Итак, добро пожаловать в Израиль на курорт почти мирового уровня: Эйлат.
Ласковая вода Эйлатского залива, романтика близости Иорданской и Египетской границ придают особый налет романтизма этому месту. Добавим сюда пляжи на любой вкус: галечные, где вы навряд ли пройдете по камням без соответствующий обуви, и нежные, насыпные песчаные. А сколько экзотики! Даже при относительной видимости можно разглядеть как развивается долгое время самый большой флаг государства (87х134, может быть, цифры и не точные, разные источники дают разную информацию), занесенный в книгу рекордов Гиннеса, в городе Акаба (один из крупнейших городов Иордании).. А кораллы и фауна одного из самых теплых морей мира.
Если вы едите сюда на экскурсионном автобусе, то ведущий с загадочным видом покажет вам гору так выделяющуюся на фоне светлых песков Аравийской пустыни своим черным цветом, и объяснит, что, принадлежала она царю Соломону, а еще раньше, предложит выйти на площадке откуда хорошо видны дороги Египта и пограничника, внимательно рассматривающего вас в бинокль или заглянуть внутрь каньона на некогда проходящий по земле Израильской шелковый путь…
Но есть и другая возможность добраться. Может, менее привычная (вас не будет развлекать выходец из России с пересказом приукрашенных, всеми нами хорошо известных историй), зато более экономящая силы, время, а главное – деньги.
В Израиле прекрасно развиты автобусные перевозки внутри страны. И в любую точку вы без труда сможете добраться на общественном транспорте, тем более, что на пятерых коренных жителей страны двое будут русскоговорящими, а если вы знаете английский, то вам с удовольствием и расскажут как добраться, и объяснят куда пройти. Автобусы удобные, снабжены кондиционерами (мазганы), водители аккуратны и неспешны. Неизнурительная поездка, в которой вы сможете и увидеть красоту пустыни, и ущелье в котором расположилось Мертвое море, и мирно пасущихся страусов, верблюдов… Успокаивающий пейзаж песков, настроит вас на умиротворение и созерцание. В крайнем случае – усыпит.
В гостиницу, которую необходимо забронировать, расселение начинается после двух часов дня, Стоит помнить, что если вы взяли не шикарный номер в пятизвездочной гостинице, где все включено (он клюзив), а трехзвездочный отель с полупансионом (завтрак, ужин), то рассчитывать на джакузи, вид на море и до блеска вымуштрованную прислугу, вам не приходится. Кроме того, принимающий администратор (на ресепшен), бегло оценив вас, может предложить номер весьма отдаленно напоминающий гостевой: почти без окон, со сломочным замком… да мало ли «подводных камней» у трехзвездочных отелей. Тут стоит отстаивать свои права: не ругаясь, просто предложить выдать вам лист и данные ответственных лиц гостиницы, на которых вы напишете заявление-рекламацию с просьбой перевести вас в более подходящее, как вам кажется, помещение. Поверьте моему опыту: вам тут же предложат другую комнату, даже если две минуты назад пытались доказать, что это были не только последние, но и самые роскошные апартаменты. И еще, уж если вы и хотите сэкономить, то из «троечек» выбирайте лучше клубные отели.
Маленькая справка: в Израиле только одна гостиница имеет официально присвоенные пять звезд - КингДавид в Тель-Авиве. Деление по уровню звездности всех других отелей зависит от услуг, предоставляемых отдыхающим.
Итак, с этого момента вы полноправный отдыхающий курорта мирового уровня «Эйлат»!
ДЕНЬ ВТОРОЙ – СОЛНЕЧНЫЙ
Местное население посмеивается, что в Эйлате идет всего два дождя в год. Но, если вы и попали под них, то это, как сказали бы они же , «к счастью», значит, город вас принял.
И действительно, небо ясное, солнце жаркое, погода летняя – по нашим, северным меркам, даже зимой, когда дожди возможны.
Если вы приехали с группой, то уже с вечера вам было предложено великое множество «опций» (экскурсий), среди которых и бесплатная обзорная по городу, с заездом на Египетскую границу и, если на то будет особое расположение пограничников, даже на территорию сопредельного не совсем дружественного государства.
