и что тоже есть совершенные знания) на качества, которые бхакта должен стремиться в себе развить, поведал о Своей непривязанности в работе как пример для тех, кто не желает быть связанным узами работы, привел в пример авторитетов прошлого, достигших освобождения в результате следования примеру Бога. Также Бог объяснил понятие работы, бездействия и запрещенной деятельности, отметив, что в духовном пути работа и бездействие суть одно, поскольку работа, исполняемая, как жертвоприношение Ягйе и без привязанности к плодам, сжигается огнем знания до осознания ее, как акармы. Далее Бог описал и ряд других жертвоприношений, отметив, что эта планета, как и любая другая, не может существовать без жертвоприношений, тем поставив Арджуну перед фактом необходимости исполнять жертвоприношение всегда избранным путем. Далее, Бог Кришна назвал жертвоприношение знанием высшим по сравнению с жертвоприношением, предлагающим материальные блага, объяснил, как можно получить Высшие совершенные знания у духовных учителей и отметил, что освободить Арджуну от иллюзий, в которых он пока пребывает, могут только совершенные знания. Также Бог показал значение Высших знаний в процессе очищения, в процессе сжигания привязанностей в кармической деятельности, их роль для укрепления разума в преданном служении и в освобождении от сомнений, что есть по сути нахождение через призму знаний ответов на многие вопросы, тормозящих духовное продвижение.
Все эти изложенные знания должны быть для Арджуны и любого, кто начал активный духовный путь, теми азами, без которых духовное продвижение человека немыслимо. Рождены ли эти знания из незнаний, как сказано в этом стихе? Несомненно, ибо незнание есть знание, но другого порядка и имеющего другой опыт. На самом деле незнание, или невежество, это тоже уже существующее на Земле религиозное знание, но на материальной основе, непроявленное, имеющее другое определение (называемое моралью и нравственностью, как и законами человеческого общежития), но разграничивающее понимание добра и зла непременно. Это материальное знание не имеющее тот потенциал, который движет к осознанному духовному саморазвитию высшими средствами, но средствами материального мира. Но именно эти несовершенные знания, более слабые знания, развивают те качества и дают тот опыт, которые достаточны на определенной ступени, чтобы, подобно Арджуне, приблизиться к совершенным духовным азам, как и к духовным знаниям еще более высокого порядка. На данный момент диалога качества, материальный и духовный опыт, как и знания, позволяют Арджуне, ведомому Богом, стать на ступень высших знаний, не входя в сильные противоречия со своими предшествующими пониманиями, или с помощью Бога удалить возникающие сомнения посредством излагаемых Богом знаний высшего порядка.
Новые, излагаемые Богом знания по своей силе и важности превосходят любые другие материальные знания настолько, что их (материальные знания) можно назвать невежеством или незнанием (хотя в определенном смысле, ибо и духовные знания и материальные неисчерпаемы, как и далеко не каждому по силе, ибо рождены Богом, даются Богом и решают титаническую задачу по развитию человека, возложенную на них Творцом, Который через Свои многочисленные энергии Сам выступает, как опыт, желания, сами знания , память и побуждающие причины любой степени и порядка). Но материальные знания ущербны тем, что развивая человечество, не дают ответы на многие и многие вопросы, хотя активно к ним подводят. Их можно назвать в многотомнике совершенных знаний лишь введением, но только совершенные духовные знания обладают силой оружия, способного действительно уничтожить многие и многие сомнения, главные из которых касаются дхармы живого существа, его понимание себя, как частицы Бога. Это главная задача, решив которую, перестав сомневаться в которой, увидев свое предназначение, цель и Творца, живое существо легко отправляется в путь дальнейших духовных изысканий не без сомнений, но это уже сомнения другого порядка, не грозящие возврату назад, но имеющие от Бога развивающее предназначение.
Таким образом, вооруженный совершенными знаниями более высокого порядка, Арджуна, наставляемый Богом, на данный период мог не предаваться в большой степени сомнениям и сокрушениям, но, напротив, должен был встать и исполнить свой долг, оставив мысли о победе и поражении, о славе и бесславии, но посвятив свое сражение Богу, будучи погруженным в Бога, ни к чему не привязваясь и так, чтобы сражение воспринималось им, как акарма, бездействие, сожженным огнем знания вместе с сомнениями. Но чтобы эти знания так проявили себя в нем, им следовало войти прямо в сердце и разум, что возможно было только по окончании повествования всей Бхагавад-Гиты. На самом деле – такое быстрое понимание Арджуны есть чудо, есть мистическое влияние Слова Бога и его непосредственного обращения, ибо каждому следует знать и то, что совершенные знания входят в человека очень непросто, медленно, через многие сомнения, через многие йоги, через преданное служение, через жертвоприношения, через умение ладить с миром материальным, через развитие духовных качеств… Поэтому, Арджуне все это еще предстояло, ибо даже лично разговаривая с человеком и наставляя его, Бог не делает ему скидку, ибо такая Милость пойдет только во вред. Но с новым пониманием, с новым восприятием все же Арджуна вышел из диалога, что было вполне достаточно, чтобы, помня наставления Бога, им последовать.