18.Тот, кто в работе видит бездействие и в бездействии работу, он разумен в человеческом обществе; он вовлечен в преданное служение, будучи занятым в различных видах деятельности.
КОММЕНТАРИЙ.
В этом стихе Бог выделяет четыре пункта, на которые должен посмотреть внимательно каждый, изучающий этот стих, как и необходимо увидеть, какие качества человека этим стихом особенно подчеркивает Бог, какое понимание и опыт выделяет, прежде, чем назвать его преданным, а также увидеть, что Бог уже в этих строках начинает давать ответы на поставленные Им же в ст.16, 17 вопросы.
Во-первых, следует достичь такого уровня (из упомянутых выше четырех пунктов), чтобы действительно с высоты совершенных знаний и духовной практики увидеть в работе бездействие. Это отнюдь не простая вещь и мыслить и оперировать материальными категориями здесь невозможно. Такому видению может помочь только Сам Бог внутри человека, дав духовное видение и понимание, только при условии полной непривязанности, как к работе, так и к результату, так и в результате непременного посвящения любой своей деятельности Ягйе, Самому Богу, от Которого все изначально исходит и Кому все принадлежит. Такую ступень надо у Бога заслужить духовными стараниями и усилиями при неуклонном следовании указаниям Слова Бога через духовных наставников и Святые писания. Также, и это очень важно учитывать, увидеть в работе бездействие можно исходя из того, что на самом деле качества человека сами вовлекаются в соответствующую деятельность (ст.5 гл.3), и т.о. процесс работы для любого человека, независимо от его религиозности, от того, осознает он это или нет, происходит автоматически, где автоматизм обуславливают качества человека, его опыт предыдущих воплощений, его уровень духовного и материального развития, его кармические реакции, тянущиеся из прошлых воплощений и Сам Бог в человеке, управляющий и контролирующий весь процесс его деятельности, имея на человека конкретную цель относительно его плодов, духовного и материального взросления и развития и с учетом его настоящего и будущего. Также следует особенно внимательно посмотреть на то, что преимущественно бездействие в работе имеет место в плане того, что в теле человека всегда присутствует Сам Бог, Который есть в каждом направляющая жизненная сила, сама жизнь; Бог есть его дыхание, его мыслительный процесс, Именно Бог дает сомнения, предлагает изнутри выбор, дает как праведную, так и меркантильную мысль, дает, как награду за прежние усилия и старания, ловкость рук, хорошее понимание, память, призывает опыт, профессионализм, амбициозность, ведет человека согласно его качествам и дает возможность ошибиться там, где человек пониманием слаб и неопытен, дабы через страдания и поиски человек мог раздвигать границы своего понимания и мог применить все свои качества с целью их развития в духовном направлении, за чем тщательно и неуклонно следит Бог и что есть в итоге Божественная Цель. Сама душа, как было сказано в ст.24 гл.2, фактически неподвижна. Движение ей дает Бог в ней, как и направление движения, цель и результат, опять же, независимо от того, знает ли об этом человек или нет. Но для тех, кто идет путем совершенных духовных знаний и путем практики йоги, кто углубляется в себя и начинает хорошо в себе отличать работу Божественных энергий, этот факт становится неоспоримым, ибо и Сам Бог в таком человеке постоянно подсказывает ему Своими средствами Свое вечное и неизменное участие и присутствие во всем, в любом деле, движении, слове, мысли, чувстве, нерве, внутреннем состоянии, в руках, в ногах, в чувствительности тела, в видении глаз, во всех органах чувств, много раз доказывает преданному, Что в нем Сам Бог, но не созерцающий, а ведущий, трудящийся с любым живым существом в любом теле, в любом образе жизни, Сам Бог есть все, что есть Движение и все, что ни есть движение для человеческого восприятия, есть Божий труд, где живые существа лишь призванные Богом вечные участники, которых так ведет Отец, так развивает, так наставляет, так шаг за шагом учит и направляет к Себе, ибо без Бога пути нет никому. И если человек так начинает видеть (что работа есть бездействие), если его