Однако, замечу, площадь этого курортного городка небольшая. Исторических построек я в нем не замечала, хотя и на экскурсиях подобных была. Израиль, провозглашенный 14 мая 1948 года, а в 1949 отвоевал это благостное место у Египта. И теперь в ближайший приграничный город Таба ездят Израильтяне в поисках адреналина. Там нет строгих ограничений правил дорожного движения, скорости можно развивать хорошо за сто, работают казино и начинается Синайский полуостров со всеми его «злачными местами» – так же излюбленное место для местных хиппи и представителей подобных неформальных течений. Не пугайтесь, ваш гид вас туда не повезет, это город чужого государства, место чуждых нравов. . Так что, обзорную экскурсию по Эйлату вы и сами сможете себе сделать, выходя на вечерний променад. Город можно пройти минут за тридцать. Это если по набережной, правда без захода на Египетскую сторону.
На дорогах, транспорте и правилах пользования ими, я остановлюсь особенно.
Представьте себе абсолютно ровное полотно асфальта. Это и есть дороги Израиля, правда и их ремонтируют, рисуют разметку. Но преимущественно все такие работы делаются ночью, когда поток спадает. А если на каком-то участке и идет что-либо подобное, то в начале его и в завершении будут стоять рабочие, которые корректируют транспортные потоки.
Максимально допустимая скорость на большинстве магистралей страны – сто десять километров в час, нарушается не часто, водители корректны, но… попадаются и лихачи, чаще арабы или выходцы из России. На пешеходном переходе вас всегда пропустят,
Если вы завзятый автомобилист, то можете арендовать автомобиль. Стоит это не дорого.(мой рассказ посвящен людям со средним достатком!), машина берется со всеми страховками и полным баком бензина. Так же с полным баком вы должны ее вернуть. Если у вас случилась поломка, авария, вы вызываете страховую службу, обмениваетесь визитками со второй стороной и, оставив машину на месте происшествия, добираетесь до нужной вам точки.
Позволю себе еще одно отступление: прямо на выезде из Эйлата вам откроется абсолютно прямое дорожное полотно с видимостью на многие километры. Правда на нем только две полосы движения и ограничение скоростного режима до девяносто километров. Увлекшись, водители забывают об ограничении и выжимают педальку газа до упора. Умные же полицейские, прикрываемые грейдером, насыпавшим несколько кучек песка, штрафуют на очень большие деньги, даже по меркам коренного населения. И делают это не из природной вредности, а только потому, что в конце этой ленты начинается серпантин, водители, даже знающие об этом, вовремя не успевают среагировать и бьются. Это дорога повышенной травмоопастности.
Как уже отмечалось выше, набережные разнообразны, вода манит, солнце печет.
Для того, чтобы полежать на солнышке вне отеля, вам необходимо арендовать лежак или кресло, что стоит не так дорого: лежак – в пределах 3 долларов, кресло раза в 2 дешевле. Но, если вы собираетесь две недели провести в пассивном поглощении ультрафиолета, то умножьте эти суммы на количество дней, когда вам это будет необходимо. Один мой хороший знакомый, глядя на отдыхающую на лежаках пару через окно своего магазина, с грустью произнес:
- Завидую я тем двоим. Они уже вторую неделю ежедневно лежат на этом месте…
На мой взгляд, вода в Красном море менее соленая, чем в Средиземном и гораздо приятнее, чем в Черном, кроме того, в этой части его волны бывают редко, а даже в зимнее время, температура воды не опускается ниже двадцати двух градусов, правда на глубине она и прогревается выше двадцати трех редко, но у берега, может быть и двадцати пяти градусной. Почему-то мне вспоминается старая русская загадка: зимой и летом одним цветом, а тут, и летом, и зимой температуры одной.
Если нет у вас желания в городской черте в море плескаться, то смело можно направить свои стопы на коралловый пляж, где маленькие рыбки будут ощутимо клевать ваши ноги, через маску вы сможете любоваться красотами Красного моря, а неподалеку будут позировать вам настоящие дельфины.
Недалеко от того места находится и океанариум. Там вам расскажут о флоре и фауне красивейшего Красного моря, названного так от цвета кораллов, долгое время придающих ему в часы заката розоватый оттенок. Но не только море может гордиться таким цветом. Иорданские горы, в то же время краснеют, как щеки перегревшегося за день на солнце отдыхающего.
