Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 285
Авторов: 0
Гостей: 285
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Блеск и нищета Галицких королей. Часть Первая. Даниил Романович. (Очерк)

Имя Галицко-Волынского князя Даниила Романовича всегда было в особой чести у украинских националистов.  Еще бы, ему приписывалось основание могучей Галицко-Волынской Державы, “правопреемницы Древнего Киева”.

А когда ”Именем России” в результате опроса стал Александр Невский, то панегирики в адрес Даниила Романовича только усилились.  Его стали всячески противопоставлять Александру Ярославичу,  вешая на последнего всех собак,  начиная от “превращения” Невской битвы и Ледового побоища в незначительные боестолкновения, и кончая обвинениями в союзе с монголо-татарами, и наведением на Владимирское княжество карательной Неврюевой рати с целью завладения Великокняжеским престолом. И ладно бы только при этом одному Невскому досталось. Облили помоями всех его потомков из Московской династии с далеко идущей целью показать, что все отцы основатели Московского княжества и Русского централизованного государства были подонками рода человеческого, а от государства, основанного такими историческими персонажами, ничего хорошего ждать не приходится.  Таким образом очерняют Россию вообще и Россию сегодняшнюю в частности.

Александру Невскому и его потомкам противопоставляются благородный Даниил Романович и его потомки, настоящие “организаторы”  борьбы с монголо-татарскими завоевателями и устроители Великой (по Грушевскому) Галицко-Волынской Державы.

Я не буду сейчас обсуждать Александра Невского и его потомков. За них все сказала история. Какими бы они не были,  они смогли создать Великое государство от Балтики до Тихого океана, входящее и входившее в число главных мировых держав.

Мне хочется остановиться на Данииле Галицком и его ближайших родственниках, сорвать позолоту с благоговейной картинки, которую нам не перестают рисовать в последнее время.

Даниил Романович принадлежал к старшей ветви Мономашичей (потомков Владимира Мономаха), осевших на Волыни. И Галицким князем он стал только на пятом десятке своей жизни, в 1243 году, одержав в союзе с половцами победу в Ярославском сражении над объединенным Черниговско-польско-венгерским войском,  поставив точку в длившейся почти 40 лет войне между Черниговскими и Волынскими князьями за Галицию. Самое смешное заключается в том, что при СССР Ярославское сражение ставилось в один ряд с Ледовым побоищем.  Если Александр Невский побил немецких захватчиков, то Даниил Галицкий, оказывается, разгромил польско-венгерских интервентов. При этом участие Черниговских полков на стороне “интервентов”, как и союз Даниила с половцами, всячески замалчивались. Ну использовалась такая методика во времена СССР, когда вроде бы и правду нам говорили, но все время что-то недоговаривали.  И вот, времена изменились, а методика осталась. В отношении Даниила Романовича. Ибо про Александра Ярославича Невского уже сказали все что можно, и даже более того, приписали многое из того, чего не было. Но это не есть цель моего рассказа. Я не собираюсь ничего из приписываемого Невскому опровергать, а вот сказать всю правду про Даниила Романовича надо. Еще как надо.

Даниила Галицкого нам рисуют эдаким благородным рыцарем, решительно сражавшимся с монголо-татарами и всячески противившемуся установлению монголо-татарского ига. В действительности, с монголами он сражался только один раз, в битве на Калке, откуда он по выражению летописца “повернул коня” или, попросту говоря, спасся бегством. Откровенно говоря, почти все тогда “повернули коня” и упрекать за это одного Даниила было бы неправильным.  Но дальше произошло следующее. Достигнув вместе со своим тестем Мстиславом Удалым Днепра и благополучно переправившись на его правый берег, Мстислав с Даниилом уничтожили все лодки, бросив на произвол судьбы бегущих вслед за ними. Никто не считал, сколько человек порубили монголы на берегу, а сколько утонуло в Днепре. И гибель этих людей на совести Мстислава и Даниила.

Сегодня этот факт не оспаривается, но, стремясь обелить Даниила Романовича, приказ уничтожить плавсредства приписывают Мстиславу Удалому. Он де мол был старший князь. Да к тому же из Смоленской ветви Мономашичей….Спорить с этими людьми бесполезно. Кто умеет думать, все сам поймет правильно.

