Вот и «Страна Моксель» В. Белинского недавно была переиздана на украинском языке огромным тиражом. Ну, переиздана и переиздана. Тем более я не про «Страну Моксель» писать собираюсь. Но сам факт такого переиздания и масштабы тиража говорят о том, что тиражирование подобных поделок становится государственной политикой государства Украина, а это уже неизбежно вызывает адекватную реакцию. При этом, ни о какой политкорректности говорить уже не приходится, сами, что называется, нарвались. Поэтому я эту заметку делю как бы на две части. Первую я посвящаю свидомым почитателям таланта Владимира Белинского, а вторую адекватно мыслящей половине читателей.
Миф, о котором на сей раз идет речь, посвящен веку XVII. И вкратце его содержание заключается в том, что до присоединения к Российскому государству Украина была страной, которая развивалась наравне с Европейскими государствами, имела высокий уровень культуры и почти поголовную образованность. И эту самую культуру и образованность лучшие сыны украинского народа, такие как Стефан Яворский или Феофан Прокопович, передавали отсталым и невежественным полутатарам (или полумордве) москалям, перманентно пребывавшим в мракобесии, почти не знавшим книгопечатания и школ, что в невиданных масштабах практиковалось на Украине.
Миф, надо сказать, с намеком, что присоединение к Москве ничего хорошего не дало в конечном счете, кроме экономической отсталости, закрепощения, насаждения мракобесия и упадка культуры. Про плюсы и минусы присоединения к Москве поговорим чуть позже, а сейчас попробуем привести в чувство почитателей и распространителей сего мифа, продемонстрировав, как все это выглядело со стороны. Например, со стороны иностранцев, посетивших Украину в середине XVII века, как раз накануне…
Часть первая. Для свидомых читателей
В ней мы посмотрим, как выглядела Украина глазами посетивших ее иностранцев.
А иностранцы ее посещали и иногда даже записывали свои впечатления. Признаюсь сразу, на меня эти впечатления тоже произвели впечатление. Неизгладимое. Настолько, что решил я почтенную публику с некоторыми выдержками познакомить, ну и с моими комментариями, естественно, чтобы было доходчивее и понятнее.
Итак, очень интересные наблюдения мне посчастливилось прочесть у венецианца Альберто Вимина. Настолько интересные, что все «сомнения» в «правдивости» рассматриваемого нами мифа сразу же улетучились.
Начнем вот с этого утверждения:
«Страна эта называется Украиной, т. е. пограничье (вот уж открытие так открытие, а нам тут про Краину втирают - П.П.) на ее девственность указывает масса злаков, произрастающих в беспорядке и без обработки от тех зерен, которые попадают в землю после покоса или от ветра….жатва на засеянных нивах столь обильна, что крестьяне пренебрежительно относятся к этим дарам, которые приносит им благодатная почва. Я с трудом поверил бы подобному явлению, если бы не убедился собственными глазами и не видел на месте таких крупных и обильных зерном снопов, каких не получишь в других странах при самой тщательной обработки». (повезло так повезло, Западу на зависть – П.П.) …Не меньшее, чем в хлебе, замечается там изобилие в молочных продуктах, мясе и рыбе, благодаря массе пастбищ и множеству прудов…Кроме описанных выше богатств, благодатная почва доставляет жителям пренебрегаемые последними вкусные овощи, множество спаржи столь роскошной, что, на мой взгляд, она не уступит самым высоким веронским сортам,….. Там же растет лук и другие овощи; я пробовал ранее сорта фруктов, которые показались мне очень сладкими. И однако в стране столь плодородной не видно ни огороженных фруктовых садов, ни огородов с редкими сортами овощей, арбузами, артишоками, сельдереем, за исключением окрестностей Киева; вся забота козаков ограничивается сбором кочанной капусты, которую они или потребляют в свежем виде, или солят впрок иссеченною, как принято в Германии (вот мы и дошли до первого интересного момента, подтверждающего, что по части квашения капусты Украина не уступала, оказывается, Германии. – П.П.). Козаки сеют также большое количество огурцов, которые тоже солят и потребляют с хлебом или в качестве приправы к мясу и рыбе. Виноградников нет, но не потому, чтобы почва считалась неблагоприятною, а лишь вследствие отсутствия охоты в насаждении и уходу за ним (как это принято в Австрии и других странах, где зима чрезвычайно сурова), или же по небрежности к агрикультуре».
Какая там агрокультура и прочие трудоемкие процессы типа возделывания виноградников, оказывается при всем благодатном климате и уникальных почвах предки современных украинцев уделяли внимание лишь разведению огурцов и квашению капусты, то есть производству тех продуктов, которые по сей день относятся к разряду закуски. Это открытие привело у меня к появлению ужасной догадки, что казачки в массовом порядке были подвержены пороку, который свидомые любят приписывать исключительно москалям. И точно, ниже венецианец подмечает, что «…Но возвратившись домой (из военных походов – П.П.) они предаются беспрестанному пьянству, проводя в попойках целые дни и ночи, пока не погрузятся в сон под влиянием винных паров. Поэтому они не в состоянии скопить богатства и доставить себе комфорт, ибо все без остатка уходит на пьянство…».