Конечно, вам все это предложит и туроператор, который привез вас или ваших соотечественников, только цены у него будут несколько отличаться от прайсовых за вход, даже с проездом на такси в оба конца. Схема мне туда-то, - с вас столько-то, - хорошо, шеф, поехали… здесь так же распространена благодаря нашим соотечественникам. На самом же деле в тот момент, когда вы сели в такси, водитель обязан включить счетчик. К его результату может быть прибавлено около двух шекелей за провоз большеразмерного груза, тариф ночной или шабатный. Все вместе будет значительно меньше заранее оговоренной суммы.
ОТ ПИЩИ ДУХОВНОЙ К ПОДПИТКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
Как мы уже договаривались, вы заселились в гостиниц на условиях полупансиона. На завтрак вас в столовой, которая громко именуется «ресторан» ожидают ежедневно с шести тридцати до десяти утра. А на удин с девятнадцати до двадцати двух. Стол швецкий. Несмотря на то, что страна южная, рассчитывать на большое количество фруктов не приходится, овощи самые распространенные и в России: помидоры, огурцы, болгарский перец. Из зелени я бы посоветовала обратить внимание на пророщенную пшеницу, из сыров – на мягкий козий, из сластей… это уже как вам повезет. В некоторых клубных отелях и взбитые сливки с мороженным предлагают. Одно точно, еда будет свежая и даже при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и особо строгих диетах, голодными вы не останетесь. Только на ужин вам ничего кроме воды со льдом в качестве питья не предложат. Хотя, заказать за наличные деньги вы это всегда сможете.
Если же вы гурман и процесс поглощения пищи хотите превратить в действо, получив при этом и моральное удовлетворение, вас с радостью обслужат в одном из десятков ресторанов этого курортного Клондайка. Помочь выбрать его сможет дежурный администратор, у которого имеется информация по подобным заведениям. Практически все точки общественного питания имеют свою направленность, но, даже если вы обратитесь в рыбный ресторан, а у ваших друзей аллергия на все виды морепродуктов, то и в этом случае, никто голодным не останется. Правда не могу назвать подобные заведения дешевыми, но в соотношение цена - качество, думаю, что жалеть вам не придется.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ – ШАБАТ
Так уж получилось, что очередной день нашего пребывания выпал на субботу, которая считается седьмым днем недели, почитается как праздник и день отдыха. У нас воскресенье, в Израиле – суббота. С той разницей, что для многих россиян выходные дни превращаются в увлекательную спортивную игру под названием «гонка по магазинам», а в большинстве населенных пунктах Святой земли в субботу не работают не только магазины, но и все остальное. Города замирают, перестает ходить общественный транспорт, верующий еврей в субботу не может даже самостоятельно включить свет, нельзя смотреть телевизор, завести мотор автомобиля. Это день созерцания и общения с семьей, друзьями, всевышним. Итак:
«Шабат, Шалом!»
Название седьмого дня недели, на иврите шабат (благодаря которому и возникло русское слово “суббота”), происходит от корня слова лишбот, значение которого - прекращать творческую деятельность или отдыхать после работы.
Началом шабата - вечер пятницы. Все праздники в этой стране начинаются с вечера предыдущего дня. Летом после 17 часов перестает ходить общественный транспорт, закрываются магазины, в зимнее время – после пятнадцати.
В Иудаизме первый день недели не понедельник, а воскресенье, суббота получается седьмой. За восемнадцать минут до захода солнца женщины зажигают дома субботние свечи. Хозяйка должна зажечь две свечи: чтобы помнить и чтобы не забыть, следом за ней, каждый из семьи должен зажечь свечку. Но, если есть желание или какое-либо обязательство, то свеча зажигается и на эту требу. Мужчины в синагоге читают девяносто второй псалом мизмор шир лейом шабат (песни в честь субботы).
Согласно четвертой из Десяти Заповедей (в обеих ее формулировках: и в книге Шмот, и в книге Дварим) мы должны “помнить” и “соблюдать” субботу, “чтобы хранить ее святость”: захор/шамор эт ашабат лекадшо (Шмот, 20:8-11; Дварим, 5:12-15). Именно перед субботой выпадало в 2 раза больше манны небесной на пути к Святой земле и вода превращалась в красное вино.