сознание вышло за пределы просто слушания других, но добывает такого рода информацию из опыта, из практики преданного служения и поклонения Богу, которые дает Бог, то такой человек не может быть не преданным или нереализованным, или самоучкой, или философом. Только преданным, и в прошлом, и в настоящем, ибо так понимать беспричинно невозможно, такой милости Бога не бывает, но только труд и труд, духовный и долгий может открыть человеку глаза на то, что не он, ни его тело, ни его руки, ни его желания – но все Божественный План, Божественная Воля и изначально, и во всем, и ко всем. На самом деле это знания тайные, которые у многих могут округлить глаза, ибо иллюзорная энергия Бога, дающая понимание полной свободы (на уровне тела, чувств и мысли) во всем, на Земле соответствует ступени многих, ибо это мир материальный ( а потому многое люди еще долго не должны видеть и знать, дабы не сопротивляться и пути материального развития, ибо один Бог знает, когда достаточно) и лишь единицы прозревают, в то время, как другие стоят в долгой очереди, все остальное явно отвергая и крайне не желая быть ведомыми. Но когда приходит и их час – постижение Истины становится безболезненным и радостным, ибо утомленная земными скитаниями, изгнаниями и страданиями душа, готова во всем положиться, наконец, на Бога и увидеть направляющую Руку Бога, осознать, что так намного легче, когда Бог в тебе тебя ведет посекундно, и в таком состоянии есть другая, духовная свобода, которая безгранична, ибо деяния души и Бога, как и цели, совпадают, и, служа Богу, душа делает свое дело, как себе, и в этом не видит преград ни телу, ни уму, ни чувствам, ибо все одухотворяется; и в теле, и без тела душа сливается с Богом, становясь Его Руками и Его глазами, движима Богом, живя этим вечным движением, становясь Жизнью Самого Бога, что есть изначальное предназначение души, ее изначальная, отшлифованная земными путями Природа. Таким образом, есть две причины увидеть в работе бездействие: через путь отречения от плодов деятельности, непривязанности к работе (карма-йога, что требует духовных усилий человека) и через признание, что во всех живых существах работу исполняет Сам Бог, исходя из качеств человека и его ступени развития, как и кармы, но само живое существо, строго говоря, лишь при этом присутствует, иногда замечая свою отстраненность и автоматизм при выполнении работы, как-будто ведет неведомая сила, как и обстоятельства и результаты складываются независимым от человека путем.
Во-вторых, согласно данному стиху, следует в бездействии увидеть работу (обратное: в работе увидеть бездействие, что было «во-первых»). В бездействии увидеть работу также непросто, тем более обладающему материальным видением и мышлением. Более того, материалисты непримиримы с таким пониманием и, пожалуй, пожелали бы оспорить Самого Бога в этом плане, сравнивая тружеников материального мира и тунеядцев. Ну, как тут работу бездельника или нищего приравнять к труду активному, физическому или творческому? Как можно вообще говорить о труде ребенка, который целый день занят тем, что выполняет распорядок дня, капризничает, развлекается, ест, спит? О каком труде больного можно говорить, если он только лежит? Как можно назвать трудящимся того, кто в данный момент спит? В чем труд алкоголика? Наркомана? Преступника? Худшего из людей? О каком труде можно говорить, если человек всю жизнь устремлен ( и это разве что слепому не увидеть) прожить за чужой счет? Есть в материальном мире действия самого разного уровня, которые человек работой, трудом не называет и не стремится этот процесс мысленно так обозначить, ибо он происходит как бы сам по себе, без особых усилий, естествен и необходим или не необходим в процессе жизнедеятельности и в обществе считается незначительным, но всегда сопровождающим любого или того или иного человека и за него, конечно, деньги не платят. Это, скажем, мытье посуды, действия, связанные с покупкой продуктов и необходимого, наставление ребенку, помощь любому нуждающемуся, слушание музыки, любой активный и неактивный отдых, учеба, чтение любой литературы, беседа, спор, выяснение отношений, тяжбы, уход за своим