А Б Р И К О С О В А Я Р О Щ А
Студенческие годы воистину золотые. Ты не настолько юн, чтобы быть школьником и постоянно находиться под опекой родителей, но и не так уж взрослый, который обременен семьей, работой и множеством других проблем. А начинаются они с короткого периода, когда молодой человек становится абитуриентом и сдает вступительные экзамены в учебное заведение после окончания школы. В это время они могут завести знакомство между собой, которое постепенно перерастает в дружбу и растягивается не только на весь студенческий период, но иногда и дальше, на всю оставшуюся жизнь, переходя в качественно другое. Какие силы сводят людей вместе – толком неизвестно. Одни говорят Высшие, другие ссылаются на расположение звезд и т. д., вариантов много. Также нет окончательной ясности в том, почему одни нормальные люди дружат только между собой и совсем не общаются с другими не менее нормальными. И все же важно, что крепкие, человеческие отношения существуют, а причины дело второстепенное.
Так уж получилось, что к одиноко стоящему молодому человеку с густой, волнообразно- черной шевелюрой робко подошел такого же возраста шатен и тихим голосом спросил:
- Ты здесь один?
- Да, - коротко ответил незнакомец.
- Я тоже. Волнуешься?
- Очень.
- И мне не по себе. Кстати, меня зовут Вова, - и он протянул руку.
- То есть, Владимир?
- Можно просто Вова.
- Нет, так нельзя.
- Почему?
- Потому что звучат они по-разному и как бы разные. Когда сокращают имена, мне кажется, что их уродуют. Если ты не возражаешь, то я буду называть тебя Владимиром, а ко мне обращайся только как Александр, но не как Саша. Хорошо? – и Александр протянул ему руку.
- Ладно, - немного удивившись, Владимир пожал ее.
За этой нехитрой беседой они не заметили, как рядом с ними оказалась, видать тоже абитуриентка, симпатичная блондинка. Она с большими широко открытыми голубыми глазами, в которых откровенно просматривался испуг, озиралась по сторонам. Увидев ее, ребята сразу поняли состояние девушки – сами ненамного отличались от нее. Они переглянулись между собой и почти одновременно направились к ней, отчего она чуть не вжалась в стенку. Подойдя к ней на расстоянии вытянутой руки, они чуть ли не ввергли ее в ужас и поэтому поторопились максимально вежливо поздороваться.
- Здравствуйте!
- Здравствуйте! – ответили она, быстро переводя глаз с одного молодого человека на другого.
- Вы тоже поступаете или за кого-то волнуетесь? – напустив на себя безобидный вид, с широкой улыбкой спросил Владимир.
- Я здесь одна, никого не знаю и поступаю сама.
- А почему одна? – решил подать голос и Александр.
- Родители пожилые и больные, никак не могли поехать со мной, а живем мы далеко отсюда, в сельской местности, и почти всегда одни сами по себе.
- Я тоже из села! – обрадовано воскликнул Владимир. – Только недалеко от города.
- И я из села, но находится далеко отсюда, в горах! – произнес Александр.
На мгновение воцарилась тишина. Девушка теперь уже с заметно меньшим страхом, но с некоторым интересом рассматривала своих неожиданных коллег-абитуриентов. Молчание прервал Владимир.
- Ой, мы даже не представились! Меня зовут Владимир, а его Александр.
- А меня Наташа.
- Не Наташа, а Наталья. Мы уже между собой решили не сокращать имена и не подбирать их варианты. Вот поэтому и представились не как Вова и Саша,- пояснил Александр.
- Я поняла,- смиренно произнесла Наталья и в первый раз с момента их беседы опустила глаза.
- Послушайте, у меня есть идея! – воскликнул Владимир.
- Всего лишь одна? – не без иронии спросил Александр.
- Для начала и одной хватит, а в будущем посмотрим, - не обратил внимания на его тон Владимир. – Вот скажите, сколько получится, если единицу разделить на единицу и единицу разделить на три?
- Твоя идея заключается в том, чтобы научить нас простым арифметическим действиям? – с насмешкой спросил Александр. – В таком случае, чтобы ты зря в дальнейшем не старался, скажу, что в первом варианте получится е - ди – ни - ца, а во втором ноль целых три десятых с долями.
- Вот именно! Идея заключается в том, что, если мы объединимся и станем друзьями, то будущие неприятности можно разделить на троих и каждому достанется намного меньше, чем одиночке. Что скажете?
