Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 248
Авторов: 0
Гостей: 248
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Славянские боги ч.4 Лада и ее дети (Очерк)

                              
               БОГИНЯ    ЛАДА И ЕЕ ДЕТИ

        Продолжая  наш рассказ о славянских Богах,  давайте за точку отсчета,  возьмем все тот же  Збурчанский  идол. Он представляет собой скульптура высотой 267 см и  весит почти тонну.  
        По версии  польских историков первыми  обследовавшими находку  он изображает главное божество давних славян - четырехликого  бога «Свитовида».
         А ведь еще  были еще и трехликие и пятиликие боги? Да мало чего не было у славян!
         Поэтому   версия,  что Збурчанский  идол это Святовид интересная версия! А вот то был ли такой  Бог у древних  славян или  польские ученые  мужи  ошиблись, мы  узнаем дальше.
       А сам Збручанский «Святовид» при его изготовлении древними славянами был  разделен на три уровня, соответствующие их представлениям о тройственности мира – небе, земле и потустороннем мире.
      Верхний уровень – самый высокий, 160 см. Предполагают, что с четырех его сторон под общей шапкой вытесали верховных славянских богов – Ладу, Мокошь, Перуна и Дажбога. О Макоше мы  уже все рассказали и теперь перейдем к Ладе. Ее отличие от Макоши,  что на ее руке изображен перстень!
       Вот этот перстень и указывает нам, что перед нами Лада – богиня весны, урожая и самое главное любви! Она же и покровительница счастливых браков.
      По сохранившимся  историческим документам  древние славяне  пытались получить благосклонность Лады,  пронося  ей   в жертву: масло, крупы, кожу животных и  пиво.
      Так, что пригласив  свою девушку  на  прогулку и сидя с ней  в уютном кафе,  Вы влюбленные мальчики и мужчины можете смело ее угостить хорошим пивом!
      Ну а про себя  мысленно адресуйте  все это действие  как  жертву Ладе!
      Чтобы  так сказать  призрела и благословила! Ну и еще важное замечание. Помните, что во всех вариантах, это не мы  их  выбираем, а они  нас! Так, что не скупитесь на настоящее пиво!
      Ну и на заметку  заинтересованным лицам:  Праздник Лады отмечали целый месяц – с 25 мая до 25 июня.
        Именно тогда она и наиболее благосклонна к своим почитателям!
        Ну, теперь о серьезном.  Обозначив   главный предмет нашего исследования Богиня Лада,  мы смело можем двинуться вперед.
          Лада – богиня любви, богиня брака согласно "Mater Verborum" (соотносимая там с Венерой) и "Синопсису", а также "Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе" (XVI век записи), под именем Gardzyna ("Охранительница") упомянута в польских церковных запрещениях языческих обрядов начала пятнадцатого века.
       Справка: Mater Verborum — средневековый энциклопедический словарь, созданный в IX веке в Швейцарии.
         Ее месяц – апрель. Одна из Лосих-Прародительниц.
         Соотносится с Лато из страны гипербореев в верхней ипостаси, и Деметрой – в нижней ипостаси. Одна из Рожаниц.(см. Триглав).
        Жена Лада, либо некое божество с неразличенным полом Дидо-Ладо. Ее металл – золото, медь или бронза, а камень – изумруд.

       Но, опять пред нами крутой поворот! И надо сбросить скорость.. Потому, что если углубится во всевозможные  справочники, энциклопедии, и прочие научные и псевдонаучные труды, то мы  можем получить следующую картину, от которой у неподготовленного читателя может и «крышу сорвать»! Потому что:

       «Считается, что Лада - славянская богиня Любви и красоты.
       Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо.
       Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. «Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело, а в древности ладником называли уговор о приданом: лады — помолвка, ладило — сват, ладканя — свадебная песня.
         И, конечно, мать Любовь давала свое благословение людям на призвание весны. Богиня Лада была известна многим европейским народам.
        Литовцы и их соседи, летты, во время купальских празднеств славили Ладу.
         Они пели: «Lada, Lada, dido musu deve!» («Лada, Лада, великая наша богиня!») — и приносили в жертву белого петуха».