телом, следование моде, лежание, сидение… Не счесть. Но в Боге все это и более того относительно каждого в посекундном измерении и в неизмиримой важности есть труд, независимо от его плодов и формы проявления и пути задействования органов чувств человека (любого другого живого существа), его тела, мысли. Душа, движима Богом постоянно. И этому движению нет перерыва, нет освобождения или отдыха, нет и мгновения забвения, нет устранения ни при жизни, ни в момент смерти, ни в потустороннем пребывании, ни во время, когда она должна быть зачата матерью и отцом, ни в теле будущей матери, ни в момент рождения, ни в детстве, ни во сне, ни на яву, до старости, до смены тела и так непрерывно. Меняется лишь интенсивность труда, род труда, цель труда, форма труда и всего, что с этим связано, включая мыслительный процесс и деятельность чувств. Только постоянное движение души есть ее жизнь, ее развитие и остановка даже на мгновение невероятна, невозможна, несовместима с Божественностью души изначальной. И интенсивному и напряженному труду, как и более слабому или проявленному иначе, чем принято в человеческом обществе и считается нормой, у каждого есть свое отведенное время, и один Бог знает, кто больше устает, собирающий бутылки бомжа или предприниматель, блудница или домохозяйка, инвалид или врач, но все непременно трудятся, как и все несомненно извлекают, извлекает из пьянства алкоголик, извлекает из вечных скандалов нервный или упрямый человек, извлекает преступник в своем преступном труде, извлекает во время сна спящий, извлекают те, кто трудится на поприще просиживания на лавочках, извлекают в труде несмышленыша или подростка, во всех видах человеческих отношений, где тоже есть труд, достигают в ссорах и примирениях (и это труд), достигают, оскорбляя друг друга и ненавидя друг друга и слушая друг друга и лжесвидетельствуя, тоже трудятся мыслью и не только. И более того. Все это на самом деле не списывается со счетов, всему есть Божественная оценка и достаточно точная, никому не грозит перетрудиться или недотрудиться, ибо одно чередует другое и иногда на смену очень большой трудовой жизни может прийти или жизнь бездельника и тунеядца, или очень незначительный труд, или труд домохозяйки, или преступная деятельность, ибо только один Бог знает, какой труд какие качества развивает, кому следует поубавить активность или интенсивность, а кому и вообще пожить за чужой счет, как в прошлой жизни жили за его счет, и что из этого в итоге и себе во благо может человек извлечь. Таким образом, человек, видящий в бездействии работу, называется здесь разумным, ибо какое бы дело не делал человек, в чем бы ни был занят, в какой бы ситуации он не находился, как бы не проявлял себя, но видящий истину, во всем увидит, труд, как и его души, как и тела, увидит, как его ведет Бог, увидит усилия человека в этом пути, его поиски, его ошибки. Все – назовет трудом, все назовет Планом Бога, во всем увидит мыслительный процесс переживания, работу чувств, терпение, ожидания, выслушивание других, борьбу с гневом, со своими собственными качествами, устремленность контролировать себя, увидит труд и в проявлении низших качеств, в воровстве, в насилии, в разврате, и в лучших помыслах, и в мечтах… А потому не осудит, не станет высмеивать, не будет приводить себя в пример, зная, что Бог ведет и через греховный труд тоже, и через лень, и через ничего как бы не делание, и через развлечения и даст помощь тому, кто для этого Богом намечен. Т.е., согласно второму пункту, бездействия, как такового, не существует в природе.
В-третьих, такого человека, так понимающего, Бог здесь называет преданным, непременно вовлеченным в преданное служение человеком, ибо только преданному по силе такое видение, такой разум, такое откровение. Об этом уже ранее было сказано, и это надо иметь ввиду любому, кто называет себя преданным Богу Кришне, кто проповедует и устремляется донести Слово Бога другим, как и подниматься самому по духовным ступеням, ибо отсутствие этого знания сразу же спускает на материальные рельсы мышления и понимания, вручает материальные качества, что отнюдь на будет способствовать успеху в духовной реализации.
И в-четвертых, Бог отнюдь не отказывает такому преданному в участии в любом труде; он может, будучи преданным, выполнять абсолютные разные виды работ, неограниченно, включая работу шудры, ибо для человека, так мыслящего и так понимающего, как и исполняющего любую работу, его любая деятельность будет рассматриваться Богом, как преданное служение, ибо он сможет выполнять главное: посвящать свой труд Верховному Брахману, не привязываясь к плодам труда, не считая себя создающим и претендующим на плоды, видя в своей деятельности безделие, а в любом безделии – непременно работу, что и будет основой его постоянной духовной практики.
Однако, чтобы видение в работе безделия (непричастности) было абсолютным, чтобы человек углубил свою несвязанность работой, как и независимость от нее, следует принять еще одно непременное условие Бога. Оно не ново, оно как напоминание, но и оно незыблемое требование к преданным. Об этом в следующем стихе.
19. Тот, кто победил все устремления удовлетворить чувства тем, что предлагает его эпоха, его работа сожжена огнем знания. Те, кто знает, называют такого человека разумным.
КОММЕНТАРИЙ.
В данном стихе Бог указывает на необходимое условие, при котором работа, любая деятельность человека превращается для него в акарму, бездействие. Разъясняя, Бог дополняет определение акармы ко всему, что было сказано ранее, что в то же время является также и Божественной рекомендацией, тому, кто в этом вопросе должен быть достаточно грамотным. В чем же заключается это еще одно условие? Оно же определение акармы, что есть новый подход к осознанию любого труда? – В стихе сказано: « гйанагни дагдха карманам», что означает, образно говоря, что работа, карма, превращается в акарму, когда она(карма) сожжена огнем знаний. Таким образом, чтобы человек находился на ступени тех, о ком говорится в ст.19, и кто поэтому автоматически знает ответы на вопросы, поставленные Богом в ст.16, 17, для этого человек, согласно данному стиху, необходимы два условия: 1.абсолютно не привлекаться объектами материального мира, удовлетворяющими и наслаждающими чувства, которые предлагает его эпоха (а, следовательно, полностью и во всем контролировать свои желания, чувства, ум и разум) и 2. сжигать огнем знания любую свою деятельность ( а знания – это изучение Вед и практика преданного служения в связующем процессе через любую деятельность); такое сжигание кармы выступает в данном стихе определением акармы (что есть труд плюс духовное понимание, появляющееся и растущее в процессе сжигания).
Надо быть достаточно разумным человеком, глубоко-религиозным, обладающим большим духовным опытом, находящимся на связи с Богом в себе всегда, чтобы понять, как огнем знания и какого знания можно сжечь (символически, переплавив материальное сознание о работе в духовное, а потому, материальный труд в духовный), работу; такой человек именно через призму совершенных духовных знаний должен увидеть и принять работу, как бездеятельность, чувствовать работу, как бездеятельность безотносительно к виду деятельности, фактически и умственно и физически прикладывая все необходимые усилия и внешне ничем в труде не отличаясь от других( если не учитывать большую самоотдачу, делающую труд искусством). Одухотворение труда – процесс постепенный, духовно воспитывающий и просветляющий, выращивающий духовность человека через одухотворение его качеств, желаний, убеждений и непременно питающийся и подпитывающийся Словом Бога, как указаниями, на каждом шагу, что есть сами совершенные знания, сами Божественные предостережения и ориентиры. Обладая совершенными знаниями, человек знает, как ему идти, что избирать, чем жертвовать, какие претерпевать аскезы, какой образ жизни вести, в чем себя ограничавать и от чего отказаться, как поклоняться Богу, что носить, что есть, на каком уровне общаться, ибо все необходимо, на все Бог смотрит, все учитывает и за все воздает. Ничто не должно отклоняться от указаний шастр, что дано Богом на все времена, пока сам Бог не внесет коррективы. Только в этом случае Бог становится помощником и союзником идущему, усиливает веру, выходит на связь с преданным, разъясняет суть святых писаний изнутри и обеспечивает, давая все необходимое, духовный рост и духовное сознание. Только ведомый Богом человек может начинать преодолевать свой беспокойный ум, как и ненасытные, вечно вожделеющие чувства, постепенно отказываясь от любых чувственных наслаждений, не привлекаясь даже на уровне мысли внешними объектами, становится более твердым и неизменным, что бы не предлагал ум, как бы ни искушал, что бы ни сулил, как бы не обосновывал или объяснял. В каждую эпоху технический прогресс свой и дает все более и более изощренные возможности для удовлетворения чувств, и редко кому удается устоять. Бог не препятствует преданным, обращающим все достижения человечества на службу Самому Богу и даже изнутри подсказывает, что и где в этом плане благоприятно применить, но от личной заинтересованности, личного наслаждения следует все же воздержаться, ибо здесь неограниченный омут, предназначенный для развития материалистов, но уже являющийся камнем преткновения для тех, кто в серьезном духовном пути и не желает возврата. Именно на это и неоднократно обращает внимание Бог в Бхагавад-Гите. Работа над собой через труд, через любую деятельность с учетом предостережения Бога и конкретных мер преодоления материальных посулов и наслаждение и есть процесс сжигания работы. Отказ от наслаждений чувств есть азы духовного развития, которые не миновать, не изощриться, но четко выполнять. Отсюда начинается и длится сжигание кармической деятельности, превращение ее в незапрещенную деятельность, но в деятельность единственно благословленную Богом, негреховную, посредством также практического применения совершенных знаний, делающих процесс сжигания фактически необратимым, позволяющим согласиться человеку, что он фактически сам лично не участвует в работе, на зависим от ее результатов, не связан ею. Также такой человек, видя все через совершенные знания, всегда исходит и из непосредственного примера Бога, который не привязан к результату и отрешен.
Следует еще раз сказать, что совершенные знания – не очень быстрый и испепеляющий огонь, и работа сжигается по мере вовлечения в практику карма-йоги, и для человека далеко не сразу становится очевидным, что карма есть акарма. Только постоянная практика йоги и постоянное постижение знаний дают, растят нужное видение и понимание, в котором мыслительный процесс, духовное обозрение своего бытия имеют непреходящее значение, ибо Бог объясняет человеку изнутри, исходя из его личной жизни, материального и духовного опыта чуть ли не на пальцах, шаг за шагом подводя и давая сомнения, и снова подводя и убеждая, пока непричастность к деятельности для человека не станет очевидна и не перерастет в духовное убеждение, пока человек не познает Божественные также награды за духовные старания и новые неожиданные откровения (которых подчас нет и в святых писаниях).
Но пока человек идет, знания идут впереди него, освещая путь, делая мысли смелее и поступь решительней, контролируя его речь, его общения, его связи, его цели, давая желание ограничить себя, управлять своими чувствами и качествами в неотступном труде над собой, и так вводя в духовное русло и укрепляя такие качества, как терпение, трудолюбие, смирение, посвящение всей своей деятельности Ягйе и видение в Боге смысла и цели жизни. Также, именно знания соединяют с Богом, делая человека союзником Бога в труде над собой. Т.е. знания и прямо и косвенно сжигают работу посредством роста к ней непривязанности и в силу понимания, что все принадлежит Высшему Управляющему, как владеющему чувствами и телом человека, так и дающего работу, определяющего все, что с ней связано и распоряжающегося результатом любого труда любого живого существа. Безусловно, человек, знающий эту высшую Истину, может быть провозглашен разумным теми, кто это знает. Но тех, кто это знает, кто может судить, на Земле – единицы, ибо так понимающему и идущему человеку Бог открывает врата за пределы материального существования, ибо они уже достигла той Божественной Цели, которую на них, как и на каждого живущего, имел Бог. Но путь одухотворения бесконечен и духовное училище на Земле имеет продолжение вплоть до академий и далее, но на духовном плане.
В следующем стихе Бог указывает еще на ряд духовных качеств, свойственных таким людям, и что это в итоге им дает.
20.Отказываясь от привязанности к плодам своей деятельности, всегда удовлетворенный, ни в чем не ища убежища, такой человек, хотя и полностью занят в работе, никогда, непременно, не делает что-либо.
КОММЕНТАРИЙ.