            Монголы Субудая ушли, и четырнадцать лет о них ничего не было слышно. До 1237 года, когда орды Батыя напали на Восточную Европу. Восточно-европейские правители оказали отчаянное сопротивление. В историю вошел гордый ответ Рязанских князей на ультиматум Батыя “когда нас не будет, все будет ваше”.  Рязанские князья погибли, город Рязань на старом месте уже не возродился. Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович дал монголам два сражения в поле, при Коломне и на реке Сить. Мстислав Глебович Черниговский дал по выражению летописца “лютый бой” под Черниговым.  Поляки собрали войско и дали сражение Батыю при Легнице, венгерский король при реке Байо.  Исход всех этих сражений был одинаков,  во всех сражениях брали верх монголы, причем с полным разгромом неприятеля. Только в 1242 году в Чехии при Оломоуце монголы потерпели первое поражение.

А что же Галицко-Волынские князья?  А ничего! Даниил Романович и его брат Василько бежали при приближении Батыя, бросив свои города на произвол судьбы! Факт, который оспорить невозможно. Но адвокаты Даниила не растерялись и на сей раз. Согласно летописи Даниил накануне вторжения ездил в Венгрию, где пытался женить своего сына Льва на венгерской принцессе. Династические браки в то (и не только в то) время были способом заключения военного союза, к чему Даниил и стремился, но коварные венгры отказали. А когда он с малой дружиной возвращался назад, ему навстречу повалили толпы беженцев, и Даниил понял, что войско ему уже не собрать. Отмазка казалось бы убедительная, но только для тех, кто не знает, какую тактику применяли русские князья при вторжениях. Дело в том, что когда внезапно нападал враг, и не было времени собрать сильное войско, то поступали следующим образом.  Один из князей правящего княжеского клана садился в осаду в стольном городе, а другой вне города либо собирал войско, либо искал союзников. Так, к примеру поступил Юрий Рязанский. При нападении Батыя он сел в Рязани в осаду, а братьев Ингваря и Романа послал за помощью в Чернигов и Владимир соответственно.

Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович после поражения под Коломной уехал собирать новой войско в Ярославль, оставив во Владимире в осаде сыновей. Аналогично поступили и Черниговские князья. Но только не Волынские. Те драпанули оба. И Даниил Романович, и Василько Романович. Вполне логично было бы предположить, что Даниил пытался поступить так же. Оставил “на хозяйстве” брата, а сам поехал за помощью к венграм. Но брат подкачал…. Струсил. Может быть, в этом есть доля истины, но вот только последующие события показали, что Василько Романович был посмелее брата.

Но, так или иначе, братья Романовичи драпанули и вернулись на родину уже после ухода Батыя.  На родине, по видимому, знали цену своим князьям. Жители Дорогичина, одного из немногих уцелевших городов (он не находился на маршруте Батыя) не открыли Даниилу ворота….  Факт, который говорит о многом.

            Дальше Волынские князья пришли в себя. Батый прошел, и о нем некоторое время не было слышно. Возобновились междуусобные войны. Даже в таких условиях Черниговские и Волынские князья не смогли замириться и объединиться. Спор за Галич окончился победой Даниила и Василька в Ярославском сражении. А точнее победой Василька, Даниил по его ходу даже в плен умудрился попасть.

Но победой Даниил наслаждался недолго. Приехал посол от Батыя: ”Дай Галич!” Пришлось ехать в орду на поклон за ярлыком на княжение, как и всем, впрочем, русским князьям. И Ярослав Всеволодович из Владимира поехал, и Михаил Черниговский. Вот только ни тот, ни другой обратно не вернулись. Второго убили в ставке Батыя, а первого отравили аж в Монголии. Даниила же пронесло. Унизился, как и все князья. Но свое получил. Вместе с высоким званием ханского подручника ярлык на Галич. И видимо проявил большие дипломатические способности. Почему то Батый проникся прямо таки животной ненавистью к Черниговским князьям – главным соперникам Волынских в борьбе за Галич. И вслед за убийством Михаила Черниговского монгольские князьки еще несколько набегов на Северскую землю совершили.  Да так разорили ее, что Роман Михайлович столицу в Брянск перенес. Кому как не Даниилу был выгоден полный разгром Черниговского княжества?  Прямых доказательств этому нет, как, впрочем, и тому, что в 1252 году Александр Невский навел на Владимирское княжество Неврюя. Но Александру уже ярлык негодяя навесили. А чем Даниил лучше? В борьбе за власть все средства хороши.  И подобное предположение имеет не меньшее право на существование, чем то, что приписывают Александру Невскому.