         Сенсации начинаются с этого места:
         «Когда в XII веке до н. э. дорийцы завоевали Грецию, то они принесли с собой культ Лады, чье имя на их языке означало Госпожа.
          С тех пор наша Лада прочно поселилась в древнегреческой мифологии, она даже раздвоилась, став, в первую очередь, титанидой Лето (в Риме ее называли Латоной), матерью Аполлона и Артемиды.
        Интересно, что Лето и ее дети оказывали помощь троянцам (родственному предкам руссов народу) против ахейцев.

Надеюсь помните из Котляревского :

«Еней був парубок моторний
I хлопець хоч куди козак,
Удавсь на всеє зле проворний,
Завзятiший од всiх бурлак».

         Затем она же воплотилась в возлюбленную Зевса — Леду, родившую близнецов Диоскуров.
         Почему мы можем утверждать, что Лето и Леда это и есть славянская Лада, что у них общего, кроме сходства имен?
        Во-первых, все три богини были связаны с культом белого лебедя, священного животного Лады, имя которой означало, кроме прочего, «лебедушка».
         Зевс именно по этой причине явился к Леде в виде белого лебедя. А литовцы приносили в жертву Ладе белого петуха как замену лебедя (в самом деле, сложно было в те времена в Литве найти лебедей).
         Обе гречанки, Лето и Леда, родили божественных близнецов, а у Лады тоже была двойня — Лель и Полель» или « Ляля».
        На этом  этнографические  изыскания, мы закончим, потому что так можно дойти  до  получивших уже  распространения  теорий, что и Иисус Христос  был родом с Галичины!?
        А что в остатке, спросит читатель? А вот что.
       В славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо. Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады.
        По мнению автора после насильственного введения и христианства  был построен в 1132-36 гг. князьями Мстиславом и Ярополком - сыновьями князя Владимира Мономаха.  храм Успения Пресвятой Богородицы (Пирогощи)! А как иначе было  истребить тягу  киевлян к  поклонению  богине Лада?
       Так вот на месте нынешнего храма  стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке.
        Ее золотые волосы, были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки.
       У основания статуи дымились благовония, лежали груды цветов, которые служители ежедневно заменяли новыми букетами.
       Здание храма было традиционно построено из «живого» материала — дерева (эта традиция строго соблюдается, например, на Востоке — в Китае и Японии), сплошь покрытого серебряными пластинами.
        Огни горящих свечей отражались в этих серебряных плитах и  освещали все вокруг. Действительно, как на те времена  это было поразительное, по красоте, зрелище.
         Но пролетели столетия и мифологи конца XVIII и первых десятилетий XIX столетия (Попов , Чулков , Кайсаров ) за что им большая признательность, что сберегли и донесли до нас последние крупицы  воспоминания предков  о богине Ладе!  
           Так вот они  уже не сомневались в ее существовании, приняв без проверки показания о ней того  Иннокентия Гизеля, который в своем "Синопсисе" говорить: "четвертый идол Ладо; сего имеяху бога веселия и всякого благополучия, жертвы ему приношаху готовящиеся к браку, помощию Лада мняще себе добровеселие и любезно житие стяжати".
          А надо сказать, что Иоганн Гизель учился за границей и  все свои познания о славянах черпал из западных исторических источников.
           Любимец  русских царей И. Гизель в частности книг польских историков Кромера (КромерМартин, польский писатель, епископ, 1512—89. Гл. труды: “De origine et rebus gestis Polonorum libri XXX” (1555), “Polonia” (1577) и Ма;цей (Матвей) Стрыйко;вский (польск. Maciej Stryjkowski; 1547, Стрыков около Лодзи[,  Мазовия —1593) — польский историк, поэт и писатель, и дипломат, католический священник. Стрыйковского
          Кромер, в свою очередь, повторил домыслы Меховиты о том, что Лада соответствовала у язычников-поляков греческой Леде.
         Справка: Матвей (Матфий) Меховский (Меховита) (настоящее имя — М. Карпиго; польск. Maciej Miechowitaтакже известный как Maciej z Miechowa, Maciej of Miech;w, Maciej Karpiga, Matthias de Miechow) (1457 — 8 сентября 1523) — польский историк и географ эпохи Ренессанса, профессор Краковского университета, придворный врач и астролог короля Сигизмунда I.
          В этом Меховита расходится с Длугошем, который утверждал, что у древних поляков Ладо соответствовал римскому Марсу.
              Справка: Ян Длу;гош (польск. Jan D;ugosz; 1 декабря 1415, с. Бжезница Радомщанского  повята — 19 мая 1480, Краков) —польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах.
         Как видит  сам читатель тема  не до конца  раскрытая. Ведь сколько  маститых историков  уже сломали в ней  свои копья, вернее чернильные перья, а мы  все же остаемся в неведении.