Вот это да! Кто бы мог подумать, что пьянство не только истинно русское явление, но и украинское тоже. Нет, уважаемые, здесь Европой и не пахнет, Азия-с, дремучая Азия.
Беспробудное пьянство, помноженное на лень, дает только пренебрежение ко всякой агрокультуре и возделыванию уникальных черноземов.
«…Обычное занятие в этой стране — земледелие, но у козаков еще мало усердия к нему…».
Но, может быть, казачки преуспели в ремеслах?
Читаем дальше: «Не имеется других ремесл, кроме столярного, седельного, плотницкого и сапожного, хотя большею частью сапоги употребляются с подошвами из лубка и кожи, сшитых дратвою. Одежу изготовляют из конопли и грубой шерсти, которую расчесывают, деревянными гребнями. Купцов нет нигде, кроме Киева, где можно встретить лишь несколько торговцев плохой одежей (не нахожу слов, чтобы это прокомментировать – П.П.). …Козаки не заботятся о фабричном деле ни по селам, ни в городах. На столь обширном протяжении страны не видно каменных домов, исключая Киева: все это плохие хаты и, если не считать нескольких дворянских домов, по справедливости должны быть названы хижинами. Некоторые из них сплетены из древесных ветвей и помазаны белой глиной, другие сколочены из дерева. В этом козаки однако искусны, ибо для соединения и скрепы бревен не употребляют гвоздей. Да и вообще в доме не видно другого железа, кроме лишь у дверного запора и дверных же подвесок. Живут тесно, и зимою в одной и той же комнате помещаются люди и скот. Плохая домашняя утварь гармонирует с постройками, потому что, кроме ножа и горшка все в доме деревянное. Белье употребляется только для лечебных надобностей…»
А вот здесь не удержусь. Какая там к черту Европа? Вы где-нибудь читали, чтобы в какой-нибудь Франции пейсане зимовали в одном помещении со свиньями? Можно еще пройтись над видом петуха, взгромоздившегося на образа, но думаю, что хватит. И так все ясно.
Хотя для полноты картины еще процитируем: «даже военная добыча …не приносит козакам сколько-нибудь серьезной пользы, так как они не знают ей цены да и не находят кому продать. Я узнал, что захваченное в последнее время холоднее оружие — бесполезное козакам, так как у них принята только сабля — употреблено для насталиванья топоров, а пистолетные дула пошли на изготовление разных железных частей для возов» (впрочем, и в Европе не всегда находили достойное применение разным интересным предметам. Помните, как один из героев Марка Твена колол королевской печатью орехи. – П.П).
«…Равным образом нет ни врачей, ни аптекарей, ни продавцов сладких пирожков и прочих сластей. Но на площадях есть мясники и рыбные торговцы, продавцы мяса, масла и тому подобных продуктов…».
Если принять во внимание наличие Великой Трипольской цивилизации, которая, по утверждениям современных «дослидныкив», постарше шумерской будет, то придется констатировать полную деградацию ее потомков.
Ну ладно, с культурой и уровнем жизни все ясно, а как с образованностью? Продолжаем цитировать: «…У козаков нет другой письменности, кроме народной русинской, но лишь немногие ей занимаются. Церковный их язык — славянский, на который переведено было священное писание св. Кириллом, и на нем же изложены учения св. отец; говорят, что он отличается от их народного языка так же, как итальянский от латинского. Его изучают главным образом только дворяне, почему лишь немногие из духовных у козаков понимают его. Однако, некоторые монахи, особенно из тех, которые состоять при митрополите, обладают достаточными познаниями в этом языке».
Читайте, господа свидомые, и «наслаждайтесь». Хороший для вас душ после Страны Моксель. Ну, ничего, ничего, зато сейчас, после 300 лет московской «оккупации» вы все поголовно грамотные.
Часть вторая. Для адекватных читателей
Ну а как же обстояло дело с просвещением дикой Московии, если до просвещения своих руки не доходили? Есть на сей счет любопытные документы. Вот один из них.
Просят царя Михаила Федоровича Романова икон прислать и благодарят за денежную помощь: «Бьем челом великому цару Михаилу Феодоровичу за милостыню святую, по милости божей сооружил. Умилосердися, православный цару, сподоби нас святыми иконами святого Зосима и Саветия; поки нас станет, будем за вас господа бога просити и во всем будем давати знати вам». Это из Письма львовского епископа И. Тисаровского царю Михаилу Федоровичу от 2 февраля 1626.