            Положение Батыева подручника тяготило Даниила. Не за это он боролся. За самостийную Галицко-Волынскую державу! Так по крайней мере нам внушают ! Вошел в контакт с папой, пообещал унию и подчинение папскому престолу в обмен за помощь. Папа Иннокентий вскоре умер и вся помощь свелась к королевскому титулу. Даниил короновался в Дрогичине на Буге, хотя это не прибавило ему войск.

Но восстание против монголов готовить стал.  Подбил на это дело своего зятя, Андрея Ярославича Владимирского, но, как опять же нам внушают, все дело испортил Александр Невский, который якобы ”стуканул” Батыю на брата, и тот послал на подавление мятежа Неврюеву рать в 1252 году. Андрей вышел в поле, дал бой, был разбит, и бежал в Швецию.

Честно говоря, я не понимаю, о каком общерусском восстании против монголов вообще можно говорить. В 1223 на Калке они с легкостью, приводящей в изумление, разбили объединенное войско Южнорусских князей. А тут, в условиях полного военного разгрома, да еще при отсутствии всякой возможности провести мобилизацию и объединить силы, о восстании мог говорить либо безумец, либо негодяй. И если Даниил действительно подбил зятя Андрея на выступление, то сделал это исключительно с корыстной целью, чтобы отвлечь монголов от себя любимого. Вот и думайте после этого. Я думаю, что не готовил Даниил никакого восстания, понимая его безнадежность.

            Хотя восстание Даниилу все-таки приписывают. И не только восстание, но даже победу над Куремсой – наместником Батыя в Среднем Приднепровье,  которое тогда непосредственно входило в Золотую Орду. На самом деле, никаких битв у Даниила с Куремсой не было. Был, как сейчас модно говорить, хозяйственный спор, кому должна подчиняться Болоховская земля, Куремсе, или Даниилу.  В Болоховской земле были свои князья, не Рюриковичи, и с появлением монголов те решили поменять сюзерена с Даниила на Куремсу. Даниилу это не понравилось, он послал войска, которым удалось потеснить Болоховских князей и поддерживающих их монгольские отряды, но не более того.

В 1259 году на границах Волыни появился с большим войском Бурундай, второй по значимости после Субудая монгольский полководец. А тому было достаточно только один раз рявкнуть, чтобы призвать Даниила к покорности.

И тут Даниил проявил себя «подобающим» образом. Вместо себя послал на разборки с Бурундаем брата Василька, а сам скрылся в Польше. Брат поехал. Бурундай приказал разрушить укрепления  Волынских и Галицких городов, а рвы распахать, что и было исполнено. Стены Владимира-Волынского горели несколько дней. А затем в назидание Бурундай приказал идти войной на литовского князя Миндовга, с которым Даниил и Василько дружили. Показал, кто в Галичине хозяин. Василько разорил всю Нальшанскую землю, взял богатые трофеи, которые Бурундай, смеясь, цинично отобрал. Таким образом и сложилась система подчинения Волынско-Галицких князей Орде. По приказу Золотоордынских ханов они были вынуждены ходить в грабительские походы против Литвы, Польши и Венгрии, добывать добычу для ордынцев. Тут география сказалась и нестандартный подход, который применяли монголы к покоренным народам. Еще при Бурундае Василько Романович ходил на поляков. В 1262 году Василько снова ходил по приказу хана на литовцев.

Ну а Даниил Романович тихо доживал свой век в своей новой столице Холме, подальше от монголов и вскоре скончался, так и не реализовав свою мечту о могучей Галицко-Волынской державе. После себя он оставил вассальный монголам улус, постоянно тревожащий соседей грабительскими набегами и ничего кроме ненависти у них не вызывающий.

Перечислю только некоторые походы, которые совершил по ханским приказам его племянник Владимир Василькович. 1262 – набег на Литву, 1268 – набег на польскую Бялу, 1277 – еще один набег на Литву, 1280 – поход на Сандомир, 1282 – поход в Венгрию. 1283 -1283 – поход в Польшу. .

Конечно, Даниилу и его потомкам не повезло. Чисто географически. Находясь под «крышей» Золотой Орды во враждебном окружении его государство было изначально обречено. В отличие от Александра Невского и его потомков, у которых долгое время до укрепления ВКЛ кроме Золотой Орды военных противников практически не было и была возможность накопить силы и со  временем сбросить ханское ярмо.

© Пармен Посохов, 25.04.2010 в 12:28
Свидетельство о публикации № 25042010122842-00162633
Читателей произведения за все время — 121, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют