- Мам, что такое аффрикат? – спрашивает ребёнок.
- Нуу… Это такая...такое сочетание звуков… когда…
Ликование гордого родителя гасит любые попытки вспомнить формулировку и перевести её на усвояемый язык, элементы которого сопоставимы с такими универсальными образчиками, как «прикольно» и «классно»… Надо сказать, периодически дети приводят меня в крайнее умиление, спрашивая то о значении слова «конвергенция», то вдруг попросят объяснить, что такое «саггиттальный»… Я уже сомневаюсь, помню ли сама, в чём отличие щелевого звука от смычного, пытаюсь это выяснить при помощи подручных, а вернее, подгубных средств, производя чудаковатые движения губами и языком, шипя и цокая – при этом вращаю глазами, шаря в собственном мозгу…
– Понимаешь, это когда два звука как бы срастаются, как бы…
Мне ужасно хочется объяснить ребёнку, что же такое щелевой, а что фрикативный звук, сравнения и образы отвергаются мною один за другим как не прошедшие кастинг прыщавые абициозные девы; на долю секунды я останавливаюсь у пещеры со взрывами, но и эта картина летит в печку.
Я на коне, я воодушевлена...
«Не зря, не зря я училась, ночей не спала, проводя их с Бодуэном де Куртене и прочими Реформацкими! - восклицаю я в нарциссическом порыве, - Кто, как не я, сможет грамотно объяснить дитяти, что же представляет собой этот коварный взрывной».
Я вдохновенно, употребив весь талант, данный мне Богом, обрисовываю смычки и щели, уподобляя язык, губы, и нёбо - то горам, то пещерам. Вот зубы-богатыри выступают армией царя – звука «С», на них идут воины «Т»…
Вот оно, время «Ч», - по ходу пьесы я ещё и поясняю ребёнку смысл каламбура. Небольшой экскурс грозит вылиться в средних размеров лекцию, но я довольна собой, я торжествую – всё-таки не каждая мать способна с таким блеском расставить все точки над i, вернее, развесить все хвосты под «ц»… В океан моего филологического гения спрут тщеславия запускает - одно за другим - свои щупальца…
Осталось только узнать, откуда же мой сын проведал об аффрикатах – я задаю вопрос в надежде услышать, что он открывал один из запылённых фолиантов на книжной полке.
- Аа… - говорит он, - Да эт по телеку мужик какой-то вчера пел: «Он вам не старый баркас, аффрикат с парусами…»