Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 253
Авторов: 0
Гостей: 253
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/


                                                        
              Что мы знаем о  языческих  богах?

         Риторический вопрос «Что мы знаем о  языческих  богах?»  можно сформулировать иначе: «Как мы себе представляем  славянских богов?
        И если «перерыть»,  всю доступную  рядовому читателю историческую литературу,  то опять, куда как говориться,  куда ни кинь, мы натыкаемся на  тоже самое, описание языческих богов, что нам оставил Иннокентий Гезель. Подробнее о Гезеле и его книге было рассказано в первой части этой работы.
         И вот  как это представляли себе художники минувших времен:

        Так  эти образы и отложились в сознании последующих поколений.
         Но как христианская (что католическая, что православная, (а «хрен редьки не слаще по отношению обеих к языческим богам»)  церковь,  борясь с язычеством,  уничтожала все его материальные следы в славянском мире, эти следы оставались и попадали  в руки археологов.
          И главной  находкой, касающееся  нашей  темы,  был «Збручанский идол»!
          Так его нарекли христианские историки! Его наличии позволяет нам достоверно судить о том, как древние славяне представляли своих главных Богов!
          А история с находкой Збуручанского   это началась в  знойное лето 1848 года когда р. Збруч резко обмелела.
          В вольном изложении она выглядит так:
        Слухи о каменного идоле в  реке Збруче дошли до австрийских пограничников. Некоторые солдаты прыгали в воду, чтобы проверить — это действительно скульптура или все-таки утопленник.
          Из имения местного помещика Константина Зборовского пригнали три пары волов. Глыбу обвязали веревками и вытащили на берег. Она оказалась четырехгранным столбом почти 3 м, покрытым резьбой.
           Зборовский поставил скульптуру у себя во дворе. А зимой подарил приятелю графу Мечиславу Потоцкому из соседних Коцюбинчиков.
           Тот на санях отвез ее в свое имение. Сначала хотел установить на насыпи при въезде в село. Однако местные селяне запротесто вали, потому что боялись, что языческий идол принесет им несчастье.
        «Если пан поставит здесь какого-то ”турка” — изрубим его на куски, — пригрозили они помещику.
             Поэтому скульптура лежала во дворе Потоцкого. Чтобы уберечь ее от уничтожения, граф 15 ноября 1850 года посылает письмо с описанием достопримечательности в Краковское научное общество. Называет ее ”идолом языческого бога Свитовида”.
            В имение приезжает ученый Теофил Жебравский, осматривает статую и готовит ее к транспортировке. В следующем году 12 мая, на   Пасху, идола на телеге привезли в Краков.
          Пресса много писала о прибытии статуи поганского божка, — вспоминал польский журналист Ян Адамчевский. — Верующие называли его антихристом, которого нужно утопить.
             Семь лет скульптуру выставляли в зале библиотеки местного Ягеллонского университета.
             В 1860-ом Краковское научное общество получило новое помещение. Одним из его археологических экспонатов стал и Свитовид — самый совершенный из всех известных славянских идолов.