      Ну и чтобы  не томить читателя длительными научными изысканиями сообщаю со ссылкой на сайт (http://godsbay.ru/slavs/) « что в настоящее время можно считать доказанным, что Длугош и позднейшие польские историки выводили языческого бога Лада или богиню Ладу из припевки "ладо", встречающейся в народных песнях.
         Примеры создания мифической личности из непонятой припевки встречаются в мифологии: так, греческий певец Линос обязан своим существованием припевке "ай лену" (ai lenu) финикийских песен.
          Наследовав богиню Ладу от историков XVI - XVIII веков, наши исследователи мифологии (Афанасьев и другие) старались подтвердить ее существование у славян ссылками на разные источники, оказавшиеся, по исследованию А.А. Потебни ("Объяснения малорусских и сродных народных песен"), весьма сомнительными.
         Достоверно только то, что припев "ладо" встречается в песнях весенних, летних и свадебных.
        Формы припева разнообразятся: "Ай дид, ой ладо", "диди-лади, ди-диладушки", "ой диди ладу", "диди ладой", "ой дид ладо", "ладо, ладо, ладо мое" и другие.
        Как в Саратовской губернии говорят "давайте дидикать", то есть играть хороводные песни, от припева "диди", так сербохорватский припев "ладо" дал производный глагол "ладати", то есть петь песни с этим припевом накануне Юрьева дня. Слово "лада" - старинное русское; в "Слове о полку Игореве" оно встречается в 4-х случаях, в применении к мужу; в нынешних великорусских песнях оно употребляется частью в женском роде ("я ищу себе ладу милую"), частью в среднем ("мое ладо ревниво")».

       Теперь снова возвращаемя  в русло повествоания. У были ЛАДЫ  были и дети, тоже ественно Боги!  По крайней мере, мы может сказат, что были  два сына и дочь.
         Причем  если  в отношении  ее сына Перуна как первенца. у нас имеются сведения  что он был рожден  от  Бога Сварога, то чьи были дети  Лады –Лель и Леля (Полеля) неясно.

     О Свагоре  будет  так же рассказано в отдельной главе, а пока  кратко, для развития  общей эрудиции читателя,  скажу, что со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». А кто в  христианстве холит по небу? Правильно Бог Иегова он же Саваоф,  а у древних славян – «Сварог»!
       В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог.
       Сварог - бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра), демиург, соотносимый с Гефестом, по мировоззрению, восходящему к орфической традиции. Родителями Перуна были Сварог и Лада (от ее второго имени, Слава, произошло название славян). Но давайте вернемся к детям.

                    
ДЕТИ   ЛАДЫ

          Первый  из них Лель, Лелья, Лельо, Любич, в мифологии древних славян бог любовной страсти. Умер в молодости! Ну так получилось, встретил одну  стерву  пастушку по имени  «Светана» а по нашему просто «Светка» и умер.
           Как это произошло буде рассказано дальше…
           А пока Лель — в польских источниках XV-XVII веков  сын Лады, юный бог любви..
           Изображался у поляков, предположительно, в виде крылатого ребёнка (ср. с Амуром).
            Священной птицей Леля считался аист; название этой птицы в некоторых славянских языках — «лелека». В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки — символы весны.
           Ряд историков и этнографов считают, что Лель — имя сочиненного польскими мифологами славянского языческого бога, будто бы поминаемого в свадебных песнях.
           Исходя из убеждения, что у древних славян были боги, соответствующие классическим, польские историографы XVI века — Меховита, Кромер, Стрыйковский — признавали у языческих поляков существование богини Лады и ее двух сыновей, Леля и Полеля, соответствовавших Кастору и Поллуксу; Меховита ссылался, в подтверждение этого, на слова древних песен: «Lada, Lada, I leli, I leli, Poleli».
          Иннокентий Гизель, составитель «Синопсиса», повторяя Стрыйковского, в главе «Об идолах» приписывает древним языческим русским тех же богов.
          Русские мифологи конца XVIII и первой половины XIX веков не сомневались в существовании у язычников славян и русских бога любви и браков Леля.
          Державин упоминает его в своих песнях. У Пушкина(«Руслан и Людмила») на пиру князя Владимира Баян славит «Людмилу-прелесть и Руслана, и Лелем свитый им венец».

          И опять, дальнейшая информация о Леле   взята с  сайта (http://godsbay.ru/slavs/) –
          «О Леле - этом веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить.
        Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь.
          Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима.
          Лель метал из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь! Он то же, что греческий Эрос или римский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.
         Священной птицей его считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках - лелека.
         В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки - символы весны».
         Правда, кончил свою юную  жизнь плохо. Вот нужная  легенда!

               ВОЛШЕБНАЯ СВИРЕЛЬ

           Во времена незапамятные жил на свете среброволосый пастушок. Его отец и мать так любили друг друга, что нарекли первенца именем бога любовной страсти - Лель. Паренек красиво играл на дудочке, и зачарованный этой игрою небесный Лель подарил тезке волшебную свирель из тростника. Под звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, деревья и цветы водили хороводы, а птицы подпевали божественной игре Леля.
          И вот полюбила пастушка красавица Светана. Но как она ни пыталась разжечь страсть в его сердце, все было напрасно: Лель будто навеки увлекся своей волшебной властью над природой и не обращал на Светану никакого внимания.
         И тогда разгневанная красавица подстерегла миг, когда Лель, притомленный полдневным зноем, задремал в березняке, и незаметно унесла от него волшебную свирель. Унесла, а вечером сожгла на костре - в надежде, что непокорный пастушок теперь-то ее, наконец, полюбит.
            Но Светана ошиблась. Не найдя своей свирели, Лель впал в глубокую грусть, затосковал, а осенью и вовсе угас, как свеча. Похоронили его на речном берегу, и вскоре вокруг могилы вырос тростник. Он печально пел под ветром, а небесные птицы ему подпевали.
            С той поры все пастухи искусно играют на свирелях из тростника, но редко бывают, счастливы в любви».

            Так что дорогие девушки и дамы. Помните о печальном опыте Светаны и не губите понапрасну своих

             Теперь переходим к дочери Лады- красавице Ляле.
             Леля, Ляля, – богиня плодородия. И если  следовать уже неоднократно нами цитированному  "Синопсису", вторая  Рожаница,  дочь Лады, богиня деторождения сходная с Артемидой ("Повесть о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе" (XVI век записи), в нижней ипостаси соотносимая с Персефоной.
          На вышивках представлена как одна из двух Лосих, между ними – Макощ.
          Упоминаемая часто рядом с Ладой и Ладом. Ее день – понедельник. Дочь Лада. Ее дерево – рябина или береза ("во поле береза стояла — Ляля, Ляля стояла"), металл – также серебро.
          Культ Лели и Лады подробно рассмотрен ак. Рыбаковым в книге "Язычество древних славян".
          Но, это если чисто научно. А если с точки зрения этнографов то «Леля (Ляля) - богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ.
          Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо - Лада.
          В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами.
         Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей (Лялей).
         Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков - 9 марта (22 марта по новому стилю).
         Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы.
        Существовал и особый девичий праздник – ляльник - 22 апреля (5-го мая).
        Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели.
        По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели».
        
        Но, тут надо предупредить читателя, что в памяти русского украинского и белорусских народов  существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на свадебных и других народных песенях.
         И поэтому  современные ученые (что до 1917 года, что после 1917 года)  вычеркнули  Леля  из числа славянских языческих богов!
        Но, я думаю, что сделано это было в обоих случаях  на основе  правящей идеологии, до 1917 года – христианской церкви, после - безбожной советской  власти с ее утопией построения  коммунизма.
        Все остальное,  (в смысле славянские «языческие» обычаи и традиции)  убила  в прямом и  переносном смыслах   русская    православная   церковь.
        Или, в лучше  случая  спрятала в своих тайных архивах,  с грифом - «хранить вечно и не вскрывать никогда»!

       Для особо любознательных,  сообщаю, что исчерпывающую информацию о Ладе, Ляле и Леле   можно получить, если прочитать  работу В. Миллера ("Очерки арийской мифологии").

         А о  сыне  Лады боге Перуне  будет рассказано в  следующих частях…

                                 (конец ч. 4)
Все фото к статье,здесь http://h.ua/story/263528/

© Бровко Владимир, 29.03.2010 в 21:06
Свидетельство о публикации № 29032010210639-00158621
Читателей произведения за все время — 758, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют