Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 64
Авторов: 0
Гостей: 64
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Рогоносец и нимфа Кукуйского ручья (Очерк)

                                  Статья на тему «Открываем Москву».
        «Сентиментальные прогулки по Москве.»
                «Нимфа Кукуйского ручья и рогоносец»
Предисловие.
Любите ли вы Москву? Знаете ли вы Москву? Известно ли вам, что наш родной город, великий и знаменитый, полон тайн, в том числе – любовных?
     Хотите, мы отправимся с вами в путешествие по столице, - это будут прогулки по Москве с остановками у тех домов, монастырей, улиц, которые таят в себе  отголоски самых громких романов прошлых лет.
Мне всегда хотелось составить «любовный атлас Москвы», потому, что когда любишь свой город – это значит, что ты в курсе судеб известных людей, которые жили здесь, влюблялись, нежно любили, женились, разочаровывались в своих чувствах и вновь искали в любви покоя и забвения от всех бед…
Ведь у великих людей всегда великие чувства!

Почти каждый из действующих  лиц нашего повествования – будь то императрица Екатерина вторая, писатели Иван Тургенев и Иван Бунин, поэты Сергей Есенин и Андрей Белый – могли бы рассказать  о многих романах  -  да и не об одном!
Вот, например, Екатерина Великая, приехав в Москву в 1775 году, поселилась из-за тогдашней ветхости Кремля в доме Голицыных, на углу Волхонки  и  Малого Знаменского переулка (дом № 14/1).  А древние палаты  Лопухиных были отведены кавалерам – там жил фаворит императрицы Григорий Потёмкин. В Москве они провели второй год их романа и это было отнюдь не самое простое время  их взаимоотношений. Именно здесь 12 июля 1775 года сорокошестилетняя императрица рожает девочку, дочку Потёмкина, наречённую Елизаветой Тёмкиной…
А семейство Ивана Сергеевича Тургенева снимало дачу у Нескучного сада, в то время эта была окраина Москвы. Здесь писатель рассказал историю своего юношеского чувства в великолепной повести «Первая любовь». Большинство описанных в ней мест, существует и поныне.
А на Арбате, рядом с пушкинским домом, в доме №55 родился и прожил 26 лет своей жизни сын домовладельца Борис Бугаев (Андрей Белый). Отсюда он писал письма меценатке Маргарите Морозовой, которая жила на Смоленском бульваре, в доме №26…
             Историй подобных не счесть.… И всё здесь! В такой маленькой, казалось было Москве на то время. О, если бы можно было составить полный атлас любовных  историй  в Москве! Тех происшествий, событий и чудес  любви прошлых лет.. Но он займёт десятки тысяч страниц, сотни томов… Человеческой жизни не хватит на это!  Эх, если бы это записывали, как летописи, то и то, невозможно было бы описать все чувства и эмоции тех дней…
       Впрочем, зачем пытаться объять необъятное?
Сегодня я могу рассказать о  очень ярком романе. Мне кажется, что любовь этих людей жива и по сей день.. Частички прошлого парят в небе, растворяются в московских домах и улицах. Она никуда не улетучилась, не слегла от болезни  и до сих пор хочет жить!
… Это только кажется, что прошлое – далеко. На самом деле, стоит протянуть руку, и ты там. В «прошлом». Можно заглянуть в жизнь тех, кого знаем с пелёнок, о ком читали в учебниках, чьи стихи заучивали в школе. Можно постучаться и попроситься в гости к нашим героям и подсмотреть – кому и в каких местах назначали свидания. Дома и улицы старой Москвы молчаливо хранят тайны давно минувших дней.
И всё это было здесь, в городе, который, казалось бы, мы знаем, как свои пять пальцев. Давайте заглянем в историю одного из самых ярких романов Москвы. Разглядим  далёкое, но вдруг  - такое близкое прошлое. Близкое, потому что, когда говоришь  о любви – отступает время.  

           «Нимфа Кукуйского ручья и рогоносец»
             Пётр Первый и Анна Монс.
Всем известно, что попытка найти вторую половину путём магии и колдовства – совсем не новость. Ещё триста лет назад государыня Евдокия, жена российского царя Петра Первого, пыталась отвратить от супругу горячую немку-любовницу Анну Монс, вызвав бабку-колдунью. Вместе со старушкой они закапали горячим  воском портрет немки, после чего иголкой выкололи ей на портрете глаза. В результате царица была сослана в монастырь и пострижена на голо (где она и умерла), а бабушку сожгли, как и положено..
Дом № 6 по Спартаковской улице в Москве традиционно считается домом Анны, любовницы Петра. Напротив него для ориентира – Елоховская площадь и Богоявленский кафедральный собор. Наверняка, все знают это место..
Неподалёку находилась немецкая слобода. А почему она так называлась?  В 1652 году причт церквей на Покровке бил челом и просил избавить город от иностранцев, за большие деньги скупающие землю, от чего нищают храмы и православных становиться меньше…  Царь соглашается  и всех иностранцев выселяет в особую Немецкую слободу.  На самом деле там жили не только немцы, а многие другие народности из Западной Европы, но русские называли всех без исключения «немцами» - немой, плохо говорящий по-русски или совсем не знающий нашего языка. По названию ручья, который протекал рядом со Слободой (а назывался он – Кукуй), всю слободу прозвали Кукуем.
Своему другу – куртуазному Францу Лефорту, русскому генералу европейского происхождения и обитателю Кукуя, Пётр поставил здесь дворец –(2-я Бауманская улица, дом №3, ныне  - Военно- исторический архив).
Этому же Лефорту Пётр и обязан своим знакомством с Анной Монс.
О самом Петре и его деяниях, все, конечно же, прекрасно знают. Детство Петра навсегда оставило глубокий кровавый след в его сердце. Всегда злые языки нашёптывали царю Алексею Михайловичу, что крепкий и здоровый малыш, быстро идущий в рост, не его сын, а, например, патриарха (портретное сходство на лицо!), или ещё кого либо. Ведь все дети Алексея, особенно от первого брака «загибались» - были болезненными, не то, что Пётр. Из 13 детей только двое сыновей спокойно дожили до своей предначертанной смерти…
Когда Алексей умер в январе 1676 года, Петру не было и 4 лет.  Тут возникла распря между Нарышкиными и Милославскими (родственниками первой и второй жены царя) по поводу престолонаследия. Первое потрясение случилось сразу после смерти царя Алексея, когда испуганной Наталье Нарышкиной пришлось пойти на крайнюю меру – показать маленького Петра москвичам из окна. Весь народ сразу заподозрил, что Милославские могли убить маленького царевича, так же, как когда то Борис Годунов – маленького Дмитрия, сына Ивана Грозного.
Затишье продлилось до десятилетия  Петра, когда на престол вступил четырнадцати летний Фёдор, один из  рода Милославских. Лишившись  отца, Пётр воспитывался тем же Фёдором, который пригласил ему в учителя подьячего Никиту Зотова, который обучал Петра. Умер Фёдор, как известно в 1682 , в возрасте двадцать одного года и престол «достался» Петру.
Но всё только начиналось. Милославские организовали стрелецкий бунт, погибали родные люди у Петра на глазах, лились реки крови. Потом наступило временное перемирие, на престол сели два царевича – Иван от Милославских и Пётр от Нарышкиных, правительницей при малолетних царях провозгласили Ольгу, сестру Ивана, которая удалила Петра с матерью в село Преображенское.
Не тогда ли у Петра, целом здорового ребёнка, появились первые вспышки беспричинного гнева, и даже признаки эпилепсии?  Так и не получив нормального образования, он нашёл себе забавы в виде «Потешного войска», и развлечения в Немецкой Слободе. К семнадцати годам это был  высокий, красивый парень, уже женатый.  Мать, желая остепенить сына, женила его на не любимой им Евдокии Лопухиной.
Уже через неделю молодой муж забросил жену и увлёкся исскуством судостроения. Иностранцы были у него в роли учителей и Петру казалось, что Немецкая слобода – это маленькая Европа, чудом попавшая в Россию. Необычная Архитектура, новые манеры – всё впечатляло Петра, он тянулся и старался подчиняться европейским традициям.