- Что у тебя здоровый рациональный крестьянский ум и глупо идти против него. Я согласен! – обрадовано сказал Александр.
- Вы серьезно? – не поверила своим ушам Наталья, не рассчитывавшая в большом городе так быстро найти друзей и не остаться один на один со своими предстоящими проблемами.
- Я сейчас сама серьезность! – торжественно произнес Владимир и вытянулся в струнку.
- Есть вещи, с которыми не шутят, - спокойно, но твердо, отчеканил Александр, пристально заглядывая в глаза девушки.
- Тогда и я согласна! – обрадовано воскликнула она. – И как скрепим наш союз? Обычным тройным рукопожатием?
- Не возражаю! Хватит с меня идей, - быстро согласился Владимир.
- А я против такого скрепления нашей дружбы. Она возникла неожиданно и почти мгновенно, так пусть будет оригинальной и со смыслом.
- Так, так, а ну-ка выкладывай свою оригинальность со смыслом. Можешь не сомневаться, что мы с большим интересом выслушаем тебя и с еще большим любопытством посмотрим на нее,- бросил на новоявленного друга ироничный взгляд Владимир.
- Пожалуйста! При каждой нашей встрече Наталья первой, в отличие от принятого этикета, протягивает руку и держит в вертикальном положении ладонь, а мы с двух сторон прикладываем к ней свои. – Александр шумно вздохнул и продолжил. – Такой способ здороваться оригинален, но с другой стороны означает, что мы всегда будем стоять друг за друга стеной. И потом, как известно, тройная стена крепче одинарной. А теперь выкладывайте свои мнения.
- Не дождешься, ибо все логично! – с энтузиазмом воскликнул Володя и посмотрел в сторону Натальи.
Девушка медленно подняла руку, а ребята осторожно с двух сторон обложили ее ладонь своими. Обилие тепла, исходящее от них, вызвала у нее такое чувство эйфории, что она воскликнула:
- Ребята, я так счастлива, что познакомилась с вами!
- И мы тоже, только не забудь поделиться счастьем с нами и чтоб каждому честно достались по одной трети,- подмигнул ей Александр.
- Я всегда готова делиться с вами! – Наталья сияла от охватившего ее чувства.
- Небольшое уточнение! Это горе, проблемы делятся, а счастье отличается от них и каждому достается сполна, - внес ясность Владимир.
- Тогда тем более! – с не меньшей радостью воскликнула девушка.
Ребята галантно подхватили ее под руки и бодро зашагали к входу в здание учебного заведения…
За те пять лет, что они учились, постоянно держались вместе, хотя охотно общались и с другими студентами. За разные цвета волос и совместное появление повсюду сокурсники прозвали их «цветноголовое трио». Ребят это прозвище не огорчало, а радовало, оно как - бы подтверждало их дружбу. Расставались ненадолго во время каникул. По возвращении Александр всегда привозил собой золотистые ароматные абрикосы. Он постоянно с каким-то отрешенным взглядом и нежностью рассказывал о том, какая красивая абрикосовая роща раскинулась на склоне горы неподалеку от дома родителей. Как в детстве днями пропадал в ней и весной мог без конца наблюдать за постепенным распусканием абрикосовых лепестков, упиваться их ароматом, любоваться кружением вокруг них пчел и т. д. Друзья слушали затаив дыхание. Поскольку Александр говорил весьма вдохновенно и живописно, то они без особого труда представляли себе красоты тех мест.
Быстро пролетели годы учебы. На последнем курсе началась какая-то эпидемия замужеств и женитьб среди студентов, будто потом у них не окажется возможности. Этот «вирус» поразил и «цветноголовое трио». Каждый из них с легкостью отдал бы жизнь за другого, но сделать выбор по такому вопросу было выше его сил. Тем не менее, и они это прекрасно понимали, выбирать надо было, так продолжаться не могло, и первый шаг должен был сделать самый, самый из них.
Если Наталья и Владимир были в числе лучших студентов, то вдумчивый и жадный до знаний Александр стал одним из немногих, которые котировались как лучший из лучших. Первые двое определились с работой в городе в одной организации, в то время как последний вроде бы и не стремился ее искать. Друзья с нетерпением ждали его к себе и неоднократно ему об этом напоминали. Наконец, он обратился к ним:
- Хотите узнать место моей будущей работы?
- Конечно! – обрадовались они, надеясь, что где-то рядом в соседнем отделе.
- Тогда собирайтесь и не задавайте вопросов, пока я вам не разрешу.
