Youssef Girard
Tan Malakka : nationalisme, marxisme et Islam (1/2)
Tan Malakka : nationalisme, marxisme et Islam (2/2)
Перевод с фр. А. Гачикуса
Рецензия переводчика
Сайт http://www.oumma.com, опубликовавший 15-го и 24-го апреля 2008г. 2 части данной статьи – один из немногих французских мусульманских сайтов, поддержавших восстание пролетарской молодёжи из пригородов в 2005г.
Советско-российский оппортунизм умалчивал и продолжает умалчивать о Тан Малаке - создателе и первом председателе Компартии Индонезии, который был казнён режимом Сукарно – соглашателя с голландскими, советскими и прочими империалистами. Упоминания о Тан Малаке нет в Большой Советской Энциклопедии. Статей о нём почти нет в русскоязычном Интернете. Вкратце он упоминается в книге Арриго Черветто «Унитарный империализм» (том II), но в биографическом справочнике сказано, что он – якобы «ветеран партии «Сарекат Ислам»» (ниже мы увидим, какое это возмутительное искажение истины).
Откуда такая нелюбовь оппортунистов к Тан Малаке? Это связано с его выступлением на 4-м Конгрессе Коминтерна, получившем название «Коммунизм и панисламизм», в котором он доказывает необходимость союза с панисламизмом (перевод этого выступления я привожу ниже, т.к. его нет в русскоязычном Интернете – по крайней мере, я не нашёл).
Оппортунисты, начиная со Сталина и кончая нынешними, когда речь заходит о поддержке национально-освободительной борьбы мусульманских народов 3-го мира – особенно против российского империализма - цепляются как утопающий за соломинку за наброски тезисов Ленина ко 2-му съезду Коминтерна (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 166), где Ленин говорит о «необходимости борьбы с панисламизмом». Почему-то «коммунисты» не вспоминают слова Ленина о «демократическом движении народных масс на Яве под знаменем ислама», о том, что «на смену заживо гниющей буржуазии Европы идёт пролетариат европейских стран и молодая, полная веры в свои силы и доверия к массам демократия азиатских стран» ((Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 145-146)!
Черветто в своей критике союза с панисламизмом и Тан Малаки (см. «Унитарный империализм», том II, с. 118-121 и далее) слишком вольно трактовал эти наброски тезисов Ленина, голословно приписывая Ленину свои полукаутскианские мысли (вообще смешно: Черветто на нескольких страницах «разъясняет» смысл этих коротеньких набросков – причём тот смысл, которого в них просто нет). Я уже критиковал это место у Черветто в своей работе «О государстве» за 2006г., здесь к нему возвращаться не буду.
Что имел в виду Ленин, говоря о необходимости борьбы с панисламизмом? Очевидно он, имея опыт борьбы с культурно-национальной автономией Бунда, боялся, как бы коммунисты в своей поддержке национально-освободительных движений не увлеклись до той степени, что начали поддерживать реакционный элемент бедных наций. Сталинский же оппортунизм (и весь оппортунизм вплоть до нынешних времён, над которым до сих пор витает дух сталинщины, хоть он зачастую и открещивается от Сталина) использовал эти слова Ленина как оправдание отказа от поддержки национально-освободительных движений.
Из речи Тан Малаки «Коммунизм и панисламизм» видно, что панисламизм в странах 3-го мира – таких, как Индонезия – является идеологией беднейшего крестьянства, а не «ханов, помещиков, мулл». Здесь применимы следующие 4-й и 5-й подпункты из 11-го пункта вышеупомянутых ленинских набросков тезисов, которые, если применить их к мусульманским странам 3-го мира, означают: «идти во временном союзе с исламистами, но не сливаться с ними».
Оппортунисты же цепляются за букву ленинского учения, затушёвывая его дух.
К сожалению, автор данной статьи о Тан Малаке повторяет ошибку шовинистов под маской коммунистов, но наизнанку: он упрекает Ленина в великорусском шовинизме. Это – неверно.
Во 1-х, «западнические концепции» Ленина всегда были борьбой против восточного деспотизма, против азиатчины, а не оправданием колониального гнёта со стороны передовых наций – гнёта, опирающегося как раз на этот деспотизм, консервирующего дикость в колониях ради получения максимальных прибылей; с другой стороны, исламизм, как это было справедливо подмечено уже десятки раз многими аналитиками, несмотря на свои религиозные фразы, на цитаты из Корана, является, по сути, вполне современной, европеизированной, западнической идеологией, выступающей и против новейшего капиталистического империализма богатых наций, и против традиционного полуфеодального ислама, который сросся с этим новейшим империализмом.
Автор же данной статьи, утверждающий, что Ленин «был неспособен понять» это, просто игнорирует писанное Лениным о народничестве, об азиатской демократии, о том же Гоминьдане и т.п. (см. мою статью «Как запели!» за 2007г., также см. Ленин, ПСС, изд. 5-е, т. 21, с. 404-405). Термин «западнический», который для Ленина означал «несущий прогресс, цивилизацию», для автора означает «прозападный». В этом, последнем, смысле Ленин, разумеется, «западником» никогда не был, а утверждать обратное – значит просто игнорировать корень его учения – теорию об империализме.
Во 2-х. Утверждать, что Ленин выступал против панисламизма в интересах советского (=обновлённого российского) империализма, опять же неверно. Это значит игнорировать его последние предсмертные работы (ту же работу «К вопросу об автономизации»); это значит смешивать ленинизм со сталинизмом. Фырканье на Ленина – слабое место данной статьи. Здесь проявляется национализм автора, недоверие его к революционному пролетариату богатых наций.
Кроме того, что данная статья затрагивает вопрос о панисламизме, она затрагивает то, о чём писал Ленин в 6-м подпункте данного, 11-го пункта вышеупомянутых набросков тезисов, а именно:
«необходимость неуклонного разъяснения и разоблачения перед самыми широкими трудящимися массами всех, особенно же отсталых стран, того обмана, который систематически проводят империалистические державы, подвидом создания политически независимых государств создающие вполне зависимые от них в экономическом, финансовом, военном отношениях государства; в современной обстановке кроме союза советских республик нет спасения зависимым и слабым нациям»
В подчёркивании того, что формальная политическая независимость ещё не означает настоящей независимости (не только в Индонезии при Сукарно, а вообще) – достоинство данной статьи. Сегодня, когда «наши» «коммунисты» видят причины бедственного положения народов бывших союзных республик в их выходе из СССР, а не в том, что они, наоборот, не получили реальной независимости от России – эти слова звучат актуально.
И ещё. В статье упоминается имя татарского марксиста Султан-Галиева, который также выступал за союз с исламизмом, был оклеветан Сталиным и при попустительстве (если не сказать соучастии) Троцкого репрессирован. Интересная статья о нём - А.В.Сагадеев. МИРСАИТ СУЛТАН-ГАЛИЕВ — РЕВОЛЮЦИОНЕР И МЫСЛИТЕЛЬ. РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР. ВЫПУСК 3(20), 1998 ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ. Во избежание недоразумений ещё раз подчёркиваю, что к Татарии и Башкирии выводы, полученные на бедных нациях, разумеется, неприменимы; а также то, что в исламизме, конечно же, есть разные крылья, от пролетарского до буржуазного. Но об этом – в другой раз.
Важное примечание. Слово «националистический» в данной статье правильнее понимать как «национально-освободительный» («националитарный», о чём пишет вышеупомянутый Сагадеев, ссылаясь на А. Абд аль-Малика, на которого, кстати, ссылается и автор данной статьи).
В конце хотел бы извиниться за качество перевода, местами корявого и, возможно, не всегда точного.
13.04.2009
А. Г.
Вторник, 15 апреля 2008г.
«Народ, способный сам организовать свою экономическую жизнь и производить всегда и везде вождей в своих недрах, никогда не будет сгноён в покорности при помощи танков и самолётов».
Тан Малака
Воинствующий индонезийский националист, мусульманин и марксист Тан Малака был одной из наиболее заметных фигур среди воинственных революционеров 3 континентов, которые старались децентрализовать марксизм и связать антикапиталистическую, антиимпериалистическую борьбу с культурно-национальным возрождением.
Как и его сверстники - татарин Султан Галиев, индиец Манабендра Нат Рой, перуанец Хосе Карлос Мариатеги и вьетнамец Хо Ши Мин - Тан Малака присоединился к применению марксизма - идеологии, рождённой в европейской обстановке, к национально-культурным реалиям своей страны - азиатской и мусульманской страны Индонезии, особенно учитывая её исламское измерение, против «западного» коммунизма, который не видел в исламе традиции, дающей большие возможности. Для не-западнических революционеров марксизм заключался «в многочисленных брожениях национального возрождения через распространение социализма» [1].
Рождённый на Западе Суматры в 1897г. в Индонезии под колониальным господством голландцев, Тан Малака учился в школе с преподавателями-голландцами в Букиттинги, культурном и интеллектуальном центре области Минангкабау. В 1913г. он взял ссуду в своей бывшей деревне ради получения образования в Голландии. Там он слушал курсы в Харлемском педвузе до 1919г.
Прибыв в Голландию, Тан Малака познакомился с марксизмом, за изучение которого он засел с огромным интересом. Марксизм дал ему орудие критического анализа для лучшего понимания политической и общественной ситуации Индонезии. Общаясь с голландскими студентами-марксистами и индонезийскими студентами, он убедился, что Индонезия должна освободиться от колониального господства через революцию. В этой обстановке интеллектуального соперничества, русская революция октября 1917г. имела большую важность в своём отражении на Индонезию и на связь между капитализмом, империализмом и социальным угнетением.
Вернувшись в Индонезию в 1919г., Тан Малака становится преподавателем в школе для детей рабочих плантаций около Медана на севере Суматры. В то же время он начинает сотрудничать с Социал-демократическим союзом Индий (СДСИ), который потом станет Компартией Индонезии (КПИ). В 1920г. он уезжает из Суматры на Яву, где по просьбе националистической и исламской организации Сарекат Ислам (Исламская Лига) он создаёт «школу народа» в Семаранге, в центре Явы. Этот город был центром актива индонезийского национализма. Созданная в 1912г. Хаджи Омаром Саидом Тжокроаминото, организация Сарекат Ислам была националистическим и исламским движением, защищающим тезисы салафийя, толчок которым дал Джамаледдин аль-Афгани.
Излагая свою работу с движением Сарекат Ислам на 4-м Конгрессе Коминтерна в 1922г. в Москве, Тан Малака объяснял: «У нас на Яве есть очень большая организация с большим числом очень бедных крестьян, Сарекат Ислам (Исламская Лига). Между 1912г. и 1916г. в этой организации было миллион членов, может быть даже 3 или 4 миллиона. Это очень большое народное движение, которое возникло стихийно и является действительно революционным.
До 1921г. мы сотрудничали с ним. Наша партия [Компартия Индонезии], насчитывающая 13 000 членов, входила в это народное движение и вела там свою пропагандистскую работу. В 1921г. мы имели успех в продвижении нашей программы в Сарекат Ислам. Исламская Лига тоже проводит её в агитации в деревнях под контролем заводов и под лозунгом: «Вся власть бедным крестьянам, вся власть пролетариям!» Т.о., Сарекат Ислам проводит ту же пропаганду, что и наша Компартия, иногда только под другими названиями.
Но в 1921г. произошёл раскол в результате неумелой критики в адрес Сарекат Ислам. Правительство, через посредничество своих агентов в недрах Сарекат Ислам, использовало раскол, а также использовало решение 2-го конгресса Коминтерна: борьба против панисламизма. Что они говорят простым крестьянам? Они говорят: смотрите, коммунисты хотят не просто раскола, они хотят уничтожить вашу религию! Это – чересчур для простого крестьянина-мусульманина. Крестьянин говорит сам себе: я лишён почти всего в этом мире, следовательно, должен ли я лишаться моего рая? Этого я не хочу! Вот как думает простой мусульманин. Пропагандисты правительства пользуются этим с большим успехом. И, стало быть, мы получили раскол» [2].
Перед лицом членов Конгресса Коминтерна Тан Малака предъявлял свою аргументацию, симпатизирующую сотрудничеству индонезийских марксистов и исламской организации Сарекат Ислам: «Сарекат-исламисты верят нашей пропаганде и остаются с нами по своим склонностям, ради использования народного выражения, но в своих сердцах они остаются вместе с Сарекат Ислам, вместе со своим раем. И рай есть некоторая вещь, которую мы не можем им дать. Вот почему они бойкотировали наши собрания, и мы не могли больше вообще пропагандировать.
С начала прошлого года мы работали в восстановленной связи с Сарекат Ислам. На нашем съезде в декабре прошлого года мы сказали, что мусульмане Кавказа, других стран, сотрудничающие с Советами и борющиеся против международного капитализма, лучше понимают свою религию; мы также говорили, что если они хотят пропагандировать за свою религию, они могут делать это сколько угодно в мечетях, но не в союзах.
Нас спрашивают в общественных объединениях: вы – мусульмане, да или нет? Вы верите в бога, да или нет? Как нам отвечать на это? Я сказал, что когда я стою перед богом, я - мусульманин, но когда я стою перед человеком, я – не мусульманин. Вот так примерно мы с Кораном в руках нанесли поражение их лидерам; на нашем съезде в прошлом году мы заставляли вождей Сарекат Ислам, окольным путём, через их собственных членов, сотрудничать с нами.
Когда в марте прошлого года разразилась всеобщая забастовка, трудящиеся мусульмане нуждались в нас, потому что под нашим руководством были железнодорожники. Вожди Сарекат Ислам говорили: если бы вы хотели сотрудничать с нами, вы бы помогли нам, а следовательно и себе. Верно, подытожили мы на своей встрече и сказали: да, ваш бог всемогущ, но он говорит, что на этой земле железнодорожники более всемогущи! Железнодорожники - это исполнительный комитет бога в этом мире» [3].
Это сближение между Сарекат Ислам и компартией Индонезии произошло в тот момент, когда Тан Малака был избран президентом КПИ. Фактически, он был первым (основным) сторонником и крупным участником сближения между КПИ и Сарекат Ислам. Однако, за этот факт своей политической деятельности он был арестован голландскими колониальными властями в Бандунге в 1922г. и сослан в Голландию. В сердце колониального господства он представил свою кандидатуру на голландских парламентских выборах 1922г. как кандидат от Компартии Голландии, желающий убедить поддержать дело борьбы за национальную независимость Индонезии.
Впоследствии Тан Малака перебрался в Берлин, потом – в Москву. В недрах Коммунистического Интернационала [Коминтерна] он утверждал, что европейские коммунисты должны настоятельно помогать национальной борьбе в Азии и колонизованных странах. Фактически, его знание Юго-Восточной Азии предопределило назначение его агентом Коминтерна в этом регионе.
В 1923г. Коммунистический Интернационал послал его в Кантон, Китай, с миссией выпустить журнал на английском языке. После этого он возвратился в Манилу, Филиппины, находившиеся в то время под американским господством. Несмотря на то, что деятельность Тан Малаки пользовалась симпатиями в Коминтерне, он расходился во взглядах с тезисами Ленина о движениях культурно-национального возрождения, какими были панисламизм или паназиатизм.