Боже, какой пассаж, передовая развитая Украина просит у дикой мордово-татарской Московии икон и денежную помощь. И этот случай не единичный.
Приведу жалованную грамоту царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета от 26 июня 1628 года Киево-Печерскому монастырю, разрешающую монахам периодически приезжать в Москву за денежной помощью для этого монастыря.
«Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Михаиле Федорович всеа Русии самодержец (п. т.) и отец наш, великий государь, святейший патриарх Филарет Никитич московский и всеа Русии, пожаловали есмя киевского успенья пречистые богородицы и преподобных отец Антонья и Феодосья Печерского монастыря архимарита Петра Могилу з братьею, или хто по нем в том монастыре иный архимарит будет, приезжати им в наше Московское государство и к нам к Москве времянем для монастырского строенья и для милостыни в 5-й и в 6-й год.
А как приедут нашего государства в город в Путивль или поедут от нас с Москвы к себе, и нашего государства в украинных городех бояром нашим, и воеводам, и всяким нашим приказным людем от вас, старцов, к нам к Москве, и с Москвы пропущати по сей нашей жаловальной грамоте, не из держав, и подводы под них и под их рухлядь давати и приставов с ними до Москвы посылати детей боярских. А давати им по сей нашей жаловальной грамоте по подводе человеку, а под рухлядь их давати подводы, как им мочно поднятца. А корму им давати в дорогу до Москвы: архимариту по осьми денег, а священником и старцом большим — по 5-ти денег человеку на день, а достальным старцом — по 4 деньги человеку на день, а слугам их — по 3 деньги человеку на день.
А конского корму давати им зимою по 2 деньги на лошадь на день, сколько с ними лошадей будет.
А приезжати им в наше государство в 5-й или в 6-й год. А как того монастыря архимарит или старцы поедут к нам к Москве или с Москвы, и по городом таможным головам и целовальником, и по мытом мытчиком, и по рекам превозщиком и мостовщиком, и губным старостам и целовальником, и всяким пошлинником с тех старцов, и с их слуг, и с рухляди их мыту, и перевозу, и мостовщины, и тамги, и иных никоторых пошлин не имати, и пропускати их безо всякие зацепки. А хто на них и на их слугах что возьмет или чем изобидит, и тем от нас быти в опале, а взятое велим отдати вдвое. А архимаритом и старцом того монастыря в наше государство и нашего государства иных монастырей старцов, и слуг, и лошадей, и товаров, чюжих и заповедных, с собою за свое и за своих людей не провозити. А в чем их уличат, и то возьмут на нас, а на них за то положити пени, смотря по вине. Дана ся наша государская жаловальная грамота в царствующем граде Москве лета от создания миру 7136-го июня месяца 26 дня».
И это, заметьте, финансируют монастырь, не находящийся под юрисдикцией Московского патриархата. Какая «подлость»! Наверное, москали «специально покупали высшее украинское духовенство» с целью лишить украинскую церковь незалежности.
А по мне сдается, что без финансовой помощи из Москвы не было бы никаких школ, академий, да и вообще на остатках просвещения на Украине можно было бы поставить крест. В подтверждение этому приведу еще одно свидетельство:
«...Густынского монастыря чорной поп Пафнутей сказал, что де в нынешнем во 146-м году в великой пост писал де из Луцка князь Коширской, воевода волынской, к лубенскому епискупу Исайю в Полесья, а епискуп Исайя писал до Лубенского Преображенского монастыря и до Густынского их монастыря к игуменом и к братьи, что де одноконечно король польской и паны радные и ляцкие арцыбискупы приговорили на сойме, что в их Польской и в Литовской земли православной хрестьянской вере не быть, и хрестьянские церкви поломать, и книги руские вывесть». Это из донесения путивльского воеводы Никифора Юрьевича Плещеева от 5 июня 1638 года.
Развитие культуры и образования невозможны без государственной поддержки. А какой расцвет культуры и просвещения мог быть в те годы на Украине, если политика польских властей была направлена на искоренение русской церкви и русских книг? И потом мы удивляемся, куда летописи делись? А вот туда и делись. Почитайте внимательно донесение попа Пафнутия. Изымались все книги из монастырей поляками по мере возможностей. И весьма успешно.
Но это не мешало и не мешает кое-кому по сей день обвинять Москву, что она ограбила все украинские монастыри и вывезла все рукописи. Впрочем, чего от них, полуполяков еще ждать приходиться? Только очередных подтасовок!
И все-таки, господа свидомые, вы бы определились. Учитывая вновь открывшиеся и приведенные мною обстоятельства, следует признать, что если Украина – Европа, то и Россия тоже, а лучше было бы вам набраться мужества и сознаться самим себе, что Украина, по сути, такая же Азии, с невысокой культурой и поголовным пьянством, как и в нелюбимой вами России.
Вот теперь все. С приветом из Страны Моксель