В основе своего наступления они поставили лингвистическое сходство и спекуляции на тему насильственной русификации и ущемления мовы. Но достаточно ли для национальной самоидентификации одного лингвистического сходства, да и так ли велико это сходство? Хотелось бы поставить это под сомнение.
Приведу выводы встречи экспертов ЮНЕСКО по дальнейшему изучению прав народов (Париж, февраль 1990 г.):
«Народ в смысле народа, обладающего правами в соответствии с международным правом, включая право на самоопределение, есть группа человеческих индивидуумов, которая должна соответствовать следующим характеристикам:
а) общая историческая традиция;
б) расовая или этническая идентичность;
в) культурная гомогенность;
г) лингвистическое единство;
д) религиозное или идеологическое родство;
е) территориальная связь;
ж) общая экономическая жизнь;»
Очень хочется детально разобрать каждый пункт.
Начну с конца, потому что это самые простые пункты. И очевидные.
e) территориальная связь. Несомненно она имеется. Но она имеется и с Польшей, Венгрией, Румынией, Белоруссией и даже Россией. Но никому не придет в голову ставить знак равенства между украинцами и волохами или украинцами и мадьярами. Обычное пограничное соседство. Галиция под него, несомненно, попадает, как сосед Малороссии, не более того.
Ж) общая экономическая жизнь. Достаточно спорный пункт. Кооперация украинских предприятий с российскими например на несколько порядков выше, да и какая экономика в Галиции осталось то? Большая часть активного населения на заработках в Португалии.
И если разверзнется земля, и Галиция вдруг исчезнет, экономически Украина этого и не заметит, если не считать облегчения для бюджета, ввиду исчезнувшей необходимости дотировать убыточный регион. И здесь все ясно.
Гораздо интереснее изучить первые пять пунктов ЮНЕСКО.
А) Никакой общей исторической традиции между Галицией и остальной Украиной нет. Галиция была присоединена, а точнее отвоевана у поляков Владимиром Святым в 981 году, а отложилась от Киевского государства в 1087 году. Итого находилась в едином государстве с другими регионами Украины всего 106 лет, если не считать конечно период Речи Посполитой между 1569 годом и 1654 годами, а также Советский период. Это еще 135 лет совместного проживания с Левобережной Украиной и плюс еще около ста пятидесяти лет с Правобережной. Итого 235 – 325 лет из тысячи. Для сравнения, с Россией и образовавшими ее княжествами Левобережная Украина вместе прожила 500 лет, а некоторые территории, Слобожанщина например, и того больше. При этом выходцы из Малороссии обладали всеми гражданскими правами и занимали высшие посты в государстве и армии. Вместе с русскими строили великую империю, простиравшуюся до Дальнего Востока.
Более того, эти столетия совместной жизни с Россией, были скреплены кровными узами, не только в понимании наличия огромного числа смешанных браков, но и кровью пролитой предками в жестоких военных столкновениях, в том числе в Великую Отечественную Войну. Ничего подобного в отношениях с галичанами не было и в помине. Галичане – замкнутый народ, крайне неохотно допускающий смешанные браки. Да и во всех военных столкновениях галичане и малороссы всегда были по разные стороны. В обеих мировых войнах например. И главное, в чем заключается самая, наверное, страшная тайна галичан - в освободительной войне под руководством Богдана Хмельницкого. Три с половиной века назад 18 - 29 июня 1651 г. под Берестечком произошла самая значительная битва Освободительной войны Украины против Польши середины XVII столетия. Где были галичане на полях битвы 2-й половины июня 1651 г.? На чьей стороне? Там же, где и в Пилявецком сражении 1648 г., в боях под Збаражем 1649 г., под Львовом 1655 г., т.е. - на стороне Варшавы (в отличие скажем от волыняков).
Это неспроста, как неспроста и то, что на Галичину с редкостным упорством в средневековье претендовали и поляки и венгры. На Волынь они почему то не покушались. Знали наверное, что это точно не их. Чего не скажешь про Галичину.