В июле 1920г. на 2-м Конгрессе Коминтерна были очерчены важные линии антиколониалистской политики Коминтерна. В своих «тезисах и добавлениях по национальному и колониальному вопросам» конгресс утверждал: «необходима борьба против панисламизма, паназиатизма и подобных течений, пытающимися соединить освободительную борьбу против европейского и американского империализма с укреплением позиций турецкого и японского империализма, как и местных помещиков, высшего духовенства и т.п.;» [4].
По поводу этого утверждению конгресса, следовавшему из ориентировок Ленина, возникают 2 замечания [5]:
- Во 1-х, Ленин, в рамках своих западнических концепций, был неспособен понять, что панисламистские или паназиатские движения являются носителями динамики возрождения цивилизации в обществах - жертвах (добычах) политического, экономического и культурного господства Запада;
- Во 2-х, в то время как большевики были повторением возрождённой империи царей, Ленин осуждал движения, панисламизм и паназиатизм, чувствительные к делу воссоздания русского колониального господства над Кавказом, Средней Азией или Восточной Сибирью. За выступлением против панисламизма и паназиатизма скрывалась защита замысла «Великой России», который возобновили большевики.
Далёкий от этих западнических концепций, Тан Малака был одним из основных деятелей того, что Анвар Абдель Малек назвал «подлинно идеологической борьбой» между «евроцентрированными марксистами и национальными («националистическими») марксистами стран с низким уровнем развития» [6].
[1] Abdel Malek Anouar, La dialectique sociale, Ed Seuil, Paris, 1972, page 36. Anouar Abdel Malek notait que ces marxistes du Sud restaient « inconnus, mal aimés, dénigrés ».
[2] Tan Malakka, Communisme et Pan-islamisme, IVème Congrès de l’Internationale Communiste.
[3] Tan Malakka, Communisme et Pan-islamisme, IVème Congrès de l’Internationale Communiste.
[4] Резолюция Коминтерна, тезисы и добавления по национальному и колониальному вопросам, II конгресс Коминтерна, июль 1920.
[5] В тексте, подготовленном к конгрессу, Ленин утверждал, что «необходима борьба с панисламизмом и подобными течениями, пытающимися соединить движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т.п.» (См. Ленин, ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ НАБРОСОК ТЕЗИСОВ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ И КОЛОНИАЛЬНОМУ ВОПРОСАМ (ДЛЯ ВТОРОГО СЪЕЗДА КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 166)).
[6] Abdel Malek Anouar, La dialectique sociale, op. cit., page 296.
Четверг, 24 апреля 2008г.
Вдохновлённый идеями «исламского братства», развитых Джамаледдином Аль-Афгани, Тан Малака видел в панисламизме проявление воли к возрождению цивилизации и освобождению мусульманских народов – жертв западного империализма.
На 4-м конгрессе Коминтерна в Москве в 1922г. Тан Малака утверждал: «сегодня панисламизм означает борьбу за национальное освобождение, т.к. для мусульман ислам – это всё: не только религия, но также и государство, экономика, пища и всё остальное. Т.о., панисламизм означает поддержание братства всех мусульманских народов и национального освобождения не только арабов, на также и индийцев, яванцев (индонезийцев) и всех угнетённых мусульманских народов.
Это братство включает в себя не только борьбу, ведущуюся против голландского империализма, но также и против английского, французского и итальянского капитализма, и, следовательно, против всего мирового капитализма. Вот почему сегодня в Индонезии, среди угнетённых колониальных народов панисламизм представляет борьбу за освобождение от власти различных империалистов мира. Эта новая задача для нас. Поскольку мы хотим поддержать национальную борьбу, мы хотим, следовательно, поддержать освобождение очень боевых, очень активных 250 миллионов мусульман, живущих под гнётом власти империалистов». [1]
В ту же эпоху Компартия Индонезии готовила восстание для захвата власти в стране. Тан Малака был против этого восстания, считая, что партия не готова к руководству революцией и освобождению Индонезии. Однако, элементы КПИ на Западной Яве и в Западной Суматре начали вооружённое восстание, которое было зверски подавлено голландскими колониальными властями. Компартию Индонезии запретили, а некоторые её вожди были казнены.
Так, берущий свои перспективы лицом к лицу с Коминтерном и КПИ, Тан Малака в 1926г. вернулся в Бангкок, где основал Республиканскую Партию Индонезии (РПИ). Благодаря Тан Малака национально-освободительная борьба в Индонезии «заправилась горючим», а марксисты стали предпочитать её всем другим соображениям.
В то время как Сталин хотел продвижения политики т.н. «класс против класса», т.е. чтоб коммунистические партии стали отказываться от любых союзов и вести свою борьбу одни против всех, Тан Малака был благосклонен к созданию антиколониального фронта, т.к. он уже пробовал это делать во время своего сотрудничества с Сарекат Ислами. Фактически, к концу 1920-х гг. РПИ Тан Малаки была единственной партией, проповедующей независимость Индонезии.
По возвращению в Манилу, он был арестован американской колониальной полицией по просьбе голландских властей. «Процесс» Тан Малаки стал началом объединения филиппинских националистов. В конце концов, он, избежав выдачи его голландским властям, бежал в Китай. В Шанхае в 1931г. он возобновил своё сотрудничество с Коминтерном. В 1932г., в тот момент, когда японские войска захватили город, он убежал в Гонконг.
Там он был тотчас арестован британскими властями и изгнан оттуда. Тан Малака снова сбежал в Китай, но был вынужден опять бежать из-за японского наступления в 1937. Он отправился в Сингапур. Во время 2-й мировой войны, когда японцы оккупировали Малайзию и Индонезию, в 1942г. Тан Малака решил вернуться в свою страну, после почти 20 лет изгнания.
В течение японской оккупации Тан Малака работал административным служащим на шахте в Восточной Яве. В 1945г., когда Ахмед Сукарно и Мохаммед Хата провозгласили независимость Республики Индонезия, Тан Малака оценил, что они слишком примирительные по отношению к голландским колониалистам, стремящимся только к одному – к восстановлению своего прежнего владычества.
В самом деле, в конце 1945г. голландцы высадились в Индонезии, пытаясь вернуть архипелаг под свой сапог. В 1946г. Тан Малака основал Персатуан Перджуанган, «Фронт борьбы», в который вошла Компартия Индонезии. Тан Малака утверждал, что индонезийское правительство не должно вести переговоры с голландскими колонизаторами, пока они полностью не выведут свои войска из Индонезии.
За факт своего националистического революционного действия Тан Малака подвергся тюремному заключению в марте 1946г. вместе с руководством Персатуан Перджуанган по приказу нидерландской делегации в Индонезии, исполненному правительством Индонезийской Республики Ахмеда Сукарно.
По мнению Тан Малаки арест руководителей Фронта выражал «желание правительства республики превратить борьбу пролетарских масс в чисто дипломатическое дело; заменить дипломатию «бамба рунтджинг» (копьё с наконечником из заострённого бамбука) дипломатией, основанной на переговорах, заменить лозунг «вести переговоры на базе полного признания» на лозунг «примирение путём принесения в жертву суверенитета, независимости, экономических ресурсов и населения». [2]
Для Тан Малаки «меры, которые предпринимались, чтоб возвратить всё добро (имущество) врага народу Индонезии, который имел на это право, постепенно заменяются политикой, нацеленной на возвращение всех его владений иностранцам, в том числе подчинённым врагам; от строительства независимой экономики, направленной на обеспечение процветания всего народа Индонезии (которое сходно с интересами всех других народов), отказываются и устремляются в сотрудничество с нидерландскими капиталистами и империалистами, которые вот уже 350 лет угнетают и эксплуатируют народ Индонезии». [3]
Персатуан Перджуанган имела поддержку, включая недра индонезийской республиканской армии и в кругах, близких к её командующему, генералу Судирману. Фронт имел успех в смещении премьер-министра Султана Сджахрира, проповедовавшего переговоры с голландскими властями, отправленного в отставку примерно через месяц.
Убеждённый, что соглашения с голландскими властями Линггараджати в 1947г. и «Ренвилля» в 1948г. были поражением молодой Республики Индонезия, Тан Малака по выходу из тюрьмы в сентябре 1948 г. основал Партаи Мурба, «партию масс» в Джокьякарте, в центре Явы.
В это время, поставленные под угрозу несомненного отделения, голландские власти предоставили независимость Соединённым Штатам Индонезии и начали выводить свои войска. Взамен правительство Индонезии признало право собственности империалистов на все их бывшие владения и присоединение к Голландии в «Нидерландском Союзе» под короной рода Оран-Нассау.
Выступая против компромиссов правительства Индонезии с бывшими голландскими колониальными властями, Тан Малака решил перейти от «оружия критики» к «критике оружием». В 1949 г., преследуемый республиканскими войсками, Тан Малака без вести пропал в джунглях около Кедири на востоке Явы.
До этих событий, в мае 1948г. Тан Малака написал брошюру под названием «Партизан и его военная, политическая и экономическая борьба». Эта брошюра была написана для подготовки партизан, борющихся с 1947г. против сил нидерландской армии в Индонезии.
В ней были изложены авторские концепции партизанской войны. Для Тан Малаки проведение военных операций, следование политической ориентации, вовлечение в дипломатические обсуждения, исполнение экономических мер составляли цельную, согласованную, поставленную в единственном и одинаковом направлении цель: завоевание полной независимости Индонезии и социальное освобождение индонезийских масс.
В своём введении он составил мрачную констатацию положения индонезийской революции в 1948г.: «Мы объявляем, что доведены до пропасти. Наши возможности политических, экономических, финансовых и военных планов сокращены до крайности. Вот результат двух лет переговоров. Единство народа в борьбе против капитализма и империализма разбито. Большая часть индонезийской территории изолирована, подчинена власти врага, снова господствующей Голландии. Некоторые штаты – марионетки, созданные и поднятые одни против других.
Кроме того, экономика и финансы территорий подчиняются республике, находящейся в величайшем беспорядке. Политика «реконструкции и рационализации» армии угрожает превращением её в колониальную армию, т.е. армию, учреждённую на деньги масс, но отделённую от них и предназначенную для поддержания подчинения в государстве» [4].