         В письменном отчете очевидца этих событий А. Киркора, отрывок, из которого подает Николай Бандривский , есть интересная деталь: когда статую вытянули, «люд, который очень возвышался, в настоящий момент, окрикнув, что это святой Иван».
         Восприятие местным населением своей культовой достопримечательности очень важно, если даже не с этнографической или фольклорной точки зрения, то, по крайней мере, как «свидетельство» генетической памяти. Нопамять эта  крайне специфическая,  о чем автор  расскажет далее.
         Во всяком случае, найденная статуя связывалась в представлениях местного люда с подобием Бога и с понятием Святости.
        «Иван» могло употребляться уже как более поздняя идеологическая надстройка, принесенная христианством.
         Поражает, в первую очередь, то, что первое восприятие статуи позитивно и священно.
           Личность Мечислава Потоцкого  в свое время  была широко известна и нам не грех  пользуясь удобным случаем вспониить о нем чуть больше. (http://telegrafua.com/241/history/3446/)
      «История, случившаяся с Мечиславом-Франсишеком Йожефом, и впрямь анекдотична. Трудно установить, было ли так на самом деле, либо это самый настоящий "ходячий анекдот", коих много было в устном народном творчестве наших предков. Тем не менее история с Потоцким дала даже повод пересмотреть указ Правительствующего сената от 10 февраля 1843 года, который санкционировал систему "чарочных откупов", отмененных 1 августа 1858 года.
            Введенные в царствование деспотичного Николая I, они были упразднены при либеральном государе-реформаторе Александре II как такие, которые унижали человеческое достоинство.
         Указ предписывал обыскивать любое лицо (без различия пола и возраста) на предмет контрабандного, безакцизного проноса водки в город. Солдаты делали это в весьма грубой форме, особенно когда обыскивали слабый пол…
          Итак, вот что сообщал в своих записках государственный чиновник Чайковский на страницах популярного журнала: "Мечислав Потоцкий, как и все Потоцкие, был удивительный оригинал: крайняя скупость совмещалась в нем с величайшей расточительностью. В его родовом имении Тульчине, как и везде в России в то время, была монополия на продажу водки.
          Козаки пана Потоцкого держали караулы, чтобы не пропускать водку в местечко. Скупой и недоверчивый п. Мечислав заподозрил их добросовестность и однажды сообщил жене, известной красавице дельфине Потоцкой, о своем намерении переодеться крестьянином и попытаться провезти в местечко водку с целью испытать верность стражников.
          Этот разговор услыхала случайно находившаяся в соседней комнате горничная, возлюбленный которой находился в числе стражников. Девушка предупредила своего жениха о замысле пана. Козак сообщил о нем товарищам, и они сообща составили план действий. Под вечер на дороге появился одноконный воз, с сидящим на нем крестьянином, в котором козаки узнали пана. Они тотчас остановили воз и приступили к обыску. Крестьянин клянется, что у него нет никакой контрабанды и, наконец, предлагает полтинник за пропуск без осмотра.
         Козаки выругали соблазнителя и попотчевали его нагайками, а когда нашли на возу водку, принялись бить его без милосердия. Граф не выдержал и стал кричать: "Я ваш пан!", но козаки продолжали колотить его, приговаривая: "Мало того что крадешь панские деньги и подкупаешь панских слуг, да еще и выдаешь себя за пана!".
         Избитого привезли они пана в контору, где его узнали и отвезли в палац. Пришлось звать доктора. Графиня при виде такого печального исхода предприятия своего мужа не могла удержаться от улыбки. Граф выздоровел, но не мог забыть улыбки жены, заподозрил ее в соучастии с козаками и разошелся с нею".
          Потом  история зафиксирована ссора  Мечислава Потоцкого с императором Николаем Первым и ссылка, но это уже  совсем другая  история, поскольку  связана с  Пестелем другими декабристами….
          Ну, а теперь вернемся  в наше время. Из свидетельств современных туристов побывавших  на месте находки Збручанского идола.
         Данное отступление  автором приводится тут умышлено, чтобы проказать как  сознание людей  владеет господствующая  по месту  их проживания  религия!
         «О Городнице ничего неизвестно, но вдоль трассы стоит этот прекрасный костел. Мы отправились в турне на Пасху, поэтому вокруг костела бродили селяне, так как рядом было кладбище. Так вот кладбище было в идеальном порядке, а костел  стол разрушеный и разворованный, хотя явно представляет собой историческую и художественно-архитектурпрную ценность Украины.
О положении дел читатель может судить по вот этим  фото:
           В конце концов, как мы уже знаем  Збручанский идол попал в польский музей в Кракове под условным наименованием «Световид». Благодаря усилиям польских ученных  Збручанский идол был сбережен и исследован.
         Ну и самой собой  Збручанский идол стал  одним из редчайших экспонатов Краковского археологического  музея.
         Дальнейшие научные исследования позволили установить, что находка Збручанского идола была не случайной.
        На горе Богит, что в Гусятинском районе, было найдено и исследовано большое  можно сказать региональное, языческое святилище. Местные специалисты даже назвали достойным звания чуда в конкурсе “Семь чудес Украины”.
         И поскольку  история с находкой Збручанского идола   имела научный интерес, то в 1983 г. советская  власть тоже решила вмешаться в нее. С этой целью  как обычно по решению ЦК КПСС Институт археологии Академии наук СССР направил в Надзбручанский край специальную экспедицию, которой руководили докторы исторических наук И. Русанов и Б. Тимощук.
            Проведя ряд раскопок по обе стороны Збруча в районе Медобор, археологи остановились на горе Богит. Здесь их ожидало сенсационное открытие. Под тонким слоем земли было найдены языческое святилище.
           Казалось, что совсем недавно наши прапредки жгли здесь очаги возле жертвенных ям, бросая туда - как подношение богам - животных, посуду, оружие... Рядом находились остатки большого, почти шестьдесят метров в длину, дома.
           Здесь когда-то справлялись свадьбы, оплакивались умершие, выполняли религиозные обряды. И по обыкновению, били к счастью посуду. Еще дальше археологи нашли массивный каменный пьедестал.
           Посередине он имел углубление; размеры которого точно совпадали с размерами скульптуры, которую добыли из реки в 1848 году.
           Ученые пришли к выводу, что идол был частью комплекса языческой веры, раньше неизвестной науке. Результаты  экспедиции небыли засекречены.  Они просто были «забыты»  в научных архивах!
            Но из просочившихся сведений  известно, что  само святилище представляет собой еще и  древнее городище!
             Капище располагалось на высоте 414 м над уровнем моря и имело форму круга диаметром почти 17 м. Вдоль него обнаружили восемь жертвенных ям.
             Оборонные сооружения городища – главный вал и два поперечных дугообразных валы  были насыпаны еще в скифский период!!!
             Вал охватывал два могильника - курганный и грунтовой, где зафиксированы характерные для славян захоронения.
              По склонам горы Богит обнаружено три поселения-спутники. Еще два находились немного дальше от городища. Здесь жили те, кто обслуживал потребности жрецов и паломников.
            Археологи выяснили, что языческое святилище на Богити в Медоборах просуществовало до XIII ст. То есть свыше двух сотен лет после крещения Руси князем Владимиром Великим.
             Ну, а теперь о «Святовиде» или Збручанском  идоле.

