Меня попросили стать одним из членов жюри, а по возможности – и прокомментировать свои оценки.
Планка конкурса очень высока, от автора требовалось самостоятельно определить «великую» для себя тему. Темы конкурса меня, члена жюри и просто неравнодушного читателя, задели, как говорится, за живое. Страницы нашей истории, отдельные религиозные подвижники, истоки творческого вдохновения. Я считаю, что каждый автор в меру своих сил, таланта и возможностей, с этой задачей справился. Но мне, профессиональному литератору, не пристало опускать планку, поэтому многие работы были мной оценены на 2 и 3 балла: «великая» тема – это ещё не «великое» стихотворение.
Мы – поэты! В нас дремлет народное слово, этого слова ждут, за ним хотят идти… Это слово должно быть своё, ни у кого не заимствованное, а с этим у многих авторов, к огромному моему сожалению, проблемы.
Приоритетом Расы зри
Расцвет, величие Державы!
Не наслажденье сеять смерть,
Месть - долг пред Нашими Богами.
Как можно спать, спокойно есть,
Про истребленье Рода зная!
( Сергач М. )
Правильное стихотворение? – Правильное. Но мало сказать про величие державы, это должно чувствоваться из всей сути стиха. Строки «Приоритетом Расы зри», «Про истребленье Рода зная!» даже вслух произнести, не сломав язык, очень сложно, а каково будет неискушённому читателю? Захочет ли он перечитать, сумеет ли запомнить такие труднопроизносимые стихи?
В понятьи "Русская душа",
С лицом Поэта Православья.
Столпы архаики круша
Он вёл свою Россию к славе!
(Павел Маленев, «Русские у переправы» )
При свете брезжущем лампады,
В скиту монашеском молясь,
Вдруг обрету благую радость
И с Богом родственную связь.
Паду на слабые колени
Во власти сладких райских грёз
( Павел Бойчевский, «Откровение» )
Стилистика стихотворений подражательная, заимствованная, целые словосочетания очень похожи на стихи поэтов аж 18 века, и то не в лучших образцах. И даже замечательные находки не спасают.
О княже мудрый, благоверный,
Как царь Давид Ты побеждал!
Венцом нетленным Бог вселенной
Тебя за подвиг увенчал!
Защитник веры Православной
От многочисленных врагов,
Твой Подвиг, доблестный и славный,
Записан в летопись веков…
(Александр Рябинин, «Великий Князь Александр Невский» )
Стихотворение больше напоминает искусную стилизацию под русскую молитву, и только этим хорошо. Художественной же ценности у стиха мало, точнее просто нет: а-ля Державин. А вот настоящий Державин:
ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных.
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
Но это 1780-ый год, а на дворе-то 2010 год 21 века! Державин до сих пор актуален и читабелен, а вот Рябинин нет.
Я никогда не поверю, что может погибнуть Россия!
Веками стояла она, как загадочный Исполин!
Ценой всенародных непостижимых усилий
Гнала вражью рать с необъятной Русской Земли!
( Нина С., «Россия навсегда» )
Тема вроде бы и правильная, важная, но всё стихотворение напоминает голый лозунг, а за душу не берёт. Свои, не заёмные слова, не найдены.
Пусть уж простят меня авторы, что я не даю цитаты из каждого стихотворения, но проблемы у многих авторов общие.
Было несколько стихотворений, которые меня искренно порадовали, зажгли, но даже их авторам я не смогла поставить оценку 5, так как хорошему, талантливому автору негоже сползать в голую риторику.
Правлю злобой сионистского вассала
Языком язык ломаю я назло.
Для того Россия Грузию спасала,
Чтобы с Гори горе русское пришло?
В самый раз на мне левитские обноски -
С талмудическим подкладом «Капитал».
Это я с Володькой Бланком, Лейбой Троцким
Против Родины Суворова восстал.
Это мы на троне Грозного Ивана
Закрываем тени Невского с Петром.
Злые выползни жидовского обмана
С мимикрирующей шкурой и нутром.
Это стихи Леонида Корнилова.
Выдержаны, но есть сложность и нагромождение фактов, разрушающее общее впечатление. "Равенство души и глагола – вот поэт!" – точно сказала Цветаева. В данном же стихотворении автору не удалось совместить порыв и исполнение.
Прозревать и трудиться упорно желаю,
Хоть родитель мой бодр и не сед.
Навсегда предпочли подворотнему лаю
Лебединые песни побед.
На тяжёлых камнях древнерусских поверий
(где монголы и гунны прошли,
где разбились могучие волны о берег),
Лишь назвав поимённо лихие потери,
Мы построим ещё корабли.
( Олег Малини, «Мы последние дети советской державы...» )
Стихотворение с хорошим исполнением, но не покидает ощущение, что оно написано поспешно и ещё не закончено. Хотя, может быть, если отсечь последний катрен и оставить в финале утверждение «Мы построим ещё корабли», то стихотворение, я думаю, будет закончено. А также я бы исправила отсутствующий в русском языке «подворотней лай» на «подзаборный». Есть устойчивые словосочетания, которые работают сами по себе, как-то «зелёная улица» ( мы же не говорим «дали нам зелёную дорогу» ).
Поймите, скверно написанное стихотворение не добавит чести никакому движению, даже самому достойному. Торопливость разрушает поэта. Мне, например, ни за одно своё стихотворение не стыдно, так как я уважаю своего читателя и никогда не выложу на его обозрение, а тем более на конкурс, недоработанное, недопродуманное произведение. Читателя нужно уважать и прививать ему хороший вкус. И даже патриотизм и вера здесь ни при чём. Мало поднять серьёзную и великую тему, нужно её ещё и удержать на высоте! Кто сейчас вспомнит бесконечные агитки, да и всю поэтическую лениниану, публиковавшуюся в советское время. Но были и тогда хорошие стихи.
Меня пытались уверить в том, что литература в интернете вторична, нетребовательна, я с этим категорически не согласна. Литература всегда строится на образцах, а кто как не поэт и писатель создаст этот образец? Тут как нельзя кстати цитата из замечательного стихотворения участницы конкурса Виктории Тищенко «О, с детства я боялась плагиата!»:
А потому так пишете, что внуки
не обожгут о ваши строки руки!
А я хочу, чтобы о наши с вами строки наши с вами внуки обжигали руки, чтобы бумага горела, слова на экране компьютера полыхали, чтобы в человеке закипала его совесть, а душа сама стремилась к бою. Ведь люди ждут слова. И найти это, самое главное для себя святое нужное слово – есть нравственный долг поэта.
С уважением,
Марина Шамсутдинова.