Столкнувшись с такой ситуацией, Тан Малака действовал по опыту китайской революции и статей Мао Цзэдуна, предлагавшего ведение партизанской войны: «Я считаю, что мера, которая может больше всего содействовать спасению страны, это подготовка партизанских войн на земле и на море, повсюду. Вот моё мнение по этому поводу, которое я изложил в этой брошюре».
По его мнению, партизанская война есть «важнейшее оружие борьбы угнетённых народов и неприятность, вооружённая против врага, располагающего современным оружием». Эта партизанская война должна поддерживаться партизанами, которые являются индонезийцами, требующими полной независимости и готовыми на «уничтожение всех сил, противостоящих этому провозглашению и этой полной независимости». [5]
Революционные националисты, защищающие специфический марксизм, по Тан Малаке дают своему бою за освобождение и национально-культурное возрождение социальное измерение, необходимое для освобождения масс: «Если передача верховной власти проводится через занимание всех правительственных постов людьми, такими как профессор Джаджадининграу, полковник Абдул Кадир и Султан Хамид, тогда как экономическая жизнь остаётся под властью иностранцев, национальная революция не изменит ситуацию, в которой массы находились во времена «Нидерландской Индии». Короче, одна национальная независимость, одна политическая независимость не имеют смысла для пролетариата, рабочих, крестьян и всех неимущих классов» [6]
По Тан Малаке политическая независимость должна была обязательно сопровождаться экономической независимостью, которая позволила бы удовлетворить нужды всего народа Индонезии: «В Индонезии нидерландцы не могут отказаться от своих политических прав, не ставя в то же время в опасность свои капиталистические интересы. Народ Индонезии не может застраховать своё право наследования, ограничиваясь действиями по достижению политических прав, не затрагивая экономическое господство иностранных капиталистов.
Экономические и политические вопросы тесно связаны. Борьба за освобождение индонезийского пролетариата – это борьба за политическую и экономическую независимость, без одной из них возможно разъединение политических, экономических и социальных задач. Борьба за освобождение индонезийцев стремится не только к политическому устранению империализма, но также и к уничтожению экономической эксплуатации и достижению в новом обществе права на жизнь.
Индонезийская революция – не просто национальная революция, как хотят некоторые индонезийцы, которые не ставят цель удерживать или улучшать своё положение, вовсе готовые уступить все источники богатства иностранцам, которые могут стать союзниками врагов нации. Революция должна вовлечь в экономические и социальные меры тех, кто ставит цель осуществить полную независимость.
Революция не сможет победить, если она не перейдёт границы национальной революции. Борьба за освобождение индонезийского народа должна стремиться к получению социальных и экономических гарантий». [7]
Это желание экономической независимости, заявленное Тан Малакой, было направлено против индонезийских правителей, которые ограничивали свои требования исключительно областью политики: «если лакеи иностранных капиталистов будут снова править страной – даже если эти лакеи – индонезийцы и если 100% современных предприятий попадут в руки капиталистов, как в эпоху «нидерландской Индии» - тогда национальная революция принесёт отрицание Прокламации и национальной независимости и начало возвращения капиталистов и империалистов». [8]
Таким образом, выступая против бывшего голландского колониального господства и против некоторых индонезийских правителей, Тан Малака требовал возврата индонезийскому народу имущества колонизаторов: «Партизан должен, следовательно, рассматривать защиту полной независимости и конфискацию всего имущества врагов как единственную возможность, падающую с неба и предложенную индонезийцам, ради которой они, пожалуй, смогут выполнить задачу возвышения и осуществления святого дела. Только люди без рассудка не чувствуют этой возможности. Только трусы и нечестные могут не желать выполнения этой задачи, которая хоть и тяжёлая, однако, принесёт существенную пользу настоящему и будущему обществу» [9].
Своими действиями и раздумьями Тан Малака представлял одну из наиболее оригинальных фигур, желающих создать специфический марксизм, способный адаптироваться к национально-культурным реалиям своего народа, среди которых был ислам. Тан Малака понимал важную роль, которую могут сыграть ислам как фактор освобождения мусульманских народов, угнетённых западными империализмами.
Важность ислама в жизни народов мусульманских стран заставляла многих марксистов этих стран, вслед за Тан Малакой, вновь думать об их отношении к исламу как к религии и цивилизации.
Анвар Абдель Малек писал по этому поводу, что обратная сторона партии марксистов трёх континентов очень поздно привела лидеров этих движений к мысли, что «принципиальные причины их поражения – в том, что они не стали партиями революционных социалистов, способными объединиться с национально-культурной основой вместе с её религиозным измерением в единую формулировку, общие кадры, стиль действия и методологию, которые являлись бы марксистскими». [10]
[1] Tan Malakka, Communisme et Pan-islamisme, IVème Congrès de l’Internationale Communiste.
[2] Tan Malakka, Le partisan et sa lutte militaire, politique et économique.
[3] Tan Malakka, Le partisan et sa lutte militaire, politique et économique.
[4] Tan Malakka, Le partisan et sa lutte militaire, politique et économique.
[5] Tan Malakka, Le partisan et sa lutte militaire, politique et économique.
[6] Tan Malakka, Le partisan et sa lutte militaire, politique et économique.
[7] Tan Malakka, Le partisan et sa lutte militaire, politique et économique.
[8] Tan Malakka, Le partisan et sa lutte militaire, politique et économique.
[9] Tan Malakka, Le partisan et sa lutte militaire, politique et économique.
[10] Abdel Malek Anouar, La dialectique sociale, op. cit., page 316.
Коммунизм и панисламизм
Tan Malaka. Communism and Pan-Islamism
(перевод с англ., сверенный с переводом с французского)
Тан Малака (1922)
Это – выступление индонезийского марксиста Тан Малаки на 4-м Конгрессе Коммунистического Интернационала 12 ноября 1922г. Оспаривая наброски тезисов, сделанные Лениным и принятые на 2-м Конгрессе, которые подчёркивали необходимость «борьбы с панисламизмом», Тан Малака приводил доводы в пользу более позитивного подхода. Тан Малака (1897-1949) был избран председателем Компартии Индонезии в 1921г., но в следующем году колониальные власти заставили его покинуть Ост-Индию. После провозглашения независимости в августе 1945г. он возвратился в Индонезию для участия в борьбе против голландского колониализма. Он стал лидером Партаи Мурба (Пролетарская Партия), сформированной в 1948г. для организации оппозиции рабочего класса правительству Сукарно. В феврале 1949г. был взят в плен индонезийской армией и казнён.
Товарищи! После прослушивания выступлений генерала Зиновьева, генерала Радека и других европейских товарищей, и принимая во внимание важность, также и для нас на Востоке, вопроса о едином фронте, я думаю, что я должен высказаться от имени Компартии Явы ради тысяч миллионов угнетённых народов Востока.
Я должен задать несколько вопросов генералам. Возможно, генерал Зиновьев не думал о едином фронте на Яве; возможно, наш единый фронт есть нечто отличающееся. Но решение 2-го Конгресса Коминтерна означает на практике, что мы принялись за формирование единого фронта с революционным национализмом. В силу того, что, как мы должны признать, формирование единого фронта необходимо в нашей стране тоже, наш единый фронт не может быть с социал-демократами, а должен быть с революционными националистами. Но тактика, используемая националистами против империализма отличается от нашей; взять, например, бойкот и мусульманскую освободительную борьбу, пан-исламизм. Это – 2 формы, которые я рассматриваю в особенности, таким образом, я задам следующие вопросы. 1-й, должны ли мы поддерживать национальное бойкотистское движение или нет? 2-й, должны ли мы поддерживать пан-исламизм, да или нет? Если да, то как далеко нам следует заходить?
Бойкот, я должен признаться, безусловно не коммунистический метод, но это одно из острейших орудий, доступных в ситуации военно-политического подчинения на Востоке. За последние 2 года мы видели успех бойкота 1919г. египетского народа против британского империализма, опять же великий китайский бойкот в конце 1919г. и начале 1920г. Самое недавнее бойкотистское движение было в Британской Индии. Мы можем заключить, что за последние несколько лет на Востоке использовались другие формы бойкота. Мы знаем, что это не наш метод, это мелкобуржуазный метод, что-то, что принадлежит националистической буржуазии. Мы даже можем сказать больше, что бойкот означает поддержку доморощенного капитализма; но мы также видим, что сторонники бойкотистского движения в Британской Индии, 18 сотен его лидеров, сейчас томятся в тюрьме, что бойкот породил очень революционную атмосферу, более того, что бойкотистское движение фактически вынудило британское правительство просить военной помощи у Японии на тот случай, если оно разовьётся в вооружённое восстание. Мы также знаем, что магометанские лидеры в Индии – доктор Кирчиф, Хасрет Махони и братья Али – действительно националисты; мы не восстали в ответ на арест Ганди. Но народ в Индии знает очень хорошо то, что знает каждый революционер: местное восстание может закончиться только поражением, потому что у нас нет оружия и других военных средств, следовательно, вопрос бойкотистского движения станет, сейчас или в будущем, для нас, коммунистов, настоятельным. И в Индии, и на Яве мы знаем, что многие коммунисты склонны превозносить бойкотистское движение на Яве, возможно, потому что коммунистические идеи, исходящие из России, были так давно забыты, или, возможно, потому что было такое развязывание коммунистических чувств в Британской Индии, которое могло бросить вызов целому движению. В любом случае, мы стоим перед вопросом: поддерживать нам эту тактику, да или нет? И насколько далеко мы можем идти?
С панисламизмом – долгая история. Прежде всего, я расскажу об опыте нашего сотрудничества с исламистами в Ост-Индии. У нас на Яве есть очень большая организация с большим числом очень бедных крестьян, Сарекат Ислам (Исламская Лига). Между 1912г. и 1916г. в этой организации было миллион членов, может быть даже 3 или 4 миллиона. Это очень большое народное движение, которое возникло стихийно и является действительно революционным.
До 1921г. мы сотрудничали с ним. Наша партия, насчитывающая 13 000 членов, шла в это народное движение и вела там свою пропагандистскую работу. В 1921г. мы имели успех в продвижении нашей программы в Сарекат Ислам. Исламская Лига тоже проводит её в агитации в деревнях под контролем заводов и под лозунгом: «Вся власть бедным крестьянам, вся власть пролетариям!» Т.о., Сарекат Ислам проводит ту же пропаганду, что и наша Компартия, иногда только под другими названиями.
Но в 1921г. произошёл раскол в результате неумелой критики в адрес руководства Сарекат Ислам. Правительство, через посредничество своих агентов в недрах Сарекат Ислам, использовало раскол, а также использовало решение 2-го конгресса Коминтерна: борьба против панисламизма! Что они говорят простым крестьянам? Они говорят: смотрите, коммунисты хотят не просто раскола, они хотят уничтожить вашу религию! Это – чересчур для простого крестьянина-мусульманина. Крестьянин говорит сам себе: я лишён почти всего в этом мире, следовательно, должен ли я лишаться ещё и моих небес? Этого я не хочу! Вот как думает простой мусульманин. Пропагандисты правительства пользуются этим с большим успехом. И, стало быть, мы получили раскол. [Председатель: Ваше время вышло]
Я приехал из Ост-Индии, я провёл в пути 40 дней. [аплодисменты]
Сарекат-исламисты верят нашей пропаганде и остаются с нами по своим склонностям, ради использования народного выражения, но в своих сердцах они остаются вместе с Сарекат Ислам, вместе со своими небесами. Ибо небеса есть некоторая вещь, которую мы не можем им дать. Вот почему они бойкотировали наши собрания, и мы не могли больше вообще пропагандировать.
С начала прошлого года мы работали в восстановленной связи с Сарекат Ислам. На нашем съезде в декабре прошлого года мы сказали, что мусульмане Кавказа и других стран, сотрудничающие с Советами и борющиеся против международного капитализма, лучше понимают свою религию; мы также говорили, что если они хотят пропагандировать за свою религию, они могут делать это сколько угодно в мечетях, но не в союзах.
Нас спрашивают в общественных объединениях: вы – мусульмане, да или нет? Вы верите в бога, да или нет? Как нам отвечать на это? Я сказал, что когда я стою перед богом, я - мусульманин, но когда я стою перед человеком, я – не мусульманин [громкие аплодисменты], потому что бог говорил, что среди людей – много дьяволов [громкие аплодисменты]. Вот так примерно мы с Кораном в руках нанесли поражение их лидерам; на нашем съезде в прошлом году мы заставляли вождей Сарекат Ислам, окольным путём, через их собственных членов, сотрудничать с нами.
Когда в марте прошлого года разразилась всеобщая забастовка, трудящиеся мусульмане нуждались в нас, потому что под нашим руководством были железнодорожники. Вожди Сарекат Ислам говорили: вы хотите сотрудничать с нами, значит, вы должны помогать нам тоже. Верно, подытожили мы на своей встрече и сказали: да, ваш бог всемогущ, но он говорит, что на этой земле железнодорожники более всемогущи! [громкие аплодисменты] Железнодорожники - это исполнительный комитет бога в этом мире [смех]
Но это не исчерпывает вопрос, и если у нас будет новый раскол, мы можем быть уверены, что агенты правительства будут тут как тут со своим панисламизмом. Таким образом, вопрос о панисламизме очень безотлагателен.
Давайте для начала разберёмся, что на самом деле означает слово «панисламизм». Когда-то оно имело историческое значение и означало, что ислам должен завоевать весь мир с мечом в руке, и это должно произойти под руководством Халифа, а Халиф должен быть арабского происхождения. Примерно через 400 лет после смерти Мухаммеда мусульмане раскололись на 3 больших государства, и, таким образом, священная война потеряла своё значение для целого мусульманского мира. То, что Халиф и мусульманская религия должны завоевать весь мир, потеряло своё значение, потому что Халиф Испании говорил «я – истинный халиф, я должен нести знамя», Халиф Египта говорил то же самое, а Халиф Багдада говорил «я – настоящий халиф, поскольку я из арабского коранического племени».
Таким образом, слово «панисламизм» больше не имеет своего первоначального значения, а имеет сейчас на практике совершенно другое значение. Сегодня панисламизм означает борьбу за национальное освобождение, т.к. для мусульман ислам – это всё: не только религия, но также и государство, экономика, пища и всё остальное. Т.о., панисламизм означает поддержание братства всех мусульманских народов и национального освобождения не только арабов, на также и индийцев, яванцев (индонезийцев) и всех угнетённых мусульманских народов.
Это братство включает в себя не только борьбу, ведущуюся против голландского империализма, но также и против английского, французского и итальянского капитализма, и, следовательно, против всего мирового капитализма. Вот почему сегодня в Индонезии, среди угнетённых колониальных народов панисламизм представляет борьбу за освобождение от власти различных империалистов мира. Эта новая задача для нас. Поскольку мы хотим поддержать национальную борьбу, мы хотим, следовательно, поддержать освобождение очень боевых, очень активных 250 миллионов мусульман, живущих под гнётом власти империалистов. Поэтому я снова спрашиваю: должны ли мы поддержать панисламизм в этом смысле?
Итак, я заканчиваю мою речь. (Бурные аплодисменты).