          Збруцкий идол вытесан из известняка, залежи которого есть в Медоборе, приблизительно в ІХ ст. Скульптура высотой 267 см весит почти тонну. Изображает главное божество давних славян —четырехликого Свитовида. Идол разделен на три уровня, соответствующие представлениямславян-язычников о тройственности мира — небе, земле и потустороннем мире.
          Верхний уровень — самый высокий, 160 см. Предполагают, что с четырех его сторон под общей шапкой вытесали верховных славянских богов — Ладу, Мокошу, Перуна и Дажбога.
            Перстень держит Лада — богиня весны, урожая и любви. Покровительница брака. Ей в жертву приносили масло, крупы, кожу животных, пиво. Праздник Лады отмечали целый месяц — с 25 мая до 25 июня.
              С рогом в руке — богиня судьбы Мокоша. К ней за помощью обращались роженицы. В жертву Мокоши приносили нитки, хлеб, вино, посуду, мед, молоко. В христианские времена богиню сменила святая Параскева-Пятница.
            Меч-молния и конь — на изображении Перуна — покровителя грома и других небесных явлений, а также войны. ”Они считают, что только творец молний является владыкой над всеми, ему в жертву приносят волов и осуществляют другие священные обряды", — описывал в VI ст. верования славян византийский историк Прокопий Кесарийский. Свято Перуна язычники отмечали 2 августа. В настоящее время в этот день христиане поклоняются пророку Илье.
             На четвертой фигуре едва заметно проступает колесо-солнце. Это атрибут Дажбога — покровителя плодовитости и солнечного света. Вероятным ”преемником” Дажбога в христианстве стал святой Николай.
              На среднем ярусе высотой 40 см вытесаны фигурки мужчин и женщин, словно водящих хоровод. Под Ладой и Мокошей находятся женские фигурки — видна грудь, под Перуном и Дажбогом — мужские.
              Нижний ярус высотой 67 см. На нем усатый мужчина, стоящий на коленях и словно подпирающий верхние ярусы. Предполагают, что это Велес — покровитель подземного царства мертвых, а также бог скотоводства и торговли. Он изображен как основа, на которой держится мироздание.
            Все это хорошо видно на следующих фото:

            Но, не смотря на прошедшие со дня находки  более чем 150 лет  интерес  к находке Збручанского идола  в Украине  не ослабевает.
             Вот,  что в свое время писал  по этому поводу Р.Янкель в газете «Зеркало недели» «КОСМИЧЕСКАЯ АЗБУКА ЗБРУЧАНСКОГО ИДОЛА» http://www.zn.ua/3000/3900/35775/  № 31 (406) 17 — 23 августа 2002
          «Мы с друзьями уже традиционно приезжаем в село Городница, расположенного возле Збруча, и каждый раз просим показать языческий центр со следами известного Збручанского идола.
       — Ну и разогнались, — наконец озвучил сговор местных жителей русоволосый парнишка.
       — Идол не хочет видеть даже зарубежных господ.
       Путь туда заказан — вот и все. Туристу, вызывающему доверие, местные жители полушепотом будут рассказывать о том, что хотя идола забрали 150 лет назад и давным-давно ему не приносят жертв, но живая кровь(!) бесследно не исчезла.
         Над жертвенниками накопились отрицательно заряженные биополя, вредные для здоровья. А на поляне, где стоял языческий храм-капище, никак не приживаются деревья. Едва вырастет одно, его сразу же расщепляет молния.
         На многочисленных научных конференциях и украинские, и зарубежные ученые только констатируют богатство природных аномалий вблизи местонахождения идола. А обоснованных выводов пока что не сделал ни один из научных работников. Горы Медоборы, как на зло, тщательно оберегают свои самые большие тайны. А Збручанский идол, похоже, таки кое-что приоткрыл и пожалел любознательных: имеете систему изображений, вот и изучайте ее, не пропуская «ні титли, ні коми».
         Оказывается, «родом» он из ІХ века, то есть с того времени, когда до принятия христианства на Руси оставалось почти сто лет. Скульптуру бога древних славян Световида, двухметровой высоты, нашли в реке Збруч, между селами Лычкивцы и Городница Тернопольской области еще в 1848 году.
      Так что целое тысячелетие статуя из серого камня-известняка напоминала десяткам поколений о языческих временах.
       Збручанский идол наиболее полно отражает религиозное мировоззрение наших далеких предков — племенного союза волынян и белых хорватов. Это не бог, а космическая азбука, говоря языком науки, завершенная, четко расчлененная космогоническая система!
         Верхний ярус занимают богиня земли Макош с рогом изобилия; божество согласия, красоты и любви — Лада с перстнем, вооруженный Перун-громовержец и солнечный Даждьбог. В средней плоскости собрались земные люди. Нижний ярус представляет бог скотоводства и подземных сил — Велес, изображенный на коленях, ведь выдерживает он вес земли с хороводом ее жителей. Необычная находка в Медоборах отвечает общеславянскому Роду — земледельческому и животворному богу, вселяющему дух жизни во все сущее.
         Збручанский Свитовид, окидывающий взглядом четыре стороны света, оказался уникальным — такого еще пойди поищи. Все другие каменные кумиры, найденные в результате археологических раскопок в междуречье Збруча и Днестра, в Побужье, — были одно-, двух- или трехликими и выражали лишь фрагменты верований язычников.  
          Они фиксировали в большинстве своем изображение коня, который символизировал могущество, а рог в руке означал изобилие. Рог для питья (кубок) стал почти визитной карточкой типичных примитивных идолов. И это неудивительно. С этим атрибутом связаны церемонии гаданий, заказов плодородия на будущий год. Такие фигуры найдены на всей территории Центрально-Восточной Европы — от Днепра до Рейна, что свидетельствует о молодости истории многих европейских народов.
       — Эти «скупые» на семантику, примитивные статуи из известняка, — обобщает археолог, научный сотрудник Тернопольского краеведческого музея Марина Ягодинская, — предшествовали Збручанскому идолу.
         В 1857 году ученый мир всколыхнуло интересное открытие — он не единственный. Но на побратима, тоже четырехликого и многозначительного, положили глаз жители Гусятина, где его нашли. И збручанский идол номер два, который плохо лежал, оказался в фундаменте жилого дома. С тех пор в душах научных работников еще сильнее загорелась жажда поисков.
          Но понадобилось более столетия, чтобы археологи в 1984 году обнаружили в Медоборах три языческих культовых центра — Звенигород, Говду и Богит (по названиям гор).
         На верхушке горы Богит замечены остатки языческого капища. Квадратная яма 50 на 50 см, так же сориентированная на четыре стороны света, указывает на местонахождение Збручанского идола.
        Ходил сюда не простой люд, а лишь привилегированные жрецы-волхвы. К окутанным тайной местам относятся и каменные ложа и ямы, где делались жертвоприношения.
         Для задабривания богов чем только язычники ни жертвовали — не щадили животных, птицу, людей, преимущественно младенцев. Свидетельства этому —обнаруженные человеческие кости. Кстати, подобный кровавый мотив прослеживается еще в Старом завете, когда Авраам собирался пожертвовать богу сына Исаака. Человеческие жертвоприношения признавались в известных памятниках письменности — «История» Льва Дьякона (Х ст.), «Слово о том, как первые поганы поклонялись идолам» (ХІ ст.), «Повесть временных лет» (ХІ—ХІІ ст.), «Славянская хроника Гельмольда» (ХІІ ст.), «Деяния даков» Саксона Граматика (ХІІІ ст.) и др.
           Археологические раскопки свидетельствуют: мертвецу часто придавали позу эмбриона в утробе матери, что напоминало возвращение в лоно земли.
         Но в большинстве захоронений Черняховской культуры (ІІ—V ст. н.э.), к традициям которой относятся примитивные идолы, покойники лежат в распрямленном положении. Видим и полностью истлевшие останки человека. Оказывается, в те времена была также распространена кремация, подтверждающая представление об очищающей силе огня. И даже при обычном захоронении умершего посыпали пеплом из ритуальных костров.              
         Ученые предполагают, что обряды захоронения и сожжения трупов параллельно существовали еще в эпоху бронзы (2000—1000 гг. до н.э.).
          Среди найденных в языческих городищах жертвенных вещей преобладают христианские символы — кресты, энкалпионы, нательные крестики, иконки, кадильницы. Откуда же такое странное наложение двух культов?
         Можно только догадываться, что сюда приходили неофиты-христиане для поклонения «богам родителей».
            Последователи Христа — и простолюдины, и знать — пронесли огонь прадедовской веры через три столетия.
          А необычный религиозный подъем, настоящее воскрешение язычества в ХІІІ веке, именно перед угрозой татарского нашествия, были вовсе не случайными. Язычники в душе, наши предки молились днем и ночью, прося у родных божеств защиту от врагов — татарских орд. И потому Збручанского идола древние русичи заботливо спрятали в реке, чтобы не уничтожили его полчища хана Батыя.
           О многом скажут осколки битой посуды и другой домашней утвари, обнаруженной неподалеку от идола. Битое означало: людям оно уже не принадлежит. Ломая частично вещи, язычники заказывали у бога плодородие, хороший урожай, приумножение человеческого рода. Традицию битья посуды и сегодня видим на наших свадьбах.

           В Лычкивцах найденного Збручанского идола купил местный пан, а в 1951 году передал его Краковскому археологическому музею, где уникальный каменный бог хранится по сей день и продолжает приносить славу чужим культурным сокровищницам. Тернополь удостоен только его копии.
            О передаче оригинала непосредственным духовным потомкам — украинцам — сейчас, по сути, речь не идет.
            Ни на уровне двух правительств, ни на уровне ученых. Зачем же портить каким-то каменным обрубком показательный расцвет украинско-польских отношений?»
            Все это так, за исключением одного. Збручанский  идол, вернее его точная  копия  давно установлена в Киеве на ул. Володимирский проезд!
            Удивляет одно, столько лет стоит  Сятовид в Киеве, а  спросишь  проходящих мимо  киевлян и «приезжих селян»- «Что это, мол, за такая интересная  скульптура?»  А никто ни не скажет…
             Все  бегут, бегут, и бегут мимо   по своим делам , решают свои мелочные вопросы,  не замечают и не отдают почести,  великому славянскому Богу «Святовиду»   в его  четерех воплощениях: Перуна, Макоши, Ладо и Велеса.

       ( конец 3 части)
Очень рекомендую посмотреть все фото http://h.ua/story/263203/

© Бровко Владимир, 27.03.2010 в 22:58
Свидетельство о публикации № 27032010225820-00158292
Читателей произведения за все время — 134, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют