Творчество Пастернака можно разделить на два очень различных по стилю периода: «футуристический» (начало деятельности) и «классический» (её завершение в 40..50-х гг). Разница между ними просто бросается в глаза. Например (открываю сборник наугад), отрывки из стихов первого периода:
Вокзал, несгораемый ящик
Разлук моих, встреч и разлук,
Испытанный друг и указчик,
Начать - не исчислить заслуг.
Бывало, вся жизнь моя - в шарфе,
Лишь подан к посадке состав,
И пышут намордники гарпий,
Парами глаза нам застлав.
.............
Или:
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.
И было темно. И это был пруд
И волны. — И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.
...........
И – стихи второго периода:
Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение псалтыри.
Еще кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрестка до угла,
И до рассвета и тепла
Еще тысячелетье.
............
Или:
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.
...........
Или:
В московские особняки
Врывается весна нахрапом.
Выпархивает моль за шкапом
И ползает по летним шляпам,
И прячут шубы в сундуки.
По деревянным антресолям
Стоят цветочные горшки
С левкоем и желтофиолем,
И дышат комнаты привольем,
И пахнут пылью чердаки.
И улица запанибрата
С оконницей подслеповатой,
И белой ночи и закату
Не разминуться у реки.
............
Естественно, был и «переходный» период. «Какого из Пастернаков» предпочтём?
Давайте в этом туре попробуем имитировать стихи «позднего» Пастернака. Почему? – А просто они мне больше нравятся… «Во всём мне хочется дойти до самой сути» – кажется, это желание в конце пути поэта исполнилось .
Очень трудно сформулировать чёткие отличия предлагаемого к имитации стиля. Необходимо «проникнуться» самостоятельно – читать сами стихи (кстати, их в этот период относительно немного: Пастернак – не Бальмонт, которым захлебнуться можно… :) ).
Отточенность формы – ну, тут другого и ожидать трудно. Неброские (футуризм и безнадёжное соперничество с Маяковским – в прошлом!), но аккуратные, рифмы, чёткий ритм (дольник практически исчез). Впрочем, структура строф – переменная: строк столько, сколько фиксируемая «эмоция» требует.
«Непосредственность», поэт как бы живописует свои ощущения; не просто рассказ, а вИдение глазами ЛГ, субъективность и мимолётность впечатлений, – что-то вроде поэтического «импрессионизма». У меня возникает странное ощущение «раздельных» мазков «кисти», как на картинах некоторых импрессионистов.
«Полифоничность», сложность, изменчивость переживаний ЛГ. Сам автор писал (в письме коллеге): «сама жизнь охвачена стремительным движением… все присутствует и совершается, будто это нескончаемое вдохновение, выбор и свобода. Стиль моего письма, моя поэтика посвящены усилению и передаче этой стороны действительности, ее общего потока».
Настроение – умудрённо-заинтересованное: странный, одновременно и младенческий, и старческий взгляд. Яркость восприятия ЛГ, этакая «потрясённость души» внешне обыденными событиями. Одушевлённость, эмоциональность окружаюших предметов.
Склонность к религиозным темам, библейским образам.
Эмоции – очень простые, естественные, никакого «демонизма», «сверхчеловечности», «феерии страстей» и т.п. Может, тем они и «резонируют» в читателе сильнее.
Никакого интереса к громким, «граждански-звучащим» темам, к «политике» (от «заказов» Сталина мягко уклонялся, а без нужды вякать, как Мандельштам, – не рисковал).
В общем, стыжусь – но способен высказать только общие словеса, под которые подойдёт стиль ещё много кого... Читайте – и обрящете.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Тему задаст либо строка Владимира Маяковского «если звёзды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно», либо – его же строка «мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал!». Какая из тем понравится – ту и берите. Как Вы её интерпретируете – дело Ваше. (Ну, поработайте извилинами! «Рождественская звезда», или ЛГ в экстазе от красот ночи, или вечерний поход за бутылкой под звёздами фонарей… Да мало ли что?! Только о стиле не забывайте).
Итак, задание: стих в манере «позднего» (40..50-е гг) Бориса Пастернака на одну из тем «если звёзды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно» или «мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал!». Цель конкурсантов – написать стих, максимально имитируя авторскую манеру. Желательно учесть как технику, так и особенности лексики и образного ряда. Т.е., цель – всё та же, амбициозная: «попробовать допрыгнуть» до уровня классика, «вжиться» в его творчество, написать не пародию на конкретный стих, а нечто новое, «всерьёз», что не было бы «белой вороной» в сборнике поэта.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
К участию в конкурсе допускаются все зарегистрированные на сайте авторы с псевдонимами, похожими на нормальные «имя-фамилию».
Каждый участник имеет право подать одно произведение (плюс, при желании, – несколько вне конкурса). Текст работ размещается в данной ветке форума мастер-класса. Не возбраняется их редактирование (до истечения срока подачи): главное – не скорость отклика, а качество. Но произведение, отредактированное после окончания срока подачи, с конкурса снимается.
Члены жюри могут подавать произведения только вне конкурса.
Победитель 11-го тура пропускает 13-й и 14-й туры, занявший второе (если призовое) место пропускает только 13-й тур).
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Сроки подачи работ: c 8 марта 2010 по 3 апреля 2010.
Работа жюри: 7 апреля 2010 –29 апреля 2010.
Объявление результатов: 2 мая 2010.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Состав жюри:
Андрей Злой
Бочаров Дмитрий С
Ирина Акс
Любовь Сирота
Михаил Левин
Секретарь жюри – Наталья Ирга
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Победитель конкурса определяется по общей сумме набранных баллов. Если по какой-либо причине судья не проголосовал за автора, отсутствующая оценка вычисляется как среднее арифметическое от оценок остальных судей.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Премии: 1-я – 5000 баллов, 2-я – 3000 баллов, 3-я – 2000 баллов. При числе участников до 6 (включительно) присуждается только 1-я премия, 7-12 – 1-я и 2-я премии, 13 и более – все три премии.
Произведения-победители на страничках авторов помечаются значками соответствующих наград.
Удачи!
_________________________________________ __
P.S. Не удержусь, приведу полностью хоть один стих поэта, к календарю подходящий (посмотрите, как просто – и эмоционально).
На Страстной
Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.
Еще кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрестка до угла,
И до рассвета и тепла
Еще тысячелетье.
Еще земля голым-гола,
И ей ночами не в чем
Раскачивать колокола
И вторить с воли певчим.
И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.
А в городе, на небольшом
Пространстве, как на сходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.
И взгляд их ужасом объят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград,
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.
И видят свет у царских врат,
И черный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица –
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с плащаницей,
И две березы у ворот
Должны посторониться.
И шествие обходит двор
По краю тротуара,
И вносит с улицы в притвор
Весну, весенний разговор
И воздух с привкусом просфор
И вешнего угара.
И март разбрасывает снег
На паперти толпе калек,
Как будто вышел человек,
И вынес, и открыл ковчег,
И все до нитки роздал.
И пенье длится до зари,
И, нарыдавшись вдосталь,
Доходят тише изнутри
На пустыри под фонари
Псалтырь или Апостол.
Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.
1946