В этом стихе речь продолжается о тех, чья работа сожжена огнем совершенных знаний. Бог еще раз указывает на качества людей, развиваемые в процессе карма-йоги. Согласно стиху, такие люди непременно должны быть в состоянии отречения от плодов любой деятельности, ни в чем не искать убежище, что означает не планировать, не предвкушать, никак мысленно не присваивать, не обозревать, не распоряжаться, не считать, что кто-то может позариться на плоды труда и присвоить или опротестовать или проигнорировать, но оставлять все на усмотрение Бога. Идущий так человек должен быть всегда удовлетворенным в себе, т.е. не делать подсчеты, не стремиться кого-то опередить или с кем-то соревноваться, не должен заранее огорчаться, если видится не лучший результат, должен уметь стерпеть несправедливость в оценке своего труда, имея доказательством лишь свой труд, немногословный ответ, если спросят, и преданное служение, все посвящающее только Богу. Также так идущий не должен завидовать лучшему результату других, лучшей оплате других, лучшим условиям работы других или лучшей защите или обеспеченности других. Помимо этих качеств, сопровождающих отрешенность, человек также непременно в этом пути проявляет всегда внутренний мир и удовлетворенность. Это достаточно непростое качество и почти недосягаемое для материальных людей, ибо процесс материального труда имеет движущую силу через неудовлетворенность. Но удовлетворенность человека, идущего духовным путем, проявляется в независимости от чувств, эмоций, желаний, навязчивых и обеспокоенных мыслей в результате осознания Высшей Причины, Высшего Управляющего и возможности полностью вручить себя Ему, не колеблясь, зная Его Милость и Справедливость и только в Нем ища и находя единственное прибежище, как и Цель, как и Смысл жизни. Когда человек достиг в результате совершенных духовных знаний указанных здесь Богом качеств: непривязанность, удовлетворение и и предание себя Богу – он на самом деле сжигает в процессе карма-йоги саму работу, в какой бы деятельности ни был занят, т.е., как сказано в стихе «никогда не делает что-либо». Это становится понятным только тому, кто начинает идти этим путем. Для материального, нерелигиозного человека это почти непостижимо. В следующем стихе Бог обращает внимание Арджуны и всех на другие качества такого человека, и что в итоге ему дает этот путь.
21.Такой человек, не стремящийся к плодам своего труда, контролирующий деятельность своего ума, отказывающийся от чувства собственничества, исполняющий работу только для поддержания тела, никогда не погрязает в последствиях греховной деятельности.
КОММЕНТАРИЙ.
В этом стихе, опять же, Бог Говорит о качествах человека, который в работе видит бездействие, т.е. стоит уже на достаточно высокой ступени духовного развития. Стих поясняет, какими качествами, в добавление к уже упомянутым ранее, должен обладать человек, чтобы работа не влияла на него, чтобы он не был привязан к плодам, чтобы не погрязал в кармических долгах, как следствиях кармической деятельности человека.
Во-первых, согласно стиху, такой человек не должен иметь ни в чем ни явного, ни мысленного убежища. Он ни в ком не должен видеть своего благодетеля, спасителя, покровителя, надежную защиту и опору, ни в какой материальной мысли или деянии, оторванных от Бога, не должен искать и находить утешение, не должен иметь собственного жилья, т.е. быть собственником недвижимости, иметь любую другую движимую и недвижимую собственность. Для материалиста такой путь – непреодолимое испытание или невероятен, но речь идет все же о том, кто не только вступил на этот путь, но и укрепился разумом, о людях, уже достигших успеха в карма-йоге.
Во-вторых, в этом стихе обращается внимание на контроль ума. На самом деле, такие люди, находясь на достаточно высокой духовной ступени, уже обуздали многие чувства и абсолютно не смотрят на внешние объекты удовлетворения чувств, ибо это им не интересно и не привлекает. Отказ, отрешенность уже произошла. Но ум – это все же прерогатива Бога, неизменный Божеский рычаг воздействия на человека, и только Бог может через ум начать соблазнять человека так, как он и не ожидает. Это необходимый процесс для утверждения ума, разума, совершенных знаний, и искушать Бог будет всегда, даже самого утвердившегося. Поэтому, на какой бы высокой ступени духовного самосознания человек не стоял, за нее надо бороться и идти далее, поскольку пределов в духовном развитии не существует, а это делается уже в союзе с Богом через контроль ума.