Петра неудержимо тянуло в слободу. И если слобода была центром его жизни, то сердцем слободы была аккуратная немочка, мещанка Анна Монс.
Любовь к Анне и ко всему европейскому (похоже, эти две части слились воедино для русского царя)   - гнали его к немецким берегам  Яузы.
Да, Анхен, то есть фройляйн Монс, не случайно воцарилась в душе Петра. Овладевая ею, молодой правитель делает шаги от старой России к новой, от патриаршества до развитой России, не забитой и не пуганой..
Жёны иностранцев были «раскованного», разгульничего нрава. Это радовало Петра. С тех пор аккуратные, вежливые, тихие, как мыши русские барышни потеряли для него интерес.
И так, Анна Монс была воплощением «нового мира»! Может быть, благодаря ей Пётр воспитал в себе привычку к западным формам жизни. Будучи не ленивым и любознательным, он выработал в себе качества, которые сделали его Великим. У него проснулось желание взять власть, ею пользоваться, проявилась жёсткость в державных делах.  С 1689 года Пётр становиться самостоятельным правителем, сослав Софью в Новодевичий монастырь. Пётр прожил всего 53 года (1672-1725). Из них тридцать пять лет царствования. Он был назван не только Великим, Но и Петром Преобразователем. При нём открылись учебные заведения, изменилась одежда. Пётр не жалея ни денег, не собственных сил улучшал флот, армию, добычу ресурсов, захватом земель, проводя одну за другой реформы. Он работал до седьмого пота и требовал от других того же. Ещё много реформ и преобразований было издано Петром, но не в этом дело. Один человек поднял Россию, утвердил её как державу.
Но как человек Пётр Первый выглядел в глазах современников противоречиво. С одной Стороны, мужчина высоко роста, здоровый, энергичный человек, с другой стороны – болезненный, психованный, бесшабашный человек, не знающий меру алкоголю, кофе и курению. Пётр был дважды женат. Первая Жена – Евдокия, которую он сослал в монастырь… А о второй чуть позже.  Сейчас наш рассказ идёт о романе Петра и Анны Монс, длившийся более 10 лет!
Лефорт познакомил его с первой красавицей Слободы – Анной, дочерью виноторговца. Большую часть времени он проводил здесь, «сбегая» от жены из Кремля.. Правда, если быть точнее, дом, где проживала немка был вне слободы.  Потому называют и другой адрес  её проживания – в самом центре поселения иностранцев, меж не существующими уже кирхой и костелом (ныне  - Старокирочный переулок, №6, во дворе).
Впрочем, не столько номер дома нам важен, как суть истории. Анна Монс была от природы смешлива и кокетлива – а это как раз то, чего не хватало Евдокии. Петру было комфортно с Анной, но ей было мало звания «просто любовницы» Петра. Она хотела большего. И вот момент настал.…  Отправившись в долгое путешествие в Европу, он письмом прислал Евдокии своё высочайшее повеление  - постричься в монахини. Ночью к дому подали повозку с лошадьми, и упиравшуюся Евдокию, помимо её воли увезли в Суздальский девичий монастырь, подальше от дома. Там она влюбилась в  военного, который ответил взаимностью – на свою беду! Пётр Первый самолично пытал Степана Глебова. Хотя жена была ему безразлична, но он не мог смириться с её изменой. Как она смогла? Да тем более ему!
У Степана обнаружили страстные письма и перстень Евдокии, который она ему подарила. Степана пытали нещадно, а потом посадили на кол…
Сделав несчастной царицу Евдокию, он сам не испытал счастья. Почему? Сейчас расскажу.
Анна Монс – «Нимфа Кукуйского ручья» была слишком ветрена, хоть и – в угоду мужчинам  - неизменно весела!
Жадная и ветреная в одном лице.. Сначала о жадности. Анна постоянно выпрашивала у Петра то деревню, то дворец, и жадноватому царю становилось тошно её слушать. Алчную Монсиху начинали ненавидеть все вокруг. Петр прекрасно понимал, что Монс хитра. Но сильное физическое влияние было для него на какое-то время важней…
Царь в открытую жил с Анной, наплевав на мнения москвичей и был готов даже жениться на ней, ведь после истории с  Евдокией он был совершенно свободен!
