В самом центре города, на площади, выложенной обтёсанным булыжником, стоял дворец Короля. Детей у Короля не было и всю свою жизнь он посвятил развитию своего города. Король был очень умный и он полагал, что каждый должен заниматься тем делом, которое ему по душе, и только тогда он достигнет мастерства. А мастерство порой делает настоящие чудеса...
1. Часовщик
В правом крыле королевского дворца была часовая башня. Большие красивые часы минута за минутой вели точный отсчёт времени. Как пульсирует сердце в груди, так мерно стучал механизм, изготовленный Часовщиком. Шестерёнка цеплялась за шестерёнку, приводя в движение пружины и переводя стрелки на очередное деление.
Каждое утро ровно в семь часов, когда люди должны были вставать на работу, Часовщик поднимался по узкой винтовой лестнице, вставлял резной ключ в замочную скважину часов и заводил пружину. Медный колокол на башне бил семь раз, люди просыпались бодрые, отдохнувшие и шли по своим делам. Когда же солнце пряталось за крыши домов и ночная тень укутывала город, часы на башне, казалось, замедляли свой ход, а вместе с часами уставали люди, засыпали в своих кроватях.
Однажды зимним утром Часовщик, как обычно, спешил к башне, но поскользнулся на льдинке, упал и больно ушибся. И никто в этот день не завёл механизм. И остановились городские часы. И смолчал колокол на башне. И не встали из своих постелей люди, а продолжали спать. И только колючий морозный ветер хозяйничал на безлюдной площади.
- О, горе мне! - запричитал Часовщик, - Из-за меня весь город может и не проснуться вовсе!
Кое-как он поднялся на ноги и, опираясь на палку, доковылял до башни. Превозмогая боль, он смог подняться на самый верх и завести механизм.
И в тот же миг...
Бом! - ударил колокол, Бом! - ветер разносил звон по домам, Бом! - проснулись жители города, Бом! - проснулся Король в своём дворце, Бом! - выглянуло солнце, Бом! - ожил город, Бом! - заспешили люди на работу.
Из булочной запахло свежим хлебом, из кузницы раздались звонкие удары по наковальне, а на городскую площадь въехал цирковой вагончик. Часовщик глубоко вздохнул, вытер пот со лба и стал медленно спускаться вниз.
- Сегодня же возьму себе способного мальчика в ученики, - думал он, - вдруг опять со мной что-то случится - некому будет часы завести.
Апрель 2010
2. Столяр
Циркачи приезжали в город всего четыре раза в год на время ярмарки. Их разноцветный шатёр украшал собой лучшее место на площади. С каким нетерпением ребятня ждала приезда циркачей! Как блестели детские глазки, когда под звуки дудочек менестрели проходили через главные ворота! За неделю до этого дети начинали себя хорошо вести, ещё больше помогали родителям, чтобы заслужить несколько дополнительных монет и попасть на цирковое представление.
Сынишка Столяра решил быть послушным за десять дней до ярмарки. С самого утра и до позднего вечера он стоял у верстака, подготавливая отцу необходимые бруски, обтёсывая и обтачивая их. Столяр, конечно, понимал с чем связано такое прилежание сына, но только хитро улыбался в усы.
И вот настал день представления. Мальчик не находил себе места! Он даже без напоминания помылся с мылом и причесался.
Пройдя по шумной улице, миновав винный погреб и книжную лавку, Столяр с сыном вышли на площадь, где уже собралось довольно много народа. Полог циркового шатра распахнулся, и горожане поспешили внутрь.
Под звуки музыки на усыпанной пахучими опилками арене появился жонглёр. Он подбрасывал кверху ярко раскрашенные шары — сначала три, потом пять, а потом аж девять шаров! - и ловко ловил их. Все зрители громко хлопали, а сын Столяра аплодировал громче всех. Затем артист стал жонглировать ножом, серпом и топором, и снова собравшиеся наградили его овациями.
А после него выступали клоуны, и девочка-гимнастка на шаре, и дрессированные собачки, и даже заклинатель змей. И всякий раз сын Столяра радостно хлопал и кричал, наслаждаясь представлением.
Но самое большое впечатление на мальчика произвёл фокусник, одетый в залатанный запылившийся восточный халат и с чалмою на голове. Факир доставал из широкого рукава кролика, изо рта у него появлялись куриные яйца, а из-за уха мальчугана в первом ряду маг достал серебряную монетку.
Сын Столяра в восхищении смотрел на него, не отрывая глаз. А потом всю дорогу к дому говорил отцу о настоящих чудесах, которые проделывал "восточный волшебник". Столяр слушал мальчика и только время от времени кивал головой.
Дойдя до дома, мальчик скорее побежал рассказывать матери об уведенном. А Столяр направился в свою мастерскую. Там он стал к верстаку, взял деревянный брусок, прочно закрепил его, а затем с помощью инструментов стал придавать бруску нужную форму. Вот уже из бесформенного куска дерева появилась головка с клювом, затем тело, лапки и, наконец, крылья. Едва Столяр снял с получившегося воробушка последнюю стружку, как тот взмахнул крылышками, оттолкнулся лапками от стола и выпорхнул в окно.
Столяр помахал птичке на прощанье рукой и вернулся в дом.
Его сын спал, улыбаясь. И снился мальчику незнакомый ему человек в старом халате, творящий чудеса.
Апрель 2010
3. Аптекарь
По широкой улице, ведущей от главных ворот к городской площади, ощупывая перед собой дорогу палкой, не спеша двигался старик. Каждый раз, доходя до очередного дома, он останавливался и принюхивался. Из столярной мастерской ему защекотал в носу тёплый запах свежей стружки. Из винного погреба разжигала аппетит кислинка забродившего вина, а из книжной лавки дурманила смесь запаха старины с запахом краски.
Постукивая палкой по гулкой мостовой, старик пересёк площадь под аромат корицы и ванильной сдобы, доносящийся из дома пекаря, затем вдохнул резких запах из сырной лавки и, наконец, вошёл в дом, где, казалось, собрали цветы и травы со всех полей мира. Запахи толкались у носа старика, перебивая и растворяя друг друга. Приятная лёгкая нота мяты смешивалась с отталкивающим запахом боярышника, а освежающий вкус мелиссы тонул в эфире гвоздичного масла.
Услыхав, что у него посетитель, из своей лаборатории вышел Аптекарь. Он внимательно посмотрел на гостя, а затем спросил:
- Скажи мне, мил человек, давно ли ты потерял зрение?
- Да, тому уже года два будет, - отвечал тот.
- Пойдём со мной, - предложил Аптекарь.
Он провёл старика к себе и усадил в глубокое кресло.
- Не бойся ничего, - говорил Аптекарь, - Я помогу тебе. Сначала будет прохладно, потом тепло, а под конец будет немного жечь. Но ты потерпи.
Аптекарь смешал необходимые травы и масла, окунул в получившийся раствор кусок ткани, а затем приложил компресс старику на глаза. Всё, как и говорил Аптекарь: сперва старик ощутил приятную прохладу, сменившуюся теплом. Потом, будто перечный порошок попал в глаза, острая боль, но и она очень скоро утихла. И только слёзы скатились у старика по щекам.
- Сними эту повязку, когда будешь на улице, - посоветовал Аптекарь, проводив посетителя.
Старик вышел за дверь и снял ткань с глаз. Солнечный луч разрезал пелену дымчатого тумана.
Старик медленно шёл по широкой улице к главным воротам и смотрел по сторонам: вот она, сырная лавка с кремовыми и янтарными головками сыра; а вот и дом пекаря, украшенный витыми калачами и хрустящим белым хлебом с зёрнышками; вот городская площадь с королевским дворцом и красивыми часами на башне; вот лавка, где продают замечательные книги с яркими иллюстрациями; дальше погреб с рубиновыми и искристыми винами; и мастерская столяра, где выставлены чудесной работы столы и стулья.
Старик шёл и видел новый для него, цветной город.
А Аптекарь, как ни в чём ни бывало, смешивал масла у себя в лаборатории.
Апрель 2010
4. Фонарщик
По мере того, как садилось солнце, менялись краски на улицах города. Серые булыжники мостовой принимали коричневый оттенок, светлая побелка стен домов становилась цвета старой мешковины, а красная черепица крыш превращалась в бурую.
Сумерки — самое время для Фонарщика. С факелом в одной руке и с лестницей в другой, он двигался вдоль темнеющих улиц. Горожане, уставшие от дневной суматохи, расходились по домам, стараясь успеть до наступления темноты.
Фонарщик ненадолго задерживался у фонаря — с проворством кошки он взбирался по лестнице и зажигал масляный фитиль в стеклянной лампе. И фонарь, словно ожив, освещал улицу мягким ванильным цветом.
Юноша с девушкой стояли, держась за руки у мерцающего фонаря. Они смотрели друг на друга и не могли насмотреться, не могли оторвать взгляд. Не в силах разжать пальцы, словно боялись потеряться навсегда в наступившей ночной пустоте.
Влюблённые, казалось, не замечали ничего, что происходило вокруг них.
- Нам пора по домам, - со слезами шептала девушка.
- Ещё пять минут, - уговаривал её юноша.
И они стояли обнявшись, и только часы на башне в полной тишине напоминали им о времени: тик-так, тик-так.
Фонарщик не спешил подойти к влюблённым. Но увидев слезинку на щеке девушки, блеснувшую в слабом свете фонаря, не удержался.
Ни слова не говоря, Фонарщик подставил лестницу, открыл стеклянную дверцу светильника и поднёс свой факел. В то же мгновение огонь в лампе стал необычайно ярким, окрашиваясь то в солнечно-оранжевый, то в небесно-голубой цвет, и нечто похожее на большой купол накрыло влюблённую пару. Снаружи купола царила ночная темнота, а внутри, как в июньский полдень, ярко светило солнце на синем безоблачном небе.
- Это новый день, созданный вашей любовью, - сказал Фонарщик влюблённым, - Пока горит фонарь - это только ваш мир. Счастья вам.
И не оглядываясь пошёл вдоль улицы, тихо насвистывая себе под нос какую-то весёлую мелодию.
23.апреля 2010
продолжение следует...