В-третьих, в этом стихе Бог указывает на то, что человек должен отказаться от приобретения лишних вещей. Это несложно выполнять человеку даже живущему в материальной семье. Это значит не приобретать лишнее в свое собственное пользование, ни лишнюю одежду, ни лишних предметов обихода, без которых можно обойтись, не захламляя свое собственное существование, как и сознание, не наслаждаясь еще одним приобретением, не ища в этом счастье, радость, удовлетворение, как и не связывая с тленным успех, цель и смысл своей жизни. Человек может, конечно, пользоваться плодами цивилизации, но делать это в меру и использовать то, что не вызывает зависть, что не подменяет работу рук, что не направлено на материальные, но духовные цели, должен быть достаточно разумным, уметь ограничивать свои чувства и желания и слушать подсказку Бога изнутри, доверяя Ему во всем, зная абсолютно точно, что лишнее Бог или выведет из строя, или по Воле Бога будет потеряно или украдено, или Бог просто не даст возможность приобрести, так, включая насильственный путь, помогая преданному в его духовном становлении. Таким образом, преданный, будучи религиозно-грамотным и явно видящий во всем Волю Бога, работающую на духовный путь идущего, сразу увидит во всех ограничениях Руку Бога и станет сотрудничать с Богом в этом направлении, будучи благодарным Ему за Его Высший и неослабный контроль, и никогда не сойдет со своего пути разумных и аскетичных ограничений и отказов в пути отречения, желая себе только духовный рост, как и желая удовлетворить чувства Бога, ценя проявленную над собой Волю Бога и во всем следуя Ей, претерпевая и наслаждаясь духовными плодами.
Также, и это в-четвертых, такому человеку непременно присуще еще одно качество, указанное здесь Богом, - работа только для поддержания своего тела ( и тел тех, кто находится на его иждивении). Это означает полное проявление скромности во всем, абсолютная честность и непритязательность, только один источник доходов, признанный законом и государством, простота в образе жизни в потреблениях, в одежде и еде. И снова следует сказать, что такой человек может волей Бога в какой-то период своего существования иметь достаточные средства, но эти средства Бог дает не лично ему, но через него тем, кто рядом и кому он должен. Другие люди, еще идущие материальным путем и которые по разным причинам не могут стать собственниками, члены его семьи, не должны страдать из-за аскетизма близкого им человека, но и из его рук получать все, что Бог им дает согласно их карме. Они могут данные им средства использовать для лучшего питания, лучшей одежды, для учебы, развлечений, отдыха. Такие люди, данные преданному, как близкие родственники, должны, будучи рядом, идти своим путем, даже если это путь чисто материальный. Им следует отдавать все, что возможно, никогда и ни в чем не упрекая, не требуя, но доброжелательно, исполняя тем Волю Бога и не идя дальше личного и немногословного примера, даже если этот пример будет тянуться всю жизнь. Вручивший себя Богу точно знает, что Бог каждого поведет таким путем, что никто не минует путь ограничений, и Бог это сделает лучшим образом, но в свое время. А его личный пример всем, кто рядом, станет немалым руководством к действию, ибо Бог не просто дал пример рядом, не просто обратил внимание, не просто бросил в сознание семя примера, ибо отвел ему время, когда прорасти. Т.о. в этом стихе каждый может увидеть, какие качества необходимы, чтобы начать, во-истину, путь очищения, путь безгрешный, путь, который никому не миновать.
Желающий начать этот путь осознанно может начать также с ревизии своих качеств, с мысленной оценки себя и своих возможностей, увидеть через свои качества свою готовность, сможет проанализировать, что ему не достает и насколько болезненно для него достижение и преодоление себя. Уже посмотревший в эту сторону, задавший себе вопрос есть тот, на кого посмотрел Сам Бог и кому пора.
В следующем стихе Бог завершает перечень необходимых, первоочередных качеств, которые и обуславливают основной успех в преданном служении, делая человека независимым от любой деятельности, не связанным ею, не пожинающим плоды привязанности, какую бы работу человек не выполнял.