В пятницу в гостиницу заедет большое количество Израильтян со своими семьями, в ресторане будет праздничный ужин. Скорее всего вас даже угостят красным виноградным соком.
Если вы можете совершенно спокойно в бездействии провести день, то шабат ничем особым для вас не покажется. Но если сидеть на одном месте для вас наказание, постарайтесь заблаговременно на субботу запланировать экскурсии, воспользовавшись одним из пяти местных крупных операторов, офисы которых вы легко найдете, делая вечерний променад по торговым рядам на набережной.
Пожалуй и мы не будем торопиться впитывать в себя ощущения, а я расскажу о некоторых обычаях датишных (ортодоксальных) Израильтян.
Ортодоксальные –(от греч. orthodoksos - правоверный) (книжн.). Последовательный, строго придерживающийся правильного учения. (толковый словарь Ушакова)
В древние времена потомки Израиля разделились на двенадцать колен. Они и стали строить первый храм, на собрании определяли уклад будущего царства государства. Непосредственно при их участии был заложен Иерусалим.
Сейчас разницу между верующими евреями мы можем определить по внешнему виду: кто-то ходит в шапке, наподобие соболиной, кто-то в широкополой шляпе… но всех они читают и изучают Тору. Для кого-то чтение ее становится работой, и они получают пособие от государства, кто-то успешно сочетает это занятие с государственной службой или даже бизнесом. В армии они не служат по религиозным соображениям.
Считается, что на верующего мужчину возложено много больше обязанностей, чем на женщину: он должен молится в синагоге четко по часам о благосостоянии народа и семьи, женщина же может это делать и в стенах собственного дома. Совершеннолетие в семье празднуется шумно и весело у мальчиков в тринадцать лет, у девочек – в двенадцать. А спутника жизни выбирают только после согласия родителей. Причем, знакомиться на улице, в парках или других общественных местах категорически запрещено. Когда в какой-либо семье подходит время для вступления в брак, родители обращаются к шумеру (свахе). Но в отличие от наших брачных бюро, о браке (как плохо выполненное что-то) говорить не приходится. В таких семьях о разводе даже речи идти не может, а поэтому, ни о каких просмотрах фотографий или электронных базах данных с флиртом на грани фола, даже думать не стоит.
Шумер подбирает в соответствующей среде, на его взгляд, достойную пару. Причем в предварительном общении с родителями, он (она) подробно выясняет какими качествами должна обладать вторая половинка, - начиная от внешности, заканчивая привычками. После того, как соответствующий человек будет найден и с его родными сваха проведет беседу, родители созваниваются и договариваются о встрече между собой, которая планируется при отсутствии предполагаемых молодоженов. Часто они даже не догадываются о деятельности родных. И только после личного общения, наведения всевозможных справок через знакомых о семье, в общественном месте, происходит первая визуальная встреча будущей пары. После нее молодые люди могут, как отказаться от дальнейшего общения (но не лично, а через посредника, дабы не обидеть другую сторону), так и высказать желание встретиться еще раз. Причем, здесь категорически запрещены всякого рода подарки, а самой большой тратой на приглянувшуюся девушку, может служить мороженное или стакан сока. Чаще всего после третий встречи перед ними ставится вопрос, будут ли они дальше общаться или знакомство пора прерывать, дабы не быть скомпрометированным. Браки, образованные таким образом, необыкновенно крепки, ведь молодые настроены на созидание, а не на разрушение семьи. Готовы искать компромиссы, вышли из одной среды, семьи их с одинаковым укладом. И детей в таких семьях, как правило, около пяти.
Довелось мне как-то спросить у одного верующего еврея, как он отнесся бы к тому, что его дочь решила бы вести светскую жизнь. На что получила мудрый в своей лаконичности ответ:
- Я дал ей жизнь, образование. Она взрослая и сама в праве выбирать свой путь. Но, сомневаюсь, что она изберет другую дорогу: ее семья верит, верят ее друзья и все окружение. Разве это плохо?!
Итак. ШАБАТ, ШАЛОМ!