- Хорошо, - согласились они в надежде на приятный сюрприз.
Когда рано утром они прибыли на автовокзал, то немного заволновались. Их тревога усилилась, заметив, что выехали далеко за пределы города и направляются в сторону гор. Дорога была долгой. Вот автобус завернул в какое-то село и остановился. Александр повернулся к друзьям:
- Идите за мной и старайтесь не отставать.
И он пошел в гору сквозь абрикосовую рощу. На лицах Владимира и Натальи был ужас, но они шли молча. Вот и закончился склон, перед ними открылась небольшая ровная площадка, а в конце прямо в скале была заделана дверь. Александр подошел к ней, открыл и жестом пригласил друзей войти. Внутри оказалось очень уютно и даже по-современному: оргтехника, много стеллажей с книгами, кровать и другие бытовые предметы. Когда друзья все осмотрели, Александр вышел из помещения, а вслед за ним и остальные, и подошел к краю площадки. Постоял в раздумии, а потом произнес:
- О чем вы хотели спросить?
- Что все это значит? Почему мы здесь? И что это за пещера? - чуть ли не плача спросила Наталья.
- Все это значит, что я здесь буду работать, вы знаете, где это находится, а «пещера» мой будущий дом. Теперь уж мы все определились с работой, и все стало на свои места.
- Но почему здесь? Ты же мог найти себе прекрасное место в городе? Создать свою семью? – не унималась Наталья и в конце этой речи опустила глаза.
- Здесь в тиши хорошо думается, да и окружающая среда мне привычна. Что же касается семьи, то я считаю, что это серьезное дело и принимать решение надо всесторонне, взвешав его. Если люди захотели стать родителем, то ими должны стать полноценными, с первого дня проявлять заботу о малыше, а не, породив ребенка, бросать его бабушкам и дедушкам.
Владимир все это время молчал, переполненный огромными дружескими чувствами к Александру и одновременно подавленный ими вследствие услышанного, в то время как Натальей, возможно, двигали и другие.
- Но как ты будешь жить здесь один? В горах же так много ужасного!
- Даже в городе человек бывает одинок и его ждет немало опасностей. Горы же помогают тому, кто к ним относится уважительно, любит и понимает.
- Но почему именно ты, а не кто-нибудь другой?
- Где-то я читал, что однажды во время культурной революции в Китае один журналист задал вопрос мудрецу-отшельнику:
- Почему Вы не участвуете в революции?
- Не все должны участвовать в революции, кто-то должен думать,- ответил мудрец.
И еще. Представь себе, что горит дом, в нем гибнуть люди, а на улице находящиеся граждане будут прикидывать, а почему мы должны спасать их, а не другие. Ну, как? Я же считаю, почему другие, а не я. К тому же кто-то ведь должен каждый год наблюдать, как расцветает абрикосовая роща.
- Я не понимаю – неужели мы расстаемся навсегда? Все те годы, что провели вместе, прошли бесследно? Владимир, скажи ему что-нибудь? – Наталья умоляюще посмотрела на друга, который отвернулся от всех, склонив голову на грудь.
Он, как мужчина мужчину, отлично понимал Александра и давно догадался, что решение тот принял взвешено и окончательно – изменению оно не подлежит. И от этого понимания не мог произносить ни слова. Слезы душили его изнутри и обильно текли из глаз.
- Успокойся, Наталья, мы не расстаемся навсегда. Именно поэтому я показал вам, где живу, чтобы вы всегда смогли приехать ко мне, моя дверь для вас всегда открыта. Каждому этапу жизни свойственны свои определенные отношения. Теперь мы уже не студенты и то, что было между нами, так или иначе должно было претерпеть качественные изменения. Годы студенчества ни для кого из нас не пройдут бесследно, а для меня в особенности. Вы навсегда заняли в моем сердце то место, которое у других отведено членам семьи. Вы – моя семья!
После этих слов он прижал друзей к груди и, не стесняясь слез, заплакал вместе с ними. Затем продолжил:
- А теперь оставьте меня, спускайтесь вниз, а то не успеете на последний автобус в город. Мне и так тяжело, этот выбор дался нелегко и в течение долгого времени отнял немало моих сил.
Нехотя, периодически оглядываясь назад, Владимир и Наталья, поддерживая друг друга, осторожно начали спуск. Александр сверху смотрел им вслед, как сквозь пелену, из-за обилия слез до тех пор, пока его друзья не скрылись в абрикосовой роще.