Б) Этническая идентичность? О какой идентичности можно говорить после 500 лет польского господства? Да и на польское господство можно посмотреть по другому, если взять во внимание следующие обстоятельства. Возьмем Повесть временных лет: «…По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт….Иафету же достались северные страны и западные…..В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие,…»
Стоп, что это за народ такой упомянут - галичане. Точно не Русь. После этого они куда то исчезли, до появления Владимира Святого. И ведь, заметьте, нигде в летописях не упомянуто о славянской принадлежности населения Галичины. Как и о дате ее крещения. Более того, археологический срез в Галиции совсем иной, чем на остальной территории Украины. Трипольская культура представлена слабо. Здесь был больше распространен фракийский гальштат, что дало потом основания археологам (особенно западным) говорить об отличии корней украинцев и галичан. Впоследствии историк-галичанин Омелян Огоновский утверждал, что предками галичан были готы – этот тезис в ХІХ веке давал возможность галичанам поддерживать дружеские отношения с немцами и австрийцами. Интересный факт. Когда немцы давали добро на создание дивизии Галичина, у них был аргумент расового плана. Считалось, что галичане и украинцы — две разные нации, и при этом галичане — это почти что арийцы. Эта легенда дала возможность функционировать дивизии. Факт, который галицкие кукушата усердно замалчивают.
Сегодня многие исследователи на Западе связывают происхождение галичан с кельтами. Несомненно, Волынь и Галиция когда-то испытали сильное кельтское влияние, вероятно, и население здесь, кстати, как и в Польше, представлено по большей части ославяненными кельтами. И католиками стали именно те славяне, которые по крови - больше кельты, чем славяне. Вот так. Несомненно, что в историческом плане Галичина развивалась по иным сценариям, нежели остальная территория Украины. И теперь становится понятным достоверно известное высказывание князя Даниила Романовича, боровшегося с Черниговскими князьями за Галич: "…хватит звать к себе княжить чужеземных князей…". Выходит в Чернигове для галичан жили чужеземцы. Уже тогда. А что же поменялось сейчас?
Д) Религиозное родство. Тут и комментировать особо нечего. Я не буду объяснять разницу между галицкими униатами и православными. Только призову задуматься сторонников создания единой поместной церкви на Украине, не является ли это попыткой окатоличивания всей страны под униатскими знаменами?
В) Культурная гомогенность. В основе любой культуры лежат религиозные ценности. Это уже делает невозможным культурную гомогенность Галиции и остальной Украины. Развитие Галичины в католическом русле привело к тому, что галичане отличались от украинцев одеждой, манерами, вкусами, архитектурным стилем. В Галичине почти не был представлен такой общественный слой, как казачество. Галичане иногда становились гетманами – но часть галичан в среде казацкой старшины всегда была ничтожно малой. Исключения вроде Сагайдачного только подтверждали общее правило. В ментальном плане галичане и украинцы тоже отличаются целым рядом черт. Соседство с германским миром породило у галичан склонность к формализации общественных отношений, к порядку и четкости. У Галичан нет былин. Дети Карпат, они слушали другие сказки, сказки Верховины, которые не имеют ничего общего с былинами, а ведь именно былины эпизодически описывают реальные события Киевской Руси.
Вывод напрашивается сам собой. Галичане не малороссы и никогда ими не были. Некоторое лингвистическое сходство, которое галицкие кукушата выдают за сохранение ими истинного украинского языка – это все что они могут предъявить. Именно некоторое, при разнице в словарном запасе более 30%. Здесь слово за лингвистами.
И я бы порекомендовал галицким пропагандистам поменьше лить грязи на царский и советский режимы. Которые для обоснования своих имперских претензий на Галичину, записали их в близкородственный народ русского происхождения. Не было бы этой глупости, и не было бы у галицких кукушат сейчас никаких шансов.