Тут то Анна и просчиталась. Ей нужен был любовник, «про запас», на всякий случай.. А её любимец Саксонский посланник Кенигсек, куда то запропастился. Но надо ж случиться такой беде! Ну, утонул – полбеды. Всё только начиналось. Так ведь в его карманах нашли не только портрет прекрасной Анхен, но и любовные письма от Анны!
Петру снова изменили! И изменила та, ради которой он шёл на такие жертвы! Он – в сущности, рогоносец, потому что и жена, и любовница, предпочли ему других мужчин…
Говорят, долгое время Пётр был озлоблен на всех женщин, глумился над ними, шутил над их нелепым поведением. Это ещё были только цветочки «добрых» шуток Петра!
Разгневанный рогоносец приказал посадить Анну в тюрьму, из которой она вскоре выбралась.… Позже она выскочила замуж за  другого посланника. И до Крайзерлинга и после него, она вела разгульный образ жизни, ни в чём себе не отказывая. Видно она не была создана для семейной жизни…
Более того, Анна еще, что то просила у  Петра! Ей казалось, это было вполне нормально.  Разъярённый Пётр прогнал Анну вместе с Кайзерлингом.
Это ещё  очень мягкий поступок со стороны царя. Он мог бы их запросто на тот свет отправить. Но видно память прошлых лет в объятьях  милой Анхен, не давала ему покоя. Потому и отпустил с миром. Но потому и кричал злобно. Помнил её. Простить не мог. Но и забыть – тоже…
Вторая жена – Марта Скавронская. Пётр «унаследовал» её от своего друга Александра. Пётр провёл с ней остатки своей жизни, позже она стала Екатериной Первой. Но так же как и Анхен Монс изменила Петру. И с кем! С братом ненавистной Анны Монс.
Так семейство Монс отплатило Петру за его доброе отношение. Вечером того же дня Пётр ужинал с гостями среди которых  были Монс и Екатерина. Молодой камергер (а брат Анны стал камергером) ничего не подозревал, ибо царь спокойно разговаривал с ним. И вдруг Пётр злобно сверкнув очами, спросил у жены время. Екатерина сообщила супругу, что сейчас только девять часов. Пётр быстро перевёл стрелки на три часа вперёд и закричал, что уже двенадцать часов, пора спать…С царём не стали спорить. А через пару минут Монса арестовали в его комнате. Опять любовника допрашивали  и  28 ноября 1724 года  Вилиму отрубили голову. Но это ещё не всё. В спальню супруги он поставил заспиртованную голову  Вилима, не давая ей спать. Больше Пётр не заходил в спальню жены.
Неизвестно, последовал бы за этим развод супругов или нет. Но очень скоро не стало самого Петра. Он простудился, спасая шлюпку, и скончался 28 января 1725игода в возрасте пятидесяти трёх лет.
В день его кончины враги  самодержавца ликовали. По рукам ходила лубочная картина – «как мыши кота хоронили», на которой маленькие мышки несут хоронить огромного дохлого кота, который ужасно напоминает рослого усатого императора….

                          Эпилог.
Время летит, не стоит на месте, не прыгает назад, не забегает вперёд. Времена меняются, рушиться старое и возрождается новое. Нам кажется что прошлое – далеко. А оно очень даже близко. Время – это иллюзия. Утро – прошлое, день – настоящее, ночь – будущее. Мы живём в нескончаемом «дне» ( я имею в виду «Сутках»). И если постараться, до прошлого дотянуться – расплюнуть.
Москва таит много разных тайн – раскрытых  и неизвестных для нас. Каждый дом что то может рассказать. Так что Москву можно открывать бесконечно – дерзайте!

                                                             Елизавета Казак

© Елизавета Казак, 25.03.2010 в 10:29
Свидетельство о публикации № 25032010102921-00157851
Читателей произведения за все время — 185, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют